Как своими руками сделать печку на дизельном топливе на автомобиле ЗАЗ
Нет фактически никакого смысла в том, чтобы в бензиновом Запорожце переделывать его же печку на работу с дизельным топливом. Но отопитель от ЗАЗ часто применяется в качестве автономного отопителя, устанавливаемого на разные машины, для обогрева палатки на прицепе, передвижного дома на колёсах и пр.
Заводская печка от Запорожца получила достаточно большую популярность. Причём касательно штатной бензиновой системы имеется множество нареканий из-за слишком больших показателей потребления горючего. Некоторые отмечают, что печка ест столько же бензина, сколько и сам двигатель.
Потому не самым рациональным решением будет использовать отопитель на бензине при необходимости длительного обеспечения отопления. Куда лучше переделать систему под другой вид топлива. Здесь речь идёт о дизельном топливе и о природном газе.
Как подключить печку от запорожца схема подключения
Для желающих повторить конструкцию сделал подробный видео отчёт по конструкции отопителя, методе доработки для перевода на газ пропан, организации искрового розжига, пояснению к схеме подключения родной кнопки включения отопителя, и, главное для многих, — всё это со схемой и подробным объяснением что куда подключать.
Видео закачается через часа 3
Скажу сразу — если вы не утеплите гараж то толку сильно большого от отопителя не будет (будете топить улицу, но всё равно лучше чем электро-калориферы), но при минимально утеплении вы прогреете гараж обычных размеров (квадратов 24-30) до градусов 20 при минус 20 на улице.
При этом расход газа будет 1 баллон 27 литров на дней 5-6 по 8-9 часов работы в гараже. В том году на месяц у меня уходило баллона 4, это составляло около 25$.
Схема подключения отопителя (Оставил на ней всё нужное и убрал ненужное, на видео подключение пояснял по данной схеме)
И ссылка на изготовление аварийного вибратора из реле РС950
Нет фактически никакого смысла в том, чтобы в бензиновом Запорожце переделывать его же печку на работу с дизельным топливом. Но отопитель от ЗАЗ часто применяется в качестве автономного отопителя, устанавливаемого на разные машины, для обогрева палатки на прицепе, передвижного дома на колёсах и пр.
Заводская печка от Запорожца получила достаточно большую популярность. Причём касательно штатной бензиновой системы имеется множество нареканий из-за слишком больших показателей потребления горючего. Некоторые отмечают, что печка ест столько же бензина, сколько и сам двигатель.
Потому не самым рациональным решением будет использовать отопитель на бензине при необходимости длительного обеспечения отопления. Куда лучше переделать систему под другой вид топлива. Здесь речь идёт о дизельном топливе и о природном газе.
Печка от ЗАЗ на дизельном и бензиновом топливе
Многих автолюбителей, а также охотников, рыбаков и поклонников экстремального отдыха интересует, как можно переделать бензиновую печку от ЗАЗ на солярку и использовать её в своих целях для более экономного обогрева салона, не затрачивая большие деньги на системы типа Webasto.
Поскольку штатная или заводская печка ЗАЗ потребляет бензин при работе на самом Запорожце, просто залить туда дизельное топливо не получится.
Печка ЗАЗ до модернизации
Некоторые удивляются, почему это отопитель не хочет нормально работать без модернизации. Но тут всё довольно просто и элементарно. Бензиновая отопительная система на солярке работать не будет, поскольку дизельное топливо не способно так же быстро испаряться и образовываться в пар для последующего воспламенения и сгорания смеси.
Чтобы не переделывать систему, и при этом запускать работу печки ЗАЗ на солярке, некоторые придумывают использование отдельной газовой горелки. Якобы с её помощью можно поддерживать пламя и обеспечивать необходимое горение. Но если печка ЗАЗ будет работать подобным образом, вы обязательно столкнётесь с негативным последствием в виде сильного задымления. Отопитель начнёт активно чадить. Дизельное горючее постепенно будет скапливаться на дне, образовывать лужу, активно дымить, а вот тепла окажется минимум. То есть такая схема совершенно непригодная для полноценной эксплуатации.
Подготовительные работы
Если вами будет изготавливаться печка на солярке, то предстоит подготовить трубы для дымохода, длина которых должна составить 4 метра или больше. При этом толщина стенки не должно оказаться больше 2 миллиметров. Внутренний диаметр труб должен быть равен 10 сантиметрам. В качестве основного элемента выступит бесшумный баллон, объем которого составляет 50 литров. Его стенки не должны быть больше 1,5 сантиметра. Топливный резервуар должен обладать объемом в пределах от 8 до 15 литров, а трубы для горелки должны быть выполнены из меди.
Вам понадобится напильник и болгарка, стальные 20-сантиметровые уголки, сварочный аппарат, электроды, рулетка, уровень, дрель и сверла.
Схема подключения печки заз своими руками
Для желающих повторить конструкцию сделал подробный видео отчёт по конструкции отопителя, методе доработки для перевода на газ пропан, организации искрового розжига, пояснению к схеме подключения родной кнопки включения отопителя, и, главное для многих, — всё это со схемой и подробным объяснением что куда подключать.
Видео закачается через часа 3
Скажу сразу — если вы не утеплите гараж то толку сильно большого от отопителя не будет (будете топить улицу, но всё равно лучше чем электро-калориферы), но при минимально утеплении вы прогреете гараж обычных размеров (квадратов 24-30) до градусов 20 при минус 20 на улице.
При этом расход газа будет 1 баллон 27 литров на дней 5-6 по 8-9 часов работы в гараже. В том году на месяц у меня уходило баллона 4, это составляло около 25$.
Схема подключения отопителя (Оставил на ней всё нужное и убрал ненужное, на видео подключение пояснял по данной схеме)
И ссылка на изготовление аварийного вибратора из реле РС950
Нет фактически никакого смысла в том, чтобы в бензиновом Запорожце переделывать его же печку на работу с дизельным топливом. Но отопитель от ЗАЗ часто применяется в качестве автономного отопителя, устанавливаемого на разные машины, для обогрева палатки на прицепе, передвижного дома на колёсах и пр.
Заводская печка от Запорожца получила достаточно большую популярность. Причём касательно штатной бензиновой системы имеется множество нареканий из-за слишком больших показателей потребления горючего. Некоторые отмечают, что печка ест столько же бензина, сколько и сам двигатель.
Потому не самым рациональным решением будет использовать отопитель на бензине при необходимости длительного обеспечения отопления. Куда лучше переделать систему под другой вид топлива. Здесь речь идёт о дизельном топливе и о природном газе.
Диод лучше резистора
У «Запорожца» работа электромагнитного насоса, питающего отопитель, часто нарушается из-за подгорания контактов прерывателя в электрической цепи катушки электромагнита. Избавиться от этого дефекта можно, заменив штатный резистор с сопротивлением 82 Ом, устанавливаемый в насосе БН200Н2, диодом типа КД105 (можно с любым буквенным индексом), включив его, как показано на схеме (рис. 1). Диод КД105 имеет малые габаритные размеры и свободно встает на место резистора(рис. 2). Подойдет и другой диод с аналогичной характеристикой.
Схема включения диода: 1 — контакты прерывателя; 2 — катушка магнита; Р — удаляемый резистор; V — диод
Расположение диода на панели насоса: 1 — контактный штырь; 2 — диод КД105; 3 — неподвижный контакт. Стрелкой показана метка на корпусе диода
Чтобы убедиться в эффективности переделки, надо снять пластмассовую крышку насоса, подсоединить диод и включить питание: между контактами прерывателя должна почти исчезнуть искра, вызывающая их подгорание, так как при размыкании контактов ток самоиндукции течет через диод, минуя их. Кроме того, при замкнутых контактах нет потери тока, как в схеме с резистором, поскольку диод не пропускает ток в этом направлении.
Доработка конструкции камеры горения
Если у «Запорожца» трудно пускается и нестабильно работает независимый отопитель, значит бензин не попадает непосредственно на раскаленную спираль свечи накаливания, а растекаясь по стенкам камеры сгорания, недостаточно испаряется, и нужны время и мощный аккумулятор, чтобы началось горение. Да и идет оно вначале с перебоями.
Следует доработать конструкцию «печки». Нужно снять держащуюся на двух накидных гайках трубку, которая подводит бензин от регулятора расхода топлива к камере горения. Аккуратно отпаять от трубки наконечники, рассверлить форсунку в одном из них и припаять наконечники к новой трубке, удлиненной на 38 мм (см. рисунок). Отверстие на конце новой трубки должно быть такое, как было у форсунки.
Затем надо распилить отверстие в кожухе свечи до размера примерно 8х8 мм и при установке ее в корпус отопителя проследить, чтобы оно «смотрело» на трубку подачи бензина.
Вот и все работы. Теперь бензин попадет прямо на свечу и сразу загорится. Это обеспечит надежный пуск отопителя в любых условиях и перевод его включателя во второе положение через 5—10 секунд после начала работы.
а — до переделки; б — после переделки; 1 — накидные гайки; 2 — наконечники; 3 — старая трубка; 4 — новая трубка; 5 — форсунка
Как это работает
Запустить подобную схему отопителя от ЗАЗ не так сложно. Нужно выполнить несколько последовательных процедур:
- открывается кран, запускается вентилятор;
- выключается, закрывается и включается свечка;
- примерно через 5-6 секунд происходит воспламенение, открывается кран и буквально на секунду вращается вентилятор;
- раздаётся шум от пламени и вентилятор включается на полную;
- когда печка выйдет уже на свой полноценный рабочий режим, кран закручивается до минимума для обеспечения устойчивой работы отопителя.
Важно то, что в подобной схеме переделки при работе системы отопления на дизельном топливе запах и признаки дыма практически не будут ощущаться. Но если беспокоит вопрос дымоотвода, можно задействовать отрезок из гофрированной алюминиевой трубы, тем самым вывести весь выхлоп наружу. Это уже зависит от того, где и в каких условиях будет применяться печка от ЗАЗ, функционирующая на дизельном топливе.
Есть и несколько другой вариант. Некоторые организовывают работу печки с помощью толстостенной гофры, которая соединяется с печкой и подаёт воздух по гофре внутрь помещения или салона, в то время как сам отопитель находится снаружи.
К числу преимуществ можно отнести отсутствие в рассмотренной схеме переделки насоса. Тут топливо подаётся за счёт самотёка, что экономит бюджет на модернизацию и потребляет куда меньше энергии для работы самого насоса.
Схема рабочая, хоть для её реализации своими руками требуются определённые навыки, знания и подготовка ряда комплектующих. Но это всё равно дешевле, чем покупать готовые автономные отопители.
Расход на солярке в случае с печкой от ЗАЗ заметно сократится. По некоторым оценкам, стандартная бензиновая печка требует около 500 мл топлива на 1 час работы. Если отопитель приходится использовать часто и долго, то ни о какой экономии на бензине речи не идёт. Солярка в этом плане намного предпочтительнее. Отсюда и желание провести модернизацию.
Какую делать?
Имея в виду требования безопасности, самодельная дизельная печь в принципе может быть построена под одной из след. схем:
- Двухконтурной газовоздушной;
- Фитильной;
- Капельной.
Пушка
Двухконтурная газовоздушная отопительная печь не что иное, как теплопушка или автопечка, в зависимости от мощности. Ее достоинство – мгновенный прогрев помещения; в этом смысле теплопушка самая чудесная из чудо-печей. Как она устроена и как сделать теплопушку для гаража из деталей и узлов негодных устройств того же рода, см. видео:
Видео: пушка-обогреватель на солярке/отработке
Помимо технологической сложности (нужны точеные, фрезерованные и штампованные детали из жаростойких материалов) и энергозависимости (для наддува и защитно-управляющей электроники, без чего теплопушка вовсе не работает), очень серьезный порок теплопушек – прожорливость. Вторичный теплоноситель воздух, его теплоемкость и теплопроводность ничтожны, поэтому теплообменник нужно греть сильно и внутренние теплопотери велики. Расход топлива теплопушкой ок. 1,15 л/час на 10 кВт тепловой мощности. На прогрев обычного гаража расходуется 3-5 л соляры. При теперешних ценах на дизтопливо от такого тепла как-то не особо уютно. Единственно приемлемая сфера применения теплопушки в быту – прогрев перед выездом неотапливаемого гаража, чтобы успеть по-теплому принести с подзарядки и поставить аккумулятор.
Фитиль
Устройство фитильной печи на жидком топливе аналогично всем известному керогазу, слева и посередине на рис. В настоящее время выпускаются также бытовые отопительно-варочные печи Солярогаз (справа); их основное топливо дизель, но можно запускать и на керосине, расход которого будет немного больше, чем в керогазе.
Фитильные печи на жидком топливе могут нерегулярно использоваться для приготовления пищи в проветриваемых помещениях, но как стационарные кулинарные непригодны – еда прованивается горючкой. Их главные недостатки, во-первых, технологическая сложность. Удивлены? Но детали этих грубых железяк на самом деле должны делаться весьма точно из высококачественных материалов, иначе фитильная печь становится пожаро- и взрывоопасной. Во-вторых, ограниченная тепловая мощность: технически ок. 5 кВт; по безопасности 2,5-3 кВт.
Способ обогрева стекла зимой
Если в морозный день у «Запорожца» отказал отопитель, то через несколько минут лобовое стекло покроется инеем настолько, что продолжать движение будет невозможно. Но если на машине стоит обогреватель заднего стекла (такие устройства продаются в магазинах вместе с другими автопринадлежностями), его следует перенести на лобовое стекло, включить в сеть, и через несколько минут иней растает. Для лучшего обдува стекла можно включить вентилятор отопителя, сняв провод со свечи накаливания.
Эффективность такого способа обогрева стекла и сравнительно небольшой расход электроэнергии обеспечивают пользование им в прохладную погоду без дополнительных нагрузок на аккумуляторную батарею.
Устранение запаха газов
В «Запорожце» при работе отопителя периодически ощущается запах выхлопных газов, особенно при включении, выключении и движении машины по неровной дороге. Газы в этих случаях проникают в салон через трещину, которая нередко образуется между стенками теплообменника возле дренажной трубки. Чтобы найти эту трещину, надо в теплообменник ввести лампочку, как показано на рисунке, а обнаруженную трещину можно закрыть несколькими витками шнурового асбеста, который обмотать сверху для прочности медной проволокой диаметром 0,5—1 мм.
Сварка не понадобится.
Способ обнаружения трещины (она указана стрелкой)
Методика проведения работ
Печка ЗАЗ на солярке вами может быть приобретена в магазине, однако вы в состоянии изготовить ее самостоятельно. Для резервуара материал следует раскроить болгаркой, а после соединить заготовки между собой методом сварки. Далее, в корпусе проделываются отверстия для установки дымоотвода, а также для монтажа дверцы. На заключительном этапе укрепляются ножки для устойчивости конструкции.
Печка ЗАЗ на солярке продается в отделах соответствующих товаров, однако стоит она гораздо дороже, чем та, которую вы можете выполнить самостоятельно. Именно поэтому владельцы гаражей часто прибегают к такому решению.
Переделка свечи для надежного пуска отопителя
Чтобы не беспокоиться, удастся ли в мороз пустить отопитель «Запорожца», следует произвести простую переделку запальной свечи.
1 — корпус; 2 — места подпайки новой спирали; 3 — спираль из нихрома; 4 — юбочка-чехол
На стандартной свече надо снять юбочку (4), которая защищает спираль, а спираль заменить новой, сделав ее из нихрома (проволоку длиной 420 мм и толщиной 0,6 мм плотно намотать на оправку диаметром5 мм). Поставить эту спираль (3) так, чтобы ее ось была строго параллельна оси отопителя, и вернуть на место юбочку-чехол.
Примеры конструкций
Буржуйка
Легче всего переделать под солярку печку-буржуйку. Тепловая мощность будет до 5-7 кВт при расходе топлива 300-500 мл/час. Топливная аппаратура той же конструкции практически без изменений может быть использована в более мощных отопительных котлах на дизеле, а также для запуска на отработке и керосине.
Схема доработки буржуйки под дизтопливо дана на рис. ниже. Дефлекторы не дают парам горючего остыть, прежде чем те сгорят. Кстати, дефлекторы увеличивают экономичность печи при запуске на дровах и угле. Высота бортика пламенной чаши – 60-80 мм; емкость ее не должна быть меньше емкости питательного резервуара (см. ниже). Ход печи на жидком топливе, если можно так выразиться, обратный: воздух поступает в настежь открытую дверцу топливника; поддувало закрыто. В противном случае печка становится прожорливой и быстро закоксовывается (обрастает нагаром).
Как переделать буржуйку на жидкое топливо
Питание, запуск и ход
Печь-капельница на солярке будет достаточно безопасной и проявит все свои достоинства только если топливная аппаратура собрана и налажена правильно. Выполняется питание капельной печи обязательно 2-ступенчатым, с буферным питательным резервуаром. Причина – довольно сильная зависимость частоты капели от наружной температуры и напора в подводящем трубопроводе. Напор, в свою очередь, определяется уровнем топлива в баке или степенью его наддува. Закапало реже – испаритель остыл, печка погасла, чаша переполнилась и топливо потекло наружу. Закапало чаще – капли не успевают испаряться, в чаше коптящее пламя, печка зря жрет горючку. Если нет питательного резервуара, может дойти вообще до беды: из печки потечет пылающая струя. Поэтому изготовление и запуск печей на жидком топливе с одноступенчатым питанием – занятие для оголтелых экстремалов или тех, кому терять больше нечего, а спать очень хочется.
Оба капилляра (см. рис.) выполняются из красной меди. Тут дело в смачиваемости металла топливом: по узкой трубке из другого материала оно или вовсе не просочится, или систему питания не удастся наладить. Налаживание начинают с подбора длины предохранительного капилляра диам. 1,5 мм. Объем питательного резервуара необходим 0,25-0,5 л; его высота – 7-12 см. Длину предохранительного капилляра подгоняют так, чтобы при заполненном до верха питательном резервуаре частота капели была 25-30 капель за 10 с.
Далее подгоняют питательный капилляр диам. 0,6 мм; топливо в баке должно быть залито на полный напор H. При полностью открытом игольчатом вентиле и минимально допустимой наружной температуре частота капели из топливопровода в питательный резервуар должна быть на 2-3 капли за 10 с меньше. Эту же частоту капели выставляют игольчатым краном при запуске печи при более высокой наружной температуре.
Нюансы работы печки на газе
Заинтересованность автомобилистов в схеме печки ЗАЗ на газу можно легко объяснить. Это альтернативный и более доступный вид топлива, который обеспечивает лучшую работу отопителя при меньших затратах самого горючего.
Сама доработка заключается в том, чтобы изначально бензиновая печка могла работать на альтернативном топливе. Причём довольно часто подобная переделка или доработка с относительной лёгкостью выполняется своими руками.
Для питания модернизированного отопителя потребуется новый и качественный газовый баллон, перед тем как переделать печку. Обычно хватает баллона объёмом 5 литра производства компаний Балтика или их достойные аналоги. Используется газовый баллон, который часто можно встретить в составе автономного питания кухонной плиты.
Хотя практика наглядно показывает, что печка от Запорожца на газу прекрасно функционирует в паре с любым хорошим бытовым баллоном, вне зависимости от производителя или объёма. Тут куда большее значение играет резьба.
Выбирая баллон, обратите особое внимание на резьбу, которая располагается непосредственно на горлышке. В случае переделки печки от ЗАЗ на газ резьба обязательно должна быть левой и непременно обязана полностью совпадать с имеющейся резьбой на редукторе. Иначе придётся вносить слишком много изменений, и всё это повлечёт за собой неприятные последствия. Баллон подобрать не сложно. Об этом скажут все, что дорабатывал свой отопитель от Запорожца.
Газовый отопитель ЗАЗ предусматривает использование 2 баллонов с топливом. Один идёт основной или рабочий, а второй применяется как запасной. Второй обычно укладывается непосредственно в багажный отсек.
С рабочим газовым баллоном всё несколько сложнее. Его рекомендуют устанавливать и фиксировать в ногах переднего пассажира, поскольку при пониженных температурах газ практически не будет испаряться. А эта модернизация влечёт за собой необходимость демонтировать переднее пассажирское кресло.
При этом тех, кто только планирует проводить подобную доработку, интересует один важный вопрос. А именно продолжительность и эффективность работы отопителя, который переделывается под работу на газе. По проведённым тестам стало очевидно, что один газовый баллон объёмом 5 литров способен обеспечить непрерывный прогрев в течение 8 часов. Причём здесь речь не идёт о минимальной мощности и самых низких оборотах отопителя.
5 литров за 8 часов выглядят куда привлекательнее того объёма бензина, который расходует запорожская печка без модернизации. Ни о какой экономии в стандартном исполнении говорить не приходится. Газ дешевле и эффективнее.
Устранение избытка бензина в отопителе
Если отопитель «Запорожца» плохо греет воздух и сильно дымит, то очистка теплообменника от сажи лишь на короткое время помогает, но при этом от высокой температуры воздуха размягчаются пластмассовые детали воздуховода. Снижение уровня топлива в поплавковой камере регулятора тоже лишь частично устраняет дефект, т. к. основная причина — избыток бензина, поступающего в отопитель, что создается чрезмерно большим (рассверленным) отверстием в жиклере. Уменьшить его удается так: обезжирив жиклер, надо залудить нижнюю его часть внутри и снаружи, а затем вставить в отверстие необезжиренную стальную проволоку диаметром около 0,1 мм и запаять. Когда припай остынет, проволоку выдернуть, а оставшееся в жиклере отверстие будет точно соответствовать ее диаметру.
Искровой розжиг без переделки катушки
Надежность розжига отопителя у «Запорожца» — серьезный вопрос для владельца машины. Лучше всего перейти от свечи накаливания к искровому розжигу, более эффективному и экономичному. Но многих желающих провести такую переделку останавливает необходимость довольно сложной доработки дополнительной катушки зажигания.
Предлагаем сравнительно простую схему, позволяющую получить отличный эффект без переделки катушки.
На ферритовое кольцо марки М2000НМ размерами 28х16х9 равномерно наматываем две обмотки (см. схему) по всему кольцу; сначала в один слой L1 поверх нее — L2. Первая обмотка — из девяносто витков провода марки ПЭЛШО диаметром 0,4 мм; вторая — из восьми витков гибкого монтажного провода ПМВГ сечением 0,5 мм2. Концы обмоток соединяем последовательно.
Капельная печка
Схема печи на солярке
Капельная печка отлично подходит для помещений небольшого размера, а процесс изготовления этого аппарата отличается простотой и быстротой. Устройство капельного типа станет отличным решением для обогрева небольших помещений, маленьких дачных домиков или палаток. Для изготовления такой печки необходимо рассчитать объем площади, которая нуждается в обогреве. К примеру, для помещения размером 4х4 метра понадобиться ящик, размером 40х40х20 см.
Если вам нужна печка небольшого размера, то в качестве основания можно использовать дно от огнетушителя, а для более объемного устройства подойдет любая 200 литровая емкость. Эти детали будут использоваться для обогрева теплушки. Для изготовления солярки понадобиться медицинская горелка объемом в 2 литра. Резиновый шланг горелки необходимо соединить с медной трубкой небольшого диаметра, длина которой составляет около 1 метра. Трубка должна сгибаться под углом 90 градусов.
Далее шланг сгибается пополам, а место сгиба закрепляется струбциной для того, чтоб зафиксировать основные детали. Винт устройства устанавливается и монтируется таким образом, чтоб происходило медленное капание жидкости. Ветошь, которая пропитывается соляркой, заменяется фитилем.
Далее производится монтаж дверцы устройства, а в самом центре корпуса монтируется отверстие, диаметр которого должен соответствовать диаметру медной трубки. После зажигания ветоши, капли топлива начинают непрерывно ее смачивать и чудо-печка начинает работать. Для того, чтобы приготовить или разогреть пищу при помощи этой печи, трубку необходимо устанавливать с боковой части.
Подключение оборудования
Теперь следует детальнее рассмотреть нюансы модернизации, чтобы переделанный отопитель функционировал правильно, сжигал газ и обеспечивал подачу достаточного количества тепла. Поскольку газ относится ко взрывоопасным веществам, работать следует с максимальной осторожностью.
Выполнив все предварительные и подготовительные этапы, а также закончив со сборкой обновлённого узла печки, открывается подача газа из баллона.
Газ многие считают чрезмерно опасным. Но если следовать инструкция, не нарушать схему монтажа, а также обеспечивать максимальную изоляцию, газ будет ничем не опаснее того же бензина или дизельного топлива, на котором может работать печка от ЗАЗ.
Вопрос лишь в том, где и как вы собираетесь применять переделанную запорожскую печку, функционирующую от газового баллона. Вариантов много, и каждый выбирает свой.
Заслонка доступу воздуха к вентилятору
Чтобы сократить время прогрева двигателя у «Запорожца» в зимнюю пору, можно применить заслонку, ограничивающую доступ холодного воздуха к вентилятору. Как выглядит такая заслонка — показано на рисунке. Сделать ее можно из обычной трехслойной фанеры или листовой пластмассы. Размеры выбирают по месту. Для крепления заслонки под болты крепления генератора надо по ставить три ушка. Снять или поставить ее на двигатель — дело нескольких секунд
1 — заслонка; 2 — ушко для заслонки (3 шт.); 3 — вентилятор
Фитиль в отопителе
Случается, что вполне исправный отопитель «Запорожца» внезапно перестает действовать. В салоне при этом ощущается запах бензина, вентилятор работает, а пламя погасло. Причина — кратковременный перерыв в подаче топлива (при толчке на неровной дороге, например) и неправильное соотношение количества топлива и воздуха, что вызывает отрыв или задувание пламени, а поскольку в системе нет постоянно раскаленного элемента, горение не возобновляется.
Чтобы облегчить пуск отопителя и, главное, обеспечить его бесперебойную работу, предлагаем небольшую доделку: при помощи нихромовой проволочки диаметром 0,2 мм прикрепите к нижнему витку запальной свечи отопителя фитиль из асбестовой ленты. Вот и все. Но это усовершенствование требует несколько изменить порядок пуска отопителя: сначала на 3—4 секунды (не более!) надо включить отопитель сразу на второе положение, чтобы фитиль пропитался бензином. Затем поставить переключатель в первое положение, пока не разогреется как следует спираль свечи (учтите, что она при этом смочена холодным бензином и нужно больше времени для ее прогрева); когда раскаленная спираль воспламенит пары бензина, пропитавшего фитиль, надо поставить переключатель во вторую позицию — и отопитель надежно заработает. Теперь случайный кратковременный перерыв в горении сразу компенсируется факелом постоянно горящего асбестового фитиля — отопитель не прекращает действовать.
«Вечная» свеча накаливания
Обработка корпуса свечи
Независимый отопитель, установленный на «Запорожцах» и мотоколясках СЗД, нередко отказывает — перегорает спираль свечи накаливания. Пока не сменишь свечу, отопитель мертв. Маленькое усовершенствование сделает ее практически безотказной.
Снимите с вышедшей из строя свечи кожух, просверлите два отверстия диаметром 1 мм и два под резьбу МЗ (рис. 1). Проточите конец, нарежьте на нем резьбу Ml2х1 и изготовьте новый кожух (рис. 2). Из нихромовой проволоки диаметром 0,9 мм заготовьте спираль, по форме и длине аналогичную старой, но с усиками подходящей длины, вставьте ее концы в миллиметровые отверстия и зажмите винтами МЗ. Наверните кожух — и свеча готова.
Теперь, если даже свеча и откажет, заменить спираль и восстановить работоспособность отопителя — дело нескольких минут.
Доработка свечи отопителя
Многие владельцы «Запорожцев» переделали отопители, применив искровой розжиг. Однако при этом довольно часто приходится снимать свечу и очищать ее от копоти. Чтобы избавиться от этого, надо наряду с усовершенствованием подачи топлива в камеру сгорания путем удлинения трубки доработать еще и свечу, как показано на рисунке. На цилиндрической части ее корпуса нарезать резьбу М22х1,5 (она получается неполной, но достаточно надежно удерживает свечу), нижнюю часть корпуса с резьбой и боковым электродом отрезать, а центральный электрод заострить. На конце трубки, через которую подается бензин (она теперь выполняет роль бокового электрода), сделать срез и подогнуть ее, чтобы расстояние между ней и электродом свечи было около 5 мм.
Теперь искра исправно возникает в этом зазоре, что обеспечивает надежный розжиг отопителя, почти не вызывающий нагара на свече
Установка переделанной свечи в отопитель: 1 — топливоподводящая трубка; 2 — свеча
ли со статьей или есть что добавить?