Этилированный и неэтилированный бензин: отличие и плюсы топлива

Этилированный и неэтилированный бензин: ищем разницу и узнаем основные характеристики

Автовладельцы предпочитают использовать в своём автомобиле качественное топливо, рекомендованное автопроизводителем. Это позволяет существенно продлить ресурс мотора и безопасно эксплуатировать транспортное средство. Не всегда удаётся точно узнать химическую формулу бензина, который заливается в бак, но если есть опасения по качеству предлагаемого топлива, то стоит поискать другую АЗС.

Заправка авто

Неэтилированный и этилированный бензин: марки и характеристики

Какие марки неэтилированного бензина вы знаете? А в чем его отличие от этилированного? Последний, к слову, запрещен почти во всех странах мира, в частности, в России – с 2002 года!

Почему этилированный бензин запрещен в большинстве стран мира?

Многим автомобилистам, особенно тем, кто впервые сел за руль с середины двухтысячных, само понятие «этилированный бензин» связано разве что с наклейкой на внутренней стороне лючка бензобака и надписью на английском (unleaded only): производство такого бензина давно запрещено. Между тем дешевизна и эффективность тетраэтилсвинца всё ещё подталкивает многих недобросовестных продавцов к его распространению.
Чем отличается этилированный бензин от неэтилированного и почему он был запрещен к использованию во многих странах? Ответы на эти вопросы могут представлять интерес для широкого круга автомобилистов.

автомобильный бензин

Как вырабатывается бензин из нефти?

Нефть представляет собой сложную смесь разнородных по химическому составу химических веществ, но в основу ее составляют жидкие углеводороды (от пентана и выше). Все углеводороды, в зависимости от химической формулы, то есть от количества метиленовых групп CH2 имеют разную температуру кипения. На этом и было основано разделение углеводородов на фракции. Кипение нефти при температуре

  • До 100 о С дает бензин первого сорта;
  • До 110 о С – специальный бензин;
  • До 130 о С – бензин 2-го сорта;

Но получаемый продукт имел низкое октановое число, и в результате двигатель работал на нем с перебоями.

[stextbox самое высокое ОЧ давала переработка азербайджанской нефти. При прямой перегонке октановое число равнялось 60-65. Но даже этого было недостаточно.[/stextbox]

Выбираете материал для гаража? Смотрите в нашем материале обсуждение плюсов и минусов разных вариантов.

Сколько стоит учиться на права, что сходит в теоретическую часть – ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале от Прокроссовер.

Основные характеристики бензина

Чтобы разобраться, что такое этилированный и неэтилированный бензин, нужно начать с азов. Следует вспомнить, что важнейшей характеристикой любого топлива является октановое число. Оно отражает максимальную степень сжатия бензина до момента самовоспламенения.

Обратите внимание: Чем выше октановое число бензина, тем большую степень сжатия он выдерживает.

Двигатель автомобиля устроен таким образом, что получить максимальную мощность можно, если взрыв топлива происходит, когда поршень находится в верхней точке хода. В идеале, именно когда поршень в верхней мертвой точке, должна происходить подача искры, которая воспламеняет бензин, после чего поршень от взрыва направляется вниз.

Если искра будет подаваться раньше или взрыв топлива произойдет из-за сжатия, тогда длина рабочего хода поршня снижается, соответственно, выполняется меньшая работа и приходится тратить больше бензина для преодоления расстояния — мотор расходует топливо менее эффективно.

Чтобы повысить октановое число бензина, нужно исключить из него всевозможные примеси. Иначе говоря, топливо требуется очистить от различных посторонних элементов, особенно от серы. При производстве бензина выполняется его очистка на специальном оборудовании.

Из-за того что производители бензина начали использовать оборудование для очистки, повысилась его стоимость. Но инженеры из США предложили решение, как можно удешевить процесс очистки. Для этого они добавляли в бензин тетраэтилсвинец, который и является ключевым компонентом, отличающим этилированный и неэтилированный бензин.

Немного истории

Использовать тетраэтилсвинец (или сокращённо TEL) в качестве присадки к автомобильному топливу, повышающему его антидетонирующие свойства, стали в 20-х годах прошлого века в Америке. Тогда крупные автомобильные концерны настойчиво искали эффективное средство борьбы с детонацией, и тетраэтилсвинец был далеко не единственным материалом, с которым работали исследователи. Но по соотношению затрат на производство присадки и её эффективностью — самым перспективным веществом. Во всяком случае, именно к такому выводу пришла группа исследователей, руководимая тогдашним вице-президентом корпорации GM Чарльзом Ф. Кеттерингом.

Новому виду «свинцовосодержащего» (leaded) топлива Кеттеринг даёт название этил, что внесло некоторую путаницу при использовании названия другого хорошо известного вида топлива на основе этилового спирта. Сам этиловый спирт применялся в спортивных двигателях с высокой степенью сжатия, а его добавление в бензин повышало антидетонационные характеристики топлива. Впоследствии в истории техники многие исследователи считали, что такая неразбериха с названиями была устроена намеренно: об опасном влиянии свинца на человеческий организм сотрудники GM уже знали.

После успешных лабораторных испытаний GM объявляет о подготовке производства этилированного бензина в промышленных объемах. И это происходит несмотря на предостережения, поступающие в GM из ведущих научно-исследовательских центров страны об опасности влияния свинца на человеческий организм. Несмотря на эти и другие многочисленные предупреждения общественности GM совместно с DuPont и Standart Oil Co (ныне Exxon/Mobil) создают предприятие Ethyl Corporation по производству этилированного бензин.
С этого времени начинается победное шествие автомобильного топлива, содержащего TEL по миру, равно как и многочисленные движения в разных странах за его запрещение.

заливать только неэтилированный бензин

Этилированный бензин

Еще на начальном этапе развития автомобилестроения химики начали добавлять в бензин различные компоненты для улучшения свойств топлива. Одной из таких добавок стал тетраэтилсвинец (ТЭС). Это соединение позволяет повысить октановое число, улучшая детонационную стойкость горючего материала и увеличивая его эффективность.

Однако при современном ужесточении требований к экологичности этилированное топливо стало вытесняться с рынка. В крупных городах оно уже запрещено к продаже, не торгуют им и крупные сети АЗС. В чем причина?

В составе ТЭС, содержащегося в этилированном бензине, имеется свинец. Его соединения высокотоксичны и сильно вредят не только окружающей среде, но и здоровью человека. Большинство случаев отравления бензиновыми парами связано именно с этилированным горючим. Признаками интоксикации являются:

  • плохое самочувствие;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота;
  • потеря сознания.

В тяжелых случаях наступает паралич органов дыхания с последующим летальным исходом.

Свинец, содержащийся в выхлопных газах, оседает на листьях и траве, проникает в грунт, попадает в водоемы и разносится на большие расстояния.

Горючее с содержанием тетраэтилсвинца опасно и для механизмов автомобиля. Например, современные авто оснащаются каталитическим нейтрализатором для очистки выхлопа. Оседая на стенках пор детали, свинец будет разрушать ее, а замена стоит дорого. Отрицательно влияет ТЭС и на лямбда-датчик, контролирующий содержание кислорода в отработанных газах. Кроме того, свечи зажигания вскоре покрываются красноватым налетом, забиваются инжекторные форсунки.

Существует ли в природе идеальный бензин?

Октан – восьмой по счету представитель простейших углеводородов. Жидкое, маслянистое вещество, содержащееся в нефти и обеспечивающее идеальные параметры для работы двигателя. А именно, октан способен противостоять высоким температурам, в ходе сжатия не воспламеняется, и не детонирует. Благодаря чему обеспечивается высокий коэффициент полезного действия двигателя. Химическое соединение с формулой С8H17 и является идеальным бензином.

Казалось бы, что может быть проще? Нужно выделить 10 процентов октана из обрабатываемой нефти и отправить на автозаправки, в канистры, цистерны и бензобаки. Но не тут-то было. Октан, содержащий 8 атомов углерода, комфортно чувствовал себя в компании с другими углеводородами, содержащимися в нефти. Но отделяться в отдельное вещество, категорически отказывался, и распадался на соединения с меньшим числом углеродных атомов. Важно было связать молекулу так, чтобы она содержала 8 атомов углерода, точнее, 8 метильных групп. Отсюда и родился термин – октановое число. Фактически это число определяет процент октана в составе бензина. Выделяемый перегонкой бензин содержал от 30 до 50 процентов октана, но этого было мало для бесперебойной работы двигателя.

Неэтилированный бензин: что это такое

После того, как стало ясно, насколько опасен этилированный бензин для живых существ, химики начали активный поиск топливных присадок, которые были бы столь же эффективны, но не настолько ядовиты. В настоящее время производители добавляют в бензин различные спирты, эфиры и другие органические соединения, которые повышают октановое число топлива, но не являются настолько токсичными, как тетраэтилсвинца. Чаще всего в качестве добавки используют этанол. Топливо, содержащее такие присадки, называется неэтилированным.

Конечно, нельзя сказать, что неэтилированный бензин совершенно безвреден. После его сгорания образуется углекислота, определённое количество угарных газов и другие не слишком приятные компоненты. Но всё же общий негативный эффект от его использования намного меньше, чем от сжигания в двигателе этилированного бензина.

Чем отличается этилированный бензин от неэтилированного

Так как из-за запрета этилированного бензина теперь топливо никак не маркируется, то многие не догадываются о разнице между двумя видами топлива.

Присадки используются в любом виде бензиновых смесей, так как без них невозможно достигнуть необходимого октанового числа.

Разница между двумя видами топлива состоит в химическом составе используемых присадок:

  • в этилированном бензине — тетраэтилсвинец;
  • в неэтилированном используются ароматические амины, этиловый спирт, метил-третбутиловый спирт, ферроцен и др.

Неэтилированный бензин — токсичное вещество, которое наносит вред природе и может причинять урон здоровью человека.

Однако степень воздействия на природу и организм человека неэтилированного бензина намного ниже, чем смеси, содержащей свинец.

В чём отличия этилированного и неэтелированного бензина

Чтобы в этилированном топливе и неэтилированном бензин найти отличие, необходимо знать, как их производят. При добавлении в низкооктановые жидкости тетраэтилсвинца образуется токсичное вещество, но оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками. В результате такой этилированный бензин. Чем выше ОЧ, тем ниже риск возникновения детонации (самопроизвольного взрыва топлива).

Заправка машины

У неэтилированного бензина несколько отличается технология получения, так как он проходит дополнительные стадии очистки от вредных примесей, включая серу, свинец и их производные. Также в его составе находятся более экологически чистые добавки (ароматические амины, этиловый спирт, метил-третбутиловый спирт, ферроцен и др.). Разницу заметить без специального оборудования вряд ли удастся. Нормы присадок регламентируются законодательно ГОСТами.

Неэтилированный бензин

К названию такого бензина часто добавляется приставка «эко». Единственное отличие неэтилированного топлива от этилированного заключается в том, что первое не содержит тетраэтилсвинец, поэтому несколько уступает по эффективности этилированному. Но двигатели современных машин рассчитаны именно на такое горючее. Для повышения качества сгорания и улучшения детонационной стойкости экотоплива используются спиртовые и эфирные присадки, которые гораздо менее токсичны, чем свинцовые соединения.

Ядовитые выбросы образуются и при использовании неэтилированного биобензина, но с ними достаточно эффективно справляются сажевый фильтр и катализатор. Кроме того, технологии фильтрации горючего постоянно совершенствуются, и, заправляя машину на проверенных станциях, можно не бояться испортить мотор.

К современным маркам автомобильного неэтилированного бензина относятся:

  • А-80. Имеет низкую степень очистки, используется спецтехникой и грузовиками, рядом карбюраторных мотоциклов, некоторыми моделями советских легковых машин;
  • Аи-92. Подходит для большинства автомобилей российского и китайского производства, а также европейских моделей 90-х годов выпуска;
  • Аи-95. Такой неэтилированный бензин в России рекомендован для большинства иностранных легковых машин, относящихся к среднеценовому и бюджетному сегменту.
  • Аи-98. Это горючее относится к премиальному классу и заливается в баки дорогих моделей.

Спортивные марки неэтилированного бензина с октановым числом 98+ заливаются в бензобаки гоночных машин и эксклюзивных спортивных авто, таких как Ferrari, Porsche, Lamborghini и др.

Как отличить этилированный бензин от неэтилированного

В соответствии с действующими стандартами, экобензин должен быть прозрачным и бесцветным. Этилированное топливо положено подкрашивать специальным красным или оранжевым веществом. Наличие свинца в топливе также выдает резкий и неприятный запах.

Господство этилированных бензинов

Поскольку до 2000-го года 80% бензина выпускалось с содержанием тетраэтилсвинца, официального разделения на бензины этилированные и неэтилированные не было. В первой половине ХХ века, когда планету сотрясали социальные катаклизмы (войны, революции) общество мало заботили проблемы экологии и здоровья. Да и машин было не так много, чтобы ощущать их вредное воздействие на природу.

108bc416-ebac-44cb-926c-74e5a37c1a34

Эра этилированных бензинов началась в 1924 году в Америке с того самого предприятия, без свинца в названии – «Этил корпорейшн». В России тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года по двум причинам:

  • Высокое (в сравнении с Лос-анджелесской и техасской нефтью) качество сырья, добываемое в Грозном и в Баку;
  • У отечественных автомобилей степень сжатия в карбюраторных двигателях была ниже, чем у тех же американских.

Но в 1942 году в СССР поступили первые партии американских грузовиков Studebekker и истребители из стран Атланты, которые привыкли работать на этилированном бензине. Поэтому сначала закупали, а потом и наладили производство тетраэтилсвинцовой жидкости.

После войны постановлением правительства применение этилированных бензинов пытались запретить в столичных и курортных городах СССР, но этот запрет выполнялся не всегда из-за возрастающих перевозок. Более того, развивающееся в стране автомобилестроение увеличивало мощности двигателей, в том числе и за счет увеличения сжатия в карбюраторах ДВС, и применения этилированных бензинов. Открытые в 60-х годах нефтяные месторождения решили проблему количества бензина для растущего автомобиле- и тракторостроения, но качество Сибирской нефти оказалось ниже, чем той, которую добывали на юге. Так, этилирование прочно обосновалось и в СССР.

Законодательные запреты этилированного топлива

Борьба против использования этилированного бензина началась спустя два десятилетия после начала его производства, когда была убедительно доказана его высочайшая токсичность. Рабочие на заводах «Дженерал Моторс» в США постоянно жаловались на головокружения, тошноту и другие признаки отравления.

  • Запретить в США использование тетраэтилсвинца в качестве октанирующей присадки удалось лишь в 1972 году.
  • Закрыть все производства этилированного бензина в США не удавалось ещё почти двадцать лет, так как их дешевизна окупала все штрафы и санкции.
  • Полностью прекратить выпуск этилированного бензина в Европе удалось лишь к 2000 году.
  • В России законодательно запретили производить этилированный бензин в 1986 году, но лишь в 2003 году было закрыто последнее предприятие, которое его производило.
  • В настоящее время от выпуска этилированного бензина не отказались лишь самые бедные страны – Йемен, Афганистан и несколько других государств.

Использование неэтилированного бензина существенно продлевает моторесурс машин. Но самое главное – выхлопные газы причиняют существенно меньший вред здоровью людей и не отравляют окружающую среду.

Простота производства бензина с добавлением тетраэтилсвинца позволяет организовать его полукустарный выпуск чуть ли не в гараже. Этим пользуются криминальные и полукриминальные элементы, продавая затем свой продукт нелегально, на стихийных точках продаж, или через сеть распространителей. Чтобы избежать засорения выхлопной системы своего авто и преждевременного выхода из строя двигателя, нужно покупать бензин только на проверенных заправках, где его качество гарантирует высокая репутация производителя и требования закона.

Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?

Прежде всего, стоит отметить, что во всех больших городах РФ с 2002 года запрещена продажа на АЗС этилированного бензина. Однако в глубинке ситуация далека от идеальной, поэтому можно легко попасть на подделку неэтилированного спирта либо на смертельно-опасную смесь двух видов топлива.

Как узнать этилированный бензин или нет и можно ли различить бензин по запаху или цвету? Согласно существующим европейским и российским стандартам нормальный неэтилированный бензин являет собой бесцветную прозрачную жидкость. Это можно хорошо наблюдать в стеклянной посуде (к примеру, в банке).

В этилированное топливо добавляют краситель красного или оранжевого цвета, а содержание свинца можно почувствовать по запаху. Если сказать точнее – этилированный бензин имеет очень сильный неприятный запах, который существенно отличается от неэтилированного топлива.

Что взамен

Параллельно с общественными и экологическими движениями за запрет производства и использования этилированного топлива совершенствовались технологии переработки нефти с получением бензина с повышенным октановым числом (каталитический риформинг), изобретались безопасные для окружающей среды антидетонационные присадки (прежде всего на основе эфиров).

Популярные марки неэтилированного бензина

Популярные марки бензина

Бензин неэтилированный бывает нескольких разновидностей, которые отличаются двумя показателями: степенью очистки, октановым числом. В странах, где ведется жесткий контроль качества, заливая в топливный бак определенную марку топлива, можно быть на 100 %уверенным, что в бензоколонке находится именно она. К сожалению, на отечественных АЗС такого нет, особенно в глубинке. На заправках нередко разбавляют топливо, чтобы заработать больше денег от его продажи.

Сегодня в России существует четыре основных марки топлива:

  • АИ-80. Данный вид горючего имеет низкое октановое число и, соответственно качество их всех из всех доступных на российском рынке марок. Как правило, он используется только для мотоциклов отечественного производства, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники. Некоторые водители заливают его в моторы машин советского выпуска. Единственный плюс такого бензина – невысокая стоимость.
  • Неэтилированный бензин АИ-92 – довольно популярен среди автолюбителей. Его заливают в баки современных машин российского производства и во многие иномарки старше 15 лет. Этот вид топлива при условии его надлежащего качества отлично проявляет себя в эксплуатации, сохраняя топливную систему и другие, не менее важные узлы, в исправном состоянии.
  • Неэтилированный бензин марки АИ-95 сегодня, пожалуй, самый востребованный на АЗС. Его используют для заправки большинства современных иномарок. Если на производстве соблюдены условия качественной очистки, он не разрушает топливную систему авто, имеет небольшой уровень выбросов в атмосферу. Многие водители жалуются на то, что разница между АИ 92 и АИ 95 почти не ощутима. Скорее всего, это обусловлено махинациями на заправках.
  • Последняя марка – АИ-98. В большинстве случаев служит для автомобилей самого высокого премиум-класса. Такое топливо по техническим характеристикам имеет самый высокий уровень очистки и минимальное количество вредных примесей. Однако как показывает практика, такие условия выполняются не всегда.

Есть, конечно, еще и другие марки бензина: А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 и Аи-96. Кроме этого, стоит отметить, что максимальное октановое число для этилированного горючего достигнуто в А-98+, А-100, А-110, А-102 и выше. Такой бензин используется исключительно для гоночных автомобилей. Его заливают в баки спорткаров Порше, Феррари, Ламборгини и т.д.

Бензин для авто

К сожалению, в погоне за прибылью, продавцы топлива не всегда поступают должным образом, и автомобилистам приходится заправлять свои машины низкокачественным бензином. В этом случае можно попытаться выявлять некачественное топливо с примесями по запаху и цвету. В этом случае важно соблюдать правила осторожности, чтобы избежать возможного отравления.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий