Особенности использования светодиодных фар ближнего и дальнего света для машины
Переход на новый тип освещения, более качественный и менее энергозатратный происходит повсеместно. Светодиодные фары постепенно вытесняют вчерашнюю технологию — ксеноновые огни, которые пришли на смену стандартным и проверенным галогенам, но так и не стали им настоящей альтернативой.
Для автомобилей выпускается серия светодиодных ламп, которая обеспечивают все освещение машины: головная оптика, освещение салона, стандартная подсветка агрегатов.
Светодиодные фары рабочего света на внедорожник, какие выбрать?
Если вы ездите по дорогам, то дополнительный свет вам не нужен. На дорогах есть разметка, дорожные знаки установлены так, чтобы попадать в лучи фар, если вам ночью не хватает света, лучше потратить время и отрегулировать штатные фары. Другое дело, если вы ездите там, где нет благоустроенных дорог. Тут без дополнительного света не обойтись, поскольку штатная оптика настроена светить вперёд, не ослепляя встречных водителей. На бездорожье встречных нет, зато препятствия могут находиться не только на дороге, но и сбоку и над ней. В лучах ближнего света из-за светотеневой границы невозможно заметить свисающее сверху бревно, дальний светит строго прямо перед машиной и никак не помогает, если препятствия находятся по сторонам и вам нужно между ними маневрировать. Я попробовал нарисовать то, что не удалось сказать словами: вы видите препятствие впереди машины и можете уйти от него вправо, но не видите препятствия справа. Попытка сманеврировать по красной траектории приводит к столкновению.
Устройство и принцип работы
Современный светодиоды для автомобиля конструктивно схожи со стандартными ЛЭД моделями и имеют аналогичный принцип получения света. В любой светодиодной лампе присутствуют следующие элементы:
- корпус;
- цоколь;
- светодиод;
- драйвер.
Каждый элемент конструкции имеет соответствующую маркировку согласно стандартам производителя, которая не всегда соответствует ГОСТу РФ.
Главный элемент светодиодной лампы – диод, который излучает фотоны (свет) при определенных условиях. Принцип работы основан на физических процессах в полупроводниках. При подключении положительного заряда к аноду, а отрицательного – к катоду происходит перемещение электронов, смена полярности и выделение фотонов. Замкнутое диодное кольцо становится источником постоянного света определенной силы и цветовой температуры.
Поскольку слои активного материала в одном диоде микроскопические, порядка 10-15 наномикрон, сила светового потока отдельного диодного кристалла практически не видна человеческому глазу. В светодиодной лампе устанавливаются отдельные блоки (от 16), а общее число кристаллов превышает десятки тысяч.
В конструкции светодиодов для фары головного света второй важный элемент – рассеиватель, или светорассеивающая полусфера. Драйвер (блок питания) обеспечивает преобразование напряжения от аккумуляторной батареи для каждого блока светодиодов, которые установлены на общую плату.
Цоколь ЛЭД лампы чаще латунный с никелированным покрытием, обеспечивает надежный контакт с источником питания.
Устройство светодиодной фары у каждого производителя автомобильной оптики может значительно отличатся от классической модели, но принцип компоновки и прохода тока всегда остается одинаковым: цоколь, драйвер, плата светодиодов, рассеиватель или защитное стекло. В дорогих моделях присутствуют защитные экраны, теплоотводы, модули управления, электронные датчики и пр.
Первые фары рабочего света
Пять лет назад я купил лодку на лафете и начал ездить ночью в такие места, где без дополнительного света делать нечего. Проезд к реке проходил в стиле “проезжаем 50 метров, выходим с фонариком, светим по сторонам, убеждаемся, что дальше проехать можно, едем еще пятьдесят метров”. Поэтому я купил на Aliexpress первые попавшиеся LED фары (9 светодиодов по 3 ватта) и установил их на балку кенгурятника. Свою задачу они выполняли, светили достаточно ярко и очень меня выручали, пока в одной из фар не перегорел один диод. Перегорел один, а погасло три, поскольку схема питания диодов — три по три, один драйвер на цепь из трех светодиодов. Не беда, подумал я, десяток таких диодов стоит полтора доллара. Куплю и поменяю. Но не тут-то было. Во-первых, те фары оказались неразборными. После нагрева корпуса до 110 градусов мне удалось снять стекло, и после ремонта я бы даже смог его поставить обратно и загерметизировать. Но при снятии фар оказалось, что комплектный крепёж был из черного металла. Болты, которыми фары были прикручены к балке, сгнили, а те, что крепят фару к кронштейну, закисли в корпусе фар намертво, так что установить их обратно без плясок с бубном (в виде высверливания из алюминиевого корпуса стальных болтов) уже не получилось.
Преимущества и недостатки
Достоинства блока светодиода в авто:
- Светодиодные фары нагреваются до температуры не более 15 °С, ксеноновые элементы могут нагреваться до 70 °С, при неправильной установки часто плавится отражатель.
- Повышенная светоотдача.
- Стойкость к вибрациям.
- Высокий срок эксплуатации. У таких производителей, как «Бош», не менее 100 000 часов.
- Возможность комплектовать в один блок фары несколько источников света: дальний, ближний, дневные огни.
- Высокая скорость реагирования на изменение сигнала, что важно для габаритных огней и стопов.
Даже лучшие модели имеют недостатки. Основной – необходимость установки омывателя, если в штатной комплектации марки предусмотрены галогенные образцы.
Некоторые отмечают большое энергопотребление светодиода в фарах и большой нагрев платы, но это относится только к непроверенной продукции сомнительного производителя.
Что говорит закон
Формально можно ставить светодиодные лампы в фары в двух случаях:
- Если конкретная модель авто комплектовалась ЛЭД элементами на заводе в штатном режиме.
- Если максимальная комплектация модельного ряда предполагает установку светодиодов в головную оптику.
Во всех остальных случаях закон запрещает менять штатные галогенные огни на ЛЭД освещение (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.)
Нормы закона часто очень далеки от реальных условий. В случае с разрешенной установкой светодиодов в штатные места фары вместо галогенов все не так однозначно. Недостаточное освещение в плохую погоду становится причиной многих аварий, поэтому есть лазейки в законе, которые автовладельцы используют, чтобы заменить тусклую галогенку на более яркое ЛЭД освещение.
Проверить, какие лампы стоят в фарах, может только инспектор технического надзора ГИБДД на стационарном посту, с помощью спецоборудования.
При установке светодиодов в подкапотное пространство не нужно устанавливать блок розжига (необходимого для ксеноновых ламп). Светодиоды монтируются в штатные места в блоке. Проверить, какая модель стоит в фаре, невозможно, не нарушив целостность авто. Согласно норме закона, делать это инспектор ГИБДД не имеет права.
Фары рабочего света: выбираем получше
Раз уж так всё вышло, решил я заказать фары подороже, учитывая опыт использования предыдущих. Первое условие: они должны быть тонкими, поскольку место крепления находится вплотную к бамперу и я просто не смогу установить фары, кронштейн которых расположен на передней части. Второй момент: фары должны быть изначально ремонтопригодными, то есть разборными. Третье условие: крепеж из нержавеющей стали. Последнее не очень актуально, четыре нержавеющих болта можно купить в ближайшем строительном магазине, но мне повезло и в выбранной мной модели кронштейн и болты были именно из нержавейки. И главное, это свет: не менее яркие, чем предыдущие и обязательное наличие выраженной боковой засветки. После того, как все нюансы были учтены, я остановил свой выбор на комплекте рабочего света под названием MICTUNING Auto Side Shooter, который был куплен в этом магазине всего за 55 долларов.
Особенности установки
Установка светодиодов в фары своими руками не представляет сложности, если используется стандартная лампа. Если вместо корпуса лампы используется светодиодная лента (часто монтируется в габариты), монтаж происходит по этапам:
- Выбрать 2 метра силиконовой ленты с мощностью светодиодов 15 вольт. При этом не потребуется устанавливать дополнительный стабилизатор 12 вольт.
- Высчитать диаметр круга габаритной фары. Светодиодную ленту можно резать по белым насечкам или меткам через каждые три лампы.
- Свернуть силиконовую ленту в круг и закрепить проволокой.
- Габаритная фара снимается, в корпус устанавливается светодиодная лента.
- На тыльной стороне корпуса сверлятся отверстия, через которые вынимаются провода лампы.
- Подключение габаритов к проводке авто.
Если штатная галогенная лампа меняется на светодиодный элемент, лампа вставляется в штатное место обычным способом. Нельзя использовать нестандартные цоколи (меньшего размера, чем требуется).
Большое количество подделок на рынке делают светодиоды желанной, но опасной оптикой, особенно если лампы используются в качестве головного освещения. Сертифицированный товар от проверенных производителей («Бош», «Осрам», «Филипс») стоит от $70 за комплект. Менять ли штатную галогенную оптику на светодиоды или выбрать улучшенный вариант галогенных ламп, который обеспечит качественное освещение дороги согласно всем требованиям, решать за автомобилисту.
ли со статьей или есть что добавить?