12.5, часть 3 КоАП: лишение или штраф? Как избежать наказания?
Стандартные галогеновые фары в ближнем и дальнем свете устраивают не всех автовладельцев. Поэтому световые элементы часто заменяют на тот же ксенон или LED. Однако любые неузаконенные изменения технических параметров автомобиля признаются нарушением. И причин здесь несколько. Во-первых, «колхозный» ксенон может ослепить навстречу едущих водителей, а, во-вторых, подвести вас под наказание по ст. 12.5 КоАП РФ – со штрафом или лишением прав. Давайте разберемся, что грозит за синие, красные, LED-лампы, при чём здесь ПП Верховного Суда РФ № 20, а также как обжаловать постановление об АП и переквалифицировать дело на штраф.
Какой штраф за светодиодные лампы ближнего, дальнего, головного света и противотуманки (ПТФ)
Можно ли ставить светодиодные лампы в фары? Да, но нужно помнить, что их неправильная установка, не соответствующая требованием, карается штрафом.
Штраф за светодиодные лампы в фарах и противотуманках составляет 500 рублей. Когда водитель полностью меняет функционал оптических приборов головного света: количество ламп, качество диодов, цвет или режим работы, то его ждет наказание в виде лишения водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года.
Светодиодные лампы LED — можно ли ставить в фары?
Мы уже изучили тему законности установки ксенона в фары ближнего и дальнего света, теперь настало время другого, но похожего типа. В последнее время этот вопрос всё больше нарастает в связи с популярностью оных. В статье мы обсудим все вопросы про светодиодные лампы LED:
- можно ли их ставить в фары ближнего и дальнего света,
- нужен ли автокорректор и омыватель фар в данном случае,
- какая маркировка световых приборов должна быть для установки LED-ламп,
- какой штраф за светодиодные лампы в головном свете.
А начнём мы с самой сути данного вопроса — заглянем в действующее на 2021 год законодательство.
Можно ли устанавливать светодиодные лампы в фары по закону
Владельцы автомобилей все чаще заменяют стандартные галогенные лампы светодиодными. Перед проведением монтажа ознакомьтесь с правилами использования освещения LED. При нарушении предусмотренных законодательством норм последует штраф или лишение прав за светодиодные лампы.
Грозит ли лишение прав за светодиодные лампы сейчас по закону и на практике?
Замена галогеновых ламп на нештатные LED считается вмешательством в конструкцию автомобиля. За подобные действия законом предусмотрен целый ряд наказаний по ст. 12.5 КоАП – от штрафа до лишения. Еще совсем недавно водителей лишали прав за езду с нештатными светодиодами. Однако после издания Постановления Пленума ВС ситуация в корне изменилась. В 2021 году водителям не грозит лишение прав за светодиодные лампы, не соответствующие маркировке фар. Что произошло, почему теперь можно не бояться стать пешеходом за установку LED, в каких случаях штрафы ГИБДД за оптику незаконны и грозит ли аннулирование регистрации автомобиля? Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.
Можно ли менять внешние световые приборы автомобиля?
Можно, но не всегда.
Автомобиль является сложным техническим устройством. Он поставляется с завода, где изготовитель заранее предусмотрел и тщательно проверил работоспособность и безопасность внешних световых приборов ТС. Если вы хотите установить в обход ТБ вместо галогеновых ламп ксенон, а маркировка фар этого не допускает – это нарушение. За подобные действия может последовать наказание по ч. 1 или ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.6 ПДД:
- Спереди автомобиля могут располагаться только белые, жёлтые или оранжевые огни;
- На задней части ТС – только красные, жёлтые и оранжевые;
- Фонари заднего хода и подсветка госномера – исключительно белого цвета.
Это официальные требования к транспортным средствам для возможности их эксплуатации на дорогах России. Недопустимо самовольно изменять цвет огней автомобиля!
Светодиоды в задние фонари – можно ли устанавливать?
По всем законодательным нормам вопрос на этот ответ отрицательный. Светодиодные источники нельзя использовать в задних фонарях в тех случаях, когда заводом-изготовителем не предусмотрена установка такого вида лампочек. Это же касается ближнего и дальнего света, если маркировка устройства не соответствует типу ламп, которые в ней установлены.
В данном контексте мы будем рассматривать следующие источники света:
- задние габаритные огни при установке LED-ламп в них,
- задний противотуманный фонарь,
- стоп-сигналы,
- подсветка заднего госномера.
Разберемся с этим вопросом. Учитывая основные положения по допуску машин к участию в движении можем выделить несколько типов фар:
- с лампами накаливания;
- с ксеноновыми источниками света;
- противотуманные фары.
Соответствие типа ламп аналогии типа светового прибора регулирует Технический регламент. По состоянию, актуальному на 2021 год, он содержит следующие типы: R, C, RC – это знаки ламп накаливания:
- HR, HC, HCR — галогеновые;
- DR, DC, DCR – ксеноновые;
- B, F3 – соответственно, противотуманные фары.
Изучив документ, можно увидеть, что маркировка указана на все 4 типа фар, а вот о светодиодных источниках света здесь не упоминается. Причина тому одна – LED не утверждён регламентом как таковой, а потому светодиодные лампы, если они не предусмотрены конструкцией транспортного средства, использовать нельзя, такие лампы использовать просто не будут соответствовать типу светового прибора.
Заводы-изготовители зачастую изначально устанавливают LED-источники преимущественно на машины бизнес- и премиального класса. При этом не играет роли показатель люмен (яркости источника света) – внимание обращается конкретно на несоответствие в маркировке фары типу лампы.
Почему лишение прав за светодиодные лампы незаконно?
Всё очень просто. Согласно пункту 3.1 Приложения к ПДД, запрещено ездить на автомобиле, если тип или цвет ламп не разрешён конструкцией авто. Такие требования регулирует Техрегламент, утверждая, что обозначение R, C или CR — для лампочек накаливания, галогеновых ламп и лампочек накаливания, а DR, DC, DCR — для ксеноновых.
А вот для светодиодных LED ламп отдельной маркировки вовсе нет. Но на практике их приравнивают к галогеновым по обозначению самих фар, предназначенных для использования с такими лампочками.
Допустим, Вы установили в фары светодиоды, хотя фары предназначены для использования только с обычными лампами накаливания. В этом случае Вы, действительно, нарушаете пункт 3.1 Приложения ПДД, потому как тип ламп не соответствует фарам.
А лишение прав за светодиодные лампы незаконно по одной простой причине — нет статьи в КоАП, предусматривающей лишение права управления за это нарушение. По закону привлечение должно быть по статье 12.5, части 1 КоАП, которая предусматривает нарушение основных положений по допуску, и штраф по этой части — 500 рублей, а то и вовсе можно обойтись предупреждением (письменным):
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Использование светодиодных ламп
Установка светодиодных ламп в фары может быть произведена:
- На заводе при изготовлении.
- Самостоятельно, на модели, которые предусматривает их установку.
- На марки авто, которые не предусматривают модификацию, с последующей обязательной регистрацией этого изменения.
Административная ответственность за переоснащение автомобиля освещением
В эксплуатационных документах транспортного средства указаны требования к свету, предусмотренные конструкцией авто. Если владелец изменяет экстерьер машины, не учитывая разрешения производителя, то ему придется понести административную ответственность за совершенное правонарушение.
Правила установки светодиодных ламп в авто
В соответствии с КоАП РФ на автомобиль можно монтировать:
- 1 добавочный сигнал вынужденного торможения;
- 1 навесной прожектор;
- 2 противотуманные добавочные фары;
- 2 противотуманных фонаря.
Установка светодиодных ламп и прочих источников света запрещена, если иное не указано в эксплуатационных документах транспортного средства. Изменения в конструкции автомобиля, внесенные владельцем, будут расценены сотрудниками ГИБДД как нарушение правил эксплуатации авто. В качестве наказания законом РФ предусмотрен административный штраф.
Можно ли установить светодиодные лампочки в фары ближнего света
В случае отсутствия в правилах эксплуатации автомобиля разрешения о монтаже LED-ламп изменять конструкцию транспорта запрещено. Несоблюдение правила приведет к предупреждению, наложению штрафа или изъятию водительских прав.
Для предъявления обвинения и применения наказания правоохранительные органы доказывают возникновение нарушения. Выясняя, можно ли ставить светодиодные лампы, установлены они на авто, запрещено нарушать целостность транспорта.
Возможность монтажа светодиодных ламп в габариты
По закону в РФ запрещено эксплуатировать транспортное средство при установке на нем габаритных и ходовых огней, не соответствующих четырём основным критериям:
- белый или желтый цвет у противотуманных фар, иное запрещено;
- белый цвет у светоотражающих устройств, иное недопустимо;
- белый цвет у подсветок регистрационных знаков и фонарей заднего хода, иное не разрешается;
- желтый или оранжевый цвет огней указателей поворота, другие расцветки использовать запрещается.
За несоблюдение норм, предусмотренных законодательством РФ и эксплуатационными правилами автомобиля.
Какой штраф по закону?
Чтобы определить степень ответственности владельца за нарушение, обратимся к Кодексу об административных правонарушениях, а именно, к статье 12.5. Согласно этой норме, установка светодиодных источников света является нарушением Основных положений ПДД – конкретно пункта 3.1.
Рассматривая статью, можно подумать, что такие действия владельца транспорта попадают под часть 1 статьи, в которой запрещена эксплуатация транспортного средства, а штраф за нарушение составит 500 рублей или административное предупреждение.
Но с другой стороны, в части 3 этой же статьи говорится об отдельных случаях с установкой света, которая не соответствуют положениям допуска транспорта к движению. Здесь наказание более суровое – лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев. Однако, применяется эта статья за несоответствующий режим работы и цвет источника света.
Какие ещё требования для установки LED?
К требованиям для установки светодиодных ламп причисляются элементарно правильная настройка угла наклона фар. Но штрафа за ненастроенный угол нет, хотя на дороге Вас будут ждать неприятности от других водителей, которых Вы можете ослепить.
Основное требования для установки светодиодных лампочек в фары ближнего и дальнего света — фара в обязательном порядке должна быть оснащена автокорректором угла наклона и омывателем. Это нам предписывает пункт 1.3.7 Техрегламента:
1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.
Что касается светодиодных ламп, то сразу уточним, что вместо аббревиатуры LED в регламентах и ГОСТах применяется аббре-виатура “СИД” – “светоизлучающие диоды”.
Ставить СИД-лампы в фары разрешается, если при этом на фаре нанесена маркировка “MD” от слова “модуль” – пункт 3.5.2 Правил ООН №112. Аналогичное требование имеется и для противотуманных фар – пункт 3.5.2 Правил ООН №19. На коробке со светодиодной лампой должна стоять отметка о ее соответствии Правилам ООН №128.
То есть, даже если в вашу фару разрешается ставить СИД-лампы, это не значит, что можно пойти на рынок, взять первую попавшуюся лампочку и воткнуть ее в головной свет.
Правда ли, что раньше за светодиоды лишали прав?
Да, причём эта порочная практика была повсеместной.
До середины 2019 года российские суды считали установку светодиодных лампочек в галогеновые фары нарушением ПДД, за которое следовало лишать водительских прав на срок до 1 года.
Проблема заключалась в том, что большинство мировых и районных судей не замечали разницу между союзами «и» и «или», считая, что для применения части 3 ст. 12.5 КоАП РФ достаточно несоблюдения либо цвета огней, либо режима работы приборов головного света ТС.
Для примера рассмотрим два судебных решения того времени:
- В Брянской области мировой суд лишил водителя прав на 6 месяцев за управление машиной с синими LED-лампами в габаритных огнях, а районный суд поддержал это постановление (Решение № 12-35/2016 от 21 марта 2016 года),
- Самарский водитель установил нештатные светодиоды на автомобиль Лада и попался инспекторам ДПС. Мировой судья привлёк водителя по части 3 ст. 12.5 КоАП, оставив того без прав на полгода (Постановление от 10 июля 2017 г. по делу № 5-335/2017).
Однако в 2021 году такие решения большая редкость. Сейчас суды не лишают водительских прав за нештатные светодиоды в головном свете транспортных средств.
В каком случае назначается лишение прав?
По тексту части 3 статьи 12.5 можем увидеть, что лишение водительского удостоверения может грозить различных нарушениях и их совокупности:
- если спереди автомобиля установлены огни красного цвета (причём, любые – ближний или дальний свет, противотуманные фары и даже светоотражающие элементы),
- если режим работы и цвет огней световых приборов не соответствуют Основным положениям ПДД.
Таким образом, получаем, что для возможности лишения прав должно быть нарушено что-то одно из пунктов выше. При этом, для применения данной нормы должны соблюдаться оба условия в совокупности из второго пункта: и режим работы должен быть несоответствующим, и цвет огней.
Теперь идём, собственно, в Перечень неисправностей (это и есть приложение к Основным положениям ПДД), и видим следующие требования:
- режим работы должен соответствовать требованиям конструкции машины (пункт 3.1),
- цвет также должен соответствовать конструкции,
- лампы должны соответствовать типу фары (пункт 3.4),
- спереди не должно быть огней красного цвета (пункт 3.6),
- а допустимые цвета испускаемого света фарами: белый, жёлтый или оранжевый.
Таким образом, лишение водительских прав возможно, например, в следующих случаях:
- если вы (не дай бог) поставили лампу красного цвета в ближний свет фар,
- если вы установили ксеноновую или LED лампочку в фару, предназначенную для галогеновых ламп, и теперь фара излучает, к примеру, синий (слишком холодная лампа) цвет.
Согласно п.3.8.6 и 3.8.7 Приложения №8 технического регламента на колесные транспортные средства фары могут работать в режиме «ближний свет» и «дальний свет».
Обратимся к упомянутому в статье пункту 2.54 ГОСТ 33997-2016:
- алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения,
- его прерывистость или непрерывность.
Термин «Интенсивность излучения» удобен тем, что объединяет в себе несколько мер света. В указанном ГОСТе и техническом регламенте применяется мера «сила света», которая измеряется в канделах (кд).
Сила света каждой из фар в режиме “ближний свет”, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы.
Если инспекторы докажут, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима «ближний свет» нарушает данное условие, то водителя привлекут по ч.3 ст.12.5 КоАП.
А что происходит в суде?
А вот на практике на 2021 год, как мы уже указали выше, Вас лишат. по части 3 этой же статьи Административного кодекса:
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Что здесь не так? Цвет и режим работы. По цвету Вы и так поняли, что белый и жёлтый цвет, который производят светодиодные LED лампы, являются разрешёнными по ПДД.
Но что насчёт режима работы? То же самое. Дело в том, что ни в каком нормативно-правовом акте 2021 года нет определения. Но в уже упомянутом выше Техрегламенте есть варианты такого режима работы: постоянный и проблесковый. Получается, что режим тоже не нарушен — у светодиодных ламп режим работы постоянный.
Как видим, и режим работы, и цвет огней светодиодных ламп (если он белый, жёлтый или оранжевый) соответствуют разрешённым. Не говоря уже о том, что для возможности лишения должно быть установлено несоответствие как цвета, так и режима работы, ведь в цитируемой выше статье идёт предлог “и”. Поэтому лишение прав за светодиодные LED лампы незаконно.
Судьи же не учитывают этот факт и вполне реально лишают прав.
Применение штрафных санкций за эксплуатацию автомобиля с LED-освещением
Законодательство РФ рассматривает несколько вариантов нарушений относительно использования светодиодных ламп. Пунктом первым статьи 12.5 КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа за:
- эксплуатацию неисправного ТС;
- использование автомобиля с нарушением положений допуска к эксплуатации.
К этим категориям относится и установка LED-ламп. Размер штрафной санкции за их установку – 500 рублей. Часто первичное правонарушение влечет за собой предупреждение.
Действует ли скидка на оплату штрафа за световые приборы?
Штраф за световые приборы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП составляет 500 рублей. Соответственно, применив 50% скидку, получим сумму к уплате в размере 250 рублей. На внесение платежа закон отводит 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Установка диодных фар вместо галогеновых
Рассмотрим еще один вариант – полная замена галогеновых фар на светодиодные. При этом имеет место нарушение того же пункта 3.1 и штраф за нарушение составляет 500 рублей.
Однако в данном случае есть возможность легализовать светодиодные лампочки. Для этого нужно получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, а затем перерегистрировать автомобиль в ГИБДД.
Так что при наличии документов на светодиодные фары их можно узаконить и не платить штрафы.
Кроме того, дело обстоит гораздо лучше, если на транспортные средства аналогичной модели устанавливаются светодиодные фары. В этом случае водителю не придется проходить проверку на соответствие безопасности. Пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента таможенного союза:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Для выполнения условий регламента нужно установить фары, которые устанавливаются на автомобили аналогичной модели. Подобная замена не должна вызвать проблем при общении с сотрудниками ГИБДД.
В заключение хочу отметить, что замена галогеновых фар на светодиодные может вызвать проблемы в работе электроники автомобиля. Это связано с тем, что разные типы ламп обладают разным сопротивлением. Так что на практике может быть недостаточно просто поменять фары и придется дополнительно менять блок управления ими. Имейте это в виду.
Значит я могу установить LED вместо галогеновых ламп в фары?
Нет, не можете. А если поставите, вам грозит штраф за управление автомобилем с неисправностями.
Но есть исключение! Оно указано прямо в ПДД, в пункте 3.1 Основных положений, и гласит:
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
Если ваша машина снята с производства, то вы можете установить на него световые приборы от других транспортных средств за неимением последних у вашей марки и модели автомобиля. Однако на практике инспекторы ДПС всё равно могут привлечь вас по 12.5.1 Кодекса, а вам придётся бегать по судам и доказывать, что никакого нарушения с вашей стороны не было.
Заключение
Вопрос законности эксплуатации светодиодных ламп в противотуманных фарах достаточно запутан — с точки зрения и действующего законодательства, и правоприменительной практики. Однако внесённые в последние годы изменения в технические регламенты и правила ЕЭК ООН однозначно подтверждают, что применение СИД соответствует законам. Поэтому их можно ставить вместо галогенок в фары типа F3 либо использовать в составе сборной ПТФ на светодиодах.
Нормативная база применения светодиодных фар
Если установленные лампы не соответствуют требованиям по свету и режиму работы, водитель понесет наказание утановленное первой частью статьи 12.4 КоАП РФ.
В документах не используется понятие «светодиодные лампы», но ограничения внедрения в автомобиль LED ламп затрагивает 3 часть статьи 12.5 КоАП, ссылающейся на 3.1 пункт ПДД России.
В подавляющем большинстве случаев оформления штрафов, инспекторы руководствуются 12.5 статьей КоАП.
Есть ли повторное наказание для водителей?
Каждый раз будут штрафовать за управление автомобилем с неисправностями.
Что указал Верховный суд про ксенон и LED?
Между тем, судебная практика как раз изменилась с недавних пор. Правда, поменялось всё не очень сильно, но у вас появился самый весомый довод остаться с правами и переквалифицировать ответственность в 500-рублёвый штраф.
И вот в чём здесь дело!
25 июня 2019 года Верховный суд России вынес судьбоносное Постановление Пленума, в котором рассмотрел вопросы административных правонарушений. Не остался без внимания и наш с вами вопрос. Так, в пункте 6 ППВС судьи указали буквально следующее по применимости части 3 статьи 12.5 КоАП РФ:
При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов – проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
То есть именно то, что мы описали выше по части незаконности привлечения водителей к лишению прав за нештатные ксеноновые или ЛЕД фары, подтверждает и Верховный суд.
А вот со штрафом всё законно – норма части 1 статьи 12.5 предусматривает ответственность за любое нарушение Перечня неисправностей. И выше мы привели, что последний правовой акт как раз и требует соответствия источника света конструкции фары.
Принятие мер предосторожности
Светодиодные лампы в фары устанавливают и на законных основаниях. Для этого поэтапно выполняют:
- получение от производителя свидетельства, разрешающего монтаж светодиодов;
- самостоятельно или на ТСО переоборудуют транспортное средства (устанавливают фары со светодиодами);
- перерегистрируют изменённый автомобиль.
Выполнение рассмотренных действий позволит законно избежать нарушения пункта 3.1 ПДД. Применить штрафные санкции к владельцу такого автомобиля будет невозможно. Если производитель транспортного средства начал устанавливать на аналогичные модели фары со светодиодными лампочками, то собственнику транспорта не потребуется осуществлять рассмотренные манёвры. Он автоматически получает законное право на использование источников освещения со светодиодами.
Для собственной безопасности не рекомендуется самостоятельно проводить замену галогенных ламп на LED. Их сопротивляемость разная. Внесение изменений повлечет за собой проблемы с электрооборудованием транспортного средства.
Если владелец решил поменять лампочки сам, то ему следует заменить и блок, отвечающий за управление освещением авто. Это предотвратит появление неизбежных проблем.
Действует ли скидка
Первая часть статьи 12.5 КоАП заявляет, что на данный штраф действует 50%-я скидка. С её учетом сумма составит 250 рублей.
В заключении
Законодательством РФ предусмотрено лишение водительского удостоверения, штрафы и предупреждения за эксплуатацию транспорта, в фарах которого установлены светодиодные лампочки. На практике инспекторы ГИБДД сталкиваются с проблемами доказательства факта нарушения и его подтверждения. Но с целью предосторожности примите ряд мер, позволяющих на законных основаниях устанавливать в транспортное средство освящение LED.
Могут ли в ГИБДД аннулировать регистрацию автомобиля за светодиоды?
Да, запросто. Но только в случае, если вы не выполните требование предоставить машину с исправной оптикой.
Рассмотрим, как это происходит на практике:
- Вы едете на авто с нештатными LED-лампами вместо галогенных источников света.
- Инспектор ДПС замечает слишком яркий свет от вашей машины и останавливает вас. После нехитрых манипуляций он обнаруживает несоответствие источника света (диодов) маркировке фары (галогеновая).
- Далее автоинспектор составляет постановление со штрафом по части 1 ст. 12.5 КоАП и отпускает вас домой.
- Вместе с тем полицейский пишет рапорт своему начальнику о выявленном правонарушении. После всех проверок из ГИБДД вам придёт предписание в 10-дневный срок предоставить на осмотр исправную машину (то есть с лампочками, которые будут соответствовать маркировке фары).
- Если вы проигнорируете это предписание, то в МРЭО ГИБДД автоматически прекратят регистрационный учёт вашего автомобиля. И ограничение сохранится до тех пор, пока вы не устраните неисправность с фарами.
После прекращения регистрации транспортного средства вам придётся самостоятельно сдать бумажный ПТС и СТС в подразделение ГАИ. Вдобавок вы лишитесь присвоенных ранее регистрационных номеров (в том числе «красивых»). Если не сдадите, их объявят в розыск, и после следующей остановки на дороге у вас изымут номера, а машину отправят на спецстоянку.
Ездить на незарегистрированной машине запрещается. В случае остановки инспекторами ДПС за это вам выпишут штраф от 500 до 800 рублей (часть 1 ст. 12.1 КоАП). При повторном нарушении можно остаться без прав на срок до 3 месяцев.
Оспаривание наказания за светодиоды
Практика вынесения наказаний за несоответствие световых элементов сводится к тому, что инспекторы ДПС по-прежнему пытаются привлечь водителей по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Если это случается, то сотрудник ГИБДД выписывает протокол. Лишать прав на дороге он не может – это не в компетенции госавтоинспекторов.
Дела о лишении права управления ТС рассматриваются в мировых судах по месту совершения правонарушения. Именно туда вас вызовут повесткой, если на вас в суд поступит протокол об АП за световые приборы. И уже в суде предстоит оспаривать отстаивать свою правоту.
Когда могут лишить прав
Если комплектация не предполагает лампы с диодами, то их установка повлечет за собой лишение водительских прав. К примеру, если изначально автомобиль рассчитан на галогенные фары, а владелец авто решает встроить светодиодные, без какого-либо разрешения.
Согласно 3.1. ПДД, данные действия рассматриваются, как нарушение комплектации и вместо денежного штрафа, караются лишением прав на пол года или 1 год. Метод наказания регулируется в третьей части статьи 12.5 КоАП.
Применяется ли к водителям лишение прав по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ?
Максимальное наказание, которое грозит водителям за ксенон или светодиоды – штраф.
Однако, зачастую ситуация оборачивается в худшую сторону. Мировые и районные судьи придерживаются принципа НОНДСП – нет оснований не доверять сотруднику полиции. Из-за этого вас, как истца, судья может попросту не выслушать. Или пропустить мимо ушей ваши аргументы в пользу смягчения наказания. И тогда придётся отстаивать права в вышестоящей инстанции, подавая апелляционную жалобу.
Какое наказание вынесет суд?
Итак, в лучшем для вас случае мировой судья последует предписаниям ВС РФ и переквалифицирует дело с ч. 3 на ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Это значит, что вы отделаетесь штрафом. Да еще и со скидкой.
В худшем случае нарушение квалифицируется по части 3 вышеназванной статьи. И вот тут нависает угроза стать пешеходом на срок от 6 месяцев до 1 года.
При любых раскладах желательно иметь как можно больше смягчающих обстоятельств. Они приводятся перечнем в ст. 4.2 КоАП РФ. Что это за обстоятельства? Например, признание инспектору ГИБДД, что у вас установлен ксенон вместо обычных ламп в фарах. Или раскаяние, признание вины в содеянном. Не лишним будет обещание суду убрать светодиоды в самое ближайшее время (если еще не убрали).
В каких случаях наказание неправомерно
В действующем законодательстве четко прописано, запрещается любое самостоятельное изменение конструкции автомобиля не предусмотренное заводом изготовителем, лампы в фарах так же относятся к данному запрету.
Избежать штрафа, оспорив его в суде, можно только, если владелец авто докажет, что установка диодных фар была предусмотрена конструкцией автомобиля, либо данное изменение было официально зарегистрировано в ГИБДД.
Для регистрации потребуется установить автокорректоры угла наклона фар, чтобы контролировать рассеивание света.
При наличии диодных фар ближнего света, с номинальной мощностью от 2000 люменов, требуется дополнительно оснащать автомобиль автоматическими омывателями или очистителями.
Оспорить неправомерное наказание можно в последующие 10 дней после оформления протокола, что указано в статье 30.3 КоАП. Жалоба направляется только по месту взыскания.
Какая маркировка фары нужна для установки светодидов
Чтобы избежать штрафов за неправильную установку ламп, при выборе светодиодов следует обращать внимание на их маркировку. Каждой разновидности приборов соответствует своя маркировка.
Ближний свет
- DR (для ксенона);
- HR (для галогена и LED-ламп);
- R (накаливания).
Стоит помнить, что иногда конструкции фары и светодиодов не совпадают. Это делает световые границы более размытыми, а мощность уступает галогеновым аналогам в 3 раза.
Дальний свет
- DC (для кс.);
- HC (для галогена и LED-ламп);
- C (накаливания).
Яркость должна быть не менее 1500 Лм, а мощность 17-20 Вт. Рекомендуется ставить дальний свет на галогенной основе.
Ближний/дальний
- DRC (для кс.);
- HRC (для галогена и LED-ламп);
- RC (накаливания).
Диодные лампы на цоколе h4 отличаются тем, что в одной лампе совмещают несколько мощных светодиодов. Верхний диод – ближний, нижний – дальний.
Как правило, фары в машинах адаптированы под спиральные “галогенки”, поэтому размеры устанавливаемых диодов должны максимально соответствовать спиралям.
Противотуманки
- B;
- F.
Для противотуманных фар нужно выбирать яркость 900-1000 Лм. Это важно, так как при других показателях от них не будет пользы. К такому виду диодов сотрудники ДПС придираются обычно меньше.
Габаритные огни
Нормальная мощность должна составлять 5 Вт, а яркость 50 Лм. Превышать эти показатели не стоит, так как это приведёт к уменьшению срока эксплуатации из-за перегрева.
Методы проверки фар сотрудниками ГИБДД
Инспектор обнаруживает светодиодные лампы во время визуального осмотра. Сотрудник ГИБДД имеет право на проведение детального осмотра капота, но это может происходить лишь в присутствии понятых, то есть людей, не заинтересованных в исходе дела.
Если нарушение было обнаружено, инспектор будет действовать по следующей инструкции:
- Заполняет протокол, в котором указывается вся необходимая информация, включающая марку автомобиля и данные водителя.
- Зачитывает владельцу транспортного средства его права и обязанности, связанные с обнаруженным нарушением.
- Имеет право отстранить водителя от управления ТС и отправить машину на штрафстоянку.
- В течение срока в 3 дня, сотрудник отправляет протокол в местный суд, который впоследствии вынесет приговор относительно наказания водителя.
Отзывы водителей
Был момент со светодиодными лампами. Я посчитал их для себя нужными, а вот сотрудники ГИБДД не совсем. При остановке они очень долго вбивали мне в голову что-то по типу «вы разместили на машине предметы, которых нет в планировке» и просили убрать их. На второй раз я слушал подобную речь, только уже со штрафом. Вобщем снял, раз они так точны в формулировках и названиях законов.
Станислав, 23 года
Покупал машину с установленными светодиодами. Долго на ней прокатался до ситуации, когда мне предъявили за них, вдобавок забрав права. Прогуглив об этом, я не нашел никакой информации, кроме запрета на дополнительные установки агрегатов на машину по типу наклеек, ламп и т.д. В целом меня обманули, теперь с юристом и другом пытаемся забрать права и обвинить в преувеличении действий без основ закона, если простым языком.
Степан, 46 лет
Многие говорят, что светодиоды можно ставить. Но оказывается нужно ещё и знать законы, чтобы вовремя послать сотрудников, которые то и дело хотят подкуп. Такие товарищи меня остановили, обложили штрафом, будто я оружие вёз, и естественно намёк прошел за взятку. Больше никогда не попадусь на это, чего и всем желаю.
Ринат, 22 года
ли со статьей или есть что добавить?