Покорители бездорожья: 11 наших вездеходов, уважаемых во всем мире

Покорители бездорожья: 11 наших вездеходов, уважаемых во всем мире

Российское бездорожье вошло в легенды, порой проехать по нему могут только вездеходы. Многие из творений отечественных конструкторов, благодаря надежности и повышенной проходимости, популярны во всем мире.

Новинки гусеничных и колесных вездеходов России для грязи и бездорожья

Вездеходы России были созданы для передвижения в условиях отсутствия дорог. Конструкция позволяет автомобилю перемещаться по грязи и бездорожью; преодолевать неровные участки, камни, болота, снежные и ледяные территории, валуны, упавшие деревья и другие препятствия.

Вездеходы России зимой

"Чем круче джип, тем дальше идти за трактором": как безопасно путешествовать по бездорожью

Ошибочно думать, что съезжать на плохие дороги можно только на внедорожниках, а на обычных машинах с маленьким дорожным просветом — нет. Не зря популярна шутка: "Чем круче джип, тем дальше идти за трактором". На бездорожье скорее не застрянет простой городской седан, потому что его водитель не питает иллюзий относительно своего автомобиля и осторожнее едет по опасным местам.

Иногда, впрочем, слишком осторожно, потому что не знает о способностях своей машины. Некоторые обладатели кроссоверов не в курсе, что их автомобиль имеет полный привод, а уж о том, как работают вспомогательные электронные системы, которыми сегодня оснащены даже многие легковушки, не подозревает большинство автовладельцев.

В грязь и обратно: 10 вездеходов, с которыми не страшно бездорожье

Чтобы не строить дороги, в России придумали вездеходы. В этой шутке лишь доля юмора, потому что по разнообразию различной техники для пересечённой местности нашей стране действительно нет равных.

В грязь и обратно: 10 вездеходов, с которыми не страшно бездорожье

Привычные внедорожники Ульяновского и Волжского автозаводов действительно хороши вне асфальта, но только для среднестатистического водителя. Если нужно ездить только на дачу да на рыбалку, то возможностей УАЗ и «Нивы» окажется достаточно. Но если требуется пересекать серьезное бездорожье да еще нести на себе массу груза и быть надежным в условиях экстремальной жары или мороза, то здесь без специальной техники не обойтись.

Созданием подобных вездеходов занимаются сразу несколько российских компаний, в линейке которых есть самые разные модели на любой кошелек. При этом производители предлагают широкие возможности по адаптации своей техники под потребности конкретного заказчика. Так что если желание и возможность купить машину, для которой не будет препятствий — выбирайте из представленного ниже списка.

Шнекоход ЗВМ-2901

Вездеход приводится в движение за счет двух шнеков. Это так называемые винты Архимеда. Они изготавливаются из сверхпрочного металла и устанавливаются как обычные гусеницы. Кабина позаимствована от автомобиля УАЗ-452. В ней легко помещается 5 человек, включая водителя.

Шнековый вездеход предназначен для передвижения по болотам, глубокому снегу и другим мягким и жидким поверхностям.

На нем может быть установлено вспомогательное оборудование типа манипуляторов, экскаваторного ковша, грунтового насоса для проведения различных видов работ – от строительства до мелиорации.

Машина оснащена усиленным двигателем ЯМЗ-5344 мощностью 134 л. с., что позволяет перевозить до 5 т груза. Шнекоход развивает небольшую скорость: по льду и плотному снегу – не более 25 км/час, а по чистой воде или болоту – до 10 км/час.

Как понять, куда можно ехать на легковушке?

Основные "ограничители" на бездорожье — дорожный просвет и геометрия кузова. Дорожный просвет, или клиренс, измеряется от самой нижней точки автомобиля, например от нижней части мотора, до дороги. Чем он ниже, тем меньше проходимость. Обычно легковушки имеют клиренс до 150 мм, кроссоверы — от 150 до 200, выше 200 — внедорожники. Большие свесы (сильно выступающие бамперы) и длинная колесная база (продольное расстояние между осями передних и задних колес) также осложняют движение по плохим дорогам.

Дополнительная защита автомобиля, если это не внедорожник, обычно не предусмотрена заводом-изготовителем, но дилеры часто предлагают установить защиту двигателя снизу. Это очень полезная штука даже для городского автомобиля, а на бездорожье без нее лучше вообще не выезжать — хороший удар о незаметный пень, камень или просто жесткий грунт может закончиться пробитым картером и вытекшим маслом.

«Авторос»

Цена: по запросу

Прославившийся на весь мир съемками в программе Top Gear вездеход компании «Авторос» из Москвы впечатляет не только своим внешним видом. Футуристичный «Шаман», который больше похож на транспортное средство из фантастических фильмов, используется спасателями и силовыми структурами в России и других странах, а кроме того вездеход задействовал в своей работе и «Роскосмос». Естественно, приобрести подобную технику могут и частные клиенты, по заказу которых специалисты готовы построить подходящий по возможностям под конкретного владельца вездеход.

Урал-Иртыш

Вездеход сконструирован на базе «Урала-375». Мощная машина после установки дополнительной ведущей оси под кабиной превращается в настоящего монстра бездорожья.

Вместо бензинового двигателя на «Урал-Иртыш» был установлен дизельный агрегат.

Емкость баков составляет 450 л, что позволяет машине двигаться по бездорожью не меньше 20 часов. В КУНГе стоят дровяной и печной обогреватели, способные обеспечить комфортные условия для 20 пассажиров.

Самые лучшие

Эксперты назвали лучшие российские вездеходы:

  • Шнекоход;
  • Шаман;
  • Урал-Иртыш;
  • Бурлак;
  • Пелец;
  • Зырянин.

Могут передвигаться по глинистым неровным поверхностям, вспаханным полям, по снегу, болоту и преодолевать водные преграды.

Проверять трассу, прежде чем ехать

Правило номер один: не зная брода, не суйся в воду. Это касается любых автомобилей. Если впереди большая лужа, брод, грязь, не поленитесь надеть резиновые сапоги, выйти из машины и пройти по месту, где хотите проехать. Можно проверить глубину лужи или колеи палкой.

«Вездеходы Макарова»

Цена: по запросу

Компания «Вездеходы Макарова» выросла из мастерской Алексея Макарова, который строил снегоболотоходы для экстремальных условий эксплуатации, в полноценного производителя вездеходов не только для путешествий, но и для работы. Компания объединила собственные ноу-хау с уже существующими техническими решениями, использует агрегаты от другой техники, чтобы создавать надежные и ремонтопригодные вездеходы. На сегодняшний день под брендом «Бурлак» в Кургане выпускаются экспедиционные вездеходы с повышенным комфортом, грузовые и промышленные с возможностью установки различного оборудования версии. Спасатели МЧС, нефтяники, строители, медики — далеко не полный перечень «специальностей», которые освоили вездеходы «Бурлак». Не говоря уже о многочисленных экспедициях за Полярный круг.

Нужен ли вам электроскутер? Опыт эксплуатации модели Like.Bike N5

Брать с собой цепи и лопату

Купите металлические цепи противоскольжения для колес — они продаются в автомагазинах и на авторынках. Цепи значительно повышают проходимость любого автомобиля, не занимают много места, стоят недорого. Если вы не ездите по плохим дорогам часто, вам этого хватит.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов и не терять время в дороге, цепи, как и любое новое оборудование, нужно опробовать заранее. Наденьте цепь хотя бы на одно колесо, чтобы понять, как она крепится, как работают замки. И не забывайте, что цепи не панацея! Они помогут в грязи, в снегу, везде, где протектору ваших шин не за что зацепиться, но если вы посадите автомобиль на днище — выручит только лопата, и то не всегда.

«Лесник»

Цена: от 1 890 000 рублей

В Вологде налажено производство вездеходов «Лесник». По своему внешнему виду они напоминают ставший уже легендарным «Шерп», о котором речь пойдёт ниже, а по конструкции представляют собой традиционную для подобной техники смесь из собственных инженерных решений и готовых агрегатов от других производителей (тех же ВАЗ и УАЗ). Но с точки зрения надежности и возможности починить технику даже в самом глухом населенном пункте — это исключительно плюс. А добраться туда «Лесник» сможет. Вездеходы выпускаются в разных версиях, как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями, с различными типами кузова и оснащением, так что легко подобрать тот вариант, который будет подходит именно вашим задачам.

Третий глаз: как выбрать видеорегистратор для автомобиля?

Зырянин

Легкий 5-метровый вездеход с двигателем QD-32. За счет трех осей, огромных колес и пятиступенчатой коробки передач считается неплохим вездеходом, способным преодолевать болота и тундру. При этом уверенно себя чувствует и на обычных трассах.

Снегоболотоход легко справляется с крутыми подъемами и спусками.

На твердой поверхности «Зырянин» способен развить скорость до 70 км/ч, на воде она снижается до 2 км/ч. Салон и двигатель может оснащаться автономной системой отопления. В пассажирском салоне установлены 2 лавки, которые могут быть использованы для хранения грузов или вещей.

Пригодятся два троса, шаклы и старая куртка

На случай, если вы застрянете сильно и вам понадобится помощь тягача, нужно иметь с собой трос — у тракториста в соседней деревне вряд ли найдется подходящий. Лучше не простой, а специальный — динамический. Правильно подобранный под вес вашей машины, он слегка растягивается при резком рывке, а затем плавно сжимается, эффективно и мягко вытягивая машину из грязевого плена. А вот тросы, которые обычно лежат в обязательном наборе автомобилиста вместе со знаком аварийной остановки, светоотражающим жилетом и огнетушителем, подойдут только для буксировки по асфальту. Прочностью они не отличаются и часто рвутся. Чтобы трос в случае разрыва не травмировал людей и не отлетел в машину, обязательно кладите на него гаситель. Его можно купить в автомагазине, а можно заменить обычной старой курткой — просто накиньте ее на трос перед буксировкой.

Динамические тросы на концах имеют петли, в них вставляются шаклы — мощные такелажные скобы, которые крепятся к буксировочной проушине автомобиля. Их тоже нужно купить, если планируете выезжать на бездорожье.

Очень важно перед путешествием найти, где расположены гнезда для буксировочной проушины, сама проушина, попробовать ввинтить ее на место и убедиться, что она подходит к гнезду.

ПСА «Бронто»

Цена: по запросу

Производство специальных автомобилей «Бронто» известно своими моделями на базе автомобилей ВАЗ. Тут и бронированные «Форс» для инкассации, и внедорожники «Рысь», и внедорожные транспортные средства «Марш» — все на базе «Нивы». Правда, серьезно доработанные и получившие узлы от УАЗ снегоболотоходы на шинах сверхнизкого давления своих прародителей напоминают только внешне. Доступны к заказу 3- и 5-дверные варианты, пикапы, а также специальные исполнения вездеходов. Как и в случае со всеми моделями из нашей подборки, легко дооснастить базовые модели тем оборудованием, которое нужно заказчику. В плане опций и конфигурации вездеходов под потребности клиента в Тольятти никаких проблем нет, поэтому-то их «Марши» используются и частными покупателями, и корпоративными по всей России и даже за рубежом.

ТРЭКОЛ-39294

Российский вездеход с небольшим двигателем и тремя осями. Его ширина всего 2,5 м, поэтому он может смело ездить по городским улицам. Шины сверхнизкого давления позволяют ему чувствовать себя уверенно на болотах, в снегу, тундре и даже на воде.

Плавающий снегоболотоход оснащен трансмиссией с безальтернативной пятиступенчатой механической КП и раздаточной коробкой с понижающей передачей.

Для движения по озерам и рекам в задней части машины установлен небольшой гребной винт. Основной двигатель – ЗМЗ-4062.10, но есть модели с дизелями от Hyundai D4BF и Andoria 4CT90-1MEA.

Обеспечить комфортный отдых

Для защиты от дождя на стоянке в лесу очень пригодится тент, который можно натянуть между деревьями. У бывалых туристов еще со времен СССР хранятся большие брезентовые полотнища, но сейчас тент можно и купить, и сделать самостоятельно из куда более легких и технологичных материалов.

Готовить в путешествии на костре романтично, но непросто и не всегда законно. Гораздо удобнее пользоваться портативной газовой плиткой — стоит недорого, компактна, работает от сменных баллонов, к тому же не коптит, не портит посуду, экономит время и силы — не нужно собирать сухостой для костра, мучиться с розжигом во время дождя.

Выбор палатки зависит от ваших предпочтений: хотите максимального комфорта — берите большую кемпинговую. В ней можно ходить в полный рост, есть отдельные "спальни", "столовая" и тамбур, но если в машине мало места и вы каждый день ночуете в новом лагере, гораздо проще обойтись компактной самораскладывающейся палаткой. Она раскрывается буквально на лету, вам останется лишь бросить внутрь коврик, спальник и провалиться в сон после насыщенного впечатлениями дня.

И никогда не забывайте средства от комаров и особенно клещей — клещевым энцефалитом или боррелиозом можно заразиться не только в глухой тайге, но и в Подмосковье.

«ТехноИмпульс»

Цена: от 4 200 000 рублей

Проект, который начинался в Тюмени как фирма «Экотранс» и вездеходы «Петрович», превратился в компанию «ТехноИмпульс» и технику под брендом «Кречет», которая представляет собой усовершенствованный вариант «Петровичей». В линейке марки есть двух- и трехосные вездеходы, которые можно оснастить любым необходимым оборудованием. Лучшим подтверждением качества техники служит ее работа в «Роскосмосе» — госкорпорация использует «Кречеты» в поисково-спасательных операциях после возвращения космонавтов на Землю.

Популярный в России китайский автопроизводитель начнет выпускать смартфоны

ГАЗ-3351

Вездеход, получивший название «Лось», выпускается с 2012 года. Представляет собой двухзвенный гусеничный транспортер.

Отличительная черта снегоболотохода – сверхнизкое давление на грунт (0,138 кгс/кв. см), позволяющее машине справляться с широким диапазоном сложных условий (глубокий снег, песок, болото).

Удачное сочетание мощности двигателя (183 л. с.) и гусениц особой конструкции сделала ГАЗ-3351 пригодным для выполнения задач МЧС и Вооруженных Сил РФ.

Где найти внедорожные маршруты?

Если вы новичок в оффроуде, легче всего присоединиться к организованным путешественникам. Многие внедорожные клубы и независимые гиды возят желающих в туры выходного дня или многодневные экспедиции. На вашем автомобиле, на машинах организаторов, с ночевками и без, по тарифу "все включено" или даже без кормежки. Постигать азы движения по бездорожью в компании единомышленников и веселее, и безопаснее: если застрянете, без помощи не останетесь. Ну а убежденным одиночкам лучше начать с легких маршрутов. Наметьте цель, изучите маршрут — и вперед, навстречу приключениям!

«Трэкол»

Цена: от 2 650 000 рублей

В большинстве, если не во всех, вездеходах, которые выпускают в России, есть частичка «Трэкола». Все дело в том, что эта подмосковная компания выпускает шины сверхнизкого давления и диски для них, поэтому комплектующие «Трэкол» используют многие производители. Но и сама фирма выпускает готовую технику. Причем это могут быть как модификации отечественных внедорожников ВАЗ и УАЗ, так и полноценные снегоболотоходы с грузопассажирским кузовом, трехосной ходовой частью и любым оборудованием по заказу клиента. «Трэкол» даже выпускает вездеходы «скорой помощи» и специальные прицепы для своих снегоболотоходов, поэтому с тем, чтобы подобрать модель и подогнать ее «под себя» проблем не возникнет абсолютно точно.

Маршрут вокруг Плещеева озера

Вдоль Плещеева озера в основном проложены хорошие асфальтовые дороги, но если захотите объехать его кругом, то на противоположном от Переславля-Залесского берегу вас ждет участок тяжелых, ухабистых грунтовок, с "засадами", которые после обильных дождей проходимы только на внедорожнике. Однако летом в хорошую погоду замкнуть кольцо вокруг озера возможно и на легковом автомобиле без полного привода.

«Ямалспецмаш»

Цена: по запросу

Специалисты с Ямала, работающие в компании «Ямалспецмаш», превратить в вездеход готовы хоть внедорожник УАЗ, хоть грузовик. В арсенале производителя есть пассажирские, грузопассажирские и грузовые варианты ульяновских моделей, а также тяжелые вездеходы на базе грузовиков. Машины «скорой помощи», цистерны для топлива, поливальные машины, бортовые грузовики, грузовики с манипулятором, «дома на колесах», двух- и трехосные варианты — сделать готовы практически любую технику, которая потребуется заказчику.

Харьковчанка

Советская разработка Харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. Была создана в 1958 году, предназначалась для работы в Антарктике.

Мощность двигателя – 520 л. с., многие узлы и агрегаты взяты от танка Т-54.

Благодаря техническим характеристикам «Харьковчанка» востребована и в нынешнее время. В кабине есть санузел, камбуз, 8 спальных мест. Это делает вездеход полноценным жилым комплексом.

Arctic Trucks

Цена: по запросу

Один из самых известных производителей вездеходов, который готовит свою технику на базе серийных внедорожников Toyota, Isuzu, Mitsubishi, Lexus. Российское представительство в Красноярске готово построить под заказ как автомобиль с нуля, так и доработать имеющийся у клиента. Все доработки сертифицируются, так что покупатель получает адаптированную к бездорожью машину, на которой можно без проблем ездить по дорогам общего пользования. Как и в случае со всеми остальными производителями вездеходов, Arctic Trucks готовы реализовать в готовом автомобиле любое желание заказчика.

Естественно, подобные вездеходы стоят недешево, а некоторые компании назовут цену только после того, как поймут, что именно нужно клиенту. Но с учетом технологий, малотиражности и адаптации техники под покупателей итоговая цена, если держать в уме возможности вездеходов, окажется вполне разумной. Хотя и сравнивать ее со стоимостью серийных автомобилей-внедорожников бессмысленно.

Конечно, приобретение вездехода — занятие затратное. А вот для города можно взять электрокар, причем не обязательно за космические деньги. Бюджетные варианты мы нашли на AliExpress.

Викинг-29031

Ультрасовременное воплощение инженерной мысли, единственный в своем роде автомобиль-амфибия. Произведен на заводе «КамАЗ», сертифицирован по стандартам ЕЭК ООН.

Пригоден как для езды по городу, так и по бездорожью.

На воде чувствует себя уверено, развивая скорость до 12 км/час. Дизельный двигатель мощностью в 163 л. с. потребляет 12 л топлива на 100 км в нормальном режиме. На бездорожье расход вырастает до 18 л.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий