Машина бьет током: что делать
Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб.
К счастью, последствия электрического воздействия не всегда трагичны, однако это не делает их менее неприятными. Наверняка многие замечали, что автомобиль бьет током, именно когда из него выходишь. Чаще всего это происходит, если пассажир или водитель носят вещи, сделанные из синтетической ткани, или они в новой одежде.
Получив неожиданный электрический удар, может быть оказано достаточное воздействие, чтобы выронить находящийся в руке предмет. К тому же, последствия усугубляются, если у пострадавшего низкий болевой порог или повышенная чувствительность к электрическому току.
Автомобиль бьется током при выходе. В чем причина?
Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб.
Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб. К счастью, последствия электрического воздействия не всегда трагичны, однако это не делает их менее неприятными. Наверняка многие замечали, что автомобиль бьет током, именно когда из него выходишь. Чаще всего это происходит, если пассажир или водитель носят вещи, сделанные из синтетической ткани, или они в новой одежде. Получив неожиданный электрический удар, может быть оказано достаточное воздействие, чтобы выронить находящийся в руке предмет. К тому же, последствия усугубляются, если у пострадавшего низкий болевой порог или повышенная чувствительность к электрическому току.
Что делать, если бьёт током при выходе из автомобиля
Здесь нет ничего сверхъестественного и всё можно объяснить законами физики. Происходит это из-за накопления заряда статического электричества, а оно образуется по причине электризации таких элементов:
- кузова авто;
- одежды;
- чехлов или обшивки сидений.
Весной и летом автомобиль чаще бьётся током, так как электризация происходит интенсивнее при низкой влажности воздуха. Такой разряд хоть и не очень приятный, но для здорового человека абсолютно безопасен.
На кузове автомобиля статическое электричество скапливается от его трения о воздух. Обычно так случается во время движения, но бывает и на стоянке под воздействием ветра. Когда человек дотрагивается до кузова, например, закрывая дверь, заряды тела и кузова выравниваются и происходит удар током. Причиной тому могут быть и одежда или чехлы. Во время их трения также накапливается статический заряд и описанный процесс повторяется.
Ещё одна причина такой проблемы — неисправность автомобиля. При повреждении электропроводки провода могут оголяться и соприкасаться с металлическими частями кузова. Машина превращается в большой конденсатор и при прикосновении к её корпусу человек получает ощутимый удар током.
Искрение не вызывает повышенного напряжения, пока в цепь не включена индуктивность. Опасно, когда оголяются высоковольтные провода, обмотка катушки зажигания и реле.
Видео: почему авто бьёт током
/>
Почему машина бьёт током и как это устранить
Наверное, каждый владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда при выходе и касании корпуса машины его било током. В большинстве случаев это не опасно, но всё равно неприятно. Почему же авто может ударить током своего владельца?.
Почему автомобиль бьёт током, и как этому противостоять
На протяжении последнего десятилетия мы имеем возможность наблюдать процесс тотальной электронизации автомобилей. Производители стараются снабдить электроникой любой агрегат и узел транспортного средства, внедряют всё новые системы с цифровым интерфейсом, направленные на обеспечение большей безопасности, комфорта, надёжности автомобиля. В результате именно электрооборудование стало основной головной болью владельцев авто. Достаточно упомянуть, что в некоторых автомобилях длина всех проводов превышает полтора километра, а вес приближается к одному центнеру. Понятно, что за таким хозяйством следить крайне сложно, а в случае образования разрывов или закорачивания электропроводки локализовать проблемное место становится всё труднее.
Одним из последствий подобных неисправностей является так называемый «пробой на массу», проявляющийся ударами током. Поскольку вольтаж бортовой электросети невелик – 12В – для здоровья находящихся внутри автомобиля людей это не угрожает. Но следует признать, что источники поражения током в транспортном средстве могут быть никак не связаны с электрооборудованием. Более того, среди основных причин, почему машина бьёт током, неисправность электрической части занимает отнюдь не первое место. Попробуем разобраться в этом вопросе с максимальной тщательностью.
Почему машина бьет током: причины и эффективные способы устранения
С каждым годом все больше и больше возрастает энергонасыщенность автомобилей. Всевозможные электронные помощники, различные устройства, повышающие комфорт передвижения (радар-детекторы, выносные вентиляторы, видеорегистраторы) все глубже проникают в жизнь обычного автомобилиста. В результате, происходит перегрузка автомобильной проводки с ее естественным старением. Но не только неисправность проводки ведет к тому, что авто бьет током. Попробуем в этой статьи разобрать основные причины почему машина бьет током.
Почему машина бьет током, когда из нее выходишь, и как устранить проблему
Советы водителю
Многие водители сталкиваются с проблемой, когда при выходе из транспортного средства возникает разряд тока. Последствия не трагичны, но достаточно неприятны. Чаще всего автомобилисты сталкиваются с этим явлением при приближении холодов.
Откуда берется статическое электричество в автомобиле
Для того чтобы объяснить причины возникновения статического разряда на кузове и металлических частях авто, необходимо вспомнить школьный курс физики за 7-8 класс.
Статическое Электричество (СЭ) — это явление, связанное с появлением в предмете неподвижных электрических зарядов. Самый простой пример их проявления это молния.
Кроме того, каждый сталкивался с ситуацией, когда зайдя в теплый дом после прогулки по морозу — снимаешь синтетическую одежду, а она потрескивает и даже искрится. Так проявляется СЭ в природе.
Разряд на различных предметах (синтетических вещах, обивке салона авто или на кузове) накапливается из-за их трения друг о друга или при высокой влажности воздуха.
При взаимодействии с проводником — накопленное электричество разряжается электрическим ударом, уравнивая потенциалы источника СЭ и проводника. Как известно, человек на 80% состоит из воды, поэтому он является наилучшим проводником тока.
Соприкасаясь с наэлектризованными поверхностями отрытыми частями тела, мы принимаем часть накопленного потенциала электричества на себя и происходит удар током.
Таким образом, к причинам возникновения подобного рода электричества в автомобиле и на его кузове можно отнести:
- Погодные условия — высокая влажность воздуха, мороз, сильный ветер. Из-за температурной разницы в салоне авто и за бортом происходит накопление СЭ на трущихся поверхностях;
- Синтетическая одежда и обшивка салона авто — вероятность накопления электро-потенциала на таких вещах вызвана структурой материала, который имеет высокий уровень эластичности, в результате чего возникает трение;
- Длинные волосы — как и в случае с синтетикой, волосы трутся об обшивку салона или металлические детали, формируя СЭ;
- Движение автомобиля — езда на авто, как ни странно, тоже накапливает электрозаряды на кузове. В процессе движения колеса авто трутся о дорожное покрытие, сам кузов, о наэлектризованный воздух, а тормозные колодки о диски, создавая статический заряд.
1 Почему автомобиль бьется током – 4 главные причины
Снимая синтетическую вещь, многие слышали легкое потрескивание, а в условиях полной темноты можно увидеть искрение. Такая же ситуация возникает и с машиной. Во время трения между телами появляется дисбаланс атомов. Так как у взаимодействующих тел способность пропускать электрический ток низкая, происходит перераспределение заряда, появляется статическое электричество. Так человек становится обладателем определенного заряда. В зависимости от знака заряда, происходит реакция между автомобилем и человеком. Если заряды совпадают по знакам, то ничего не случится, если заряды разные, то во время прикосновения к металлической части авто человек почувствует удар током.
Похожие статьи
Причин, по которым машина накапливает статическое электричество, множество:
- Кузов автомобиля, передвигаясь, соприкасается с воздушными потоками, и в результате трения на нем накапливается небольшой электрический разряд. Его значение увеличивается в зависимости от длительности поездки. При сухой и ветряной погоде заряд увеличивается. На кузове машины концентрируется заряд около 1000 В.
- Машина может ударить током из-за неисправности электропроводки. Она может быть повреждена по разным причинам: вследствие перетирания проводов, нарушения изоляции, провода могли выскочить из разъемов. Оголенные участки проводов соприкасаются с металлическими частями кузова, происходит “пробой на массу”.
- Напряженность электрического поля может возникнуть на дисках при вращении колес во время движения, при контакте тормозных колодок с дисками. Чтобы избежать накопления нежелательного заряда, авто следует оборудовать антистатическими приспособлениями.
- Причиной накопления электричества могут быть неисправности в автомобильной электросети. Неисправные свечи могут подавать искру непосредственно на корпус двигателя. Авто может бить током из-за высоковольтных проводов, загрязненности мотора, обложенного остатками смазочных материалов.
Часто виновником накопления статического заряда является человек. Если одежда изготовлена из синтетических материалов или шерсти, то при трении о чехлы автомобиля статическое электричество накапливается на человеке. Разрядка произойдет в любой момент, как только человек прикоснется к металлической детали кузова, даже находясь внутри салона.
Почему возникает заряд
Каждому школьнику известен эффект, когда волосы «становятся дыбом» от использования пластиковой расчески. Менее зрелищно потрескивание при снятии синтетической одежды, однако, если это сделать в полной темноте, можно разглядеть небольшие искры-разряды. Из этих примеров можно сделать вывод, что заряд возникает при трении объектов друг об друга.
Водитель или пассажир в куртке двигается по сиденью, накапливает заряд статического электричества, а при выходе задевает кузов или дверь и получает неожиданный, но не сильный удар током. Автомобиль тоже получает небольшой заряд статического электричества, так как кузов при движении соприкасается с воздухом. Если значения зарядов одинаковы, то удара не будет. Однако если значения зарядов разные (плюс/минус), то человек почуствует щелчок.
Вред и опасность ситуации
Пусть на первый взгляд кажется, что статический разряд не причинит особого вреда, следует рассмотреть серьезнее эту проблему. Когда корпус автомобиля бьет током, возникает небольшой разряд. Наглядным примером, однако, имеющим другую природу, служит пьезозажигалка.
Но если в салоне автомобиля по каким-либо причинам есть пары огнеопасного вещества, того же бензина? Эта микро-молния может их воспламенить, и последствия у этого могут быть самыми серьезными.
Поэтому решать вопрос, что делать, когда машина бьет током, следует незамедлительно. Существует еще одно крайне важное обстоятельство. В процессе движения водитель автомобиля постоянно выполняет ряд функций. Он управляет машиной, включает/выключает разные приспособления – указатели поворотов, щетки стеклоочистителя, тумблеры габаритных огней, ближнего, дальнего света. Водитель постоянно переключает передачи, когда на машине установлена механическая коробка переключения передач. И если во время этого действия возникает удар статическим электричеством, от неожиданности он может потерять управление, что чревато опасными последствиями.
Возможные последствия
Последствия от легкого разряда СЭ бывают двух типов: безопасные и небезопасные.
К безопасным можно отнести:
- Неприятные ощущения от «микро-электрошока»;
- Возможный испуг от эффекта внезапности.
К небезопасным относятся:
- Для человека с кардиостимулятором, электро-разряд даже небольшой мощности, прошедший по телу может стать причиной выхода из строя этого устройства, что может привести к остановке сердца и даже летальному исходу;
- Выход из строя электрооборудования авто — если разряд проскакивает в салоне или на приборной панели, то он вполне способен нанести урон электронным датчикам и устройствам внутри авто, потому что резкий скачок напряжения может просто «сжечь» один из элементов электроприбора;
- Воспламенение топлива возле люка бензобака. В случае возникновения искры разряда в этом месте, особенно если люк открыт — последствия удара такой микро-молнии могут быть печальными, как для автомобиля, так и для владельца.
Опасность и вред для человека
Разряды статического тока, получаемые от автомобиля, не могут нанести вред здоровью и жизни человека. Все ограничивается неприятными ощущениями. Тем не менее, что может произойти, если рядом с автомобилем будут пары бензина или других огнеопасных веществ?
Даже небольшого разряда статического электричества вполне хватит для воспламенения и последующего взрыва. А это уже чревато самыми печальными последствиями. Этого говорит в пользу того, что если ваш автомобиль начал бить током, то следует как можно быстрее решить вопрос.
Насколько опасно статическое электричество?
Из школьного учебника физики известно, что действие электрического разряда может представлять опасность только при уровне напряжения, измеряемом сотнями и тысячами вольт. В автомобиле таким величинам взяться просто неоткуда, а учитывая кратковременность воздействия статического заряда, о вреде для здоровья речь не идёт. Если оставить в стороне рассуждения об изменчивости болевого порога у разных людей, кроме неприятных ощущений разной силы, о других ощутимых последствиях речь не идёт. Но наличие электростатики считается недопустимым в тех случаях, когда в сфере действия заряда могут присутствовать легковоспламенимые вещества. В автомобиле таковыми могут быть, к примеру, пары бензина.
Достаточно небольшой искры, чтобы случилась беда, а искрообразование – практически неизменный спутник статического разряда. Поэтому нужно очень щепетильно относиться к возможным утечкам горючего, и если чувствуется запах бензина или сжиженного газа (при использовании ГБО), необходимо незамедлительно выяснить причину и устранить её. Существует и другая косвенная опасность, исходящая от статического электричества. Дело в том, что водитель, каким бы опытным он ни был, далеко не все операции, связанные с управлением автомобилем, выполняет бессознательно. А езда в условиях плотного городского потока требует полной концентрации на протяжении всей поездки, не оставляя автовладельцу времени на расслабление.
В таких условиях случайный разряд тока может стать причиной потери управления. При езде на большой скорости достаточно доли секунды, чтобы неуправляемый автомобиль стал причиной серьёзного ДТП. Так что статика не так уж безобидна, как об этом говорят. Во всяком случае, применительно к автомобилю.
Наконец, не стоит забывать и о том, что если в силу небольшого номинала статического заряда для человека он не опасен, то для чувствительной электроники, работающей на напряжениях порядка нескольких вольт, он уже может привести к выходу из строя определённых электронных компонент. Так что если при прикосновении к кузову автомобиля вас бьёт током, с этим явлением всё же следует бороться.
Основные опасности от поражения электростатическим зарядом
Если машина бьет током при выходе, то это, в первую очередь — эффект неожиданного события. Очень трудно заранее знать, а когда это произойдет. Именно за счет неожиданности водитель может потерять равновесие, выронить тяжелые пакеты из рук, что само по себе очень и очень неприятно. Важно знать, что автомобиль бьет током при выходе не очень больно, это не очень опасно для человеческого организма.
Если машина бьет током, причину, а точнее источник накопления статического электричества стоит искать незамедлительно. Если использовать синтетические чехлы на сидениях, носить одежду из синтетики, то становится очевидно, почему при выходе из машины бьет током. Простая физика процесса, изучаемая в начальных классах средней школы с эбонитовой палочкой. При этом многие замечали, что такой эффект реже встречается в машинах, имеющих кожаную обивку сидений.
Именно синтетическая одежда при соприкосновении с обивкой, имеющей похожей состав материалов, является бьет током от автомобиля при выходе. Оба рассматриваемых элемента представляют собой диэлектрики, при соприкосновении которых происходит вполне естественное перераспределение зарядов. В итоге, образуется заряд статического электричества. В момент вставания водителя с сидения происходит разделение диэлектриков, а при дальнейшем прикосновении к металлическому корпусу машины происходит перемещение энергии с характерным хорошо слышимым щелчком.
2 Есть ли опасность от статического разряда и какова она
На первый взгляд, кажется, что ничего страшного, кроме неприятного ощущения, в небольшом статическом разряде нет. Но к этому вопросу стоит подойти серьезно. Наглядным примером микро-разряда, проскакивающего в момент, когда машина бьет током, является пьезозажигалка. Если в салоне авто скопились пары бензина, то возникшая искра может их воспламенить и стать причиной пожара. Если для человека статический заряд не несет никакой опасности, так как слишком мал по величине, то для техники его может быть достаточно, чтобы вывести прибор из строя.
Есть и другая сторона этого вопроса. Во время движения водителю приходится совершать большое количество движений для управления автомобилем: переключать скорости, включать различные указатели, приборы и приспособления. Если в это время его будет бить током, то он может совершить ошибку, что приведет к аварийной ситуации. Поэтому, как только машина стала бить током, нужно решать проблему немедленно.
Как справиться с «недугом»
Разберемся, как избавиться от причины возникновения тока:
- Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – это посетить станцию технического обслуживания. Особенно нужно это тогда, когда очень сильно ощущаются статические разряды. В мастерской автомобиль пройдет диагностику, во время которой будет определено, в порядке ли его электрооборудованием. Обнаруженные неисправности будут устранены.
- Применение антистатических полосок. Возможно, вы видели на дороге тяжеловесы-бензовозы. В глаза сразу бросается прикрепленная к кузову стальная цепь, соприкасающаяся с асфальтом. Так действует заземление с тяжеловесами-бензовозами. Можно сделать похожее, только более изящное. Не обязательно вешать цепь, но установить специальные антистатики по силам каждому.
- Следует заняться обшивкой интерьера машины, будь это модель отечественного автопрома или иномарка. Наиболее экономичным решением является приобретение чехлов. Однако следует заранее поинтересоваться их антистатическими свойствами.
И, конечно, следует уделить внимание гардеробу. По возможности рекомендуется исключить из него вещи, в которых вы чаще всего чувствуете удар статическим электричеством.
- Рекомендуется использовать специальные аэрозоли для увлажнения воздуха в салоне.
Во-первых, действие данного вещества снимает статический заряд внутри автомобиля, либо вообще может свести на нет воздействие «статики». Во-вторых, более влажный воздух оказывает благотворное влияние на самочувствие пассажиров и водителя машины.
Если все предыдущие действия не привели к улучшению ситуации: электрические схемы транспортного средства в порядке, полностью заменен стиль одежды, полоски для нейтрализации электричества заряда и аэрозоль присутствуют, но время от времени небольшой щелчок при взаимодействие с автомобилем заставляет вспомнить о законах физики, есть еще одно средство.
Напоминание об этом направлении науки не случайно. Можно научиться правильно выходить из салона в соответствии с правилами физики. Сначала, открыв дверь, необходимо прикоснуться к железной части автомашины, и потом уже становиться на землю.
Как исправить проблему
Есть несколько основных способов решить проблему.
- Если у вас недостаточно опыта, целесообразно обратиться на СТО, где специалисты помогут определить причину возникновения статического электричества и проведут необходимые ремонтные работы. Чаще всего проблема касается проводки или электрооборудования.
- Использовать специальные антистатики. Этими элементами оснащены все без исключения автомобили-бензовозы. В качестве антистатического элементы у них выступают цепи, которые контачат с поверхностью асфальта. Для легковых автомобилей есть декоративные приспособления, хорошо отводящие электрический ток.
- Обшить салон авто новой тканью, которая не собирает статическое электричество. Данный метод особенно хорош, если периодически распылять в салоне специальные антистатические аэрозоли.
В редких случаях даже этих действий недостаточно для того, чтобы избавиться от разрядов тока, получаемых на выходе из авто. Здесь остается лишь порекомендовать выходить из машины с учетом законов физики: дотроньтесь до металла кузова, а только потом ставьте ноги на землю.
Таким образом, данный нюанс можно игнорировать, но рано или поздно и водителю, и пассажирам это надоедает, поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы исключить возникновение электрических разрядов от машины.
Как устранить проблему в машине
Есть несколько методов решения проблемы с накоплением СЭ на автомобиле. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Антистатические полоски
Из курса общей физики известно: чтобы разрядить накопленный электрический потенциал нужно заземлить его источник. В данном случае речь идет о заземлении кузова авто.
Как это сделать? Очень просто: достаточно прикрепить к нижней части кузова сзади специальные полоски-проводники, которые при движении машины будут слегка соприкасаться с землей, тем самым сбрасывая заряд. Во многих современных автомобилях эту функцию выполняют брызговики.
Обновление обшивки салона
Как упоминалось ранее, обивка внутри авто, также играет немаловажную роль в процессе формирования СЭ на деталях автомобиля. Это происходит при трении одежды пассажиров или водителя об элементы обшивки.
Устраняется очень просто: на кресла одеваются специальные чехлы, которые обладают антистатическими свойствами. Не следует также забывать об одежде: чтобы электричество на ней не накапливалось, она не должна быть из синтетических материалов.
Заплетайте волосы в косичку
Этот совет касается, в первую очередь, женской аудитории, которая носит длинные волосы. Они тоже являются прекрасным источником трения и могут быть причиной появления СЭ на пластиковых элементах салона машины.
Аэрозоль-антистатик
Еще один неплохой вариант решения проблемы. Распыляя аэрозоль внутри салона решается сразу две задачи:
- Во-первых, специальный хим. состав снимает накопленный электро-потенциал внутри авто;
- Во-вторых, происходит увлажнение воздуха.
В заключение, стоит отметить немаловажную деталь, что все вышеупомянутые способы решения проблемы актуальны лишь для случаев накопления электро-зарядов в салоне и на кузове машины.
Если они не помогли и автомобиль продолжает биться током, то тогда причина может быть в неисправности проводки или других электро-механизмов. В этом случае рекомендуется незамедлительно посетить ближайший автосервис для прохождения диагностики.
3 Методы борьбы со статическим электричеством – поможет ли лента?
Самый простой и доступный способ избежать удара током в автомобиле – использовать спреи-антистатики. Применяются они путем распыления на чехлы, одежду водителя и пассажиров. Правда, способ неудобен в применении и позволяет лишь снизить действие разряда, но не убрать его. Так как обычно бьет током при выходе из машины во время прикосновения к металлической двери, то для защиты от электричества можно установить пластмассовые дефлекторы. Они не пропускают электрический ток, а значит, разряда при соприкосновении с телом человека не будет.
Существует несколько способов заземления автомобиля:
- С помощью специальных лент с антистатическим эффектом. Они цепляются к кузову автомобиля так, чтобы, свисая, они доставали до земли. При движении машины скопившийся разряд будет уходить в землю. Ленты изготавливаются из дорогостоящего материала, поэтому не стоит покупать бюджетный вариант для экономии средств, дешевая лента не окажет должного эффекта.
- На грузовой машине со специальным назначением, особенно, если она перевозит взрывоопасные грузы, наличие “громоотвода” обязательно. Только вместо антистатической ленты цепляется металлическая цепь, которая также должна касаться земли.
- Некоторые водители в целях экономии прибегают к самодельному заземлению. С помощью клеммы присоединяют один конец провода на массу к кузову машины, а второй делают такой длины, чтобы он доставал до земли и волочился во время движения.
Более надежной и эстетически привлекательной является антистатическая лента. При ее покупке следует обращать внимание, чтобы внутри изделия не было металлической проволоки, так как со временем на нее действуют окислительные процессы, она начинает ржаветь и плохо пропускает электрический ток. Внутри должна быть графитовая или алюминиевая вставка.
Чтобы лента эффективно выполняла свою функцию, ее нужно цеплять к металлической части кузова, не покрытой краской. Если ее прицепить на пластиковый бампер, то она будет служить лишь очередным украшением.
Так как одной из причин появления статического электричества является материал изготовления сидений и одежды, то нужно сменить чехлы, пошив их из натуральных тканей. Это касается и одежды. В сухом воздухе статического электричества накапливается больше, поэтому регулярно проводите химическую чистку и влажную обработку салона. Для увлажнения воздуха можно использовать специальные аэрозоли. Они уменьшают либо снимают статическое электричество и действуют благотворно на здоровье человека, увлажняя воздух.
Не помешает и техосмотр на станции СТО, чтобы исключить неполадки, связанные с электропроводкой и электрическими системами. Если после этого проблема не будет решена, то можно применить описанные выше способы борьбы с электрическим зарядом, скопившимся на кузове машины.
Когда чаще всего «проскакивает» заряд
Чаще всего заряд возникает в холодное время года, когда водитель одевает синтетическую теплую одежду, усиливает вероятность появления статического электричества сухая погода. Синтетическая обшивка трется об одежду и создает заряд. Для водителей, обладающих автомобилем с кожаным салоном такая проблема не актуальна.
Итоги
Подводя итоги, призовем не относиться легкомысленно к статическому разряду, который исходит от кузова автомобиля. Это не просто неприятная мелочь. Кроме болезненных ощущений, действие статического электричества вполне способно причинить гораздо более существенный ущерб, вплоть до возгорания автомобиля.
В чем причина
Электрический разряд, «посланный» автомобилем, может быть вызван многими причинами. Однако наиболее распространенные из них все же можно выделить:
- Иногда причина связана с самим человеком. Точнее, с его одеждой. Во время передвижения в авто наша синтетическая одежда активно трется об обивку сидений. Тогда статическое электричество накапливается самостоятельно. Поэтому, если между вами и авто «пробегает искра», не стоит надевать одежду из синтетических волокон или натуральной шерсти, когда планируете поездку.
- Машина также может самостоятельно накапливать статическое электричество. Например, сам кузов бьется током, потому что во время движения авто он соприкасается с воздушными массами. Один из факторов, провоцирующих такое явление, это сухая погода. Человек, находящийся внутри машины, тоже имеет свой электрический потенциал. Если его заряд совпадает с тем, что накопила машина, удар током будет незаметным. А вот при контакте потенциалов минус/плюс, разряд будет ощутимым.
- Техническая неисправность — одна из очевидных причин. Из-за различных обстоятельств может быть повреждена электропроводка. При разъединении фиксирующих деталей и воздействии постоянного трения нарушается изоляция проводов. Оголенные их части соприкасаются с кузовом, и человек, выходя из машины, получает удар током.
Главные причины ударов током от кузова машины
Существует несколько вариантов накопления заряда на самом водителе или на автомобиле. Сразу скажем, что популярная в сети версия о том, что заряд набирается от трения воздуха по кузову автомобиля, ложная. Эта теория гласит, что чем грязнее ваш автомобиль, тем больше статического заряда он набирает при поездке. Скорее всего, миф был придуман каким-то владельцев автомойки, поскольку степень загрязнения машины никак не влияет на набор статического заряда.
Реальные причины, которые могут вызвать накопление такого заряда и его последующую отдачу на ваши пальцы, достаточно просты. И устранить их также будет не сложно. Обычно владельцы автомобилей сталкиваются в данном случае со следующими проблемами:
- одежда водителя натирается о синтетические чехлы, возникает статический заряд на самом водителе;
- в автомобиле неисправна система электричества, присутствуют пробои на кузов, которые вызывают разряды статического тока;
- отсутствует вывод статической энергии с помощью антистатических лент и прочих инструментов.
Как правильно оборудовать антистатик в автомобиле?
Первым вариантом защиты от ударов током в машине является обычное средство антистатика, которое нужно распылить на сидения и одежду. С помощью этого вы снизите вероятность накопления заряда непосредственно на водителе или пассажирах. Если это не помогает, следует переходить к очередным шагам.
Проверить электрическую систему автомобиля также не будет лишним. Заряд могут давать на двигатель неисправные свечи, которые пробивают искру непосредственно на корпус двигатели, а также пробитые высоковольтные провода. Стоит и сам двигатель содержать в чистоте, ведь заряд может передаваться по слою налипшей жидкости. Но основным методом избавления от ударов статическим током в автомобиле является организация следующих вариантов защиты:
- специальные ленты антистатик для снятия статического заряда с кузова;
- для больших автомобилей с повышенной опасностью возгорания или взрыва используют антистатические цепи из металла, который отлично проводит ток;
- иногда в качестве антистатика используют провод массы, который прикрепляют клеммой к кузову, а второй край обрезают, позволяя проволокам волочиться по земле.
Конечно, самым удобным вариантом является использование антистатическим резиновых лент, которые крепятся к задней части кузова автомобиля и не портят внешний вид. Но для их производства необходима дорогая проводящая ток резина. Это делает стоимость лент достаточно высокой, потому на рынке присутствует огромное количество подделок. Чтобы избежать таких подделок, выбирайте дорогие резиновые антистатические ленты известных производителей.
Многие водители покупают резиновые ленты с проволокой внутри. Такой выход из ситуации помогает избавиться от статических зарядов только на определенное время, ведь проволока быстро ржавеет или окисляется и перестает выполнять свои функции. Также важно, чтобы лента была прикручена не к бамперу, а именно к металлической детали кузова. При этом краску на месте крепления нужно зачистить до металла.
Правда, встречаются советы в стиле «лайфхак» от пользователей интернета, как в следующем видео:
Подводим итоги
Убрать неприятный эффект разрядов статического тока от автомобиля можно своими руками, не потратив на это много времени и денег. Важно убедиться в полной работоспособности электрической системы автомобиля, а затем обеспечить отвод накопленной энергии через антистатические ленты. Для этого необходимо приобрести качественные приборы, которые будут действительно отводить заряд, а не просто волочиться по асфальту за автомобилем.
Применив все указанные выше советы, вы сможете забыть о том, что машина бьется током. Были ли у вас в жизни подобные ситуации, и как вы решили подобную проблему?
ли со статьей или есть что добавить?