Круглосуточный запрет на въезд в Москву для грузовиков категории С с 31 декабря 2021 года

Содержание

Фурам на смех: бизнес просит отменить запрет на проезд грузовиков по МКАД

Бизнес предупредил о росте издержек и вероятном повышении стоимости продуктов, лекарств и потребительских товаров из-за ограничения движения фур по МКАД. Крупнейшие объединения предпринимателей готовят обращение в мэрию Москвы с просьбой отменить запрет на передвижение грузовиков весом более 3,5 т по Московской кольцевой автодороге с 5 апреля. Принятые властями столицы правила предусматривают, что такие автомобили смогут ехать лишь по ЦКАД или трассам А-107 и А-108. Ранее ограничение касалось только фур весом от 12 т. В организациях говорят, что ЦКАД не может в полной мере заменить Московскую кольцевую автодорогу. Перемещение по ЦКАД для грузового транспорта будет платным.

Ограничение движения грузового транспорта по МКАД в 2020 году

Данные ограничения регламентируются постановлением Правительства Москвы «Об ограничении движения грузового транспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы».

Зачистка МКАДа. Грузовики отправляют в обход

МОРЖАРЕТТО Игорь

С сегодняшнего дня, 1 июля, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы вводит новые ограничения на въезд транзитных грузовиков на МКАД и внутренние дороги города. Теперь запрет будет распространяться на все автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т. Многие задаются вопросами: поможет ли эта мера разгрузить городские дороги (в первую очередь МКАД) или, как предупреждают некоторые специалисты, приведет к сбоям поставок жизненно важных товаров в мегаполис?

Новые правила въезда грузовиков в Москву с 1 июля 2021 года

Правила для грузовиков с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года изменяются правила передвижения грузовых автомобилей по территории города Москвы.

В одной из предшествующих статей на pddmaster.ru речь уже шла о том, что грузовикам с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, будет запрещен въезд на МКАД и внутрь МКАД. Однако впоследствии данное требование было отменено и ограничения сохранились лишь для грузовиков тяжелее 12 тонн.

Однако законодатели Москвы решили не останавливаться, и с 1 июля 2021 года будут введены еще несколько важных изменений:

МКАД закрывают для грузовиков. Что ждет автоперевозчиков?

Изменившуюся для перевозчиков ситуацию прокомментировали представители нескольких крупных компаний. Kuehne+Nagel- это международная логистическая компания, которая осуществляет все виды грузоперевозок, в том числе, на территории России. Транспортно-логистическая компания AsstrA также предоставляет услуги международных и внутрироссийских перевозок. ПЭК — российская транспортная компания, которая предоставляет комплексные услуги грузоперевозок на всей территории РФ.

Круглосуточный запрет на въезд в Москву для грузовиков категории С с 31 декабря 2021 года

Ограничения для грузовиков в Москве с 15 июля 2021 года

В течение 2021 года правила для грузовых автомобилей, ограничивающие въезд в Москву, менялись уже несколько раз. Речь об этом шла в предшествующий статьях:

Причем новые ограничения зачастую отменяют предшествующие или переносят даты их действия, поэтому следить за законодательством по данному вопросу довольно сложно. Актуальная версия ограничений представлена в следующей статье:

В этой статье речь идет об очередных изменениях, введенных приказом от 3 июня 2021 года:

Проедут не все

Российские бизнес-ассоциации подготовили обращение в мэрию столицы, в котором они предупреждают власти о рисках повышения цен на продукты и другие товары. «Известия» ознакомились с проектом письма, в ближайшие дни оно должно поступить в московское правительство. Его сформировали в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ). В организации «Известиям» оперативно не уточнили, направлено ли письмо в правительство столицы. Документ уже подписали представители Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Союза участников потребительского рынка, Ассоциации производителей фирменных торговых марок «Русбренд», рассказали «Известиям» в организациях. Также документ направили на согласование в Национальную мясную ассоциацию и «Союзмолоко». «Известия» направили запросы в эти объединения.

С 5 апреля в столице будут действовать новые правила движения для транспорта массой более 3,5 т, напомнили авторы письма. Транзитные фуры больше не смогут въезжать в Москву, которая ограничена МКАД. В качестве альтернативы власти предлагают Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД), движение по которой платное, уточняется в письме. Более того, фуры могут проехать по бетонкам А-107 и А-108, уже отмечали столичные чиновники. Транспорт с продукцией, которая обеспечивает город, может получить специальный пропуск на регулярное движение по мегаполису. Пока же любая фура до 12 т перемещается по городу в ночное время с 22:00 до 06:00 без пропуска.

Ранее, 20 февраля, столичные власти ввели ограничения для большегрузов весом более 12 т. Сначала таким машинам запретили въезд на МКАД на два дня. Это случилось после сильных снегопадов и гололедицы в столичном регионе. Такие погодные условия вызвали 10-балльные пробки, буксующие фуры на МКАД парализовали движение: некоторым водителям пришлось ночевать в своих автомобилях. Уже 21 февраля ограничительную меру продлили на год.

Фура выезжает на МКАД

Столичный департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры одобрил новые ограничения своим приказом. Эти меры должны сделать движение по МКАД комфортней и безопасней: чаще всего аварии с тяжелыми последствиями возникают при участии большегрузов, ранее пояснял дептранс. С февраля такие правила актуальны для фур массой более 12 т, согласно постановлению правительства города. И на стоимости продуктов эта норма не отразилась, сообщал столичный дептранс.

— Запрет на движение грузовых транспортных средств без пропуска прямо влияет на транзитные перевозки по МКАД, доставку сырья и материалов для промышленного комплекса Москвы и области, а также продовольствия, лекарств и других социально-значимых товаров, — сказано в письме бизнеса в мэрию.

Информация о нормативном документе

2021.05.17 Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП “О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. № 379-ПП” опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 6 апреля 2021 года.

Документ вступает в силу 1 июля 2021 года.

Примечание. Изначально документ должен был вступить в силу 5 мая 2021 года, однако впоследствии дату дважды перенесли. Сначала на 15 июня, а затем на 1 июля 2021 года.

Непроходимый квест

Магомед Гасанов,

руководитель службы транспортной логистики ПЭК

— Запрет в первую очередь касается среднетоннажных грузовиков, задействованных на внутригородской доставке. Рынок доставки внутри МКАД, ТТК и Садового кольца насыщен малым бизнесом: часто небольшие перевозчики работают с сетевыми магазинами, осуществляя доставку на первой и последней миле. Многим из таких перевозчиков придется получать пропуска на проезд впервые, поскольку сейчас они въезжают на МКАД ночью, когда разрешение среднетоннажным автомобилям не требуется. Однако процедура получения пропуска порой становится непроходимым «квестом», преодолеть который с первой попытки практически невозможно. Например, диагностическую карту требуется предоставить в электронном формате, в котором ее выдают не все официально аккредитованные пункты техосмотра. Для выяснения причины отказа нужно обращаться в Департамент транспорта Москвы за разъяснением, а затем повторять попытку еще раз. Небольшим перевозчикам, чтобы остаться на рынке, зачастую приходится обращаться к посредникам. Это увеличивает коррупционную составляющую и приводит к росту издержек перевозчиков.

Учитывая, что процедура получения пропуска очень сложная, а у мелких перевозчиков, в отличие от крупных, технология не отлажена, можно прогнозировать, что многие из них столкнутся с трудностями, задержками в получении разрешений. В связи с этим вероятно возникновение дефицита среднетоннажных автомобилей, имеющих пропуск для проезда по МКАД и внутрь МКАД, что, в свою очередь, может стать причиной резкого (на 20 %) роста тарифов на перевозку грузовиками с пропуском. Это приведет к частичному переделу рынка: малый бизнес, не сумевший получить пропуска, будет вынужден уйти с рынка и переориентироваться на логистику в Подмосковье. Место этих компаний, возможно, займут средние и крупные перевозчики, у которых есть необходимое количество грузовиков с пропусками, отработаны механизмы их получения и продления.

Хроника блокирования МКАД и других магистралей Москвы для больших и средних грузовиков

Проезд грузовиков по Москве и МКАД

  1. 01.05.2013 введен запрет на дневное движение по городу и МКАД фур и 10 тонников (грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн);
  2. 22.02.21 движение большегрузов по Москве и МКАД заблокировано круглосуточно;
  3. 22.02.21 объявлено, что все полученные ранее пропуска по МКАД не действуют в ночное время, объявлен запрет на движение по ночам;
  4. 24.02.21, введен новый ночной пропуск по МКАД, выдача которого искусственно затруднена;
  5. 01.05.2021, время рассмотрения заявления на годовой пропуск увеличено с 30 до 60 календарных дней;
  6. С 01.05.21 по 31.05.21, без объяснений причин остановлена выдача годовых пропусков;
  7. 01.07.21 законодательный запрет на перемещение в дневное время распространен на все грузовики, кроме малотоннажного транспорта (типа Газелей);
  8. 01.07.21 официально объявлено, что до конца 2021 года, запрет проезда грузовикам от 3,5 тонн станет круглосуточным, как у большегрузов;
  9. 01.07.21 объявлено, что до конца 2021 года, каждый грузовик, для въезда в Москву, обязан купить специальный GPS трекер и пройти электронную регистрацию в специально созданном ведомстве;
  10. Требования по экологии. Для въезда на территорию третьего транспортного кольца (ТТК ) двигатель на грузовом автомобиле должен быть не ниже 3-го класса евро, а для въезда в Москву в пределах МКАД – не ниже 2-го класса

Набережная Москвы

Долго и дорого

В письме сказано, что оформление пропусков может быть сопряжено с серьезными сложностями для компаний. В феврале они возникли у иностранных перевозчиков, когда вступило в силу ограничение для фур весом более 12 т. Зарубежные партнеры не могли оформить разрешение на въезд в город: у них, например, не было квалифицированной электронной подписи, отмечают авторы инициативы. Проблемы с пропуском удалось решить только через 10 дней, указано в письме.

Самый длинный участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3) протяженностью 105 км, открытый 11 ноября 2020 года для движения транспорта

Самый длинный участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3) протяженностью 105 км, открытый 11 ноября 2020 года для движения транспорта

Участники рынка считают, что пока ЦКАД не может стать альтернативой МКАД. Пандемия не позволила транспортно-логистическим компаниям выстроить эффективные маршруты следования по дороге. Ведь изначально бизнес рассматривал ее как дополнение к МКАД. Тем более на ЦКАД до сих пор идут строительные работы и она не оборудована нужным количеством развязок и съездов, что приводит к огромным простоям машин. А расходы на оплату проезда по Центральной кольцевой автодороге составят в среднем около 700 тыс. рублей на одну машину в год, что спровоцирует рост тарифов на грузовые перевозки, указано в письме.

По мнению бизнеса, серьезное изменение логистических маршрутов повысит затраты на осуществление доставки. А это отразится на себестоимости товаров для конечных потребителей Москвы и других регионов, сказано в письме. Деловое сообщество сочло новые правила недопустимыми, создающими существенные риски для бизнеса и в целом для экономики страны. Компании предлагают столичному правительству пересмотреть их в ближайшее время.

Не довезем все?

Поставщики и перевозчики продуктов даже обратились за поддержкой к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Ограничения на передвижения грузовиков от 3,5 т в пределах МКАД, фиксированные маршруты и разделение пропусков для доставки грузов на дневные и ночные грозят ростом цен и сбоями поставок, утверждают участники рынка. Обращение подписали руководители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, Национальной мясной ассоциации, "Союзмолоко", Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, "Рыбного союза" и других объединений. Письма также направили в Минтранс, Минпромторг и Минсельхоз.

"Засилье камер".

Учитывая, что рынок грузоперевозок сегодня и без того переживает не лучшие времена из-за последствий пандемии, новые транзитные ограничения, уверены авторы обращения, могут серьезно ударить как минимум по маленьким и средним компаниям. Ведь на Москву приходится более 60% всего транзитного потока, и дополнительный пробег автотранспорта неизбежно повлечет за собой серьезную потерю времени, расход топлива, срывы сроков выполнения контрактов. Иными словами, все расходы вырастут, причем значительно.

Кроме того, бизнес очень обеспокоил один пункт постановления мэрии Москвы от 6 апреля 2021 года. Документ, в частности, обязывает владельцев грузовиков регистрировать транспорт в Единой региональной навигационно-информационной системе Москвы (РНИС) и вводит фиксированные маршруты. Опасения понятны: установка одного устройства для подключения к РНИС обойдется в 20 тыс. руб., а "фиксированные маршруты снизят эффективность логистики".

В общем, все основные участники рынка попросили премьера оценить последствия нового регулирования, а также отменить требования соблюдения фиксированного маршрута и обязательного подключения к РНИС. И хотя формально премьер-министр страны не может в таких делах вмешиваться в действия региональных властей, письмо, кажется, свою роль сыграло: сначала срок начала действия ограничений дважды переносили, а затем в дептрансе заявили, что некоторые требования смягчат.

Неотлаженная система

Дмитрий Мордовин

руководитель направления внутрироссийских автоперевозок Kuehne+Nagel

— В этой ситуации в большинстве случаев перевозчики пользуются объездом. Это обусловлено несколькими причинами: сложностью с получением пропуска, не до конца отлаженной и во многом сложной системой, невозможностью получить срочный пропуск в день заказа. А если допустить при заполнении заявки ошибку, то повторное рассмотрение может занять недели. Кроме того, не все зарегистрированы на портале государственных услуг. Также хочу отметить, что в связи с использованием объездных дорог, сроки доставки по Московской области увеличились.

Придется заплатить

Стоимость доставки от введения новых правил действительно вырастет, согласен директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. Обычно товары перевозят в фурах до 10–12 т, теперь же компаниям придется доставлять продукцию в менее габаритном транспорте, чтобы не попасть под новые ограничения, сказал он «Известиям». Эксперт добавил, что себестоимость товаров тоже вырастет, но кто конкретно оплатит это увеличение — пока неясно, ведь покупательская способность снижена. С другой стороны, столичные власти весьма обоснованно вводят новые правила: они позволят разгрузить город, тем самым улучшат экологическую ситуацию, — добавил Игорь Николаев.

Фуры на МКАДе

Рост стоимости доставки — не единственный риск, с которым столкнется рынок, сказал «Известиям» глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. В деловом сообществе опасаются, что власти будут последовательно сокращать количество пропусков в столицу, отметил эксперт. Поэтому в какой-то момент компании будут вынуждены перебираться на менее габаритный транспорт, для того чтобы возить продукты в Москву или через нее, считает Андрей Карпов.

В пресс-службе правительства Москвы не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».

Использование пропуска только совместно с навигацией ЕРНИС

Внимание! Обязательное использование навигации ЕРНИС перенесено на 1 января 2022 года. В 2021 году оно носит рекомендательный характер, то есть не требуется.

4.9. Движение грузовых автотранспортных средств в зонах, указанных в пункте 2 настоящего постановления, допускается при наличии внесенных в установленном порядке о них сведений в Реестр, а также при условии предоставления в государственную информационную систему “Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы” навигационной и телеметрической информации об их движении в течение срока действия пропуска.

Данное нововведение, пожалуй, является самым интересным для владельцев грузовых автомобилей. Суть его сводится к тому, что с 1 января 2022 года на грузовик будет не достаточно оформить пропуск. В дополнение нужно будет обеспечить передачу информации о местоположении транспортного средства в Единую региональную навигационно-информационную систему города Москвы.

То есть, всем владельцам пропусков придется установить в свои грузовики некие дополнительные навигационные устройства, которые будут передавать данные в ЕРНИС.

Скорее всего данное нововведение вызовет бурю недовольства у автовладельцев. Ведь покупка дополнительного навигационного устройства, в отличие от оформления пропуска, потребует финансовых вложений.

Без пропуска — в объезд

Олег Гребенько,

заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA

— Перераспределение нагрузки по федеральным трассам закономерно: трафик на А-107 увеличивается, как и на ЦКАД. Перевозчики, использовавшие МКАД для ночного проезда без пропуска, теперь вынуждены использовать вышеуказанные дороги, даже если это увеличивает километраж перевозки, а соответственно и затраты.

Крупные перевозчики, большая часть которых — нерезиденты, работающие на международных доставках грузов, используют объезд, так как получить пропуска очень сложно. В основном их оформляют компании, регулярно осуществляющие транспортную деятельность в Москве и Московской области.

Бизнес стремится оптимально подстроить логистическую инфраструктуру под существующие условия. Многие клиенты отказываются от складов в столице и располагают их в Московской области. Конечно, в устоявшейся логистической системе закрытие МКАД для крупнотоннажных авто вызвало большие неудобства, дополнительные затраты и временные потери. Планируемое введение запрета на движение по этой трассе среднетоннажного транспорта окажет аналогичное влияние на существующие схемы доставки и приведет к новым расходам для перевозчиков.

Ограничения на получения пропуска и другие сложности большегрузов

Еще с 2019 года действуют лимиты на получение пропусков для грузовых автомобилей. Разовый документ, разрешающий проезд, действует всего 5 дней. А получать его можно не чаще 2 раз в месяц. Фактически, владелец большегруза может въехать в столицу по кольцевой 10 дней из 30.

Действует пропуск со дня подачи заявки. Но и здесь возникли сложности. Чиновники увеличили сроки ее рассмотрения. Если ранее на это отводилось 3 часа, то теперь заявку могут одобрить в течение рабочего дня. А это значит, минус один день из разрешенных пяти.

Предусмотрена возможность получения годового пропуска. И снова все не просто. Необходимость выдачи документа нужно доказать. Собрать массу справок и бумаг, передать все это комиссии. В 2021 году заявку на годовой пропуск по регламенту рассматривают уже 60 календарных дней (для сравнения, срок рассмотрения чиновниками заявления в 2020 году был 30 календарных дней).

По наблюдениям тех, кто уже пытался получить годовое разрешение на проезд, с первого раза согласовать его не удается. Приходится собирать документы повторно. И опять ждать рассмотрения. Процесс зачастую растягивается на неопределенный срок.

В мае на грузоперевозчиков свалилась еще одна неприятная неожиданность. Годовые пропуска в Москву совсем перестали оформлять. Официального объяснения от властей, почему так случилось, так и не последовало. Вероятнее всего, из-за радикальных нововведений разные ведомства не могли выработать алгоритм взаимодействия.

Заключение

Сложившаяся ситуация все более обостряет дефицит грузового транспорта в главном транспортном хабе Российской Федерации. Мы, как транспортная компания, ежедневно наблюдаем, как усиливается отток перевозчиков из столицы, в пользу региональных маршрутов. Увеличивается разрыв между рыночным спросом и предложением на грузоперевозки в столичном регионе, вследствие чего цены на транспортные услуги растут, как на дрожжах.

В крупнейших городах мира Нью-Йорк или Гонконг, власти давно решили проблему передвижения большегрузов, заменив дневной грузовой трафик ночным. Об этом многократно упоминали в своих интервью управленцы столичными транспортными потоками Максим Ликсутов и Марат Хуснуллин. Однако, в московских реалиях, такой перспективный закон превратился в очередную кормушку для чиновников.

В стремлении избавить столицу от вреда, приносимого грузовиками, заблокировали товарное обеспечение мегаполиса. Забывая, что магистрали – пульсирующие артерии экономики, а транспорт – её кровь.

Ограничения для грузовиков с 31 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года

1. Ограничить въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее – МКАД), и движение по МКАД грузовых автотранспортных средств разрешенной максимальной массой:

1.3. более 3,5 тонн с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут в период с 23 часов 00 минут 31 декабря 2021 г. до 7 часов 00 минут 31 декабря 2022 г.;

С 31 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года действует следующее ограничение:

Круглосуточно по МКАД и в пределах МКАД будет запрещено движение всех грузовиков тяжелее 3,5 тонн.

То есть начиная с 31 декабря 2021 года будет действовать круглосуточный запрет для всех грузовиков категории С.

Отступать некуда

В департаменте транспорта Москвы заявили, что срок введения ограничений для грузовиков массой от 3,5 т больше переносить не собираются, у всех участников рынка и так было достаточно времени, чтобы подготовиться. Для них даже планируют провести семинары по порядку подачи заявок в Региональную навигационно-информационную систему (РНИС). Правила получения пропусков для грузовиков упростили — по просьбам грузоперевозчиков.

Разделение пропусков на дневные и ночные

7. Установить, что пропуск по сроку действия может быть:

7.1. Разовый – со сроком действия не более пяти суток.

7.2. Со сроком действия не более одного года.

7. Установить, что:

7.1. Пропуск по сроку действия может быть:

7.1.1. Разовый – со сроком действия не более пяти суток.

7.1.2. Со сроком действия не более одного года.

7.2. Пропуск по времени действия может быть:

7.2.1. Дневной (с 7.00 до 23.00).

7.2.2. Ночной (с 23.00 до 7.00).

7.3. Оформление ночных пропусков осуществляется только в случае, если действие ограничений движения грузовых автотранспортных средств, введенных Департаментом на основании пункта 4.2 настоящего постановления, распространяется на период времени с 23.00 до 7.00.

С 1 июля 2021 года вводится дополнительное разделение пропусков на дневные, действующие с 7.00 до 23.00, и ночные, действующие с 23.00 до 7.00.

При этом ночные пропуска могут быть оформлены только для тех групп транспортных средств, движение которых ограничено и в ночное время.

Въезд в центр Москвы и ТТК на ГАЗели

Машины, имеющие грузоподъемность от 1-ой тонны, не могут въезжать на московскую кольцевую дорогу, в том числе и на ТТК, без соответствующего пропускного документа в дневное время (6.00-22.00).

Таблица круглосуточных ограничений на движение грузовиков

Дата Запрет действует на
23 февраля 2021 года – 31 декабря 2021 года грузовики тяжелее 12 тонн
31 декабря 2021 года – 31 декабря 2022 года грузовики тяжелее 3,5 тонн

Напомню, что можно оформить на грузовик специальный пропуск, при наличии которого штрафы за въезд на территорию Москвы во время действия ограничений накладываться не будут.

Кроме того, начиная с 1 января 2022 года совместно с пропуском необходимо использовать навигацию ЕРНИС.

Будут ли действовать пропуска, выданные ранее?

2. Установить, что пропуска, оформленные на основании постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП “Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего постановления), признаются по времени действия дневными (с 7.00 до 23.00) до окончания срока их действия.

Данный пункт говорит о том, что пропуска, выданные до 1 июля 2021 года, остаются действительными до окончания указанного в них срока. При этом пропуска становятся дневными, то есть они позволяют въезжать в Москву только с 7.00 до 23.00. Также напоминаю, что в дополнение к выданным ранее пропускам также следует установить специальный навигатор, который будет передавать данные в ЕРНИС.

В заключение хочу отметить, что до начала действия нововведений осталась не так и много времени. И если Вы или Ваша организация эксплуатирует грузовики на территории Москвы, то имеет смысл в самое ближайшее время заняться оформление пропусков (если их еще нет) и установкой навигации для ЕРНИС.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий