ESP – умная система безопасности авто: нужна или все-таки мешает

Содержание

Что такое система ESP в автомобиле

Ежегодно мировые производители стараются улучшить безопасность своих автомобилей. Разрабатываются новые системы, а старые постоянно дорабатываются. Сегодня самыми распространенными системами активной безопасности являются ESP и ABS. И если раньше их ставили только на дорогие авто, либо за доплату, то сейчас их устанавливают в обязательном порядке. Сегодня мы рассмотрим, как устроена и работает ESP, в чем ее особенности и отличия.

Системы активной безопасности

Нередко одно слишком сильное нажатие на педаль тормоза или неосторожный поворот руля может привести к печальным последствиям – от заноса до вылета на встречную полосу движения. Чтобы минимизировать риск возникновения подобных ситуаций инженеры ведущих автокорпораций оснащают машины полезными системами, которые оказывают реальную помощь водителю и делают управление авто необычайно комфортным и простым.

ESP – умная система безопасности авто: нужна или все-таки мешает

Далеко не все автовладельцы знают, что дает система ESP в автомобиле, что это за блок, как он помогает управлять транспортным средством и какие функции выполняет. Electronic Stability Program является динамической системой стабилизации, призванной помочь водителю полностью контролировать автомобиль в различных ситуациях.

Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC

Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC

Каждый новый автомобиль, проданный в Европе с 2014, должен быть оснащён электронной системой стабилизации, но далеко не все автовладельцы знают, чем отличаются ESP и ESC, а также на что влияет выбранный вариант.

Смотрите также: Что такое система векторизации крутящего момента и как она работает?

ESC (или ESP) многими рассматривается как одно из величайших достижений в области автомобильной безопасности и автоспорта в частности. Принципиальное отличие системы стабилизации от таких традиционных элементов пассивной безопасности как ремни и подушки заключается в том, что они предназначены для спасения жизни, а также сохранения здоровья водителя и пассажира при аварии, а вот ESC (или ESP) используются для предотвращения ДТП.

Для справки, ESC расшифровывается как Electronic Stability Control (Электронный Контроль Устойчивости), а ESP – Electronic Stability Program (Электронная Программа Стабилизации). Фактически, цели у обеих совпадают, а исследования и проверка опытным путём наглядно доказывают их эффективность. По мнению британских специалистов, которые основывались на статистических данных, оснащение автомобиля ESP помогает снизить риски серьёзного транспортного происшествия на 25%. В то же время шведские исследователи склонны полагать, что данная система активной безопасности помогает на 35% уменьшить вероятность попадания в аварию со смертельным исходом при плохих погодных условиях.

Это мрачная перспектива, которая, тем не менее, должна подвергаться тщательному анализу, именно поэтому в Европе на законодательном уровне закрепили обязательное оснащение всех новых автомобилей ESP. Такая инициатива была реализована в 2014 году, до этого момента столь важная система входила лишь в список дополнительного оборудования, доступного достаточно дорогим моделям. При этом прообраз данной электронной системы был запатентован ещё в 1959 году, а реализовать её на массовой серийной модели удалось только к 1994 году.

Что такое esp в автомобиле и для чего он нужен?

Что такое esp в автомобиле и для чего он нужен?

Установленная в автомобиле система стабилизации движения часто сохраняет жизнь и здоровье водителю в аварийной ситуации. Каков же принцип работы этой системы?

Система стабилизации (она же система поддержания курсовой устойчивости или ESP) образует вместе с ABS, антипробуксовочной системой двигателя и блоком его управления систему предотвращения аварийных ситуаций. Конкретно система курсовой устойчивости имеет блок-котроллер для обработки поступающих сигналов и множество датчиков, анализирующих положение руля, скорость движения колеса, давление тормозной системы и многое другое.

Что такое ЕСП (ESP) система в автомобиле: необходимость или прихоть

ЕСП (ESP) — система в автомобиле, занимающая лидирующие позиции в эффективности обеспечения активной безопасности. После оснащения транспортных средств данной функцией, количество ДТП снизилось на 30 %. ESP спасает жизни пешеходов, предотвращает аварии, и делает управление автомобилем более прогнозируемым и простым.

Система электронного контроля устойчивости ESP: назначение и принцип работы

С развитием электронных систем помощи водителя в ходе управлении автомобилем, появилась возможность для вмешательства электроники в некоторых сложных ситуациях, когда навыков новичка уже не хватает. Автоматика действует быстрее, а главное правильнее, поскольку её программы написаны на основании знаний квалифицированных специалистов, как по практическому вождению, так и по теории поведения автомобиля.

Как устроена

Практически во всех современных машинах есть курсовая устойчивость. Если не в базовых версиях, то в более дорогих комплектациях она доступна к заказу. Этот электронный модуль работает в тесной связи с ABS. Без наличия последней контроль курсовой устойчивости не будет функционировать вообще.

Блок управления антиблокировочной системы

Важно знать, что управление данной опцией осуществляется не только с участием антипробуксовочнй системы, но и блока управления двигателем.

По сути, все эти компоненты обеспечивают общий, комплексный принцип работы. Водитель далеко не всегда способен понять и ощутить, как именно работает эта функция, какие действия предпринимает. Однако при этом она осуществляет целый комплекс мероприятий, направленных на контраварийное вождение.

АВS поможет водителю вовремя и правильно выйти из заноса

В основе действия ESP лежит электронный контроллер, который постоянно следит за сигналами:

  • датчика колес, вычисляющего скорость их вращения;
  • положения рулевого колеса;
  • давления в тормозной системе.

Система электронного контроля устойчивости ESP собирает данные в фоновом режиме и при необходимости активируется.

Основные сведения, которые поступают в блок управления, идут с двух особых датчиков. Первый – это контроллер угловой скорости по отношению к вертикальной оси, а второй – датчик поперечного ускорения.

Датчик угловой скорости ESP

Если показатели выше допустимых, то система стабилизации моментально начинает действовать. Кроме того, ESP всегда известны такие параметры:

  • количество оборотов двигателя;
  • скорость движения;
  • наличие заноса;
  • угол вращения колес и руля.

Все данные передаются мгновенно, чтобы опция стабилизации сработала максимально быстро и корректно.

Работа системы ESP на автомобиле при заносе машины на дороге

Для чего нужна система ESP

ЕСП необходима для удерживания траектории движения автомобиля в экстремальных ситуациях. Это может быть неожиданный занос транспортного средства, резкое торможение или сход с поставленного пути. К примеру, в снежную пору автомобиль теряет сцепление с трассой и уходит в занос. Если он оснащен данной системой, то траектория автоматически начнет выравниваться, а скорость снижаться. Без ЕСП водителю остается выравнивать ее самостоятельно.

С контролем курсовой устойчивости сложнее сбить автомобиль с траектории. Как бы водитель не пытался спровоцировать занос, ЕСП будет препятствовать этому всеми силами, обеспечивая безопасное передвижение.

70 % аварий возникает из-за заноса транспортного средства. ЕСП предотвращает вероятность заноса на 80 %. Прохождение теста «на лося», когда автомобиль на скорости объезжает внезапно возникнувшее препятствие, показало – с ESP максимальная скорость объезда увеличивается на 10 %.

Компоненты системы ESP

ESP — высшая ступень активной безопасности. В данной системе объединены следующие:

  • ABS (для торможения);
  • ASR (контроль пробуксовки колес);
  • EBD (неравномерное распределение тормозного усилия);
  • VSC (устойчивость автомобиля);
  • VSA (стабилизация автомобиля).

ЕСП сработает не только во время заноса. Эта система помогает водителю в случае резких торможений, спуска с горы, крутых поворотов и т. д.

Важно знать! Автомобильные бренды называют систему курсовой устойчивости разными названиями: ESP, DSC, ESC. Разницы никакой, принцип работы одинаков.

Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля

Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.

Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.

ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.

Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.

Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.

В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.

Даже автогонщики, долго и упорно тренировавшиеся, могут повлиять на ситуацию только косвенно, поскольку они при всём желании неспособны, в частности, управлять торможением отдельных колёс. В лучшем случае они перераспределят тормозной баланс по осям и то, далеко не на каждом автомобиле такое возможно.

Принцип работы ASR:

— Датчик информирует об изменениях блока управления, который в свою очередь обрабатывает поступивший сигнал. — БУ сравнивает скорости вращения колес, а затем передает команду исполнительному механизму. — Механизм снижает скорость вращения того колеса, которое пробуксовывает, и согласовывает ее с показателями других колес.
Результат: блокирование дифференциала не осуществляется, как следствие, при движении авто по непрямой траектории колеса ведущей оси вращаются в обычном режиме, но при этом имеют разную скорость.

В каких популярных авто установлена

В настоящее время система безопасности ESP установлена в большинстве выпускаемых автомобилей. Это может быть как недорогой Рено Дастер и Форд фокус, так и топовый Фольксваген или Мерседес.

Первыми внедрять эту разработку стали в компании Bosch и Daimler. В 1995 году функция стабилизации появилась на флагманском представительском седане Mercedes-Benz S-Class. В дальнейшем эту технологию начали применять и другие производители.

Устройство ESP

ЕСП – это система безопасности высокого уровня, взаимодействующая с рядом других:

  • АБС;
  • распределения тормозных усилий;
  • электронной блокировкой дифференциала;
  • антипробуксовочной (ASR).

Схема работы ЕСП

Схема работы ЕСП

Противозаносная система объединяет блок управления, датчики, а также гидравлический блок. Последний является исполнительным механизмом. Работа системы во многом зависит от входных датчиков:

  • угла поворота руля;
  • поперечного и продольного ускорения авто;
  • частоты вращения колес;
  • давления в тормозных контурах;
  • угловой скорости авто.

Датчики фиксируют каждый параметр и передают информацию на блок управления ESP. Информация поступает с интервалом в 20 миллисекунд.

По сути, ESP является усовершенствованной версией антиблокировочной системы. Но в отличие от АБС, она принимает все возможные усилия, чтобы выровнять автомобиль –подтормаживает колесо, замедляет двигатель, блокирует коробку, а также и помогает водителю подруливать в правильной траектории.

История

Первый патент на систему рассматриваемого вида был выдан в 1959 году. Разработка называлась «Управляющее устройство». Ее инициатором стал концерн Daimler-Benz. Результат оказался посредственным. Инженеры концерна не смогли предложить продукт, который мог бы стать реальным помощником водителя.

Все изменилась спустя много лет. В 1994 году премиальные Мерседесы получили оснащение полноценной системой безопасности. Несколько позднее курсовая стабилизация стала доступна на серийных машинах компании Mercedes-Benz.

Насколько удобно автомобилистам использовать систему ESP?

udobstvo-vozhdeniya-s-esp-1

Для профессиональных гонщиков, любителей экстремальной езды система курсовой устойчивости будет только мешать и не принесет ничего полезного. Ведь когда автомобиль заносит, а водителю нужно с этим справиться, он давит на газ. А система стабилизации движения просто не будет давать это сделать, постоянно ограничивая скорость в данном случае. Ведь при заносе крутящий момент снижается, а также сокращается подача топлива в двигатель, в то время как водителю-гонщику нужно наоборот увеличение его количества.

Чтобы таким водителям было комфортно руководить современными автомобилями, во многих из них предусмотрели функцию отключения системы курсовой устойчивости. Это либо специальная кнопка, либо определенный порядок действий, при выполнении которых функция отключится. Кроме того, чтобы водителю во время экстренной ситуации хоть немного предпринять самостоятельные действия (ведь компьютер оценивает не все риски на дороге), система ESP запускается не сразу во время угрозы, а на миг позже, позволяя человеку вмешаться в ход событий.

Тем же, кто не обладает профессиональными навыками вождения и не использует экстремальную езду в повседневной жизни, лучше все же не отключать систему стабилизации движения. Ведь при малом опыте вождения или слабых навыках безопасность должна быть выше временных неудобств во время вождения. Автомобиль с ESP придает водителю больше уверенности в себе, но не следует думать, что эта система способна на чудо. Система позволяет лишь максимально сгладить последствия аварийной ситуации, но не устраняет их полностью, поэтому не стоит рисковать без надобности, думая о возможностях автоматики.

Добавление третьего элемента безопасности к ABS и противобуксовочной системе

Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.

ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.

Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать. Если водитель перешагнёт тот рубеж, когда потеря контроля над автомобилем неизбежна, ни одна из существующих ныне систем не позволит предотвратить серьёзные последствия.

Как работает ASR?

Влияние на ведущие колеса осуществляется двумя способами:

Когда машина двигается со скоростью, предположим, 60 км/ч (у каждой марки – свой показатель), колесо, которое пробуксовывает, притормаживается тормозной системой. Благодаря чему это происходит? Насос для тормозной жидкости, который входит в состав ASR, создает необходимое давление, соленоиды приводят в действие клапаны, которые и осуществляют подачу жидкости на тормозные цилиндры. Если установленная предельная скорость превышена, то блок управления антипробуксовочной системы сигнализирует об этом двигателю, а тот в свою очередь снижает крутящий момент. Если автомобиль комплектуется автоматической трансмиссией, то активируется повышенная передача, что приводит к «ослаблению» тяговых характеристик машины.

Как это работает?

Рассмотрим, какой у ESP принцип работы. Система призвана сравнивать параметры движения авто и действия водителя. Если запрограммированные параметры отличаются от фактических, блок ESP определяет ситуацию как неконтролируемую. Далее электроника принимает все возможные меры, чтобы выровнять автомобиль:

  • меняет крутящий момент ДВС;
  • тормозит определенными колесами;
  • меняет угол поворота рулевых колес;
  • изменяет жесткость амортизаторов (на автомобилях с адаптивной подвеской).

Например, если у автомобиля заносят передние колеса, ESP тормозит заднее и меняет крутящий момент ДВС (в машине будто пропадает газ). Так, авто плавно возвращается на свою траекторию. Чтобы в момент выравнивания занос не повторился, система ESP в автомобиле

дозирует торможение – меняет усилие и интервал сжатия тормозных дисков.

Эта особенность спасла жизни многим водителям, оказавшимся в стрессовой ситуации.

А как меняется крутящий момент? В ЭБУ двигателя поступает сигнал о изменении:

  • импульсов зажигания;
  • впрыска топлива;
  • положения дроссельной заслонки.

