ТОП-10 лучших смазок для ступичных подшипников
Подшипник — важная деталь в автомобиле, спортивном инвентаре, промышленном оборудовании… Этот список можно продолжать и дальше. Устройство испытывает значительные нагрузки в процессе эксплуатации. Чтобы увеличить их срок службы, необходим тщательный уход. Смазка уменьшает трение во вращающихся механизмах. Если речь идет об автомобиле, применение подобных составов способствует легкому вращению колес, уменьшению нагрузки на ходовую часть и мотор. Обзор самых лучших смазочных материалов для подшипников поможет сделать верный выбор.
Рейтинг ТОП 5 лучших смазок для подшипников: какую купить, плюсы и минусы, отзывы
Подшипник необходим для любой промышленной техники, спортивного инвентаря и многого другого. Чтобы устройство служило вам максимально долго, его необходимо тщательно обслуживать. Только при помощи специальных смазок вам удастся защитить подшипники от коррозии, преждевременного износа, температурного воздействия. Смазки для подшипников обеспечивают функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть.
- Виды и свойства
- Рейтинг ТОП 5 лучших смазок для подшипников
- Motul Tech Grease
- МС-1000
- BP Energrease LS-EP 2
- Luqui Moly LM 50
- Castrol LMX Li-Komplexfett
- Сравнительная таблица масел
- Списки лучших
- Muc-Off Bio Grease — универсальная
- EFELE SG-311 — морозостойкая
- МС BLUE 1510 — высокотемпературная
- На что смотреть при выборе
Смазка подшипников
Главные требования, которым должны удовлетворять смазки для подшипников:
- снижение трения;
- защита от коррозии;
- уменьшение шума при работе;
- распределение температуры и ее отвод;
- уплотнение, предотвращающее попадание посторонних включений.
Так как подшипники используются в различных условиях с разными целями, не существует универсального смазочного материала, подходящего ко всем сферам применения. В каждом случае применяется материал, наиболее отвечающий конкретным условиям и требованиям.
Смазка для подшипников – разновидности и применение в производстве
В автомобиле работает огромное количество вращающихся узлов и деталей. Все они оснащены подшипниками, для снижения трения и продления ресурса узла, а смазка для подшипников позволяет продлить срок службы самих подшипников.
Вне зависимости от того, какой тип используется (трения или качения), они требуют постоянного смазывания. В некоторых случаях, жидкое масло находится внутри узла, и постоянно омывает подшипник.
Например, в картере коробки передач. Но чаще всего, смазка для подшипников закладывается в его корпус при сборке. Обычно это происходит на заводе, и тогда сепаратор с шариками или роликами закрывается специальными манжетами (сальниками).
Если корпус открытый, тогда консистентная смазка закладывается при установке подшипника в узел автомобиля (например, в ступицу). При таком исполнении ее можно (и нужно) своевременно менять.
Классификация смазок
В автомобилестроении пользуются 5-ю основными видами:
-
Литийсодержащие компаунды — Материалы состоят из базовых масел и загустителя – соединений лития. Могут добавляться различные присадки – ингибиторы коррозии, противозадирные, и наполнители. Достоинства средства — универсальность, доступность, имеет неплохие смазочные качества, невысокая цена. Недостатки — не всегда хорошо препятствуют коррозии, при контакте могут повредить пластмассовые детали.
Одна из самых заслуженных народных марок на протяжении десятилетий – Литол 24. Современные литиевые смазки отличаются более высокими потребительскими характеристиками; -
Высокотемпературные компаунды — В их состав входят соединения меди и никеля в мелкодисперсном виде. Достоинства — можно применять при экстремальных температурных условиях, стойкость к воде, повышенной защиты деталей. Минусы — некоторые специалисты считают, что их нет.
К этому типу относится Castrol LMX, Liqui Moly LM 50 Litho HT, MC BLUE 1510; - Компаунды с содержанием полимочевины — Современная разработка. В составе также силикагель (поглотитель влаги) и стабилизатор – сульфанат кальция. Выдерживает высокие температуры, кратковременно до 220°С градусов. К этому типу относится популярная марка AIMOL Greasetech Polyurea EP2.
- Составы на основе молибдена — Содержат дисульфид молибдена. Компаунды с молибденом популярны у профессионалов. Достоинства — уменьшают трение, способны увеличить противоизносные свойства, борются с появлением коррозии, большой срок службы – до 100 000 км. Недостатки — не выносит соприкосновения с водой, в противном случае начинается реакция с выделением серной кислоты, разъедающей металлические детали; в составе есть абразивные вещества. Сюда относятся отечественные Фиол и ШРУС-4;
- Перфторполиэфирные (пластичные) смазки — По последним опросам, считаются лучшими смазками для ступичных подшипников на рынке, которые рекомендуется использовать, с тефлоновыми добавками. Применяются в авто премиального класса и в спорткарах, развивающих огромную скорость. Недостатки — для владельцев обыкновенных машин – очень высокая цена.
Разновидности и требования к смазкам для подшипников
Правильный и регулярный уход за подшипниками — залог их эффективной и продолжительной работы. Пользоваться первой попавшейся смазкой для узла нельзя. Первое, чем следует руководствоваться — это рекомендации производящей компании:
- масла (они еще называются маслянистыми СМ) — используются при высоких температурах и значительных частотах вращения деталей. Вещества уменьшают силу трения от контакта поверхностей и защищают подшипник от агрессивных сред и механических частиц;
- пластичные смазки — выпускаются в виде мазей, предназначенных для уменьшения трения. В отличие от масел, они неплохо держатся на вертикальных поверхностях, постоянно контактируют с обработанными деталями, герметизируя их;
- твердые автосмазки. Они имеют ограниченную область применения — подшипники скольжения. Состав ложится тончайшим сухим слоем, уменьшая при этом трение. Их используют, когда применение масел и пластичных средств по каким-либо причинам невозможно;
- газообразные средства. Поверхности трения, движущиеся друг относительно друга, разделяются газом. Область применения — высокоточные приборы, газовые турбины или турбокомпрессоры.
Отдельная категория — смеси, которые выпускаются в виде аэрозолей.
92. Характеристики пластичных смазочных материалов общего назначения для подшипников качения
Смазочный материал
Динамическая вязкость, Па·с, при t, °С
Предел прочности, Па, при t, °С
Рабочаятемпература,°С
Заменители
-15
0
50
80
Для нормальных температур (гидратированные кальциевые солидолы)
пресс солидол Сп
Для повышенных температур (натриевые и натриево-кальцевые)
Что собой представляет высокотемпературная смазка для подшипников?
Сразу оговоримся: в этом разделе не будет предпочтений по составу или производителю. Постараемся разобраться, чем эти смазки отличаются от традиционных.
Как правило, подшипники не имеют возможности охлаждаться принудительно. Значит, в зоне максимальной нагрузки (пусть даже трения качения), температура непропорционально выше, чем в остальной части агрегата.
Если смазка при нагреве существенно меняет свойства, ситуация будет ухудшаться в арифметической прогрессии.
- нагрев провоцирует снижение смазывающих свойств;
- возрастает трение: температура продолжает повышаться;
- стремительный износ приводит к выходу детали из строя.
Значит, основной характеристикой смазки для подшипников является температурная стойкость. То есть, речь идет не о банальном разжижении состава, базовые свойства должны или не меняться вообще, или хотя бы не выходить за рамки допустимых отклонений.
Голубая высокотемпературная смазка для подшипников — видео
Диапазон рабочих температур должен составлять от -40°C, до +180°C. При этом масло без труда выдерживает непродолжительный нагрев до +350°C. Это почти на 100°C больше, чем для обычных консистентных составов.
Еще один важный момент – пролонгированное использование. Замена смазки в подшипниках, достаточно сложный процесс. Выполнять регламентные работы слишком часто невозможно: простой техники, дополнительные затраты.
В качестве компромисса применяются специальные масленки для нагнетания смазки: например, в крестовины карданного вала. Там трудятся игольчатые подшипники, конструкция неразборная.
Это означает, что базовые характеристики смазки должны сохраняться в течение более долгого времени, нежели в традиционных маслах.
- Малая испаряемость. При сохранении рабочих свойств в течение длительного времени, масло в подшипниках не должно уменьшаться в объеме.
Потребительские характеристики - Учитывая ответственность узлов, смазка для подшипников должна обладать высокой окислительной стабильностью. Мы уже знаем, что обработанные детали служат долго, коррозия им ни к чему.
- Требуется водостойкость и способность вытеснять жидкости. При интенсивном вращении внутри подшипника, даже мизерное количество влаги может привести к образованию эмульсии. Сальники не всегда достаточно герметичны, поэтому часть «ответственности» возлагается на смазку.
- Способность выдерживать сильные и внезапно развивающиеся нагрузки. Например, при резком трогании с места или торможении. Пятно контакта не должно вытесняться сжатыми деталями.
- Некоторые производители добавляют в масло для подшипников не просто порошковые составы на основе металлов, а специально подобранные химические элементы, способствующие восстановлению изношенных поверхностей.
И, разумеется, высокотемпературная смазка для подшипников должна иметь высокий коэффициент вязкости. По консистенции она напоминает обычный солидол (перед использованием, пока она новая). В процессе эксплуатации консистенция может меняться, не выходя за пределы допуска.
Жидкие смазки – масла
Масла в сравнении с пластичной смазкой обладают преимуществами при работе с предельными (низкими и высокими) температурами, более стабильны, обеспечивают меньшее внутреннее трение, их можно полностью заменять, не разбирая агрегаты. Масляные ванны используются при работе с предельно высокими скоростями. Благодаря высокой текучести масла хорошо отводят тепло.
Критерии выбора
- Главное – это, конечно, как эксплуатируется машина. Температура окружающего воздуха – регион с холодной и длительной зимой и юг, где летом плавится асфальт, потребуют разных смазок.
- Как вы эксплуатируете машину — насколько быстро ездите и как резко тормозите.
- Сюда можно добавить и общий уровень нагрузки на машину и ее узлы. Если она постоянно в работе, большой ежемесячный пробег, полная загрузка – стоит выбирать дорогие смазки, максимально продлевающие срок службы подшипника ступицы.
- Особые условия. Если вы любитель гонок по бездорожью, велик шанс, что в ступичный подшипник попадет грязь, да и нагрузки могут быть немаленькие. Стоит выбирать составы с хорошей защитой, чаще проверять и менять смазку в ступицах.
- Стоит прислушиваться к рекомендациям производителя, которые есть в документации.
То есть лучшая смазка для подшипников ступицы – та, которая подходит вам и вашему авто.
Сравнительная таблица масел
Для сравнения используем таблицу, в которой собраны краткие параметры всех перечисленных моделей.
Модель | Страна | Цвет | Класс | Цена (руб) |
Motul Tech Grease | Франция | зеленый | NLGI 2 | от 340 до 561 |
МС-1000 | Россия | черный | NLGI-2/3 | от 206 до 427 |
BP Energrease LS-EP 2 | Германия | коричневый | NLGI 2 | от 142 до 376 |
Luqui Moly LM 50 | Германия | синий | NLGI 2 | от 682 до 865 |
Castrol LMX Li-Komplexfett | Германия | зеленый | NLGI 2 | от 450 до 620 |
Заключение
Как видите, смазки для подшипников доступны в различных ценовых категориях. Их выбор обусловлен только условиями работы узлов. Никаких предпочтений по химическому составу нет, как и нет универсальной смазки.
Универсальная смазка для подшипников под заказ — видео
Какой смазкой нельзя пользоваться
Разумеется, не все смазки подойдут для этого применения:
- солидол, хоть и является консистентной смазкой, не защитит подшипник при низкой или высокой температуре;
- графитные смазки обладают абразивным действием и не годятся для использования в узлах шарикоподшипников;
- смазки с силиконовой или вазелиновой основой уже при 60°С теряют свои смазочные свойства, оставляя шарикоподшипники незащищёнными;
- ШРУС-4 – спорный вариант. Всё-таки этот состав разработан для более грубого применения;
- компаунды, где есть только углеводородная смазочная основа с малой долей присадок. Они рассчитаны скорее на консервацию механизмов, пассивную защиту, а не высокую нагрузку.
Какие подшипники и когда надо смазывать
При подборе смазочной смеси учитывается, прежде всего разновидность подшипника (закрытый, игольчатый, шаровой, линейный, опорный). В основном применяют жидкие (масляные) и пластичные смеси. Газообразными и твердыми смазками пользуются значительно реже. В первую очередь рассматриваются условия эксплуатации оборудования: температура, вибрации, скорость вращения, ударные воздействия, специфика окружающей среды и т. д. Например, если речь идет о подшипнике генератора или электродвигателя, на первый план выступает такое качество, как термостойкость.
Для роликовых механизмов предпочтительны жидкие смазки. По сравнению с пластичными смесями, они эффективно отводят тепло, имеют хорошую проникающую способность, удаляют продукты износа. Если же есть риск вытекания жидкого состава, лучше воспользоваться пластичным средством для роликов. Достоинство подобного варианта в более продолжительном периоде эксплуатации.
95. Основные эксплуатационные характеристики масел для подшипников качения
Марка масла
Стандарт илиТУ
Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре, °С
Температура, °С
40
100
вспышки
застывания
Индустриальные масла
Авиационные масла
Автомобильные масла
Трансмиссионные масла
Турбинные масла
Турбинные масла с присадками
Приборные масла
Легированные масла
Легированные масла с противозадирной присадкой
Синтетические масла
Значения кинематической вязкости указаны при эталонной температуре 50°С
Консистентная смазка
Консистентная или пластичная смазка – полутвердая механическая смесь минеральных масел с загустителем – мылом, сохраняющая форму до температуры в 30 градусов. Кроме того в массу добавляются элементы, призванные улучшит определенные свойства: антиоксиданты, ингибиторы коррозии и пр.
Сфера применения пластичной смазки зависит от ее консистенции. Консистентный показатель массы 385–355 – централизованная смазка, консистенция 205–175 –для работы с высокими температурами.
Пластические материалы малотекучи и слабо охлаждают температуру, но их можно использовать в течение длительного времени без замены, а поверхности, прилегающие к смазке, прктически не загрязняются.
По сравнению с масляной смазкой, консистентная легко закладывается в конструкцию подшипника, не вытекает, защищает механизм от окружающей среды и не пропускает абразивные вещества. Кроме того, их применение не требует сложных уплотнительных устройств.
Заполнение подшипника смазкой происходит благодаря специальным полостям, которые наполняются на половину объема при 1500 оборотов в минуту и на две трети при меньшем количестве оборотов.
Списки лучших
Выделим лучшие средства в категориях:
- Универсальная.
- Морозостойкая.
- Высокотемпературная.
Рассмотрим ассортимент подробнее.
Muc-Off Bio Grease — универсальная
Производитель предназначает ее в первую очередь для велосипедов, но вы с успехом сможете применять Bio Grease и в любом другом малонагруженном узле.
Умеренно густой состав прекрасно проникает в пары трения и стоек к воздействию воды, чем не могут похвастаться многие смазки на основе дисульфида молибдена. Расфасовка в пластиковом тюбике наиболее удобна для применения, остаток в опустошенной таре минимален. После работы смазка легко смывается с рук чистящим средством.
Цена: от 800 до 1 025 рублей.
EFELE SG-311 — морозостойкая
Изготовлена из синтетических высококачественных компонентов на основе полиальфаолефина и литиевого мыла с пакетом специальных присадок. Благодаря такому составу смазка работает при температурах до -60 °C даже в маломощных механизмах как при низких, так и при высоких скоростях движения.
Цена: от 453 до 896 рублей.
МС BLUE 1510 — высокотемпературная
Смазывающее средство российского производителя имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. Может работать в диапазоне температур от -40 до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С.
Цена: от 420 до 495 рублей.
Рейтинг лучших смазок под общие нагрузки
Если вы не собираетесь бить рекорды на Формуле-1, мы рекомендуем остановить свой выбор на следующих популярных марках:
Название | Характеристики | Ссылка на каталог |
Liuqui Moly LM 50 | Высокотемпературная пластичная смазка. Универсальная, хорошо защищает от коррозии и задиров при высоких температурах. Водостойкая. Работает от -30°С до +160°С. У неё особый тёмно-синий цвет. | 7569 |
Step Up High Temperature | Высокотемпературная литиевая смазка для шариковых и роликовых (в том числе игольчатых) подшипников. В составе смазки – множество присадок, которые улучшают ее свойства. Сохраняет защиту при загрязнении. Работает от -40°С до +250°С. | SP1608 |
Castrol LMX Li-Komplexfett | Импортная доработка Литола-24. Высокая стабильность свойств во всём диапазоне рабочих температур – от -35°С до +250°С. Адгезия защитной плёнки к металлу, устойчив к воде. Большой пробег до замены. Характерный зелёный цвет. | 4506210098 |
MC-1000 | Литиевая смазка с эффектом восстановления. Металло-плакирующие добавки восстанавливают изношенные детали, тормозят коррозию, увеличивает ресурс подшипников. Температура использования от -40°С до +120°С. | 1101 |
Литол-24 | Топ популярности на постсоветском пространстве. Одна из простейших пластичных литиевых смазок. Применим при высоких нагрузках. Великолепно бережёт детали от проникновения влаги, показывает хорошие уплотняющие качества. Безвреден для окружающей среды. Пригоден от -40°С до +120°С. | 24 |
Чем нельзя смазывать
Не все густые по консистенции составы пригодны для того, чтобы смазывать подшипники. К примеру привычный солидол не компенсирует трение при значительных температурных перепадах. Аналогично, нельзя пользоваться и такими видами смазывающих составов:
- графитный антиадгезив. Хорошо переносит нагрузки, но имеет в составе абразивные частицы, оказывающие разрушительное воздействие на металл;
- смеси, имеющие в своем составе цинк и железо. Вернее, они имеют ограниченную область использования. Такие смазки можно применять для подшипников качения, входящих в состав промышленного оборудования, но не для авто;
- составы на основе вазелина или силикона. Эти средства теряют рабочие свойства, если температура превышает 60 градусов. Если речь идет о подшипниковых узлах и связанных с ними высокоскоростных режимах эксплуатации, силиконового смазочного материала явно недостаточно;
- средство «Шрус-4», применяемое для шарнирных механизмов;
- углеводородные смазки. Они обладают хорошими консервирующими качествами, но при значительной нагрузке и высокой температуре не всегда сохраняют свои качества;
- антиадгезивы с кальциевыми и натриевыми соединениями. Они неплохо компенсируют трение, но защитить от коррозии не способны.
Компоненты, которые содержит та или иная автосмазка, указаны на упаковке. Поэтому, прежде чем купить смазывающее средство, необходимо ознакомиться с его компонентами. Не менее важно помнить о недопустимости смешивания составов различных типов. Перед нанесением новой смеси остатки старой тщательно удаляют. Деталь очищается и промывается. Чаще всего в бензине.
Рис. 40. Номограмма для определения вязкости v1 масла при рабочей температуре по среднему диаметру dm подшипника и частоте n его вращения
Лучшие смазки под особые нагрузки
Для тех, у кого машины испытывают более серьёзные нагрузки:
Название | Характеристики (свойства) | Ссылка на каталог |
Mobil Mobilgrease Special | Литиевый состав с дисульфидом молибдена для сверхвысоких давлений. Обеспечивает полную защиту от износа, влаги и коррозии. Не содержит свинца и нитритов. Серый или черный цвет. | N3 |
Fuchs Titan ReolitDuraplex | Тоже аналог Литола. Универсальный компаунд для подшипников. Эффективный пакет присадок, стабильность, водостойкость. Длительный (или даже пожизненный) срок службы. | EP2 |
Valvoline Moly Fortified | Универсальная литиевая консистентная смазка. Добавка дисульфида молибдена снижает трение. Хорошо зарекомендовала себя при работе во влажных условиях. Работает от -20°С до +140°С. | 3921 |
RW Grease U 100 | Высококачественная минеральная пластичная смазка с полимочевиной и присадками. Температурная устойчивость и большой ресурс. Защита узлов. Сохраняет свои качества от -20°C до +180°С. | U100 |
EFELE SG-311 | Синтетический морозостойкий компаунд, пластичен до -60°С. Высокоскоростной. Не вреден для пластмассы и резины. | SG311 |
Пигментные смазки
Пигменты начали применять для работы механизмов с высокой температурой.
Одна из самых известных – синяя смазка для подшипников ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73). Мягкая мазь, которую можно применять в широком температурном диапазоне (-80 – +200 градусов), используется в малонагруженных подшипниках, работающих в вакууме или с большим температурным разбегом.
С такой же температурой в малоскоростных подшипниках может применяться и ВНИИНП-235 (ТУ 38.101297-78 изм. 1-4) – мазь темно-фиолетового цвета. Однако в вакууме ее использовать нельзя.
Но «синей смазкой» сейчас часто называют и материалы, имеющие другую расцветку – так принято именовать многофункциональные материалы, применяемые практически везде. Поэтому при изготовлении синий пигмент добавляется из-за их популярности, но на качество смазки он не влияет.
Европейские производители часто используют не синий, и зеленый или красный красители.
Так, к примеру, зеленая смазка для подшипников Amalie Green Elixir цветом подчеркивает экологичность продукта. Стойкий к вымыванию водой материал, созданный на основе сульфоната кальция с присадками, обеспечивающими защиту от ржавчины и коррозии, соответствует техусловиям ASTM D4950 (NLGI GC-LB). Применяется для подшипников, работающих на низких и высоких скоростях, со значительной нагрузке в условиях повышенной влажности.
При подборе смазки следует учитывать следующие ниже условия.
Температура эксплуатации
Высокотемпературная смазка кристаллизуется при низкой температуре, а основная масса смазочных материалов при повышении температуры высыхает, поэтому при выборе следует учитывать следующие рекомендации:
- температура +200 +1000°С требует применения пастообразных смазок, которые одновременно защищают подшипник от заклинивания и работают как противозадирное средство;
- в диапазоне -30 +120°С желательно выбирать смазку на минеральной основе;
- при температуре -40 -70°С лучше всего проявляют себя силиконовые смазки.
Нагрузка и режим работы
Для высокоскоростных подшипников применяется синтетические материалы, а при высокой нагрузке, приводящей к выдавливанию, лучше использовать литиевую смазку. Высокую нагрузку хорошо переносят твердые, на основе молибдена или графита, смазки.
Состояние окружающей среды
Смазка подшипников должна учитывать внешние факторы: наличие кислот, пара, воды или пыли.
Как правильно смазать подшипник закрытого типа
Чтобы смазать закрытый подшипник, когда защитные шайбы снять не удаётся, один из способов доставить смазку внутрь – хорошо подогреть её (до состояния жидкости) в металлической посуде и опустить туда подшипник на некоторое время, дать остыть, удалить остатки смазки с поверхности. Через имеющиеся зазоры жидкая смазка попадёт внутрь. Правда, старую смазку таким путём удалить не получится.
Новые закрытые подшипники от солидного производителя, если они не пролежали несколько лет на складе, дополнительно смазывать не нужно – там достаточное количество правильной смазки.
Надеемся, этот краткий обзор помог вам разобраться в смазках и поможет осознанно выбрать из перечисленных выше марок наиболее подходящую и успешно использовать ее для подшипников ступицы. Успеха на дорогах!
ли со статьей или есть что добавить?