Как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража: 3 способа избавления от сырости

Содержание

Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже

Устройство гаражной вентиляции

Воздушная среда гаражного помещения насыщается испарениями хранящихся жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения: выхлопные газы автомобиля, влага, выделения от сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает проблему — снижает уровень влажности и удаляет вредные пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.

Вентиляция в гараже своими руками

Чтобы сохранить свой автомобиль и защитить от внешних воздействий, мало загнать его в гараж. Конечно, эта постройка – прекрасный способ защитить его от воров и плохой погоды. Но иногда нахождение в ней может стать губительным для вашей машины, да и самому человеку нежелательно вдыхать пары бензина. Затхлый и грязный воздух, высокая влажность станут причинами коррозии металла, если в вашем гараже нет работоспособной вентиляционной системы. Поэтому многих владельцы автомобилей думают, как лучше сделать вентиляцию в гараже своими руками.

Вентиляция в гараже – 3 способа обустройства, разновидности систем + фото

В статье будет рассказано о том, какая вытяжка в гараже будет более выгодна. Покупая автомобиль, важно обеспечить за ним правильный уход, который максимально продлит срок его эксплуатации. Прочитав статью, вы сможете разобраться в различных вариантах вытяжек и выбрать для себя наиболее подходящий из них.

Как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража: 3 способа избавления от сырости

Любое помещение, расположенное ниже уровня земли, нуждается в качественном проветривании. Особенно если в нем хранятся продукты, а расположено оно под стоянкой автомобиля. Поэтому так важно знать, как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража, обеспечив сохранность урожая и нормальные условия для машины. Есть несколько способов решить эту задачу от обеспечения естественной вентиляции до монтажа принудительной системы воздухообмена. Познакомившись с ними, вы сможете выбрать оптимальный для своих условий.

Как сделать вентиляцию в гараже: популярные варианты и их нюансы

Система воздухообмена в гараже является важной частью комфортных условий и для автомобиля, и для автовладельца. Ее обустройство не требует особых строительных навыков и специальных инженерных знаний, но важно понимать, как сделать вентиляцию в гараже, чтобы циркуляция воздуха была эффективной. Разбираемся, по каким правилам обустраивается вентиляция, и как сделать ее работу устойчивой и надежной.

Нужна ли вентиляция в отапливаемом или неотапливаемом гараже зимой

Вентиляция гаража зимой является предметом споров. На практике показано, что неправильная циркуляция воздуха приводит не только к плесени, но и порче самого автомобиля. Изучив эту статью, вы сможете разобраться, нужна ли вентиляция или нет.

Зачем нужна вентиляция в гараже

Если её обеспечить на должном уровне, можно сделать следующее:

  • Сделать воздух чище, удалив из него вредные примеси, связанные с работой мотора автомобиля. Многие водители проводят значительное время, занимаясь ремонтом своей машины. Иногда в процессе работы возникает необходимость включать мотор. При исправной вытяжке отработанные газы будут быстро удаляться из помещения.
  • Гараж часто используют не только для транспортных средств. Иногда там могут, например, хранить овощи. Повышение влажности воздуха может привести к их порче. Качественная вытяжка поможет решить эту проблему.
  • Иногда влага может попадать в помещение из-за дождя или снега. Исправная вентиляция поможет удалить излишнюю влагу, попавшую внутрь.
  • Иногда на автомобиле или стенках может образовываться конденсат, который оказывает разрушительное воздействие. Регулярное поступление свежего воздуха поможет не допустить его образования.
  • Влажность разрушительно воздействует не только на металлические детали. В таких условиях может образовываться грибок. Он может быть на стенах или, например, на овощах, которые некоторые могут хранить в гараже.

Пригодный для дыхания воздух, отсутствие чрезмерной влажности регулярный приток свежего воздуха создадут в гараже не только полезный, но и приятный микроклимат.

Для чего нужна вентиляция в гараже

Вентиляция в гараже

Опытные автолюбители, не задумываясь, скажут, что вентиляция в гараже должна быть обязательно. Неопровержимое доказательство их правоты – последствия влияния сырости на металл:

  • Появление и дальнейшее распространение грибка на деревянных частях гаража;
  • Порча продуктов, хранящихся в подвале;
  • Разрушение электроники и металла от воздействия влаги.

Если в гараже нет вентиляции, то в воздухе скапливаются токсичные вещества, которые могут стать причиной заболеваний. По нормам, полная замена внутреннего объёма воздуха гаража должна происходить 6–10 раз за сутки. А поступление свежего воздуха – 180 кубометров в течение одного часа.

Что должна делать вентиляционная система:

  1. Удалять из гаража влагу, которая проникает внутрь, стекая с загнанной машины.
  2. Удалять из помещения пары и газы, которые могут навредить человеческому здоровью.
  3. После езды во время снега или дождя подсушивать поверхность автомобиля.
  4. Предотвращать коррозию металла, а также развитие грибка на стенах помещения и изделиях из древесины.
  5. Просушивать подвал.

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Рабочее место сварщика с вытяжкой

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Движение воздушных потоков

Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

План гаража без ямы

Схема движения потоков в плане

Классы воздухообмена в гараже

Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.

Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:

  • естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
  • механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
  • комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

План бокса с вентиляцией

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Задачи, решаемые вентиляционной системой

Необходимость обустройства вентиляции прописана в СНиП, где указаны нормы воздухообмена и связанные параметры. Налаженная по правилам воздушная циркуляция позволяет решить следующие задачи:

  • Избавляет воздух от повышенной влажности. Если влаге некуда деваться, она начнет оседать на машине. Постоянно образующийся конденсат неизбежно приведет к коррозии металла.
  • Конденсат вреден не только для авто, но и для строительной конструкции, инструментов и вещей, хранящихся в гаражном боксе (например, велосипеда). Снижение влажности продлевает срок их службы.
  • Вентсистема удаляет не только избыток влаги, но и пары бензина, а также химические соединения, производные работающего двигателя. Чем меньше вдыхать этот букет, тем безопаснее для здоровья.
  • Воздухообмен поддерживает комфортную температуру, что создает подходящие условия для длительного хранения продуктов питания.

Немного геометрии для циркуляции воздуха

Опираясь на конвекционный закон аэродинамики, о котором было сказано выше, нормативные документы регламентируют осуществлять приток воздуха в нижнюю часть помещения, а вытяжку организовывать из верхней.

Причем общий воздухообмен гаражей личного автотранспорта оговаривается в пределах 150 м³ на одно машино-место в течение часа.

Для расчета приточного и вытяжного отверстий можно воспользоваться формулой:

S = V / 3600 * 0.7, где
S – площадь отверстия, м²;
V – известный расход необходимого воздуха, м³ ;
0.7 – рекомендуемая скорость воздуха в решетке, м/с.
S = 150 / 3600 * 0.7 = 0,06 м²

То есть, вполне достаточно одной вытяжной решетки и одной приточной, например, размером 20 * 30 см, для осуществления нормального воздухообмена на один автомобиль в гараже. Можно, установить и по две решетки на приток и на вытяжку, что чаще всего и делают, но суммарная площадь должна быть не менее рассчитанной.

Все вышесказанное действительно для гаражей надземного расположения.

Вентиляция подземного гаража осуществляется в соответствии с требованием норм и правил так, чтобы объем приточного воздуха был на 20% меньше вытяжки.
То есть, в приведенном выше примере при расчете площади входного отверстия для такого помещения нужно брать расход не 150 м3, а 150-150*0,2=120 м3, при этом расчет выходного отверстия остается без изменения.

В случае, когда осуществляется дополнительно еще и вентиляция смотровой ямы в гараже, то нормы регламентируют увеличивать необходимый воздухообмен на десяти кратную величину объема этой ямы.

Так, например, если канава имеет длину 5 м, ширину 1 м, глубину 2 м, то геометрический объем составляет 10 м³, а удаляемый вентиляционный расход 10 *10=100 м³ в час.
Общий расход воздуха на один автомобиль в надземном гараже со смотровой ямой будет 150+100= 250 м³ в час.

Необходимая площадь сечения для прохождения воздуха будет равна:
S = 250 / 3600 * 0.7 = 0,099 м², что фактически обеспечивается прямоугольной решеткой размерами 0, 25 * 0,4 м.

Обратите внимание! Живое сечение любой решетки уменьшается на 50-80% за счет ее конструктивных элементов. Это надо учитывать при установке.

Схема циркуляции воздуха в стоянке-гараже со смотровой ямой

Определив, таким образом, геометрические размеры вентиляционных отверстий, можно заниматься непосредственно их монтажом.

Виды вентиляционных систем и требования к ним

Застой воздуха может доставить немало проблем, а решить их достаточно просто, создав полноценную вентиляционную систему. Именно она обеспечит выведение отработанного воздуха и наполнит помещение свежестью. На сегодняшний день существует несколько вариантов формирования вентиляции, которые выглядят следующим образом:

  • естественная;
  • принудительная;
  • комбинированная.

Устройство вентиляции в гараже может быть исполнено одним из приведенных выше способов. При этом каждый из них имеет свои особенности, составляющие и принцип действия. Выбор конкретной схемы осуществляется на основании имеющихся параметров постройки и исходя из ее назначения.

Важно! Согласно СНиП вентиляция гаража должна обеспечивать поступление 180 куб.м. свежего воздуха ежечасно.

Подобный показатель дает возможность вывести любые токсические вещества, убрать сырость и создать оптимальный микроклимат в помещении. Следует отметить, что этот показатель используется лишь в государствах бывшего соцлагеря, а в европейских странах он составляет 360 куб.м./ч.

Расчет системы вентиляции является одним из главных этапов ее проектировки. Для организации необходимой циркуляции воздушных масс вентиляционная труба должна иметь оптимальное сечение. Маленький диаметр воздушного канала не позволит создать должный воздухообмен, а слишком большой приведет к лишним материальным затратам. Согласно технической документации на 1 метр площади помещения необходимо использование 15 мм вентиляционной трубы. Таким образом, для гаража с площадью 15 м² понадобится установка 225 мм воздушного канала.

Расчет диаметра труб для гаража 15 м. кв..

Определение оптимальных параметров системы играет важную роль, поскольку дает возможность не только продумать ее расположение, но и заранее подготовить отверстия для труб и места их крепления. Это существенно ускорит проведение работ по монтажу и позволит сэкономить часть материальных средств.

Специфичность монтажа элементов естественной вентиляции

Для организации правильной циркуляции воздушного потока необходимо при монтаже вентсистемы соблюдать следующие рекомендации:

  1. Приточная вентиляция в гараже осуществляется через отверстие расположенное от уровня пола на высоте 30-50 см. Оптимальный вариант, если будет установлена решетка непосредственно в нижней части самих воротах. Если же тип ворот секционный, то, как правило, секция уже будет оборудована приточной решеткой выполненной по форме жалюзи.
  2. Иногда отверстия располагают между воротами, причем строительные нормы требуют для рассматриваемых в этой статье гаражей, чтобы приемные устройства располагались не далее одного метра от ворот. Если для притока используются трубы, то их необходимо с наружной стороны защищать сеткой от попаданий осадков, загрязнений, мелких животных;
  3. Вытяжное отверстие необходимо располагать в верхней точке гаража в диагонально противоположном углу от притока, на 10 см ниже отметки верхнего перекрытия или потолка. Для создания лучшей тяги часто на крыше или в вытяжном воздуховоде устанавливается дефлектор, который создает стойкое разряжение, благодаря чему непрерывно происходит удаление воздушного потока.

Схема удаления воздушного потока через дефлектор

Это устройство устанавливают на 0,5 м выше конька крыши при простейшей естественной вентиляции одного гаража-стоянки. В других ситуациях, например, при наличии подвала или когда гараж подземный, требования к вытяжке уже строже.

Важно знать! Зимой, для защиты от морозов, владелец гаража может самостоятельно регулировать воздухообмен, прикрывая вначале приточное отверстие, затем вытяжное.

Заключение

Наличие подвального помещения с хранилищем овощей сказывается на состоянии автомобильной техники, хранимой в гараже, самым негативным образом. Поэтому специалисты рекомендуют либо выполнять отдельный вход в подвальное помещение, либо оснащать гараж принудительной приточно- вытяжной вентиляцией. Из-за слабой тяги естественная вентиляция требует регулярной чистки каналов и воздуховодов. Как минимум, раз в году каналы вытяжки естественной вентиляции прожигают факелом из свернутой газеты, чтобы удалить огромное количество паутины и мусора, скопившегося за лето.

  • Как выбрать чугунную печь для бани
  • Проектирование системы отопления частного дома
  • Каменная печь для бани и дома
  • Чем замазать печь, чтобы не трескалась

Обсудить статью на форуме

Требования

В СНиП говорится, что свежий воздух должен подаваться внутрь гаража в количестве 180 л/час. В соответствии с требованиями, указанными в документе СНиП 21-02*99, любые хозяйственные строения (в том числе гаража) должны быть оборудованы подходящими вентиляционными коммуникациями.

Невзирая на сложность конструкции, вентиляция должна быть как в обогреваемом, так и в неотапливаемом гараже. В соответствии с нормативами, поступающий объём чистого воздуха должен в течение суток 6-10 раз обновлять весь внутренний объём помещения.

Оборудование и материалы

Для установки вентиляции понадобятся следующие инструменты: болгарка и перфоратор.

Монтаж выполняем с помощью электроинструмента

После расчета приобретаются трубы из металла или пластика, а также герметик и вентиляторы. Если есть желание обезопасить вентиляционные вход и выход, необходимо приобрести решетки и крышки.

Видео описание

Наглядно про вентиляцию в подвале гаража показано в следующем видеоролике:

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

Вентиляция гаража под домом

Гаражи могут располагаться отдельно, а в некоторых случаях они находятся в подвале жилого дома. Тогда вентиляция погреба в гараже приобретает особую важность.

При этом общие принципы остаются прежними, но схема реализации существенно отличается:

  • Входное отверстие, если смотреть снаружи дома, по-прежнему расположено у самой поверхности земли. От него начинается труба, которая проходит внутрь здания и идёт вертикально вниз. В гараже отверстие расположено рядом с полом.
  • Правильная вентиляция в гараже с подвалом делается следующим образом. Вытяжка начинается под потолком подземного гаража и идёт вертикально вверх, доходя до крыши. Считается. Что она должна выходить вверх над поверхностью крыши на высоту не менее 50 сантиметров.
  • В нижней части вытяжки находится краник для слива конденсата, который образовался внутри трубы.
  • Устройство вентиляции в подвале гаража сделано таким образом, что наружные выходы труб должны быть закрыты от попадания дождя или снега.
  • Внешний выход входной трубы закрывают решёткой от попадания насекомых и мелких животных.

Недопустимо, чтобы диаметр трубы менялся на её протяжении.

Особенности разных типов вентиляции

Естественная схема подразумевает движение воздуха по какому-либо воздуховоду (например, часто сооружают вентиляцию в гараже из канализационных труб). Благодаря разнице температур более теплый (и легкий) воздушный поток перемещается снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.

Естественная циркуляция обладает массой достоинств, чтобы стать достаточно распространенной. Она надежная и бюджетная, работает бесшумно, рассчитана на долгую эксплуатацию и не нуждается в источниках энергии.

Время от времени проявляется недостаток системы: эффективность заметно снижается летом, когда разница температур стает минимальной. Работоспособность определяется следующими характеристиками:

  • Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
  • Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
  • Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).

Механическая система создает принудительный воздухообмен при помощи элетромеханических устройств. В нее включают один или нескольких вентиляторов, датчики, заслонки с ручным или автоматическим управлением.

Система собирается по одной из трех схем приточной, вытяжной или приточно-вытяжной, и обладает следующими плюсами:

  • На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
  • Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
  • Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
  • Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).

Недостатком автоматической схемы является ее полная энергозависимость. Также она требует средств на закупку и установку оборудования. В процессе эксплуатации ей нужно повышенное внимание, а периодически – квалифицированное обслуживание.

Комбинированная вентиляция реализуется как естественная, дополненная вентилятором. Если вы используете гаражный бокс только для хранения авто, на вытяжку можно приспособить бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного обустройства.

Основным преимуществом комбинированной схемы является ее экономичность: в основном она работает в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественный отток не справляется. Минус: необходимость монтажа дополнительных элементов.

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Местный отсос над верстаком

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Расчёт

Расчет вентиляции гаража

До начала работ по монтажу вентиляции нужно рассчитать необходимый диаметр вентиляционных каналов. Это делают двумя способами:

  • По формуле на 1 м 2 площади всего гаража необходимо принимать по 15 мм диаметра трубы. К примеру, для площади 10 м 2 необходимо использовать трубу сечением 150 мм.
  • Сумма сечения всех отверстий = 0,3% площади гаража. Это формулу в основном используют при создании одноканальной механической вентиляционной системы.

Согласно требованиям СНиП, в постройку, где есть место для одной легковой машины, необходимо поставлять 180 м 3 воздуха/час, за границей этот показатель вдвое выше.

Теперь несколько слов об особенностях расчёта естественной вентиляции. Достаточный природный поток свежего воздуха в гараж возможен, только если установить 2 вентиляционные трубы – приточную и вытяжную. Специальных знаний для расчётов не нужно, главное – выполнять элементарные правила:

  • Приточное отверстие размещают с наветренной стороны гаража, примерно в 10 см от поверхности пола, вытяжное – ниже потолка на 10 см. Они должны находиться в противоположных углах помещения.
  • Воздуховод устанавливается выше крыши на 30-50 см. Его защищают сеткой от насекомых и грибком от дождя и снега.

Если по расчётам у вас требуется вентиляционный канал слишком большого диаметра, то намного грамотнее использовать трубы меньшего размера, но установив 2-3 штуки.

Что делать, если имеется металлический гараж

Многие используют гаражи, сделанные в виде металлической коробки. Для их вентилирования нужно учесть следующее:

  1. У них отсутствует смотровая яма, поэтому нет необходимости проветривать подземную часть.
  2. Гараж сделан из металла, поэтому влажность и конденсат угрожают не только машине, но и самому гаражу.
  3. Отсутствует отопление. Поэтому большую часть года происходят резкие изменения температуры, способствующие образованию конденсата.
  4. Нет подключения к электросети, поэтому поставить систему принудительной вентиляции не получится.

Поэтому в рассматриваемом случае делают по два прямоугольных отверстия, закрытых решётками в передней и задней частях гаража под крышей. Это обеспечит проветривание.

Дополнительно рекомендуется утеплить пол (положить линолиум, забетонировать, положить ещё один слой линолиума). Такой пол в некоторой степени снизит колебания температуры внутри гаража.

Нюансы монтажа

Обеспечить приток воздуха с улицы не всегда возможно, например, в боксе кооперативного гаража или встроенного в дом. В таких случаях верхний конец приточной трубы выводят прямо в гараж недалеко от ворот, а в них устанавливают вентиляционные решётки.

Совет! Решётки следует размещать на удалении от внутренних замков и задвижек ворот, чтобы избежать взлома гаража через них.

Перед тем как сделать отдушину в погребе, необходимо определиться с диаметром труб, что особенно важно при устройстве естественной вентиляции. Проще всего посчитать его по формуле, согласно которой площадь сечения трубы должна быть равна 26 см2 на каждый квадратный метр помещения.

Например, если площадь погреба 5 м2, то сечение должно быть 130 см2. Используя формулу площади круга, находим диаметр: 12 см. Если труб нужного сечения не найти, берут изделия большего диаметра.

В таких не требовательных к эстетике помещениях, как подвалы, погреба и гаражи, можно монтировать любые трубы – асбестоцементные, канализационные, специальные вентиляционные каналы. Последние имеют на внутренней поверхности антистатический слой, не позволяющий пыли оседать на стенках и постепенно сужать рабочий просвет канала. Но и стоят они недёшево.

Поэтому самый популярный вариант – это полипропиленовые канализационные трубы, привлекающие низкой ценой и простотой монтажа при использовании соединительных муфт, уголков и тройников с уплотнительными резиновыми кольцами, обеспечивающими герметичность стыков. Но они не отличаются большим разнообразием диаметров. И это одна из причин, по которой предпочтение отдают смешанному типу вентилирования. В этом случае диаметр воздуховода не так важен, потому что поток проходящего по нему воздуха ускоряется за счёт искусственно создаваемой тяги.

Осуществляя монтаж, нужно помнить следующие правила:

  • чем меньше поворотов имеет воздушный канал, тем лучше он обеспечивает приток свежего воздуха;
  • диаметр на всем протяжении не должен меняться;
  • места прохождения труб через стены и перекрытия необходимо герметизировать монтажной пеной либо цементным раствором.

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.

Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Стеновое приточное устройство

Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Установка комбинированной схемы

Такая схема практически не отличается от предыдущей. Точно так же будет делаться отверстие с одной стороны гаража на высоте десяти сантиметров от пола. Отличие состоит лишь в том, что нет необходимости делать вытяжное отверстие в противоположной стене. Установка вентилятора позволяет делать его в любом месте.

Добавляем вытяжной вентилятор

Таким образом, комбинированный способ обмена воздухом является более подходящим, так как будет работать эффективно в любое время года.

Что касается вентиляторов, потребление электроэнергии у многих из них минимальное, поэтому при покупке стоит выбирать тот, который будет издавать наименьшее количество шума.

Гараж с подземной частью

Приобретая гараж, водитель обычно хочет, что в нём была смотровая яма. Для этой подземной части вентиляция также необходима. Обычно при её установке основное внимание уделяют нижней части.

Входная труба при этом должна выходить у пола самого гаража. Также устанавливается труба, одно отверстие которой находится у пола смотровой ямы, а другое – у пола гаража. Выходную трубу при этом располагают у верха смотровой ямы.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.

Приведем лишь некоторые из них:

  • Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
  • Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
  • Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
  • Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.

Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.

Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.

Совмещение вентиляции погреба и гаража

Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.

При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.

Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.

Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.

Оборудование принудительной (механической) системы

Простая схема, обеспечивающая механическую циркуляцию воздуха, имеет некоторые особенности:

  • Обустройство каналов притока и вытяжки ведется по правилам предыдущей схемы.
  • В отверстиях устанавливается приточный и вытяжной канальный вентилятор круглого сечения; в теплом боксе для подогрева притока используют калорифер. Параметры вентилятора (мощность, производительность) подбирают с учетом необходимой производительности; дополнительно можно вмонтировать таймер и датчик влажности.

При правильно подобранных параметрах вентиляторов воздух будет успевать обновляться как в гаражном помещении, так и в смотровой яме или погребе. Иногда хозяева отказываются от расчетов, предпочитая установить двигатель с вентилятором помощнее. Такое решение не выглядит целесообразным, поскольку электроэнергия расходуется бесполезно, возникает переплата.

Комбинированная вытяжка

В такой системе взаимное расположение каналов не играет такой роли, как в предыдущих вариантах. Приточное и вытяжное отверстие можно сделать, соответственно, у пола и у потолка, можно – на одной высоте или на одной стене. Единственное ограничение – каналы не делают друг напротив друга; при таком расположении воздух течет между этими точками, не затрагивая остальное пространство.

Особенность комбинированной системы состоит в том, что приточный канал функционирует в естественном режиме, а выводной канал – в принудительном. В него встраивается вентилятор; для гаража это означает, что запускается процесс, в котором воздух принудительно удаляется из гаражного бокса, а на его место поступает свежий воздух с улицы.

Комбинированная схема обладает приятным соотношением экономичности и практичности. Она рассчитана на круглогодичное функционирование, при этом затраты остаются минимальными. Предпочтение лучше отдавать устройствам с корпусом из пластика и специальной конструкцией крыльчатки.

Такие модели не боятся коррозии и работают в режиме постоянной вентиляции. Подходящую модель выбирают, исходя из габаритов, рекомендуемой площади обслуживания, других параметров (например, бесшумной работы). Перед тем, как монтировать вентилятор, воздуховод желательно утеплить.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий