ГАЗ-3115 «Волга»: технические характеристики, затраты на производство. Модельный ряд ГАЗ

ГАЗ-3115 «Волга»: технические характеристики, затраты на производство. Модельный ряд ГАЗ

“Волга” в СССР являлась наиболее престижной моделью среди небольшого ассортимента автомобилей, доступных рядовым покупателям. И вскоре после исчезновения государства оборвалась история машины. Ни один из разработанных в 90 гг. прототипов не был доведен до серийного производства. Далее рассмотрены все они, включая наиболее поздний и совершенный — ГАЗ-3115.

ГАЗ 3111 “Волга”: фото, технические характеристики

Одним из самых популярных отечественных транспортных средств является “Волга 3111” – автолегенда СССР, выпускавшаяся на Горьковском автомобильно заводе с 2000 по 2004 год.

Седан выделяется на фоне всех российских автомобилей не только внешним видом, но и интерьером. ГАЗ-3111 “Волга” считается достойным представителем отечественного автопрома, пользующимся немалой популярностью: до сих пор многие автолюбители тюнингуют модели и активно их эксплуатируют.

волга 3111

Новый модельный ряд

К 80 гг. оба автомобиля, которые в то время составляли массовый модельный ряд ГАЗ (24 и 3102), значительно устарели и требовали замены. В 1983 г. подготовили схему нового двигателя (ЗМЗ-406), а в 1986 г. сформировали программу будущего модельного ряда. Он должен был включать три автомобиля: ГАЗ-3103, 3104 и 3105. Более подробно они рассмотрены далее. Помимо седанов, планировалось создать универсалы, фургоны и прочие модификации. В 1987 г. проект был скорректирован.

Экстерьер

“Волга 3111” выгодно выделяется на фоне автомобильного потока благодаря своему выразительному силуэту с изобилием хромированных деталей, массивными боковинами и мускулистыми пластиковыми элементами кузова. В реальности же хромированными оказываются только молдинг над задним номерным знаком и рамка радиаторной решетки, в то время как остальные детали либо выкрашены “под хром”, либо выполнены из металлизированного алюминия. Отдельно стоит отметить оптику автомобиля: на фото “Волги 3111” она выглядит весьма привлекательно и гармонично вписывается в общий дизайн кузова.

Для 1990-х годов выпуска модель с такой оптикой выглядит весьма оригинально и роскошно: фары оснащены линзами, используемыми сегодня в ксеноновой оптике, а не стандартными для тех лет зеркальными рассеивателями.

Подфарники, выполненные в стиле ретроавтомобилей, созданы как отдельные элементы. Задние фонари “Волги 3111” полностью светодиодные, что в те времена встречалось крайне редко и в основном на автомобилях европейских брендов.

На фото “Волга 3111” выглядит очень необычно, что только подтверждает факт того, что на момент своего выхода автомобиль выглядел очень вычурно, в связи с чем многим автолюбителям его внешний вид не нравился. Впрочем, концепт под авторством российских дизайнеров получился оригинальным и достаточно интересным.

волга 3111 технические характеристики

ГАЗ-3103

Согласно исходному плану, должен был представлять собой начальную модель. Это переднеприводный седан с четырехцилиндровым двигателем. При этом первые образцы представляли собой упрощенные версии 3105 с укороченной базой.

В 1995 г. начали разработку массовой машины на замену ГАЗ-24. Первоначально было создано две концепции: переднеприводный вариант с возможным оснащением полным (3103) и заднеприводный (3104).

К 1997 г. создали первые экземпляры. 3103 – переднеприводный автомобиль с 150 сильным мотором ЗМЗ-406 (в дальнейшем планировалось устанавливать и лицензионный дизель Steyr). Его сместили далеко в пределы базы, из-за чего возникли проблемы с размещением 5-ступенчатой МКПП. Обе независимых подвески закреплены на подрамниках. Причем рычаги передней двухрычажной подвески вынесены наружу и вверх. Реечное рулевое управление имеет гидроусилитель. Тормоза — дисковые на всех колесах (на передних — вентилируемые). Оснащены ABS. Салон более длинный (на 30 см), чем у 3110, оснащен электропакетом. Объем багажника — 700 л. Машина полным весом 1,95 т ускорялась до 100 км/ч за 11,5 с и достигала 210 км/ч.

Модельный ряд ГАЗ

ГАЗ-3104

По начальному проекту являлся улучшенной версией 3103. Отличался от нее полным приводом и расширенным оснащением. В плане 1987 г. полный привод заменили задним.

Готовый образец представили в 1997 г. вместе с 3103, от которого машина отличается лишь типом привода.

ГАЗ-3115:технические характеристики

ГАЗ-3105

Должен был стать флагманом будущего модельного ряда. Отличается увеличенной колесной базой и более мощными двигателями V6 и V8. Разработку его начали первым среди новой серии. Данный автомобиль представительского класса (F по современной классификации) разрабатывался в качестве замены ГАЗ-14, снятого с производства в 1988 г. Первые экспериментальные образцы появились в 1987 г. Для советских машин того времени они были весьма прогрессивными. Автомобиль имел независимые подвески, полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, полный электропакет, климатическую систему и др. Благодаря более рациональной компоновке, при сходных с “Волгой” габаритах он получился просторнее. 3105 оснастили карбюраторным V8 мощностью 156-170 л. с. и 5-ступенчатой КПП. Размеры кузова составляли 5,05 м в длину, 1,8 м в ширину, 1,43 м в высоту.

Позже 3105 выделили в отдельный проект. В 1992 г. он получил сертификацию к производству. Однако в связи с распадом СССР ситуация на автомобильном рынке резко изменилась. В результате ГАЗ был вынужден сосредоточить ресурсы на изменении заводской политики. Проект 3105 оказался устаревшим. За время его разработки зарубежные производители сменили технологии проектирования и производства, и созданные по ним автомобили появились на местном рынке. Тем не менее в 1994 г. было подписано распоряжение о создании к 1996 г. мощностей для производства 250 ГАЗ-3105 в год. Но оно не было выполнено. Выпустили лишь 55 экземпляров.

Многие сотрудники завода считали, что именно 3105 сгубил перспективную серию. По их мнению, не следовало начинать разработку ее с флагманской модели. Что касается самого 3105, основной причиной его провала считают слишком высокую планку, заданную разработчиками без учета возможностей завода и условий рынка.

ГАЗ-3115: затраты на производство

ГАЗ-3111

После отмены серии из трех моделей было решено вернуться к классической компоновке. При разработке нового автомобиля взяли переднюю часть кузова от 3103, а заднюю разработали заново. В 1998 г. вместе с 3103 и 3104 представили макет 3111. Он произвел хорошее впечатление дизайном, но была отмечена плохая эргономика и обзорность. В конце 1999 г. начали производство. Всего было выпущено менее 500 экземпляров.

На большинство машин был установлен 155-сильный ЗМЗ-4052-10. Гораздо реже встречались ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), дизель ГАЗ-560 (110 л. с.) и V8 ГАЗ-3105 (170 л. с.). 5-ступенчатую КПП заимствовали у ГАЗ-3110, приспособив к смещенному двигателю. Так как переднюю часть взяли от 3103, подвеска и рулевое управление те же. Задняя — модернизированная рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости. В дальнейшем ее планировали заменить на многорычажную. Салон по уровню оснащения был близок к прежним прототипам.

Основной проблемой ГАЗ-3111 была низкая технологичность, обусловленная сложной конструкцией и дизайном. Это же привело к чрезмерно высокой массе, составлявшей 1,69 т (почти на 0,3 т больше чем у 3110 при тех же размерах и примерно столько же, сколько у гораздо большего 3105 с V8). Столь странная конструкция обусловлена разногласиями среди разработчиков.

Модельный ряд ГАЗ

Подвеска

Новый седан “Волга 3111” оснащался оригинальной передней поперечно-рычажной подвеской взамен устаревшей поворотной стойки на шаровых опорах.

Расположенные снизу рычаги в такой конструкции опирались на подрамник, а закрепленные сверху рычаги крепились осью к литому кронштейну. Задняя подвеска отличалась наличием стабилизатора поперечной устойчивости и иной схемой монтажа амортизаторов.

Подобные изменения позволили увеличить устойчивость автомобиля и снизить продольные деформации рессор.

ГАЗ-3115

После неудачи с ГАЗ-3111 предприняли последнюю попытку создания массового автомобиля. Машину сделали гораздо более технологичной за счет использования наработок прежних прототипов. Правда, и на этот раз был предпринят неоднозначный шаг: автомобиль сделали значительно более компактным, соответствующим по габаритам сегменту D. Завод не разрабатывал модели такого класса до ГАЗ-3115. “Волга” относится к сегменту E, то есть новая машина не являлась ее прямым преемником. Переход в меньший класс объясняется тем, что производитель планировал занять данную нишу после ухода с рынка “Москвичей”.

ГАЗ-3115

Далее приведены основные параметры ГАЗ-3115. Технические характеристики известны не полностью, так как до полноценной премьеры автомобиль не дошел.

Рулевое управление

Завод “Автогидроусилитель” разрабатывал и поставлял специально для “Волги” гидравлические усилители. Рулевое управление на автомобиле реечного типа.

Кузов

Как было отмечено, новую машину сделали компактнее предшественников, поэтому, в отличие от них, она вошла в класс D, а не E. Кузов — седан. Длина его составляет 4,5 м, высота — 1,45 м. Колесная база равна 2,7 м.

ГАЗ-3115 "Волга"

По сравнению с предыдущим прототипом 3111, у авто ГАЗ-3115 дизайн был значительно проще. На этот раз производитель меньше пытался создать собственный стиль, и использовал дизайнерские заимствования у аналогов ведущих производителей, таких как Audi A4, BMW 3 Series и т. д.

Тормозная система

ГАЗ-3111 стал дебютным автомобилем отечественного производителя, оснащенным системой ABS. Конструкторский состав автозавода обращался к специалистам компании Bosch во время разработок данной системы: она поставлялась на завод ГАЗ вплоть до завершения выпуска “Волги”.

газ 3111 волга фото

Двигатель

Разработанный для перспективного модельного ряда ЗМЗ-4062 использовали для ГАЗ-3115. Двигатель имеет четырехцилиндровую рядную компоновку. Объем равен 2,28 л. Мощность составляет 145 л. с. при 5200 об./мин, крутящий момент — 200,9 Нм при 4500 об./мин.

ГАЗ-3115: двигатель

Серийные автомобили планировали оснащать и другими моторами: примерно 140-сильным 2,5 л, а также 1,7-2 л (последний с турбонаддувом) и V6.

Комплектации и цены

Встретить “Волгу 3111” на вторичном рынке довольно сложно ввиду того, что их было выпущено не такое уж большое количество. Минимальная стоимость седана – 300 тысяч рублей.

Отличается ГАЗ-3111 качественным и надежным электронным оборудованием, которое было представлено центральным замком, стеклоподъемниками всех дверей, электрической антенной с динамиками и аудиоподготовкой и противотуманными фарами. Действие отдельных систем направлено на обслуживание стекол автомобиля: электропривод, омыватели и обогрев.

Бортовая электронная система контролирует основные параметры автомобиля и оповещает водителя о возможных неполадках посредством вывода сообщения на приборную панель. Некоторые версии “Волги” оснащались маршрутным компьютером.

В зависимости от комплектации седан может быть оборудован электронным блоком и системой климат-контроля, регулирующей в автоматическом режиме температуру в салоне. Магнитола, кондиционер и некоторые другие функции являются дополнительными и заказываются отдельно.

волга 3111 характеристики

Трансмиссия

Автомобиль имеет 5-ступенчатую механическую коробку передач. Она расположена в едином блоке с картером сцепления. Таким образом избавились от вибраций, которые были характерны для прежнего соединения данных агрегатов.

Преимущества автомобиля ГАЗ-3111

  • Оригинальная стильная внешность модели, актуальная и по сей день.
  • Неплохая динамика и мощность силового агрегата.
  • Достаточно большой клиренс.
  • Вместительное багажное отделение.
  • Большое количество свободного пространства внутри автомобиля.
  • Комфортные сиденья с удобной посадкой.
  • Хорошая подвеска, сглаживающая выбоины и неровности дорожного полотна.
  • Современная, эргономичная и понятная приборная панель.
  • Гидравлический усилитель рулевого колеса.
  • Система ABS.
  • Кондиционер.
  • Автоматическая трансмиссия.
  • Пятиступенчатая механическая трансмиссия.
  • Улучшенная оптика.
  • Приятная отделка интерьера качественными материалами.
  • Большое количество электрических регулировок.
  • Экономичность и небольшой расход топлива.

Ходовая часть

В сравнении с серийными машинами ГАЗ-3115 отличается значительно более современной конструкцией ходовой части. Так, передняя подвеска — двухрычажная, с разнесенными по вертикали рычагами. Она установлена на подрамнике с широко разнесенными лонжеронами в расчете на установку больших двигателей. Задняя подвеска представлена многорычажной конструкцией также на подрамнике со стабилизатором поперечной устойчивости, тогда как у всех прежних машин производителя была установлена зависимая балка на листовых рессорах.

Рулевой механизм имеет реечную конструкцию. Оснащен гидроусилителем.

Тормозные механизмы ГАЗ-3115 — дисковые на всех колесах, что также необычно для автомобилей производителя. Оснащены ABS.

То есть схему ходовой части полностью заимствовали у прототипов перспективного семейства.

Недостатки

  • Слишком большой вес автомобиля.
  • Крупные габариты.
  • Имитация хромированных элементов в экстерьере.
  • Проблемы с обслуживанием автомобиля, поскольку официальные сервисы не занимаются подобными работами, а отыскать необходимую документацию довольно сложно.
  • Мощности и динамичности двигателя не хватает для автоматической коробки передач.
  • Цена подержанных моделей.

автолегенды ссср волга 3111

Интерьер

Салон автомобиля, по свидетельству журналистов “Авторевю”, более просторен чем у ГАЗ-3110, но меньше, чем у 3111.

ГАЗ-3115 седан

Он имеет простой дизайн, но при этом функционален и эргономичен. Обновлена комбинация приборов: в центре находится круглый спидометр с оцифровкой в стиле Porche, справа от него — основные указатели (давления масла, температуры охлаждающей жидкости, запаса топлива), слева — тахометр. Управление микроклиматом и светом возложено на вращающиеся рукоятки. Центральная консоль имеет две ниши: одну для магнитолы, вторую — для дополнительного оборудования (CD-ченджера, дисплея и т. д.) либо в качестве дополнительного бардачка. При этом основной бардачок имеет небольшие размеры, так как планировалась установка пассажирской подушки безопасности. Спинки заднего сиденья складываются по частям в пропорции 40:60.

ГАЗ-3115: дизайн

Более компактная задняя подвеска позволила перенести запасное колесо из багажника в его подполье, в результате чего возрос объем.

ГАЗ-3115: цена

Причины провала

Существовало множество причин того, что перспективный модельный ряд ГАЗ не был доведен до массового производства. Прежде всего ведущую роль сыграло то, что среди конструкторского коллектива были большие разногласия. Большинство остальных факторов обусловлено именно этим. Так, ввиду этого не было единого мнения по поводу конструкции массового автомобиля, поэтому и появилось два одинаковых прототипа, отличающихся лишь типом привода. А ГАЗ-3111 создали из двух половинок. Кроме того, не разработали четкого представления о месте машин на рынке. Также были заложены слишком высокие требования к автомобилям, особенно к 3105 и 3111, без учета возможностей завода, вследствие чего они оказались слишком сложными для серийного производства и очень дорогими на рынке. Наконец, разработку начали с флагмана модельного ряда, сосредоточив ресурсы на нем и упустив время для вывода на рынок массовой машины. Внутренние просчеты усугубило резкое изменение ситуации на рынке и положения завода в связи с распадом СССР.

Что касается последней машины, многие просчеты предыдущих прототипов были учтены при разработке ГАЗ-3115. Цена автомобиля была установлена на уровне 9-10 тыс. $. Конструкцию оптимизировали, а дизайн упростили. Однако существовало множество других причин, помешавших запуску ее в серию. Прежде всего, на заводе отсутствовала конструкторская база, требуемая для ГАЗ-3115. Затраты на производство составили бы более 1 млрд $. Такими средствами он не располагал. Причем об этом сообщалось еще до появления опытной машины, поэтому после ее демонстрации многие журналисты удивлялись, что проект дошел хотя бы до этой стадии. К тому же производитель перевел модель в более низкий класс D, хотя не имел опыта выпуска машин данного сегмента. Наконец, как это было со многими российскими автомобилями, даже дошедшими до конвейера, пока решался вопрос серийного производства ГАЗ-3115, седан 2002 г. уже устарел, а время для выпуска массовой модели было потеряно на прежних проектах.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий