Какой штраф пешеходу за переход на красный сигнал светофора?
Правила дорожного движения распространяются не только на водителей, но и на пешеходов. Знать и соблюдать их необходимо всем, ведь пешеходы также могут подвергаться штрафам. Случается это довольно редко, но все же ни один пешеход не застрахован от неприятной встречи с сотрудником ГИБДД. Чаще всего причиной наказания является переход проезжей части в неположенном месте или на красный сигнал светофора.
Как обжаловать штраф за переход в неположенном месте или на красный свет пешеходу?
Правила подачи жалобы на штрафы водителям транспортных средств описаны везде. Но постановление в 2021 году может быть вынесено и в отношении пешеходов. Как правило, наиболее распространённые нарушения ПДД, за которые могут быть привлечены последние – переход улицы или дороги в неположенном месте либо неположенный переход на красный свет светофора на регулируемом перекрёстке. Порядок обжалования штрафа, вынесенного пешеходу, а также исчерпывающую информацию о нарушениях этими лицами рассмотрим в этой статье.
Проехали под камерой на жёлтый сигнал светофора: будет ли штраф и как обжаловать?
Камеры автоматической фото- и видеофиксации уже давно имеют возможность фиксировать как остановку за стоп-линией, так и проезд на запрещающий сигнал. И, если с красным светом всё может быть предельно ясно, то с жёлтым могут возникнуть сомнения. Ведь ПДД не запрещают движение в этом случае при наличии важного условия – невозможность остановиться без резкого торможения. Однако, как на практике работают такие средства автофиксации нарушений? Придёт ли штраф, если вы проехали на жёлтый сигнал светофора под камерой? Но самое главное, есть ли возможность обжаловать постановление, на каком основании и насколько успешно. Обо всём этом подробно поговорим в этой статье.
У пешеходов загорелся зелёный – должны ли они дать завершить манёвр водителю автомобиля?
У пешеходов в нашей стране в очень многих дорожных ситуациях предвзятая органами власти презумпция правоты по сравнению с водителем автомобиля. Это значит, что у пешехода на дороге зачастую гораздо больше прав, а неисполнение автолюбителями своих обязанностей, ущемляющих такие права первых, влечёт серьёзные штрафы и иные наказания. Более того, есть ситуации, когда водитель и без вины может оказаться обязанным возмещать пешему участнику причинённый вред. В этой статье поговорим об одной очень распространённой ситуации в России, которую мало кто освещает – должны ли пешеходы, у которых только что загорелся зелёный свет светофора, дать возможность завершить манёвр автомобилям, которые выезжают с перекрёстка или в других местах, где они должны для такого завершения проехать траекторию пересечения с пешеходами через “зебру”? Вопрос, на самом деле, непростой, но мы по порядку выясним всё!
Желтый сигнал светофора – запрещающий или разрешающий?
Интересно, что правила дорожного движения, в силу их огромной важности, начинают изучать еще в детском саду. Но когда люди, становясь взрослыми, садятся за руль автомобиля, они вдруг внезапно начинают сомневаться в элементарные вещах. В частности, это касается о желтом сигнале светофора: запрещающий или нет?
Иногда, увидев его, водители усиленно нажимают на газ и стараются быстренько проскочить перекресток. В это же время точно так же поступают и их соседи, находящиеся на перпендикулярной дороге и не желающие дожидаться момента, когда загорится зеленый. В результате в глупой ситуации оказываются все. Так можно ли осуществлять проезд на желтый сигнал светофора? Ответ на этот вопрос содержится в статье.
Какие штрафы может получить пешеход?
Ответственность пешеходов за нарушения ПДД устанавливается ст. 12.29 КоАП. Она предусматривает 3 типа штрафов:
- 500р. (или предупреждение) – для пассажиров и пешеходов, нарушивших ПДД;
- 800р. – для велосипедистов, нарушивших ПДД;
- 1000-1500р. – для нетрезвых велосипедистов, нарушивших ПДД.
На любой из этих штрафов можно получить пятидесятипроцентную скидку, если оплатить его в течение 20 дней. Таким образом, с учетом скидки за своевременную оплату за переход на красный свет обычный пешеход будет оштрафован на 250р., велосипедист – на 400р., а пьяный велосипедист – на 500-750р.
Можно ли ехать, если мигает зеленый и когда за это грозит штраф?
Все, что требуется от водителя – отследить заранее, какой сигнал загорелся на светофоре в момент вашего въезда на перекресток. В случае, если ситуация потребует разбирательств, принимается во внимание именно момент, когда машина начала выезжать на пересечение дорог, а не то, какой сигнал горел во время проезда.
При проезде на запрещающий сигнал светофора или регулировщика будет предъявлено обвинение по ст.12.12 КоАП. Штраф при совершении такой оплошности составит 1000 рублей.
Если вы выехали на мигающий зеленый и во время переезда перекрестка он еще горел – проблем нет, если был уже красный – проблем тоже нет, ведь значение имеет цвет когда вы начинали маневр, а не заканчивали его.
О том какой штраф грозит, если автомобиль начал движение на красный свет, мы рассказывали в тут, а из этой статьи вы узнаете о том, какое наказание предусмотрено за повторное нарушение и как его избежать).
Есть ли обязанность у участников дорожного движения дать завершить манёвр?
Да. Но не у всех и каждого.
Действительно, пункты 13.7 и 13.8 ПДД в совокупности дают два указания:
- право водителя выехать с перекрёстка (при отсутствии стоп-линий на нём), если он заехал на него на разрешающий (зелёный) сигнал светофора,
- обязанность других водителей транспортных средств дать возможность завершить проезд перекрёстка такому водителю, а также пешеходам.
Как видим, речи об обязанностях пешеходов здесь вообще не идёт. Да и 13 раздел Правил дорожного движения регулирует порядок и очерёдность проезда перекрёстков – именно проезда, а не прохода. То есть относится к транспортным средствам так или иначе.
Значение красного и зеленого сигналов
Сначала вспомним, о чем нам говорят зеленый и красный цвета светофора. В пункте 6.2 Правил, регулирующих дорожное движение в России, сказано все предельно ясно.
Зеленый сигнал относится к разрешающим. Когда он мигающий, то движение также возможно. Но в последнем случае дается предупреждение о скором переключении светофора на запрещающий сигнал”.
Красный цвет на светофоре, равно как и его мигание, запрещает какое бы то ни было движение. При сочетании красного с желтым идти или ехать также запрещается, так как это свидетельствует о том, что скоро включится зеленый.
Далее перейдем к рассмотрению правил, касающихся желтого сигнала светофора.
Нерегулируемый пешеходный переход
Пункт 4.5 правил дорожного движения:
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
На нерегулируемых переходах правила для пешеходов строгие, но справедливые — следует самому позаботиться о безопасности своего движения.
Обратите внимание, что не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.
Как правильно пересекать проезжую часть?
Ст. 12.29 вводит наказание для пешеходов за любое нарушение ПДД; отдельного штрафа за переход на красный нет. То есть, такой же штраф может быть назначен и за переход в неположенном месте.
Чтобы пешеходу не получить штрафа нужно пересекать проезжую часть только на предназначенных для этого участках дороги: подземных и надземных переходах, «зебрах» и «зебрах» со светофорами. Первые два варианта – самые простые, вероятность получить на них штраф отсутствует полностью. При переходе по зебре без светофора пешеход может получить штраф, только если двигается не поперек дороги, а по диагонали, задерживаясь на проезжей части дольше положенного. А при движении по переходу со светофором пешеход обязан дождаться зеленого сигнала светофора и переходить только на него. Мигающий желтый сигнал означает, что светофор неисправен, а переход считается нерегулируемым.
Если же пешеходу приходится пересекать проезжую часть вне перехода, то необходимо соблюсти все меры предосторожности. Дождаться момента, когда будет меньше всего автомобилей, посмотреть в оба направления движения и двигаться по дороге без резких движений, строго поперек проезжей части. Однако, даже если соблюсти все эти меры, нарушение будет оставаться нарушением – пешехода все равно могут оштрафовать.
Если у меня есть водительские права, могут ли их лишить?
Нет. Это незаконно. Возможность езды на автомобиле по закону формально называется “специальным правом управления транспортными средствами”. И именно за правонарушения, совершённые со злоупотреблением или неосторожными практическим применением такого права, водители наказываются специальными штрафами и иными мерами ответственности.
Пешеход, участвуя в процессе дорожного движения, не использует такого специального права, поэтому лишить его законно его нельзя. То есть за любые нарушения, совершённые в качестве пешехода, а также пассажира, велосипедиста и в любом другом статусе участника, лишать водительских прав неправомерно. И ни одна норма КоАП в 2021 году не предусматривает лишения для любых категорий таких участников, кроме водителей.
Какой штраф за движение на запрещающий сигнал?
В 2021 году есть 2 вида наказаний в зависимости от повторности нарушений:
- на первый раз вам назначат штраф с камеры за жёлтый сигнал светофора в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ,
- а вот за повторное нарушение могут привлечь к штрафу в сумме уже 5 000 рублей либо лишить прав на 4-6 месяцев по части 3 этой же статьи.
Указание пункта 6.2 дорожных правил
Если обратиться к Правилам дорожного движения, то в них можно найти информацию касательно желтого запрещающего сигнала светофора. Так, пункт 6.2 гласит, что стартовать при его включении строго запрещено. А следовательно, желтый – запрещающий. Он дает предупреждение о предстоящей смене сигнала, обычно с зеленого на красный.
Как переходить дорогу, если нет перехода?
При переходе дороги вне перехода нужно еще внимательнее подходить к вопросу безопасности. При этом нельзя выходить на проезжую часть из-за припаркованных автомобилей. Также нельзя создавать помехи для движения транспортных средств, т.е. вне пешеходного перехода следует переходить дорогу на значительном расстоянии от приближающихся транспортных средств.
При ДТП с пешеходом вне пешеходного перехода в большинстве случаев виновником становится именно пешеход. Т.е. кроме того, что пешеход может пострадать физически, он еще и пострадает материально, т.к. виновник ДТП оплачивает ремонт пострадавшего автомобиля и прочий ущерб.
Заключение
За переход на красный свет пешеходы штрафуются на 500р. или, если повезет, получают лишь предупреждение. Составить протокол и вынести наказание может как сотрудник Госавтоинспекции, так и обычный полицейский. Если пешеход все же будет оштрафован, то ему стоит постараться оплатить штраф как можно раньше, так как в течение первых 20-ти дней он будет составлять всего 250р.
Фиксируют ли камеры проезд на жёлтый в 2021 году?
Да. Многие автолюбители встречали такое на практике на сегодняшний день. А сама такая возможность предусмотрена, разумеется, не только техническими возможностями самих средств автофиксации, но и законодательством. Так, ГОСТ Р57144-2016 в таблице №2 пункта 6.5 перечисляет нарушения, фиксируемые камерами ГИБДД, и среди них есть запрещающий сигнал (и данному событию назначено название “С2”).
В каком размере придёт штраф?
Выше мы писали, что сегодня предусмотрено 2 меры ответственности за проезд на запрещающий сигнал. Но сможет ли в 2021 году камера опознать повторное нарушение, и что будет грозить водителю в этом случае?
Да, камеры умеют распознавать повторность – если ранее в течение года вы привлекались по части 1 статьи 12.12 (без разницы, при проезде на камеру или остановил сотрудник ГИБДД), то придёт штраф 5 тысяч. Если быть точнее, то отсчитывается год не от предыдущего нарушения, а от исполнения – полной оплаты штрафа. И чаще всего поправка по повторности нарушения определяется сотрудником Центра автофиксации на месте при ручной проверке материалов с камеры (да, автофиксация – это не совсем автоматический режим).
Однако, если вас поймала за проездом на жёлтый камера, то лишения прав быть не может. Более подробно обо всём вышеописанном мы рассказывали в статье про повторность нарушений ПДД.
Я проехал на жёлтый – придёт ли мне штраф, как узнать?
К сожалению, доподлинно определить, зафиксировала ли камера конкретно ваш случай движения на жёлтый, невозможно. Вы об этом узнаете только при появлении соответствующего штрафа в одном из сервисов либо когда придёт письмо с копией постановления по почте.
Но в большинстве средств работает инфракрасный датчик, который можно увидеть при проезде через камеру. Особенно, в тёмное время суток видно, как она светится красным цветом.
Между тем, в ожидании санкции можно подготовиться для успешного её оспаривания. Ведь, как мы уже писали выше, фото- и видеофиксация проезда на жёлтый свет светофора вообще незаконна.
О чем предупреждает мигание: разрешает или запрещает движение?
Если на светофоре зеленый сигнал не горит, а мигает, это мигание означает, что время, отведенное на пересечение перекрестка, подходит к концу. После этого должен быть включен запрещающий движение сигнал, согласно п. 6.2 ПДД Иногда о времени включения фонаря другого цвета можно узнать, посмотрев на цифровое табло, но не все светофоры им снабжены.
Если до пересечения проезжих частей еще далеко, лучше остановиться, особенно если можно отметить, что проехать до окончания работы зеленого сигнала вы точно не успеете. Также поступайте, если необходимо пересечь пешеходную зебру. Если мигание зеленого застало вас на расстоянии 5-10 метров до разметки, проезжайте перекресток с соблюдением необходимых мер предосторожности. При большем расстоянии лучше остановиться, не ускоряясь.
Я собираюсь получать права в будущем – повлияет ли штраф на это?
По закону тоже нет. Но на практике бывали случаи, когда инспекторы МРЭО, принимающие экзамены на получение водительских прав могли специально “заваливать” кандидатов в водители.
Тем не менее, и это тоже непроверенная информация. Она может не соответствовать правде, а описанные случаи чаще касаются очень грубых правонарушений (если вы неоднократно попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрывались с места ДТП, будучи без прав и подобных).
Я водитель – что мне делать, если пешеходы пошли на зелёный?
А, если не давить то, что? Правильно! Именно уступить тем дорогу, и затем, не дожидаясь, пока для них загорится красный, проехать переход в намеченном направлении (всё ещё не создавая помех пешеходам).
К сожалению, это будет единственный верный вариант разрешения данной ситуации. Несмотря на то, что во время ожидания во многих случаях в пределах перекрёстка можно получить удар сбоку от транспортных средств в поперечном направлении.
А если на перекрёстке вафельная разметка?
Ещё более “интересная” ситуация возникает при наличии на данном участке дороги специальной вафельной разметки (линий 1.26). Дело в том, что камеры автоматической фиксации выписывают штраф при совпадении двух условий:
- транспортное средство стоит на вафельной разметке,
- для него горит запрещающий (красный) сигнал светофора.
И камере без разницы, что вы не успели завершить выезд с пределов перекрёстка из-за того, что пешеходы в конце вашего пути пошли на их зелёный.
В данном случае вины в нарушении у вас нет, так как пункт 13.2 предписывает запрет выезда на перекрёсток с такой разметкой, если на пути следования образовалась пробка – и то, только в прямом направлении. В случае отсутствия затора вам ничего не запрещает проехать перекрёсток, поэтому формально нарушения ПДД здесь нет.
А, значит, что остаётся делать? Обжаловать штраф на основании фото с той же камеры автофиксации, на которой и не должно быть видно затора.
Исключение из правила при невозможности остановки
При этом идет ссылка на пункт 6.14, который говорит об исключении из правила. На проезжей части существуют ситуации, когда шофер при включении желтого света не имеет возможности остановиться перед перекрестком, стоп-линией, регулировщиком, железнодорожным переездом, не прибегнув к экстренному торможению. В таком случае дальнейшее движение разрешается.
Что касается пешеходов, которых подача желтого сигнала застала на проезжей части, то они обязаны освободить ее. В случае если это не представляется возможным, им необходимо сделать остановку на линии, которая разделяет противоположные транспортные потоки.
Если из-за неположенного перехода произошло ДТП – что грозит пешеходу?
Выше мы уже описали два отдельных наказания за последствия нарушения ПДД пешеходом.
- И одно из них – по части 1 статьи 12.30 – предусматривает штраф 1 000 рублей пешеходу, если это создало помехи другому автомобилю, что, в свою очередь, могло привести к ДТП.
- Второе – по части 2 той же статьи – наказывает уже суммой штрафа ГИБДД от 1 до 1,5 тысяч, если такое происшествие привело к лёгкому или средней тяжести вреду здоровья людей по вине пешехода.
Между тем, есть в Административном кодексе ещё одна статья – 12.24, содержащая гораздо более крупные санкции за аварии с вредом здоровью. Но она применяется к водителям. Да, были случаи, когда суды пытались вменить крупные штрафы пешеходам, по причине нарушения которых произошло ДТП. Однако, это неправомерно, потому как 12.24 относится исключительно к нарушениям водителей автомобилей.
Именно так указал и Верховный суд в своей судебной практике Постановления Пленума №20 от 25.06.2019 г. В пункте 19 суд указал, что субъектом правонарушения по 12.24 является только водитель, а для пешеходов предусмотрена отдельная норма – 12.30 КоАП РФ.
Вот только есть и плохая новость. Если в результате ДТП вред причинён уже тяжкий, или будет доказано, что именно нарушение пешехода (даже частично) привело к смерти людей, то может быть применён уже Уголовный кодекс с причинением вреда здоровью или смерти по неосторожности.
Тонкость закона 2021 года о возмещении вреда водителем
Обратите внимание ещё на одну важную тонкость работы законодательства в 2021 году. Заключается она в том, что езда на машине является по сути владением источника повышенной опасности (ИПО). А пешеход таковым не является.
Статья 1079 ГК РФ, в свою очередь, предписывает, что владелец ИПО при причинении вреда здоровью, смерти или морального вреда обязан возместить вред, вне зависимости от вины.
В результате может быть 2 последствия при ДТП с пешеходом.
- Если виновником признали водителя автомобиля, то он и компенсирует вред здоровью пешехода. Если у того есть ОСАГО, то полис покрывает всё в пределах страховой суммы и кроме морального вреда.
- А вот если пешеход станет виновником ДТП, тогда водитель всё равно обязан будет оплатить ущерб его здоровью как раз по 1079 Гражданского кодекса. ОСАГО также покрывает этот ущерб. А пешеход должен будет возместить владельцу машину вред, причинённый его имуществу.
Как обжаловать штраф?
Рассказу о формальной подаче жалобы мы посвятили подробную статью о порядке оспаривания штрафа ГИБДД. Поэтому здесь отметим особо важные тонкости и нюансы касательно обсуждаемой нами темы.
- Как мы уже упомянули выше, обжаловать штраф с камеры за жёлтый следует в любом случае. Да, мы не можем, конечно же, гарантировать 100-процентного удовлетворения жалобы. Однако, правильно изложив факты и отсылки на законодательство 2021 года, постановление должны отменить.
- Куда подавать заявление, указано на оборотной стороне копии постановления – в нашем случае это региональный ЦАФАП.
- Вам нужно успеть подать жалобу в течение 10 суток после получении копии постановления. Если письмо вам не приходило, то лучше всё равно направьте заявление сразу, как только узнаете о штрафе, так как нередки случаи, когда на почте будет стоять отметка о безуспешном вручении вам письма с постановлением, хотя, вы об этом и подозревать не могли.
А теперь, собственно, перейдём к обоснованности такого штрафа! То есть в жалобе нам нужно будет указать, на каком основании в ЦАФАП обязаны отменить штраф за проезд на жёлтый сигнал. И оснований таких может быть несколько.
Русская рулетка при езде на желтый свет
Указанным исключением спешат воспользоваться нетерпеливые водители. Они делают вид, будто не видят мигания зеленого, а когда вдруг вспыхивает желтый, они уже несутся мимо светофора. К сожалению, такие маневры нередко приводят к авариям, ведь навстречу выскакивают подобные торопыги. И тогда исход зависит уже от реакции сидящих за рулем нарушителей. Неизвестно, закончится все лишь ремонтом кузова или произойдет трагедия.
Когда на место происшествия приезжают инспекторы ГИБДД, они, как правило, при разборе ситуации руководствуются пунктом 13.8 ПДД. В нем говорится, что водитель при разрешающем сигнале светофора должен уступать дорогу и пешеходам, и водителям, находящимся на перекрестке. Из-за этого водителя, не пропустившего торопыгу, мчащегося на желтый сигнал светофора, могут посчитать виновным. Но чаще всего выносится постановление о том, что вина обоюдная. А это влечет за собой проблемы с ОСАГО.
Отсюда следует вывод, что проезд на желтый напоминает игру в русскую рулетку, где приз – две-три минуты времени, а проигрыш – многократно серьезнее. Это значит, что стоит все же попридержать коней и замедлиться заранее – уже тогда, когда начинает мигать зеленый.
Когда запрещается выходить на проезжую часть?
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Правила запрещают выходить на дорогу перед автомобилями специальных служб, у которых включены одновременно и мигалки, и звуковые сигналы:
Обратите внимание, если пешеход имеет преимущество в движении (идет по переходу), то уступить дорогу он должен только автомобилю с включенным звуковым сигналом.
Если водитель включил "мигалки", но не включил "сирену", то уступать дорогу пешеходы ему не обязаны. Однако и под колеса специально бросаться не стоит. Пешеход на дороге рискует жизнью и здоровьем, поэтому лучше лишний раз пропустить автомобиль нарушителя, чем оказаться в больнице.
На практике я рекомендую не бросаться под колеса не только автомобилям со спецсигналами, но и всем остальным машинам. К сожалению, шансы выжить после ДТП с автомобилем, едущим со скоростью 50 — 60 км/ч, у пешехода невелики.
Значение цветов светофора
Каждый цвет несёт свой смысл:
- Зелёный – позволяет ехать. Мигающий зелёный – позволяет ехать, но предупреждает, что скоро загорится запрещающий сигнал. Для наглядности и удобства водителей зачастую светофоры оборудованы цифровым табло.
- Красный сигнал (постоянный и мигающий) запрещает движение. Получается, что на мигающий зелёный ещё можно ехать, а вот на красный – нельзя. Всё предельно просто. Дальше стоит осветить тему проезда на жёлтый свет.
- Правила дорожного движения не разрешают двигаться на жёлтый сигнал железного регулировщика. Иначе говоря, это запрещено. Аналогично жёлтый в тандеме с красным так же запрещает движение, предупреждая, что скоро загорится зелёный. Вот только исключения всё же есть и прописаны они в этих же правилах.
Что, если я просто убегу от сотрудника ГИБДД?
Но вернёмся к штрафам пешеходам и возможности избежать его, просто проигнорировав требования сотрудника ГИБДД об остановке, требовании предъявить документ, удостоверяющий личность, для составления постановления и/или протокола.
Вообще, если вы нарушили ПДД, и вас пытается остановить инспектор, то это, вопреки распространённому мнению многих пешеходов, не является задержанием. Это по сути административная процедура для возбуждения и рассмотрения дела о правонарушении.
Если же вы не выполните такое законное требования сотрудника, то в КоАП есть специальная норма наказания и за это – часть 1 статьи 19.3 предусматривает ответственность от штрафа от 2 до 4 тысяч рублей до административного ареста до 15 суток. Это новый штраф ГИБДД, не так давно он подвергся изменениям.
Но, по правде говоря, редкий инспектор побежит догонять вас на практике 2021 года. Особенно, если, к примеру, вы уже перешли дорогу в неположенном месте, а сотрудник находится далеко от вас или на противоположной стороне дороги. Да и чаще всего даже если близко, то как максимум вам погрозят пальцем – инспекторы очень часто просто не хотят иметь дела с пешеходами.
Любое постановление по административному делу может быть вынесено только в отношении конкретного гражданина. Причем, данные гражданина должны однозначно его идентифицировать. Фамилия имя, имя и отчество уникальными идентификаторами не являются. К ним добавляют дату и место рождения и адрес регистрации.
Если пешеход нарушил Правила, и у него нет с собой документов, то его необходимо задержать на три часа до выяснения личности с доставлением в участок. На это нужно время. Поэтому полицейские предпочитают «ловить» пешеходов там, где у них заведомо есть с собой документы: возле проходных заводов (у рабочих с собой пропуск), возле ВУЗов (у студентов – студенческие билеты), аэропортов и вокзалов (на посадку без паспорта не пустят). Угроза задержания и сопровождения в обезьянник действует мгновенно, и граждане без колебаний предъявляют документы и правдиво называют все необходимые данные.
Хотя в местах частых ДТП с пешеходами могут устраиваться облавы, когда граждан без документов скопом грузят в автобус и увозят в отделение полиции, куда родственники приносят паспорта.
Еще одно исключение из правила
Кроме указанного исключения есть и еще одно, также диктуемое пунктом 6.2. Оно говорит о желтом мигающем сигнале светофора. Это отдельная секция, которая предупреждает водителей о том, что они приближаются к опасному перекрестку. Как правило, такой режим характерен для ночного времени. В таком случае регламент пересечения перекрестка определяют дорожные знаки, которые находятся рядом со светофором.
Если одновременно на всех светофорах на перекрестке мигает желтый – это перекресток нерегулируемый. Тогда нужно также обращать внимание на дорожные знаки или руководствоваться правилом “правой руки”.
Штрафы для пешеходов на переходе
Штрафы для пешеходов приведены в статьях 12.29 и 12.30 кодекса об административных правонарушениях:
Нарушение | Наказание |
Нарушение правил пешеходом | предупреждение или 500 рублей |
Нарушение правил, повлекшее создание помех в движении или причинение вреда здоровью | 1 000 рублей |
Таким образом, и за переход на красный свет, и за переход в неположенном месте пешеход может быть наказан лишь небольшим штрафом. —>
Законность штрафа за неправильный переход
Теперь перейдём к самому главному.
Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).
Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.
Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.
Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне “зебры”. И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.
Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).
Невозможность наказания не исключает больших рисков
Таким образом, если водитель не успевает остановиться, то теоретически на желтый сигнал светофора ехать можно, так как в исключительных случаях правила не запрещают этого. При этом установить, действительно ли шофер не мог остановиться, практически невозможно. В связи с этим многие водители придерживаются мнения, что двигаться на желтый – это нормально.
Иногда они объясняют свои действия тем, что двигающийся позади водитель может поздно среагировать, что повлечет за собой самую распространенную из аварий – вследствие несоблюдения дистанции. И тогда придется ремонтировать оба автомобиля.
Если вести речь о наказании, то в реальной жизни оно осуществляется довольно редко. Ведь доказать фактическое отсутствие возможности у водителя остановки перед светофором практически нельзя.
Однако если судить с точки зрения безопасности, то движение на желтый сигнал светофора чревато очень плачевными последствиями. Не следует забывать, что дорожные аварии, случающиеся на перекрестках, являются наиболее опасными. Ведь, согласно имеющейся статистике, зачастую они сопровождаются человеческими жертвами.
Совершать ли проезд на мигающий
Естественно водителей прельщает возможность проехать на мигающий сигнал светофора, чтобы лишний раз не стоять на перекрестке. Многие так и делают, ссылаясь на «невозможность остановки». Однако на этот случай есть множество аргументов, говорящих не в пользу водителя. Так, например, зелёный сигнал мигает несколько секунд прежде чем загорится жёлтый. К тому же многие светофоры оснащены счётчиком этих самых секунд, поэтому водитель, если и проезжает на жёлтый, то делает это намеренно. Ведь у него были все инструменты, чтобы оценить обстановку и остановиться.
Так же мигающий сигнал помогает бороться с нарушителями, пересекающими стоп-линию. Штраф за это составляет 800 рублей согласно части 2 статьи 12.12 Кодекса правонарушений. Если водитель решил выехать на вафельную разметку и остаться там до красного сигнала светофора, то он может получить штраф в 1000 рублей. Ведь благодаря отсчёту светофора можно рассчитать время пересечения перекрёстка, а значит нарушение происходит не случайно.
- Проезд на мигающий зелёный цвет светофора
- Можно ли проехать на мигающий зелёный цвет светофора
- Проезд перекрёстков в соответствии с ПДД
- Есть ли штраф
Правила проезда на светофор кажутся очень простыми. Действительно, есть всего три сигнала и их значения ясны. Однако не все водители, особенно начинающие, знают, что делать, когда свет моргает. Далее вы узнаете, что делать, если мигает зелёный и как действовать на дороге в этом случае.
Когда наказание незаконно, и его нужно обжаловать?
Здесь всё достаточно несложно. Просто ещё раз внимательно прочитайте раздел 4 ПДД и поймите, было ли само событие правонарушения – то есть отступили ли вы от требования Правил.
Например, распространены такие основания для подачи жалобы.
- Например, вы перешли дорогу в неположенном месте. Если вы не создали помех автомобилям, в зоне видимости не было пешеходного перехода, и вы это делали не на красный сигнал светофора, то штраф незаконен, и его следует обжаловать. Но подумайте о наличии у вас доказательств перечисленного.
- Вы завершали переход дороги: вышли на проезжую часть на зелёный сигнал светофора, но загорелся красный, а вы ещё не дошли до противоположного края. Тогда наказание тоже должно считаться неправомерным. Только если посередине дороги был островок безопасности или разметка, разделяющая встречные потоки, вы были обязаны остановиться на них (пункт 4.6 ПДД).
- Вы переходили перекрёсток по диагонали. Если не было соответствующей разметки, разрешающей это, то это запрещено Правилами (пункт 4.3), а штраф законен.
- При переходе вы остановились или задержались без имеющихся на то оснований. В этом случае штраф тоже будет правомерен – обратите внимание, что 12.29 КоАП предусматривает ответственность не за конкретно переход в неположенном месте или подобное, а за любые нарушения ПДД в статусе пешехода.
- Вы начали переходить дорогу по нерегулируемому переходу, и вам не уступил дорогу автомобиль. Сотрудник ГИБДД же, например, выписал штраф и водителю за пешехода, и вам – за то, что вы не убедились в безопасности перехода, как того требует пункт 4.5. В этом случае постановление также следует оспорить – в подавляющем большинстве случаев в 2021 году рассматривающие дело лица отменят его в вашем отношении.
В любом случае, как мы уже упомянули выше, если вы считаете штраф незаконным, подайте жалобу. И уже по результату её рассмотрения будет ясно, правомерно вас привлекли или нет.
Проезд на мигающий зеленый сигнал светофора
Каждый автомобилист должен свободно ориентироваться в правилах дорожного движения и уметь грамотно применять их в реальной дорожной обстановке. Правильная оценка ситуации позволит обеспечить безопасность движения всем его участникам. Важно также следить за изменениями в законодательстве, чтобы исключить возможность недопонимания при общении с сотрудниками ГИБДД.
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Рассчитать транспортный налог
- Рассчитать ОСАГО
- Рассчитать КАСКО
- Рассчитать автокредит
- Рассчитать расхода топлива
- Калькулятор растаможки авто
По закону, проезд на запрещающий сигнал светофора – а желтый является таковым, за исключение описанного ранее случая – ведет к наложению штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.12 КоАП). Большинство проездов на желтый не приводит к остановке сотрудниками ГИБДД, что и создает у водителей иллюзию безнаказанности. Однако инспектор имеет полное право выписать штраф за данный маневр, если посчитает, что водитель мог спокойно остановиться. Также штрафные санкции будут наложены на автовладельца при аварии, если окажется, что он ехал на желтый.
Повторное нарушение (то есть, совершенное в течение года с момента оплаты штрафа) приведет к более суровому наказанию, согласно ч. 3 ст. 12.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушитель обязан будет заплатить штраф в размере 5000 руб., либо не сможет законно управлять автомобилем в течение 4-6 месяцев.
Описанная система мер применяется и в отношении водителей, решивших проехать на красный сигнал светофора. А вот для тех, кто пересекает перекресток или пешеходный переход на мигающий зеленый, ответственности не предусмотрено.
Проезд перекрёстков в соответствии с ПДД
Сигналы светофора являются приоритетными на перекрёстках. О правилах передвижения на этих участках дороги указано в 13 разделе ПДД. Конкретно о проезде на сигналы светофора говорят пункты 13.4–13.8.
Правила гласят следующее:
Ситуация на дороге | Правило |
Машина поворачивает или разворачивается на разрешающий сигнал | Пропустить встречные авто, которые двигаются вперёд или поворачивают направо |
Авто выехало на мигающий зелёный свет и находится в центре перекрёстка, когда цвет сменился на красный | Закончить движение по намеченной траектории, игнорируя смену цвета |
Загорелся разрешающий сигнал, а другие машины не закончили движение по перекрёстку | Пропустить авто, которые заканчивают манёвр, и только затем начать движение |
У автотранспорта и трамвая одновременно зелёный сигнал | Дать проехать трамваю — рельсовый транспорт имеет преимущество |
Включена разрешающая стрелка при общем красном или жёлтом свете | Пропустить все проезжающие мимо машины, после чего можно начинать движение по стрелке |
ли со статьей или есть что добавить?