Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” Александра Блока
Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”. О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих – непонятном и загадочном творении?
Ночь, улица, фонарь, аптека
Анализировать стихотворение Блока невозможно без прочтения самого произведения. Несмотря на то что многие знают эти восемь знаменитых строк наизусть, ниже приведен оригинал стихов.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Новые мотивы в творчестве
В 1912 году Александром Блоком были написаны мрачные строки: «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения позволит увидеть существенную разницу между этим стихом и более ранними. Один из сборников поэта называется «Страшный мир». Именно в этот цикл включил Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стиха стоит начать с предыстории. В чем отличие этого произведения от прочих, созданных русским поэтом? Какие события повлияли на взгляды Блока?
Смена эстетических взглядов
В 1912 году автор этого стихотворения был уже знаменит на всю страну. В начале двадцатого столетия в русском литературном мире царил символизм. Это направление зародилось во Франции, а в России получило особое развитие. Стихи, которые Блок создавал в ранний период своего творчества, были рассчитаны на эстетов, читателей, обладающих утонченным вкусом. В них было нечто эфемерное, неосязаемое, нереалистичное.
Анализ
“Ночь, улица, фонарь, аптека” – стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике “страшного мира”, очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков. Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность – стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение: “бессмысленный свет”, “исхода нет”, “умрешь”. Слово “аптека” так же намекает на смертельный исход: не зря именно в цикле “Пляски смерти” представлено творение Блока о ночных улице, фонаре и аптеке. Анализируя стихотворения из этого поэтического сборника, видно, что все они связаны темой меланхолии и смерти. Вероятнее всего, лирический герой, убитый отчаянием и уставший каждую ночь видеть одно и то же – пустынную улицу, фонарь и здание аптеки – бродит вдоль канала, размышляя о самоубийстве. Однако приходит к выводу, что единичная смерть ничего не изменит:
Следует упомянуть, хотя бы кратко, анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” с морфологической точки зрения. Произведение написано в форме четырехстопного ямба, с использованием перекрестной рифмы, чаще всего встречающейся в творчестве поэта.
Душевный кризис
Блок пережил страшную трагедию: смерть сына. Произошло это за три года до создания весьма мрачного произведения, начинающегося со слов «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ обнаруживает почти полное отсутствие в строках аллегорий, метафор. В них почти нет символичности.
В совсем нетипичном для раннего творчества духе написал Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения говорит о том, что автор в момент его создания пребывал в состоянии отрезвления. Страшного, тяжелого. В такие моменты человек вдруг понимает, что в жизни нет места иллюзиям, надеждам и мечтам. Мрачность и безысходность – составляющие картины, которую ему придется наблюдать до последних дней своего земного существования.
Философия и влияние
Анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов. Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться “как встарь”, каждому необходимо найти самостоятельно.
Современники Блока, анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.
Исхода нет
Для чего все-таки человек является в этот страшный мир? Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ которого сделать лишь на первый взгляд просто, стал, возможно, одной из первых тщетных попыток поэта ответить на этот вопрос. В стихотворении присутствует рефрен. Лирический герой наблюдает одну и ту же картину на протяжении всей своей непростой жизни. Он так и не получает ответа на свой вопрос. Единственный вывод, к которому приходит автор, «. исхода нет».
Споры о расположении аптеки
За три месяца до написания известного стихотворения Блок со своей женой, Любовью Дмитриевной Менделеевой (дочерью Дмитрия Ивановича Менделеева, к которой после женитьбы быстро остыл), переехал в квартиру дома №57 по Офицерской улице (ныне — Декабристов, переименована в 1918 году).
Дом №57 по бывшей Офицерской улице, где жил Александр Блок
Недалеко от этого места и поныне располагается знаменитая аптека. Возникает только вопрос, какая именно, ведь на улице Офицерской их две – в доме за нумером 27 или за нумером 51? Сам поэт отвечал на этот вопрос туманно, не делая конкретных отсылок: «В каждом доме есть аптека».
Считается, что Блок описывал в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека» именно первую из них (в 27-м доме), так как она расположена недалеко от Крюкова канала, напротив Мариинского театра:
…Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
Эта версия принадлежит профессору Медицинской академии им. И.М. Сеченова В. Карташову. Многим она кажется не совсем точной, так как аптека находится не на набережной, а чуть поодаль – и «ледяной ряби канала» оттуда не видно. К тому же, этот район всегда был довольно оживленным из-за соседства с театром, о чем в произведении нет ни слова. Однако именно рядом с этой аптекой находится знаменитый фонарь. И она же ближе всего расположена к каналу, даже если его оттуда и не очень хорошо видно.
Писатель Корней Чуковский растолковал произведение Александра Блока иначе. По его мнению, речь идет о другой аптеке на бывшей Офицерской улице – той, что в 51 доме. Многие с этой теорией не соглашаются, так как в том районе нет каких-либо водоёмов и рек в непосредственной близости. Гораздо правдоподобней кажется версия о том, что поэт эту аптеку тоже обессмертил, но в другом стихотворении цикла «Пляски смерти» («Пустая улица. Один огонь в окне…»).
На бывшей Офицерской в доме №51 сейчас чего только не расположено. А вот аптеки нет
Авторитетной, но менее похожей на истину кажется третья версия расположения аптеки, принадлежащая перу академика Дмитрия Сергеевич Лихачева. Он полагал, что это место никаким образом не связано с улицей Офицерской, а сама фармацевтическая организация находится на Петроградской стороне, где Александр Александрович жил ранее. Аптека, которую можно увидеть там (ее даже называли учреждением самоубийц — об этом вы можете прочесть в академика), как нельзя лучше вписывается в колорит произведения: расположена в достаточно глухом и мрачном месте, куда редко заходили люди. Ее адрес: улица Большая Зеленина, 44, на пересечении улицы Большая Зеленина и набережной адмирала Лазарева, у моста на Крестовский остров. Однако, и на это сам обращает внимание Дмитрий Сергеевич, поблизости нет ни каналов (Малую Невку, у моста которой было эта аптека, назвать каналом сложно), ни фонарей.
Мрачный пейзаж
Какую картину видел Блок перед собой, создавая это стихотворение? Весь мир окрашен в безрадостные мрачные тона. Для усиления этого впечатления поэт использует такие эпитеты, как «бессмысленный», «тусклый», «ледяной». Все, на что может рассчитывать человек, по мнению Блока, это увидеть лишь часть мрачного мира. Изменить в нем что-либо, придать ему более жизнерадостные оттенки никому не под силу.
Мир поэт изображает на примере скупого городского пейзажа, который открывается перед его глазами. Из окна он видит улицу, одинокий тусклый фонарь и здание, в котором и расположена та самая аптека. Хотя поэт и оставил к моменту написания этих строк традиции символизма, он внес в произведение иррациональные мотивы. Он говорит о том, что даже в случае возвращения в этот мир уже после смерти, человеку не суждено увидеть более светлый, жизнеутверждающий пейзаж. Автор вряд ли верит в реинкарнацию. Скорее, слова «начнешь сначала» – образное сравнение, прием, от которого поэт не смог отказаться, даже избавившись от влияния символизма.
Средства выразительности
Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее в двух четверостишиях он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится всё, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя.
Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом создаётся эффект неторопливого обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллитерации, например глухих согласных «с и т»: Бессмысленный и тусклый свет».
История написания
Стихотворение было написано Блоком 12 октября 1912 года в его петербургской квартире. Тогда он жил на ул. Офицерской, 57. Сегодня эта улица называется Декабристской.
В квартире А. Блока сегодня расположен музей. Он посвящен жизни и творчеству поэта. Историю написания поведала в интервью сотрудница музея Анна Горегина.
Написал Блок стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека..», анализ которого мы обсуждаем, за любимым письменным столом. Поэту он достался от бабушки, переводчицы Елизаветы Бекетовой. Он был дорог ему как память. Поэтому Александр всегда перевозил его с собой при смене места жительства. Сегодня стол стоит на том же месте, что и сто лет назад. А на нем лежит тетрадь со знаменитыми строками.
Через два дня после написания стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека..» Блока посетил его друг. Это был литературовед и переводчик Василий Гиппиус. Когда последний прочел произведение, то был поражен его мрачностью. В. Гиппиус тогда даже пошутил, что и у его дома есть аптека. На что Блок со всей серьезностью ответил, что у каждого дома есть аптека.
Вечность
Человек смертен. Его пребывание на земле ничтожно по сравнению с вечностью. Такова философская мысль поэта. В ранние годы Блок жил лишь поэзией. Он наивно полагал, что искусство и литература способны изменить человеческую жизнь к лучшему. Эта точка зрения оказалась несостоятельной. Анализ стиха Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» позволяет прочувствовать переживания разочаровавшегося в своих идеях художника.
Какую идею раскрыл анализ стиха? «Ночь, улица, фонарь, аптека…» пронизано тоской и ощущением обреченности. Всего восемь лаконичных строк, которые написаны четырехстопным ямбом, передают внутренний мир человека, который едва ли находит силы во что-то верить, на что-то надеяться. Вечность или забвение, материальность или духовность – выбор, который стоит перед лирическим героем. Блок впоследствии все же нашел ответ на свой вопрос. Он сделал выбор. Поэт отказался покидать Россию, даже при том, что остаться для него означало обречь себя на гибель.
ли со статьей или есть что добавить?