Помеха справа при проезде перекрестков
В этой статье речь пойдет о термине “помеха справа”, означающем, что требуется уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
В предшествующей статье “Помеха справа при перестроении” было рассмотрено применение правила при одновременном перестроении автомобилей.
Сегодня будет рассмотрено применение данного правила на перекрестках:
Все тонкости применения правила помеха справа
Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.
Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает
Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.
При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.
Как понять «Правило равнозначных дорог» или «Помеха справа» в ПДД
Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.
При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.
Что такое помеха справа (ПДД) и ее трактовка в различных ситуациях
В правилах дорожного движения предусматривается очередность проезда транспорта по трассе и в условиях города. Регулируется очередность движения расставленными знаками приоритета, светофорами, регулировщиками. Для некоторых участков дорог маневренность зависит от норм, указанных в правилах. Одним из нормативов является определение в ПДД “Помеха справа”. Оно регламентирует очередность движения на нерегулируемых перекрестках. Есть множество участков дороги, где нет никаких знаков, светофора, регулировщиков. В таком случае водители должны опираться на правило ПДД “Помеха справа”.
Правило дорожного движения помеха справа — кто должен уступать дорогу?
Если быть точным, то в Правилах дорожного движения именно такими словами «Помеха справа» данное правило не описывается. Требование это само по себе очень понятное– водителю нужно уступить путь транспортным средствам, которые приближаются к перекрёстку с правой стороны.
Применяется это правило в тех случаях, когда нет других регуляторов очерёдности проезда перекрёстка:
- нет обозначений преимущества,
- светофоры отсутствуют или не работают,
- нет регулировщика,
- сами дороги равнозначны, а пути следования транспортных средств могут пересечься.
Что такое «помеха справа»?
Ясно, если пути Вас и оппонента не пересекаются, то никто никому не обязан уступать — нет смысла.
Если Вы движетесь по главной дороге, которая сворачивает вправо, то нужно предоставить первоочерёдный проезд транспорту, въезжающему на перекресток по этой же главной дороге на встречу с правой стороны.
Аналогично следует поступать, когда оба транспорта движутся по второстепенным (грунтовым) дорогам.
Если Вы не на главной дороге, то обязаны уступить проезд и всем транспортным средствам, въезжающим на перекрёсток по главной дороге.
В случае необходимости разъехаться во дворах, на стоянках и других подобных равноправных манёврах — водитель обязан уступить проезд тем, кто движется справа.
Определение понятия
Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.
Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.
Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.
В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.
Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.
Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?
Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая. Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа». Только после этого можно продолжить двигаться.
Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.
В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа
Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.
Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.
Как понимать и когда применяется «помеха справа»
Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:
Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:
- транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
- транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
- определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.
То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.
Уступи дорогу
В правилах обозначение “помеха справа” предполагает необходимость уступать всем участникам движения, которые находятся справа от водителя. Но уступать дорогу нужно только в тех случаях, когда траектории движения будут пересекаться.
Примеры возможных помех справа
Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:
- при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
- включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.
Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.
Условия применения правила «правой руки» или «помеха справа»
Интересующий нас принцип считается по праву универсальным. Однако необходимо четко знать границы его применения, ибо у правила «правой руки» (как и у любой другой нормы) есть обязательные критерии (условии). Их три.
1. Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться.
Помеха справа и пересечение путей
В противном случае – зачем решать проблем преимущества в движении? Ведь автомобили никак не смогут мешать друг другу и спокойно разъедутся в заданных направлениях.
В данном случае «помеха справа» не действует, так как траектории не пересекаются
2. Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения.
Иными словами, ни один из участников «конфликта интересов», стремящихся проехать всенепременно первым, не должен иметь какого-то статусного преимущества. Напротив, он должен быть равнозначен своим оппонентам.
К примеру, нельзя применять принцип «помехи справа» (или правило «правой руки») в следующих системах отношений:
2) трамвай – безрельсовое транспортное средство.
И трамвай, и пешеход – это участники движения с особым правовым статусом.
3. Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД.
Иными словами, случай, когда мы планируем применить это самое правило, не должен быть предусмотрен ПДД.
Возьмем конкретный пример: мы выезжаем с места стоянки вместе с другим автомобилем. Ситуация, не предусмотренная ПДД. В этом случае уступаем ему дорогу, ибо он для нас сейчас – помеха справа.
Выезд со стоянки и помеха справа. У встречного нет помехи справа, и у нас нет. Но это пока. А вот при начале движения у нас появится помеха справа, а у него нет. Следовательно, мы и уступаем.
А вот еще один случай — одновременное перестроение равнозначных субъектов. Первым перестроится мотоцикл, не имеющий в лице «легковушки» помехи справа. А вот водитель легкового автомобиля, напротив, вынужден констатировать помеху справа от мотоциклиста. Поэтому именно он и обязан предоставить преимущество мотоциклисту.
При одновременном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить, так как мотоциклист для него «помеха справа». Однако, если бы легковой автомобиль двигался прямо, то он бы имел преимущество, так как двигается без смены направления и мотоциклист должен его пропустить
Равнозначная дорога
В пункте 13.11 ПДД для нерегулируемых перекрестков говорится, что водители безрельсового средства обязаны уступать дорогу приближающимся справа механическим средствам. Данное правило ПДД “Помеха справа” применимо только на нерегулируемых пересечениях (перекрестках) равнозначных дорог. К этому понятию относят все перекрестки, на которых нет регулировщиков, светофоров или же последние не работают.
Перекресток считается равнозначным в следующих случаях:
- Установлен знак «Пересечение равнозначных дорог».
- Установлен знак «Конец главной дороги».
- Перед перекрестком нет знаков приоритета, а пересекающиеся дороги имеют идентичное покрытие. Примером могут служить перекрестки без знаков полевых дорог или дорог с асфальтовым покрытием.
В случаях, когда перекресток нерегулируемый и равнозначен, то на нем действует правило ПДД “Помеха справа”.
В каких случаях помеха справа не работает?
«Помеха справа» — универсальный принцип. Однако нет правил без исключений. Норма не применяется в следующих случаях:
- участники неравнозначны друг другу;
- при движении задним ходом;
- один из участников «конфликта» – трамвай или пешеход;
- движение осуществляется по дополнительной секции светофора.
Если не соблюдаются три условия «работоспособности» правила, то оно исключается.
Фактически, имеется еще один случай, когда правило не работает: если участник движения неадекватен. «Сорвиголову», несущегося на всех скоростях, имеет смысл пропустить, даже если имеется приоритет.
Подобная мера позволит избежать возможной аварийной ситуации.
Проблемы на перекрёстках
Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.
На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.
Помеха справа при проезде неравнозначных перекрестков
Рассмотрим пункт 13.10 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
В данном пункте говорится о том, что если главная дорога меняет направление на перекрестке, то водители должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков, т.е. правилом “Помеха справа”.
На перекрестке неравнозначных дорог правило “Помеха справа” применяется только в следующих случаях:
- Белый автомобиль движется по главной дороге, которая поворачивает направо. Он должен уступить дорогу красной машине, которая въезжает на перекресток по главной дороге и приближается справа. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье “Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге”.
- Синяя машина едет по второстепенной дороге, которая “поворачивает” направо. Она должна уступить дорогу оранжевому автомобилю, въезжающему на перекресток по второстепенной дороге и приближающемуся справа. Кроме того, синий должен уступить дорогу и всем автомобилям, въезжающим на перекресток по главной дороге (белому, красному). Данный вопрос подробно рассмотрен в статье “Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге”.
Применение правила при перестроении
Перестроения можно разделить на 2 группы:
- Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
- Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.
При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается.
А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.
Помеха справа на перекрестках
Движение на неравнозначных перекрестках регулируется дорожными знаками, светофором или регулировщиком. Их отсутствие, а также одинаковость дорожного покрытия – признаки нерегулируемого участка.
«Помеха» работает только на равнозначных перекрестках. Принцип звучит следующим образом: на нерегулируемом перекрестке первым начинает движение тот автомобиль, что находится правее.
Важно: «помеха справа» не работает на круговых перекрестках. Водители, которые уже находятся на круге, имеют приоритет по отношению к въезжающим.
Перестроение между полосами
Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.
Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:
- При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
- При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
- При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.
На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.
Проезд неравнозначных дорог
В пункте 13.10 правил дорожного движения говорится о нормативах проезда неравнозначных перекрестков. В этом правиле указывается, что, когда главная дорога на перекрестке изменяет направление, то водители, перемещающиеся по главной дороге, ориентируются по правилам пересечения перекрестков равнозначных дорог. Этими же нормами руководствуются водители, которые едут по второстепенным дорогам.
Если главная дорога меняет направление, то движение регулируется правилом “Помехи справа”. Это же правило применяется к движению, если установлены следующие знаки: «Главная дорога», «Движение без остановки запрещено», «Уступи дорогу».
Примеры ситуаций
Если говорить о такой особенности, как «помеха справа», правило ПДД диктуют поведение автомобилистов в следующих обстоятельствах:
- На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог машина V следует прямо, а D находится справа от него и собирается свернуть. Если ему нужно направо, оба авто могут разъехаться по непересекающимся траекториям. В отсутствие такой возможности V должен уступить. Обязательно придется пропустить автомобиль D, когда тот сворачивает налево (пути точно пересекутся) или едет тоже прямо.
Ещё на AutoLex.Net:
Когда и на каком именно перекрестке разрешен обгон, можно ли обгонять по главной
- V и D ехали навстречу друг другу. Первому нужно свернуть налево, второму направо, то есть они намереваются поехать в одном направлении. Но для V горят основной и дополнительный разрешающий сигналы, а для D – основной красный и дополнительный зеленый. Второй является для первого помехой справа. Тем не менее уступить должен именно D, так как здесь работает не правило правой руки, а пункт13.5 ПДД.
- Машина V едет по дороге мимо арки, ведущей из двора. Оттуда выезжают автомобили D и L, причем второй находится правее. Машина V должна проследовать первой, так как она находится на главной дороге. Автомобиль D обязан пропустить V и L. Ведь первый находится на приоритетном направлении, а второй приближается справа. Машина L должна уступить только V.
Правило правой руки на парковках не менее важно, чем на дорогах. О нем стоит помнить в любых условиях. Ведь если не уступить проезд, легко не только нарваться на штраф, но и стать виновным в ДТП.
Как действует правило при одновременном перестроении?
Пункт 8.4. ПДД дает прямой ответ на вопрос. Если имеет место одновременное перестроение, то водитель уступает дорогу тому, кто находится правее. На практике подобных ситуаций великое множество. Пример: водитель желает перестроиться на левую сторону, при этом другой автомобилист, находящийся на стороне слева, желает перестроиться на правую сторону. В таком случае дорогу уступает водитель слева.
Правило действует не всегда
Есть ряд случаев, когда правило «правой руки» не действует. К таковым относятся:
- Встреча пешехода и транспортного средства. Пешехода обязаны пропускать все транспортные средства.
- Трамвай и безрельсовый транспорт. Трамвай пропускает автомобиль в единичных случаях, в остальных он имеет преимущество, и участники движения должны его пропускать.
Трамваи и пешеходы относятся к особым участникам движения с определенным правовым статусом.
Не действует правило по ПДД “Помеха справа на перекрестке со светофором”. Его нельзя применять участникам движения на дорогах с разным приоритетом: с регулировщиком, светофором, при наличии предписывающих знаков.
Примером ПДД “Помеха справа” может быть ситуация, когда водитель одного транспорта выезжает на перекрестке на главную дорогу. В этом случае он должен уступить дорогу всем проезжающим автомобилям и только после этого начать движение. Даже если он будет находиться справа от проезжающих машин, то его пропускать никто не должен: у данного транспорта нет приоритета.
Другой пример: один участник движения выезжает со двора, а другой – едет по дороге. В этом случае правило не действует, так как все, кто выезжает со двора, должны уступать дорогу проезжающим транспортным средствам.
При сужении дороги
Еще одной ситуацией, в которой требуется применить правила движения при наличии помехи справа, является сужение дороги. В целом процедура полностью описана в ПДД пункт 8.9, согласно которому требуется, выполняя правила перестроения из предыдущего пункта, предоставить приоритет транспортным средствам, движущимся попутным потоком. Таким образом, вам опять же придется пропускать помеху справа до тех пор, пока у вас не будет возможности перестроиться не создавая помех. Так что к сужению дороги нужно готовиться как можно раньше.
Практические примеры и комментарии
В 2017 году Верховный суд РФ коснулся вопроса применения правила: отменил штраф водителю, не уступившему дорогу автомобилю справа. Особенность случая: оба автомобиля поворачивали в одну сторону и являлись попутными. Их пути не пересекались, а были параллельными. Однако автомобилист, который находился справа, решил поспешить и увеличить скорость, тем самым резко изменив свою траекторию. Верховный суд РФ, освободив водителя, не уступившего дорогу, установил судебный прецедент: транспортное средство, которое приближается сзади с правой стороны к другому автомобилю, двигающемуся параллельно, не является помехой справа.
«Помеха справа» позволяет решить целый массив конфликтов, не урегулированных Правилами дорожного движения.
Единственное, что необходимо знать – сами особенности и условия использования принципа. Грамотно пользуясь правилом, водитель упрощает себе жизнь и движение всех остальных участников дорожного движения.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
В каких ситуациях применяется правило
Принцип «помехи справа» многие водители считают универсальным средством на дороге.
Начинающим автолюбителям следует определять рамки его применения, так как для всех без исключения правил есть условия:
- Траектории машин должны пересекаться. Это касается нерегулируемых перекрестков, пересечения второстепенной и главной магистрали, вариантов выезда со двора, стоянки, стадиона и пр.
Например, со стоянки выезжают две машины. Если конкретной ситуации нет в утвержденных нормах, то один из водителей уступает дорогу автомобилю, который приближается с правой стороны.
Еще пример: одновременное перестроение равнозначных автомобилей, но первым перестроится транспортное средство, идущее в правом ряду. Для него нет помехи с правой стороны движения. Машина в левом ряду должна уступить дорогу.
Помеха на неравнозначном перекрестке
Если со стандартными равнозначными нерегулируемыми перекрестками все предельно ясно и просто (сначала едут трамваи, а потом автомобили по правилу правой руки), то с неравнозначными и нерегулируемыми все намного сложнее. Порядок действий в этом случае будет определяться имеющимися отметками и обозначениями, а так же самим типом движения. Первыми на таком перекрестке разъезжаются рельсовые транспортные средства. Затем движение выполняют автомобили, двигающиеся по главной дороге. И только когда все они закончат движение можно будет воспользоваться правилом правой руки для избегания помех и безопасно пересечь перекресток.
При перестроении
Перейдем к проблемам наличия помехи при проведении такого маневра, как перестроение. ПДД имеют четкое описание данной процедуры, содержащееся в пункте 8.4. Он гласит, что водитель обязан уступать дорогу любым транспортным средствам, движущимся попутно рядом с ним с постоянным направлением движения. При этом если перестроение проходит одновременно, водитель все равно обязан сначала пропустить помеху и только потом совершать маневр.
Если же вы сами являетесь для движущегося водителя помехой справа, то ПДД дают вам возможность пропустить его для перестроения. Но если вы при этом сами решите перестроиться, то вам придется ждать, пока вас пропустят и помехи не исчезнут. Очень важно помнить, что не пропуская водителя, вы создаете значительную угрозу для всего потока, рискуете заработать значительный штраф а так же получить взыскание за опасное вождение.
ли со статьей или есть что добавить?