Самые красивые автобусы в СССР

История советского автобуса

При советской власти это был самый распространенный вид транспорта в силу его неприхотливости.

Самые красивые автобусы в СССР

В Советском Союзе, очевидно, именно автобусы были популярным видом транспорта.

Главной целью конструкторов СССР была вместимость как можно большего числа пассажиров. Для любого производства, конечно, важно, чтобы затраты были минимальными, это тоже учитывалось. Обычно изготавливались большие просторные автобусы, некоторые из них до сих пор ходят по нашим дорогам. Но как приятно вспоминать былые времена.

Брестский автовокзал

То, что отечественные конструкторы редко обращали внимание на внешний вид автобусов, не мешало городским машинам выглядеть красиво и надолго остаться в памяти людей.

Новое время — новые автобусы

С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт.

ЗИС-127

ЗИС-127

Выпуск первого советского автобуса, предназначенного только для междугородных рейсов, начался в 1955 году. Красоту общему виду придавали гофрированные борта, и множественные алюминиевые и дюралевые детали.

Рассчитан был на 32 посадочных места, с удобными креслами. Спинки кресел можно было регулировать. Дополняло комфорт освещение в салоне, а также эффективная система вентиляции. Водитель был отделён от салона перегородкой и у него был установлен отдельный вентилятор.

ЗИС-127

Обслуживали ЗИС-127 маршруты из Москвы в Симферополь и Москва — Рига, а также соединили другие города Советского Союза. На трассе развивал скорость до 95 км/час. В 1961 году были сняты с производства.

ТурбоНАМИ-053

ТурбоНАМИ-053

На базе ЗИЛ-127 Научно-исследовательский институт «НАМИ» в 1959 создал экспериментальную модель. Он служил своеобразной лабораторией на колёсах, и на пассажирских маршрутах его не использовали.

Первый в ряду советских автобусов, на котором установили двигатель с газовой турбиной. Отличался он и дизайном. Корпус облегчили за счёт использования лёгких материалов. У водителя в распоряжении были только педали тормоза и газа, а установленная турбина вдвое увеличила мощность машины.

ТурбоНАМИ-053

Пробег ТурбоНАМИ составил 5 000 км, а превысить скорость более 160 км/час не позволяли шины, которые не выдерживали нагрузки при пересечении отметки в 160 км.

ЗИС-154

Спустя два года на смену ему пришел более простой и дешевый собрат — автобус ЗИС-155. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.

ЛиАЗ-158В

ЛиАЗ-158В

Выпуск модернизированного автобуса, получившего буквенный индекс «В», начался в 1961 году на Ликинском заводе. В Москве и Ленинграде они обслуживали наиболее загруженные маршруты с большим пассажиропотоком.

Вместительные и экономичные они начали поступать в автобусные парки в начале 62 года. По производственным документам они называются «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». Такая же надпись красуется и над капотом машины.

ЛиАЗ-158В

Конструкторы разработали более дешёвые и менее красивые городские модели. Из-за этого, в 1971 году «158-х» сняли с производства, а в некоторых городах их эксплуатация продолжалась до начала 80-х годов.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых машинах в мире.

ЗИЛ-159

ЗИЛ-159

На этом красавце, который собрали в канун нового 1959 года на заводе имени Лихачёва, так и не довелось покататься советским гражданам. С клёпаным дюралевым корпусом смотрелся довольно экстравагантно.

Городской автобус был рассчитан на 70 пассажиров, из которых 27 могли сидеть. Конструкторы значительно увеличили проём дверей, что ускорило высадку и посадку. Были в нём и технические новшества: гидроусилитель руля, экспериментальный V-образный двигатель на 8 цилиндров.

ЗИЛ-159

ЗИЛ-159 был выставлен на ВДНХ, прошёл ходовые испытания, и специалисты признали его перспективность. Машина была выпущена в единственном экземпляре, а в серию так и не запущена. Причиной стал банальный перенос сборки автобусов из Москвы в Ликино-Дулево.

7. ПАЗ-Турист-люкс 8,5

Модель первого российского “туриста” пас-665т завоевала серебряную премию французского комиссариата по туризму. Сразу после такого громкого успеха Павловский автобусный завод приступил к созданию совершенно нового туристического автобуса, аналога которому нет в мире.

Обновленный ПАЗ был создан в марте 1969 года. Приставка “Люкс”, добавленная к имени, полностью отвечала удобству этой модели. Было удобно всем, и водителю, и гиду, и пассажирам. Сиденья можно было отрегулировать, и в конце автобуса была раковина, бар и даже шкаф.

ПАЗ-турист получил много похвал на автобусной неделе. По итогам конкурса экипаж получил Гран-При президента Французской Республики и премию «Золотая Ника», а главный конструктор Сергей Иванович Жбанников и конструктор Марк Васильевич Демидовцев получили диплом «За техническое совершенство».

Несмотря на все успехи, автобус так и не выехал на советские улицы.

ПАЗ-Турист-люкс 8,5

Дежурный катафалк

«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская небольшие автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы — их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы.
Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр — всех их функций не перечислить. И одна из них, очень печальная — служить в качестве импровизированного катафалка.
Поскольку настоящих катафалков в СССР практически не было, то обычно для таких целей использовали автобус, который предоставляло предприятие, где работал покойный или его родственники. Гроб с усопшим заносили в салон через кормовую дверь и ставили на проходе, а скорбящие родственники садились рядом.

Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе знаменитой «полуторки» — грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест.
Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для загрузки гробов, а для экстренной эвакуации живых пассажиров. Такая компоновка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве его модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55, передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трехосный вариант модели ГАЗ-05-193.

ПАЗ-665Т

ПАЗ-665Т

История самого популярного на пригородных маршрутах автобуса начиналась в 1952 году, а в 1965 с конвейера сошёл необычная модель «665Т».

Буква «Т» означала «туристический», а сконструировали его и собрали его для участия в 18-ой по счёту Международной автомобильной выставки. У него не двери, изменили переднюю панель, колёса украсили хромированными дисками.

ПАЗ-665Т

Из города Павлова до Франции модель дошла своим ходом. Советская машина заняла второе место на выставке, а также Приз отличия. После выставки, его так и не поставили на серийное производство. «ПАЗ-665Т» остался в единственном опытном экземпляре.

8. ЛАЗ 697/699 “турист”

Туристические автобусы во Львове начали выпускаться в 1959 году. Эти автобусы были нужны для перевозки пассажиров между городами, обычно они перевозили туристов в города и курорты юга СССР, некоторые из автобусов обеспечивали доставку людей по специальному маршруту. Так, ЛАЗ-699И 1974 года доставляли космонавтов на стартовую площадку.

В 1982 году серия «697» была заменена модернизированной моделью «699». По внешнему виду и удобству это была одна из лучших моделей на советских дорогах.

Уютный салон с довольно удобными сиденьями, большие багажные отсеки приносили удовольствие и ощущение уюта во время путешествия. В 2002 году закрылся последний завод Лазовского производства на Украине.

ЛАЗ 697

ЛАЗ 699

ГАЗ-651

В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч.

В 1950 году, в связи с переходом завода на изготовление кузовов для специальных грузовых автомобилей, производство автобусов решили перенести — сначала на Павловский, а затем на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч.

Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53.Его кузов уже был цельнометаллическим, потолок приподняли (можно было стоять, не упираясь в него темечком), количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч.

ЛАЗ-695

ЛАЗ-695

Львовский автомобильный завод строили, начиная с 1945 года, всем миром. Сначала он выпускал механизмы и оборудование для автобусов других предприятий, а в 1956 году из ворот завода выехала собственная модель.

Оригинальный ЛАЗ 695 модели впитал в себя основные достижения лучших автобусов того времени. Обтекаемые формы, закруглённые стёкла на крыше, между стёклами были тонкие перегородки, а окна имели выдвижные форточки. Всё это выделяло ЛАЗ среди детищ советской автомобильной промышленности, делая его, как говорили, «воздушным».

ЛАЗ-695 б

Впервые двигатель установили сзади пассажирской машины. Через два года автобус модифицировали, дизайн сделали проще, и свой оригинальный вид он утратил.

9. Микроавтобус ” Юность”

Изначально микроавтобусы серии «Юность» производились для перевозки высших чинов КПСС. Собирались они вручную, что было довольно неудобно.

Микроавтобус неоднократно участвовал в международных автосалонах и получил в общей сложности 12 наград. Его хвалил сам Хрущев. Производство хотел выкупить завод Ford, но получил отказ от советских конструкторов.

В период с 1970 по 1994 год было выпущено 106 автомобилей семейства «Юность». Некоторые из них были переоборудованы в машины скорой помощи, другие-в машины слежения и отправлены в КГБ.

Микроавтобус Юность ЗИЛ-118

ЗИЛ-118 юность

Неутомимые «пазики»

Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ).

«Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса.

Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента и кузовной арматуры.
ПАЗ653И только в 1952 году с его нового конвейера сошел ПАЗ-651 (он жеГАЗ-651).

Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно несколько расширить салон за счет переноса водительского места вперед (слева от двигателя) — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери-гармошки открывались теперь автоматически.

Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставались слишком маленькие окна, дававшие в салон маловато света — что решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей.

В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров

Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок.

10. Икарус-55

Икарус-назывался “королем советских дорог”. Они появились в 1953 году и были в то время одним из лучших и удобных автобусов.
Они производились в Венгрии и доставлялись в социалистические страны Восточной Европы и СССР.

Автобус выглядел очень необычно, а за свою форму получил прозвище «ракета». Модель каким-то образом впитала в себя все передовые инновационные разработки того времени. Двигатель располагался сзади, автобус был очень надежным.

Стоит отметить, что завод «Икарус» выпустил более 10 вариантов автобусов модели 55. Главное их отличие заключалось в количестве дверей. Их могло быть от однойго до трех. Они отличались отделкой и планировкой салона. У некоторых “Икарусов 55 люкс” вместо привычных кресел были диваны со столами между ними, над которыми горел светильник. Появились модели с повышенным комфортом, с отдельными сиденьями.

Икарус-55

Икарус-55

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

Первая модель советского «туриста» ПАЗ-665Т получила серебряную медаль на международном автосалоне. Это вдохновило конструкторов на создание более совершенной модели.

Новый ПАЗ был собран в марте 1969 года. К названию добавили приставку «люкс», и это полностью отвечало комфортабельности автобуса. Комфортно было всем, и пассажирам, и водителю с экскурсоводом. Сиденья обеспечили механизмом наклона. В задней части были умывальник, бар и гардероб.

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

Выделялся новенький ПАЗ оригинальным дизайном, который был отмечен на международных выставках. Победив на автосалоне в Ницце, куда модель из Москвы доехала своим ходом, ещё раз принимал участие в ралли и выставках. Но в серию красивенький ПАЗ-Турист-люкс так и не запустили.

Венгерская Иномарка

Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143 000 машин) занимали венгерские «Икарусы» — пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это был единственный автобус, который издалека узнавали даже маленькие дети, восклицавшие: «Икарус» едет!». А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие.

Львовский долгожитель

21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпускЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса.
В ее основу легли последние отечественные и западные наработки, в частности автобусов «Мерседес Бенц 321» и «Магирус». И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695.

Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства.

Поэтому стекла уже через два года убрали. Зато появились «козырек» над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши — подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями.

С 1973 года модель получила индекс Н:

ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трехсот тысяч львовских автобусов!

ЛАЗ-4206

ЛАЗ-4206

Разработку нового пригородного автобуса, рассчитанного на 74 места, началась в 1984 году. Первый опытный экземпляр вышел с конвейера в 1988 году, а малую серию выпустили уже после краха СССР.

В отличие от других местно-сельских машин, отличался необычным дизайном. Все уже привыкли к сельским «ПАЗикам», а тут такой длинномерный автобус с большими окнами и багажными отделениями. Развивал скорость 115 км/час.

ЛАЗ-4206

Двигатель располагался сзади, а над крышкой моторного отсека красовалась надпись «4206». Выпустили лишь небольшое количество машин, а в серию пошла модель под номером 4207.

12. ЛАЗ-699И

Недаром ЛАЗ-699И назывался «космическим». Нет, его не производили жители другой цивилизации, его главной задачей был транспорт и доставка космонавтов.

ЛАЗ-699И

13. ЗИС-155

ЗИС-155 сменил модель 154, которая была выпущена сразу после Великой Отечественной войны. В 1949 году началось производство новой модели. Автобус вмещал 50 человек, из них 27 могли сесть.
Это первый советский автобус, на котором установлен генератор.

Низкая стоимость модели быстро восстановила послевоенный автомобильный парк. Последняя модель ЗИС-155 вышла в 1957 году. Теперь их можно найти только в фильмах.

ЗИС-155

ЗИС-155

14. ЗИУ-6-2М

Специализируясь исключительно на производстве троллейбусов, Урицкий завод решил попробовать собрать автобус, который впоследствии получил название ЗИУ-6-2М.

Детали были доставлены из Чехословакии и Венгрии. Салон был рассчитан на 38 сидячих мест, и в нем обычно могли перевозить 100 человек, что очень удобно для больших городов.

Автобус имел преимущество перед ЛиАЗами, которые давно бродили по советским улицам. Новички были практичнее и экономичнее, но серийное производство ЗИУ-6-2М так и не было налажено.

ЗИУ-6-2М

ЗИУ-6-2М

Микроавтобусы «Юность»

Микроавтобусы Юность

Самый известный советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» начали выпускать в 1961 году. Появившись на улицах советских городов, они привнесли новое дыхание и свежесть в городской пейзаж.

Микроавтобус неоднократно принимал участие в международных автосалонах, получи в общей сложности 12 наград. Завод Форда вёл переговоры о покупке лицензии на выпуск «Юностей», но советский автопром был неумолим.

ЗИЛ-118

Комфортабельные и уютные они использовались на туристических и экскурсионных маршрутах, обслуживали иностранцев. В первоначальном варианте выпускалась модель до 1971 года, а уже несколько модифицированные «Юности» собирали на «ЗиЛ» вплоть до 1994 года.

15. АМО-Ф15

АМО-F15-дед советского автобусного производства. Выпускался в 1926-1931 годах на заводе «Московское автомобильное общество».
Этот красавец мог вместить 14 человек, но его двигатель был слабее, чем у Запорожца. Несмотря на это, автобус очень помог советским работникам, которые в конце концов смогли добраться до работы не пешком.

АМО-Ф15

АМО-Ф15

Заключение

Самые красивые автобусы в СССР

Время пощадило некоторые советские модели, и они продолжают служить людям. Многие труженики советской эпохи навечно застыли на постаментах, став своеобразными памятниками истории советской автомобильной промышленности. Отреставрированные стали экспонатами музеев транспорта или пополнили частные коллекции любителей ретроавтомобилей.

16. НАМИ-0159

Мало кто слышал об это чуде. Автобус с кабиной водителя, которая находится на втором этаже. Такое расположение кабины позволило увеличить вместимость пассажиров на 30%. Но автобус не запустили.

НАМИ-0159

НАМИ-0159

17. Автобусы с прицепами

Еще одна попытка увеличить количество пассажиров. Очень интересная идея, которая воплотилась в жизнь.
Вот первый советский слитный автобус ЛиАЗ-5е676 построен в 1962 году. Основанием для красавчика длинной 15,5 метра стал ЛиАЗ-158.

Двигатель в сто пятьдесят лошадиных сил был слишком слаб для такого автобуса. Это была одна из причин, по которой ЛиАЗ остался прототипом. А позже, в СССР, действовали аналогичные конструкции Икаруса.

ЛиАЗ-5е676

18. Кинотеатры на колесах

Часто для детей устраивал кинопоказы, в вот таких удивительных кинотеатрах на колесах.

Кинотеатры на колесах

Кинотеатры на колесах

19. ЛиАЗ-5256.05

В 1990 году был создан образец кафе-мобиля. Переделанный из городского ЛиАЗа кофе-мобиль, имел распашные двери и откидывающийся прилавок по центру.

ЛиАЗ-5256.05

ЛиАЗ-5256.05

21.Двухэтажные ЯТБ-3

Попытка советских конструкторов создать двухэтажный общественный транспорт не увенчалась успехом. Автобус был достаточно неудобен для пассажиров: низкие потолки, винтовые лестницы, по которым нужно было заранее спускаться, чтобы не пропустить свою остановку. Сама махина была очень тяжелой, что ухудшало ее управляемость.

ЯТБ-3

ЯТБ-3

23.ГЗА-651

ГЗА-651 – знаменитый автобус, который предназначался для не очень длинных загородных маршрутов или служебных нужд. Производством данного автобуса занимались полтора десятка заводов в разных уголках огромной страны. Газовские кузова довольно долго делали на деревянном каркасе, обшивают его стальным листом.

ГЗА-651

24. Альтерна-4216

Произведенный во времена перестройки, автобус Подмосковной марки Альтерна, был максимально дешевый в изготовлении. Его изготовляли на серийных двигателях ЗИЛ или КАМАЗ. Кроме Альтерн-4216 создали сочлененный, междугородный и аэродромный варианты. В Подмосковье производство вели с 1993 по 1995.

Альтерна-4216

25. ЗИС-16

Довоенный обтекаемый городской автобус ЗИС-16 – это тот редкий случай, когда серийная машина выглядит интереснее своего прототипа, который был построен в декабре 1936 года. Мелкосерийное производство началось в 1938, а в начале 39 организовали серийное производство в новом корпусе Московского автомобильного завода имени Сталина.Мест для сидения, в зависимости от планировки салона, было от 24 до 36.

Выпуск ЗИС-16 вели с начала Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около трех тысяч двухсот пятидесяти экземпляров.

ЗИС-16

Вот такие удивительные автобусы, которые навивают ностальгические воспоминания для всех жителей бывшего СССР, мы сегодня увидели. Строительство автобусов именно в СССР дало большой толчок для современного производства. Даже сейчас в некоторых городках можно наблюдать старенькие ПАЗы и ЛАЗы, которые все еще перевозят пассажиров. В Росси редко можно встретить автобусные музеи, поэтому большинство раритетных и старых советских автобусов давно утилизированы. Некоторые из них мы можем увидеть только в советских фильмах.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий