Какой расход масла в двигателе считается нормальным

Почему двигатель ест масло и что делать?

Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.

Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.

Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы.

Расчетные формулы расхода масла

Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:

Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); Qз — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.

А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:

Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Расход масла выше нормы – критично! Требует повышенного внимания

В двигателе любого транспортного средства смазочные материалы так или иначе со временем расходуются без остатка. Объясняется это неизбежным попаданием этих средств в камеру сгорания со стенок цилиндров, с картерными газами или по штокам клапанов. Расход масла зависит от особенностей конструкции транспортного средства.

Какие двигатели бывают и как определить расход масла

Любой силовой агрегат потребляет смазочные материалы. Система устроена таким образом, что герметичность картера весьма условна.

Потенциальных мест утечки достаточно много:

  1. Система вентиляции картерных газов. Смазка испаряется, превращается во взвесь во время работы, и естественным путем попадает во впускной тракт. Там пары масла просто сгорают в цилиндрах, вместе с топливновоздушной смесью.
  2. Прокладки поддона и головки блока цилиндров. Какими бы надежными они не были, микро утечки есть всегда.
  3. Сальники клапанов (так называемые клапанные колпачки).
  4. Сальники валов, выходящих за пределы блока двигателя.
  5. Маслосъемные кольца поршней. Они не замкнуты, каждое кольцо имеет технологический разрыв. Через него происходит утеска смазки в камеру сгорания.
  6. Сгорание масла на раскаленных поверхностях поршней и цилиндров. Снизу эти элементы постоянно орошаются смазкой.

поршни двигателя с нагаром от масла

В новом обкатанном моторе потери должны быть минимальными, но они присутствуют всегда. По мере износа комплектующих расход масла возрастает, равно как и при возникновении неисправностей.

Об этом мы расскажем подробнее в конце статьи. Обычно двигатели «потребляют» не более 5%-10% от объема залитой смазки. При этом расход сильно зависит как от типа двигаетля, так и от манеры езды.

Существует некоторая зависимость от объема мотора, но она не так принципиальна. Скорее на «угар» масла влияет количество цилиндров: появляется больше потенциальных точек утечки.

Масляное голодание — главные причины и последствия

Масляным голоданием называют такое состояние мотора авто, когда ряд узлов и агрегатов получает слишком мало масла для своей стабильной работы. Причин, по которым возникает данная проблема, существует три:

  • Недостаток масла в моторе. Замена машинного масла — обязательная составляющая постоянного техобслуживания.
  • Пропуск времени замены автомобильного масла. Принято менять моторное масло, после каждых 15 000 км, однако учитывая состояние двигателя и те условия, в которых эксплуатируется авто, замена может происходить за меньший отрезок пробега.
  • Низкое качество масла. Ради экономии автовладельцы порой покупают его в ненадёжных местах, что ведёт к неполадкам мотора.
  • При незначительном голодании отмечается на щупе уровень смазки несколько ниже минимального, однако в данном случае явных симптомов голодания нет. Ряд автопроизводителей даже оставляет такой «зазор». Причём даже в случае уровня масла меньше минимума, со стороны мотора, может вовсе не быть отклонений.

расход масла в двигателе

Результат масляного голодания мотора прямо определяется длительностью голодания и критичностью ситуации:

  1. 1-я стадия голодания. В этой ситуации возникает явный симптом, который заключается в подёргивании авто при езде и при смене скорости. Ещё на 1-й стадии голодания начинается выход синего дыма из трубы выхлопа. Когда можно увидеть дым синего цвета, следует делать вывод о залегании поршневых колец мотора, что предполагает выполнение раскоксовки.
  2. 2-я стадия. Вышеозначенное кольцевое залегание довольно просто устраняется, однако в случае игнорирования симптомов масляного голодания либо при слишком быстром износе двигателя появляются проблемы, связанные с распредвалом.
  3. 3-я стадия. В случае почти полного отсутствия масла в моторе проблемы могут затронуть, кроме распредвала, также коленвал и поршни мотора.

Атмосферный бензиновый двигатель

Принято считать, что норма расхода масла в двигателе рассчитывается в пропорции к потраченному топливу. Для бензинового атмосферника, нормальный «угар» не должен превышать 2,5 мл на 100 л бензина.

Причем зависимость от износа агрегатов нелинейная. Новый движок потребляет больше смазки, поскольку детали еще не притерлись между собой. Уплотнения недостаточно герметичны, и расход масла до первой замены будет выше установленных показателей.

После завершения обкаточного периода, наступает заметное снижение потерь. В таком состоянии механизмы работают именно так, как заложено конструкцией.

Исключение из правил

Есть бензиновые силовые агрегаты, в которых повышенный расход масла предусмотрен изначально. К ним относятся форсированные ДВС, или моторы с высоким коэффициентом литровой мощности. Информация об этом имеется в инструкции, владелец такого авто должен быть готов к дополнительным расходам за высокотехнологичные решения. Для изношенных моторов без выраженных неисправностей нормальный расход масла составит 25-100 мл на 100 л топлива, причем по мере «усталости», цифра медленно прогрессирует.

Если количество ушедшей смазки подходит к рубежу 500 мл на 100 л бензина, пора задуматься о капитальном ремонте. После его проведения, расход должен быть немного больше, чем на новом моторе, с учетом его снижения после обкатки.

Для снижения этого показателя многие водители используют присадки в двигатель.

заливаем присадки в двигатель

По утверждению восстанавливают выработку на металлических поверхностях, и размягчают задубевшие сальники. Научно обоснованных подтверждений нет, равно как и аргументированных опровержений. Стало быть, для автовладельцев подобная процедура является лотереей.

Как пользоваться калькулятором

Одну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла.

Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:

  1. В поле «топливо» — введите средний расход горючего в литрах, на 1`000 км. пробега (по умолчанию и исходя из расчетных формул это 100 литров);
  2. В поле «масло» — объем масла что регламентируется производителем как необходимое при заливке;
  3. Выберите тип двигателя и отметьте, если машина эксплуатируется уже больше 5 лет
  4. Нажмите «рассчитать».

Учтите, что результаты, калькулятора расчета допустимой нормы расхода моторного масла, являются общим случаем и для некоторых двигателей (предполагаемых спецификой конструкции) могут быть неточными, и нуждаться в корректировке.

Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки.

Каков итог

То есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены.

Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.

Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?

В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.

Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?

Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.

Расчётные формулы расхода

Масляный расход для автомобильного мотора рассчитывается на основе объёма масла, который тратится на сжигание 100 л горючего. Для выяснения нормы масляного расхода в моторе своего авто, необходимо использовать формулу и калькулятор либо же специальную форму онлайн.

Последняя подразумевает подсчёт допустимого объёма масла для угара с учётом разновидности мотора, масляного объёма и затрачиваемого горючего при учёте того состояния, в котором находится поршневая группа.

  1. Фактический общий масляный расход на угар в течение цикла работы масла (от одной замены до другой) рассчитывается с помощью формулы Qy = ∑q + (Qз-Qсл). ∑q — объём машинного масла, влитого на протяжении цикла (между ТО); Qз — количество влитого при заправке масла; Qсл — количество масла, которое было вылито при замене.
  2. Расход залитого машинного масла в л на 100 л горючего определяются по формуле Mз = V / (P*k). Здесь V — ёмкость смазочной системы мотора; P — количество расходуемого горючего, k — коэффициент износа поршневой группы (он составляет для дизельных автомобилей 1,25, для бензиновых — 1,15, для турбированных — 1,3).

Норма масляного расхода повышается до 20 процентов для авто, прошедшего капитальный ремонт и эксплуатируемого свыше 5-и лет.

как расчитать расход масла

Метод определения реального расхода

  1. Выяснить реальный расход масла для двигателя машины на угар, возможно после пробега от 200 до 300 км. В автомобильном картере, уровень используемого масла, должен находиться между обозначениями МАХ и MIN, нанесёнными на щуп мотора.
  2. Перед заездом требуется прогревание мотора. Масло должно иметь температуру от +80 до +85. Его слив производится на ровной поверхности. Его стекание из поддона должно длиться 15 минут.
  3. Чтобы обеспечить точный результат, следует вместо объёма, следует ориентироваться на массу, ибо количество смазки, оставшееся в фильтре, определяется после взвешивания.

Какой расход масла на 100 литров топлива считается нормальным

Чтобы определить норму потребления масла ДВС, для расчётов можно использовать, количество использованного горючего. Данный метод более точен, чем вычисления на основе преодолённого расстояния, поскольку при стоянии в пробке, масленное потребление мотором увеличивается, при неизменном значении одометра.

расход масла на 100 км

Нормы масляного расхода существенно повышаются для машин, прошедших капремонт и эксплуатируемых свыше 5-и лет. Средний уровень машинного масла, которое расходуется мотором, после 150 000 км находится в диапазоне от 0,35 до 0,55 л.

Бензиновый мотор, который работает на пределе собственных возможностей, потребляет 0,4-0,6 процента при 100 л сожжённого горючего, что составляет примерно от 400 до 600 г машинного масла на пробег в 1 000 км.

С дизельным мотором ситуация обстоит аналогично – мотор при интенсивной эксплуатации начинает потреблять смазки больше на 0,5 процента. Для форсированного турбодизеля с 2-я турбинами расход доходит до 3 процентов объёма машинного масла, которое заливается в двигатель.

Второстепенные причины увеличения расхода масла

Другие причины тоже нужно рассмотреть. Как было упомянуто выше, сжигание масла также способствует его чрезмерному потреблению. Для того чтобы найти такую неисправность, нужно присмотреться к дыму из трубы выхлопов. Если он изменил цвет на сине-серый, то происходит ненормированное сжигание масла, если – черный, то появился сбой в системе впрыскивания.

Но сгорание продукта для смазывания деталей не является причиной, а только следствием, причину же необходимо найти. Для этого понадобится полная разборка двигателя, но производить ее должен только профессионал. Чрезмерное сгорание моторного смазочного продукта может свидетельствовать о том, что масло не подходит вашему автомобилю (марка масла), или необходимо заменить сальники, или износились маслосъемные кольца, а может, и детали двигателя.

Нередко такое происходит из-за большого загрязнения двигателя пылью или высокого давления газов картера. Нарушение уплотнителей – это уже забота механика, а все остальное – обстоятельства, которые нельзя исправить, но постараться выяснить, какой расход масла может быть нормой именно для вашей машины, нужно.

Как же определить нормальный расход масла и от чего он зависит? На такие вопросы есть ответы, но они разные. Все зависит от автомобиля и марки двигателя. Если для малолитражной машины расход масла в двигателе в количестве 1 литра на тысячекилометровую дорогу является очень высоким, то точно такой же расход для движков класса V8 и V6 является абсолютно нормальным. Перед тем как выяснить, какая норма расхода масла в вашей машине, нужно рассмотреть, для чего нужно масло двигателю.

Масло – это важная составляющая для нормальной работы автомобиля, оно покрывает все рабочие узлы и детали пленкой. Маслянистая смазка поможет избежать трения деталей, а, соответственно, и продлит работу двигателя. Расход масла в двигателе напрямую зависит от того, сколько материала для смазки и вовсе выгорит.

Чрезмерное потребление масла может говорить об изношенности мотора, и водители решаются на рискованный шаг. Лучше доливать смазочного средства столько, сколько требует того конкретная машина, чем производить дорогостоящий ремонт двигателя. Но проконсультировавшись со специалистами по ремонту машин, можно узнать много интересного и о норме расхода масла в двигателе определенного типа, и о том, почему повышаются эти нормы.

Часто задаваемые вопросы

Формула расчета расхода масла

Расчет расхода масла можно проводить на угар, за цикл его работы между ТО и расход на 100 литров спаленного топлива. Формулы для этих двух вариантов расчета будут отличаться. Угар моторного масла от замены до замены считается по формуле: Qy = ∑q + (Qз-Qсл), где ∑q – это количество доливаемого масла, Qз – масло что заливалось в мотор при замене, Qсл – количество масла которые слилось.

Чтобы подсчитать расход залитого масла, которое понадобилось долить лишь за период 100 литров спаленного автомобилем топлива формула расчета имеет вид: Mз = V / (P*k), где V – это емкость всей системы смазки двигателя, P – израсходованное топливо, k – коэффициент износа поршневой (отличается в зависимости от двигателя, если дизельный, то используется — 1,25; бензиновый — 1,15; турбо — 1,3).

Расчет расхода масла на 100 л топлива

Чтобы выполнить расчет расхода масла на 100 л. топлива нужно полный объем масляной системы двигателя (указывается в технической документации автомобиля) разделить на произведение потраченного топлива и коэффициент износа. Так, например, если в двигатель необходимо заливать 4,7 литров масла, то при 100 литрах топлива потребленных двигателем допускается 30 граммов расхода масла. Таким образом можно посчитать расход масла двигателя и своего автомобиля используя формулу.

Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива

В двигателе легкового автомобиля расход масла может считаться нормальным в количестве 0,005 – 0,0025% на 100 л. топлива, что равно 5 – 25 г. на 1 тыс. км. Количество необходимого масла для долива в мотор со значительным пробегом считается нормой даже при 0,1% на сто литров израсходованного топлива. Если это автомобиль с карбюраторной системой питания допустимый показатель может быть еще выше на 0,2%. Для грузовиков норма расхода моторного масла в пределах 0,3 – 0,4% от расхода топлива.

Турбированные бензиновые двигатели

Не следует путать показатели с форсированными моторами. Если на потраченную тонну бензина (эквивалент пробега 10000 км) вы добавляете 500-800 мл моторного масла – расход в норме.

Почему такая разница с атмосферником? Кроме повышенной теплоотдачи (угар на раскаленных поверхностях поршневой группы), смазка может законным образом испаряться в турбине.

Несмотря на то, что зтот узел довольно компактный, он прогоняет через себя большое количество технической жидкости. А учитывая высокую термическую нагрузку, избежать потерь не получится.

турбина двигателя в закоксованном виде

Для остальных деталей двигателя характерны высокие переменные нагрузки, из-за чего происходит кратковременная потеря герметичности сальников, маслосъемных колец и колпачков на клапанах.

Еще одна причина перерасхода масла – высокое давление в системе вентиляции картера. Как мы знаем, в этом воздушном пространстве находятся пары и взвесь смазки, которая исчезает в камерах сгорания.

Если имеется критический износ, или техническая проблема в двигателе – «угар» масла может достигать 2 л на 10000 км пробега. В такой ситуации требуется немедленный ремонт, иначе к потерям на покупку «лишнего» масла добавится внушительная сумма на восстановление или замену двигателя.

закоксованный двигатель после угара большого количества масла

Интересно, что компрессорные (механические) системы наддува не влияют на расход смазки. Этот узел не нагружен термически, да и обороты на порядок меньше, чем в турбине.

Устранение внутренних утечек.

Если причиной больших внутренних утечек (угара) является затвердевание маслосъемных колпачков, то также рекомендуем вначале попробовать простой и недорогой способ – немецкую присадку Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Важным моментом профилактики утечек масла является использование антифрикционных присадок, которые снижают трение и препятствуют износу двигателя. Антифрикционные присадки в двигателе продлевают его ресурс за счет сокращения износ колец, что позволит уменьшить расход масла в двигателе. Подробнее о различиях в антифрикционных присадках можно почитать здесь.

Составная часть профилактики износа заключается в использовании правильных и рекомендованных для данного типа техники смазочных материалов и регулярной промывки двигателя перед заменой смазочных средств, соблюдение рекомендованных интервалов замены. Подобрать необходимую промывку можно здесь.

Кроме того, необходимо помнить, что ускоренному расходу на угар способствует неправильная работа топливной системы. Например, если форсунки загрязнены, то они осуществляют неправильный распыл топлива в камеру сгорания, что напрямую коррелируется с величиной расхода (угара) масла.

В этом случае следует произвести очистку топливной системы, для чего также есть недорогое и простое решение – топливные присадки (в бак). Следует выбирать присадки известных уважаемых брендов, которые не только произведут очистку топливной системы, но и сделают это безопасно для всей топливной аппаратуры. Мы рекомендуем выбирать присадки в топливо немецкой компании Liqui Moly. Более подробную информацию можно почитать здесь.

ИТОГ

У каждого двигателя есть четко установленная норма потребления смазочных средств. Существует нормированный уровень расхода и расход масла больше нормы. Уровень потребления, не соответствующий установленным нормам, имеет место быть в связи с двумя факторами: внешними утечками и внутренними (угар). Если степень расхода масла небольшая и появилась сравнительно недавно, есть простые и недорогие способы устранения этой проблемы. Для этого, в первую очередь, используйте герметик масляной системы. Предотвратить не соответствующее нормам потребление вам помогут промывки масляной системы, антифрикционные присадки и присадки в топливо. Если расход выше оптимального, то от этого могут появиться иные причины увеличенного расхода масла, что, в свою очередь, приведет к большим тратам на ремонт двигателя.

Дизельный двигатель

Допустимый расход масла для моторов, работающих на тяжелом топливе, составляет 200-500 мл на 100 л солярки. Конструктивные особенности турбированных дизелей существенно не влияют на «угар» смазки, разве что эксплуатация турбины съедает еще 100-200 мл.

Температурные потери в этих моторах на так заметны, основная проблема в ударных нагрузках. Любая втулка или вал с сальником постоянно испытывает поперечные (осевые) смещения, нарушая герметичность стыка. Движение поршней более резкое, маслосъемные кольца с каждым циклом пропускают смазку в камеру сгорания.

Важно! Если дым из выхлопной трубы стал более плотным и насыщенным, проблема может быть вовсе не в сажевом фильтре. Возможно, вы видите продукт сгорания моторного масла.

дизельный двигатель

Дизельный мотор всегда дороже в эксплуатации, его ремонт влетает в копеечку. Поэтому, если вы обнаружили неприлично большой расход масла, немедленно ищите причину.

Какие неисправности ведут к перерасходу масла

Чтобы вернуть нормальный расход масла, вовсе не обязательно сдавать автомобиль на капитальный ремонт. К счастью, большинство причин «угара» можно устранить самостоятельно без лишних затрат.

Перечень проблем, которые решаются без обязательного посещения автосервиса:

    проверьте герметичность прокладки картера – для этого достаточно произвести осмотр двигателя из смотровой ямы;
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий