Шумность шины — что это, от чего зависит. Индексы шумности.

Шумность шины — что это, от чего зависит. Индексы шумности.

Автовладельцы со стажем знают, что, устанавливая разные типы покрышек, в салоне будет разная степень шумливости. До 2012 года, узнать свойства шумливости колёс можно было по отзывам знакомых или после покупки и установки резины на автомобиль. Теперь, с 12-го года, производители покрышек обязали указывать на изделии такой индекс, как шумность шины. Иные виды резины бывают настолько гулкими, что автовладелец путает шум с неисправностью ступичных подшипников. А иногда наоборот, шум мешает выявить загудевший подшипник. Теперь, покупатель может учитывать класс шумности при подборе колёс.

Измерение шума автомобиля

В ситуациях, когда нужно пройти техосмотр, избежать штрафов или просто скорректировать работу выхлопной системы в повседневной эксплуатации, применяются методы измерения шума автомобиля. Рассмотрим, какие приборы при этом используются, к какой норме нужно стремиться и как осуществляется сам процесс.

Измерение шума автомобиля

От чего зависит шумность шины

Всегда приятно управлять автомобилем в тишине. Это придаёт дополнительный комфорт и обеспечивает более высокую концентрацию внимания. Чтобы максимально снизить шум в салоне, автовладельцы используют различные варианты, среди которых самые популярные:

шумность шины

  • оснащение кузова дополнительной шумоизоляцией;
  • установка приборной панели на прокладки;
  • выбор бесшумного протектора.

Так как главная причина шумообразования это протектор, то следует выбирать его в соответствии с эксплуатационными условиями. На практике, шумные шины отличаются конструктивной жёсткостью, повышенной шириной и глубиной протектора. Поэтому, ели перед вами резина повышенной проходимости, значит она гарантированно будет выделять больше гула.

Нормативы и регламентирующий документ

Основной документ, описывающий порядок замеров — это ГОСТ 33997-2016.

Сразу к цифрам. Допустимый уровень шума зависит от категории транспортного средства:

  • M1, N1, L – 96 дБА
  • M2, N2 – 98 дБА
  • M3, N3 – 100 дБА

дБА — акустический децибел, единица измерения громкости, учитывающая восприятие звука человеческим ухом. Приведенные выше значения представляют собой наибольшие из возможных; измерения проводились на неподвижном автомобиле в ходе сертифицированных испытаний.

Как уменьшить шум авто

Приборы, используемые для измерения показателей автомобиля

Замеры осуществляются при помощи следующих приборов и инструментов:

  • Шумомер, нацеленный на изменение по времени уровня звука и интегрирующий усредняющий 1 (2) класса. Предварительно шумомер обслуживается в соответствии с инструкцией производителя.
  • Тахометр, замеряющий частоту оборотов коленвала с допустимой погрешностью не более 2,5% от максимума.
  • Рулетка с погрешностью не более 1 мм. Нужна для определения линейных размеров.
  • Угломер с погрешностью не более 2 градусов.
  • Секундомер, позволяющий отсчитывать время до 1 минуты.
  • Прибор, измеряющий влажность воздуха с погрешностью не более 2%.
  • Барометр (измеритель атмосферного давления) с погрешностью не более 2 мм ртутного столба.
  • Термометр с погрешностью не более 2,5°С. Должен поддерживать диапазон температур как минимум от -15 до +45.
  • Прибор, измеряющий скорость ветра с погрешностью не более 0,5 м/с.

Замеры принято осуществлять на неподвижном автомобиле, прогретом до рабочей температуры. Важно, чтобы погодные условия соответствовали тем, которые рекомендуются производителем шумомера: температура от -10 до +30 градусов по Цельсию, скорость ветра до 5 м/с, влажность воздуха до 80%, атмосферное давление в пределах 92-105 кПа. Осадки недопустимы.

Есть также определенные требования к автомобильной площадке, на которой измеряют показатели: открытый воздух, ровная поверхность (желательно асфальтная/бетонная), отсутствие снега. В отдельных случаях допускается проверка в замкнутом помещении, но тогда микрофон следует устанавливать минимум в 300 см от любых предметов, обладающих функциями отражения шума.

Как дорожное покрытие и скорость влияет на уровень шума

Соприкосновения авторезины с дорожным покрытием образует шорох. Чем быстрее вращается колесо, тем громче становится шорох. Состояние дорожного полотна, играет ключевую роль. Например, движение по мокрой дороге намного шумнее. От образования звука не избавиться, возможно лишь добиться его снижения.

Движение по грунтовой или щебёночной дороге, образует высокую степень гула. В этом случае, класс шумности шин, практически, не имеет значения.

Порядок процедуры

Измерение уровня шума автомобиля включает в себя такие этапы:

  • Визуальный осмотр авто, размещение на испытательной площадке. Непосредственно перед началом замеров двигатель заглушается.
  • Установка авто на ручник. Под колеса ведущих мостов ставятся специальные упоры для предотвращения отката.
  • Установка измерительных приборов — шумомера, тахометра, микрофона. При этом рекомендуется устанавливать микрофон не ниже 20 см от земли, примерно на уровне выхлопной трубы и на расстоянии 50 см от нее.
  • Рычаг коробки переключения передач ставят на нейтралку, а если КПП автоматическая, то в положение выбора передач.
  • Вновь запускают двигатель, прогревают до рабочей температуры и делают замеры.

Если машина оснащена двумя выхлопными трубами, то микрофон ставится у той, что расположена ближе к краю корпуса. В качестве результата замеров берется максимальное показание шумомера за период выдержки частоты вращения определенное количество времени. Допускается превышение не более чем на 5-10 дБА от установленного максимума.

Следует учитывать, что повышенный шум может происходить из-за неисправностей. Их необходимо устранить перед замерами, для чистоты эксперимента. Примеры таких неисправностей — внутренние дефекты выхлопной системы либо ее неполная комплектация. Именно затем, чтобы сразу выявить грубые нарушения, и проводится первичный визуальный осмотр.

Результаты измерения шумности авто считаются действительными только в случае соблюдения требований ГОСТа 33997-2016.

Технологии снижения уровня шумности шины

Уровень шума, издаваемого покрышками, напрямую зависит от материала изготовления и конструкционных особенностей изделия. Чтобы обеспечить минимальное образование гула от вращающихся колёс, производители используют следующие подходы в разработке:

  • Мягкость состава. Сырьё, из которого будет произведена покрышка, должно обеспечить ей мягкость. Если для зимней резины это норма, то для летних колёс – новое веяние технологий. Действительно, летние мягкие шины издают меньше шума. Однако, расплачиваться за комфорт приходится низким противостоянием к износу.
  • Ширина профиля. Для изготовления низкошумных покрышек, производители выбирают конструкцию шины с умеренной шириной профиля. Чем меньше площадь соприкосновения резины в пятне контакта, тем ниже издаваемый звук соприкосновения с дорогой.
  • Рисунок протектора. Узор и глубина протектора, обеспечивают разную проходимость и манёвренность автомобиля. Но, вместе с этим, они влияют на критерий шумности. Если установить на машину покрышки с агрессивным протектором, то они гарантированно будут издавать больше шума.
  • Скоростной режим. Все производимые колёса проходят испытания. При этом, снимаются замеры исходящего звука. Изготовитель указывает на колесе индекс предельной скорости, с которым шина будет издавать определённый уровень шума, отображённый на евро этикетке.

Самыми бесшумными покрышками для зимнего сезона, считаются фрикционные шины, более известные среди автовладельцев, как «липучка».

Рынок предлагает автолюбителям широкий ряд бесшумных шин, для зимнего и летнего периодов эксплуатации. Однако, в погоне за комфортом не стоит забывать безопасности, которую автовладелец несёт за всех участников дорожного движения. Поэтому, в первую очередь следует руководствоваться характером эксплуатационных условий, а уж затем предпочтением комфорта.

Требования к размещению микрофона

Отдельно стоит рассказать об условиях, в которых должен быть размещен микрофон, так как от этого сильно зависит оценка результатов измерения шума. Требований довольно много, и они нуждаются в высокой точности соблюдения:

  • Высота расположения — на уровне выхлопной трубы и не ниже, чем на 20 см от земли.
  • Расстояние от среза выхлопной трубы — 50 см.
  • Ось микрофона располагается под углом 45’ к вертикальной поверхности, через которую проходят выхлопные газы, и параллельна горизонтальной поверхности.
  • Если машина оборудована двумя или больше выхлопными трубами с промежутком между ними до 30 см, то микрофон ставят либо в более высокой точке, либо ближе к краю корпуса авто.

Если выхлопная труба у автомобиля расположена в вертикальном положении, то микрофон фиксируется на расстоянии 50 см от ее среза, а по высоте, равной ему. При этом выбирается направление ближе к краю машины. Ось ставится вертикально, чтобы мембрана смотрела в верхнем направлении.

Штрафы за повышенный шум автомобилей

В сентябре 2021 года появилась информация о том, что в Москве рассмотрен законопроект о повышении штрафа за громкий глушитель у автомобиля (а также громкую музыку, всё это относится к понятию «внешний шум» авто).

Повысить наказание за нарушение тишины предложил мэр Сергей Собянин. Отслеживать нарушителей будут камеры, прямо по ходу движения. В Москве уже активно тестируются камеры с микрофонами, которые будут автоматически рассылать штрафы. Предполагаемые размер взыскания — 5000 рублей, это в десять раз выше, чем штраф, который принят сегодня за нарушение тишины автомобилистами. Собянин также предложил привязывать размер взыскания к мощности транспортного средства.

Сервис «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге поможет привести автомобиль или мотоцикл к соответствию законодательным требованиям. Профессионально занимаемся тюнингом и ремонтом выхлопных систем.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий