Новые требования к контролерам, проводящим предрейсовый технический осмотр, с 1 января 2021 года

Содержание

Приказ о закреплении транспортного средства за водителем

Приказ о закреплении транспортного средства за водителем формируется обычно на предприятиях, которые имеют на своем балансе несколько автомобилей – в крупных компаниях со множеством структурных подразделений или специализированных организациях-перевозчиках. Приказ относится к распорядительной документации предприятия и составляется в определенном порядке.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Инструкция: составляем приказ о назначении ответственного за транспортное средство

Приказ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию транспортных средств — это документ, которым на определенного сотрудника возлагают обязанность контролировать, что автомобиль готов к использованию и соответствует требованиям безопасности. Если в составе автопарка 100 и более ТС, создается специальная должность. Если же он меньше, назначают одного из работников.

Новый порядок проведения предрейсового технического контроля с 1 сентября 2021 года

Технический контроль грузовика

В 2021 году транспортные средства, которые перевозят пассажиров или грузы, должны проходить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния. Причем данное требование относится не только к коммерческим перевозкам, но и к перевозкам для собственных нужд организации.

В данной статье речь пойдет о новом нормативном документе – Порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, в котором описаны новые правила проведения техконтроля.

Однако самым важным, пожалуй, являются не сами новые правила, а то, что документ просто начнет действовать. Дело в том, что предшествующие правила техконтроля перестали действовать с 1 января 2021 года. То есть, обязанность по проведению техконтроля осталась, а правил проведения не было. И такое положение вызывало множество вопросов у организаций, эксплуатирующих транспорт. Было просто-напросто непонятно, как именно проводить контроль.

С 1 сентября 2021 года новый документ вступит в силу, и описанная проблема будет исключена. Рассмотрим особенности нового Приказа Минтранса:

Приказ ответственного за выпуск транспорта на линию

Общество с ограниченной ответственностью «Сфера охраны труда»

«СФЕРА ОХРАНЫ ТРУДА»

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

+7 (978) 790-25-06 unnamed
+7 (978) 103-75-71 unnamed

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Каким компаниям нужен предрейсовый техконтроль транспорта: скачайте образец приказа

Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.

Что же это за птица и с чем ее едят?

Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД

Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД фото

Даже если автотранспорт используется для внутренних нужд компании, все равно нужно, чтобы у лица, которое отвечает за безопасность дорожного движения, было профильное образование: либо высшее, либо профессиональная переподготовка (Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16).

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направления:

Для чего нужен документ

Как известно, автомобиль относится к средствам повышенной опасности, поэтому при его эксплуатации и обслуживании следует придерживаться определенных норм.

В организациях, где большой автопарк, выполнить эту задачу можно только одним способом: при помощи закрепления машины за каким-то одним сотрудником (или в некоторых случаях – группой лиц, например, водителем, техником и инженером).

При этом важно не забывать о том, что если к одному автомобилю не может быть прикреплено более четырех сотрудников (водителей), то и один водитель не может нести ответственность более чем за три автомобиля.

Закрепление происходит при помощи приказа, который может составляться как в отношении легкового автотранспорта, так и грузовых машин и спецтехники.

Если в процессе эксплуатации автомобиль получит какие-то повреждения или окажется неисправным, материальный ущерб может быть взыскан с ответственного сотрудника, за которым он закреплен.

Законодательная база

Назначить сотрудника на такую должность обязывает статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. Но прежде чем издавать приказ о назначении ответственного за БДД, необходимо:

  1. Изучить Приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015 и убедиться, что претендент соответствует квалификационным требованиям, приведенным в части 16.
  2. Если у него нет профильного образования, обеспечить его профессиональную переподготовку.
  3. Направить его на аттестацию в соответствии с Приказом Минтранса № 106 от 20.03.2017.
  4. Составить должностную инструкцию, где указать основные обязанности, права и меры ответственности такого специалиста.

После этого можно начинать документ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения.

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года

Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.

Информация о нормативном документе

2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 “Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.

Итак, вместо приказа Министерства транспорта №287 с 1 января 2021 года будет действовать приказ Министерства транспорта №282:

Сразу же нужно заметить, что документ содержит в себе не только требования к техническим контролерам, но и требования к другим сотрудникам, связанным с эксплуатацией транспорта. В том числе и к водителям. Однако для водителей изменения не очень большие, а для технических контролеров – довольно серьезные. Поэтому ниже остановимся именно на них.

Кто должен оформлять путевые листы

Напомню, что путевой лист – это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

Кого назначить

В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995, если компания эксплуатирует транспортное средство, она обязана заботиться о его техническом состоянии и несет ответственность за него.

Главным должностным лицом, отвечающим за все процессы в организации, является ее руководитель. Но если руководитель не обладает достаточной специальной компетенцией или предпочитает делегировать обязанности, приказом по предприятию назначается ответственный за техническое состояние и эксплуатацию ТС, который принимает на себя эти полномочия.

Формально не имеет значения, на какой должности в организации находится назначенный ответственным за ТС. Принципиальным является наличие у него знаний в области организации безопасного дорожного движения, устройства автомобиля, требований, предъявляемых к техническому состоянию ТС. Часто им становится начальник гаража или механик организации.

На кого возложить обязанность по составлению приказа

Формирование приказа можно поручить любому работнику предприятия, знающему правила создания распорядительной документов, а также знакомому с законодательством РФ (гражданским и трудовым). Чаще всего эту функцию исполняет начальник структурного подразделения, юрисконсульт, секретарь или специалист кадрового отдела.

Независимо от того, кто выполнит эту обязанность, после окончательного составления приказа, его необходимо передать для удостоверения директору – без его автографа документ не станет действительным.

Содержание

Каждая организация имеет право оформлять его так, как предписывают локальные нормативные акты. Форма приказа об ответственном за БДД законодательно не регламентируется, поскольку документ этот внутрифирменный.

В шапке следует указать название фирмы, дату и место издания, а также номер распоряжения. Желательно, чтобы текст включал следующие компоненты:

  1. Ссылка на закон, соблюдению которого способствует назначение этого должностного лица.
  2. Ф.И.О. специалиста.
  3. Если он совмещает профессии, его основную должность.
  4. Ссылка на должностную инструкцию.
  5. Лица, ответственные за исполнение.
  6. Подпись руководителя.

Если обязанностей будет немного, можно прописать их непосредственно в тексте. Тогда должностную инструкцию можно не упоминать.

Возможность проведения контроля в любое время между сменами

Одно из самых интересных нововведений содержится в пункте 4 нового нормативного документа:

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее – контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее – парковка).

4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее – парковка), до выезда транспортного средства с парковки.

Данный пункт прямо говорит о том, что провести проверку технического состояния можно в любой момент меду двумя рейсами или сменами. То есть, контроль может быть пройден перед началом нового рабочего дня (утром), а может – после окончания предшествующего рабочего дня (вечером). Возможен также и более экзотический вариант – проведение технического контроля ночью.

Это нововведение должно решить серьезную проблему, о которой неоднократно писали представители транспортных предприятий. Дело в том, что если в организации много автомобилей (100 – 200) и у всех этих автомобилей рабочий день начинается одновременно (в 8 часов утра), то даже несколько контролеров не успевают осмотреть все эти транспортные средства за разумное время (30 – 40 минут).

С 1 сентября такой проблемы не будет. У контролера (контролеров) будет целая ночь, чтобы проверить все транспортные средства. Если грамотно составить график контролера, то за 8-часовую ночную смену он успеет проверить десятки автомобилей. Так что даже самое большое автотранспортное предприятие сможет обойтись небольшим количеством сотрудников без нарушения требований законодательства.

КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?

Новые профессиональные и квалификационные требования относятся к работникам предприятий, чья деятельность связана с перевозками. Какие именно предприятия подразумеваются , указано в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: это все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками как на основании договоров, так и для собственных нужд. Требования касаются и ИП, осуществляющих перевозки самостоятельно.

Новый реквизит путевого листа

По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.

Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.

Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.

Необходимые знания, умения и опыт

Перечень требований к потенциальным контролерам состояния транспортных средств и необходимых умений изложен в Приказе Министерства транспорта РФ №287 от 28.09.2015. В соответствии с этим документом, сотрудник обязан знать:

  • законы и подзаконные акты, касающиеся технического обслуживания и ремонта автомобиля;
  • нормативные акты, регулирующие вопросы безопасного движения автотранспорта на дороге;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобиля;
  • технические требования, которые предъявляются к автомобилям, критерии оценки степени безопасности использования ТС;
  • транспортное и трудовое законодательство — минимально;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

От специалиста требуется как минимум среднее специальное образование или диплом о профессиональной переподготовке. Подойдут такие специальности:

  • «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — при наличии диплома по этой специальности опыт работы не обязателен;
  • «Техника и технологии наземного транспорта» — подойдет при наличии опыта работы в области ремонта или обслуживания автомобилей не менее одного года.

Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности

Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.

Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

  • проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
  • наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Постановление Правительства РФ № 876

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года, N 876 “О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году” на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтверждённую соответствующими документами – документами о профильном образовании.

Требования Приказа Минтранса №287

Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 “Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” прописаны конкретные требования к лицам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

Требования к уровню образования ответственных за обеспечение БДД отражены в пункте 16.3, который гласит, что у ответственного лица за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”.

Требования к уровню образования контролёров тех.состояния автотранспорта отражены в пункте 14.3, который гласит, что у ответственного лица за выпуск на линию транспортных средств должен быть диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролёра технического состояния автотранспортных средств.

Как объяснить создание документа

Приказ всегда держится на двух китах – обосновании и основании. Они должны быть прописаны в каждом подобном распоряжении.

В качестве обоснования выступает реальная причина для создания документа, которая указывается после слов «В связи с…». Основание – это прямая ссылка на какой-либо конкретный внутренний документ предприятия (служебную или докладную записку, нормативный акт) или статью и пункт закона (дается в виде номера и даты выпуска).

Внесение исправлений

Нередко возникает необходимость внести изменения. Например, работник уволился или не прошел очередную аттестацию. Снятие ответственности за безопасность движения не означает расторжение трудового договора. Значит, уволить одного и взять другого не получится.

В такой ситуации руководителю необходимо издать новый приказ об ответственном за БДД и первым пунктом отменить действие предыдущего. Можно указать причину, по которой старый сотрудник освобожден от должности.

Вносить правки в исходный текст (зачеркнуть одну фамилию и вписать другую) запрещается.

Требования до 31 декабря 2020 года

Образование Специальность Дополнительные требования
среднее профессиональное 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
не ниже среднего профессионального по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессионального любая специальность диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?

Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

  • водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);
  • водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);
  • водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);
  • водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);
  • водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);
  • водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);
  • контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Приказ о предрейсовом техническом контроле

Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.

По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.

Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:

57555

Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно тут.

Какими вопросами занимается

Перечень обязанностей, которые возлагает на лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, каждый отдельный работодатель, содержится в должностной инструкции работника:

  • выпускает транспортное средство в рейс, обеспечивает его безаварийную эксплуатацию, определяет неисправности по возвращении из рейса;
  • контролирует правильную эксплуатацию автомобиля и его техническое состояние. В случае обнаружения неисправности устанавливает ее причины, принимает меры к их устранению;
  • организует передачу автомобилей в ремонт и их возврат в работу;
  • контролирует качество технического обслуживания ТС;
  • после окончания работы контролирует постановку автомобиля на охраняемую стоянку;
  • самостоятельно участвует в регулярном ТО;
  • вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей и иных лиц, работающих с автомобилями организации;
  • организует проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей или сам участвует в нем;
  • контролирует исправность спидометров и одометров, сохранность пломб;
  • проверяет у водителей наличие всех необходимых для выхода в рейс документов.

Помимо работника, обязанного следить за техническим состоянием автомобилей в парке компании, в структуре организации присутствуют уполномоченный по вопросу обеспечения безопасного дорожного движения в организации-перевозчике и диспетчер.

Уполномоченный по обеспечению безопасного дорожного движения — это сотрудник, обязанный предпринимать меры к снижению количества нарушений ПДД сотрудниками организации. Он анализирует данные о случившихся по вине водителей компании нарушениях, общую дорожную обстановку в регионе и разрабатывает мероприятия по предотвращению последующих нарушений. Это более высококвалифицированный труд, чем работа механика, такие обязанности возлагаются, как правило, на лиц, возглавляющих гараж или транспортный цех.

Диспетчеры организуют ежедневную бесперебойную работу автопарка, следят за соблюдением графиков, оформляют дорожные документы, предпринимают меры по недопущению простоя техники.

