Реле напряжения. Выбор, описание, параметры.

Содержание

Реле напряжения. Выбор, описание, параметры.

Сетевые организации не спешат делать реконструкции и модернизации линий электропередач, подстанций и трансформаторов. Тем временем ситуация только усугубляется, поэтому колебания напряжения в наших сетях довольно частое явление.

реле напряжения

Отгорел ноль

Согласно ГОСТ 29322-92 напряжение в электросети нашей страны должно быть в пределах 230 В при одной фазе и 400 В между фазами. Но если вы живете в сельской местности или недалеко от города, то проблемы с постоянной величиной напряжения очень высоки, да и в самом городе этого исключать не стоит, особенно в старом жилом фонде. Перепады напряжения очень пагубно влияют на электроприборы в доме. Например, из-за низкого напряжения может сгореть холодильник или кондиционер (компрессор не запустится и перегреется), сильно снижается мощность микроволновки, тускло светят лампы накаливания. Ну а высокое напряжение просто “убьет” вашу бытовую технику. Уверен, что многие слышали про “отгорание нуля” в многоэтажках, и как целыми подъездами носят в мастерские ремонтировать бытовую технику.

Причины возникновения колебаний напряжения в сети бывают разные:

  • Замыкание одной из фаз на нейтраль, в итоге в розетке будет 380 Вольт.
  • Отгорание (обрыв) нуля, если у вас в это время низкая нагрузка, то напряжение будет тоже стремится к 380 В.
  • Неравномерное распределение нагрузки по фазам (перекос), в итоге на наиболее загруженной фазе напряжение снижается, и если к ней подключены холодильник и кондиционеры, то высокая вероятность, что они “сгорят”.

Импульсное реле для управления освещением: схема подключения

Часто можно встретить у разных владельцев строений системы, которые централизованно управляют осветительными приборами. Такие схемы используются вместо типовых решений, где включение и выключение происходит отдельно в каждой комнате.

Такие варианты удобнее, особенно если помещения имеют большие площади или присутствуют удлиненные холлы. При подключении импульсных реле в электрическую цепь светильнику включаются в одном месте, а выключаются в другом. Применение подобных схем удобно для лестничных клеток многоэтажных зданий.

Генератор КамАЗ-5320, -55102, -55111, -53212, -53211

Работа современного грузовика не мыслима без электрической энергии. Аккумуляторы, концентрирующие заряд, нуждаются в постоянной подпитке. Выработка и передача электричества в контур происходит за счёт генератора. Разновидности схем подключения моделей, конструктивные особенности, используемая нагрузка сети, путают непосвящённого пользователя. Вопрос актуален и нуждается в разбирательстве, поскольку влияет на состояние автомобиля.

Генератор 4001.3771-53, КамАЗ Евро-2:

Схема включения генератора 5101.3701 на автомобилях ГАЗ 3309, 28 Вольт

Да, можно поставить Г 273В1 Камазовский, но надо приспособить шкив.

На него подойдет шкив от "Валдайского" генерато ра

Генератор 5101.3701 выполнен по схеме с дополнительными диодами. Регулятор напряжения Я120М12. Диодный мост восьмерочный БПВ 56-65-02 старого образца с двумя проводками.

Генератор состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.

Корпус и основные детали схожи с генератором КЗАТЭ 372.3701 для восьмерки, однако:

Обмотка статора рассчитана на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

Ротор генератора рассчитан на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

Особенность устройства данного типа генератора в том, что в задней части генератора сделан колпак, у в котором, смонтирован регулятор напряжения. Такая конструкция повышает брызгозащищенность, необходимую для автомобилей внедорожников. При ремонте таких генераторов появляется сложность расстановки проводов соединяющих регулятор напряжения и генератор. Как правильно расставить провода?

Принцип действия генератора

Назначение регулятора напряжения. Регулятор напряжения на 28 Вольт Я120М12 и его аналоги

Теперь, как подключать, если генератор не соответствует проводке?

Если старый генератор был с доп.диодами и использовал для подключения три провода, а новый генератор более простой с регулятором напряжения Я112А, и ему достаточно два провода. То в этом случае третий провод от лампочки просто остается неподключенным. Лампочка, в этом случае, перестает работать, но на всех машинах этого поколения есть либо вольтметр, либо амперметр и по ним можно контролировать зарядку.

без доп диодов, вместо с доп диодами

Надо подключить генератор с доп. диодами, а проводка – два провода

Если старый генератор был простой, без доп диодов и ему нужно было два провода для подключения, а новый, более современный, с доп. диодами и требует для подключения три провода, то надо проигнорировать доп. диоды, забыть про них и подключать генератор, как буд-то он без доп. диодов. Но придется вскрыть корпус регулятора и заменить регулятор напряжения, вместо Я112В поставить Я112А

с доп диодами вместо без доп диодов

Е сли оставляем регулятор напряжения Я112В, то нужно отдельным проводком, соединить силовой вывод генератора со свободной точкой D.


При включении зажигания плюс появляется на точке Б, регулятор открывается и в обмотке возбуждения появляется ток от плюса генератора через шину доп. диодов, и через щетки.

Если зажигание не включено, то ток от силового вывода генератора не потечет через обмотку возбуждения на массу, потому что пока на точке Б регулятора нет плюса, транзистор регулятора закрыт.

Этот вариант хорош тем, что не надо менять регулятор, проводок подключить очень просто, и тем, что через замок зажигания проходит только очень маленький ток включения регулятора, а ток возбуждения проходит по короткому пути, от выхода генератора, через шину доп. диодов, далее на точку В, на щетки и через транзистор на массу. Недостаток, такой же, как и в схемах с Я112А, – если двигатель не работает, а зажигание включено, то аккумулятор разряжается через обмотку возбуждения.

Особенности подключения генераторов на УАЗ, если проводка не соответствует генератору

На автомобилях УАЗ со старой панелью приборов ставят генераторы 6631(51).3701-01 . Это генератор без доп. диодов, к таким генератора подходит два провода.

На автомобилях УАЗ с новой панелью приборов ставят генераторы 6631(51).3701 с доп. диодами, к таким генератора подходит три провода.

Что такое импульсное реле

Импульсное реле — это выключатель, который замыкает или размыкает электрическую цепь в случае изменения входных состояний «включено-выключено». Отличается устройство от обыкновенного релейного элемента тем, что для него не нужна постоянная подача электроэнергии.

Существуют и более современные приборы, управляемые по Wi-Fi сигналу, однако импульсные реле доступнее по деньгам большему количеству рядовых покупателей. Стоят они в среднем 1000 – 1500 рублей за устройство, цена зависит от изготовителя и оснащенности. Комплектация:

  • встроенный таймер;
  • функция централизованного управления;
  • возможность подключения Wi-Fi.

Такие реле для управления освещением появились давно, но широкую популярность и распространение получили только сейчас. Возможности подобных систем большие, важно в них разобраться.

Назначение устройства

Автомобили КамАЗ укомплектованы электрическим контуром, построенным по классической схеме с одним кабелем. Такая комплектация предусматривает один кабель для потребителей, в качестве кабеля номер два выступает остов машины. Работа эффективного электрического поля в схеме машины КамАЗ – 24 вольта, показатель достигается за счет применения аккумуляторов и устройства, генерирующего электрическое упорядоченное движение частиц.

Генерирующее устройство 4502.3771, Евро (3,4):

Генератор, это механизм, вырабатывающий электрическое упорядоченное движение частиц, и передающий созданный продукт проводке машины. Назначение механизма машины, питать потребителей при функционировании силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторам для дальнейшего накопления.

Механизм, генерирующий электрику машины КамАЗ, работает после достижения вращающим моментом показателя 1000 оборотов и выше. Начальный этап запуска мотора сопровождается отбором энергии аккумулятора, генерирующее устройство вступает в действие позже.

Как правило, автомобильные генерирующие устройства КамАЗ укомплектованы выпрямителем и механизмом регулировки напряжения. Выпрямитель преобразует переменный ток на три фазы, вырабатываемый генератором, в постоянный ток сети. Регулятор напряжения сглаживает значения, меняющиеся из-за разницы в оборотах мотора. Так же можете прочитать про Как завести КамАЗ: Инструкция.

Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).

Как на машину с новой панелью приборов поставить старый генератор без доп. диодов?

Сложность в том, что для замены регулятора напряжения придется разбирать заднюю часть генератора.

Подключим оба варианта не разбирая.

Если проводов только два, а генератор рассчитан на возбуждение через лампочку, то клемма Д остается свободна, и надо ее соединить с силовым выводом генератора (красный провод). При включении зажигания, на точку Б регулятора придет + и регулятор откроется, Ток возбуждения пойдет от силового плюса, на точку Д, через шину доп диодов, через щетки, через открытый транзистор на массу и генератор будет работать.

Схема подсоединения импульсного прибора

Данное устройство используется в системе удаленного включения и отключения светильников. Для корректного действия системы с коммутационными элементами данного вида, нужно правильно подключить проводники. Разберем в этом материале – как подключить импульсное реле? Данный вопрос важный и непростой, нужно подходить к выбору и монтажу прибора осознанно.

Схемы с импульсным реле для управления светом не комплектуется защитными элементами. Следовательно, если в электрической линии, идущей к светильникам, возникает короткое замыкание (КЗ), происходит подгорание контактов прибора. Воспламеняются также любые легкие к возгоранию предметы, которые в это время находились рядом с медным проводником. Для исключения появления таких ситуаций и минимизации потенциальных последствий подключение импульсного реле надо производить после автоматического выключателя или плавких предохранителей.

  • В схеме подключения одного импульсного реле для переключения режимов прибора применяются кнопочные выключатели.
  • Данные элементы электрической системы укомплектованы пружинными деталями, возвращающими кнопку в прежнее положение сразу после завершения давления на ее поверхность.
  • Если контакт находится долго в замкнутом состоянии, перегревается обмотка катушки и электромеханическое устройство выходит из строя.

В паспортах указывается данный параметр, обычно до 1 сек.

Количество выключателей, с использованием которых идет сигнал к импульсному реле, не ограничивается. В обычных схемах подключения прибора присутствуют 3 – 4 кнопки. Этого хватает, чтобы управлять светом из многих участков территории.

Все выключатели подсоединяются в цепь параллельно друг к другу. Подобная схема подсоединения устройства позволяет применять меньше проводов. Одна жила кабеля с клеммы выключателя уходит к фазе, другая – соединяется с клеммой А1 прибора.

В схеме при подключении импульсного реле кроме фазного провода, уходящего от выключателя, 220 В подключается на контакт 2 импульсного реле. Благодаря такому подходу передается сигнал о включении или выключении устройства. Также реле снабжает электрическим током приборы освещения. К клемме 2 походит «ноль». Светильники соединяются с заземленным проводом не через коммутационный прибор, а ноль приходит к источнику освещения от нулевой шины.

Импульсное реле, применяемое для управления светом, обычно размещается в электрощитах, но могут быть установлены в коробке рядом со светильниками.

Схема подключения трехфазного двигателя в сеть через автоматический выключатель

Поэтому более подробно общий случай будет выглядеть так:

3. Подключение двигателя через автоматический выключатель. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

На схеме 3 показан защитный автомат, который защищает двигатель от перегрузки по току (“прямоугольный” изгиб питающих линий) и от короткого замыкания (“круглые” изгибы). Под защитным автоматом я подразумеваю обычный трехполюсный автомат с тепловой характеристикой нагрузки С или D.

Напомню, чтобы ориентировочно выбрать (оценить) необходимый тепловой ток уставки тепловой защиты, надо номинальную мощность трехфазного двигателя (указана на шильдике) умножить на 2.

Защитный автомат для включения электродвигателя

Защитный автомат для включения электродвигателя. Ток 10А, через такой можно включать двигатель мощностью 4 кВт. Не больше и не меньше.

Схема 3 имеет право на жизнь (по бедности или незнанию местных электриков).

Она прекрасно работает, так же, как по многу лет может работать скрутка меди с алюминием. И в один “прекрасный” день сгорит скрутка. Или сгорит двигатель.

Если уж использовать такую схему, надо тщательно подобрать ток автомата, чтобы он был на 10-20% больше рабочего тока двигателя. И характеристику теплового расцепителя выбирать D, чтобы при тяжелом пуске автомат не срабатывал.

Например, движок 1,5 кВт. Прикидываем максимальный рабочий ток – 3А (реальный рабочий может быть меньше, надо измерять). Значит, трехполюсный автомат надо ставить на 3 или 4А, в зависимости от пускового тока.

Плюс этой схемы подключения двигателя – цена и простота исполнения и обслуживания. Например, там, где один двигатель, и его включают вручную на всю смену. Минусы такой схемы с включением через автомат –

  1. Невозможность регулировать тепловой ток срабатывания автомата. Для того, чтобы надежно защитить двигатель, ток отключения защитного автомата должен быть на 10-20% больше номинального рабочего тока двигателя. Ток двигателя надо периодически измерять клещами и при необходимости подстраивать ток срабатывания тепловой защиты. А возможности подстройки у обычного автомата нет(.
  2. Невозможность дистанционного и автоматического включения/выключения двигателя.

Эти недостатки можно устранить, в схемах ниже будет показано как.

Генератор МТЗ и его устройство

Существуют два вида механизмов – постоянного и переменного токов. Генератор МТЗ первого типа состоит из:

  • Якоря с обмоткой;
  • Индукторов;
  • Диодов;
  • Коллекторов.

В сердечниках с обмоткой вырабатывается сила. При движении техники магнитные потоки нарастают. Диод с полупроводником является выпрямителем. Постоянная выработка напряжения генератором трактора регулируется специальной автоматической системой.

Ток проводится только в одном направлении. Генераторы трактора второго типа способны работать без регуляторов напряжения. Для зарядки аккумулятора необходим выпрямитель.

Состоит генератор МТЗ переменного тока из следующих элементов:

  • Статор;
  • Ротор;
  • Задняя и передняя крышки;
  • Подшипники.

В корпусе генератора трактора шесть сердечников. Элементы выполнены из железных пластин. Медная обмотка закрепляется на сердечнике. У каждой по 63 витка. Концы обмотки соединены с клеммами.

Есть у генератора МТЗ выключатель. К нему присоединен провод и клеммы. Для обеспечения нормальной работы генератора трактора необходимо подключать лампы подходящей мощности. У механизма предусмотрено три рабочих положения.

Что может быть с генератором 5101.3701 на ГАЗ 3309

Если при включении зажигания на панели приборов не загорелась лампочка разрядки аккумулятора, то генератор после запуска двигателя не заработает, смотрите по вольтметру, стрелка останется слева.

Если двигатель заработал, а лампочка не погасла, значит, генератор не заработал (проверьте ремень)

Если лампочка загорелась на ходу, то значит, генератор перестал работать

Если лампочка помаргивает, это значит, что пора заменить щетки

Если лампочка слабо подсвечивается – генератор неисправен. Поменяйте диодный мост

Если лампочки светятся слишком ярко, помаргивают, а аккумулятор становится мокрым, значит напряжение слишком высокое, надо срочно заменить регулятор напряжения.

Если лампочка гаснет только на высоких оборотах, то генератор неисправен

Если генератор громко шумит, надо менять подшипники. Если генератор очень старый, то лучше поменять целиком генератор.

При любой неисправности надо ехать туда, где сделаю ремонт генератора, иначе через два часа можно безнадежно встать

Update (07.06.15). В настоящее время реле напряжения Zubr, продают в России под другим названием Rbuz (слово Zubr наоборот).

реле напряжения

Связано это с тем, что в России торговая марка Zubr зарегистрирована за другим производителем и поменялось только названием реле, а все компоненты остались прежними.

УЗМ-51М. Устройство защиты многофункциональное.

В настоящее время УЗМ-51М зарекомендовало себя надежностью и простотой подключения.

реле контроля напряжения узм-51м

УЗМ-51М рассчитано на ток до 63А, занимает 2 модуля на дин-рейке (ширина 35 мм). При стандартном исполнении температура эксплуатации УЗМ от – 20 до +55 градусов, поэтому устанавливать в щите на улице не рекомендую. Есть правда и от -40 до +55, но такие мне в продаже не встречались, если только обращаться непосредственно в ЗАО “Меандр”. Максимальная уставка по верхнему отключению напряжения 290 В, нижний порог срабатывания 100 В. Время повторного включения задается самостоятельно – это или 10 секунд или 6 минут. Может использоваться в сетях с любым типом заземления: TN-C, TN-S, TT или TN-C-S.

Схема подключения УЗМ-51М

схемаподключения реле напряжения УЗМсхема подключения узм-51м

Меандр производит еще два типа однофазных реле напряжения – это УЗМ-50М и УЗМ-16. Главное отличие УЗМ-50М от УЗМ-51М, пожалуй только в том, что у последнего, как мы знаем можно выставить уставку по срабатыванию самостоятельно, а в УЗМ-50М – уставка “жесткая”, по верхнему пределу напряжения – 265 В, а по нижнему – 170 В.

УЗМ-16 рассчитано на ток 16А, поэтому его ставят только на отдельный электроприемник. Например, чтобы не ожидать 6 минут пока включится УЗМ-51, холодильник можно подключить через УЗМ-16, на котором устанавливают задержку на включение 6 минут, а на основном УЗМ-51М в 10 секунд.

Я выставляю на УЗМ-51М максимальное (верхнее) значение по напряжению 250 Вольт, а нижнее значение – 180 Вольт.

Меандр также выпускает трехфазное реле напряжение УЗМ-3-63, как я уже писал выше, такие реле используют в основном для защиты двигателей.

реле напряжения

Хорошая надежная защита от перенапряжений. УЗМ не нужно включать с контактором, как это обычно делают с другими реле напряжения. Устройство производится в России. Гарантия на УЗМ 2 года. Что немаловажно, представитель Меандра присутствует на самом популярном форуме Mastercity, всегда проконсультирует по продукции, а также внимательно относится к комментариям пользователей форума, замечания которых в свое время и помогли улучшить УЗМ-51М.

Пример установки УЗМ-51М в трехфазном щите для загородного дома, где УЗМ установлены в каждую фазу.

реле напряжения узм-51М в щитке

Пожалуй один недостаток в УЗМ-51М относительно других реле напряжения – это отсутствие индикации напряжения. Но и разница в цене между УЗМ и реле напряжения с контактором, позволяет купить и поставить вольтметр отдельно.

Система удаленного управления светом рио-1

Этим видом устройства пользуются для управления светильниками из 2-х и больше участков. В отличие от схемы, в которой присутствуют перекрестные или проходные выключатели, для работы РИО -1 выбираются приборы звонкового типа. Они не фиксирующиеся. Выключателей может быть установлено в цепи до 10 штук, подключаются параллельно друг к другу.

РИО-1 состоит из первых букв составляющих:

  • Р — реле;
  • И — импульсное;
  • О — для освещения (управляет цепью);
  • 1 — серия.

При подсоединении реле, применяемом для управления освещением, вся проводка ведется кабелями одинакового диаметра, поскольку через осветительные приборы идет ток нагрузки проходя по всей цепи выключателей. РИО-1 монтируется в электрощите на рейке DIN, иногда устанавливают просто на гладкий участок стены.

Схема подключения импульсного реле РИО-1:

  • 11-14 — стандартно открытый контакт для замыкания цепи.

Силовые контактные элементы рассчитаны на ток до 16 А при коммутации только активной нагрузки. Такой величины для цепей освещения достаточно. Если не будет хватать, то устанавливается еще контактор.

  • Y — вход «Вкл./Откл» импульсного реле;
  • Y1 — вход «Вкл.»;
  • Y2 — вход «Откл»;
  • N — нулевой проводник.

Как подключить единичное импульсное реле? В системе линия, идущая к светильникам, защищается при помощи одного автоматического контактора на 10 А. Кнопочные выключатели соединяются друг с другом параллельно. При шлейфовом подключении экономится длина кабеля.

  • Фаза с автомата красным проводом идет ко всем кнопочным элементам, а также на силовую клемму прибора (11).
  • Фазный оранжевый кабель с приборов выключения света отходит на соединение (Y).
  • На контакт (N) подсоединяется ноль с силовой шины (N).
  • На элемент (14) приходит оранжевая фаза, которая затем уходит на осветительные приборы.

Ноль для источников освещения поступает с шинного контакта (N).

Конструкция и принцип работы

Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.

Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.

Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.

Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.

Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.

После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).

Реле напряжения РН-111, РН-111М, РН-113 от Новатек

Данные реле напряжения производятся у нас в России. Как видно из заголовка у Новатека можно приобрести три типа реле напряжения.

РН-111 и РН-111М по параметрам практически одно и тоже устройство, главное различие у них в том, что у реле РН-111М есть индикация напряжения, а у РН-111 ее нет.

реле напряжения рн-111реле напряжения РН-111М

Верхний предел напряжения от 230 до 280 В, нижний – от 160 до 220 В. Время автоматического повторного включения от 5 до 900 сек. Гарантия на эти реле 3 года.

Схема подключения двигателя через магнитный пускатель

Этой схеме подключения трехфазного двигателя надо уделить самое пристальное внимание. Она наиболее распространена во всем промышленном оборудовании, выпускавшемся примерно до 2000-х годов. А в новых китайских простеньких станках используется и по сей день.

Электрик, который её не знает – как хирург, не умеющий отличить артерию от вены; как юрист, не знающий 1-ю статью Конституции РФ; так танцор, не отличающий вальс от тектоника.

Три фазы на двигатель идут в этой схеме не через автомат, а через пускатель. А включение/выключение пускателя осуществляется кнопками “ Пуск ” и “ Стоп ” , которые могут быть вынесены на пульт управления через 3 провода любой длины.

Пример такой схемы – в статье про восстановление схемы гидравлического пресса, см. последнюю в статье схему, пускатель КМ0. Про выбор, устройство и характеристики электромагнитных пускателей (контакторов) – прочитайте здесь.

5. Схема подключения двигателя через пускатель с кнопками пуск стоп

Здесь питание цепи управления поступает с фазы L1 (провод 1) через нормально замкнутую (НЗ) кнопку “Стоп” (провод 2).

Если теперь нажать на кнопку “Пуск”, то цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ замкнется (провод 3), его контакты замкнутся, и три фазы поступят на двигатель. Но в таких схемах кроме трёх “силовых” контактов у пускателя есть ещё один дополнительный контакт. Его называют “блокировочным” или “контактом самоподхвата”.

Когда электромагнитный пускатель включается нажатием кнопки SB1 “Пуск”, замыкается и контакт самоподхвата. А если он замкнулся, то даже если кнопка “Пуск” будет отжата, цепь питания катушки пускателя всё равно останется замкнутой. И двигатель продолжит работать, пока не будет нажата кнопка “Стоп”.

Поскольку тема с магнитными пускателями очень обширная, она вынесена в отдельную статью Схемы подключения магнитного пускателя. Статья существенно расширена и дополнена. Там рассмотрено всё – подключение различных нагрузок, защита (тепловая и от кз), реверсивные схемы, управление от разных точек, и т.д. Нумерация схем сохранена. Рекомендую.

Подсоединение устройств в центральную систему

С использование импульсных приборов собираются система, позволяющая управлять светильниками с единого центра. Благодаря внедрению таких схем, с выбранного по удобству места осуществляется запуск сразу нескольких устройств. Понадобится в этом случае дополнить рассмотренную ранее схему 2-мя обыкновенными выключателями с клавишей: «Вкл.» и «Откл.». Принцип действия:

  • При касании кнопки «Включение» фаза поступает на соединение (Y1) 2-х реле одновременно.
  • Оба устройства замыкают силовые механизмы (11-14), поэтому включаются 1 и 2 группы, идущие к светильникам.
  • При повторном нажатии на кнопку «Вкл.», устройства не отключаются, а остаются во включенном состоянии.

Следовательно, при помощи данной клавиши включаются только импульсные приборы.

То же самое происходит и с клавишей «Откл.». При касании фаза поступает на соединение (Y2) 2-х реле одновременно. Они размыкают силовые механизмы (11-14), поэтому отключаются источники освещения 1 и 2 группы. При повторном касании кнопки «Откл.», прибор не включается, сохраняет отключенное положение. Следовательно, при помощи этой кнопки отключается только устройство.

Удобно, если организовать такую схему при входе в дом. Тогда при уходе выключается лишь одной клавишей освещение во всех помещениях. Либо наоборот при входе включается везде свет.

Признаки неисправности обмотки статора


Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме “М” генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме “Ш”.

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму “минус” АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму “плюс” снова через лампочку индикатора к клемме “В” генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но… Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод “плюс”.

Подключение трехфазного двигателя через электронные устройства

Все способы пуска двигателя, описанные выше, называются Пуск прямой подачей напряжения. Часто, в мощных приводах, такой пуск является тяжелым испытанием для оборудования – горят ремни, ломаются подшипники и крепления, и т.д.

Поэтому, статья была бы неполной, если бы я не упомянул современные тенденции. Теперь всё чаще для подключения трехфазного двигателя вместо электромагнитных пускателей применяют электронные силовые устройства. Под этим я подразумеваю:

  1. Твердотельные реле (solid state relay) – в них силовыми элементами являются тиристоры (симисторы), которые управляются входным сигналом с кнопки либо с контроллера. Бывают как однофазные, так и трехфазные. Вот моя статья.
  2. Мягкие (плавные) пускатели (soft starter, устройства плавного пуска) – усовершенствованные твердотелки. Можно устанавливать ток защиты, время разгона/замедления, включать реверс, и др. И на эту тему есть статья. Практическое применение устройств плавного пуска – здесь. – самое совершенное устройство, что придумало человечество для подключения электродвигателя. Описывать частотники – дело не одной статьи.

Преимущества таких устройств очевидны (прежде всего – отсутствие контактов как таковых), недостаток пока один – цена. А вот как может выглядеть схема их включения:

10. Подключение трехфазного двигателя – общая схема с электронной силой

Технические характеристики и принцип работы

При прокладке проводов и установке систем освещения, куда будут встраиваться импульсные реле, нужно учесть ключевые параметры данного устройства. Если прибор не рассчитан на подключаемую нагрузку или сетевое напряжение, то он быстро выйдет из строя. В технической документации к импульсному реле изготовитель указывает особо важные сведения. Среди них:

  • Выходной ток.

Предельная величина силы тока, которая возникает в катушке во время перемещения якоря. Это относится к электромеханическим приборам.

  • Норма срабатывания.

Показывается значение, при котором происходит автоматическое срабатывание реле.

  • Ток при втягивании.

Самая низкая величина силы тока, при котором может возникнуть срабатывание реле.

  • Возвратный коэффициент.

Это соотношение тока, которое фиксируется на выходе якоря, к токовому значению при втягивании.

При подборе и применении реле надо учитывать максимальную величину установленного производителем расчетного напряжения. То же самое касается и значения силы тока, на которое рассчитано импульсное реле.

В техническом паспорте прибора обычно указывается время срабатывания. Различные реле быстрого типа включаются моментально – за 0.001 – 0.05 сек. Приборы, имеющие относительно долгую задержку – запускаются за одну секунду.

Двухскоростные электродвигатели

Старый специфический способ подключения двухскоростных двигателей описан в статье Подключение двухскоростных асинхронных двигателей.

На этом заканчиваю, спасибо за внимание, всего охватить не удалось, пишите вопросы в комментариях!

Устройство импульсного реле и принцип действия

Данные приборы имеют простую конструкцию. Благодаря этому значительно повышается безопасность устройств. Импульсное реле оснащено такими элементами, как:

  • Катушка. Она имеет множество медных проволочных витков. В процессе производства эти провода подвергаются обработке специфическим лаком, обеспечивающим снижение риска возникновения в электрической сети КЗ. Короткое замыкание иногда образуются даже при классическом принципе действия прибора.
  • Сердечник. Состоит из магнита и это деталь не фиксируется в одном положении, она подвижная.
  • Подвижный якорь. Сердечник оказывает воздействие на якорь, а тот, способствует передвижению контактных соединений.
  • Контакты. За счет специфического исполнения механизма разрыва контактов в импульсном приборе образуется надежное само закрепление указанных элементов в конкретном положении.

Скачать

Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.

Вот одна из книг, приведенных там:
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники. Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача. Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники. Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике. Эта книга – отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 2440 раз./

• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 1837 раз./

Схема подключения реле напряжения V-Protektor DigiTop

схема подключения реле напряжения

Диджитоп выпускает и совмещенное в одном устройстве реле напряжения и реле тока VA-protektor. Помимо защиты от перенапряжений, прибор обеспечивает и ограничение по току (мощности). Выпускают на номинальные токи 32, 40, 50 и 63 А. Все параметры по напряжению такие же, как и у V-protektor. По номинальному и максимальному току VA контролирует нагрузку и при превышении номинального отключает сеть через 10 мин., а максимального – через 0,04 сек. На дисплее прибора отображается и напряжение и ток. Гарантия на VA-protektor 2 года.

реле напряжения и токареле напряжения и тока

Ну и самый продвинутый из серии реле напряжений от ТМ DigiTop – многофункциональное реле МР-63. Собственно всё тоже самое, как и у предыдущего VA-protektor, только МР-63 показывает помимо тока и напряжения, еще и активную мощность .

реле напряжения и тока диджитоп

Данное реле МР-63 и V-protektor проходили независимые испытания форумчан, отзывы средние.

Я постарался охватить в своей статье, наиболее распространенные устройства защиты от перепадов напряжения. Конечно, есть еще производители приборов для подобного рода защит, но информации об их применении очень мало.

Видео описание

Электрика на импульсных реле.

Техническое обслуживание устройства

Благодаря удачной конструкции подобных элементов они могут длительное время работать без необходимости осуществления ремонтных работ даже в сложных условиях, например, при наличии большого количества пыли, жары. Генератор демонстрирует стабильную работу даже на высоких оборотах, что свидетельствует о его надежности.

Но даже самое прочное устройство требует ухода и обслуживания, что позволит продлить срок его службы и избежать необходимости выполнять ремонт генератора МТЗ 80 своими руками. Следует проверять крепления элемента, а также степень натяжки его ремня. Прогиб не должен быть больше 3 см, при превышении подобных показателей ремень настоятельно рекомендуется подтянуть.

Необходимо регулярно проводить дефектовку изделия, что позволит своевременно выявить наличие трещин, а также других повреждений, способных нарушить корректную работу узла. Электрические соединения генератора следует регулярно очищать при окислении, предварительно отсоединив их от аккумуляторной батареи.

Обязательно почитайте: Технические характеристики трактора Бюллер 2375

Какие дополнительные аксессуары необходимо приобрести для подключения импульсного реле

Для прокладки схемы понадобятся:

  • Стандартный набор инструментов электромонтажника.
  • Кнопочные выключатели.

На количество влияет число управляемых мест. Надо выбирать любые модели, где не требуется фиксация включенного положения с механизмом самовозврата. Достигается это благодаря усилию встроенной пружины. В качестве таковых подойдут: а) заказные уникальные приборы с необычным дизайном от одной до 3-х клавиш в одном корпусе; б) переделанные из обычных выключателей; в) входные кнопки дверей, даже оснащенные индикатором подсветки.

  • Силовой кабель.

Провод должен выдерживать основную нагрузку, создаваемую приборами освещения. Среди большого разнообразия современных материалов выбирайте любой, который устроит по цене и условиям работы в бытовых помещениях. Важно грамотно рассчитать его параметры по мощности нагрузки.

  • Провода для слаботочной системы.

Они нужны для параллельного подсоединения всех предусмотренных кнопок с импульсными реле. Лучше купить обычную медную «лапшу», используемую на телефонных линиях или витую пару с необходимым количеством жил. Также можно брать любой медный проводник, но он должен быть тонким. Ключевое внимание при подборе нужно уделять 2-м вопросам: а) состоянию электрической изоляции; б) механической прочности жил, которые смогут выдержать нагрузки в процессе монтажа и эксплуатации.

Частые неполадки и их диагностика

Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).

Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.

Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.

В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.

Преимущества импульсного реле

Использование импульсных устройств для создания системы управления освещением в доме имеет ряд плюсов:

  • невысокая стоимость;
  • длительный срок эксплуатации;
  • нет ограничения по количеству подключаемых выключателей в цепь управления;
  • довольно незначительное энергопотребление;
  • простой монтаж по сравнению с маршевыми видами выключателей.

При пользовании реле электронного типа есть возможность задать время, по истечении которого прекращается подача для прибора электроэнергии.

Работа реле в нестандартных ситуациях

Многих домовладельцев интересует вопрос, а что случится с реле, если исчезнет в доме напряжение? Что станет при последующем его появлении? Они опасаются того, что, когда ситуация нормализуется, все светильники включаются одновременно.

Нет, так не получится. Но положения контактов зависит от модели прибора, наличия в нем памяти. Если она есть, то те лампы, которые горели до отключения сети, загорятся сразу при подаче напряжения. Там, где память не предусмотрена, контакты размыкаются и светильники не загораются.

Если 2 человека одновременно нажмут на 2 кнопки, прибор воспримет как одноразовое нажатие. Тогда лампочка или загорится, или погаснет. Все зависит от предыдущего положения.

Структура щита с импульсными реле

В электрическом щите мало что изменится при подключении импульсного реле. Зато у вас будет оптимальное решение управления освещением. Такая система похожа на вариант с проходным выключателем.

При подсоединении в щитовой к стандартному импульсному прибору одновременно нескольких приборов освещения, обязательно требуется установка кросс-модуля или клеммы.

Прокладывать по 2, 3 провода на одно реле не получится, поскольку существует ограничение по толщине кабеля. В этом случае нужно раскидать кабеля по разным колодкам.

С какой целью применяются импульсные прерыватели электрической цепи

Особенность данных устройств – их можно фиксировать в конкретном положении, после того как на его контакты поступает электрический импульс. Данная двухпозиционная стабильность электронного прибора удобна в организации управления многими механизмами. В бытовых условиях часто реле используют в схемах включения светильников.

Главным достоинством импульсного прибора является его способность «запоминания» последней позиции контактов. Это обеспечивается даже тогда, когда полностью обесточивается электрическая сеть. Другое значимое преимущество импульсного устройства заключается в том, что для его запуска подходит низкое напряжение. За счет этого выключатель можно устанавливать во влажном помещении, например:

  • подвале;
  • туалете;
  • ванной комнате.

Таким образом, удается достичь более высокой степени безопасности в работе электрических систем относительно простых выключателей.

Для чего применяют импульсные реле?

С помощью данных приборов легко организовать включение осветительных приборов из нескольких мест, например, подойдут для этих целей:

  • длинные коридоры;
  • лестницы многоэтажных зданий;
  • подъезды домов.

Можно установить реле где угодно без ограничений по количеству. Соединяются выключатели света параллельно друг другу с помощью тонких 2-х жильных проводов. Вся схема подключается к входному контакту блока управления импульсного реле.

Благодаря внедрению данной системы больше нет необходимости:

  • путаться в коммутационных схемах;
  • заморачиваться с выключателями проходного типа;
  • мучиться с подключением переключателей;
  • прокладывать 3 – 4-х жильные кабели.

Не нужны действия, имевшие место в классической схеме управления осветительными приборами из нескольких мест.

Заключение

Подключение в электрическую схему импульсного реле дает возможность дистанционного управления источниками освещения. Благодаря приборам светильники включаются в одном месте, а выключаются в другом. Такая система особенно актуальна для лестниц многоэтажных жилых, общественных зданий и современных коттеджей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий