Насос НШ: технические характеристики, установка, принцип работы
Насос НШ представляет собой гидравлический шестеренчатый агрегат. Оборудование этого типа сконструировано для обеспечения подачи масла в двигатель.
Масляный насос НШ используется вместе с насосом дозатором МТЗ в составе двигателей тракторов и погрузчиков , а так же широко используется в конструкции моторов строительной техники.
Все модели насосного оборудования способны работ при температуре окружающей среды от -50 до +60 градусов Цельсия. КПД таких агрегатов достигает значения от 85 до 90%.
Содержание статьи
- Принцип работы
- Маркировка. Направление вращения
- Модельный ряд и характеристики
- Установка
- Стоимость насосов НШ
Насосы шестеренные НШ50 (объём 50 см³)
Насосы шестеренные НШ50-4, НШ50А-3 (правого вращения) и насосы НШ50-4Л, НШ50А-3Л (левого вращения) с рабочим объёмом 50 см³, с номинальным давлением на выходе 20 МПа для НШ50-. и 16 МПа для НШ50А-. предназначены для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы тракторов, сельскохозяйственных и других машин.
Насосы НШ 50-4 и НШ 50А-3 выпускается как левого, так и правого вращения, в зависимости от сборки. Левого вращения – вращение ведущего ротора против часовой стрелки, правого вращения – вращение ведущего ротора по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.
Пример условного обозначение насоса:
Насос НШ50А-3 Л, где:
НШ – насос шестеренный;
50 – рабочий объем насоса (см³);
А – условное обозначение завода-изготовителя;
3 – номинальное давление 16 МПа на выходе насоса;
Л – направление вращения ведущего ротора, левое, если смотреть со стороны привода (правое – не обозначается).
Перед монтажом насоса НШ50 проверьте совпадает ли направление вращения вала ведущей шестерни, которое указано на крышке насоса, с направлением вращения привода (выходного вала редуктора, электродвигателя и т. п.). Привод должен исключать передачу радиальных н осевых усилий на ведущий вал насоса, а также обеспечивать возможность его радиальных перемещсннй до 0,3 мм.
Крепление насосов НШ50-4, НШ50А-3 к корпусу привода осуществляется с помощью четырех болтов или шпилек с гайками М10, которые должны быть надежно затянуты н предохранены от самоотвничийання. Всасывающая н напорная гндролнния присоединяются к насосу НШ 50 при помощи фланцев с уплотнительными кольцами.
Насос НШ50У-3 полностью взаимозаменяем с аналогичными насосами других производителей – НШ50В, НШ50УК, НШ50УЖ-3Б
Насос НШ на гидравлику МТЗ: устройство масляного насоса, неисправности, характеристики, как поставить НШ 50 вместо НШ 32
На тракторах МТЗ устанавливается несколько масляных насосов, и один из них обеспечивает подачу масла в гидравлическую систему. В качестве рабочей жидкости используется минеральное масло, которое циркулирует в гидравлическом контуре под давлением 12-16 МПа. Именно масляный насос создает необходимое рабочее давление, поэтому от того, насколько стабильно он функционирует, зависит возможность эксплуатации трактора с различным навесным оборудованием.
О характеристиках, устройстве, принципе работы и других моментах, связанных с обслуживанием и эксплуатацией масляных насосов на гидравлику МТЗ, поговорим далее в статье.
Принцип действия
Насос построен на базе двух шестерёнок, они расположены друг на против друга плотно прилегая как к корпусу, так и друг к другу. Вращаясь шестеренки переносят масло в полостях зубьев из зоны всасывания в зону нагнетания. Для более подробного изучения перейдите по ссылке: Шестереночный насос устройство.
Основные технические характеристики насосов НШ-50-4, НШ-50А-3, НШ-50-4Л, НШ-50А-3Л
Параметр | Насос НШ50-4 | Насос НШ50-4Л | Насос НШ50А-3 | Насос НШ50А-3Л |
Рабочий объём (± 3%), см³ | 50 | |||
Направление вращения вала | правое | левое | правое | левое |
Номинальное давление на выходе, МПа | 20 | 16 | ||
Номинальная частота вращения вала, с -1 | 40 | |||
Номинальная объёмная подача, л/мин | 68,6 | |||
Давление на входе мин. / макс., МПа | 0,018 / 0,15 | |||
Коэффициент подачи не менее | 0,94 | |||
Коэффициент полезного действия не менее | 0,83 | |||
Номинальное мощность, кВт | 51,9 | 61,5 | ||
Температура окружающей среды, °C | -50. +60 | |||
Номинальная кинематическая вязкость рабочей жидкости, мм²/с | 30. 40 | 55. 70 | ||
Масса шестерённого насоса не более, кг | 8,0 |
Принцип работы гидравлического насоса
Перемещение навесок на тракторе Беларусь осуществляется при помощи выдвижения нескольких гидравлических цилиндров. Их в свою очередь толкает или втягивает, соответственно, нарастающее или падающее давление рабочей жидкости. На тракторах МТЗ это минеральное масло.
Масло циркулирует по замкнутому контуру под давлением 12 МПа на старых моделях МТЗ. На новых давление в гидравлике составляет 15-16 МПа. Оно может доходить до 20 МПа при неверно настроенной системе, но это максимальные значения, которых лучше не допускать.
На тракторе МТЗ масляный насос гидравлики – шестеренчатый, т.е. НШ. Он смонтирован на корпусе под кабиной между баком для масла и распределителем, который регулирует подачу техжидкости к гидроцилиндрам или ее выход из гидравлической системы обратно в бак. Насос приводится в движение от ведущего вала привода ВОМ через промежутку.
Работа масляного насоса гидравлики обеспечивает на тракторе МТЗ три ключевых режима:
- Поршень гидроцилиндра перемещается вперед-назад, т.е. движение в двух противоположных направлениях.
- Положение поршня зафиксировано в нужном положении, когда масло не выходит из цилиндра.
- Поршень свободно перемещается, когда оба объема цилиндра соединяются с магистральным маслопроводом гидросистемы.
Посредством создаваемого масляным насосом гидравлики МТЗ давления осуществляется:
- управление агрегатированного с трактором оборудования;
- управление прицепными устройствами.
Применяемость и установочные размеры насосов НШ 50
Наименование | Применяемость | Установочные размеры |
Насос НШ50А | Тракторы: ДТ-175, Т-250, Т-180. Погрузчики: ПЭА-1,0, ЭО-2628. С/х машины: ПНД-250, РЖУ-3,6, МКО-3, ПГХ-0.5, ПГ-02А. Автогрейдеры: ДЗ-140, Д-122. Автомобили: МоАЗ-546П/6014 | – |
Насос НШ50АЛ | Т-150, Т-150К, ТБ-1 всех мод, К-744Р, Т-4А, ТТ-4, Т-4АП2, ДТ-75, РКМ-6, ИРТ-165, ПГШ-1.06, СПС-4.2А КрАЗ, МоАЗ, БелАЗ 75481 | |
Насос НШ50М-4 | Тракторы: ДТ-175, Т-250, Т-180. Погрузчики: ПЭА-1,0, ЭО-2628. С/х машины: ПНД-250, РЖУ-3,6, МКО-3, ПГХ-0.5, ПГ-02А. Автогрейдеры: ДЗ-140, Д-122. Автомобили: МоАЗ-546П/6014 | – |
Насос НШ50М-4Л | Тракторы: Т-250, Т-150К, Т-150, ХТЗ-121, ХТЗ-200, ХТЗ-17021 и модиф., ТБ-1М. Автоскреперы: МоАЗ 6014. С/х машины: РКМ-6, СПС-4.2А. А/грейдеры:Д122. А/самосвалы: КрАЗ 6510/6510001, МАЗ 64227, БелАЗ 75406/75481 | |
Насос НШ50У-3 | ПЭА-1,0, БА-80М, ЭО-2628, ДЗ-140, ДЗ-98, ДЗ-180, МоАЗ-6014, БелАЗ-75406, БелАЗ-75481, МАЗ-5516 |
Характеристики масляного насоса на гидравлике МТЗ
На тракторах МТЗ 80 и 82 на гидравлической системе используются шестеренчатые насосы НШ 32А-3 или НШ 32М-3. Возможны и другие варианты, но эти самые распространенные. Также некоторые трактористы производят замену масляного насоса на модель с иными характеристиками.
Технические характеристики масляных насосов НШ 32 для тракторов МТЗ 80 и 82 следующие:
Тип насоса | шестеренчатый, правого вращения |
Производительность | 45 л/мин (32 см3/об) |
Рабочее давление | 16 МПа |
Максимальное давление | 20 МПа |
Частота вращения | 2400 об/мин |
Потребляемая мощность | 30 кВт |
В гидравлической системе старых тракторов МТЗ использовался масляный насос НШ 32-2. Его производительность – 45 л/мин, а рабочее давление ниже – 12 МПа.
Маркировка насосов НШ
В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»
Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:
- «НШ» — насос шестеренный;
- После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
- После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат плоского вида;
- Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
- Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;
Габаритные и присоединительные размеры насосов НШ50-4, НШ50А-3, НШ50-4Л, НШ50А-3Л
В качестве рабочей жидкости для насоса третьего исполнения (НШ 50А-3) должны применяться:
летом — моторное масло М-10В2, зимой — моторные масла М-8Г1, М-8Г2;
для насосов 4-го исполнения (НШ 50-4) — моторные М-8В1, М-8В2, М-8Г1, М-8Г2, гидравлическое масло МГЕ-46В, индустриальные масла И-30А, И-40А, И-50А.
Устройство шестеренчатого насоса НШ
Каждый шестеренчатый насос НШ имеет следующую конструкцию:
- металлический корпус;
- шестерни, находящиеся в зацеплении, − одна из них ведущая и соединена с валом привода;
- подшипниковая обойма;
- крышка с отверстием для приводного вала;
- уплотнительная манжета;
- задняя крышка;
- сальники, кольца и уплотнители, обеспечивающие герметичность;
- впускное и выпускное отверстия.
Насосы могут иметь правое или левое вращение. Направление вращения определяется по направлению движения шестерен, если смотреть на них со стороны привода.
Работающий при высоком давлении масляный насос гидравлики МТЗ изготавливается в округлом корпусе. Это необходимо, чтобы техжидкость оказывала равномерное давление на стенки корпуса.
Когда работает двигатель трактора, ВОМ приводит во вращение вал насоса. Таким образом движение передается на ведущую шестерню. Она в свою очередь находится в зацеплении с ведомой шестерней, которая также начинает вращаться.
Шестерни вращаются в противоположных направлениях. За счет этого они перемещают минеральное масло, подавая его в зону высокого давления. После этого техжидкость поступает в маслопровод, который соединяет масляный насос с гидравликой МТЗ.
При перемещении порции масла в области впускного отверстия создается разряжение. Благодаря ему следующая порция техжидкости подается из гидравлического бака в масляный насос.
Таким образом создается непрерывное движение жидкости при работе навесного оборудования трактора.
Важно, чтобы масляный насос гидравлики на МТЗ обеспечивал перемещение техжидкости в одном направлении и блокировал ее ток в обратном. Обратно минеральное масло не течет благодаря тому, что зубья шестерен плотно зацеплены, а также из-за минимального зазора между устройством и внутренней поверхностью масляного насоса.
Схема масляного насоса НШ 32-2
2. ведущая шестерня
3. ведомая шестерня
5. поджимная обойма
6. шариковые подшипники
9. корпус гидравлического агрегата
12. валик управления
17. стакан подшипника
Неисправности насоса гидравлики МТЗ и способы их устранения
На выходе насоса не поднимается давление
Падение давления на выходе обычно свидетельствует о недостаточном количестве техжидкости. Она может теряться в результате потери эластичности уплотнителей, или ее изначально залили в гидробак слишком мало.
Через горло гидробака идет пена
Пена образуется, если сквозь уплотнители в бак подсасывается воздух. В этом случае нужно заменить изношенные прокладки.
Масло просачивается в местах соединений
Появление масляничных подтеков в местах подсоединения маслопроводов может быть вызвано слишком сильной затяжкой фиксирующих крепежей. Чтобы убрать просачивание масла, попробуйте ослабить соединения.
Нагревается гидробак
Выход из строя золотника или перепускного клапана может приводить к нагреву бака гидравлической системы. Чтобы устранить дефект, нужно проверить работу этих деталей и при необходимости заменить их.
Масляный насос гидравлики сильно гудит при работе
Нарастающий шум при работе насоса гидравлики МТЗ обычно говорит о недостаточном уровне минерального масла. Для устранения неисправности нужно проверить герметичность соединений и целостность трассы, а также долить техжидкость до рекомендованного уровня.
ли со статьей или есть что добавить?