Коробка переключения передач МТЗ 80, порядок переключения
Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение скорости движения трактора, что дает возможность выполнять различные технологические операции и работы от транспортных до всевозможных задач в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной, лесной отрасли и других производствах. Механизм переключения передач МТЗ-80 сконструирован таким образом, что диапазон передаточных чисел скоростей комфортно вписываются в выполнение любых рабочих процессов с использованием всевозможного, специального оборудования. Включение понижающего редуктора позволяет получить 18 вперед и 4 передачи заднего хода.
КПП МТЗ в сборе
Вид КПП МТЗ с права
Механизм КПП МТЗ
КПП МТЗ в сборе
Вид КПП МТЗ с права
Механизм КПП МТЗ
Коробка МТЗ в сборе
КПП МТЗ 80 (82) гарантирует диапазон скорости движения вперед от 1,9 км/ч до 34,3 км/ч и движения заднего хода от 4,09 до 9,22 км/ч. Кроме этого, коробка обеспечивает привод основного и бокового вала отбора мощности, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.
Подробная схема переключения передач МТЗ-80
Собравшись приобрести или уже купив белорусскую технику марки МТЗ – 80, например, или более поздние модели той же серии, попадаются люди ни разу в жизни не управлявшие подобной рабочей и/или сельхозтехникой, в чём нет ничего худого. Однако у многих новичков возникает вопрос о её управлении, о переключении скоростных передач, об их количестве и т.д.
Схематичное изображение количества передач и их числовое порядковое значение:
Схема переключения передач МТЗ-80/82
А об остальном поговорим дальше более конкретно и предметно.
Схема трансмиссии тракторов Беларус МТЗ 82(80)
Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.
Все что стоит знать о строении и правильной работе коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
Трактор МТЗ-82
Коробка передач обеспечивает трактор большим количеством рабочих режимов, благодаря чему машина может выполнять тяжёлые и энергозатратные работы с минимальными затратами топлива. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 работает по аналогичному принципу, поэтому эти трактора можно рассматривать вместе.
Устройство КПП
Если смотреть на КПП МТЗ-80 в разрезе по продольной оси, то первичный и вторичный вал имеют одноосное размещение. Расположение промежуточного вала вместе с валом первой передачи и заднего хода – параллельное первичному. Передний конец первичного вала закреплен в подшипнике в стакане корпуса КПП, задний конец соединен с передним концом вторичного вала в торец в подшипнике.
Ведущие шестерни III, IV и V передач насажены на шлицы первичного вала. Через ведомую шестерню на первичном валу закреплен и понижающий редуктор. На шлицах пустотелого промежуточного вала крепятся ведомые шестерни III, IV и V переключателя передач. Промежуточная шестерня имеет зацепление с ведомой шестерней III передачи.
В продольном разрезе:
1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня IV и V передач; з — корпус коробки передач; 4 — ведущая шестерня III передачи; 5 — заливная пробка; 6 — рычаг переключения передач; 7 — крышка коробки; 8 — вторичный вал; 9 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника вторичного вала; 11 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 12 — ведущая шестерня главной передачи; 13 — гайка вторичного вала; 14 — внутренний вал; 15 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 17 — промежуточная шестерня; 18 — ведомая шестерня III передачи; 19 — ведомая шестерня IV передачи; 20 —- ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 21 — промежуточный вал; 22 — переднее гнездо внутреннего вала.
В поперечном разрезе:
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка; 16 — гайка; 17 — лоток.
Порядок переключения режимов
На трактор МТЗ-80 и его аналог МТЗ-82, устанавливается одиннадцатиступенчатая коробка передач. Это даёт машине девять передних и два задних рабочих режима.
Если в базовую комплектацию входит редуктор ходоуменьшителя, то число рабочих режимов увеличивается в два раза. Такая схема нужна для выполнения тяжёлых работ в оптимальном режиме. Это существенно расширяет возможности трактора и снижает расход горючего.
Схема переключения между режимами у трактора МТЗ-80, равно как и у МТЗ-82, выглядит следующим образом:
- Переключение передач возможно только на пониженных оборотах двигателя.
- После этого выжимается сцепление.
- Затем включается нужный рабочий режим, педаль сцепления плавно отпускается.
Бывают моменты, когда коробка заедает и переключение передач становится невозможны. Порядок действий должен быть следующим: рычаг возвращается в исходное положение и процедура повторяется.
Назначение и устройство КПП
Трансмиссия любого трактора является ключевым элементом, обеспечивающим разнообразное применение.
Совместно с двигателем трактора, расположенная в трансмиссии коробка передач на МТЗ 80, обеспечивает оптимальную скорость движения для выполнения той или иной механизированной операции.
Трансфер параметров крутящего момента от коробки на вал отбора мощности, для надежной и безаварийной работы дополнительного оборудования должно соответствовать заданным техническим параметрам оборудования.
Конструкция КПП МТЗ 80 состоит из взаимосвязанных между собой рабочих элементов. Они расположены в одном прочном чугунном корпусе.
С боков корпуса КПП смонтированы специальные люки, которые предназначены для ремонта или обслуживания.
Конструкционные отверстия предназначены для подключения дополнительного вала отбора мощности и присоединения при необходимости ходоуменьшителя.
Основой механизма и схемы переключения передач, служат размещенные параллельно друг другу внутри корпуса коробки передач специальные валы. К ним относятся:
- вал первой передней передачи,
- первичный вал;
- вторичный;
- промежуточный;
- вал заднего хода.
На валах, вращающихся на специально подобранных по номерам подшипниках скольжения, смонтированы шестерни КП.
При зацеплении между собой шестерен и обеспечивается предназначенный режим работы. Как включаются передачи на Беларус 80?
Для выбора в коробке необходимого зацепления, а именно требуемой передачи и как следствие необходимой эксплуатационной скорости движения применяется кулиса (рычаг) КП.
Она расположена в кабине механизатора. На первых экземплярах трактора кулиса была непрочной, поэтому нередки случаи поломки.
Механизаторы при необходимости изготавливали и устанавливали согласно схеме по ремонту самодельную кулису КПП МТЗ 80. В дальнейшем завод устранил этот технологический недостаток.
Как собирают КПП мотоблока МТЗ
В отличие от тракторной, коробка переключения передач колесного мотоблока имеет менее сложное устройство. Основные отличия трансмиссии мотоблока:
- меньшее количество ступеней привода, чем у трактора (у мотоблока МТЗ-05 6 ступеней);
- постоянное зацепление шестерен в коробке, отсутствие передвижных шестерней;
- отсутствие отдельного вала для первой и задних передач.
Для самостоятельной сборки КПП мотоблока потребуется схема и инструкция. Следует соблюдать последовательность, обратную шагам, совершенным при демонтаже агрегата.
Вал первичный и вал вторичный КПП трактора МТЗ-80
1 | Кольцо 2В60 ГОСТ 13940-68 | |
2 | 70-1721025 | Шестерня понижающего редуктора |
3 | 50-1701034 | Стакан подшипника первичного вала |
4 | 48-1701032-А | Вал первичный |
5 | Кольцо 2В90 ГОСТ 13940-68 | |
6 | Подшипник 210 ГОСТ 8338-75 | |
7 | Кольцо 2В50 | |
8 | 50-1701048-А | Шестерня четвертой и пятой передач |
9 | 50-1701045 | Шестерня третей передачи |
10 | Подшипник 208 ГОСТ 8338-75 | |
11 | 50-1701252 | |
12 | Подшипник 67512К1 ГОСТ 3169-71 | |
13 | 50-1701312 | Втулка распорная |
14 | 50-1701314 | Шестерня второй ступени редуктора |
15 | 50-1701255 | Стакан вторичного вала |
16 | Подшипник 7610А ГОСТ 333-71 | |
17 | 50-1701105-б | Шестерня главной передачи |
18 | 50-1701253 | Гайка М36х1,5 |
19 | Шплинт 5х45-001 ГОСТ 397-66 | |
20 | 50-1701254 | Шайба |
21 | Болт М12-6×35.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | |
22 | Шайба 12 ОТ ОСТ 37.001.115-75 | |
23 | 50-1701259 | Прокладка регулировочная 0,5 мм |
24 | 50-170258 | Прокладка регулировочная 0,2 мм |
25 | Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75 | |
26 | Болт М10-6х25.88.35.019 ГОСТ 7796-70 |
Возможные неисправности коробки
Корпус и внутренние механизмы коробки МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть еще ряд поломок.
Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки. К распространенным неисправностям относят:
Появление скрипов при переключении скоростей движения. Причины возникновения:
- износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
- нарушение регулировок шестеренчатых валов.
В зависимости от характера происхождения, неисправности проверяются, настраиваются, и при необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов, для увеличения площади зацеплений шестерен КПП.
Появление стуков, ударов, посторонних шумов. Причины возникновения:
- износ, поломки зубьев шестерен КПП;
- механические дефекты на шестернях;
- поломки опорных подшипников.
Для ремонта проводится осмотр шестерен, опорных подшипников. Выполняется необходимая регулировка указанных элементов. При механических поломках производится смена указанных деталей.
- Выбивание (выскакивание) кулисы при движении трактора. Основание этой неисправности — это износ (поломка) вилок переключения. Для устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить блок в сборе. Если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить индивидуальную замену.
Промежуточный вал
Вращение вала происходит на втулке и шарикоподшипниках. Втулка соединена с главной шестерней второй редукторной ступени, имеющей внутренний вал с поддерживающей втулкой. Сзади данной шестерни размещены кулачки заднего синхронного вала для отбора мощности. Для смазывания деталей сверху главной шестерни размещается крыльчатка для разбрызгивания масла на активные детали КПП МТЗ-80.
Возможные проблемы и методы их решения
Коробка передач, которой оснащается трактор МТЗ-80 и его модификация МТЗ 82, считается надёжным узлом. Но как и любой механизм, состоящий из множества трущихся деталей, КПП нуждается в регулярной смазке и техническом обслуживании. Если этим пренебрегать, можно столкнуться со следующими явлениями:
При переключении скоростей раздаётся скрип
Это свидетельствует о дефекте дисков сцепления или неправильно отрегулировано зацепление зубчатых колёс. Необходимо поставить трактор в ремонт и заменить отслужившие свой срок узлы.
Если после замены и регулировки скрип остался, необходимо проверить длину пружины, которая находится в блоке управления кулачками. Её длина не должна превышать 32 миллиметра в состоянии максимального сжатия.
Проверка зазоров
Для накладок тормозкового диска максимально допустимый зазор не должен превышать 1,5 миллиметра. Оптимальный зазор цапфа отводки и вилки включения – 2,2 миллиметра. Если эти показатели превышены, трактор МТЗ-80, как и МТЗ-82, нуждается в замене этих деталей.
Люфт рычага переключения передач
Эта проблема обычно сопровождается непроизвольным включением скоростных режимов или их неполным выключением. Это явление говорит о проблемах с вилками переключения, им не хватает трущего усилия.
Кроме того, такой эффект дают ослабшие пружинные фиксаторы. Чтобы устранить проблему, необходимо демонтировать переключающее устройство и провести полную ревизию деталей.
Особое внимание стоит уделить щёчкам вилок переключения, зазорам между переключающими планками и ширине зева. Все изношенные детали не подлежат ремонту, поэтому нуждаются в полной замене.
Коробка передач МТЗ-82
Посторонний шум в коробке
Скорее всего, износились опорные подшипники или валы. Если не принять своевременных мер, коробка передач может заклинить и трактор отправится на капитальный ремонт.
Чтобы устранить проблему, необходимо вскрыть коробку и проверить надёжность крепления валов. Делают это вручную, при помощи монтировки или небольшого лома.
Если валы не жёстко зафиксированы в местах креплений, они сдвинутся от приложенного усилия. Необходимо проверить затяжную гайку, если с ней всё в порядке, значит, развалились подшипники. Если подшипники и гайка в порядке, стоит замерить зазор оси вторичного вала.
Стук в коробке
Если в коробке передач слышится посторонний стук, который исчезает в момент переключения режимов, значит, изношены приводные шестерёнки. Чтобы устранить проблему, необходимо снять раздаточную коробку и крышку КПП. Трактор МТЗ-80 и аналогичный ему МТЗ-82 ставится на домкрат. После этого нужно прокручивая колесо вручную, выявить дефектные шестерёнки. Для их замены коробку передач придётся разбирать полностью.
Стоит отметить, что трактор МТЗ-80 и его последующая вариация МТЗ-82, относится к разряду «не убиваемой» техники. При своевременном обслуживании, проблем с машиной практически не возникает.
Опоры механизма заднего моста
Дифференциал и ведущие шестерни конечной передачи заднего моста
Для справки! Задний мост МТЗ 50(52) абсолютно взаимозаменяем с мостом МТЗ 80(82) и долгое время устанавливался на тракторах обеих марок. Отличием в конструкции является состав опорных подшипников дифференциала, где в МТЗ 50 устанавливалась пара одинаковых деталей под номером 7215.
Полуось конечной передачи заднего моста
Схема переключения скоростей МТЗ-80/82
Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить. Шестеренный насос оснащен приводом от двигателя через редуктор привода кормового ВОМ.
Масса силовой установки в сухом виде составляет килограмм.
Год й ознаменовался выходом модели с полным приводом. Потом крутящий момент переходит на ведущую шестерню главной передачи переднего моста.
Вся конструкция данной машины вполне может похвастаться высокой долговечностью и надежностью. В трансмиссии вместо усилителя крутящего момента устанавливался реверсивный редуктор, позволяющий использовать передачи переднего хода для движения назад. Поэтому ремонт МТЗ доступен только по старым книгам.
Благодаря чему передняя и задняя ось соединяются друг с другом достаточно жёстко. Трактор МТЗ является одним из представителей колесной техники, которая применяется для широкого спектра сельскохозяйственных мероприятий.
Схема переключения передач тракторов «Беларусь» MT3-5J1, МТЗ-5М, MT3-5JIC, МТЗ-5МС и Т-50В.
На две категории можно разделить валы по функциональности: С предохранительной муфтой. Топливный бак пускового мотора — миллилитров. Вилки можно менять как в сборе, так и по отдельности.
Модификация с таким нововведением поставлялась коллективным хозяйствам по индивидуальным заказам. За период производства неоднократно изменялся внешний вид или по-современному выполнялся тюнинг кабины, но при этом свою индексацию трактор МТЗ 50 не менял: в самом начале х годов она имела полукруглую решетку радиатора и бескаркасную основу с брезентовой крышей; в конце х годов была установлена прямоугольная решетка радиатора; в середине х изменена конструкция и внешний вид капота; в конце х годов году трактор получил каркасную кабину увеличенного размера и стеклопластиковую крышу. За счет простоты конструкции, легкости в эксплуатации и ремонте МТЗ 50 широко востребован. Емкость гидравлического усилителя руля 6 литров.
Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. На полураме установлена промежуточная опора, удерживающая карданные валы привода переднего моста. Все цилиндры располагаются в ряд и обладают диаметром в миллиметров. Она нужна для того, чтобы вертящий момент увеличивался во время езды по пересечённой местности. Данная цена актуальная для более поздних машин, с установленным навесным оборудованием. Ремонт коропки.Советы от мастера по ремонту коропки.
ли со статьей или есть что добавить?