То есть, делается все возможное, чтобы «успокоить» двигатель – прекращается подача топлива, воздуха и даже искры в камере сгорания.

Кстати, на некоторых авто электроника даже блокирует переключение передач в этот момент (если речь идет об автомате).

К чему может привести неисправность

Если система ESP неисправна, она полностью деактивируется. Причиной этому могут стать электрические или механические проблемы.

В первую очередь необходимо произвести электронную диагностику. Она укажет, где следует искать проблему. Это может быть неисправность одного из датчиков.

При такой информации необходимо произвести электронную диагностику

Устройство

Блок ESP

Сама по себе ESP не способна выполнять возложенные на нее задачи. В помощь требуются электронные датчики. Обработкой поступающих от них сигналов занимается специальный блок. Электроника вовремя информирует систему о неадекватном поведении автомобиля, что дает возможность вернуть контроль над транспортным средством.

Перечень составных элементов формируется за счет:

  • основного блока, предназначенного для обработки сигналов от датчиков и управления конкретными устройствами;
  • датчиков, фиксирующих, с какой скоростью вращается каждое колесо;
  • датчиков, измеряющих скорость и отклонение транспортного средства по оси. Датчики этого вида находятся внутри одного корпуса;
  • контроллера, способного определить, как рулевое колесо изменяет угол поворота;
  • гидравлического блока, инициирующего тормозные усилия.

К помощникам также относят следующие системы:

  • ABS – исключение вероятности блокировки колес во время торможения;
  • EBD – распределение усилий при управлении тормозными дисками;
  • ASR – контроль того, насколько проскальзывают колеса, с последующим перераспределением крутящего момента. Исключается пробуксовка;
  • EDS – дополнение к ASR. Блокировка дифференциального механизма.

Почему горит лампа на панели приборов

Как и остальные компоненты безопасности, система ESP имеет лампу на приборной панели любого автомобиля, который ею оборудован. Лампа может подавать различные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:

  1. Лампа ESP моргает во время своей работы – попытки привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля, моргание лампы также наблюдается в процессе работы антипробуксовочной системы.
  2. Лампа ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают штатно, а на двигающемся, что в текущий момент времени система не вмешивается в управление
  3. Лампа ESP постоянно горит. Это тревожный сигнал, сигнализирующий о неисправности одного из компонентов системы. Суммарное количество компонентов, участвующих в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самостоятельная диагностика – практически невыполнимая задача. Загорание лампы вызывает даже неравномерный износ колёс, когда блок управления замечает ненормальную разницу в частоте вращения колёс и уходит в аварийный режим. Тот же эффект вызывается установкой нового запасного колеса вкупе с сильным износом оставшегося комплекта покрышек.

Лампа на приборной панели

Если автомобиль оборудован системой ESP, на приборной панели имеется соответствующая лампа, которая отображает работу или неисправность

Если вы относитесь к числу людей, не любящих сервисы, можно попробовать определить неисправность самому:

  • Водитель случайно самостоятельно отключил её. На некоторых автомобилях система не включается самостоятельно при достижении 50 км/ч, а значит, водитель постоянно ездит с горящей лампой.
  • Проверить состояние покрышек.
  • Проверить напряжение в бортовой сети. Блок управления отключается при низких значениях.
  • Проверить состояние гидроблоков ABS: хоть и редко, но они служат причиной поломки.

Это важно! Иногда случаются проблемные ситуации, когда ошибка ESP возникает периодически, а лампа может начинать гореть в самых замысловатых случаях. В таком случае машина эксплуатируется с постоянно подключённым сканером ошибок.

Во всех остальных случаях правильным поступком станет обращение в автосервис и проверка кодов ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, всё же сигнализирует о неисправности гидроблока ABS, в остальных случаях комбинация ошибок позволить определить неисправный узел.

Насколько популярна система ESP сегодня?

ESP – сравнительно молодая технология. И если ранее она была доступна только на единичных автомобилях, то сейчас в ее установке нет проблем. Правда, некоторые производители до сих пор предлагают ее как опцию, за которую нужно доплатить, что выглядит странно. Большинство покупателей, которые все же поставили ESP, уверены в ее необходимости.

А как дело обстоит в Европе? Насколько водители этих стран лояльны к ESP? Ведь Европа – центр технологий и цивилизованности, поэтому там активно внедряются системы и приборы, улучшающие комфорт и безопасность. Но как оказалось, европейским водителям лучше лишнюю копейку потратить на повышение собственного комфорта, чем на систему безопасности, какой бы она ни была.

Так, согласно исследованиям британской группы The Society of Motor Manufacturers and Traders относительно системы стабилизации движения, сообщается, что только каждый десятый европеец знает, что такое ESP, и в чем принцип ее действия. Для остальных же этот вопрос не играет никакой роли. Им попросту неинтересна ни сама технология, ни те преимущества, которые она дает. Что тогда думать о жителях постсоветского пространства.

Грубо говоря, заказывая очередную модель автомобиля, житель Европы оставит в пренебрежении систему безопасности ради наличия кожаного салона, аудиосистемы, климат-контроля, ксеноновой подсветки и т. д. Наш рынок ничем не отличается по своим запросам от европейского – ситуация та же.

Важность наличия ESP в автомобилях свидетельствует хотя бы следующая статистика: американцы доказали, что если бы систему установили на все автомобили, количество ДТП снизилось бы в два раза. Компания Honda, в свою очередь, сообщает, что ее модели с ESP на 35% реже попадают в аварии.

Но эти данные, увы, не убеждают многих заказывать систему стабилизации движения. Так, в Великобритании только 35% покупателей желают дополнительно приобрести ESP, а в Германии показатель составляет 60%. Но если покупать модель авто от дорогого бренда, наверняка эта возможность будет уже предустановленной. Ниже список компаний, которые ставят ESP практически на все свои модели:

Дополнительная устойчивость при повороте с ESC

Поскольку ESP обеспечивает дополнительную безопасность наряду с ABS и TCS, вас вряд ли удивит тот факт, что она использует большую часть оборудования из этих систем для работы. Используя датчики для измерения скорости отдельных колес, а также информацию от датчиков бокового ускорения и датчиков поперечной скорости, блок управления ESP постоянно контролирует боковые движения автомобиля и сопоставляет их с положением рулевого колеса. Если машина не отреагирует на движение руля так, как это запрограммировано, или заданный угол поворота, а также скорость слишком велики, ESP начнёт подтормаживать колёса, пытаясь сохранить прямолинейную траекторию движения. При этом торможение осуществляется при активном взаимодействии с ABS, что исключает блокировку одного из колёс. Сама суть работы рассматриваемой системы заключается в том, чтобы начать активно содействовать процессу управления машиной ещё до того момента, как водитель поймёт, что начинает терять контроль.

Система работает постоянно, вне зависимости от режима езды, и даже при движении накатом. А механизм её влияния полностью зависит от ситуации и конструктивных особенностей автомобиля. Например, если в резком повороте фиксируется начало проскальзывания задней оси, то электроника начинает плавно снижать количество подаваемого в двигатель топлива, обеспечивая снижение его оборотов. Если же и этого оказывается недостаточно, то начинается постепенное подтормаживание передних колёс. Если же автомобиль оснащён автоматической трансмиссией, то ESP позволяет принудительно активировать зимний режим работы, обеспечивая возможность перехода на пониженную передачу.

Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации

Отключение ЕСП актуально при занятии автоспортом. Например, реализовать дрифт с включенной системой курсовой устойчивости невозможно. Компьютер не будет понимать, что водитель специально пускает авто в занос, и будет выравнивать траекторию.

Именно поэтому в спортивных машинах имеется кнопка “DSC OFF”, деактивирующая стабилизацию. Полностью она не отключится никогда – лишь не будет так избирательно помогать. Но если контроль утратится совсем, то ЕСП все равно “придет на помощь”.

Некоторые путем программного вмешательства отключают систему насовсем. Но имеет ли смысл деактивировать программу, спасающую жизни? Это актуально только для машин, используемых исключительно на треке.

На гонках автоспорт не заканчивается – есть езда по бездорожью. На проходимости система курсовой устойчивости сказывается негативно, так как блокирует прокручивающееся колесо, когда необходима наоборот блокировка дифференциала. С включенной ЕСП шанс выехать с труднопроходимого места минимален, поэтому требуется отключение.

При отключении ESP

Есть 2 поколения ЕСП. Первое существовало до середины двухтысячных и не имело развитых алгоритмов работы. Водители буквально чувствовали, как электроника вмешивается в рулевое управление и контроль тяги. Второе поколение работает незаметно и более эффективно.

Работа ESP прекращается при неисправности датчиков. Однако их отключение не пройдет бесследно – автомобиль это зафиксирует и “выдаст” ошибку. Осуществить отключение можно только программно.

Можно ли отключить ASR?

При необходимости Вы можете деактивировать систему. Как правило, эта опция полезна для новичков, которые хотят отработать навыки вождения на пустой дороге.

Кнопка ASR OFF, позволяющая отключить опцию, в большинстве авто находится возле рычага коробки переключения передач или на приборной панели. Когда Вы нажмете на клавишу, загорится соответствующая лампочка.

Подробная инструкция по деактивации системы в Вашем автомобиле представлена в руководстве по эксплуатации машины.

Когда нужно отключать ESP

Вокруг отключения системы стабилизации возникают горячие споры. С одной стороны рубежа водители с горячей кровью – любители острых ощущений и запредельных углов заноса. С другой стороны – опытные водители, предъявляющие аргумент, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Для того чтобы развеять лишние мифы относительно отключения ESP, перечислим её минусы:

  1. ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, т. к. для этого нужно не уменьшение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колёсах.
  2. На полноприводных автомобилях в условиях гололёда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
  3. ESP ведёт себя неадекватно на рыхлом снегу при небольшой скорости движения.
  4. На сильно сдутых колёсах ESP может сильно мешать водителю.

Отключение системы ESP

Иногда систему ESP требуется отключать

Плюс у системы один, и он перекрывает все вышеперечисленные недостатки – скорость реакции ESP в нештатных ситуациях значительно выше, чем у человека. В большинстве случаев за рулём находится водитель, незнакомый с приёмами экстремального вождения, а значит, система курсовой устойчивости станет для него спасительной ниточкой в ситуациях, требующих безотлагательных действий. В качестве бонуса система добавляет значительную часть комфорта от вождения, устраняя крены при поворотах и динамичной езде.

Отключать ESP следует при необходимости проехать небольшое бездорожье, скажем, подъём по сырой траве, почве или снегу, при выезде с заледеневшей городской парковки и в других ситуациях, когда работа системы стабилизации не требуется, а её срабатывание — ложная мера безопасности. Во всех перечисленных условиях система будет «душить» двигатель и мешать преодолению сложившихся дорожных условий.

Это важно! При выезде из глубокой колеи не отключайте ESP, т. к. большинство современных седанов оснащены системой контроля тяги, работающей с ней в паре.

Видео: почему так важна стабилизация

Электронная система стабилизации стала неотъемлемой частью безопасного и комфортного движения в автомобиле. Хоть и относящаяся к вспомогательным, эта система спасает множество жизней, а её минусы незначительны и компенсируются аккуратным вождением. Будьте аккуратны за рулём и получайте от вождения только удовольствие!

Есть ли различия в ESP на авто разных классов?

Различия есть. И чем дороже авто, тем их больше. В зависимости от класса, ЕСП может включать систему:

  1. Предотвращения столкновений. Эта функция есть только на автомобилях с адаптивным круизом. Датчики приближения контролируют дистанцию до впереди идущего автомобиля и оповещают водителя об опасности. Это может быть звуковой сигнал и изображение на панели. Если водитель проигнорировал опасность, система стабилизации автомобиля принудительно тормозит колеса, вмешиваясь работу активного усилителя тормозов.
  2. Предотвращения опрокидывания. В случае опасности, ЕСП тормозит передние колеса и снижает крутящий момент авто.
  3. Улучшения эффективности торможения при нагреве дисков. Электроника контролирует температуру и увеличивает усилие давления поршня суппорта на одном или нескольких колесах.
  4. Удаления влаги с тормозных дисков. Система включается при скорости более 50 км/ч в мокрую погоду. Как это работает? На ходу колодки передних колес легко касаются дисков. За счет небольшого трения, влага испаряется с рабочей поверхности дисков.
  5. Имитации блокировки дифференциала. На кроссоверах Фольксваген ЕСП подтормаживает колесо, предотвращая его проскальзывание. Машина быстро находит зацеп и выкарабкивается из западни.
  6. Измерения давления в шинах. При разнице давления меняется также скорость вращения колеса. Умная ЕСП это понимает и оповещает водителя о утечке воздуха.
  7. Помощи при старте на подъем. Электроника определяет угол наклона авто и блокирует колеса на пару секунд после отпускания педали тормоза.

Также отличия среди систем стабилизации могут быть в гидроблоке. Последний содержит разное количество поршней, что создают давления (от 2 до 6 в зависимости от класса авто).

«Двойники» системы

На автомобили различных марок устанавливаются аналогичные системы, которые имеют отличающиеся названия. Так, ASR – это прерогатива машин немецких брендов Mercedes, Audi и Volkswagen. DSA используется в машинах Opel. TCS – это характерная черта транспортных средств концерна Toyota.
ASR, как и прочие системы-двойники, входят в состав системы стабилизации курсовой устойчивости, известной как ESP.

Обязательность наличия ESP

Занос машины с ESP и без него

Эксплуатируемые в странах ЕС автомобили оснащаются ESP, что узаконено с 2014 года. Это обязательно для минимальной комплектации. Что касается России, то такое правило также имеется, но оно действует лишь при сертификации новых авто. Для остальных машин усовершенствование этого плана возможно только за дополнительную плату.

Правила использования

Автопроизводители позаботились, чтобы водителю не приходилось постоянно включать систему стабилизации. На всех авто она активируется автоматически, после запуска мотора. Система курсовой устойчивости вмешивается в работу, как только есть предпосылки к заносу, даже на скорости 5 км/ч. Но стоит помнить, что она лишь помогает выровнять автомобиль, и нет никаких гарантий, что в следующий раз вы удачно сохраните контроль над авто. Вся ответственность возлагается на водителя. Старайтесь избегать резких маневров на мокрой или снежной дороге.

Да, есть моменты, когда помощь системы стабилизации не нужна. Производитель предусмотрел это, поэтому систему курсовой устойчивости можно отличить принудительно. Для этого на передней панели есть кнопка ESP-off.

Кнопка ESP

Кнопка ESP

Но в каких случаях можно отключать ЕСП? Систему противозаносной стабилизации стоит выключать только в определенных случаях:

  1. Если предполагается езда по бездорожью. Владельцы дорогих внедорожников могли заметить, как система стабилизации просто «душила» авто, не давая ему выехать из грязи. Выезжая на офф-роуд, нужно предварительно выключать систему курсовой устойчивости. Иначе можно надолго застрять в болоте.
  2. Если зимой нужно ехать на горку. Система стабилизации распознает любое скольжение как занос, поэтому заехать на снежный уклон будет трудно. В таких случаях отличаем систему стабилизации принудительно. Электроника не будет ограничивать мощность и тормозить колеса, что даст возможность спокойно забраться наверх.
  3. Если устанавливаем запасное колесо, отличающееся по диаметру диска и профилю шины. Отличие любой из этих характеристик может вызвать ошибку в работе ЕСП – колесо вращается с другой скоростью, из-за чего электроника пытается «вернуть» автомобиль из виртуального заноса.
  4. Если ставим цепи. Блок по тем же причинам будет получать неверные данные о состоянии колес (так как цепи стоят только на ведущих колесах), из-за чего может даже навредить нам, блокируя вращение.

Также ЕСП отличают гонщики, для быстрого старта авто и входа в управляемой занос. Но нужно обладать отличными навыками вождения и хорошо чувствовать автомобиль. При малейшей ошибке вытянуть авто из заноса будет крайне сложно.

Занос без ЕСП

Занос без ЕСП

Самостоятельная установка

При желании и определенном умении можно установить ESP самому. Для этого необходимо знать, какие элементы системы нужны, куда они устанавливаются, как использовать сканер и соответствующее ПО. В остальном надо будет приобрести:

  • блок-контроллер;
  • СИМ-модуль;
  • датчик рысканья;
  • штекер.

Итоги

Система динамической стабилизации ESP призвана помогать автомобилистам в критических ситуациях, обеспечивая максимальный контроль над транспортным средством. Благодаря ей не только опытные водители с навыками контраварийного вождения, но и новички будут чувствовать себя комфортно и безопасно за рулем. Однако стоит знать, что есть ряд случаев, когда эту опцию лучше деактивировать, чтобы без лишних хлопот преодолеть сложное дорожное препятствие.

А вы как считаете, ESP приносит пользу или она не нужна?

Почему ЕСП отключается не полностью?

На некоторых авто производители не предусматривают полное отключение ESP. Например, в Мерседес для этого нужно залазить в меню бортового компьютера. И даже после отключения ЕСП, часть функций ее сохранится. А при скорости выше 50 км/ч система динамической стабилизации принудительно работает в полной мере. Увы, с этим ничего не поделать.

На некоторых корейских авто ЕСП отключается в 2 этапа. Первое нажатие кнопки отличает только систему АБС. Но чтобы отключить ЕСП полностью, нужно нажать и удерживать кнопку в течении 3 секунд. Система будет отключена до момента, когда машина наберет большую скорость, либо до последующего запуска двигателя.

Неисправности

Сигнал о том, что ESP вышла из строя, поступает на приборную панель, где имеется контрольный указатель. Такая ситуация возможна в результате:

  • поломки блок-контроллера;
  • обрыва цепи, что преимущественно происходит с датчиками скорости;
  • выхода из строя датчика тормозного усилия и т. д.

В любом случае надо вовремя реагировать на сигнал неисправности. Для конкретизации проблемы требуется проведение компьютерной диагностики.

Почему загорается лампочка ESP?

Лампа ESP не должна гореть в течении всего движения авто. Исключением является только момент заноса. В это время лампа горит прерывисто. Это значит, что ЕСП пытается выровнять автомобиль из неконтролируемого заноса.

Лампа ESP

Лампа ESP

Если лампа горит постоянно, при этом машина едет нормально, нужна диагностика. Причем определить неисправность будет трудно: единственный механический элемент ESP – это гидроблок (причем ломается он в последнюю очередь). Все остальное – это десятки датчиков и сотни проводов.

Конечно, можно прозвонить каждый из датчиков и проводов. Но гораздо быстрее подключить диагностический сканер и считать имеющиеся ошибки. ЭБУ сам покажет, на какой элемент не подается сигнал. После замены неисправного датчика или перепайки проводов, неисправность уходит.

Как функционирует ESP?

Внешние датчики анализируют различные параметры – функционирование тормозной системы, особенности движения машины, положение акселератора, смена угла поворота руля. Эти данные передаются на БУ. Он сопоставляет полученные сведения с реальным движением машины. Если ESP решила, что водитель утратил контроль над авто, она вмешивается в управление, то есть задействует механизмы, которые связаны с иными системами активной безопасности.

Корректировка траектории движения машины осуществляется несколькими способами:

  • За счет подтормаживания конкретных колес. Какие именно колеса будут притормаживаться, решает сама система. Так, при заносе осуществляется торможение наружным передним колесом.
  • Благодаря изменению оборотов двигателя.

Также блок управления ESP взаимодействует с двигателем и автоматической коробкой переключения передач авто. Это позволяет системе корректировать их работу в форс-мажорных обстоятельствах.

Как проверить систему в целом?

Чтобы самостоятельно проверить, работает ли ЕСП, нужно пустить колеса в занос. Это можно сделать на снегу или мокром асфальте, резко тронув авто с 1 передачи. Вы почувствуете, как уменьшаются обороты двигателя. При этом будет моргать лампа ЕСП на панели. Как только машина найдет зацеп, все вернется на прежние места.

Проверка исправности ЕСП

Проверка исправности ЕСП

Но лучше проверить работу системы, используя тормозной стенд и советующее оборудование. Так можно проконтролировать, все ли сигналы поступают от датчиков на блок управления и правильно ли распределяются тормозные усилия гидравлическом блоке. Такой способ дает возможность увидеть те неисправности, которые незаметны визуально. В случае малейшей проблемы будет виден код ошибки на оборудовании.

Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS?

Имея подержанную иномарку в начальной или средней комплектации, всегда есть соблазн что-то установить из «максималки». Запчасти часто в наличии, да и цена не кусается. Часто производитель даже оставляет заводские штекеры и установочные отверстия для установки детали «болт-он». Но увы, это не касается системы ESP. Даже имея в «базе» систему ABS, не получится просто докупить гидроблок и датчики. Главная проблема в прошивке блоков управления. Часто не совпадают версии прошивки ABS, из-за чего ESP не работает. Иногда даже отличаются составляющие тормозной системы. Поэтому если и удастся установить ESP, заставить ее работать правильно будет сложно

Эксплуатировать такой автомобиль не только некомфортно (так как пропадает часть функций и мощность), но и опасно – в любой момент можно потерять управление.

Но как мы убедились, ЕСП не всегда приносит пользу. Эксплуатируя автомобиль зимой или на пересеченной местности, порой приходится ее отключать. В остальных случаях она должна работать постоянно. Но помните, что ESP – это только вспомогательная система. Какими бы опциями она не была наделена, конечный маневр остается за водителем. Управляйте автомобилем безопасно и будьте бдительны на дороге!

Что такое ABS (АБС) автомобиля?

Anti-lock Brake System, или ABS, — это активная система безопасности, которая руководит торможением транспортного средства в сложных дорожных условиях (мокрый асфальт, скользкое покрытие и др.).

Предшественники современной системы появились еще в 60–70-х годах XIX века. Их можно было встретить в таких машинах, как Линкольн, Jenssen FF, Мерседес W116, БМВ 7.

Из чего состоит АБС и каков принцип ее работы?

Конструкция системы подразумевает наличие БУ, датчиков контроля скорости и гидравлического модулятора.


Функционирование антиблокировочной системы предполагает три этапа: сброс давления в цилиндре тормозной системы, его поддержание и повышение до нужного уровня. На деле это выглядит так:

  • При торможении датчики скорости передают данные БУ.
  • БУ плавно уменьшает скорость авто.

Если одно из колес стало скользить или полностью остановилось, датчик информирует об этом БУ, который задействует выпускной клапан. Он закрывает жидкости доступ в тормозной цилиндр колеса – насос сразу же начинает ее возвращение в гидроаккумулятор. Результат – блокировка снимается. Когда частота вращения колеса нормализовалось, БУ закрывает выпускной клапан и открывает клапан впускной. В результате снова начинает работать насос, но теперь он выполняет действия «в обратном порядке»: нагнетает давление в тормозной цилиндр, что позволяет притормаживать колесо. Все эти операции осуществляются очень быстро. Они повторяются до полной остановки транспортного средства.

Нюансы, о которых стоит знать

Эффективность работы антиблокировочной системы зависит от того, в каком состоянии находится дорога. Если Вы едете по неровному полотну с буграми и выбоинами, то длина тормозного пути авто будет гораздо больше обычной. Объясняется это очень просто. Когда авто тормозит, его колеса на мгновение «подпрыгивают». Это приводит к потере сцепления с дорогой и, как следствие, к прекращению вращения. АБС воспринимает это как блокировку и останавливает торможение. Когда сцепление с покрытием восстанавливается, системе приходится перестраиваться. Это занимает время – отсюда и увеличение длины тормозного пути. Сделать работу АБС оптимальной в данной ситуации поможет обычное снижение скорости авто.

Следует помнить, что системы активной безопасности помогают водителю в сложной ситуации, а не берут на себя управление автомобилем, поэтому автолюбителю не стоит расслабляться – он должен быть готов ко всему.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий