Американские «пожарки»
Топ 10 (часть 1)
Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней
Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
Лучшие пожарные автомобили со всего мира
Давайте сегодня поговорим об автомобилях, за руль которых вряд ли сядет большинство обычных автолюбителей. Речь пойдет о пожарных автомобилях, которые помогают спасать наши жизни, дома, квартиры и т. д.
Мы отобрали для вас самые лучшие и интересные пожарные транспортные средства со всего мира. Казалось, что сделать это нереально, поскольку большая часть подобной техники похожа друг на друга как две капли воды, за исключением расцветок кузова, формы навесного спецоборудования и лестниц. Но, оказывается, в мире немало интересных пожарных машин, которые все-таки отличаются друг от друга.
Как и в мире обычных автомобилей, вся пожарная спецтехника различается по видам. Какая-то предназначена для спасения людей из высотных зданий. Какая-то создана для того, чтобы просто быстрее добраться до места пожара. А некоторая применяется для тушения крупных промышленных пожаров.
Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)
Пожарные машины являются составной частью более широкого вида материальных средств пожаротушения – пожарной техники. В частном понимании, пожарная машина — это транспортная, в том числе и транспортируемая специальная машина, предназначенная для борьбы с огнем.
Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:
машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных аппаратах;
поездах
Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).
В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.
Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:
Новейшие концепции производства
В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.
Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.
Bedford RLHZ Self Propelled Pump
Этот пожарный автомобиль родом из Британии. Называется он «Зеленая богиня». Автомобиль «вышел в свет» в 1953 году и выпускался до 2004 года. Машина оснащалась 4,9-литровым двигателем и могла перевозить до 6 человек экипажа и 2200 литров воды со скоростью 105 км/час. Чтобы водителю было комфортно управлять автомобилем и была возможность быстрее добраться до места пожара, конструкторы оснастили автомобиль гидроусилителем рулевого управления. Для автомобиля образца 1953 года это была фантастика.
Несмотря на устаревшую конструкцию, этот автомобиль был популярен у пожарных Великобритании даже в начале 21 века.
Разновидности российских пожарных автомобилей
Основной фонд как и прежде составляют автоцистерны. Российские производители сосредоточились на выпуске машин большой емкости: АЦ-3-40, АЦ-5-40, АЦ-7-40, АЦ-6-40. Их плюс – разноплановость и универсальность в выполнении боевых задач. Эти АЦ имеют сдвоенную кабину, оборудованы лестницей и механизмом пенного тушения.
Конструкторы работают над созданием многофункциональных машин для решения большинства типичных ситуаций. Преимущество остается за теми же автоцистернами, но уже с расширенными функциями. Автомобили производят с учетом работы в российских условиях. Их оборудуют усиленными рессорами, работающими при пониженных температурах.
Используя базовые шасси КамАЗа, инженеры создают варианты автоцистерн с лестницей. Это машины, способные обеспечить тушение пожаров на высоте до 60 метров. На них ставят усиленные насосы, увеличенные емкости для воды и пенобаки.
Претерпели изменения и автомобили аварийно-спасательной службы. Базовым шасси для них чаще всего выступает УАЗ. Задача такой техники – оперативное прибытие на пожар с доставкой бригады медиков и спасателей. Машины не оборудованы цистернами, но они имеют в своем арсенале комплект первичных средств эвакуации пострадавших и оказания им помощи.
Предприятие «Велмаш-Сервис» разработало насосно-рукавный модульный комплекс «Ловать». Он помогает выполнять задачи по пожаротушению в условиях недостатка воды. Функции этого комплекса заключаются в подаче и откачке больших объемов жидкости, прокладке магистральных рукавных линий от водоисточника к месту пожара, в использовании увеличенной емкости для воды.
Автомобили на базе IVECO-AMT
Машины производства совместного российско-итальянского предприятия IVECO-AMT – многофункциональные модели, совмещающие в себе несколько типов ПА или с расширенными тактико-техническими характеристиками. Все новые пожарные автомобили проходят обкатку, которую производит сам разработчик.
Среди новинок IVECO-AMT, пользующихся популярностью у отечественных спасателей – автоцистерна АЦ 3.2-40/4. В этой модели установлена цистерна и пенобак из полипропилена. Машина комплектуется дистанционно управляемым лафетным стволом «Ураган ЛСД-С-80У» с подачей ОТВ не менее 40 л/с.
Насосная установка также дистанционного типа. В базовую комплектацию вошел комбинированный пожарный насос «Ruberg E40» производства Швеции. Он имеет дополнительный контур, который обеспечивает охлаждение двигателя летом и подогрев ОТВ зимой.
Тактико-технические характеристики АЦ 3.2-40/4.
· мощность кВт (л.с.)
American LaFrance
Одна из старейших и известнейших марок, American LaFrance (от фамилии совладельца), существует с 1873 г., а с 1907 г. выпускает собственные пожарные машины с ДВС. В 1938 г. представила 33-метровую 4-коленную лестницу, что стало стандартом, актуальным до сих пор. В следующем году впервые в США представила пожарный автомобиль с кабиной над двигателем. При этом сохраняла репутацию консервативного производителя – цепной привод сохранялся до 1935 г., а первый дизель появился лишь в 1965 г.
В середине 1960-х годов в программе появилась обновлённая модель, ставшая визитной карточкой фирмы на многие годы. Эта модель, «700», пережила несколько модернизаций, превратившись в знаменитую Century.
В 1980-е компанию приобрёл концерн ATO, уже владевший известными марками Snorkel, RD Murray, Scott и Safety Supply. Позднее в корпорацию вошли канадский Superior и самый известный в Штатах производитель автолестниц LTI (Ladder Tower International).
Тем не менее выпуск машин постепенно падал, и в 1995 г. American LaFrance обанкротилась. Однако уже год спустя её выкупил местный лидер грузового автопрома, Freightliner, и вскоре представил новейшую гамму Eagle на собственных шасси и агрегатах, с алюминиевыми кабинами в двух вариантах длины – 134 и 148 дюймов (2400 или 3760 мм).
Эта серия была вполне современна, ничем не уступала аналогам, и внешне явно напоминала собственные классические серии. Это её и подвело – крайне консервативные американские брандмейстеры оказались не готовы к массовым закупкам новых «Орлов». Несмотря на появление обновлённой версии Metropolitan, а также машин на шасси Freightliner M2 и классической Liberty, ситуация не улучшается.
С тех пор объёмы продаж постепенно падают, и в 2005 г. производство переехало из нового завода в цеха бывших RD Murray и LTI, а вдобавок к пожарным машинам American LaFrance начала производить коммунальное шасси Condor.
Самый высокий пожарный подъемник: Bronto Skylift F 112 HLA
Этот пожарный автомобиль способен справляться с пожарами в самых высоких зданиях. Платформа Bronto Skylift может поднимать пожарную лестницу на высоту 112 метров. Автомобиль был создан для тушения пожаров в многоэтажных жилых домах, офисах и небоскребах. Эта платформа может устанавливаться на различные шасси.
Emergency One
Эта компания (сокращённо E-One), наоборот, одна из самых молодых в отрасли, но в числе самых авторитетных; ныне занимает второе место в США, выпуская около 700 машин в год. Была основана в 1974 г. С 2008 г. принадлежит концерну Federal Signal Corp., куда входят некогда именитая Saulsbury и всемирно известный финский производитель коленчатых подъёмников Bronto Lift.
Изначально создавалась как производитель пожарной техники всех типов и классов. Во все времена выпускала классические модели на коммерческих шасси, от джипов до тяжёлых машин (сейчас эта линия имеет имя – Tradition). По заказу собирала различные бескапотные модели под «штормовыми» именами Cyclon, Hurricane, аэродромную серию Titan. В своё время прославилась созданием комплектных машин с пониженным центром тяжести на сторонних шасси (Simon-Duplex, PemFab). Обычно компания использовала двигатели Detroit Diesel мощностью до 500 л.с. и автоматические коробки Allison. На базе шасси выпускались модели с автонасосами Protector среднего (1800–4200 л/мин) и Hush тяжёлого (3600–7500 л/мин) класса.
Особенностью E-One являлось активное использование алюминия для кабины и кузовных элементов. В последнее время его заменяют композитными материалами.
Среди нынешних моделей – новые шасси Typhoon и Quest, которые постепенно заменяют предыдущие. Кроме того, E-One известна собственным производством легкосплавных выдвижных лестниц Strato Spear. Последняя новинка – их обновлённая и облегчённая версия под собственным именем Toughtruss.
Новые разработки КАМАЗа
На базе шасси КАМАЗ 43502 нового поколения была создана автоцистерна АЦ 3.0-40. Разработана она компанией «НефАЗ». Дизайн машины – совместное творчество Audi и Volkswagen. В этой модели применили новую систему тушения пожаров водяным туманом Hiromax. Она настроена на подачу в режиме 600 л/с, что позволяет одновременно задействовать 6 стволов мощностью 100 л/с. В переводе на классическую схему тушения водой это составляет 300 л/мин.
Именно благодаря системе Hiromax получается тушить возгорания в течение 30 минут без подключения к источнику. Это позволяет повысить эффективность борьбы с пожаром в маловодных районах и местах, удаленных от водоисточников. Еще один плюс – отсутствие пролива воды на нижние этажи при тушении многоэтажек.
Тактико-технические характеристики АЦ 3.0-40 (43502).
Шасси | КАМАЗ-43502 |
Колесная формула | 4*4 |
Габариты, д*ш*в, мм | 7950*2500*3500 |
Объем цистерны для воды, л | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 180 |
Насос | Joehstadt NP-3000 |
Производительность насоса, л/с | 40 |
Лафетный ствол | Unifie Force ЛС-С20 |
Масса, кг | 12600 |
Насос Joehstadt NP-3000 отличается высоким качеством и производительностью. Заявленный ресурс – 10 лет без капремонта. АЦ 3.0-40 (43502) стала практически первой моделью, на которую был поставлен этот агрегат. Сегодня он уже стал привычным для многих пожарных автомобилей.
Ferrara Fire Apparatus (FFA)
Малоизвестная за пределами США фирма была основана в 1982 г. крупным бизнесменом и по совместительству добровольным пожарным Крисом Феррарой (Chris Ferrara) в г. Батон-Руж, Луизиана.
Учитывая, что в окружающих штатах была слабо распространена система пожарных гидрантов, основатель сделал упор на производство цистерн для небольших городов. Сначала, правда, начал он с производства оборудования и ремонта машин других производителей, открыв Ferrara Firefighting Equipment.
В 1992 г. появились собственные алюминиевые комплексные надстройки, сделавшие фирму известной. Однако славилась она и необычайной гибкостью, позволявшей комбинировать элементы по выбору клиента из гальванированной или нержавеющей стали. На широкое применение алюминия намекало название первой серии машин Intruder.
В 1998 г. было представлено собственное шасси с кабиной с большой площадью остекления под странным именем Inferno. Впрочем, одно из значений этого слова – вырвавшееся из-под контроля пламя. За ним последовали среднетоннажные шасси Igniter, полноприводные версии 4×4 и серия Inundator для объектовых целей.
На сегодняшний день программа включает гамму машин на собственных средних шасси Intruder 2, Ember, тяжёлых Inferno XD, Igniter XD, Ultra (с короткими кабинами), Inundator, в полноприводных или 6×4 конфигурациях. Для всех них предлагается 50 вариантов интерьеров кабин.
В программе и серия Wildland на шасси International Workstar, и специальные полуприцепы ERT.
Новое оборудование
Большинство автомобилей, стоящих на вооружении ГПС, используют традиционные средства тушения: воду, пену, порошок или работают по комбинаторной схеме. Отдельные фирмы занимаются разработкой инновационных установок, которые позволяют генерировать компрессионную пену. Это системы Натиск, CAFS с ее вариациями, Hiromax. Одним из лидеров в этом направлении считается завод «Спецтехника» из Екатеринбурга. На счету предприятия – 10 автомобилей, оборудованных системой Na-Tisk, являющейся доработанной CAFS.
Благодаря модернизации стало возможным использование автомобилей в северных регионах. Подконтрольные образцы показали, что эффективность расхода воды там повысилась в 7 раз. Система работает даже при температуре -60°С. Компрессионная пена через Na-Tisk подается на высоту до 200 м. Эксперименты подтвердили, что пена при этом держится до 1.5 часов на деревянных поверхностях и до 1 часа на металлических.
Новую систему оценили и сами пожарные. Они отмечают, что заполненные компрессионной пеной рукава в несколько раз легче, чем те, которые работают с водой. Это повышает маневренность во время ликвидации возгораний и снижает физическую нагрузку на бойцов.
Brush 5A7-6
Этот левиафан больше известен в США как «stump jumper». Его англоязычное название явно говорит о том, что машина создана для борьбы с лесными пожарами.
Автомобиль оснащен шестью колесами (6х6), которые помогают машине получить превосходную тягу для перемещения по лесному массиву. Благодаря высокому дорожному просвету автомобиль способен передвигаться через упавшие деревья и пеньки.
Чтобы защитить экипаж от падения деревьев и больших веток, машина оснащена специальной массивной клеткой-каркасом.
Kovatch Mobile Equipment (KME)
Семейную компанию основал демобилизованный потомок восточно-европейских иммигрантов, Джон Ковач-младший, в 1946 г. (John Kovatch-Jr). Интересно, что ныне фирму возглавляют его сын и внук, оба Джоны Ковачи, III и IV. Основатель открыл мастерскую по ремонту машин, и к началу 1970-х годов начал производить собственное пожарное оборудование. Сказались его старые армейские связи, и первые заказы поступили от армии США.
Эти связи сохранились и в дальнейшем, и сейчас компания – одна из ведущих поставщиков пожарных автомобилей для американской армии. Особо знаменита машина Р-18, произведённая рядом контрактов для военных аэродромов по всему миру на базе тяжёлой серии International Paystar (6×6). Основная серия Custom-built называлась Renegade и тоже широко поставлялась в армию в варианте 4×4.
Попутно заметим, что с 1983 г., приобретя фирму Car-Mar Fire Apparatus, KME стала авторитетным производителем аэродромных топливозаправщиков, нефте- и газовозов, а также полицейских автомобилей.
Расширение фирмы принесло приличные доходы, и два года спустя произошла следующая покупка – пожарного отделения всё того же Hendrickson (сама HME планировала тогда ограничиться лишь производством шасси), что позволяет использовать технологии в производстве собственных машин.
Наконец, в 1992 г. Kovatch Mobile Equipment приобретает целиком Grumman Emergency Products, который к тому времени был крупным производителем всех типов пожарной техники и владел историческими Howe и Oren.
Сегодня компания предлагает гамму машин всех типов на своих шасси Panther, Predator III и Severe Service. Специально для стран Латинской Америки в программу включена комплектная автоцистерна с собственным именем Motobomba. Гамма машин на сторонних шасси стартует с мини-цистерн на базе джипов и включает тяжёлые машины Legacy и Eliminator. Венчает программу собственная серия больших аэродромных автомобилей Force колёсной формулы от 4х4 до 8х8.
Hagglund BV206F
Благодаря гусеницам эта пожарная техника реально может пробраться туда, куда не может проехать ни один внедорожник и грузовик. Эта машина помимо пожарных Великобритании используется также военными Англии и других стран. Также к этому автомобилю поставляется специальный прицеп. Автомобиль оснащается 2,8-литровым V6 двигателем, который также устанавливается на Ford Capri. Некоторые модификации пожарных Hagglund BV206F оснащаются двигателем V8 Rover.
Пожарная машина на базе Land Rover
За долгую историю производства внедорожника Land Rover Defender было создано немало спецтехники на базе этой модели. Например, на его базе до сих пор изготавливаются пожарные автомобили, которые используются пожарными службами Шотландии и спасательными службами Фолклендских островов.
Mercedes-Benz Unimog
Этот грузовой внедорожник Mercedes Unimog может использоваться пожарными, начиная от пустынь и заканчивая непроходимыми джунглями. Благодаря своей невероятной внедорожной тяге эта машина сможет доставить пожарных туда, куда не проедет ни один автомобиль.
Самое интересное, что этот автомобиль для пожарных производит не какая-то там сторонняя компания (как обычно это бывает), а сам Mercedes. То есть любой желающий может произвести заводскую пожарную версию.
Oshkosh Striker
Вы когда-нибудь задумывались, какая пожарная техника используется на аэродромах, чтобы тушить гигантские самолеты? Если вы часто путешествуете по миру, то наверняка видели эту необычную пожарную машину в одной из воздушных гаваней. Эта машина создана в США. Автомобиль выпускается в форматах 4×4 и 6×6.
Oshkosh Striker оснащается специальным оборудованием, которое способно подавать огнезащитное средство со скоростью 10 000 литров в минуту.
А для того чтобы быстро добраться до места пожара, автомобиль оснащен 16,4-литровым турбодизельным двигателем Scania мощностью 647 л. с.
Максимальная скорость пожарного грузовика составляет 112 км/час.
Пожарный концепт Peugeot H2O
Да-да, история автомира помнит и такой необычный пожарный автомобиль. Правда, эта машина была создана только в виде концепта. Концепт-кар был произведен компанией Peugeot в 2002 году и получил кодовое название “H2O”.
Почему авто дали именно такое странное имя? Все дело в том, что этот пожарный автомобиль оснащался водородным двигателем.
Rosenbauer Panther
Panther из Австрии – еще один популярный в мире пожарный автомобиль. Эту машину можно заказать с четырьмя, шестью и даже восемью колесами, которые получают невероятную тягу от мощного мотора. Например, мощность 8-осного грузовика составляет 1450 л. с. Максимальная скорость этого огромного авто – 136 км/час. Пожарный грузовик Rosenbauer Panther может перевозить до 19 000 литров средств пожаротушения. Скорость подачи жидкости для тушения огня – 10 000 литров в минуту.
10-тонный пожарный комплекс АЦ на базе “КамАЗа”
Эта пожарная машина, разработанная российской компанией, впервые встала на вооружение МЧС на Олимпиаде в Сочи. Затем эта модификация грузовика начала поставляться и в другие регионы России.
Длина автомобиля составляет 11 метров. Максимальное количество экипажа 6 человек.
Автомобиль оснащен:
- 150 + 77 метрами пожарных рукавов, размещенных в разных частях машины
- выдвижной мачтой с прожекторами
- двумя пеногенераторами
- дистанционным управлением с лафетным стволом
- тремя лестницами
- бензорезом
- бензопилой
- противооткатными колодками
- другим спасательным оборудованием
Максимальная дальность подачи воды под высоким давлением составляет почти 100 метров. Скорость подачи воды – 7 500 литров в минуту.
Вот еще бонус: Илюстрация художника, который собрал все известные пожарные машины со всего мира.
ли со статьей или есть что добавить?