Обязанности ответственного за безопасное дорожное движение, за техническое состояние и диспетчера иногда возлагаются на разных людей, но в небольших организациях со скромным автопарком их часто совмещает один и тот же сотрудник.
Если работодатель предпочитает разделять полномочия, на каждого сотрудника его обязанности возлагаются приказом:

  • отдельным для каждого, например, издается отдельный приказ о назначении ответственного диспетчера автомобильного транспорта;
  • единым документом, в котором отдельными пунктами прописываются обязанности, возлагаемые на каждого сотрудника.

Если компания использует автотранспорт для внутренних нужд?

Банк, который был оштрафован, требовал отменить решения Госавтоинспекции и всех судов на основании того, что весь автотранспорт банка не используется для перевозки пассажиров и грузов. Автомобили используются для внутренних нужд.

Верховный Суд РФ посчитал этот довод не состоятельным, сославшись на пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”. В этом постановлении чётко обозначено, что на ИП и юрлица, которые заключают договор перевозки или не заключают его (для собственных нужд), также распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Верховный Суд РФ постановил: оставить без изменений решения Госавтоинспекции и нижестоящих судов, а жалобе банка в удовлетворении отказать. Скачать Постановление ВС РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16

Особенности оформления бланка

Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.

Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.

Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).

Составляя приказ, неизменно требуется учесть, что он не должен противоречить законодательству РФ. Кроме того, нужно учесть такой важный критерий – приказ должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.

Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.

Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы.

Принципы хранения

Такого рода документы необходимо регистрировать. Соответственно, понадобится их реестр. Он ведется на протяжении года. И если на предприятии есть транспортная служба, у нее может быть свой собственный журнал регистрации. Небольшие компании включают такого рода бумаги в общий регистр распоряжений.

Поскольку такие бумаги относятся к основной деятельности организации, хранить их необходимо на протяжении всего ее существования. Но стоит учесть, что они касаются трудовых отношений. А это значит, что срок их хранения, в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ от 22.10.2004, — 75 лет.

Новый формат журнала технического контроля

15. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее – журнал) должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
5) дату, время проведения контроля;
6) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
7) отметку о прохождении контроля;
8) подпись контролера, проводившего контроль.

9. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее – журнал) должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись лица, проводившего контроль.

В данном случае основное отличие заключается в том, что из журнала исключается графа, содержащая фамилию, имя и отчество водителя автомобиля. Учитывая рассмотренные выше нововведения, которые позволяют проводить контроль в любое время между сменами, это решение выглядит вполне логичным. Контролер проверяет транспортное средство ночью, когда водитель спокойно отдыхает дома. Поэтому данные водителя в журнал не заносятся.

Также это позволяет решить и еще одну проблему, которая возникает в организациях, где автомобили не закреплены за водителями. Утром водитель приходит на работу, ему выделяют один из автомобилей, который уже прошел техконтроль. А водитель просто получает в путевой лист отметку на основании журнала проведения технического контроля.

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?

Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр “Сфера охраны труда” осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация – по телефону:

+7 (978) 790-25-05 unnamed
+7 (978) 103-75-71 unnamed

Как оформить назначение

Чтобы официально назначить сотрудника, необходимо издать приказ о назначении ответственного за эксплуатацию автотранспорта на предприятии — до издания такого документа новые полномочия не считаются возложенными на сотрудника.

Приказ не имеет строго установленной формы — компания вправе использовать при его издании собственный бланк или принятые во внутреннем документообороте бланки.

Важно после издания ознакомить сотрудника, которого приказ касается, с текстом документа под роспись.

Образец документа

При составлении текста приказа, имейте ввиду, что его структура и содержание должны отвечать некоторым правилам деловой документации.

В «шапке» документа надо указать:

  • наименование предприятия;
  • название и номер документа – с коротким обозначением сути;
  • место (населенный пункт) и дату его составления;
  • обоснование для создания распоряжения (тут можно сослаться на необходимость обеспечения надлежащей эксплуатации автомобиля);

Далее пишется основная часть, в которой указывается:

  • марка (модель) и государственный номер транспортного средства;
  • должность и ФИО сотрудника, за которым оно закрепляется;
  • человек, на которого в случае отсутствия на рабочем месте коллеги, ответственного за автомобиль, перейдет эта функция;
  • лицо, отвечающее за исполнение приказа;
  • все приложения к документу (среди них обязательно должен быть акт осмотра технического состояния автомобиля).

При необходимости текст можно дополнить и другой информацией – исходя из обстоятельств.

Приказ о закреплении транспортного средства за водителем

Основные отличия новых требований

Рассмотрим по пунктам основные отличия новых требований:

1. Добавлена возможность работы контролером для людей, имеющих среднее профессиональное образование по профессии (училище). Ранее минимальным уровнем образования был средний профессиональный по специальности (техникум).

При этом к контролеру предъявляются дополнительные требования:

  • 3 года стажа работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств;
  • диплом о профессиональной переподготовке в том случае, если специальность не входит в группу 23.00.00;

2. Изменились требования к контролерам, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности (техникум), не входящей в группу 23.00.00.

Ранее контролеру требовался только диплом о профессиональной переподготовке, а с 1 января 2021 года он должен будет дополнительно иметь стаж не менее 1 года.

3. Изменились требования к контролерам, которые имеют высшее образование по специальности группы 23.00.00. Ранее такие контролеры должны были иметь стаж в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года, а с 1 января 2021 года требования по стажу не предъявляются.

Выше рассмотрены все различия старого и нового документа. И организации, которые будут принимать контролеров на работу после 1 января 2021 года, должны учитывать новые требования.

Если же у Вас в организации уже работает контролер, то обязательно проверьте следующее. Если контролер имеет среднее образование по специальности, не входящей в группу 23.00.00, то к 1 января 2021 года этот контролер должен иметь не меньше 1 года стажа. Если же контролер работает в сфере контроля и обслуживания транспортных средстве меньше 1 года, то продолжить работу в 2021 году он не сможет. Это обязательно нужно учесть.

Электронная подпись сотрудника при ведении журнала

17. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Если организация ведет журнал технического контроля в электронном виде, то вносимая в такой журнал информация должна заверяться электронной подписью сотрудника. Основное отличие при этом заключается в том, что старый порядок требовал наличия усиленной квалифицированной электронной подписи, а новый требует просто наличия электронной подписи.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – самый сложной и дорогой вариант. Использование простой или неквалифицированной электронной подписи может оказаться более выгодным.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового нормативного документа:

Документ имеет небольшой объем и если Вы или Ваша организация занимаетесь эксплуатацией транспортных средств, то имеет смысл прочитать текст приказа полностью.

Что будет, если не делать?

Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист – это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.

С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).

Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.

Что написать в приказе

В приказе необходимо отразить:

  • наименование организации, в которой он издается;
  • дату и место издания;
  • присвоенный номер;
  • основание и цель издания документа;
  • ФИО и должность лица, на которого возлагаются обязанности;
  • какие обязанности налагаются;
  • лицо, контролирующее исполнение;
  • подпись руководителя организации или лица, уполномоченного на подписание таких документов доверенностью.

Суть приказа может состоять в возложении одного вида обязанностей на определенного сотрудника или нескольких видов обязанностей на разных сотрудников, когда несколько документов, фактически, объединяются в один. Например, одна и та же бумага выступает одновременно как:

  • приказ об ответственном за выпуск автотранспорта на линию;
  • приказ о назначении ответственного за предрейсовое и послерейсовое техническое обслуживание;
  • приказ о назначении ответственного за проведение регулярного технического обслуживания;
  • приказ об ответственном за документооборот в гараже.

Такой подход к оформлению полномочий актуален, если работодатель решил возложить их на разных людей, но стремится оптимизировать документооборот и издать один документ вместо четырех.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПИОН»

№123 г. Санкт-Петербург

«О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств»

В целях соблюдения требований «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993), для организации безопасной эксплуатации автомобильного транспорта ООО «ПИОН»,

  1. Назначить лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — механика Иванова И.И.
  2. Назначить лицом, ответственным за выпуск на линию транспортных средств, — инженера Петрова П.П.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Воронов

Так выглядит приказ об ответственном за погрузчик:

Ответственный за транспорт на предприятии

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Сколько времени и как хранить приказ

После окончательного формирования приказа и ознакомления с ним всех упомянутых в нем работников предприятия, а также тех, кого он касается напрямую, бланк следует вложить в отдельную папку, где лежат другие распорядительные акты фирмы. Здесь он должен находится весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.

Потом данное распоряжение можно отправить в архив организации и по истечения срока хранения утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законодательстве.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий