Нужно ли делать балансировку колес при смене резины, зимней на летнюю, летней на зимнюю

Нужно ли делать балансировку колес при смене резины, зимней на летнюю, летней на зимнюю

Процедуру балансировки обязательно следует проводить после монтирования новых покрышек. Это обусловлено удаленным расположением шины относительно оси вращения диска. При монтаже самую легкую точку на шине совмещают с самой тяжелой на диске (в области вентиля).

Балансировка колес

Лишние вибрации при езде обуславливают повышенный износ элементов ходовой части автомобиля. Часто вредные колебания вызывает разбалансировка колес. Проблема может возникнуть по причине повреждения диска, перехода на новые покрышки, других факторов. Чтобы избежать преждевременных неисправностей ходовки и рулевого механизма, новичкам важно знать, когда нужно делать балансировку колес при смене зимней резины на летнюю и какая должна быть частота осуществления этой процедуры.

Нужно ли балансировать колеса автомобиля при сезонной замене

Балансировка шинКак часто делать балансировку колес на дисках и без

При сборке колеса и его последующем использовании одна часть может быть более тяжелой, что во время движения создает биение или вибрацию. Такая неравномерность равносильна удару кувалдой по подвеске при каждом обороте колеса. Подобное действие быстро выводит из строя ходовую часть и снижает комфорт использования машины.

Зачем нужна балансировка грузовых колес и как она проводится: подробный обзор

Последствия проявляются в виде тряски, биения в руль. Если правильно балансировать грузовые шины, не возникнут ненужные центробежные силы, которые передадут вибрацию сначала на подвеску, затем на всю ходовую.

Балансировка грузовых колес

Шины грузового автотранспорта испытывают колоссальные нагрузки: суммируйте вес машины, массу перевозимого груза, бездорожье, по которому чаще всего передвигаются фуры, «Камазы», «Газели». Между тем, если по легковушкам сомнений не возникает, то балансировка грузовых колес – тема жарких споров водителей тяжелой техники. Многие, даже опытные автомобилисты считают процедуру лишней.

Несколько полезных советов по балансировке автомобильных колес

Стандартная процедура, которой должен заканчиваться каждый шиномонтаж. Балансировку при смене колес на дисках нужно делать каждый раз. Это помогает избавиться от проблем в эксплуатации авто и продлить срок службы самих покрышек и элементов подвески. Суть требования раскрывается в деталях. Шины, диски легковых и грузовых автомобилей изначально не имеют идеального баланса.

При сборке колеса и его последующем использовании одна часть может быть более тяжелой, что во время движения создает биение или вибрацию. Такая неравномерность равносильна удару кувалдой по подвеске при каждом обороте колеса. Подобное действие быстро выводит из строя ходовую часть и снижает комфорт использования машины.

Балансировка шин

Балансировка колес на литых дисках: определение, необходимость, частота и правила проведения

Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).

Балансировка колес

Многие владельцы автомобилей отдают предпочтение колесам на литых дисках – прежде всего, из-за эстетичного внешнего вида и ощущения «крутости». Но после встречи с нашими дорогами, на литых дисках балансировать колеса нужно обязательно. При этом многие мастера пугают водителей рассказами о том, что колеса на таких дисках очень сложно, а порой и невозможно отбалансировать. Разберемся, так ли это.

Когда делать балансировку колес и развал-схождение

В общих случаях делать развал-схождение и балансировку колес необходимо каждые 7000-8000 км пробега. Это аргументируется обычной заботой об автомобиле и безопасности передвижения. Также причинами поездки на СТО могут стать рабочие моменты.

  • смена покрышек автомобиля;
  • агрессивная езда с пробуксовкой;
  • попадание в глубокую яму на большой скорости;
  • монтаж новых дисков.
  • плановая диагностика;
  • серьезные удары по подвеске;
  • ремонт ходовой части;
  • визуальное повреждение покрышек (износ с одной стороны).

Развал-схождение

Все указанные пункты дают понять, что пора отправиться к мастерам для обслуживания. Также определить стоит ли ехать на развал-сход или балансировку поможет сама машина. При обнаружении вибрации руля, неравномерного или монотонного шума от ходовой части, нужно немедленно показать колеса мастеру.

Дополнительно нарушить калибровки покрышек может сбитый развал. Если колеса стоят под углом, одна часть резины изнашивается сильнее, что неизменно приводит к нарушению развесовки.

Что такое балансировка и нужна ли она колесам на литых дисках

Любое автомобильное колесо, будучи объектом материальным и рукотворным, далеко от геометрического идеала. При перемещении на небольших скоростях по грунтовым дорогам, разбитому асфальту и другим подобным покрытиям этой неидеальностью можно пренебречь.

Балансировка колес в салоне

Балансировка колес в салоне

Но когда автомобиль выезжает на гладкий асфальт скоростной магистрали и разгоняется свыше 100 км/ч, начинаются проблемы. Крохотный дисбаланс колеса при высокой скорости оборачивается:

  • повышенной нагрузкой на подвеску и рулевое управление;
  • ухудшением управляемости;
  • снижением эффективности тормозов;
  • неравномерным износом покрышки.

Чтобы определить, когда нужна балансировка колес на литых дисках, нужно разобраться с видами дисбаланса. Различают два вида дисбаланса колес:

  • Статический – возникает тогда, когда центр вращения колеса не совпадает с его центром массы (другими словами, ось вращения не совмещается с осью инерции), но при этом оси параллельны друг другу. При движении машины такое колесо как бы «подпрыгивает».
  • Динамический – возникает тогда, когда оси вращения и инерции непараллельны, то есть если их мысленно продолжить, где-то они пересекутся. В этом случае вес колеса не сбалансирован по ширине. При вращении такого колеса, при взгляде спереди, будут заметны характерные «восьмёрки».

Литые диски, как ясно из их названия, производятся методом литья металла в пресс-формы. Используются сплавы на основе магния и алюминия. Преимущества литых дисков перед обычными штампованными – легкость, прочность, красивый внешний вид. Недостатки – относительно высокая стоимость, плохая ремонтопригодность.

Как и любые другие, на литых дисках балансировать колеса приходится регулярно. На автофорумах можно прочесть «страшилки» о том, что колеса на литых дисках невозможно балансировать из-за «скрытых дефектов в металле» и поэтому, дескать, нужно ездить на них «как есть». На самом деле это не так.

А поскольку литые диски часто ставят именно на скоростные, спортивные машины, их правильный баланс становится, в прямом смысле слова, жизненно необходимым.

Почему перевозчики скептически относятся к балансировке грузовых колес

Дисбаланс колес – неравномерное распределение веса по окружности покрышки. Когда речь идет о 5-6-тонном «ЗИЛе» или 10-тонном грузовом фургоне, перевозчики утверждают, что подвеска и ходовая больше страдают от ям и ухабов отечественных дорог. Ущерб от дисбаланса считают мизерным. А балансировку колес грузовых автомобилей – прихотью.

Но шинные инженеры и автомеханики другого мнения. Хорошо отбалансированные автошины идут по ухабистой дороге, равномерно принимая на себя впадины. Подвеска, конечно, страдает. Но она и ходовая получают удары систематически, с одинаковой частотой, равной частоте вращения колеса, если в скате есть «легкая точка».

Балансировка колес на станке

Балансировка колес на станке

Пример для убедительности: дано – дисбаланс 500 г, скорость авто – 100 км/ч. При таких исходных данных грузовая шина 8 раз в 1 секунду прижимается к дорожному полотну слабым местом. Подвеска получает удар, равный 50 кг с частотой 8 Гц. Разрушительные последствия несложно представить.

Как часто необходима процедура

Стоит делать балансировку колес каждый сезон или нет, и насколько часто следует балансировать диски в принципе?

Рекомендуемая частота балансировки

Зачастую на необходимость балансировать колесо указывает поведение машины. Например, ухудшение комфорта при управлении автомобилем или явное падение производительности. Есть случаи, когда процедуру следует проводить без явных признаков дисбаланса.

Также следует увеличить частотность процедуры, если основная зона эксплуатации автомобиля – бездорожье, с большим количеством ям и выбоин. В этом случае балансировать шины придется через каждые 1000-1500 км.

Необходима ли балансировка при замене колес на дисках

Обязательно надо делать балансировку при смене колес на летние или зимние модели, после ударов, заносов, попадания в яму, воздействия агрессивных погодных условий. Не всегда дисбаланс вызывает ново-поставленная покрышка.

Деформация диска

Проблема бывает обусловлена кривизной диска, по причине заводского брака или удара. В этом случае на сервисе стоит попросить шиномонтажников внимательно проверить диск на наличие деформаций. Если кривизна небольшая, можно попробовать спасти колесо, минимизировав дисбаланс до 10 гр. Такой показатель считается нормой и не оказывает отрицательного влияния на поведение автомобиля.

Проводят ли процедуру каждый сезон

Согласно рекомендациям автопроизводителей, каждый сезон нужно делать балансировку колес при смене зимней резины на летнюю и наоборот. Также играет роль пробег: каждые 5 тыс. км пробега необходимо посещать шиномонтаж.

С другой стороны, стоит делать балансировку колес каждый сезон при переходе на новые покрышки. Но все-таки ключевую роль играет пройденный километраж, и получали диски сильный удар или нет.

Причины и опасности дисбаланса

Дисбаланс грузовых шин – явление такое же частое, как и на легковых авто.

  • природа (особенности) резины и диска;
  • нарушение технологии монтажа шины и установки колеса на ступицу;
  • ремонт покрышки, когда на одно место наложен материал слишком большого веса;
  • в полость автошины попало инородно тело;
  • дисбаланс от подвески.

Последствия проявляются в виде тряски, биения в руль. Если правильно балансировать грузовые шины, не возникнут ненужные центробежные силы, которые передадут вибрацию сначала на подвеску, затем на всю ходовую.

Нужна ли балансировка грузовых колес

Нужна ли балансировка грузовых колес

Эти силы разнонаправленны относительно горизонтальной и вертикальной оси инерции: одно колесо подскакивает, другое идет вниз, третье выписывает «восьмерку». Управляемость автомобилем стремительно падает, тормозной путь удлиняется, расход топлива увеличивается.

Можно ли балансировать только передние колёса

При балансировке только передних колёс руль перестаёт вибрировать, поэтому многим водителям кажется, что балансировать задние колёса нет необходимости. Это мнение в корне неверно.

Извлечение резины

Задние колёса не меньше передних получают механические повреждения при езде по неровностям, поэтому их также необходимо балансировать

Несмотря на то, что езда при балансировке только передних колёс становится гораздо приятнее, проблема никуда не уходит. К сожалению, детали и подвеска изнашиваются не только в районе задней части автомобиля.

Особенности балансировки колес на литых дисках

Процедура балансировки колес на литых дисках состоит и тех же этапов, что и на штампованных. Можно выделить три особенности, на которые следует обратить внимание:

  • Правильно балансировать на станке колеса с литыми дисками. при размещении колеса на валу балансировочного станка нужно соблюдать определенный порядок действий: сначала надеть конус, потом на него колесо, потом уже регулировочный винт. Дело в том, что внешняя сторона такого диска просто отлита, а вот внутренняя дополнительно фрезерована. Следовательно, внутреннее отверстие точнее обработано, чем наружное.
  • При балансировке лучше использовать грузики на клеевой основе, а не набивные, поскольку первые не повреждают поверхность дорогого диска.
  • И самое важно. Если мастер обнаружит повреждение самого диска (нарушение геометрии, вмятину и пр.) – останется только выкинуть его и купить новый. Литые диски ремонту не подлежат – это следует запомнить

Проводить балансировку колес на литых дисках следует в следующих случаях:

  • при покупке автомобиля «с рук»;
  • при смене летних шин на зимние и обратно;
  • после проезда на высокой скорости глубокой выбоины или трещины;
  • после любого ДТП.

При прохождении планового ТО также нужно проводить балансировку.

Балансировать или не балансировать

За границей балансировка для тяжелых самосвалов стала обязательной, в России – решение за владельцем. Но эксперты сходятся на том, что нужно балансировать грузовые колеса: постоянная вибрация губительна для элементов подвески, удары в руль утомляют дальнобойщиков.

Балансировка грузовых колес (на видео) исключает неравномерный износ резины, на 20 % продлевает жизнь скатов.

Как часто производить балансировку?

Это обязательно надо делать при сезонной смене резины. Или после прохождения 10-12 тысяч километров. Или после длительной поездки свыше 1500-2000 километров за раз. Или если вы угодили на скорости в яму или ухаб. В этом случае обязательно вначале необходимо протестировать обод на ровность. Иначе балансировка не будет иметь никакого эффекта.

Смотрите такжеПочему вы должны делать сход-развал чаще, чем 1 раз в год

И конечно, если вы на высокой скорости почувствовали неестественную вибрацию руля или кузова, не поленитесь заехать в первый встречный шиномонтаж.

Общие правила балансировки

Колесо обязательно должно быть абсолютно чистым.

Балансировка

Причем мыть его нужно не из шланга, а в специальном моечном аппарате. Если в сервисном центре такого нет – лучше сразу уходить оттуда. Другие правила:

  • Мастер должен отбалансировать вначале диск отдельно, а затем – колесо в сборе.
  • Общий вес грузиков на одно колесо не должен превышать 60 граммов.
  • Хороший результат часто может быть достигнут перемещением шины относительно диска, с размещением наиболее тяжелых точек диска и шины с противоположных сторон.

Обязательно использование специальных смазок при разбортовке.

Как балансируют грузовые колеса

Способов балансировки, в том числе своими руками, много:

  • Правильнее обратиться на специализированные СТО, где колеса грузовых машин балансируют на стенде. Профессиональное ремонтно-диагностическое приспособление оборудовано лифтом для подъема 24-дюймовых автошин весом до 200 кг, электромотором для вращения колеса, дисплеем. Обычно на демонтаж и установку колеса времени уходит больше, чем на балансировку: процедура часто занимает до минуты времени.
  • Эффективный, но нераспространенный метод – балансировка грузовых колес гранулами – шариками из стекла и керамики. Гранулы (бисер) – круглые предметы правильно формы. Снаружи они покрыты силиконом, который не позволяет разрушаться тяжелому ядру. Во время движения грузовика бисер, засыпанный в полость колеса, распределяется в ней под действием центробежной силы, прилипает в «легких» местах. Этим обеспечивается автоматическая самобалансировка. Ошибиться в количестве материала невозможно, так как производитель сопровождает изделие таблицей с указанием, в каком колесе сколько шариков использовать. Гранулы засыпают раз на всю эксплуатацию автопокрышек, но высокая цена отпугивает владельцев грузовой техники.
  • Дедовский метод – вода в полости шины. Воздух с покрышки стравливают (машина расположена на ровной поверхности), через тонкое горлышко заливают в полость до полулитра воды, колесо накачивают до нужного давления. Вода зимой замерзает, поэтому льют антифриз. В отзывах перевозчиков по этому способу говорится, что колеса разбалансируются еще больше, в шиномонтажках способ не приветствуется.

Процесс балансировки колес

Процесс балансировки колес

Проблему биения в руль решают оборудованием грузовых колес кольцами для балансировки. Алюминиевые изделия должны совпадать с диаметром отверстия диска. Необходимо зачистить ступицу, отмыть отверстие, в том числе его внутреннюю часть. Далее все смазываю графитовой смесью и устанавливают центровочные кольца.

Виды дисбаланса

Виды дисбаланса колес

Опасность для автомобиля представляют два вида дисбаланса – статический и динамический. Бывают случаи, когда у авто присутствуют оба вида дисбаланса колёс.

Статический дисбаланс

В этом случае ось вращения и ось инерции располагаются параллельно друг другу, и масса колеса распределяется по окружности неравномерно, что вызывает продольное биение. Признак такого дисбаланса – при раскрутке колеса на оси будут наблюдаться прыжки по вертикали.

Динамический дисбаланс

При этом виде дисбаланса ось инерции образует с осью вращения некоторый угол. В этом случае распределение массы по ширине шины неравномерное. Эта проблема присуща в основном широкопрофильным шинам. Выражается в биении колеса в стороны.

Мифы о балансировке колес грузовиков

Скептикам, которые против балансировки грузовых автошин, эксперты советуют устранять дисбаланс на всех колесах, включая прицепы.

Один из водительских мифов: достаточно балансировки на ведущих осях. Да, на них нужно уделять особое внимание, но не игнорировать при этом другие мосты. Причина – непостоянное пятно контакта, которое ухудшает сцепление с дорогой, делает торможение непредсказуемым, что опасно для тяжелой машины.

Станок для балансировки грузовых колес

Станок для балансировки грузовых колес

Неравномерное и преждевременное истирание автопокрышек – это реальность и аргумент в пользу балансировки всех колес. Продление ресурса авторезины на 10-20%– не пустяк для дорогих грузовых шин.

Есть дальнобойщики, которые утверждают, что первичную балансировку проводит изготовитель. Это правда. Но уверенности в качестве балансировки нет, поэтому разумнее загнать транспортное средство в шиномонтажную мастерскую и убедиться в правильности распределения веса по всей окружности колесного изделия. Каждые 40 тыс. км на спидометре большегруза, особенно пассажирских автобусов, покрышки нужно балансировать.

Отзывы

Мнение автомобилистов о процедуре.

Делаю балансировку два раза в сезон и каждый раз, когда менял резину. Некоторые кричат, что не надо так частить и потом колдуют над подвеской.

Дома стоит самодельный станок еще с совковских времен. Балансирую себе и соседям по гаражу, точность нормальная, никто не жаловался.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Вибрации вредят технике

Покрышка неоднородна и ее масса распределена неравномерно по ободу колеса. Где-то есть небольшие уплотнения, образовавшиеся при формовке на заводе. Получаются наплывы резины, неровные стыки слоев и прочие дефекты в структуре, которые утяжеляют не несколько грамм одну из сторон покрышки. После монтажа такой шины почти всегда наблюдается дисбаланс. При вращении колесо бьет, то есть возникают вибрации, которые заметны с ростом скорости. Эти вибрации сказываются на ездовом комфорте и влияют на управляемость машины.

Какие колеса оптимальны для кроссовера?

Вибрации колеса начинаются сразу, как только автомобиль тронулся с места. Но на небольшой скорости они гасятся сайлентблоками и становятся заметны для человека лишь после определенной скорости, когда вибрации колеса по частоте и амплитуде начнут входить в резонанс с элементами конструкции. Обычно вибрации на руле проявляются при 40 км/ч. С ростом скорости они отражаются на педалях. При 60-80 км/ч из-за несбалансированного колеса трясутся уже панели отделки, кресла и пульсация отчетливо передается в спину. Причем ее частота переходит через определенные пики, при которых раздается дребезжание вещей в перчаточном ящике или в багажнике. Это значит, что резонанс появился на кузове автомобиля. Затем с ростом скорости тряска может исчезать, так как прекращается резонансный эффект, однако при снижении темпа езды, вибрации вновь возвращаются.

В общем, подобная тряска не служит на пользу машине. Протектор вибрирующих колес изнашивается неравномерно. На нем образуются еле заметные канавки, которые затем разрастаются и тоже усиливают биение. Вибрации постепенно разбивают амортизаторы, расшатывают детали подвески, негативно влияют на резиновые сочленения, сайлентблоки и прочие шарниры. Кроме того, вибрации негативно влияют на конструкцию рулевого управления, а также на вращающиеся детали двигателя и трансмиссии. Вибрации медленно подтачивают их работоспособность, растет износ трущихся деталей, ослабевают крепления патрубков системы охлаждения мотора.

В результате через несколько месяцев езды с несбалансированными колесами может возникнуть неисправность какого-то из узлов, не говоря уже о потрескавшихся резинометаллических шарнирах в подвеске.

Это интересно: Какие диски можно поставить на ваз 2121

Динамическая балансировка

Динамическая балансировка призвана устранить неравномерность вращения колеса по ширине – так называемое «боковое биение». Кстати, чем шире колеса, тем больше шансов столкнуться именно с таким видом дисбаланса. Станок раскручивает колесо, специальная компьютерная программа определяет угол расхождения от нормального вращения и выдает рекомендации по размещению грузиков. Мастер размещает их симметрично, по обе стороны обода колеса, добиваясь равномерного распределения массы.

Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).

Подробная инструкция

Статическую балансировку может провести каждый, подняв колесо на домкрате. Делать это рекомендуется после каждой замены или ремонта колеса.

Данную процедуру нужно проводить, придерживаясь следующей последовательности:

    Вначале поднять автомобиль на домкрате так, чтобы колесо могло свободно вращаться на ступице.

При постоянном несовпадении меток балансировку проводить не нужно.

Кроме того, самый простой балансировочный станок можно сделать на основе старой ступицы с исправным подшипником.

Какие диски лучше: штампованные или литые?

Таким образом, контролировать состояние автомобильных колес в домашних условиях под силу каждому автолюбителю. Но сделать балансировку у мастера еще проще и дешево, поэтому не стоит пренебрегать данной возможностью.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий