Грузовой модельный ряд ЗИЛ и наиболее известные его представители

Содержание

Грузовой модельный ряд ЗИЛ и наиболее известные его представители

ЗИЛ

Завод, известный сегодня под именем ЗИЛ (завод имени Лихачева) был основан более ста лет назад, 2 августа 1916 года. За это столетие конвейеры завода покинуло свыше 8 миллионов транспортных средств. Модельный ряд ЗИЛ включает в себя как легковые, так и грузовые автомашины, а также различные типы спецтехники. На сегодняшний день завод практически прекратил свое существование: грузовые автомобили уже не производятся, выпуск легкового транспорта также практически свернут. Тем не менее данное предприятие оставило очень яркий след в истории отечественной автомобильной промышленности.

Различные модели ЗИЛа

Зил — технические характеристики и особенности эксплуатации

Самосвалы Зил выпускаются в большом количестве разнообразных модификаций. Это могут быть сочлененные самосвалы, а также полуприцепы, но все они настолько качественны по своим характеристикам и универсальны по комплектации, что из них создавали автокраны, пожарные машины, фургоны, а также автоцистерны. ЗИЛ грузовик эффективен как на территории бездорожья, так и в стесненных городских условиях. На высоте находятся такие важные для транспортного средства показатели, как грузоподъемность и экономичность.

грузовик зил

Легендарный ЗИЛ-130: обзор и технические характеристики советского среднетоннажного грузовика

Автомобильная промышленность выпускает разные машины. Какие-то из них получаются откровенно неудачными, пользуются дурной славой у водителей и снимаются с конвейера. А другие настолько приходятся ко двору, что не просто годами, а целыми десятилетиями верой и правдой служат стране и людям. Одной из таких автолегенд является ЗИЛ-130, технические характеристики которой вписаны в книгу почёта автопрома СССР.

ЗИЛ-111: только для элиты

ЗИЛ-111 - Каменный лес Stone Forest

Автомобиль представительского класса являлся главным конкурентом «Чайки» за право перевозить высшее руководство страны. Но одержать победу в том противостоянии «сто одиннадцатому» было не суждено.

Содержание

Лучшие машины ЗиЛа: золотые времена промышленного гиганта СССР

Своим рождением будущий легендарный автозавод обязан Первой мировой войне. В 1916 году для нужд фронта было решено выпускать в Москве, как сказали бы сейчас, «локализованные» итальянские грузовики Fiat 15 Ter, неплохо показавшие себя на фронте. 2 августа 1916 года состоялась закладка завода АМО (Автомобильного московского общества). Однако в силу ряда причин локализовать машины не удалось, и грузовики начали собираться из итальянских машинокомплектов. Тем не менее, именно этот автомобиль стал первым в долгой и славной истории автозавода, который впоследствии перестал быть только автозаводом, а превратился, по сути, в холдинг.

Здесь выпускались не только грузовые автомобили, но и автобусы, легковые автомобили, военная техника, велосипеды и холодильники. В 1925 году название АМО было упразднено, на смену ему пришел 1-й ГАЗ (Государственный автомобильный завод), а в 1931 году предприятие стало называться Заводом имени Сталина (ЗиС).

В 1956 году название в очередной раз поменялось на ЗиЛ (Завод имени Лихачева), а с 1992 года — на АМО ЗиЛ. Это название стало последним в долгой и славной истории легендарного предприятия, которая фактически закончилась в 2016 году, когда был выпущен последний в истории завода грузовик ЗиЛ-43276.

Ещё раньше начался снос производственных цехов и был ликвидирован даже музей завода с кабинетом легендарного директора Ивана Лихачева.

Завод ЗиЛ

Что же сделало ЗиЛ легендарным предприятием и одним из символов промышленной мощи СССР? Вспомним наиболее яркие и интересные разработки.

Когда в 1933 году начался выпуск трехтонного грузовика ЗиС-5, являвшегося очередным переосмыслением американского Autocar -5S, никто не мог предположить, какая судьба ожидает этот автомобиль. А между тем ему пришлось потрудиться не только в народном хозяйстве, но и вскоре отправиться на войну, где ЗиС-5 сыграл не меньшую роль, чем газовская «полуторка»: именно на нем впервые начали устанавливать системы залпового огня БМ-13 — знаменитые «Катюши».

И хотя автомобиль изначально не мог считаться сверхсовременным, зато он был полностью «импортозамещенным»: все узлы и агрегаты, включая шестицилиндровый 73-сильный двигатель, выпускались в СССР и большей частью на ЗиСе. Такое решение сыграло свою роль во время войны, когда рассчитывать на помощь зарубежных партнеров особо не приходилось.

ЗиС-5

ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, отправленным на экспорт в капиталистическую страну — Турцию, также этот грузовик выпускался в Ульяновске и Миассе. Без преувеличения ЗиС-5, или как его ещё называли — «Захар», сыграл огромную роль в истории страны и внес свой вклад в Победу.

Умерший автогигант: 10 легендарных машин под маркой ЗиЛ

Старейшему автомобильному предприятию России — заводу имени Лихачева — 2 августа исполнился бы 101 год. Но два года назад ЗиЛ закрыли. На месте завода, который первым начал снабжать страну грузовыми автомобилями, теперь строят элитное жилье.

Заложено первое российское автопредприятие было 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве. В марте 1917 года завод по лицензии итальянской компании FIAT выпустил первые полуторатонные грузовиков Ф-15. С того времени ЗиЛ произвел 7,87 миллиона грузовиков, 39,536 тысячи автобусов и 12,148 тысячи легковых автомобилей. Некоторые из зиловских марок прославили отечественный автопром.

Легенда автопрома — ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина — знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью — АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта — ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны — по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

Аспекты Цифровые показатели
Цельнометаллическая кабина. На три места.
Топливный бак. Объемом 100 л.
Двигатель. Мощность была форсирована до 82 л. с. (аналогично уже выпускавшимся автобусам марки ЗИС 16).

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

ЗИС 150 (позже — ЗИЛ 164) выпускался в самых различных модификациях, включая бортовой ЗИЛ и многие другие. Общий выпуск составил свыше 750 тысяч автомобилей.

Популярные модификации

На платформе автомобиля ЗИЛ производятся следующие модификации грузовых машин. У автомобиля ЗИЛ модельный ряд довольно разнообразен:

  1. Грузовой ЗИЛ-130Г – перевозка габаритных грузов и буксирование прицепов с общей весовой категорией до 8 тонн.
  2. ЗИЛ-130В1 – седельного типа тягач, который изначально спроектирован для буксировки груза массой до 14 тонн.
  3. ЗИЛ-130Д1 – это специальная платформа для построения самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555.
  4. ЗИЛ-130Б2 – это платформа с особым пневматическим выводом, предназначенным для построения тягача, применяемого в сельском хозяйстве.
  5. Грузовой ЗИЛ-130Г – платформенная машина со специальными 2-ух секционными бортами. Здесь присутствует база колес 4 500 мм и уникальный по характеристикам мотор.
  6. ЗИЛ модель 130Д – это платформа для самосвала узкого строительного назначения, имеющая короткую базу колес — 33 см.
  7. ЗИЛ-130Б платформа для техники особого сельскохозяйственного назначения с общей базой колес, равной 3 800 мм.

ЗИЛ 130Г

Все без исключения модели отличаются оптимальной комплектацией и возможностью идеально функционировать в разных климатических условиях.

История появления и развития модели

ЗИЛ-130 — одна из первых вариаций

Ранний прототип ЗИЛ-130

До появления нового в своём классе грузовика основным «извозчиком» в СССР был ЗИС-150. Начал он разрабатываться ещё до войны, выпускался долго и обладал целым рядом недостатков. Его модернизация в виде модели ЗИЛ-164 по сути, являлась тем же самым автомобилем и не могла решить поставленных перед перспективной машиной задач.

В результате этого первому в России предприятию, начавшему когда-то выпуск серийных машин, доверили новое проектное задание. Главным конструктором стал А. М. Кригер, который специализировался именно на разработке грузовых авто. Г. А. Феста осуществлял руководство группой, непосредственно работавшей над образцом. Над внешним видом, который должен был быть непохож на всё, созданное ранее, работал юный художник-конструктор Э. В. Сабо, а окончательную доработку осуществляла Т. П. Киселёва, бывшая на заводе главным художником.

Существует мнение, что новый ЗИЛ копировали с американского грузовика. Действительно, пиетет к автопрому США был велик, особенно со стороны вождей, будь то Сталин или Брежнев. Однако мнения о том, какая именно модель легла в основу прототипа, расходятся. Одни говорят о Dodge СЗ-ТА8, другие — о модели Ford F-600 1960 года.

Dodge C3 1956

Dodge C3 1956 года

Однако о прямом копировании речь не идёт. Думается, советские конструкторы просто придерживались автомобильной моды тех лет.

Ford F600 1960

Ford F600 1960 года

В 1956 году вышел первый опытный образец. Вплоть до начала 60-х машину обкатывали и совершенствовали, менялся как внешний вид, так и начинка. В частности, столь долгая разработка связана с введением в широкомасштабное производство нового двигателя — V-образной восьмёрки, который должен был быть прост в изготовлении, но технологичен и обладать хорошими характеристиками.

Одна из ранних версий ЗИЛ-130

Одна из ранних версий ЗИЛ-130

В 1959 году прототипы экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, вызывав оживлённый интерес своей нестандартностью. С 1961 по 1963 год проводилась интенсивная обкатка. По несколько экземпляров участвовали в пробегах по всей территории страны, для того чтобы выявить возможные недостатки.

С 1964 года налажен серийный выпуск. Завод имени Лихачёва к тому времени прошёл масштабную модернизацию, чтобы быть готовым к выпуску больших объёмов продукции. И не зря: уже к 1974 году изготовлен миллион машин, а на момент прекращения выпуска в 1994 году общее количество выпущенных экземпляров превысило 3,5 миллиона.

Первый прототип

На протяжении долгого времени главным автомобилем для высшего советского руководства являлся ЗИС-110. Но каким бы удачным ни был бы автомобиль, рано или поздно его время подходит к концу. Не стал исключением и «сто десятый». Уже в середине 1950-х годов машина начала устаревать. Причем не только в техническом плане, но в моральном. И ЗИСу срочно требовалась адекватная замена.

За работу взялся дизайнер Валентин Ростков. И вскоре он представил ЗИС-111 «Москва». По факту, новый автомобиль в техническом плане не так сильно отличался от предыдущего. Для опытного образца, например, и вовсе взяли шасси от 110-го. Ростков сделал упор именно на дизайн. Естественно, с оглядкой на американский автопром, который в те времена являлся эталоном для дизайнеров всего мира. И поэтому детище одновременно напоминало и Cadillac, и Buick, и Packard.

ЗИС-111 Москва - Каменный лес Stone Forest

ЗИС-111 Москва

ЗиС-101

Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня.

В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.

ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».

Первый российский грузовик

Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, в конструкцию которого в ходе производства был внесен ряд изменений. Изначально на АМО грузовики только собирались. Собственный промышленный выпуск удалось наладить только к началу 1925 года.

Через два года директором предприятия был назначен Иван Лихачев. В 1931 году была затеяна масштабная реконструкция: значительно расширена площадь завода, построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина».

АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью до 1,5 тонны. На нем устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью 35 лошадиных сил. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. С 1924 по 1931 год завод выпустил 6285 таких автомобилей.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик ЗИЛ 130. Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже — КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.

Кузов ЗИЛа — габариты и характеристики

ЗИЛ кузов данного транспортного средства может быть не только грузовым, но также пассажирским. Для этой цели присутствуют откидные скамейки и возможность установки тента.

Вес авто 10425 кг
Грузоподъемность ЗИЛа 6000 кг
Максимальная скорость 90 (км/ч)
Мощность двигателя 150 л.с
Расход топлива 30 л на 100 км

Что касается средних габаритных показателей ЗиЛа, то его длина составляет 6 672 мм, ширина – 2 500 мм, общая высота – 2 400 мм. Объем платформы равен 5.10 кубических метров, а площадь пола составляет 8.72 квадратных метра.

Настоящий дебют

Вот только Ростков не учел один важный момент: тот дизайн, который он взял за основу, тоже являлся устаревшим. И в Америке от него в то время уже отказывались, мода менялась быстро. Соответственно, советский премиальный автомобиль для правящей элиты еще до своего появления являлся устаревшим.

За короткий срок было собрано несколько экземпляров «Москвы», которые демонстрировались на различных выставках. Но творение Росткова никто не оценил. И тогда правительство объявило конкурс на разработку дизайна премиального автомобиля. Вариантов было много, но в финал вышли Лев Еремеев (дизайнер с Горьковского предприятия, который создал облик «Волги» и «Чайки») и все тот же Ростков. Оба претендента сделали пластиковые макеты своих автомобилей и представили их на суд жюри. Выбор был сделан в пользу Еремеева и его 111-го ЗИЛа. А Ростков после этого написал заявление на увольнение по собственному желанию.

ЗИЛ-111 - Каменный лес Stone Forest

В 1958 году началось мелкосерийное производство нового автомобиля представительского класса. ЗИЛ-111 получился по-настоящему впечатляющей машиной. Его длина составляла 6 140 мм, ширина – 2 040 мм, а высота – 1 640 мм. Дорожный просвет не уступал современным полноценным внедорожникам – 180 мм. Изначально планировалось, что для создания автомобиля будет использована платформа какого-нибудь «американца», на которую просто «повесят» новый кузов. Вот только инженеры просчитались, силовой агрегат был такого большого размера, что он просто никуда не помещался.

И специально под автомобиль был создан двигатель ЗИЛ-111 V8 с рабочим объемом шесть литров и мощностью в 200 л.с. (ЗИС-110 выдавал 140 л.с.). Шел он в сочетании с 2-ступенчатой АКПП. И автомобиль массой свыше 2,6 тонн, мог до 100 км/ч разогнаться за 23 секунды. Максимальная же скорость составляла 170 км/ч. При этом привод у 111-го был задний. Поскольку машина отличалась довольно большим расходом топлива (около 29 литров на 100 километров пробега в смешанном цикле), ее оснастили внушительным топливным баком на 120 литров.

ЗИЛ-111 - Каменный лес Stone Forest

БТР-152

Опыт Второй мировой войны показал, что без бронетранспортеров ни одна армия мира не может считаться современной. Сразу же после окончания войны инженеры ЗиСа взялись за разработку бронетранспортера БТР-152.

Так как в основе конструкции лежала агрегатная база трехосного полноприводного грузовика ЗиС-151, то уже в 1950 году бронетранспортер БТР-152 поступил на вооружение Советской Армии. Эта машина стала активным участником едва ли не всех послевоенных конфликтов, да и сейчас она воюет в некоторых горячих точках.

БТР-152

И это несмотря на ряд врожденных недостатков, вызванных использованием автомобиля-донора ЗиС-151. 110-сильный бензиновый двигатель явно был слабоват для 9-тонной машины, особенно когда она перевозила 19 человек десанта с полным вооружением, а открытое десантное отделение не позволяло использовать БТР-152 на поле боя.

Однако машина широко экспортировалась, а в Китае выпускалась по лицензии. Стоит отметить, что хотя производство БТР-152 прекратилось в 1962 году, официально с вооружения Российской армии эти машины были сняты только в 1993 году. Но в почти двадцати странах они остаются в строю до сих пор.

Прославленная трехтонка

Уже в 1930 году на заводе начался лицензионный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С», ставших прототипами легендарной трехтонки ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошли в массовую серию. На его базе были созданы 25 моделей и модификаций.

Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома немцев под Москвой он снова наладил выпуск грузовиков для фронта.

Серийный ЗиС-5 начала 1930 годов имел мощность 73 лошадиные силы. Масса снаряженного автомобиля составляла 3,1 тонны. Он развивал скорость до 60 км/ч. ЗиС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, стал значительно проще базовой модели.

В послевоенные годы легендарный грузовик ЗиС-5В еще долго не сходил с конвейеров завода. Этот автомобиль обладал исключительной прочностью и неприхотливостью, имел отличную проходимость.

Не самый крепкий и здоровый Бычок

В начале 90-х годов ХХ века спецтехника ЗИЛ стала пользоваться все меньшим спросом. Завод решил выпустить автомобиль малого тоннажа — именно такие машины тогда были наиболее востребованы. При этом ставилось обязательное условие: максимально задействовать уже имевшиеся в наличии агрегаты и узлы, включая кабину от модели 4331, производство которой осуществлялось на специально приобретенном дорогостоящем оборудовании. Прототипом нового трехтонника стал ЗИЛ 5301 Бычок с круглыми фарами.

По результатам конкурса был выбран проект полукапотного грузовика, собираемого на базе шасси Renault. Серийное производство автомобиля началось в конце 1994 года. Технические характеристики ЗИЛ 5301 позволили оснастить его двигателем ММЗ 245 с четырьмя цилиндрами, объемом 4,75 литра и мощностью 109 л. с. Автомобиль был способен перевозить грузы весом до трех тонн. Фактически новый грузовик представлял собой вариант ЗИЛ 4331 с обновленными кабиной и силовой установкой.

Завод возлагал на «Бычок» огромные надежды, выпуская самые различные модификации. Однако машина так и не получила широкой популярности. Владельцы автомобили предъявляли к нему множество претензий, включая:

  • неверный подбор передаточных чисел КПП;
  • низкое качество сборки;
  • создаваемые двигателем вибрации, особенно заметные с учетом того, сколько весит мотор в целом.

Мотор грузовика был со временем заменен на минский агрегат мощностью 136 л. с., пробовались и некоторые импортные модели. Но спрос на машину продолжал падать, и в 2013 году ее производство полностью прекратилось. Складывалось ощущение, что в успех Бычка не слишком верят даже его разработчики.

В истории Бычок так и останется некой неудачной попыткой предотвратить окончательный упадок прежде великого и легендарного завода.

Салон

У ЗИЛ кабина – это трехместный салон, который располагается сразу за двигателем. Сиденье можно отрегулировать по высоте, по длине, а также по наклону спинки. Среди присутствующих основных опций салона можно выделить:

  • Стеклоочиститель;
  • Отопитель;
  • Специальное устройство для промывки стекол;
  • Крыша салона оснащена двумя вентиляционными люками.

Кабина выполнена из цельного металла, а сиденья выполнены из мягких материалов. Все в ней продумано до мелочей, что делает салон максимально комфортным для водителей и для пассажиров. Здесь эргономично расположены основные приборы и механика управления.

Транспортное средство оснащено гидравлическим усилителем руля, благодаря чему значительно увеличилась общая простота управления автомобилем и его безопасность. При случайном разрыве переднего колеса, грузовику легко будет удержаться на дорожном участке.

Недолгий «золотой век»

И хотя официально считается, что ЗИЛ-111 начали производить с 1958 года, до 1961 года о полноценном производстве говорить нельзя. Тогда наряду с привычным 7-местным кузовом лимузина начали делать еще кабриолеты и фаэтоны с таким же количеством мест.

В 1962 году ЗИЛ-111 подвергся основательной модернизации. И обновленная модель получила приставку «Г» к названию. Машина оснащалась новыми передними (вместо двух появилось четыре фары) и задними фарами, появились боковые молдинги в виде стрелы. Постоянным стало и наличие кондиционера. Сам автомобиль стал длиннее на 50 миллиметров и потяжелел на 210 килограммов.

На базе ЗИЛ-111Г было создано несколько модификаций. Например, фаэтон ЗИЛ-111В получил тент с автоматическим гидравлическим приводом, а также четыре боковых подъёмных окна, которые «упаковали» в хромированные рамки. При этом они полностью убирались в двери. Сделали еще и парадный фаэтон, получивший обозначение «Д». Эти автомобили использовались исключительно для торжественных парадов, приуроченных к каким-либо важным государственным праздникам.

Правда, дебют машин состоялся только 7 ноября 1967 года. Окрашенные с серо-зеленые цвета фаэтоны приняли участие в торжествах, посвященных 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Но их век оказался недолгим. Около десяти лет ЗИЛ-111Д продержался в качестве парадной машины. Уже в середине 1970-х годов их заменили на кабриолеты ЗИЛ-117Д.

ЗиС-155

После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.

На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.

ЗиС-155

Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.

Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.

«Машина Сталина»

Элегантный лимузин ЗиС-101, выпускавший в 1936—1941 годах для советской элиты, был практически точной копией американского автомобиля Buick-32-90. В 1941 году пошла в серию рестайлинговая модель ЗиС-101А, отличавшаяся оформлением передней части и двигателем с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором, форсированным с 90 до 116 лошадиных сил. Такой автомобиль развивал и большую максимальную скорость, 125 км/ч.

Иосиф Сталин вплоть до своих последних дней передвигался на бронированной версии лимузина — ЗиС-115. Этот автомобиль массой 4,3 тонны мог развивать до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью в 162 лошадиные силы.

Основные технические характеристики

Транспортное средство комплектуется 4-тактным восьмицилиндровым двигателем. У грузовика ЗИЛ двигатель мощный, этот параметр составляет 3000 оборотов в минуту. Общий рабочий объем двигателя достигает 6 литров. Особого внимания заслуживает специальная система смазки, которая характеризуется, как комбинированная с возможностью разбрызгивания и разными показателями давления. Система питания установленного движка относится к категории принудительной, также есть встроенная жидкостная система охлаждения.

ЗиЛ-130

Пожалуй, самым известным автомобилем легендарного автозавода стал грузовик ЗиЛ-130, выпуск которого начался в 1963 году. Этот грузовик стал самым массовым в истории советского автопрома — всего выпущено 3,4 миллиона штук.

Его разработка началась ещё при Сталине в 1953 году, а сборка последних машинокомплектов завершилась уже при Путине в 2014 году. На этом грузовике отработало несколько поколений шоферов, у него было не поддающееся учету количество модификаций, он трудился и в народном хозяйстве, и служил в армии, и до сих пор работает во многих странах, включая Россию.

ЗиЛ-130

Это была машина-эпоха и один из символов советского автопрома, хотя изначально автомобиль не отличался выдающимися характеристиками: он был простой, неприхотливый и «неубиваемый». Тем не менее, в 1973 году ему был присвоен «Государственный Знак Качества СССР». Редко какой грузовой автомобиль в мире может похвастать такой долгой жизнью, таким тиражом и таким количеством почитателей и недоброжелателей.

Революционный автобус

Сразу после войны завод разработал автобус ЗиС-154 с революционной для отечественного автопрома конструкцией. Это был первый советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа.

ЗиС-154 полюбился водителям за простоту управления. Пассажирам автобус очень нравился за комфорт (по сравнению с довоенными моделями): удобным широким дверным проемам, плавному ходу, отличному отоплению и вентиляции. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с производства.

На смену пришел ЗиС-155. Всего было выпущено 21 741 таких машин, которые составляли основу автобусного парка крупных городов СССР до середины 1960-х годов.

Тормозная система

На грузовике установлена особая тормозная система, которая присутствует на всех колесах. Это тормоза особого барабанного типа, которые функционируют под влиянием современной пневмосистемы. Основной резерв воздушной массы находится в специальном резервуаре под достаточно сильным давлением. В рабочее состояние тормоза приводятся при помощи водяного насоса и установленной передачи. Работа компрессора осуществляется с двумя тысячами оборотами в минуту. Всего воздушных баллонов существует всего два, каждый по 20 литров.

Представительская «Юность»

Представительский автобус «Юность» безусловно можно причислить к наиболее ярким легендам отечественного автопрома. Эта машина выделялась авангардным дизайном полностью отечественной разработки. А задумана она была, чтобы занять рабочих в цехах штучной сборки представительских лимузинов.

Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году. Оригинальный автомобиль привел в восторг Никиту Хрущева. Через несколько лет машина получил сразу 12 наград на выставке в Ницце. По легенде, купить лицензию на ее производство в США пытался даже Генри Форд II, в чем ему было отказано.

К сожалению, «Юности» не удалось пойти в серию и в Советском Союзе. Широкой публике этот автобус стал известен из кинофильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», в съемках которого он принял участие.

«Синяя птица»

Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.

Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.

ЗиЛ-29061

Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.

В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.

Положительные и отрицательные свойства

Все большее количество автолюбителей принимают решение купить данные машины грузового назначения. Из данного средства можно сделать уникальное авто, так как присутствует возможность проведения оптимального апгрейда. Среди иных положительных факторов можно отметить такие важные показатели, как доступная стоимость транспортного средства, небольшие габариты, оптимальная ремонтопригодность и маневренность устройства. При необходимости можно без проблем найти нужные детали для проведения ремонта. Высокие показатели проходимости машины основаны на наличии встроенного рулевого усилителя, также мотор работает идеально.

Среди недостатков машины можно отметить небольшую скорость, которую в состоянии развить вездеходы, неидеальный мотор и грузоподъемность также не является рекордной. По причине давнего года выпуска детали довольно часто выходят из строя. Несмотря на достаточные комфортные условия салона, он немного уступает по меркам настоящего времени. Кресла можно регулировать, но они не совсем удобны для современных водителей. Мотор в кабине автомобилей ЗИЛ не слышен, машина и ее основные модификации передвигаются тихо. За свою 40-летнюю историю данные автомобили зарекомендовали себя, как прочный и очень надежный грузовой транспорт, относительно простой в процессе эксплуатации и в ремонте. И сейчас на дорогах страны можно встретить узнаваемый всеми ЗИЛ и ЗИС, который приобретают в качестве средства, решающего большое количество разных задач.

Обзор модификаций

ЗИЛ-130 с будкой

Самый массовый грузовик в истории СССР использовался практически везде, что породило несколько базовых модификаций, серийно производившихся на протяжении всего периода, пока автомобиль был актуальным. Наиболее известные из них:

    ЗИЛ-130А. От базовой модели отличался приспособлениями для постоянной работы с прицепом, для чего имелись выводы для подключения тормозов и электросистемы буксируемого устройства. На практике было произведено множество более детализированных модификаций, которые часто шли на экспорт и оснащались экранированным электрооборудованием.

Холодильники

Начиная с весны 1950 года ЗиЛ начал выпуск холодильников, которые очень быстро стали популярны у советских граждан благодаря основательной конструкции, надежности, удобству и дизайну. Самое интересное, что постановление о начале выпуска холодильников было подписано в сентябре 1949 года, а уже через семь месяцев завод выпустил первую партию новой для себя техники.

На ЗиЛе всегда требовательно относились к комплектующим, что сказалось на долговечности холодильников, многие из которых работают и по сей день. Причем не стоит думать, что производство холодильников для ЗиЛа было какой-то несущественной «побочкой».

У ЗиЛа было свое конструкторское бюро, где работали высококлассные специалисты, было и весьма современное оборудование, а производственные мощности позволяли выпускать десятки тысяч холодильников в год. Вот почему за все годы производства с ЗиЛа в разные концы Советского Союза, как и в другие страны, отправилось более 5,5 миллионов холодильников.

«Король бездорожья»

Настоящей легендой завода стал армейский грузовик ЗиЛ-157, получивший у благодарных водителей звучные прозвища «Ступа», «Мормон», «Колун» или «Трумен». Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве с 1958 до 1988 года, можно назвать выдающейся. Многочисленные версии ЗИЛ-157 можно до сих пор встретить и на Крайнем Севере, и в Средней Азии.

Полноприводный грузовик оснащался двигателем мощностью в 104 лошадиные силы, который мог разогнать его до 65 км/ч. Машина может перевозить до 5 тонн груза по асфальту и до 2,5 тонны по грунту.

Впервые в советском автомобилестроении на грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать его во всех колесах или по выбору. От давления в шинах зависит проходимость машины: на слабых грунтах, грязи, песку или снеге оно снижается.

«Рабочая лошадка»

Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома стал грузовик ЗиЛ-130. С 1963 до прекращения производства в 1994 году автозаводом были изготовлены 3,366 миллиона таких машин разных модификаций. Он широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак Качества СССР.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком.

Последний советский лимузин

ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.

ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий