Из Петербурга в Заполярье. Путешествие по трассе; Кола; – главной дороге русского Севера

На машине от Мурманска до Карелии с ребенком: время в пути, пит-стопы, заправки, трасса

Юлия Краснова

Несмотря на то, что многие сегодня предпочитают путешествовать на поезде или самолете (так быстрее и безопаснее), есть и те, кто по-прежнему любит ездить в отпуск или в командировки на машине. Плюсов хватает. Во-первых, так дешевле, особенно если едет вся семья. Во-вторых, можно в любой момент сделать остановку. В-третьих, такая поездка однозначно может стать приятным приключением.

Но, как и в любом деле, здесь важна подготовка. Сегодня мы хотим рассказать, что из себя представляет дорога Мурманск — Карелия. Опытные туристы, семья Орловых, решили поделиться с нашими читателями своим опытом. Каждый год они несколько раз ездят по этому маршруту, а потому знают, как сделать так, чтобы путешествие прошло хорошо. Особенно если это путешествие с ребенком.

Из Петербурга в Заполярье. Путешествие по трассе "Кола" – главной дороге русского Севера

Автодорога Р-21 “Кола” длиной более 1,5 тысяч километров пересекает Ленинградскую область, Республику Карелия, Полярный круг, Кольский полуостров и несколько природных зон. Она соединяет Санкт-Петербург и Мурманск – крупнейший заполярный город-порт в мире. Ее можно назвать главной дорогой русского Севера.

Корреспондент Настоящего Времени Алексей Сабельский и фотограф Александр Кириллов убедились, что это еще и одна из самых живописных дорог России. В то же время природная красота соседствует с бедностью и нежеланием людей оставаться жить на Севере.

Еще в середине XX века до Мурманска можно было добраться только по грунтовке. Асфальтовое полотно начали строить в начале 1960-х, а завершили спустя 20 лет, в 1981 году. За качественное покрытие, слабую загруженность и виды эту дорогу полюбили российские автопутешественники. Но окружающее пространство до сих пор мало похоже на туристический рай.

От Санкт-Петербурга “Кола” устремляется сначала на восток и пересекает Неву, потом огибает Ладожское озеро, мимо Новой Ладоги. Путешественников чаще привлекает находящаяся на реке Волхов Старая Ладога. Она находится в нескольких километрах к югу от “Колы”. Некоторые историки называют Старую Ладогу первой резиденцией Рюрика, которого новгородцы призвали на княжение в 862 году. Другие исследователи считают, что Ладога была лишь временной, хоть и затянувшейся на два года, остановкой князя на пути в Новгород.

В 1703 году появился не только Санкт-Петербург, но и Новая Ладога. Большинство жителей Ладоги, которая превратилась в Старую Ладогу, переехало в новый город, и гипотетическая древнейшая столица Руси стала селом.

Далее дорога ведет мимо Сясьстроя, где поворачивает на север, в Карелию.

Трасса

— Говорят, что у каждой трассы есть свои плюсы. У трассы «Кола», к примеру, это живописность, — рассказывает Евгений. — Ехать по ней легко, населенных пунктов по пути мало, поэтому скорость приходится снижать нечасто. Места очень красивые! Можно во многих точках остановиться и дойти до озера или реки. Мусора на обочинах почти нет, видно, что убирают.

трасса кола Фото: lubakomarova7

Но есть на пути 3-4 участка, где практически постоянно ведутся ремонтные работы. Стоит заранее учесть это, они занимают немало времени. Например, в районе Сегежи дорогу ремонтируют уже несколько лет. Орловы говорят, что порой стоишь 40 минут в ожидании зеленого сигнала светофора, потом еще плетешься полчаса по колдобинам.

Безлюдный север

Участок пути через Карелию длиннее, чем представляешь его перед поездкой. Особенно между городами Медвежьегорск и Кандалакша. Редкий транспорт, бесконечная тайга и 500 километров ровного асфальта убаюкивают и заставляют останавливаться, чтобы взбодриться. Скрашивают путь озера, реки и рукотворные каменные коридоры. Последние особенно популярны у туристов. На скалах и камнях можно прочитать приветы со всех уголков страны. Что любопытно, не нашлось ни одного матерного слова. Очень часто встречаются пирамидки из камней, иногда очень большие, сделанные дорожниками с помощью экскаватора. Особенно много их у знака “Полярный круг” на севере Карелии.

Беломорск Беломорск

Север Карелии безлюден. Редкие населенные пункты находятся в стороне от трассы. Крупнейший сервис бронирования гостиниц Booking.com не знает города Сегежа и при соответствующем запросе показывает результаты поиска по соседнему Беломорску.

Из Беломорска и Кеми можно отправиться на Соловки, благодаря которым эта часть Карелии и интересна туристам. Повидать Спасо-Преображенский монастырь и вернуться обратно на теплоходе стоит более 3000 рублей. Сами же города не похожи на крупные туристические центры. Растянувшись на несколько километров вдоль дороги от “Колы” до Белого моря, Кемь встречает гаражами и грудами старого строительного материала. Рядом с ними стоят новые дома, построенные для переселяющихся из ветхого жилья. Жители Кеми остаются на малой родине неохотно. С 1992 года население города снизилось с 18 до 10 тысяч человек. Они работают в пищевой отрасли и обслуживающим персоналом на транспорте и в энергетике.

Кемь Кемь Кемь

“Кто хочет работать, тот работу всегда найдет, – считает хозяин одного из гостевых домов на берегу Белого моря в Кеми. – Возможности есть, а если только говорить, как все плохо, то ничего хорошего не выйдет”.

Он лично встречает гостей даже в час ночи, дожидаясь их в кафе-столовой. А с утра он уже на работе и сам занимается уборкой комнат. Вокруг гостевого дома – ярко-зеленый газон, неподалеку стоит свежее здание. Подобный бизнес можно найти в каждом карельском городке, и он резко контрастирует с окружающим пространством.

Пит-стоп

Основные остановки семья Орловых делает на заправках. Изначально на них и ориентируются, выбирают лишь проверенные (той фирмы, которой пользуются в городе). Там же покупают кофе и идут в туалет. Да, туалеты иногда попадаются на парковочных площадках в лесу, но зайти в них без противогаза невозможно, поэтому этот вариант лучше не использовать.

трасса кола

Фото: signor_falcone

Перекусы Орловы делают во время пути в машине. Когда едешь с маленьким ребенком, времени на привычные пит-стопы не бывает. Хочется сэкономить время, переживаешь, как ребенок будет переносить дорогу. Исходя из этого, они берут с собой:

  • бутерброды,
  • ребенку кашу в термобоксе,
  • удобные фрукты (бананы, яблоки),
  • воду (2-3 литра, чтобы не только пить, но и умываться),
  • горячую воду в термосе,
  • выпечку к кофе (который покупается на заправках),
  • шоколадные батончики.

Для питания ребенка с собой можно взять также в термосумку:

  • отваренную порцию макарон,
  • небольшие котлетки,
  • питьевые йогурты.

— По дороге Мурманск — Карелия в кафешках мы не останавливаемся, их не очень много по пути, и мы всё же боимся рисковать, — говорит Кристина. — Слышали, что в Тэдино неплохое придорожное кафе, но сами там не бывали. Когда едем в Крым по платным трассам, там есть смысл останавливаться в общепитах. Это всегда крупные заведения с прикольным дизайном и разнообразным меню, всё выполнено по европейским стандартам, там хочется останавливаться. У нас пока такого уровня сервиса нет.

В завершение интервью Орловы особенно отметили, что по трассе должен ехать водитель с хорошим стажем вождения. И очень важно делать остановки, если водитель начинает засыпать. Даже 20 минут отдыха с закрытыми глазами здорово восстановят силы и концентрацию внимания.

Идентичность, депопуляция и заброшки

Недавно избранный губернатор Мурманской области Андрей Чибис во время избирательной кампании использовал лозунг “На Севере – жить”, который стали раскручивать как новый бренд территории. Но жить пока не очень получается. За последние 30 лет регион потерял треть населения. Меньше миллиона человек проживало уже в 1998 году, а сейчас численность населения не достигает и 750 тысяч.

Как и из любого региона Крайнего Севера, из Мурманской области люди стремятся уехать целыми семьями. Благодаря той же “Коле”, железной дороге и авиасообщению связи с регионом можно не рвать, поэтому решиться легко. Уезжают в другие города Северо-Запада и центрального региона России, в Подмосковье и Санкт-Петербург. Едут не столько за работой (она есть и в Мурманске), сколько за солнцем и летом. Особенно стремительно пустеют небольшие города, поселки и бывшие ЗАТО. Старые производственные и складские помещения, сараи и жилые дома вокруг Мурманска, вдоль дороги “Кола” и побережья Баренцева и Белого морей превращаются в груду металла и строительных материалов.

Апатиты и Кировск Апатиты и Кировск Апатиты и Кировск Апатиты и Кировск

И поэтому тем более удивительно, что уехавшие даже в раннем возрасте продолжают ощущать себя частью Севера, всячески подчеркивая приспособленность к условиям сурового климата. Дождливый Санкт-Петербург для них – южный город. Свое присутствие северяне обозначают, например, наклейками на машинах: с медведями, северным сиянием и указанием города, из которого они родом. Нередко такие машины можно увидеть в Санкт-Петербурге, а в городах Мурманской области это массовое явление.

Тем временем дорога, пересекая новую красивую развязку на окраине областной столицы, поворачивает на запад, идет по северной тайге, тундре (иногда абсолютно голой) и сопкам. За 200 км километров до границы с Норвегией, где и заканчивается Р-21, есть только один туалет с придорожным кафе – в поселке Старая Титовка. Пропустил его – терпи до Норвегии.

Мы – телеканал "Настоящее Время". Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи – смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий