Тише едешь – дальше… застрянешь
Как известно всем любителям внедорожников, подлинная «крутизна» этого класса автомобилей измеряется расстоянием, которое надо пройти, чтобы найти трактор, способный извлечь увлекшийся джип или кроссовер из непреодоленной неровности земной коры. Одним из способов увеличения этого расстояния является наличие в трансмиссии понижающей передачи.
Понижающей называют дополнительную передачу, которая уменьшает число оборотов колес при постоянных оборотах двигателя. Конструктивно она обычно устанавливается в раздаточную коробку, распределяющую крутящий момент от двигателя на передние и задние колеса.
ТОП 20 лучших внедорожников по цене и качеству в России в 2021 году
Российские условия для автомобилей — уникальны. Холодный климат дополняется далеко не самыми лучшими дорогами. Именно поэтому в РФ спросом и пользуются внедорожники, для которых характерны большой клиренс и устойчивая к критическим нагрузкам трансмиссия. Хорошо, что автоконцерны сейчас предлагают широкий выбор таких автомобилей. А какой внедорожник лучше по мнению самих автомобилистов? И на какие критерии следует ориентироваться при покупке такого авто?
Понижающая передача: принцип, виды. Внедорожники с понижающей передачей и блокировкой дифференциала
Прежде всего скажем о том, что передачи у любой трансмиссии предназначены для того, чтобы регулировать скорость передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Они подразделяются на прямые, а также повышающие крутящий момент и понижающие его. Здесь мы подробнее поговорим о последнем виде.
Назначение и разновидности рамы
Рама во внедорожнике представляет собой разновидность несущей системы в виде основы для крепления агрегатов и кузова. Это делает конструкцию значительно прочнее относительно несущего кузова, но негативно сказывается на ее общем весе. Рама с кузовом может быть изготовлена как в виде цельной конструкции, что делает ее еще прочнее, так и с разборными соединениями.
Такой запас прочности, продлевающий ресурс всей конструкции машины, оборачивается несколько сниженными эксплуатационными характеристиками, за счет более высокого веса и пониженной управляемости. Данный класс автомобилей предпочитают использовать водители, применяющие их в условиях бездорожья, так как повышенная прочность конструкции – просто насущная необходимость.
По видам конструкции, рамы бывают следующие:
1. Лонжеронная (лестничная).
3. Вильчато-хребтовая (Х-образная).
5. Решетчатая (пространственная или трубчатая).
6. В виде несущего основания.
Самым востребованным типом конструкции является лонжеронный, который применяется в большинстве внедорожников. Он выполнен из балок, усиленных в местах с максимальной нагрузкой. Части рамы скрепляют сваркой, болтами и заклепками.
Для чего понижать передачу?
alt=”Внедорожники с понижающей передачей” width=”300″ height=”185″ />Чтобы разобраться, для чего нужна понижающая передача, придется сначала обратиться к характеристикам двигателей. Даже далекие от техники автовладельцы знают, что максимальную мощность, развиваемую мотором, документируют при определенном числе оборотов коленчатого вала. Причина в том, что и мощность и величина крутящего момента у двигателя зависят от оборотов. Коробки переключения передач конструируют таким образом, чтобы двигатель мог оптимально отдавать свою мощность как при трогании с места и медленном движении, так и на высоких скоростях.
Чтобы тронуться с места на твердом покрытии большая мощность не требуется. Поэтому первая передача имеет такое передаточное отношение, которое обеспечивает уверенный старт и медленное движение при оборотах чуть выше холостых. Максимальную мощность двигатели разных производителей развивают при 3-6 тысячах оборотов. На первой это соответствует уже относительно высокой скорости. В результате может не хватить мощности для крутого подъема или на поверхности, оказывающей сопротивление движению (снег, грязь, песок, вода). Если «раскрутить» двигатель до 5 тысяч, чтобы добавить крутящего момента, то коробка передач высокие обороты передаст и колесам, которые начнут буксовать. А может случиться, что скорость в 10-15 км/ч уже становится не безопасной, если дорога изобилует камнями, ямами, риском соскальзывания с обрыва и т.д. Во всех подобных случаях помощником становится понижающая передача в раздаточной коробке.
Понижающая передача и ее назначение
Проще говоря, понижающая передача – это та, которая находится в раздатке, или иначе – дополнительной коробке, распределяющей крутящий момент между двумя ведущими осями. При ее включении скорость автомобиля падает, а крутящий момент и мощность увеличиваются. Эта передача зачастую используется при преодолении таких препятствий, как гололед, брод, крутой спуск или подъем, песок, грязь, каменистые дороги и тяжелое бездорожье.
Она включается кнопкой или же рычагом с обозначением L и LO, что означает сокращенное от low – “низкий”. Принцип понижающей передачи заключается в том, что при ее включении скорость внедорожника падает, но при этом он становится более сильным и способным преодолевать препятствия. Величина падения скорости зависит от передаточного соотношения в шестернях. Автомобиль при включении пониженной передачи двигается на высоких оборотах.
Например, рассмотрим такую ситуацию, когда при длительном подъеме на третьей передаче мотору не хватает мощности, а при включении второй передачи количество оборотов становится слишком большим. В этом случае включение пониженной передачи помогает справиться с ситуацией: авто движется с небольшой скоростью, но при этом на высоких оборотах. Благодаря увеличению на колесах крутящего момента преодоление препятствий на дороге становится гораздо легче. Число оборотов моста увеличивается вместе с передаточным числом вторичного вала. За счет этого автомобиль может легче преодолеть сильное бездорожье, водные преграды, спуски и подъемы и иные препятствия.
Назначение понижающей передачи и блокировки дифференциала
Любая трансмиссия создана для регулирования передачи крутящего момента от мотора к колесам. Назначение в ней понижающей передачи – поддержка высоких оборотов двигателя при небольшой скорости. Эта опция находит применение во внедорожниках при необходимости повышения крутящего момента во время продвижения по пересеченной местности, при езде на сложном подъеме с грузом, а также в условиях слякоти и гололеда.
Работа понижающей передачи обеспечивается раздаточной коробкой – дополнительным механическим устройством для распределения усилия, поступающего от двигателя на обе ведущие оси. Когда она задействуется, скорость машины снижается, а крутящий момент, поступающий на оси, увеличивается. Величина уменьшения скорости регулируется передаточным числом шестерен раздатки, а включение данного режима происходит при помощи кнопки или рычага.
Межколесный дифференциал – конструктивное решение, которое применяется для возможности вращения колес, находящихся на одной оси, с разными скоростями. Это необходимо при повороте авто, но, если машина застряла в грязи или снегу, двигатель будет вращать застрявшее колесо, а другое останется неподвижным. Заблокировав дифференциал, усилие силового агрегата в равной степени распределится между колесами, что обеспечит авто дополнительные возможности в проходимости.
Какой выбрать
Если суммировать всю информацию, то выводы следующие:
- Mercedes AMG — выбор внедорожника для тех, кто может себе это позволить;
- DW Hower H5 — лучший из бюджетной категории;
- Toyota RAV4 — для среднего бюджета;
- Mitsubishi Pajero — для любителей «спортивных» кроссоверов;
- JeepGrand Cherokee — для тех, кому важна проходимость и надежность.
Итого, представленный рейтинг внедорожников по качеству для своих ценовых категорий — это тот перечень авто, которые чаще покупают в РФ. Но какой именно выбрать — каждый решает самостоятельно, основываясь на доступном бюджете и требуемом функционале. А вариантов на потребительском рынке — масса.
Демультипликатор
Демультипликатор конструктивно входит в схему раздаточной коробки или же выполняется в виде отдельного агрегата. В «автоматах» раздаточная коробка может не присутствовать, а ее функции выполняются некоторыми деталями и узлами в КПП. Дополнительная КП, в которой имеется понижающая передача (демультипликатор), предназначена для повышения сил тяги на колесах. Демультипликатор представляет собой механизм трансмиссии, который предназначен для повышения крутящего момента. Он устанавливается, как правило, на те автомобили, которые предназначены для эксплуатации в плохих дорожных условиях. В данном случае обычного количества передач в коробке будет недостаточно, здесь поможет получение промежуточного передаточного числа в трансмиссии.
Рассмотрим такую ситуацию: на четвертой передаче при определенной скорости мотор работает в конкретных условиях с перегрузкой, при более низкой передаче, третьей, двигатель «перекручен». В этом случае поможет дополнительная коробка передач.
Преимущества и недостатки рамного внедорожника
Положительные стороны рамной конструкции внедорожников следующие:
- Меньшая степень звукопередачи и вибрации от шин и двигателя, благодаря которой водитель и пассажиры испытывают больший комфорт в сравнении с машиной, оснащенной несущим кузовом.
- Увеличенный ресурс шасси, делающий автомобиль более долговечным.
- Равномерное распределение нагрузки на кузов и раму при езде по пересеченной местности, благодаря чему машина не испытывает кренов.
- Рамные внедорожники оснащают силовыми агрегатами повышенной мощности с высоким крутящим моментом, которые способны без перегрузки выполнять самые сложные задачи.
- На основе одного шасси можно создавать несколько автомобилей с различным дизайном кузова и характеристиками.
- На рамный внедорожник допустима установка колес большего диаметра (лифтование), для поднятия дорожного просвета и проходимости, что не влияет на основные показатели авто.
В сравнении с машинами, имеющими несущий кузов, рамные внедорожники имеют следующие недостатки:
- Существенная масса автомобиля, что несколько усложняет его управляемость из-за высокого центра тяжести и деформаций рамы и кузова, направленных друг на друга.
- Более высокий расход топлива.
- Сниженный полезный объем салона авто.
- Более низкие показатели пассивной безопасности из-за сложности определения зон деформации и вероятности взаимного смещения кузова и рамы при ДТП.
У нас на сайте есть очень познавательная статья про китайские внедорожники и кроссоверы. Рекомендую прочитать.
По бездорожью без понижающей
Внедорожник с понижающей передачей KIA Sorento
В последние годы тенденция к росту цивилизованности внедорожников и кроссоверов приобретает размах, удручающий бывалых джиперов. Настоящие внедорожники гонятся за комфортом, что приводит к росту их цены, а зачастую и к уменьшению проходимости и сближению с кроссоверами. Кроссоверы в свою очередь все больше сближаются с машинами для асфальта. Рамных внедорожников практически не осталось. Многие расстаются и с понижающими передачами. Вслед за флагманами облегчаются и другие внедорожники. Так без понижающей передачи остался с 2009 г и KIA Sorento. Что уж тогда говорить о кроссоверах!
Porsche Cayenne S с 6-ступенчатой коробкой Tiptronic S имеет понижающую передачу, но с 2010 г Porsche 958 Cayenne получил новую версию Типтроника уже с 8 ступенями, но без понижайки. Конструкторы Audi Q7 тоже отказались от понижающей передачи. Просматривается общая тенденция, парадокс которой иллюстрирует «спиральный» характер развития. Современные кроссоверы, точнее та их часть, которая имеет некоторые претензии на звание внедорожника, просто дополняются 1-2 ступенями в коробке передач. Трансмиссия вполне «бюджетного» Рено Дастера сконструирована так, что трогаться на асфальте лучше со второй передачи, а первую оставить для движения по сомнительным дорогам.
Собственно, их конструкторы повторяют ход мысли разработчиков ЛуАЗа. Только с другими задачами. Покупателя склоняют больше платить за комфорт, чем за возможности автомобиля. Наверное, это реальное изменение потребностей основной массы автолюбителей. А для истинных ценителей свободного перемещения по направлениям остаются неубиваемые простые машины прошлого века и внедорожные суперкары века нового.
Volkswagen Amarok
Прямой конкурент Mitsubishi L 200. Немец мощнее (258 л.с.), выглядит солиднее, в стиле Фольксвагена. Автомобиль универсальный и подходит для езды в городском режиме, по бездорожью, снегу и любым другим препятствиям, которые встретятся на пути.
Практически неубиваемая подвеска делают внедорожник надежным партнером в условиях активной ежедневной эксплуатации.
Еще немного теории
Что такое понижающая передача? Она призвана поддерживать большое количество оборотов мотора при невысокой скорости. Подобная конструкция используется в основном для того, чтобы повысить крутящий момент для улучшения продвижения по пересеченным пространствам. Также и при тяжелых подъемах с грузами, в гололед и слякоть.
Демультипликатор (4L или Low) представляет собою дополнительный редуктор, устанавливаемый сразу после КПП. Понижающую передачу обычно включают до того, как преодолеть препятствие. Скорость при этом на данной передаче уменьшается, а крутящий момент, соответственно, вырастает.
Блокировка колес используется на многих современных внедорожниках, и рамных, и кузовных. При езде по бездорожью часто попадает так, что одно колесо (а то и несколько) из четырех полноприводных пробуксовывает, к примеру, по песку или грязи. Для этого и придумали блокировку колес, чтобы эти пробуксовки, мешающие передвижению, исключить. У настоящего внедорожника 4х4 все колеса должны быть блокируемыми (хотя многие современные оснащаются системами, создающими подобный эффект только для одного из колес). Блокировки подразделяются на полные и частичные, ручные и автоматические.
Каким образом включить пониженную передачу?
Необходимо остановить автомобиль, после этого рычаг основной КП переводится в нейтральное положение, а рычаг дополнительной коробки – в положение «пониженная передача». Затем выжимаем сцепление. Не во всех трансмиссиях присутствует раздаточная коробка в отдельности. В этом случае на обычной КПП имеется специальный рычажок, с помощью которого включается данная передача. Если понижающая передача будет включена в обычном режиме, то в этом случае велик риск перегрузки как двигателя, так и трансмиссии. В итоге оба агрегата могут выйти из строя.
Особенности ремонта
Любой автомобиль в процессе эксплуатации рано или поздно ломается. При этом самым сложным ремонтом традиционно считается кузовной. Специалисты сервисных центров утверждают, что у рамных внедорожников коррозия, трещины и деформация рамы встречаются крайне редко. Подобные проблемы появляются только при сильно неаккуратной эксплуатации, или после серьезной аварии.
Также ремонтные работы деталей шасси выполняются без труда из-за несложной конструкции рамы и доступности всех узлов ходовой части, а ремонтные работы кузова после ДТП гораздо проще, чем авто с несущим кузовом. Все сложные панели, прикрепленные к раме, при восстановлении не нуждаются в соблюдении точных размерных допусков. По этой причине восстановление рамного внедорожника займет меньше времени и материальных затрат.
Настоящие внедорожники: последний рубеж обороны
Их действительно становится все меньше. Иные кардинально не обновляются десятилетиями, переживая лишь легкие рестайлинги. Такие машины по-прежнему большей частью рамные, с завидным дорожным просветом и тяговитыми дизельными моторами.
Один из отличительных признаков настоящего бойца — мощная трансмиссия с раздаточной коробкой, понижающей передачей и жесткими блокировками дифференциалов. Автомобиль с такой трансмиссией по праву может называться внедорожником. Многие производители, подчеркивая недюжинные вездеходные качества, указывают не только величину дорожного просвета, но и глубину преодолеваемого брода.
Руководствуясь здравым смыслом, мы включили в обзор автомобили, чья цена в базовой комплектации до наступления 2015 года не превышала двух миллионов рублей.
Пикапы не рассматривали — они отдельная тема.
Скорее всего, когда вы будете читать эту статью, дилеры уже успеют переписать ценники и некоторые модели выпадут из данной обоймы. Но они не перестанут быть внедорожниками.
Kia Mohave (пункты 1 и 6)
Рамный. Бензин, 275 л.с.; дизель, 250 л.с.; автоматическая коробка. Клиренс 217 мм.
Китайские рамные внедорожники
В России уже как минимум десятилетие успешно продаются и пользуются популярностью модели китайского автопрома, которые кроме главного своего преимущества – низкой цены, со временем становятся заметно качественнее. Новые китайские рамные внедорожники имеют отличную проходимость, привлекательный дизайн и современный салон, а также традиционно конкурентоспособную цену. Самыми известными и востребованными моделями считаются следующие:
Great Wall Н3
Авто модельного ряда 2016 г. использует устаревшую платформу Isuzu Axiom, но благодаря полному приводу, раме с раздаткой, блокировке дифференциалов, кондиционеру, дополнительным элементам комфорта и цене, не превышающей 1 млн. руб., остается одним из самых востребованных. Хотя платформа осталась прежней, был доработан дизайн, в частности изменилась решетка радиатора. В салоне стала лучше эргономика, качество сборки панелей, а также избавились от прошлых недостатков – неприкрытых саморезов и других неприятных мелочей.
Технические характеристики остались прежними: силовым агрегатом выступает двухлитровый бензиновый двигатель, мощностью 116 л. с., с механикой, полным приводом и раздаточной коробкой. Этого вполне достаточно для умеренного передвижения на трассе и езды по бездорожью. Непростые дорожные условия помогает преодолеть рамная конструкция и высокая геометрическая проходимость.
BAW B40
Китайский рамный внедорожник, производство которого кроме Поднебесной планируется наладить и в Ульяновске. Полная версия автомобиля включает полный привод, механическую КПП и раздаточную коробку. Оснащается одним из двух силовых агрегатов, объемом 2 и 2,4 л. Автомобиль имеет трехдверный кузов, и собран на базе американского авто Jeep Wrangler.
Mitsubishi-ASX-2012-19
Бестселлер недавнего прошлого на фоне более свежих конкурентов смотрится бледновато, хотя периодическими модернизациями общий уровень машины удается поддерживать на высоком уровне. Так, ASX больше не напрягает слабой шумоизоляцией. Да и подвеска перестала донимать стуком на неровностях. Для своих денег — вполне сбалансированный автомобиль. Кстати, за оговоренную сумму предлагаются автомобили 2014 года выпуска. Автомобили 2015 года обойдутся на 50 тыс. руб. дороже. Более свежих ASX не получить — его поставки в нашу страну прекращены и в обозримой перспективе вряд ли будут возобновлены.
Land Cruiser и другие
Концерн Тойота вот уже более 60 лет занимается производством массовых вездеходов. В 2014 представлена обновленная модификация – Land Cruiser 200. Немного из истории: в основу данной машины легла конструкция военного авто, проверенного на корейской войне в середине прошлого века. Японский автопром делает традиционный упор на высокие технологии и вспомогательные электронные системы, иногда даже кажущиеся немного лишними при прямом целевом использовании автомобиля. Но качество агрегата на самом высочайшем уровне, так что можно не опасаться застрять в канаве с поломанным бортовиком или одной из систем.
Жаль, что цена подобного японского чуда также зашкаливает и недоступна для многих россиян! Среди категории рамные внедорожники с понижающей передачей и блокировкой есть еще несколько наиболее ярких представителей. К примеру: Jeep Wrangler, Land Rover Defender, SsangYong Rexton, Chevrolet Trailblazer, Nissan Pathfinder или Mitsubishi Pajero Sport, о которых мы расскажем в наших следующих статьях.
Виды понижающих передач
В качестве понижающих передач применяют червячные, реже цилиндрические и планетарные. Червячная передача входит в число передач зацепления с перекрещивающимися осями валов. Движение в них осуществляется по принципу винтовой пары. Основными свойствами ее являются низкий уровень шума в связи с особенностями зацепления, относительно низкий КПД, малые габариты и большое передаточное число. По сравнению с цилиндрическим редуктором червячная передача обеспечивает лучшую плавность хода. Такой вид передачи имеет гораздо больший потенциал повышения крутящего момента и снижения частоты вращения, чем редукторы с иными типами передач. Цилиндрическую зубчатую передачу используют в механизмах с параллельным расположением валов. Для такого вида требуется повышенная точность из-за конструктивных особенностей.
Зубчатые передачи отличаются надежностью и долговечностью при соблюдении допустимого уровня нагрузок, из минусов можно назвать тот момент, что при высокой скорости вращения такой механизм имеет высокий уровень шума, а также не может гибко реагировать на изменяющуюся нагрузку. Разновидностью зубчатых передач являются и планетарные. Они имеют зубчатые колеса с подвижными осями. Такие передачи обладают небольшим весом, удобством компановки, по сравнению с обычными зубчатыми передачами производят меньше шума, а также возможностью получения больших передаточных отношений. Из недостатков можно назвать большое число деталей, повышенные требования к точности монтажа и изготовления.
Посадка закончена
Сидеть за рулем обновленного Mitsubishi удобнее, чем раньше, — спинку можно поставить почти вертикально по-спортивному, набивка стала более плотной, появился поясничный подпор. Кресло Kia не так плотно держит водителя, зато, помимо подогрева, оснащено вентиляцией.
Outlander, хоть и уступает по величине колесной базы, предлагает больше места для ног на втором ряду. Диван в семиместном вариант двигается, чтобы высоким пассажирам на галерке было попросторнее. Всё же для взрослых пассажиров третий ряд подходит не особо.
По удобству второго ряда Sorento, кроме запаса для ног, во всем превосходит Outlander. Правое пассажирское сиденье можно сдвинуть с помощью кнопок на спинке, как в премиальном седане, есть даже солнцезащитные щитки на боковых окнах, не говоря уже о подогреве сидений. Больше места и на третьем ряду, к тому же он на удивление хорошо экипирован. Есть даже такая необычная опция, как отдельный блок управления климатом для галерки. Кроме того, на самом заднем ряду Sorento есть крепление Isofix для детских кресел. Плюс удобные подстаканники на всех трех рядах — многодетные родители всё это точно оценят.
Семеро в снегах
У Outlander лучше внедорожная геометрия. Угол въезда. Клиренс: 215 против 176 мм
Фото: Борис Ульзибат
Собачка Баскервилей: обманчивая внешность французского кроссовера
Тест-драйв Peugeot 2008 на серпантинах Абхазии
Больше у Sorento и багажный отсек, даже за поднятыми сиденьями третьего ряда остается приличный запас. Outlander может ответить разве что меньшей погрузочной высотой.
Считаем разъемы, смотрим карты
С точки зрения оснащенности мультимедиа Kia выглядит предпочтительнее — большой дисплей с качественной графикой, штатная навигация, интеграция со смартфонами и даже аудиозаставки. Да и музыка в нем звучит интереснее. Кроме того, здесь повсюду USB-разъемы, даже в боковинах передних кресел.
Интерьер Kia Sorento хорош дизайном и необычными решениями вроде двухэтажных воздуховодов
Фото: Борис Ульзибат
Руль короткий — менее трех оборотов. Между циферблатами — большой цветной дисплей
Фото: Борис Ульзибат
Кресла довольно широкие. Помимо подогрева, они оснащены еще и вентиляцией
Фото: Борис Ульзибат
Часть кнопок климат-контроля сенсорные. У мультимедийной системы есть штатная навигация
Фото: Борис Ульзибат
Ездовые режимы переключаются шайбой. Подстаканники непривычной квадратной формы
Фото: Борис Ульзибат
Переднее пассажирское сиденье можно отодвинуть со второго ряда. В боковинах спинок расположились USB-розетки
Фото: Борис Ульзибат
Второй ряд неплохо оснащен. Сиденья двигаются продольно, а наклон спинок регулируется
Фото: Борис Ульзибат
В распоряжении пассажиров третьего ряда имеются отдельный блок климата и розетки. Сиденья второго ряда складываются из багажника
Фото: Борис Ульзибат
Объем багажника в 7-местном варианте — 187 л, в 5-местном — 705 л, в 2-местном — 2011 л
Фото: Борис Ульзибат
Outlander экипирован скромнее, а в арсенале штатной мультимедийной системы только поддержка Apple CarPlay и Android Auto, динамиков вдвое меньше, чем в Kia, USB-разъемов по одному, спереди и сзади Впрочем, в более скромных комплектациях предлагают головное устройство от «Яндекс» с фирменным навигатором.
ли со статьей или есть что добавить?