Правила разворота на перекрёстке

Где можно выполнить разворот?

Разворот

В этой статье будет рассмотрен маневр “разворот”, а также пункты правил дорожного движения, относящиеся к развороту. Речь пойдет о том, где можно выполнить разворот, а где данный маневр запрещен.

Кроме того, будет рассмотрено несколько нестандартных вариантов, позволяющих выполнить разворот на дороге с интенсивным движением.

Разворот в ограниченном пространстве на экзамене в ГИБДД

Разворот на экзамене в ГИБДД

В начале 2021 года были введены новые схемы для сдачи упражнений на экзамене в ГИБДД.

В отличие от предшествующих правил, когда маневры выполнялись исключительно на закрытом автодроме, в новой редакции сдача упражнений возможно как на закрытых автодромах, так и на городских улицах.

Серия статей “Сдать маневрирование с полпинка” посвящена выполнению упражнений по новым правилам.

В предшествующих статьях серии уже рассмотрены следующие маневры:

    (въезда в бокс); .

Сегодня речь пойдет о третьем упражнении – развороте при ограниченной ширине проезжей части.

Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

Большинство водителей предпочитают не совершать разворот без особой надобности, предпочитая проехать квартал-другой. Причины этого кроются в позиционировании разворота как сложного и опасного маневра, с одной стороны, и незнании правил разворота, с другой. И если с первым постулатом можно соглашаться, то второе объяснение не выдерживает критики. Правила надо знать и четко выполнять их предписания, дабы не бояться ответственности.

Попробуем восполнить пробел в знаниях некоторых водителей по вопросу правил разворота.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Любому новому участнику автодвижения, нарабатывая опыт осуществления всех возможных маневров на дороге, рано или поздно приходится столкнуться с выполнением самых сложных из них. Многие до последнего предпочитают строить маршрут передвижения так, чтобы не совершать развороты в своей практике. Но научиться выполнять это действие все же необходимо. В этой статье мы поможем разобраться, где можно разворачиваться по правилам дорожного движения, а где это делать не стоит.

Разворотное действие используют, когда вам в силу ряда различных обстоятельств показалось необходимым вернуться к уже пройденному маршруту. Просто по своему желанию вдруг поменять направление следования там, где заблагорассудится, нельзя. Для таких приемов предусмотрены особенные места, функции которых всегда обозначены проложенной разметкой и знаками. Но сначала рассмотрим варианты, когда сделать запланированные комбинации вам не получится.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Разворот запрещен Правилами

Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

16.1. На автомагистралях запрещается:

разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.

Разворот запрещен на пешеходных переходах

Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.

Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра до переходаЗапрещенный разворот на пешеходном переходе Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра после переходаЗапрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце перехода Разрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходомРазрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходом

Для разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.

Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.

Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.

Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средствРазрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средств

Далее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.

При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Разворот на экзамене в городе

В 2021 и 2022 году экзаменационные упражнения могут сдаваться как на закрытых площадках, так и на обычных дорогах с малоинтенсивным движением. Для выполнения разворота в городе может быть предложена дорога с двумя полосами движения:

Схема упражнения Разворот

Данный маневр разрешается выполнить только на дорогах с двумя полосами движения. При этом не допускается использовать для движения прилегающие территории или обочины (в том числе отделенные линиями разметки).

При этом регламент ГИБДД не накладывает ограничений ни на минимальную, ни на максимальную ширину дороги. То есть для разворота кандидату в водители может попасться как узкий, так и широкий участок дороги.

Если то же самое упражнение предлагается сдать на автодроме, то его схема выглядит так:

Схема упражнения Разворот на автодроме

Ширина участка, на котором нужно развернуться, – 5 м.

Внимание! Ширина полосы для разворота на автодроме довольно небольшая – всего 5 метров. До 2021 года при сдаче экзаменов использовалась площадка шириной более 8 метров. При этом длина экзаменационного автомобиля составляет около 4,5 метров.

В рамках данной статьи мы будем готовиться к сдаче экзамена в самых неприятных условиях, поэтому будем рассматривать такую схему упражнения:

Схема упражнения Разворот на автодроме

Основные сложности при таком варианте:

  • небольшая ширина площадки для разворота – 5 метров;
  • край площадки оформлен в виде разметки, по которой сложно ориентироваться.

Примечание. Если у Вас есть возможность выбрать место для сдачи разворота, то в любом случае выбирайте город, а не автодром.

Ширина полосы движения в городе составляет от 3 до 3,75 метров. То есть расчетная ширина двухполосной дороги – от 6 до 7,5 метров. Это больше, чем ширина зоны для разворота на автодроме – 5 метров.

Выбор правильной траектории разворота на перекрестке

разворот на перекрестке

Ближняя траектория обеспечивает более безопасный разворот на перекрестке. Она наиболее удобна и безопасна, поскольку создает минимум проблем остальным участникам движения, находящимся на перекрестке.

синий авто движется на встречном направление на перекрестке

Однако выполнение разворота по ближней траектории не всегда находит понимание у сотрудников ГИБДД, утверждающих, что в момент выполнения разворота автомобиль какое-то время движется навстречу потоку транспортных средств.

Подобное утверждение тем более спорно, что при совершении обгона транспортное средство также движется по встречной полосе, однако никому не приходит в голову считать подобный маневр нарушением. Правила определяют невозможность движения во встречном направлении исключительно в запрещенных местах. В данной ситуации запрет на совершение такого разворота не оговорен ни одним из пунктов действующих ПДД.

В качестве подтверждения вышесказанного приведем один из информационных плакатов, размещенных в отделении ГИБДД и наглядно иллюстрирующий разворот налево на перекрестке, идентичном рассмотренному выше.

левый разворот на стенде

Подпись под рисунком понятна и категорична: нарушение отсутствует. Причем утверждение верно для обеих траекторий разворота. Однако обратим внимание на один ключевой момент. Такой маневр допустимо совершать только при развороте на перекрестке с одним пересечением проезжих частей.

В каких случаях рекомендован разворот по дальней траектории? Если расстояние от авто до края дорожного полотна менее 10 метров, то при совершении разворота по малому радиусу возникает риск наезда на бордюрный камень, как показано на рисунке.

наезд на бордюр при повороте

разворот по ближней траектории

Этот маневр чреват не только возможной поломкой узлов ходовой части и рулевого управления автомобиля, но и потерей его управления. Серьезность проблемы заключается в том, что исправление данной ситуации без движения задним ходом невозможно, но по требованиям ПДД разворот на перекрестке задним ходом запрещен.

Увеличение радиуса разворота при помощи выезда вправо не решает проблему, так как с крайнего правого положения разворот разрешен только вне перекрестков.

разворот для синего авто на перекрестке запрещен

Единственно правильная траектория разворота на перекрестке в данном случае – дальняя, как показано на рисунке.

разворот по дальней траектории

Но ошибочным будет предположение о том, что разворот по большому радиусу – средство от возникновения проблем. Так неожиданным препятствием может стать близко размещенный к пересечению пешеходный переход. На рисунке видно, что синий автомобиль наехал на «зебру», а разворот на пешеходном переходе считается грубым нарушением ПДД.

разворот на пешеходном переходе

Или сплошная осевая линия разметки, пересечение которой не менее строго наказуемо.

Понятие

Согласно ПДД, разворот – это маневр, в процессе выполнения которого транспортное средство перемещается с полосы, предназначенной для движения в попутном направлении, на противоположную. Иными словами, ТС изменяет траекторию на 180 о .

Разрешающий знак

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

Пересечение двух четырехполосных дорог

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Правила разворота вне перекрестка.

При начале любого разворота начинает действовать общее правило: водитель ищет соответствующее место на проезжей части и начинает разворот.

Это правило работает, как на перекрестке, как и вне перекрестка.

Вне перекрестка есть свои особенности — если габариты транспортного средства недостаточны для разворота из крайнего левого положения, то он может развернуться с крайнего правого или даже с обочины. Правда при этом водитель должен посматривать во все глаза, уступая дорогу как попутным транспортным средствам так и встречным.

Разворот на дороге вне перекрестка

Но если есть слева трамвайные пути попутного направления, то разворот должен выполняться именно с них. И только с них!!

Пропуск встречного транспорта при развороте

Следующий нюанс, требующий уточнения, это место остановки на перекрестке для пропуска транспортного средства, двигающегося навстречу. При движении по главной дороге или при разрешающем сигнале светофора это не имеет решающего значения, ввиду наличия приоритета. Синий автомобиль может развернуться на перекрестке как по ближней, так и по дальней траектории, пропустив встречный транспорт.

правильный разворот на главной дороге

Иная картина наблюдается при выполнении разворота с второстепенной дороги. Необходимость пропуска машин со всех направлений существенно усложняет данный маневр, особенно для водителей – новичков, им лучше найти другое место, чтобы развернуться. Если выполнение разворота неизбежно, оптимальным решением будет остановка у края пересекаемой дороги, как показано на рисунке, затем пропускаем все автомобили и разворачиваемся.

разворот со второстепенной дороги

Выполняя разворот по большому радиусу (зеленый авто), будьте готовы к возникновению конфликтных ситуаций с водителями транспортных средств, выполняющих разворот по ближней траектории (синий авто).

дтп при развороте

Избежать столкновения поможет постоянный контроль за движущимся сзади транспортом со стороны водителя зеленого автомобиля, а водитель синей машины должен дождаться поворота зеленой машины и только потом разворачиваться сам.

Рельсы на дороге

В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на разметку и знаки. Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.

Знак направления движения по полосам

Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка — общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.

Знаки и разметка

Чтобы осуществить разворот на дороге, необходимо знать, какие символы его разрешают.

  • «Место для разворота». Символ изображен на голубом фоне, интуитивно он понятен каждому водителю. При наличии такого знака, согласно ПДД, разворот можно выполнять без всяких опасений. Однако важно помнить о том, что поворот налево данный символ запрещает.
  • «Зона для разворота». Знак, схожий с вышеописанным. Их отличие состоит в том, что на данном символе написана протяженность зоны для разворота, например, 15 м. При одновременном совершении маневра необходимо уступать дорогу ТС, находящемуся с правой стороны.

Наличие дорожного знака, разворот разрешающего, является самой благоприятной для водителя ситуацией. Однако необходимо знать и символы, запрещающие выполнение маневра.

К ним относятся следующие знаки:

  • «Разворот запрещен». Данный символ не допускает совершение маневра на перекрестке. При этом повороты налево разрешены.
  • «Движение прямо». Знак предписывает ехать только в указанном направлении. Он запрещает не только разворот, но и повороты налево и направо.
  • «Движение направо». Ехать нужно, соответственно, только в указанном направлении.
  • «Движение прямо и направо».
  • «Дорога с односторонним движением». Разворот на такой проезжей части неизбежно приводит к попаданию на полосу, предназначенную для встречного направления.
  • «Направления движения по полосам». Данные знаки могут как разрешать, так и запрещать совершать разворот.

Касаемо разметки. В случае с ней все гораздо проще. Согласно ПДД, разворот нельзя делать, если при его осуществлении придется пересечь одинарную или двойную сплошную линию. Прерывистая разметка маневр разрешает.

Запрещающий знак

Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД

Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).

13

Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).

14

Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.

15

Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.

Из данного правила есть исключение.

Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).

16

Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.

Разворот запрещен знаками

Дорожные знаки, которые запрещают разворот вне перекрестка это знак 4.1.1 «Движение прямо», установленный в начале участка дороги.

Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах, где установлен знак Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах, где установлен знак «Движение прямо».

И знак 5.1 «Автомагистраль»

Разворот запрещен на автомагистралях.Разворот запрещен на автомагистралях.

Во всех остальных случаях разворот вне перекрестка разрешен, в том числе и на трамвайных путях.

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком “пятачке”. Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух – также направо, на четвертом – налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.

Таблица ошибок для упражнения

Сначала рассмотрим специальные ошибки, которые предусмотрены именно для упражнения разворот:

Ошибка
1 Включение передачи заднего хода 2 или более раз
2 В городе – съезд колесом с проезжей части дороги
3 На автодроме – Пересечение габаритами автомобиля (кроме боковых зеркал заднего вида), или наезд колесом на границы при маневрировании.

Если водитель допустил одну из указанных ошибок, то выполнение маневра прекращается, а водитель получает 3 штрафных балла в экзаменационный лист. После этого, если общее количество штрафных баллов на экзамене составляет меньше 5, водителю предлагается повторно выполнить данный маневр.

Кроме того, при выполнении маневра нельзя допускать прочие ошибки практического экзамена. Полный перечень таких ошибок приведен в отдельной статье:

Например, при выполнении параллельной парковки довольно распространенной ошибкой является столкновение с бордюром, ограничивающим правый край проезжей части. Экзаменатор может рассмотреть наезд на бордюр, как дорожно-транспортное происшествие, и поставить за него 5 штрафных баллов.

Если в той же самой ситуации справа от дороги находится обочина, то выезд на нее приведет к прекращению выполнения упражнения и получению 3-х штрафных баллов.

Штрафные баллы могут быть наложены и за другие нарушения. Например, за невключение сигнала поворота.

Условия запрещения разворота: положения п.8.11 ПДД

Запрет выполнения маневра разворота в реальной практике дорожного движения может регламентироваться не только знаками или разметкой. Согласно п.8.11 Правил, есть шесть участков дорог, на которых безоговорочно и категорически запрещается выполнять разворот. Рассмотрим эти участки.

1. Пешеходные переходы.

Запрет разворота на пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых) объясняется тем, что в процессе выполнения маневра можно создать опасность для пешеходов, пересекающих проезжую часть по переходу и пользующихся на нем преимуществом.

17

2. Места остановок маршрутного транспорта.

При развороте на автобусных остановках и в непосредственной близости от них существует опасность смещения траектории маневра и наезда на пешеходов (будущих пассажиров), стоящих на остановках.

18

3. Железнодорожные переезды.

Запрет на разворот на ж/д переезде обусловлен опасностью такого участка дороги, а также узостью проезжей части, когда невозможно развернуться без применения движения задним ходом и потери времени.

19

4. Мосты, путепроводы, эстакады и участки дороги под ними.

Опасность искусственных сооружений состоит в ограниченности пространства, необходимого для разворачивания на 180 градусов, поэтому ошибка в планировании разворота может привести к выходу за пределы участка и даже вылету с большой высоты.

20

21

5. Тоннели.

Ограниченность пространства и низкая способность к маневрированию объясняет данный запрет разворота.

22

6. Условия ограниченной видимости.

При наличии 100-метровой дистанции водитель встречного авто может вовремя среагировать на неправильный разворот и – тем самым – избежать ДТП. При ограниченности обзора такая возможность пропадает.

23

Разворот с использованием прилегающей территории

Вдоль магистрали всегда располагаются разные объекты, имеющие прямой выход к ней, например, автозаправки, дворы или парковочные площадки. В ГИБДД советуют, как правильно использовать такие территории для въезда, чтобы затем можно было задним ходом отрегулировать необходимое направление и снова выехать на автодорогу.

Альтернативный вариант – просто въехать во двор или на парковку и сделать разворот на дороге внутри этих достаточно распространённых в городах территорий. Не помешает этому даже совсем небольшой участок площади. Выезжать из прилегающих площадок легче вправо, чем влево.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Организационные методы обеспечения безопасности разворота на перекрестке

Разворот на перекрестке объективно отнесен к категории опасных маневров. Данный фактор обусловил проведение организационных мероприятий с целью выноса разворота за пределы пересечения проезжих частей. Места для разворота перед перекрестком – оптимальный вариант решения проблемы.

Еще одним решением, обеспечивающим безопасность участников движения при совершении разворота стали участки со специальной разметкой, расположенные между перекрестками.

место для разворота перед перекрестком

В общем, представленная информация – это минимум, необходимый водителю для выполнения безаварийного разворота на всех существующих типах перекрестков.

Как выполнить разворот в ограниченном пространстве?

1. Основная задача на первом этапе – подъехать как можно ближе к правой границе упражнения (к правому краю проезжей части). Включите правый сигнал поворота. При движении вперед немного поверните руль направо, чтобы автомобиль подъехал ближе к правой границе, затем поверните руль налево, чтобы автомобиль выровнялся.

Следите за положением автомобиля через правое зеркало заднего вида. В нем должно быть видно разметку, ограничивающую упражнение справа, или край проезжей части. Если автомобиль находится далеко от разметки, то продолжайте движение вперед, постепенно подъезжая ближе к разметке. Остановитесь.

Остановка у правого края проезжей части

Данный шаг – самый важный при выполнении упражнения. С одной стороны, нужно подъехать как можно ближе к границе, т.к. это позволит сохранить большее пространство для разворота. С другой стороны, нельзя наезжать на разметку или съезжать с проезжей части, т.к. в этом случае упражнение будет завалено.

2. Остановитесь, включите левый сигнал поворота. Поверните рулевое колесо до упора влево (в строну поворота).

3. Начните движение вперед и продолжайте его до тех пор, пока автомобиль не подъедет к сплошной линии разметки или к краю проезжей части:

Поворот налево при развороте

4. Автомобиль стоит на месте. Включите правый сигнал поворота. Поверните руль до упора вправо, включите передачу заднего хода.

5. Начните движение задним ходом. На данном этапе нужно смотреть вперед и следить за тем, достаточно ли места для завершения разворота. Остановитесь сразу же после того, как перед автомобилем появилось достаточно места для движения:

Поворот направо при развороте

Примечание. На данном этапе не имеет смысла пытаться уследить за линией разметки или краем проезжей части, находящимися за автомобилем. Дело в том, что если Вы уже доехали задней частью машины до разметки, а впереди места не хватает, то упражнение в любом случае не будет сдано (машина зацепит или линию сзади, или линию спереди). Поэтому не отвлекайтесь на линию сзади, следите лишь за тем, что происходит перед автомобилем.

6. Включите левый сигнал поворота и первую передачу, поверните руль до упора влево, начните движение. Корректируйте направление движения рулем, чтобы направить автомобиль на попутную полосу движения:

Завершение разворота

После этого разворот успешно завершен.

Прочие случаи, запрещающие разворот

Разворот запрещается на автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3): запрещается использоваться для этого технологические разрывы, созданные в разделительной полосе.

24

Разворот на таких дорогах разрешен только в специально отведенных местах, оснащенных уже известными знаками — «Место для разворота» (6.3.1) и «Зона для разворота» (6.3.2).

Инструкция по выполнению разворота

Предлагаю Вам скачать и распечатать инструкцию по выполнению разворота в ограниченном пространстве в формате pdf:

Послесловие

Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё — хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп — это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.

Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.

Использование прилегающих территорий

АЗС, парковки, дворы и пр. – это главные «помощники» водителей, намеревающихся совершить разворот. Прилегающие территории могут находиться и слева, и справа. В каждом из этих случаев действуют определенные правила.

Как правильно выполнить разворот с использованием прилегающей территории справа:

  • Внимательно смотреть на дорогу. Необходимо заблаговременно оценить ширину двора, заезда и пр.
  • Занять крайнее правое положение. Сделать это нужно опять же заблаговременно, чтобы не спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
  • Выполнить поворот направо. При этом убрать автомобиль с проезжей части нужно быстро, а по прилегающей территории двигаться рекомендуется как можно медленнее.
  • Как только ТС будет убран с дороги, нужно поворачивать налево. Не стоит забывать о необходимости уступать автомобилям, имеющим преимущество.
  • Оценить обстановку. Пропустить абсолютно все автомобили и завершить выполнение маневра.

Относительно сигналов разворота. Сначала нужно выполнить поворот направо. Согласно Правилам, нужно подать соответствующий световой сигнал. Как только положение автомобиля будет параллельным проезжей части, необходимо включить левый поворотник. Сигнал нужно подавать до завершения маневра.

Автоинструкторы рекомендуют чаще использовать прилегающую территорию слева. Это обусловлено тем, что завершающим этапом маневра будет являться поворот направо. Выполнить его довольно легко даже начинающим автолюбителям.

Заблаговременно необходимо перестроиться в левый ряд. Пропустив встречные ТС, нужно повернуть. Далее действия по вышеописанному алгоритму. Только сначала нужно подать световой сигнал поворота налево, а при выезде с прилегающей территории – направо.

Использование прилегающей территории

Осуществление разворотов на перекрестках

Особо выделим разворот на перекрестке. Это необходимо сделать потому, что многие обыватели и даже сами водители полагают, что «в чистом виде» на перекрестке разворачиваться запрещается.

Это в корне неверно. Если взять общие правила разворота, то ПДД не регламентирует ни разрешения, ни запрета такого маневра. Значит, — разворот на перекрестках разрешен (если при его применении не используется задний ход, запрещенный на перекрестках).

25

ПДД не затрагивают и вопроса о «правильной» траектории разворота. Любая траектория возможна при соблюдении двух требований:

1) перед разворотом надо занять крайне левое положение на крайне левой полосе (кроме случаев разворота на перекрестках с круговым движения);

2) при выезде с перекрестка нельзя будет оказаться на «встречке».

26

Отметим только два существенных момента.

1. Разворот на «кольце» (круговом движении) возможен только при проезде всего «кольца».

27

2. А вот как быть в этой ситуации (на рисунке ниже)?

28

Некоторые водители совершают ошибку, двигаясь по любой траектории. Это неверная позиция. Попробуем пояснить.

На рисунке представлен не разворот, а два последовательных левых поворота. Первый поворот, затем движение в разрыве разделительной полосы, второй поворот. А согласно п.8.6 Правил, при выезде с левого поворота нельзя оказываться на полосе-«встречке».

Поэтому движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным левым поворотом) возможно только по траектории А.

Разворот на нерегулируемом автоперекрестке по правилам

В жизни бывает много разных ситуаций, когда требуется выполнить разворот вне перекрестка на дороге как можно быстрее. Или нужный момент для изменения направления был упущен и тогда приходится поворачивать на нерегулируемых скрещениях.

Такой вид поворота считается более рискованным, чем на объекте со средствами регулирования автодвижения (светофор или регулировщик). Обусловлено это несколькими факторами:

  • водителю нужно постоянно концентрироваться над окружающей обстановкой;
  • трафик существует в оба конца;
  • нужно учитывать свое место для разворота и тип пересечения дорог.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Административная ответственность за нарушение правил разворота

В КоАП РФ отражены санкции, которыми «вознаграждаются» водители за нарушение правил разворота. Таких санкций – 3 вида.

  1. Штраф 500 рублей выписывается за нарушение правил разворота (за исключением разворота на автомагистрали, а также нарушений знаков и разметки).
  2. Штраф 1000-1500 рублей – за нарушение требований к развороту, предъявляемых разметкой и знаками.
  3. Штраф 2500 рублей – за нарушение правил при развороте на автомагистрали.

Вместо заключения

Таким образом, ПДД крайне незначительно отражает вопрос о развороте ТС. Доподлинно известно, что в подавляющем числе случаев водитель должен принять как можно левее для разворота. Что касается траектории совершения маневра, то разворот в этом сегменте никак не регламентируется. При завершении маневра нельзя оказаться на встречных полосах.

Таковы теоретические выкладки ПДД, связанные с разворотом. А опыт придет к Вам в процессе непосредственного движения по дорогам.

Равнозначные дороги

Водителю сложно контролировать ситуацию, если на автоперекрестке отсутствуют знаки приоритета. Это означает, что дорожное полотно здесь имеет одинаковую структуру или что нет видимых ориентиров на главную автодорогу либо на то, кому следует уступить. Поэтому уже при приближении к этому месту нужно оценить все аспекты реальной обстановки, и кто должен уступить дорогу при одновременном развороте.

Разворот на перекрестке с равнозначными путями представляет собой два совершенно равноценных способа:

  1. Вы не доезжаете до его центра и совершаете маневр.
  2. Поворачивает в противоположную сторону за центральной точкой, но, не касаясь сплошной линии.

Обычно в рассматриваемой ситуации действует правило помехи справа. Водитель отдает преимущество движущемуся потоку по правую сторону от себя и пропускает его.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Спорные ситуации

Они касаются перекрестков. При их возникновении вопрос относительно правомерности совершения действий необходимо обсуждать с инспектором ГИБДД (если он остановит ТС с целью оформления протокола об административной ответственности).

Невозможно осуществить разворот без нарушения ПДД на пересечении 2-х двухполосных дорог с небольшой шириной. Чтобы не въехать на тротуар или газон, водителю придется или развернуться из правой полосы, или скорректировать положение ТС, двигаясь задним ходом. В первом случае будет нарушен пункт 8.5 ПДД, во втором – 8.12.

Если же инспектор все же оформил штраф, наказание легко можно будет оспорить.

Разворот на круговом автоперекрестке

При подъезде к такому автоперекрестку можно наблюдать синий указатель со стрелками по кругу. Рядом с ним присутствуют также «Стоп» или «Уступи дорогу», предписывающие пропускать всех, кто находится в кольцевом движении.

Запомните правила разворота и передвижения по круговому объекту:

  1. Нельзя разворачиваться на нем при въезде.
  2. Въезжать в «кольцо» можно при отсутствии помех.
  3. До выезда нужно сделать полный оборот по «кольцу».
  4. Съезжать на тот же путь, с которого заехали, но по встречному направлению.
  5. Въезжать на «кольцо» можно по любой полосе, а выезжать только по правой.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Штрафные санкции

Административная ответственность регламентируется КоАП. Выдержки из данного документа:

  • Невыполнение требования подачи сигнала о развороте грозит наложением штрафа в размере 500 рублей.
  • Неправильное расположение ТС на дороге перед совершением маневра (кроме исключений) – 500 рублей.
  • Разворот в местах, где он запрещен – 500 руб.
  • Несоблюдение требований знаков и/или разметки – 1000-1500 рублей.
  • Выезд на полосу встречного движения при развороте на перекрестке – изъятие водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.

Таким образом, чтобы не подвергнуть себя наложению административной ответственности, необходимо совершать маневр по всем правилам и только убедившись в безопасности действий.

Выполнение манёвра на обычном регулируемом автоперекрёстке

Следует придерживаться следующей последовательности:

  1. Вам необходимо переместиться на крайнюю слева полосу.
  2. Заехать в центр схождения дорожных полотен по сигналу светофора.
  3. Продолжить проводить комбинацию по изменению своего направления после того, как проедут встречные машины.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

В заключение

Под термином «разворот» понимается изменение направления движения на противоположное. Данный маневр является одним из самых опасных, в связи с чем выполнять его нужно по всем правилам. Первоначально нужно убедиться, что на данном участке он разрешен, затем занять крайнее левое положение, пропустить других участников движения, а затем совершить разворот.

Правила движения на пересечении дорог с разделительной полосой

Начать изменять траекторию своего передвижения на автоперекрестке, где одна проезжая часть имеет разделительную полосу, а другая нет, следует в соответствии с теми данными, которые вы наблюдаете перед собой, и постоянно напоминая себе информацию, что такое разворот:

  • если разделительная линия выходит к границе схождения проезжей части, то ответ на вопрос «по какой траектории вам разрешено выполнить разворот» однозначен – только по дальней;
  • если не доходит – то, не выезжая на автоперекресток.

Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий