Платные дороги в России. История и особенности магистралей

Грязи не боятся: россиянам по-прежнему приходится ездить по проселкам

Не менее одной трети российских дорог лишены асфальтового покрытия. Такие данные приводит аналитическо-консалтинговое агентство «Регионы» в своем исследовании сельской дорожной сети России, с которым ознакомились «Известия». Исследование выявило, что в стране велика доля грунтовых дорог не только в труднодоступной местности, но и в густонаселенных районах.

Платные дороги в России. История и особенности магистралей

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 ноября 2020 года было открыто движение по первому платному участку Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области между трассами М-11 "Нева" и М-7 "Волга".

С учетом открытого 11 ноября участка ЦКАД, в России плата взимается за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью около 1950 км. Платные дороги действуют в 14 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.

Самые длинные автомобильные дороги в России

Федеральными автомагистралями называются крупнейшие дороги России. Федеральные артерии имеют неоценимое значение для жизни страны. Без транспортных путей остановилась бы экономика, сельское хозяйство, производство и прочие сферы жизнедеятельности.

В нашей стране множество автомагистралей протяженностью более 1000 км. Наиболее длинные из федеральных магистралей:

  • Трасса «Вилюй» или А331 по праву считается самой длинной дорогой России. Ее длина до 3 тыс км. Она важное транспортное звено между Якутией и Иркутской областью. Она проходит через Братск, Мирный и Усть-Кут, а конечная точка в Якутске.

Трасса «Вилюй»

  • Трасса «Урал», она же М5. Это одна из старейших дорог страны, которая существовала в 1930 году. Проложена от Челябинска до столицы. Пересекает города Уфа, Тольятти, Пенза, Рязань. Протяженность – 2608 км.

Трасса «Урал»

  • Трасса «Амур» или Р297 (до 2011 года М58). По ней из Читы через Благовещинск можно добраться до Хабаровска. Дорога является составной частью евроазиатского коридора «Транссиб».Ее протяженность – 2 097 км.

Трасса «Урал»

  • Трасса «Колыма» Р504 проложена от Якутска до Магадана. (2 032 км, из которых 1197 пролегает в республике Саха, 835 км – в Магаданской области). Это одна из ключевых дорог дальневосточной России и обеспечивает выход к Тихому океану.

Трасса «Колыма»

  • Трасса «Кола» начинается от Санкт-Петербург и граничит с Норвегией. Она также обозначается как Р21 и М18 (1 590 км).
  • Трасса «Дон» М4 протянулась от столицы до Новороссийска и пересекает несколько населенных пунктов: Воронеж, Ростов-на-Дону, Джубгу, Краснодар, другие (1 517 км).

Трасса «Дон»

  • Трасса «Волга», обозначаемая М7. Соединяет Москву с Уфой (1 350 км).
  • Трасса «Каспий» протянулась от федеральной трассы «Дон» до г. Астрахань. Ее шифр М6 и Р22 (1 380 км).

Трасса «Каспий»

  • Трасса М8, которая также называется «Холмогоры», соединяет Москву и Архангельск. (1 270 км).

Трасса М8

  • Автодорога «Лена», которая также именуется А360 и М56. По ней из Невера движется транспорт до Якутска (1 235 км).

Автодорога «Лена»

  • Трасса «Кавказ» (она же М29 и Р217) тянется от автомагистрали «Дон» до Азербайджана и захватывает такие города, как Грозный, Владикавказ и Махачкала. (1 118 км).

Трасса «Кавказ»

  • Автотрасса «Байкал» (М55 и Р258) идет от Иркутска до Читы, пересекая Улан-Удэ. Она не только красива, но и опасна (1 113 км).

Автотрасса «Байкал»

То яма, то канава

Общая протяженность грунтовых дорог в России составляет 443,8 тыс. км, и это практически треть (29,44 %) от всех дорог страны. Такие данные приводит АКА «Регионы» со ссылкой на статистику Росавтодора и Росстата, проанализированную агентством за 2017 год (данные за 2018 год будут актуализированы службой статистики только в 2019 году). За последние четыре года общая протяженность грунтовых дорог в России выросла на 8%, ровно такая же динамика роста у дорог с твердым покрытием (всего 1,064 млн км).

девушка идет по грунтовой дороге, на дальнем плане деревенский дом

На улице одной из деревень Первомайского района Томской области

Самая обширная сеть грунтовых дорог в России находится в Самарской области — 20,3 тыс. км, что составляет 54,7% от всех дорог области. На втором месте Алтайский край, где 18,5 тыс. км (33,2% от всей дорожной сети) без асфальта. Якутия (18 тыс. км, 60,3%) и Тверская область (13,5 тыс. км, 39,3%) занимают третью и четвертую строчки соответственно, а замыкает пятерку регионов с самыми протяженными грунтовыми дорогами Волгоградская область (12 тыс. км, 42,5%).

Вологодская область на шестом месте по количеству грунтовых дорог: 11,7 тыс. км грейдеров составляют 41% от всей дорожной сети региона. Далее в десятке регионов с самыми протяженными грунтовками следуют Воронежская (11 тыс. км, 38%), Кировская (10,9 тыс. км, 44,4%), Омская (10 тыс. км, 42%) области, а также Пермский край (10 тыс. км, 31,5%).

Канатные дороги

В России кроме дорог для автомобилей существуют подвесные пассажирские дороги. Одной из самых протяженных дорог считается канатная дорога в Нижнем Новгороде. Ее общая длина равна 3 661 м. Она соединяет Нижний Новгород и соседний город Бор, который находится за рекой Волга. Для местных жителей она давно перестала быть диковинкой. С ее помощью новгородцы перемещаются на работу, отдых, а вот для приезжих это целый аттракцион. Сюда приезжают толпы туристов, чтобы покататься на воздушной трассе. На маршруте 30 кабин. В каждую из кабин вмещается 8 пассажиров. Канатная дорога занесена в Книгу Рекордов Гиннеса.

Нельзя не вспомнить воздушную дорогу в Сочи в Красной Поляне, которая открылась в честь Олимпиады-2014. Ее протяженность более 5000м. Она соединяет такие достопримечательности, как хребет Аибга, хребет Псехако и способна принять около 3000 пассажиров за час в оба направления. Дорога оснащена 50 кабинами грузоподъемностью 30 человек.

В ближайшем времени планируется создание более масштабной по длине дороги Самара-Рождествено. Она соединит через реку Волга поселок Рождествено с г.Самара. Ее проектная длина составит 5500м.

Канатные дороги

Пропавшая дорога

Лидер среди регионов с наиболее высокой долей грунтовых дорог — Чукотский автономный округ, в котором 1311 км приходится на зимники и грунтовки и это 60,7% дорожной сети округа. Меньше всего дорог без покрытия, что вполне предсказуемо, в Москве и Санкт-Петербурге — всего 0,23% и 1,52%, соответственно. Сюрпризы ждут в отдаленных регионах, где процент проселков также оказался невелик: в Мурманской области — 4,74%, на Камчатке — 5,89% и в Магаданской области — 6,81%.

Грунтовая дорога в Подпорожском районе Ленобласти

Грунтовая дорога в Подпорожском районе Ленобласти

В то же время эксперты АКА «Регионы» отмечают, что в некоторых регионах исключение грунтовок приводит к уменьшению общего размера дорожной сети. Так, по данным агентства, за последние пять лет в Республике Северная Осетия – Алания дорожная сеть уменьшилась на 26 км, в Приморском крае — на 31 км, в Липецкой области — на 45 км, в Тамбовской области — на 45 км, в Тюменской области (без автономных округов) — на 64 км, в Ростовской области — на 95 км, в Ярославской области — на 134 км, в Кировской области — на 157 км, в Ленинградской области — на 194 км, в Оренбургской области — на 219 км, в Забайкальском крае — на 247 км, в Алтайском крае — на 392 км. Сильнее всего за четыре года дорожная сеть сократилась в Республике Марий Эл: на 12,5%, или 1199 км. Подобная тенденция может быть вызвана желанием местных властей улучшить статистику по показателю качественных дорог.

Платные дороги в Псковской области

Платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск – граница с Эстонией, Остров – граница с Латвией, Опочка – граница с Белоруссией и Ольша – Невель. В отличие от других платных трасс в России, эти дороги были построены задолго до введения платного режима и не были реконструированы. Оператором платных дорог в области является региональный комитет по транспорту и связи. Стоимость проезда для легковых автомобилей по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.

Средняя пыльная полоса

Исследование выявило, что высокая доля грунтовых дорог характерна не только для труднодоступных и малообжитых регионов севера страны, но и для густонаселенных областей России. Помимо вышеперечисленных, речь также о таких регионах, как Тамбовская область (48,8% приходится на грунтовки), Ярославская (46,9%), Курганская (42,7%), Орловская (42,3%), Воронежская (38%), Костромская (40,8%) Курская (37,5%) Ивановская (36,8%), Владимирская (34%) области и др.

На степной дороге поднимает пыль белый внедорожник

Участник ралли-рейда «Великая степь — Дон 2017» в Волгоградской области

Впрочем, грунтовые дороги нельзя считать рудиментом прошлого, в определенной степени эти дороги — единственные, какие можно проложить в некоторых уголках России, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Грунтовка — это не значит плохая дорога. Если ее нормально обслуживать, то она немногим уступает асфальтовой, а в эксплуатации обходится существенно дешевле. У нас раньше была программа — обеспечивать каждый населенный пункт с населением свыше 100 человек асфальтовой дорогой. Сначала программу выполняли, а потом прекратили, потому что поняли, что поддерживать в хорошем состоянии каждую такую дорогу никаких денег не хватит. Более того, в северных регионах, где вечная мерзлота, асфальт вместе с дорожной подушкой попросту взрывается из-за перепадов температуры», — рассказал Моржаретто.

Доля дорог с покрытием низшего типа велика в густонаселенных регионах и это тормозит их развитие, полагает автомобильный эксперт и правозащитник Сергей Ифанов.

Дорога в Долине Богов, штат Юта, США

Дорога в Долине Богов, штат Юта, США

«В принципе грунтовые дороги не так страшны, как может показаться. В США около трети дорог не имеют твердого покрытия, а в Канаде — и более половины. Но тут не надо забывать, что в первом случае большая часть таких дорог находится на территории индейских племен, а во втором случае — в малонаселенных уголках страны и так же в резервациях. А у нас сразу же за МКАД начинается одна из самых протяженных сетей грунтовок в густонаселенной области», — посетовал Ифанов.

Государство из-за человеческого фактора пока не хочет вкладываться в модернизацию малых региональных дорог, хотя для экономики регионов это могло быть стимулом развития, считает Ифанов. Решением проблемы, по его мнению, могло бы стать создание отлаженной системы полного контроля над строительством и эксплуатацией дорог.

Западный скоростной диаметр

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области платным является проезд по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД). Она связывает южную часть города в районе Кольцевой автодороги (КАД) с Морским портом, Васильевским островом, Приморским районом и далее – с трассой "Скандинавия". Строительство трассы началось в 2005 году, завершилось в 2016 году, платный режим на всей протяженности трассы (46,6 км) введен 4 февраля 2017 года. Оператор – ООО "Магистраль северной столицы". Стоимость проезда по всей протяженности ЗСД – 750 рублей.

1 января 2014 года была введена плата за проезд на участке трассы М-1 "Беларусь" – северном обходе города Одинцово (Московская область), по которому можно доехать от развязки Молодогвардейской ул. с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) до 33 км Минского шоссе. Протяженность – 20 км. Управляет трассой ГК "Автодор", оператор – АО "Новое качество дорог". Стоимость проезда – от 20 до 400 рублей.

Скоростная автодорога М-11 (Москва – Санкт-Петербург) является платной на всем протяжении (610 км). Движение по первому участку (обход Вышнего Волочка, 76 км, Тверская обл.) было открыто 28 ноября 2014 года – проезд по нему стал платным в 2015 году. Трасса открыта на всем протяжении от Московской кольцевой автодороги до петербургского КАД, за исключением северного обхода Твери, где строительные работы еще не начаты. Стоимость проезда – 2415 рублей.

Платный путепровод в Рязани

12 марта 2013 года открылось движение по платному путепроводу через железнодорожные пути в Рязани. Он связал микрорайоны Соколовка и Дашково – Песочня. Оператор моста – ЗАО "Инвестиционная компания "РПД Рязань". Стоимость проезда – 25 рублей.

ЦКАД-3

Протяженность первого запущенного платного участка – 105,9 км. Он соединяет платную трассу М-11 Москва – Санкт-Петербург "Нева", Дмитровское шоссе (через развязку в районе деревни Старо в Дмитровском городском округе), Ярославское и Горьковское шоссе. Стоимость проезда для легковых автомобилей – от 225 до 510 рублей в зависимости от способа оплаты.

Единый транспондер и "свободный поток"

До открытия первого платного участка ЦКАД оплата на платных дорогах в России осуществлялась только на специальных пунктах, где при оплате наличными или банковской картой необходимо останавливаться перед шлагбаумом. Транспондеры – устройства, которые закрепляются на лобовое стекло автомобиля и позволяют проезжать пункты сбора платы без остановки, достаточно снизить скорость до 10-20 км/ч. Также транспондеры представляют скидку на проезд (иногда – до 50%). Например, экономия при проезде по всем платным участкам М-4 "Дон" с этим устройством составляет до 246 рублей (15%). Ранее эти устройства не были совместимы между разными операторами, и, например, для проезда от Москвы до Хельсинки по платным участкам трасс М-11 и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге водителям требовалось иметь при себе сразу три транспондера, у каждого из которых был отдельный счет.

В 2017 году были заключены соглашения о межоператорском взаимодействии между "Автодором – платные дороги", "Объединенными системами сбора платы" (работает вместе с "Автодором" на М-4), "Магистралью Северной столицы", "Главной дорогой" и "Новым качеством дорог". Таким образом, общий транспондер действует на трассах М-1, М-3, М-4, М-11 и ЗСД. 15 января 2018 г. Северный обход Одинцово стал последней платной дорогой, где эта система вступила в действие.

На ЦКАД впервые в России применена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, с англ. "свободный поток"). Специальные рамки могут считывать регистрационные знаки или данные с транспондеров. В первом случае водителю необходимо оплатить проезд заранее или внести постоплату в течение пяти суток. Во втором случае сумма спишется со счета транспондера. Система позволяет фиксировать факт проезда без замедления автомобиля.

Штраф за неоплату проезда составит 2,5 тыс. рублей для легковых автомобилей, 5,5 тыс. рублей – для грузовых. При этом у водителя будет возможность оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении. В случае, если плата так и не будет внесена, автомобилист заплатит и штраф и стоимость проезда.

Строящиеся платные дороги

Помимо строящихся участков ЦКАД, платными будут северный дублер Кутузовского проспекта в Москве, новый реконструированный участок трассы М-1 "Беларусь", трасса М-12 Москва – Казань. Планируется строительство и других платных участков дорог в Подмосковье (в основном – путепроводов через железные дороги), а также новой трассы Краснодар – Абинск – Кабардинка.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий