ЗАЗ-968м
Серийное производство ЗАЗ-968м началось в 1979. От своих предшественников «купе» отличалось измененной формой бамперов с резиновыми накладками и пластиковыми боковинами, а также более выпуклой передней панелью.
Более того, на задней панели появились фонари прямоугольной формы с пластиковыми ободками. Так называемые «уши» (выступающие воздухозаборники) были заменены решетками, за что новый «запорожец» получил прозвище «безухий».
Примечательно, что передние сидения раскладывались в полноценное спальное место. Под капотом малолитражки располагался V-образный четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения объемом 1198 см3 и мощностью 42 л. с. Максимальная скорость ЗАЗа составляла 120 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал целых 32 секунды.
Краткая история автомобиля ЗАЗ-968
Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.
Наверное, все помнят, что первые «запорожцы» 965 модели, в открытую создавались на основе автомобиля Fiat-600, сходство с которым в результате было просто поразительным. Бытует мнение (притом, весьма обоснованное), что и ЗАЗ-968 имел свой прототип, а именно – NSU Prinz. Но в Советском Союзе от этого буквально отмахивались руками, заявляя, что имеют «собственную гордость».
Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz
Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.
И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого». Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.
ЗАЗ-968 в ярко-оранжевом цвете, 1974 г. производства
Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А. Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов. На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.
Новый и более пропорциональный кузов автомобиля ЗАЗ-968М
Модификации ЗАЗ-968м
- 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
- ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ — с двигателем мощностью 28 л.с. — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
- ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
- ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу
Учимся отличать 968а от 968м
В первую очередь, у автомобиля с индексом «М» сзади расположены прямоугольные, а не круглые, фонари. Также изменения претерпела и панель приборов, и «мордашка». Орнамент спереди заменен на металлическую полосу с надписью «968М», была замена перегоняя оптика и указатели поворота.
Более того, как вы уже успели догадаться, забор воздуха для охлаждения теперь происходил через решетку в крышке капота (багажника). Вместо больших воздухозаборников («ушей») остались лишь небольшие выштамповки для вентиляции моторного отсека. А «запаска» переехала из багажника под капот, справа от двигателя.
Конструкция ЗАЗ-968
По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).
Графическая схема 968-го запорожца
Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).
Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».
Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.
Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.
Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.
Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968
ЗАЗ-968 | ЗАЗ-968А | ЗАЗ-968М | |
---|---|---|---|
Год производства | 1971-1974 гг | 1974-1980 гг | 1980-1994 гг |
Размер (д/ш/в) | 3730/1570/1400 мм | 3730/1570/1400 мм | 3765/1490/1400 мм |
Кузов | Несущий, цельнометаллический, 2-дверный | ||
Колея (передняя/задняя) | 1220/1200 мм | 1220/1200 мм | 1228/1212 мм |
Дорожный просвет | 190 мм | 190 мм | 185 мм |
Масса (своя/полная) | 790/1110 кг | 840/1160 кг | 840/1160 кг |
Мощность | 40 л.с (при 4200 об/мин) | ||
Максимальная скорость | 118 км/ч | ||
Разгон до 100 км/час | 38 секунд | ||
Модель двигателя | МеЗМ 968 | МеЗМ 968 | МеЗМ 968н |
Тип двигателя | 4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем | ||
Объем двигателя | 1197 см.куб. | ||
Степень сжатия | 7.2 | ||
Расход топлива при скорости 90 км/час |
6.2 л/час | 6.2 л/час | 7.4 л/час |
Объем бензобака | 40 л | ||
Диаметр цилиндров | 76 мм | ||
Ход поршня | 66 мм | ||
Коробка передач | 4-ступенчатая, механическая, трехходовая | ||
Подвеска (передняя/задняя) | независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная | ||
Тормозная система | Барабанная | Барабанная с раздельным приводом | |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17 | ||
Генератор | Г502-а с мощностью 350 Вт | ||
Стартер | СТ368 | ||
Катушка зажигания | Б115-В | ||
Размер колесный дисков | 13 дюймов | ||
Объем багажника | 135 л | 197 л | 197 л |
Основные модификации ЗАЗ-968
ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги.
3A3-968МБ — седан для инвалидов с ампутированными ногами.
ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой.
ЗАЗ-968АБ4 — седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой.
ЗАЗ-968МГ — седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой.
ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой.
ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.
Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни
Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»
Как бы там ни было, «запорожец» нажил немалой славы. К примеру, с участием этого автомобиля снимались фильмы «Таран», “Хочу в тюрьму”, “Не послать ли нам гонца?”, “Груз 200” и др.
Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот.
В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.
Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»
В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.
ли со статьей или есть что добавить?