Устройство и характеристики двигателя газ 51
Легенда советского автопрома, дитя войны — ГАЗ-51 и сегодня может служить образцом для подражания молодым конструкторам.
Существуют машины уникальные и удачные. Богатая история советского грузовика полна примеров того и другого, но ГАЗ-51 выделяется из них, как отличный пример здравого применения технических новшеств и заимствований, ставших залогом огромной популярности и востребованности машины. 29 лет выпуска основной модели, 3.5 млн собранных экземпляров – такой размах для «Доджей» и «Студебекеров» был пределом возможностей.
Износы в двигателе и их влияние на его работу. Газ-51, зим-12, м-20 и газ-69.
Работа двигателя, точно так же как и работа всякой машины, сопровождается непрерывным процессом естественного износа его деталей.
При нормальных условиях эксплуатации двигателя и автомобиля в целом, эти износы на протяжении довольно длительного времени работы, исчисляемого пробегом автомобиля к 30000—50000 км, а иногда и более, нарастают постепенно и но величине таковы, что не влияют на нормальную работ) двигателя и его отдачу. Однако, при достижении своей предельной (по условиям работы того или иного сочленения; величины, износы начинают прогрессивно увеличиваться и приводить к различным неисправностям в работе двигатели. К таким неисправностям двигателя относятся:
1) высокий расход масла,
2) высокий расход бензина,
3) падение мощности двигателя,
4) стуки в двигателе,
5) детонация, преждевременное зажигание, отдельные вспышки р цилиндрах после выключения зажиганий,
6) перебои вспышки,
7) дымный выхлоп,
8) выстрелы в глушителе и карбюраторе,
9) слишком низкое или слишком высокое давление масла,
10) перегрев двигателя.
Эти неисправности двигателя могут вызываться в основном следующими причинами:
Руководство по ремонту грузовика ГАЗ-51 и его технические характеристики
Есть такие транспортные средства, которые можно охарактеризовать, как удачные и уникальные по своим качествам и основным техническим характеристикам. В истории страны существует достаточно много разных примеров качественных и функциональных грузовиков. Среди них особого внимания заслуживает 51 ГАЗ. Это самый настоящий пример того, как максимально здраво были применены основные технические характеристики авто, которые стали настоящим залогом постоянно растущей универсальности и функциональности грузовика. Основная модель выпускалась на протяжении 29 лет, было собрано и реализовано более 3,-ого ГАЗ.
История создания ГАЗ-51
Первое десятилетие работы Горьковского автозавода вплотную следует за американской компанией Ford, и в истории ГАЗ-51 до серийного производства легко можно найти параллели с Ford’овскими грузовиками (а ещё лучше они прослеживаются в его предке ГАЗ-АА). История создания ГАЗ-51 начинается в феврале 1937-го. За основу предполагалось взять проверенные западные и советские агрегаты, из которых требовалось собрать простые и надёжные, рабочие машины.
Экспериментальная модель ГАЗ-51 прошла дорожные испытания летом 1940-го, после чего была отправлена на Всесоюзную выставку сельского хозяйства. Производство нового автомобиля могло начаться в 41 году, но случилось то, что случилось. В тяжёлое военное время в ход шли все запасы и на базе агрегатов ГАЗ-51 собирались другие, разной степени уникальности грузовики.
ГАЗ-51: фото одного из первых, опытных образцов.
Впрочем, отсрочка в производстве пошла ГАЗ-51 только на пользу. Возобновление разработок началось сразу же после Сталинградской битвы и трудного, но позитивного перелома в ходе военных действий. Создатель ГАЗ-51, знаменитый советский конструктор А.Д.Просвирнин доработал грузовик до такой степени, что от первоначального образца ГАЗ-51 технические характеристики отличались в лучшую сторону, а от машины осталось только название.
Большое совещание 45-ти автомобильных конструкторов проходило 3-8 февраля в Москве, фактически сразу после капитуляции Паулюса. Из разрабатывавшихся до и во время войны грузовиков к серийному выпуску оказался готов только ГАЗ-51. Однако даже его грузоподъёмность Сталин приказал увеличить на полтонны.
Предсерийные образцы были готовы к июню 1945 года. Сразу же началась подготовка к производству, и уже зимой 1945-46 с конвейера сошли установочная партия и 3136 готовых к эксплуатации машин. Параллельно производству шли испытания, но в их завершении уже не было нужды: сверхнадёжная, простая конструкция, ремонтопригодность и отличные технические характеристики ГАЗ 51 говорили сами за себя на дорогах Союза.
На большинстве фото ГАЗ-51 занят работой, но, несмотря на пролетарское происхождение, внешний вид машины перекликается образцами западной мысли.
Технические характеристики
На грузовик и на автобус производитель устанавливает самые качественные и надежные двигатели. Ранее завод имел специальную лицензию на выпуск и установку на авто особого нижнеклапанного двигателя марки Dodge. По мере развития производственных возможностей двигатели постоянно совершенствовались и модернизировались. Мотор покрыт хромом, который присутствует на поршневых кольцах. Также присутствует стойкий к износу чугун собственного изготовления. Он используется также в качестве материала для гильз цилиндров. Машина оснащена двигателем, который оснащен качественным маслорадиатором и предпусковым подогревом.
Входящий в состав коленвал максимально надежного двигателя оснащен специальными стальными вкладышами. Все это обеспечивает мотору и всей машине в целом долговечность в самых разных условиях эксплуатации. Кроме уникального по качеству двигателя, машина характеризуется следующими техническими характеристиками:
Длина | 5500 мм |
Ширина | 2200 мм |
Высота | 2120 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Снаряженная масса | 2750 кг |
Объем топливного бака | 3484 см куб |
Мощность двигателя | 2800 об за мин |
Коробка передач | МКПП 4 |
Максимальная скорость | 80 км в час |
Расход топлива | 20 л на 100 км |
Грузоподъемность | 2500 кг |
На основании данных показателей можно сделать вывод, что все авто, выполненные на базе ГАЗ, обладают уникальной тягой. Машина имеет стандартную коробку переключения передач. Ремонт грузовика ГАЗ модели 51 можно было провести без особых проблем, так как сложностей с приобретением запчастей не возникало на протяжении всего срока эксплуатации моделей.
2. Высокий расход бензина:
а) взносом или поломкой поршневых колец, а также образованием нагара на них;
б) большими зазорами между поршнями и цилиндрами;
в) плохой герметичностью клапанов;
г) малыми зазорами между толкателями и клапанами.
Обслуживание и ремонт
Грузовик ГАЗ-51 имеет простую конструкцию, не требующую специального оборудования для ремонта и обслуживания. Ресурс агрегатов до проведения ремонта не превышает 40-50 тыс. км, что обусловлено низким качеством запасных частей и конструктивными особенностями.
Регулировка клапанов
Признаком необходимости регулировки клапанов является затрудненный пуск и стук механизма газораспределения при любой частоте вращения коленчатого вала. При уменьшении зазора происходит сгорание остатков топливной смеси в глушителе или карбюраторе. Нормальным является зазор 0,23 и 0,28 мм на впуске и выпуске соответственно.
- Снять крышки, закрывающие механизм газораспределения.
- Провернуть вал двигателя рукояткой до положения открытия выпускного клапана 1 цилиндра.
- Выставить при помощи щупа зазоры в клапанах впуска (1,3 и 5 цилиндр) и выпуска (2, 3 и 6 цилиндры). Для ослабления контргайки требуется удерживать штангу толкателя от проворачивания дополнительным ключом. Выставление зазора осуществляется вращением регулировочной части штанги. После окончания процедуры требуется затянуть контргайку.
- Сделать полный оборот коленчатого вала, добившись полного открытия выпускного клапана 6 цилиндра.
- Отрегулировать зазор выпуска 1, 4 и 5 цилиндра, а также впускные клапана 2, 4 и 6 цилиндра.
Ремонт КПП
Ремонт КПП ГАЗ-51 производится в следующих случаях:
- Затруднения при переключении скоростей, возникающие из-за повреждения или заедания подвижных штоков в каналах крышки.
- Повышенный шум при работе коробки, при этом уровень масла находится в норме. Причиной шума являются изношенные шестерни или подшипники первичного или вторичного вала.
- Самопроизвольное выключение передач на ходу, возникающее из-за неравномерного износа зубьев шестеренных передач или взаимного перекоса картера коробки передач и корпуса сцепления.
- Течь смазки из-за разрушения сальников.
Чтобы отремонтировать коробку передач, требуется ее снятие. С агрегата удаляется верхняя крышка и осуществляется демонтаж первичного вала. Затем выпрессовывается подшипник вторичного вала и вынимается сам узел.
При ремонте следует учитывать, что ролики подшипников подбираются в пределах 1 размерной группы для каждого узла и являются невзаимозаменяемыми. Перед началом сборки рекомендуется промыть картер от остатков старого масла и продуктов износа шестерен. При сборке применять только новые прокладки и сальники.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства в состоянии выдержать достаточно тяжелые эксплуатационные условия, так как на авто установлена максимально качественная рама. Авто характеризовалось, как самое надежное. Водитель мог завести авто завести даже при вышедшем из строя стартере, а также при полностью сломанном аккумуляторе. Сделать это можно было при помощи специальной пусковой рукояти. Особого внимания заслуживает колесная база авто. Ее размер составляет всего 3,3 метра, но немного сдвинутая вперед кабина ГАЗ линейки 51, а также максимально продуманное расположение двигателя предоставили возможность получить большой объем свободного пространства. Именно там расположена КПП ГАЗ марки 51.
Преимущественной является общая конструкция 51-ого ГАЗ. В каждом блоке автомобиля присутствует по одной или по две детали, которые предназначены для принятия на себя серьезной нагрузки. Сюда можно отнести легкосъемный барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельно расположенный отсек для масляного насоса, а также вставные клапаны. Замена подобных деталей не составляла никаких сложностей, потому при грамотной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики с течением временем не меняются, а общий срок эксплуатации двигателя, КПП ГАЗ марки 51 и самого авто в целом может достигать 50 лет.
Модели 51-ого ГАЗ используются и в настоящее время. Автомобили подвергаются особым усовершенствованиям, проходят тюнинг и смотрятся очень раритетно. Многие устанавливают на авто серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывают авто.
Преимуществом является не только двигатель авто ГАЗ 51, но также его рама, которая дополнительно укреплена специальной расположенной крестообразно поперечиной. Особенности конструкции данного элемента в состоянии обеспечить идеальную связь между многочисленными лонжеронами. Одновременно с этим, к раме прикреплены специальные буксировочные крюки. Они находятся под крыльями.
3. Падение мощности двигателя:
а) образованием толстого слоя нагара на запальных свечах, стенках камер сгорания, головках поршней, клапанах и кольцах: вследствие большой утечки масла из подшипников:
б) поломкой или недостаточной упругостью поршневых колец;
в) неправильными зазорами между клапанами и толкателями;
г) заеданием клапанов или неплотной посадкой их в гнездах;
д ) поломкой клапанных пружин или недостаточной упругостью их;
е) неисправностью систем зажигания или питания.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска в данном авто является зависимой и одновременно достаточно современной. В ней находятся встроенные четыре продольных рессоры, имеющей полуэллиптическую форму. Достаточно дальновидным решением является применение на передней подвеске машины специальных гидравлических и рычажных амортизаторов особого двухстороннего воздействия. Идеальная устойчивость обеспечивается тяжелой шкворней, жесткой передней осью, а также поворотным кулаком.
4. Стука в двигателе
(при правильной установке зажигания и при топливе надлежащего качества):
а) значительным износом коренных и шатунных подшипников или образованием на них трещин, износом поршневого пальца, отверстий под поршневой палец в бобышках поршни, и в верхней головке шатуна;
б) большим осевым зазором коленчатого вала в результате износа передней и задней упорных шайб переднего подшипника коленчатого вала;
в) большим осевым зазором шатуна вследствие износа торце в нижней головки шатуна и упорных буртов на щеках коленчатого вала;
г) большим зазором между поршнями и цилиндрами;
д ) погнутостью шатуна;
е) большими зазорами между клапанами и толкателями;
ж) значительным износом шестерен распределения и привода масляного насоса.
Примечание. Повреждение прокладки под газопроводом или недостаточная затяжка гаек его крепления приводят к прорыву отработавших газов, сопровождающемуся звуковым эффектом, который можно ошибочно принять за стук в двигателе.
Модификации модельного ряда
Согласно документам и официальным данным, машина собиралась не только в России, но также в иных государствах. После того, как основная модель была полностью снята с производства, примерно 11 лет выпускались его популярные последователи. Вот несколько самых востребованных и функциональных по качеству моделей авто ГАЗ:
- ГАЗ-51У – самая первая модификация, которая была предназначена на экспорт в разные тропические страны;
- ГАЗ-93 – это самосвал с укороченным шасси;
- ГАЗ-51Н – это популярный в военное время армейский вариант;
- ГАЗ-51Р, а также ГАЗ-51Т – более комфортное грузопассажирское и грузовое такси;
- ГАЗ-63 – внедорожник;
- ГАЗ-51В — модель с повышенной грузоподъёмностью до 3.5 тонн;
- КАвЗ-651, ГЗА-651 и 651А – это автобусы особой капотной категории.
За все время производства у машины сменилось три разных поколения кабин. Изначально это была выполненная из металла кабина с двумя дверями из дерева, она была разработана на смену менее прочной деревянной конструкции. В последнее время авто выпускалось с кабиной из цельного металла и жесткими приваренными брызговиками.
В кабине автомобиля установлен приличный объем разных защитных и качественных гидроизоляционных деталей. Что касается цветового решения, то кабины были выполнены в зеленом, сером, бежевом оттенке. Для особых моделей применялась ярко-оранжевого предупреждающего цвета.
5. Детонация, преждевременное зажигание и отдельные вспышки в цилиндрах после выключения зажигания
(при применении топлива надлежащего качества и правильной установке зажигания):
образованием толстого слоя нагара на поверхности камер сгорания, на головках поршней и клапанов вследствие утечки масла из подшипников и заливания им цилиндров.
Модификации
- ГАЗ 51 – базовая версия;
- ГАЗ 51А – модификация, отличавшаяся от базового исполнения увеличенной грузовой платформой (1955-1975 г.);
- ГАЗ 51Н – армейская версия с решетчатым кузовом, позаимствованным у ГАЗ 63 и дополнительным топливным баком на 105 л. Вдоль бортов кузова устанавливались сиденья (1948-1975 г.);
- ГАЗ 51Б – газобаллонный вариант на базе ГАЗ 51 (1949-1960 г.). В качестве топлива использовался кокосовый или сжатый природный газ;
- ГАЗ 51Ж – газобаллонная версия на нефтяном газе (1954-1959 г.);
- ГАЗ 51ЖУ – газобаллонная модификация, предназначенная для экспорта в страны с умеренным климатом;
- ГАЗ 51У – экспортный вариант ГАЗ 51 (1949-1955 г.);
- ГАЗ 51НУ – экспортная версия ГАЗ 51Н (1949-1975 г.);
- ГАЗ 51Ф – модель с агрегатом ГАЗ 51Ф и форкамерно-факельным зажиганием (1955 г.);
- ГАЗ 51АУ – экспортная версия ГАЗ 51А для районов с умеренным климатом (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51Ю – экспортное исполнение для тропических стран (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51С – версия, оборудованная дополнительным баком на 105 л (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51СЭ – модель с дополнительным баком и экранированным электрооборудованием;
- ГАЗ 51Т – грузовое такси (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51П – седельный тягач (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51ПУ – экспортный вариант ГАЗ 51П (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51ПЮ – экспортная модификация ГАЗ 51П для регионов с тропическим климатом (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51Р – грузопассажирское такси с откидными скамейками (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51РУ – экспортный вариант модели ГАЗ 51Р (1956-1975 г.);
- ГАЗ 51В – экспортная модель с грузоподъемностью 3,5 тонны и мотором ГАЗ 51В (1957-1975 г.);
- ГАЗ 51Д – укороченное шасси для самосвалов (1958-1975 г.);
- ГАЗ 51 ДУ – экспортная вариация ГАЗ 51Д;
- ГАЗ 51ДЮ – экспортная версия ГАЗ 51Д для тропических районов.
Заключение
Грузовик ГАЗ, технические и общие эксплуатационные характеристики которого вполне можно считать по-настоящему передовыми для тех лет, когда автомобили выпускались. Это важная часть истории автомобильной промышленности прошлых лет. Над грузовиком проводились постоянные работы, что привело к снижению его общей массы. Изначально это были простые модели, которые по ходу постоянных доработок постоянно совершенствовали. Постоянно улучшалась топливная система, двигатель, был разработан уникальный эффективный тормоз, со встроенным гидровакуумным усилителем.
Подобные настоящие, передовые по всем показателям решения сопровождали полностью весь путь выпуска и производства транспортного средства. На грузовик устанавливались двойные фильтры, головки основных блоков цилиндра, регулируемый подогрев системы топлива. Благодаря этому грузовики на протяжении многих лет характеризовались, как максимально надежные и удобные.
6. Перебои вспышки:
а) образованием нагара на запальных свечах (вследствие заливания их маслом), вызванное износом поршневых колец или неисправностью коренных или шатунных подшипников, а также подшипников распределительного вала;
б) попаданием внутрь цилиндров воды, в результате повреждения прокладки головки цилиндров;
в) неисправностью систем зажигания или питания.
Серийное производство
ГАЗ-51 в Москве Люблин-51 (польск. Lublin-51) — лицензионная копия ГАЗ-51А (1951—1959)
Изготовление машины завод наладил очень быстро — сказался опыт военного времени. Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию — два десятка машин, а в 1946 году, ещё до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.
Машина вышла удачной и предельно простой. Пожалуй, впервые в СССР решили нелёгкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными агрегатами и узлами.[источник не указан 2354 дня
ГАЗ-51 был хорошо принят эксплуатационниками за удачное сочетание быстроходности (скорость — свыше 70 км/ч), надёжности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления. Нравилась мягкая подвеска с эффективными амортизаторами, что позволяло машине развивать более высокую, чем ГАЗ-АА, среднюю скорость по просёлку, несмотря на меньшую удельную мощность. По производительности ГАЗ-51 значительно превосходил даже знаменитую «трёхтонку» ЗИС-5, расходуя при этом топлива на тонно-километр на 28—36 % меньше, чем предшественник ГАЗ-ММ. Именно поэтому новые автомобили оказались наиболее подходящими для сельского хозяйства, куда и направлялась большая их часть.[источник не указан 2354 дня
] В 1947 году создателей ГАЗ-51 вместе с главным конструктором завода А. А. Липгартом удостоили Сталинской премии.
С конца 1940-х сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском (1950—1952) и Одесском (1948—1975) заводах. За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в стране. В 1958 году годовой выпуск ГАЗ-51 достиг апогея — свыше 173 тысяч. Грузовик производили 29 лет — достаточно редкое долголетие. Последний ГАЗ-51А сошёл с конвейера 2 апреля 1975 года и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «газонов» составил 3 481 033 экземпляров, включая 11 418 автомобилей, произведённых на Иркутском автосборочном заводе.
Польское производство грузовиков Люблин-51 продолжалось с 1951 по 1959 год и составило 17 479 единиц[2].
В 1958 году производство ГАЗ-51 (под наименованием «Сынри-58») начал Токчхонский автозавод в городе Токчхон[3].
Экспорт
В конце 1940-х начался массовый экспорт ГАЗ-51У, считавшегося гордостью советского автомобилестроения и одной из лучших машин в своём классе.[источник не указан 2354 дня
] Особенно много ГАЗ-51АУ (экспортный) и ГАЗ-51Ю (тропический) было отправлено в 1950—1960-х в развивающиеся страны Азии и Африки. Существовала и экспортная усиленная модификация ГАЗ-51В грузоподъёмностью 3 т. Она успешно эксплуатировались в Венгрии, ГДР и Финляндии. Простота и надёжность конструкции советского грузовика стала поводом для освоения его лицензионного производства в ряде стран социалистического лагеря.[
источник не указан 2354 дня
]
8. Выстрелы в глушителе и карбюраторе:
а) образованием на поверхности седел клапанов толстого слоя нагара, нарушающего их герметичность;
б) недостаточной величиной зазора между клапанами и толкателями;
в) заеданием или обгоранием клапанов (выстрелы в карбюраторе и глушителе);
г) неисправностью системы питания;
д ) неисправностью системы зажигания (выстрелы в глушителе).
9. Слишком низкое или слишком высокое давление масла:
а) значительным износом коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала или образованием трещин на их поверхности;
б) износом шестерен и плоскости крышки масляного насоса;
в) засорением сетки плавающего маслоприемника;
г) засорением маслопровода;
д ) нарушением регулировки редукционного клапана масляного насоса или засорением его.
ли со статьей или есть что добавить?