Светофор: история слова и значение цветов

История первого светофора в России

Этот прибор сегодня стал для нас привычным, и мы даже представить себе не можем, что когда-то человечество могло существовать без него. Речь идет о таком обыденном, но жизненно важном приборе, как светофор. Давайте узнаем больше об истории появления этого аппарата в мире и в СССР, а также рассмотрим его виды.

Светофор: история слова и значение цветов

Каждый день мы проходим или проезжаем мимо светофоров. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом почему он называется именно так, а, главное, почему выбор создателей пал именно на красный, желтый и зеленый цвет?

Когда был установлен первый светофор?

В этом году 5 августа 2015 года мир отметил 101 день рождение электрической светофорной системы. 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, инженеры установили на перекрестке первый в мире электрический светофор, который имел зеленые и красные огни. Светофор регулировал движение на улице для четырех пересечений дорог. В честь этого события даже компания Гугл подготовила фирменный логотип поиска, который 5 августа 2015 года был посещён первому в мире светофору на дороге.

В техническом плане устройство в Кливленде, может показаться не сильным прорывом, но, тем не менее, по сравнению со светофорами с ручным управлением, которые устанавливались в Лондоне и других странах мира, новый электрический светофор заметно опережал своих предшественников по удобству использования и смыслу своей работы.

Так светофор управлялся на расстоянии с помощью полицейского, который сидел в стеклянной будке стоящей не далеко от устройства. Напомним, что до этого в мире использовались светофоры, которые имели только ручное механическое управление, из-за которого полицейскому приходилось для переключения режима светофора стоять рядом с ним, что согласитесь не очень удобно и опасно.

Появление первого электрического светофора знаменует собой ключевой момент в трансформации и развитии автодорог начала 20 века. Именно благодаря этому изобретению на наших улицах нет хаоса и хаотичного движения транспорта.

Если вспомнить наше прошлое, то до появления светофоров улицы в населенных пунктах представляли собой хаотичное движение экипажей, ручных повозок, и других транспортных средств на конной тяге. Также не осуществлялось ни какого регулирования движения для пешеходов.

Чугунная готика: первый светофор в мире появился 150 лет назад в Лондоне. Почему его пришлось отключить

Первый светофор появился на дорогах 150 лет назад. С самого начала устройство предназначалось для предотвращения несчастных случаев во время движения транспорта (конных экипажей, гужевых повозок), но именно этот светофор тогда вызвал аварию.

Каким был первый светофор в мире, как им управляли и что с ним случилось, читайте далее.

Конспект занятия "История появления светофора" план-конспект занятия

Славная Алина Яковлевна

В работе представлен конспект занятия “История появления светофора” к образовательной программе “Юные пешеходы”; Раздел 7. Способы регулирования дорожного движения. Тема 7.1. История появления светофора.

Цель: Сформировать у обучающихся представление о способах регулирования дорожного движения.

Задачи:

– Знакомство со способами регулирования дорожного движения: светофор, регулировщик.

– Знакомство с историей появления и видами светофора.

– Создание условий для развития культуры внимания, наблюдательности, памяти.

– Воспитание потребности в сохранении своего здоровья, формирование здорового образа жизни.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, ЭОР: Презентации «История создания светофора», «Викторина История светофора». Учебные видеофильмы: Какими были первые светофоры, «История светофора и патент на первый светофор», «Коротко: история светофора». Плакат «Средства регулирования дорожного движения».

Продолжительность занятия: 2 учебных часа.

Форма проведения: Теоретическое занятие

Планируемый результат: овладение обучающимися начальными знаниями по истории появления светофора и закрепление полученных знаний путем прохождения теста «История светофора».

Кто первее?

Пальму первенства у американцев пытаются отнять англичане. И у них есть повод для этого — прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель — Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто-напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве.

Его «светофор» управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально — это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов — движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании.

Световой день в Лондоне 10 декабря короток, как клюв у воробья. Не все успевали «проскочить» в светлое время суток. Для «опозданцев» Найт придумал подсветку. «Переключателем» сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет.

Вот только проработало это изобретение менее месяца: 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен, а позже скончался в больнице. После чего «бобби» наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря. Регулирование сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.

Устрашающая готика, или первый светофор в Лондоне

Чудище в 2,5 метра поднялось на перекрестке в центре Лондона, протягивая две руки к прохожим – так казалось жителям тех времен. А ночью газовая лампа светилась, как зияющая пасть, наводя ужас на праздных гуляк.

Речь идет, конечно, о первом светофоре, который вызвал столь неоднозначную реакцию. Построено “чудо” было по разработке директора железной дороги, а установлено после согласования с парламентом. Задача светофора была серьезной: защитить пешеходов от движения вагонов и не дать на улицах за пределами здания парламента устраивать заторы.

Итак, 9 декабря 1868 года Лондон стал первым городом, в котором появился светофор.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия "История появления светофора" 1.62 МБ
Презентация "Викторина История светофора" 2.39 МБ
Презентация "История создания светофора" 1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Первый привычный для нас светофор

В дорожное движение светофоры пришли с железной дороги, поэтому они сначала полностью дублировали железнодорожные семафоры.

Первый светофор, более или менее привычный дня нашего понимания, был изобретен английским специалистом по семафорам Джоном Пиком Найтом. Впервые его детище было установлено 10 декабря 1868 года в Лондоне возле парламента. Светофор закрепили на шестиметровом столбе.

Изобретение Найта имело две специальные стрелки с ручным управлением. При знаке «стоп» они поднимались горизонтально, так же еще был знак «осторожно» – руки, опущенные под углом 45 градусов. А в темное время суток использовали вращающийся газовый фонарь красного и зеленого цветов. Именно в то время светофор был использован впервые не только для автомобилей, но и для пешеходов.

Однако, 2 января 1869 года газовый фонарь взорвался, поранив полицейского, который им в этот момент управлял. Поэтому, конструкцию пришлось изменить и доработать. Но до этого времени впереди было еще 50 лет.

Основные виды

В зависимости от сферы применения выделяются такие виды светофоров:

  • Дорожно-уличные.
  • Железнодорожные.
  • Речные.

Каждый из них имеет ряд подвидов и типов. К примеру, у железнодорожного транспорта их 18, а у дорожно-уличного – 4 (в зависимости от ориентированности на участников движения: автомобилистов, велосипедистов, пешеходов, а в отдельных странах – и на маршрутные транспортные средства).

Также светофоры отличаются по типу подачи сигналов. Традиционная форма – это светящийся необходимым цветом круг. Однако с конца ХХ в. широкое распространение приобрели мигающие стрелки или человечки. Кроме того, многие современные светофоры оснащены функцией обратного отсчета.

Первый светофор и общественный резонанс по поводу архитектурного сооружения

Конечно, современный светофор изменился до неузнаваемости, по сравнению со своим древним собратом. Эта газовая лампа специального назначения действительно стала настоящим архитектурным и зрелищным объектом.

Вот что писали о светофоре газеты того времени:

«Готическая обшивка в основании поддерживала полый чугунный столб, окрашенный в зеленый цвет и украшенный позолотой, который по мере движения вверх превращался в толстую металлическую спираль, окруженную наверху листьями аканта, которые, казалось, выросли из восьмиугольной коробки с лампами. А венчает это чудо инженерной мысли украшение, напоминающее ананас” (Джеймс Винтер, лондонская газета “Изобилие улиц”.

После восторженных отзывов газет лампа-светофор была признана чудом с ярким дизайном, которому предсказывали прекрасное будущее. По идее инженеров светофоры появятся на каждой улице в сопровождении полицейского, который будет ими управлять.

Но в течение месяца все волнения стихли, так как конструкция оказалась роковой.

Появление первый автоматических светофоров

В Америке началась автомобильная эпоха, за которой последовал заказ властей крупных городов на светофоры. Со всех концов США было отправлено около 50 заявок на патент своего изобретения.

Первый автоматический светофор разработал и запатентовал в 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго. В его модели светофора использовались надписи без световой иллюминации «Stop» и «Proceed».

Электрический же светофор изобрел Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити. В 1912 году он разработал, но не оформил патент, светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цвета.

И только 5 августа 1914 года появился, так называемый, отец современных светофоров.

Именно этот день, с тех самых пор, и считается Международным днем светофора.

Основываясь на разработках Джеймса Хога, Американская светофорная компания 5 августа 1914 года в Кливленде, установила 4 электрических светофора. Они имели красный и зеленый сигналы, которые при смене цвета издавали звук. Однако, система еще не была автоматической. Светофорами управляли полицейские. Для них была установлена специальная будка на перекрестке.

Светофоры с желтым сигналом впервые появились в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году. Изобретателями такого светофора стали Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

В Европе светофоры с использованием трех цветов впервые были установлены Париже и в Гамбурге в 1922 году. В Англии же такие светофоры появились только в 1927 году.

Почему возникла необходимость в таком приборе?

Прежде чем перейти к истории появления первого светофора в мире и на территории России, стоит узнать, почему возникла необходимость в столь необычном аппарате.

Нужда в порядке передвижения карет, всадников и пешеходов по городским улицам возникла за много столетий до изобретения автомобилей. Еще в Древнем Риме Юлий Цезарь попробовал ввести хоть какие-то правила дорожного движения, однако эта затея не дала результатов.

В Средние века была еще не раз предпринята попытка регламентировать передвижение на улицах, но и тогда ничего не вышло.

Основной причиной подобных неудач было то, что, несмотря на любые законы, преимущество проезда всегда оставалось у знати. То есть фактически дворяне и состоятельные граждане во все века стояли выше любых правил передвижения. Нарушая их, они не только подавали дурной пример представителям более низких социальных групп, но и мешали друг другу нормально передвигаться, часто становясь причинами аварий.

С изобретением трамваев и автомобилей, а также увеличением их количества, вопрос о необходимость урегулировать их передвижение стал еще более актуальным. И чтобы проще это было сделать, решено было изобрести для этого специализированный прибор, названный впоследствии светофором.

Развитие дорог и дорожного движения

Старая Москва – Москва сегодня

Площадь Петровские ворота

С ростом автотранспорта все Правительства крупных стран, помимо регулировки дорожного движения, стали развивать дорожную сеть, которая связала крупные населенные пункты и заложила новый фундамент в развитие всей автопромышленности. С развитием дорог отмечалось увеличение скорости перемещения транспорта между городами, что положило новый виток в развитие экономики государств. В нашей стране в отличие от западных стран развитие шло медленными темпами, но, тем не менее, автодорожная сеть росла вместе с приростом автотранспорта.

В начале 1900 годов автомобили были доступны во всем мире только для богатых. И когда автомобиль сбивал пешехода, поднималась шумиха и даже высказывались мнения что транспортные средства это “машины – убийцы”, которым не место на улицах городов. Если бы полицейские департаменты и инженеры из многих стран не занимались вопросами безопасности и не придумали бы способ минимизировать “бойню” на дороге, то тогда ничего не изменилось бы до сих пор.

К счастью, специалистам удалось сделать так чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу на дороге, создать стандартизацию потоков автотранспортного трафика и самое главное создать регулировку дорожного движения, что снизило количество тяжелых аварий.

Начиная с 1920-х годов автомобили стали дешеветь. Снижение стоимости привело к тому, что средний класс во всем мире смог позволить приобрести себе в собственность новые автомобили.

Это в свою очередь привело к росту транспорта на дорогах во всем мире. К счастью вместе с ростом транспортных средств на дороге стали массово появляться светофоры, которые стали регулировать потоки участников дорожного движения, снизив ситуацию с аварийностью. В итоге светофоры стали обычным явлением в большинстве городов мира, в том числе и у нас.

Эволюция световых приборов для регулировки движения

Хотя первый светофор (фото выше) плохо себя зарекомендовал, идея использования регулирующего прибора очень понравилась многим. Тем более что в будущие годы в большинстве стран мира пришли к необходимости создания законов передвижения для автомобилей, которые стали представлять серьезную угрозу для жизни пешеходов. По этой причине в 1909 г. в Париже были окончательно утверждены единые для Европы правила дорожного движения, а также система сигнализирующих знаков.

В ответ на это в следующем году в Чикаго (США) был запатентован первый автоматизированный светофор Эрнста Сиррина.

В отличие от британского варианта, этот не подсвечивался, поскольку состоял из табличек с надписями Stop и Proceed. Главным его новшеством было автономность прибора: для его работы наличие контролирующего человека было необязательно.

Через два года в США появился еще более революционный вид рассматриваемого прибора – электрический. Он был изобретен Лестером Вайром и уже мог светиться двумя цветами: красным и зеленым.

Еще через два года все в тех же Соединенных Штатах был введен в эксплуатацию новый вариант рассматриваемого аппарата, запатентованный Джеймсом Хогом. В отличие от приспособления Вайра, этот еще способен был издавать резкий звук.

первый светофор в мире

Несмотря на то что прибор Хога был наиболее удачным на то время, американские изобретатели продолжали работу над усовершенствованием его.

В 1920 г. Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис впервые в мире предложили использовать не два, а три цвета. Первый светофор такой конструкции появился на дорогах Детройта в то же время.

Спустя два года французы и немцы последовали примеру своих коллег за океаном и поставили в Париже и Гамбурге первые трехцветные приборы для регулировки движения автомобилей. Через пять лет, в 1927 году, изобретение Поттса и Харриса стало широко применяться и в Великобритании.

Когда и где появился первый в СССР (России) светофор

В Российской империи во все века одной из главных проблем были дороги. С приходом советской власти особо лучше ситуация не стала. Поэтому пока весь остальной мир экспериментировал с правилами движения и разнообразными приборами для их регулировки, советским людям предстояло сначала построить нормальные дороги. Тем более что после революции 1917 г. и Гражданской войны в новообразованном молодом государстве и без того было немало проблем.

Однако уже к 1930 г. правительство СССР решило попробовать установить у себя американское нововведение. Из-за того, что столица страны была чрезмерно перегружена переселенцами, проводить в ней подобные эксперименты было неудобно – ведь для установки светофора, нужно было остановить движение, чего власти на то время не могли себе позволить. Поэтому первый в России светофор был установлен 15.01.1930 г. в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) на пересечении проспектов Невского и Литейного (тогда именовались 25 Октября и Володарского).

На протяжении года работы это заморское чудо отлично себя проявило и к концу декабря появилось и в Москве на углу Петровки и Кузнецкого моста.

Дальнейшая история распространения в СССР

После того как первый светофор установлен был в столице СССР, еще три года в государстве рассматривали вопрос о необходимости таких аппаратов и в других населенных пунктах. Первым городом (после двух столиц России) в котором установили подобные аппараты, стал Ростов-на-Дону.

На территории Украинской ССР первый светофор появился в Харькове в 1936 г.

первый светофор установлен

В будущие годы такие приборы стали появляться и в прочих наиболее крупных городах страны.

Современные светофоры в Российской Федерации

После адаптации системы световых регулировочных приборов к нормам Международной конвенции о дорожном движении почти тридцать лет особых новшеств в этой сфере не возникало.

После распада СССР в РФ появилась возможность более тесно сотрудничать с изобретателями всего мира. Благодаря этому в девяностых годах в Российской Федерации появилось такое нововведение, как светодиодный светофор.

первый светофор фото

Данный аппарат мог не только показывать цветной свет, но и разные фигуры (человечки, стрелки или цифры). Впервые такое новшество было введено в Сарове.

Где в РФ находится памятник первому светофору

Сегодня на территории России существуют десятки тысяч световых приборов для регулировки движения, которые являются муниципальной собственностью. При этом даже их наличие не всегда удерживает граждан от нарушения правил.

первый светофор в россии

В рамках программы профилактики таких действий 25.07.2006 в Новосибирске был открыт первый в РФ памятник светофору.

В будущие годы подобные проекты были воплощены в жизнь и в некоторых других городах страны.

К примеру, в Пензе возле Привокзальной площади было создано настоящее светофорное дерево. Сделано оно было на основе первого такого прибора, установленного в городе много лет назад.

В 2008 г. в Москве был открыт памятник инспектору ДПС, которого местные сразу же прозвали «Дядя Степа». Из-за наличия в скульптурной композиции массивного светофора этот мемориал также иногда называют московским памятником трехглазому постовому.

когда появился первый светофор

Еще одна подобная композиция была открыта в Перми в 2010 г.

Какие еще существуют памятники световым регулировщикам движения

Однако не только в Российской Федерации этому полезнейшему изобретению ставят памятники.

где появился первый светофор

К примеру, на родине первого светофора – в Лондоне, в 1999 г. был установлен Traffic Light Tree, состоящий из семидесяти пяти трехглазых регулировщиков.

памятник первому светофору

Также есть подобный монумент в израильском городе Эйлате. Парадоксально, но здесь, кроме светофорного дерева, более нигде нет подобных аппаратов, поскольку в данном населенном пункте нет перекрестков.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий