Заряжаем батарейки
В современном мире существует множество устройств и аккумуляторные батарейки – это уже необходимость. Пока одни меняют одну батарейку за другой, другие попросту заряжают аккумуляторную. Чтобы изделие прослужило как можно дольше, требуется соблюдать рекомендации по зарядке, эксплуатации и подбирать их в соответствии с требованиями приборов.
Как правильно и сколько заряжать аккумуляторные батарейки
В современной носимой аппаратуре и всевозможных гаджетах все чаще можно увидеть в качестве источника питания аккумуляторы вместо привычных нам гальванических элементов. И это понятно. Хотя аккумуляторы дороже, их можно многократно заряжать, что в целом дает существенную экономию. Но экономия будет лишь в том случае, если эти аккумуляторы правильно эксплуатируются. Иначе они прослужат даже меньше, чем обычные батарейки. В этой статье мы выясним, сколько по времени заряжать аккумуляторные батарейки и какой зарядный ток выбрать.
Сколько заряжать аккумуляторные батарейки правильно: таблица
Блоки питания
Как правильно заряжать и пользоваться новым аккумулятором для автомобиля?
После покупки нового аккумулятора для своего автомобиля многие водители не представляют, что делать с ним дальше. Одни сразу же ставят его на машину, другие же считают, что необходимо сначала зарядить его до максимума, и только потом начинать пользоваться. Чтобы понять, как правильно поступать, следует разобраться в тонкостях работы свинцового АКБ и в том, как правильно заряжать новый аккумулятор.
Как заряжать автомобильный аккумулятор: требования безопасности, советы
Автовладельцы со стажем хотя бы раз в жизни сталкивались с тем, что аккумулятор полностью разрядился, из-за чего машину нельзя завести. Те, кто за рулём меньше трёх лет, могли лично не попадать в такую ситуацию. Если аккумуляторная батарея новая, то она способна прослужить в среднем 3-4 года, после чего начнёт разряжаться. Рекомендуется разобраться в вопросе, как заряжать аккумулятор и проверять его состояние.
Какие батарейки можно заряжать в зарядном устройстве
Батарейки и аккумуляторы сегодня – основные источники энергии для мобильной и компьютерной техники. Внешне эти два предмета очень похожи, однако существенное различие между ними есть – после расхода всего энергетического запаса аккумуляторы подлежат зарядке, когда как батарейки должны быть утилизированы.
Если пользователь нарушит правила безопасности и вставит в зарядное устройство простую щелочную или солевую батарейку, то в лучшем случае это не принесет никакого результата. Однако в большинстве своём его ожидают более серьёзные последствия, такие как:
- порча элемента питания;
- перегрев, влекущий за собой возгорание или взрыв;
- короткое замыкание.
Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.
По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.
Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.
В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.
Пробки выкручены и вставлены в свои гнёзда.
Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.
Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.
Зачем заряжать автомобильный аккумулятор?
Автолюбители попадают в разные ситуации, поэтому им нужно знать, как правильно заряжать аккумулятор, чтобы его не портить. Например, такая необходимость возникнет при полной зарядке. Она случается, если долгое время были включены потребители электроэнергии, а движок находился на холостых оборотах или не работал. Например, водители забывают выключить фары на ночь, а с утра думают, как зарядить автомобильный аккумулятор.
Также батарея истощается при замыкании в проводке ТС. Если машина часто стоит с отключенной клеммой, тогда тоже придётся разобраться, как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях.
Есть и другие причины разрядки, допустим, неисправность электросети. Если транспортное средство будет 1-2 месяца простаивать, то это тоже негативно отразится на батарее. Придётся думать, как зарядить аккумулятор автомобиля. Причина возникновения проблемы не так важна, потому как решение одинаковое для всех ситуаций.
Подготовительные работы и меры предосторожности
Перед тем, как зарядить новый аккумулятор автомобиля, необходимо учесть некоторые факторы. Так, для безопасной подпитки АКБ необходимо использовать только качественные зарядные устройства или станции, а также осуществлять проведение любых манипуляций в нежилом и хорошо вентилируемом помещении. Если аккумулятор обслуживаемый, в процессе зарядки будет выделяться газ, представляющий опасность для человека и способный взрываться при достижении определенной концентрации, поэтому техника безопасности предписывает, что вентиляция должна присутствовать в обязательном порядке.
Важно: во время процедуры не следует выкручивать заглушки или смотреть внутрь банок. Сделать это можно только непосредственно перед зарядкой, или же по прошествии значительного времени, когда аккумулятор уже успел остыть.
Для продления срока службы и предотвращения кипения не рекомендуется выполнять зарядку слишком высоким током, особенно, если в помещении достаточно тепло. Почему? Это может привести к повреждению пластин и полному выходу нового аккумулятора из строя.
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.
В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.
Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.
Таблица — зависимость степени заряда АКБ от напряжения.
Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.
В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.
Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.
Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.
Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).
Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.
График -зависимость плотности электролита от температуры.
Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.
Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.
Какие типы аккумуляторов существуют?
Какие разновидности АКБ используются дрелями-шуруповертами?
- Никель-кадмиевые (NiCd). Первый тип устройств, долго держит зарядку, оснащен достаточной емкостью. Есть эффект памяти, который запрещает ставить на зарядку при неполном разряде батареи. Поэтому частая подзарядка недопустима, это ведет к сокращению емкости АКБ. Перед первым использованием сначала полностью зарядите блок, потом начинайте работу с инструментом. Никель-кадмиевые используются шуруповертами бюджетного класса. Они дешевые. Подойдут для нечастого использования.
- Никель-металл-гидридные (NiMH). Пришли на смену никель-кадмиевым. Более экологичны и меньше весят. Хуже сохраняют зарядку в режиме бездействия, за счет чего может быстро снизиться емкость батареи. Желательно подзаряжать перед каждым применением, всегда брать с собой зарядное устройство.
- Литий-ионные (Li-Ion). Характерны достаточной емкостью батареи. Лишены эффекта памяти, рассчитаны на интенсивное и регулярное применение. Быстро заряжаются, циклов насчитывают до 1000. Отличаются сравнительно высокой стоимостью. Быстрее разряжаются, когда работают при низких температурах, давая нестабильный поток энергии. Хранить такие батареи нужно разряженными наполовину, периодически восполняя емкость.
От чего зависит время зарядки
Факторы, влияющие на время зарядки аккумуляторной батарейки:
- температура. Для большинства АКБ допустимые значения находятся в пределах от -5 до +50°, при этом рекомендуемая температура – 20 – 25°;
- химический состав. Никель-цинковые элементы заряжаются от специального ЗУ;
- сколько заряда в батарее оставалось.
Также на скорость зарядки влияют: значение зарядного тока (чем выше, тем быстрее) и уровень емкости АКБ.
Работающее зарядное устройство греется – это нормально, и обуславливается восполнением заряда. Если же корпус прибора сильно горячий, его отключают от сети.
Расчет времени зарядки
Чтобы узнать, сколько времени нужно для зарядки автомобильного аккумулятора, нужно воспользоваться простой формулой:
- Т – время зарядки,
- С – емкость аккумулятора,
- I – мощность зарядного устройства,
- 10% – потеря энергии в качестве тепла.
Зарядка Li-ion аккумуляторов — кратко о правилах эксплуатации
Срок службы вашей литий-ионной батареи должен составлять от 300 до 500 циклов зарядки и разрядки, которые обычно составляют 2-3 года. Постепенно в течение этого срока службы литий-ионные аккумуляторы будут, естественно, испытывать снижение емкости из-за ряда факторов, включая циклический заряд, хранение, колебания температуры, частоту использования и общее старение.
Во избежание риска повреждения аккумулятора используйте только предусмотренное для этого интеллектуальное зарядное устройство. Наши интеллектуальные зарядные устройства имеют встроенные схемы, специально предназначенные для обеспечения правильного напряжения на наших литий-ионных элементах, что предотвращает перезарядку.
ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ Li-Ion АККУМУЛЯТОРОВ
Формула расчёта времени заряда по ёмкости и току
А теперь можно ответить на вопрос, как правильно заряжать аккумуляторные батарейки. Общая формула времени заряда будет выглядеть так:
- t – время заряда в часах;
- C – емкость элемента в А*ч;
- I – зарядный ток в амперах;
- к – коэффициент, равный 1.2-1.4.
Коэффициент нужен для поправки на КПД элемента. Поскольку часть энергии при зарядке расходуется на тепло и создание химических реакций, аккумулятору для полного набора емкости потребуется получить больше энергии, чем сама его электрическая емкость.
Важно! Эта формула справедлива лишь для полностью разряженных аккумуляторов. Обычно мы не разряжаем элемент «в ноль» (это быстро его разрушит), поэтому возможность использования ее весьма сомнительна без некоторых поправок. О них чуть ниже. Но как правило, об окончании зарядки судят по напряжению на элементе, а не по расчетному времени. Именно так работает автоматическое зарядное устройство.
Каким током можно заряжать
Теперь о токе. Все мы знаем, что, к примеру, свинцово-кислотные автомобильные АКБ заряжают током 0.1С, где С – емкость батареи. Справедливо ли это для тех типов элементов, о которых мы говорим? Справедливо, но лишь отчасти. Если мы выберем такой ток, то однозначно не перегреем аккумулятор любого типа и не выведем его из строя. Тем не менее производитель допускает следующие зарядные токи:
- Ni-Mh – оптимально 0.1 С-0.5С, возможно реже 1С. Количество циклов заряд/разряд – 300-500 (некоторые производители, в частности, компания GP, указывают 1 000);
- Ni-Cd – 0.1С-0.5С, количество циклов заряд/разряд – от 100 до 900;
- Ni-Zn – оптимально 0.1С-0.5С, изредка могут заряжаться током 1С. Количество циклов заряд/разряд – от 250 до 370;
- Li-ion – оптимально до 1С с постоянным контролем температуры корпуса. Количество циклов заряд/разряд до потери 20% емкости – 600;
Примеры расчетов
А сейчас в качестве примера сделаем небольшой расчет и выясним, сколько времени нужно заряжать конкретные аккумуляторные батарейки. Предположим, перед нами полностью разряженный Ni-Cd аккумулятор емкостью 1 000 мА*ч. Производитель этого типа аккумуляторов допускает его глубокий разряд, и мы этим воспользовались. Ток зарядки выберем 200 мА*ч (0.2С). Коэффициент возьмем средний – 1.4. Попробуем рассчитать время зарядки по формуле, приведенной выше:
1/0.2*1,4 = 7 часов
Теперь зарядим литий-ионный аккумуляторную батарею емкостью 3 000 мА*ч. Он у нас будет разряжен на 90%. Выбираем ток заряда 0.5С, коэффициент тот же. Поскольку элемент не полностью разряжен, вносим в формулу поправку, вычтя из полной электрической емкости 10%.
(3 – 0.3)/1.5*1,4 = 2.67 часа
Как мы видим, расчет предельно прост, но, к сожалению, не всегда верен. Истинное время зависит от многих факторов: температуры окружающей среды, реальной емкости элемента (со временем она падает), степени разрядки. А реальную степень разрядки не всегда удается точно определить.
Сколько нужно заряжать аккумуляторные батарейки
Научившись рассчитывать время для подзарядки, можно быть уверенным, что АКБ будет заряжаться правильно. Для вычисления показателя была выведена формула – t = C/l х k, где:
- t – необходимое время (единица измерения – час);
- C – параметр емкости (Ач);
- l – значение зарядного тока (А);
- k – коэффициент, который равен 1.2 – 1.4.
Коэффициент применяется, так как КПД батареек разный. В ходе зарядки часть энергии тратится на тепло и химические реакции. То есть чтобы аккумулятору набрать полную емкость, он должен получить больше энергии, в сравнении с его электрической емкостью, указанной в инструкции.
Примеры расчетов
Использование онлайн-калькулятора для расчета времени заряда.
Рассмотрим, как долго надо заряжать АКБ разных типов. Допустим, имеется батарейка Ni-Cd емкостью 1000 mAh. Такие источники питания способны уйти в «глубокий разряд». Необходимый ток зарядки – 200 мАч. Коэффициент пусть будет 1.4. Если отталкиваться от формулы, получается: 1/0.2 х 1.4 = 7 часов.
Теперь возьмем Li-Ion аккумуляторную батарейку на 3000 мАч, разряженную на 90%. Ток заряда в этом случае – 500 мАч, коэффициент – 1.4. Так как источник питания разряжен не полностью, это учитывается при составлении формулы. Вот что получается: (3 – 0.3)/1.5 х 1.4 = 2.67 ч.
Расчеты простые, но не всегда актуальные, так как по-хорошему время зарядки подбирается с учетом: окружающей температуры, реальной емкости АКБ (со временем снижается) и степени разрядки (что не всегда удается определить).
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством?
От правильности процесса зависит результат, поэтому необходимо учесть все нюансы. Если человек ранее не проводил процедуру, ему придётся разобраться, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
Перед подзарядкой нужно снять батарею, а затем очистить от грязи и кислоты. Можно смочить лоскут ткани в растворе воды и соды, чтобы быстро привести в порядок поверхность. После чистки нужно выкрутить пробки, если они присутствуют. Рекомендуется проверить уровень электролита и восполнить недостаток жидкости.
Далее нужно тщательно изучить, как зарядить аккумулятор зарядным устройством, чтобы не допустить ошибок. Следует выставить ограничения силы тока и напряжения. Безопасным считается порог в 14,7 В. Количество ампер зависит от типа АКБ. Рекомендуемое ограничение – 1/10 от ёмкости батареи. Чем меньше будет сила тока, тем ниже риск перегреть аккумулятор. Необходимо придерживаться показателя, который лучше восстанавливает ёмкость. То есть, сила тока должна быть 2-3 А.
Особенности и правила зарядки АКБ шуруповертов
Батареи произведены из разных материалов. Это влияет на размеры, вес, возможность сверлить при минусовых температурах, напряжение, емкость, подверженность эффекту памяти. Последний особенно влияет на принцип зарядки шуруповерта.
Эффект памяти – это потеря емкости, достигаемая неполной разрядкой аккумуляторной батареи. Если прекратить использование инструмента до того, как он разрядится полностью, устройство “запомнит” это и не будет использовать ресурс в полном объеме. Несоблюдение правил эксплуатации батареи сокращает емкость.
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.
Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.
Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.
Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.
По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.
После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.
Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.
Подготовка аккумулятора и необходимые меры безопасности
ВАЖНО ЗНАТЬ! После того, как текущий уровень зарядки был установлен, начинаем заправку АКБ с соблюдением всех правил. Каждое действие следует выполнять аккуратно и осторожно.
Основные этапы подготовки АКБ автомобиля:
- В первую очередь необходимо снять клеммы, отключив питание от бортовой сети. Отсоединить аккумулятор и установить на место для зарядки.
- Очистите клеммы от загрязнений, смазочного материала и окислений. Это улучшит контакт в процессе заправки и работы.
- Корпус батареи нужно вытереть, чтобы понизить ее тепловую нагрузку. Для этого используйте сухую мягкую ткань, смоченную в растворе из нашатырного спирта и соды (в пропорции 1:1).
- Затем аккуратно выверните крышки банок АКБ либо отсоедините заглушку. Данный этап важен, поскольку при закрытой крышке пары электролита могут выйти и внутри аккумулятора образоваться опасное давление.
- Проконтролируйте, сколько электролита находится в банке. Если его недостаточно, залейте каждую банку дистиллированной водой до полного покрытия внутренних пластинок.
- Перед подзарядкой, осмотрите визуально поверхность корпуса оборудования. Убедитесь в целостности. Если имеются нарушения или механические повреждения, не ремонтируйте его и не заряжайте. В данной ситуации обратитесь в специализированную организацию по сервису подобных автомобильных аксессуаров.
От чего зависит скорость зарядки аккумулятора
Существенными факторами, влияющими на скорость зарядки АКБ, являются:
- температура окружающей среды, которая должна находиться в диапазоне от -5°С до +50°С. Оптимальный вариант – 20°С-25°С;
- химический состав источника энергии. Так, для никель-цинковых батарей требуется специальное зарядное устройство;
- количество оставшегося заряда.
Помимо этого, ощутимое влияние оказывает размер зарядного тока (чем больше его значение, тем быстрее зарядится элемент питания) и ёмкость (батареи с небольшим значением этого параметра будут готовы к работе быстрее).
Чтобы процесс прошел успешно, нужно знать, как правильно заряжать батарейки аккумуляторы. Основным правилом является подробное ознакомление с инструкцией и рекомендациями изготовителя и АКБ, и зарядника. Последний настоятельно рекомендуется выбирать сразу при покупке элемента питания.
СПРАВКА: во время работы зарядное устройство нагревается, что полагается нормальным следствием процесса. Однако если корпус сильно горячий, его следует срочно отключить от сети.
В каких случаях новый АКБ необходимо заряжать?
- Нужно ли заряжать новый аккумулятор? При желании допускается подпитка АКБ сразу же после приобретения, независимо от того, в каком состоянии он был куплен. Если замеры показывают, что аккумулятор заряжен практически полностью, его можно дозарядить. Для зарядки нового аккумулятора необходимо поставить АКБ на подзарядку любым зарядным устройством. Если у вас есть автоматическое зарядное устройство, то весь процесс будет автоматизирован. Если же ручное, то следует выставить напряжение 14.4В и силу тока, зависимую от ёмкости АКБ. После зарядки аккумулятор будет готов к эксплуатации. Зарядку аккумулятора следует проводить в хорошо проветриваемом помещении.
Важно! Перед тем, как заряжать новый аккумулятор, из обслуживаемых моделей выкручивают пробки, чтобы предотвратить появление избыточного давления внутри емкости. Если аккумулятор необслуживаемый, остается надеяться на стабильность работы защитных клапанов. При постановке на зарядку следят за всеми параметрами. Это позволит определить, есть ли отклонения от нормы, чтобы вовремя заметить наличие заводских неисправностей, если таковые имеются.
- Второй вариант — это глубокий разряд новинки. Обычно это свидетельствует о том, что батарея простояла достаточно долго, прежде чем была продана, поэтому покупать такие АКБ рекомендуется только со скидкой. Если же хочется избежать подобных проблем, стоит всегда обращать внимание на дату производства, указанную в одной из частей корпуса батареи. Полностью разряженный аккумулятор следует заряжать постоянным током, используя ручное управление. Это позволит сбить с пластин некоторое количество окислов, которые уже успели накопиться, что повысит пусковую мощность, или же хотя бы вернет ее в стандартный диапазон значений.
После того, как аккумулятор зарядится примерно наполовину, рекомендуется снизить зарядный ток, и продолжить зарядку более щадящим методом. Благодаря такому подходу, АКБ сможет набрать необходимую емкость и при отсутствии дополнительных дефектов все же прослужить несколько лет при штатном использовании, в соответствии с рекомендациями производителя. А о том, как правильно начать пользоваться новым аккумулятором, речь пойдет дальше.
Характеристики при зарядке
Для зарадки литий-ионных аккумуляторов важнно два параметра:
- Ток зарядки. В батарее ток заряда начинает хим.реакции. Реакции варьируются от количества задействованой массы на пластинах и ее толщины, поверхности электродов, термального диапазона, незапланированного процесса электролиза воды. Слабый ток не активирует весь объем намазки электрода, а лишь его самый поверхностный слой.
- Напряжение. Напряжение на токовыводах не будет выше 12,5-12,6 Вольт. Такие аккумуляторы смогут полностью зарядить только специалисты. Рабочие напряжения современного аккумулятора, ниже которого не рекомендуется разряжать 10,8 В и выше которого точно нельзя подымать при зарядке 14.4 В.
Правила хранения аккумулятора шуруповерта
Лишены эффекта памяти: можно подзаряжать на любой стадии. Не стоит допускать полного разряда – приводит к выключению защитных контроллеров, предотвращающих перегрузки. В результате этого устройство может не выдержать интенсивную эксплуатацию, выйти из строя.
Аккумулятор перед хранением разряжают практически полностью (до состояния нерабочего инструмента). Чтобы убрать устройство на долгое хранение (более 6 месяцев), выполните от 3 до 5 полных курсов заряда-разрядки.
Больше остальных типов подвержены быстрому саморазряду. После длинного срока хранения нужно поставить АКБ на зарядное устройство минимум на сутки, чтобы восполнить запасы энергии. Отмечается снижение емкости после 300 циклов заряда-разрядки.
Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.
Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.
При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.
Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.
Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.
Таблицы времени зарядки разных аккумуляторов
Чтобы ничего не вычислять вручную, в сети полно таблиц, где указано, сколько по времени и какими токами заряжать батарейки той или иной емкости.
Для АКБ на 3000 мАч:
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
300 | 12.6 |
900 | 4.2 |
1500 | 2.5 |
2100 | 1.8 |
3000 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
270 | 12.6 |
810 | 4.2 |
1300 | 2.5 |
1900 | 1.8 |
2700 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
220 | 12.6 |
660 | 4.2 |
1100 | 2.5 |
1540 | 1.8 |
2200 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
200 | 12.6 |
600 | 4.2 |
1000 | 2.5 |
1400 | 1.8 |
2000 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
170 | 12.6 |
510 | 4.2 |
850 | 2.5 |
1190 | 1.8 |
1700 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
120 | 12.6 |
360 | 4.2 |
650 | 2.5 |
840 | 1.8 |
1200 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
100 | 12.6 |
300 | 4.2 |
500 | 2.5 |
700 | 1.8 |
1000 | 1.26 |
Ток заряда (мА) | Время (ч) |
50 | 12.6 |
150 | 4.2 |
250 | 2.5 |
350 | 1.8 |
500 | 1.26 |
Чтобы аккумуляторные батарейки продержались как можно дольше, надо правильно их заряжать. Для этого рекомендуется использовать качественные зарядные устройства, а не «слепленные на коленке». С учетом правильной эксплуатации срок службы АКБ продлевается процентов на 20.
Заряжать аккумулятор перед хранением?
Как с прошлым пунктом, зависит от типа, есть ли смысл зарядка АКБ перед хранением.
На хранение литий-ионный аккумулятор нужно убирать с зарядом в 50%, периодически (1 раз / 1-2 мес.) доставать и подзаряжать.
Хранить в разряженном состоянии.
Постоянно поддерживать уровень зарядки, периодически восполнять.
Как установить степень заряженности аккумуляторной батареи
Для того чтобы избежать вопроса, сколько нужно заряжать аккумуляторные батарейки, пользователи приобретают зарядные устройства со специальным индикатором, который показывает количество переданной энергии в заряжающуюся АКБ. Более того по окончании процесса зарядник прекращает питание от сети и самостоятельно отключается.
Как заряжать Ni-Cd аккумуляторы читайте здесь.
Если же приобретение подобного прибора невозможно, нужно воспользоваться формулой для расчёта времени зарядки и прекратить процесс питания от сети по прошествии рассчитанного времени.
Советы по эксплуатации автомобильного аккумулятора
Существует несколько рекомендаций, как пользоваться новым аккумулятором и приобрести его в магазине. Среди них можно выделить следующие:
- При покупке желательно пользоваться вольтметром, чтобы проверить, какие АКБ имеют достаточный уровень заряда, и являются относительно новыми.
- После приобретения лучше выполнить замеры при помощи ареометра, чтобы избежать неприятных сюрпризов с пересыханием пластин и закипанием при работе.
- Не следует покупать батареи, конструктивно не подходящие для авто. Перед тем, как пользоваться новым аккумулятором, его потребуется модернизировать. А дополнительная переделка клемм и платформы может отрицательно сказаться на качестве соединения, что приведет к подгоранию контактов под нагрузкой.
- Корпус аккумулятора следует регулярно очищать ото всех видов загрязнений. Это позволит избежать повышенного саморазряда или пробоя из-за частичного замыкания клемм посредством влаги и мусора, находящихся между ними.
- Для зарядки следует использовать только фирменные зарядные устройства, имеющие достаточное количество положительных отзывов не только от пользователей, но и от специалистов.
Соблюдая все рекомендации касаемо того, как правильно пользоваться новым аккумулятором, и его заряжать, можно избежать ошибок и значительно продлить срок службы прибора.
Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить?
Сначала разбираемся, как зарядить аккумулятор, заряжаем правильно и соблюдаем требования безопасности. Только в этом случае не придётся рисковать батареей и покупать новую. Также нужно соблюдать технику безопасности, чтобы не навредить людям и имуществу. Необходимо запомнить, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством правильно и без последствий.
- Нельзя курить сигареты рядом с зарядкой.
- Запрещено проводить процедуру в жилых помещениях и недалеко от открытого огня.
- Сначала АКБ нужно подключить к зарядному устройству, затем к сети. Отключать нужно в обратной последовательности.
- Если у батареи есть пробке, их нужно будет выкрутить и поставить на место, но не затягивать.
Теперь должно быть понятно, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Важно придерживаться всех требований, чтобы никому не навредить.
Зарядка при постоянном напряжении
Таким способом заряжается автомобильный аккумулятор до 95% номинальной емкости и живет дольше. Минус этого способа – существенный прогрев устройства из-за увеличенной силы тока в изначальной зарядке. Напряжение источника, к которому подключается аккумулятор, будет постоянным. Зависимо от значения напряжения, ток достигает максимальной силы, потом по ходу зарядки понижается до нулевой отметки. Как правило, напряжение источника равняется от 14,6 до 15 Вольт.
Сразу после включения в розетку, ток зарядки устанавливается в соответствии с такими факторами:
- Выходное напряжение источника питания.
- Степень заряженности АКБ.
- Температура электролита.
Согласно всем этим параметрам в изначальный момент, заряд достигает 100%-ного значения от своей емкости. Для нового аккумулятора, но разряженного, подобные высокие значения тока не принесут вреда. Несмотря на большой ток вначале зарядки, продолжительность зарядного процесса равняется длительности зарядки при постоянстве тока. Это связано с тем, что окончательный этап проходит при небольших значениях силы тока.
Такой способ зарядки позволяет оперативно зарядить аккумулятор до 100% состояния. Сообщаемая энергия в начале зарядного процесса затрачивается практически вся на целиком всю зарядку. Таким образом, восстанавливает активную массу на аккумуляторной пластине. При этом газы не образуются. Соответственно, зарядке при постоянном напряжении поможет ускорить зарядку.
Данный процесс применяется даже при восстановлении необслуживаемых устройств, поскольку в них невозможно установить и контролировать плотность электролита.
Проверка состояния АКБ при помощи мультиметра
Будет полезно, чтобы определить причину, по которой батарея не заряжается. Процедура выявит работоспособность аккумуляторов. Приведем простые в реализации методы, которые можно использовать в домашних условиях. Подготовьте оборудование: помимо мультиметра потребуются инструменты для разборки АКБ (плоскогубцы, паяльник, отвертка, нож.
- Проверьте батарею на зарядке, снимая показания с интервалом 30 минут. Вольтаж должен стабильно возрастать до полной зарядки.
- Быстрый метод проверки состояния АКБ. Замеряем U вхолостую. Сопоставляем результат с реальным напряжением и количеством элементов Показатели разнятся – АКБ имеет нерабочие части, которые требуется заменить.
Ускоренная зарядка
Польза от «прикуривания» машины будет, если прочие устройства цепи зажигания работают безотказно. Когда техника разрядилась, имеет смысл просить соседа по стоянке оказать услугу. Прибегать к аварийному способу запуска современного автомобиля, посредством другого авто, нужно в самых крайних случаях, потому что CAN системы чувствительны к скачкам напряжения.
Перепады тока в электрической цепи автотранспортного средства приводят к ошибкам в памяти контроллера и прочим сбоям в автоэлектрике. Несмотря на технологические модернизации систем зажигания, пользоваться указанным методом следует в исключительном случае. Лучшее решение не попадать в подобные ситуации – поддерживать исправное техническое состояние аккумуляторной батареи.
Полезные советы
Если нужно быстро оживить батарею, то есть несколько простых способов — это сделать. В этом случае не придётся разбираться, как правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством.
- Можно «прикурить» АКБ от другой работающей машины, используя пусковые провода.
- Можно попробовать буксиром или с толчка завести транспортное средство.
- Сначала следует поставить живой аккумулятор, а потом поменять на свой.
Сколько времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля в этих случаях? Обычно на это уходит от нескольких минут до часа.
Число циклов
Современные аккумуляторы могут иметь до 4 тысяч циклов заряда. Но для достижения максимальных характеристик новую АКБ необходимо несколько раз (3-4) довести до полного разряжения, а потом зарядить до 100%. Это делается для преодоления «эффекта памяти» – явления, выражающегося в запоминании предела ёмкости эксплуатации. Простыми словами, если пользователь постоянно заряжает аккумулятор при 30% заряда, то очень скоро батарея будет выходить из строя при достижении этой величины, и потребуется зарядка.
СПРАВКА: литий-ионные и литий-полимерные элементы питания не имеют «эффекта памяти».
Способы зарядки без использования зарядного устройства (нестандартные методы)
НАДО ЗНАТЬ! Не рекомендуем применять на практике информацию из данного пункта. Приводим в ознакомительных целях.
Существуют нестандартные методы, как заряжать аккумулятор шуруповерта без зарядного устройства:
- зарядка от автомобиля,
- универсального з/у,
- внешнего источника энергии.
Эффективность таких действий может быть оправдана, если нет фирменной зарядки. Безопасность сомнительна – возможна перезарядка. Не советуем использовать эти методы – они могут привести к выходу из строя, поломке аккумуляторной батареи и опасны для пользователя. Приобретите фирменный АКБ аналогичной шуруповерту марки или подходящий по характеристикам.
Как выполнить «прикуривание» авто
Чтобы запустить автомобиль при разряженной аккумуляторной батарее, потребуется комплект проводов с сечением не меньше 10 мм² и зажимами в удовлетворительном состоянии. Дальнейшие шаги:
- Подгоняется вторая машина.
- Двигатель вспомогательного авто глушить нельзя.
- Плюсовые клеммы соединяются кабелем.
- Сначала подключается плюс АКБ легковушки соседа, потом в другой машине.
- Затем работа ведется с минусовыми клеммами по указанной выше схеме.
Несложный способ позволяет выполнить быструю зарядку источника электрического тока.
ВАЖНО! Для исключения риска короткого замыкания, последовательность описанных действий необходимо соблюдать.
После 10-15 минут «прикуривания» провода можно отсоединить. Заводить неисправный автомобиль при аварийной подзарядке нельзя. Основная нагрузка, в короткий промежуток времени, ложится на генератор. Дополнительный отбор мощности приведет к выходу из строя элемента навесного оборудования. Многие водители спешат возразить, что устройству в этом случае ничего не грозит. Целостность генератора зависит от сечения кабеля и сопротивления. Если жилы тонкие, может, обойдется без эксцессов, но рисковать не рекомендуется.
В автотранспортных средствах с дизельными или инжекторными ДВС, пуск силовой установки в аварийной машине следует выполнять при включенном двигателе второго авто. Успеют прогреться калильные свечи (в дизеле), запустится бензонасос, создав необходимое давление (в инжекторе). Если попытка запуска мотора удалась, клеммы можно отключать. Действия выполняются в обратной последовательности относительно подключения.
Что делать, если АКБ шуруповерта не заряжается?
Условия хранения и эксплуатации выполнялись, экзотические способы зарядки не использовались, а АКБ перестал заряжаться. Что делать?
- Осмотрите контакты между клеммами аккумуляторного блока и з/у. Причина неработоспособности может оказаться в недостаточно высоком контакте. В этом случае рекомендуем разобрать зарядное устройство, после чего подогнуть клеммы.
- В корпус з/у могли попасть грязь, мелкие частицы пыли. Чтобы этого избежать, своевременно протирайте контактную группу. Признаки загрязнения – это уменьшенное время работы дрели-шуруповерта, восполнение заряда проходит быстрее.
НАДО ЗНАТЬ! Попытка самостоятельно разобрать инструмент и сопутствующие детали, отремонтировать лишит гарантии. Сомневаетесь в технических навыках – отнесите неработающее оборудование в сервис.
Применение бустера
Современное функциональное устройство не менее эффективно поможет быстро подзарядить аккумулятор. Бустеры – это мобильные АКБ малой емкости. Они не предназначены для пуска генератора и используются в качестве вспомогательного источника тока для подзарядки автомобильной батареи.
Специфика применения бустера
Устройства изготавливаются в двух вариантах:
- Подключение к «прикуривателю». Основной плюс – небольшие размеры. Минус – невысокий КПД. Если нужное «гнездо» подключается к АКБ одновременно с поворотом ключа зажигания, что создает дополнительную нагрузку, бустер начнет разряжаться.
- Использование клемм. В этом случае заряжать аккумуляторную батарею можно без активации функции зажигания.
Рекомендации, как зарядить подсевший источник тока в машине посредством бустера фактически одинаковые, как и в примере «прикуривания» с помощью другого авто.
Использование сетевого зарядного устройства
Автомобилист в критической ситуации может пользоваться зарядным устройством в качестве донорского источника тока для зарядки автомобильной батареи. Ключевое условие выполнения работы – в зарядном устройстве не должно быть неотключаемой автоматики. В противоположном случае, прибор не сможет подзарядить севший аккумулятор.
При любом типе АКБ подается максимальный ток. Это безопасно, потому что аккумулятор разряжен, и процесс перезаряда, который негативно влияет на функциональность автомобильной батареи, не успеет произойти. На выходе зарядного устройства напряжение будет, ориентировочно 14-15 Вольт, что несколько выше привычных значений, но не является опасным для электронных систем.
ли со статьей или есть что добавить?