Правка литых дисков: стоит ли делать, плюсы и минусы

Содержание

Поврежденные диски – ремонт или покупка новых?

покупка или ремонт колесных дисков

Состояние наших дорог, с более чем значительным количеством выбоин, ухабов и ям, приводит к частым повреждениям автомобильных дисков, поэтому ремонт колесных дисков – достаточно актуальный вопрос в наших условиях.

Многие владельцы автомобилей часто сталкиваются с дилеммой, которая заключается в решении дальнейшей судьбы поврежденных автодисков – ремонт (прокатка, сварка и пр.) либо покупка б/у дисков или новых?

Если Вы приняли решение восстановить диски и эксплуатировать их в будущем, следует принять во внимание нюансы, приведенные ниже.

Можно ли ремонтировать литые диски?

remont-diskov

Свойство автомобильных дисков гнуться и ломаться часто является одной из больших проблем для владельца. Это характерно и для литых дисков, которые изначально являются более надежными на фоне своих аналогов, так как характеризуются малым весом и отличной балансировкой. Диск может треснуть или погнуться, от него может отвалиться определенный элемент или отколоться кусок. Эти повреждения первое время могут быть и незаметными, но со временем деформация увеличивается, из-за чего потребуется ремонт. И тут встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски?

Восстановление или рихтовка литых дисков может потребоваться в разных ситуациях, для этого необязательно ездить по некачественному дорожному покрытию, можно просто попасть в выбоину на повышенной скорости, что приводит к значительным повреждениям, а также неудачно припарковаться, ударив диск о бордюр. Это только краткий обзор возможных событий, которые могут стать причиной повреждения.

В самом лучшем случае можно увидеть царапину на поверхности диска либо вмятину обода, которая не очень заметна. Насчет этого можно даже не особо тревожиться. Однако иногда наступает неприятный момент, когда визит на станцию шиномонтажа заканчивается тем, что мастера обнаруживают сильное биение по оси. Особо сложные случаи сопровождаются тем, что диски лопаются на ободе или в лучах, иногда даже видны сколы цельных кусков металла. Можно сказать, что в случае поломки литого диска выходов из сложившегося положения всего два: либо просто заменить их на новые, либо ремонтировать. Если встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски, то тут можно сказать о существовании двух основных видах процедуры.

Правка литых дисков: стоит ли делать, плюсы и минусы

Правка литых дисков: стоит ли делать, плюсы и минусы

Автомобилисты (а особенно автовладельцы) часто страдают от различных проблем со своими машинами. Например, если с литыми дисками идет не так, по логике нужно делать правку, но стоит ли проводить это процедуру? На этот вопрос автовладельцы не всегда могут найти правильный ответ.

Что такое прокатка колёсных дисков и как она правильно выполняется

Ремонт литых дисковВосстановление литых дисков

Не качественное дорожное покрытие, пренебрежение ограничением скорости на ухабистой, с выбоинами дороге, удары, наезд на камни, бордюры, приводит к деформации колесных дисков автомобиля. Особенно плохо защищает диск от ударов низкопрофильная резина. Деформация диска приводит к мгновенному спусканию воздуха из баллона, а если автомобиль двигался с высокой скоростью, то это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до опрокидывания.

Признаки разрушения

Прочувствовать, что с колесами что-то неладное, можно через появившуюся постороннюю вибрацию при движении авто. При этом водитель может почувствовать биение рулевого колеса, если есть проблема с передними колесами, а при вибрации кузова, причину надо искать в задних, конечно, при исправной подвеске. Как правило, диагностировать такого вида неудобства можно, как при малой скорости движения автомобиля, так и при скоростях свыше 100 км/ч.

Внешний осмотр, очистка от грязи, проверка крепления колес, контроль давления в шинах – это можно сделать самостоятельно. В случае продолжающейся вибрации, необходимо обратиться в надежную шиномонтажную мастерскую с квалифицированными специалистами, которая оснащена современным оборудованием для правки и раскатки дисков.

Виды повреждений

Существует несколько видов повреждений дисков: трещины, сколы, биение.

Литые диски из легких сплавов при ударах редко деформируются, но зато большая вероятность появления трещины или скола. При потере поврежденного фрагмента, мастер должен подобрать подходящий материал и с помощью аргоновой сварки восстановить целостность конструкции. Без знания свойств металлов и их сплавов в такой работе не обойтись. Восстанавливаемый фрагмент диска должен иметь ту же кристаллическую структуру и быть однородным.

Трещины и мелкие наружные дефекты убираются с помощью сварки, наплавления. Следует помнить, что прочность восстановленного диска после воздействия высоких температур обратно пропорциональна времени нагрева и надежность таких колес после реставрации заметно ниже, чем новых. При дальнейшей эксплуатации таких колес нужно принять особые меры предосторожности. В основном восстановленный «легкосплав» служит запаской.

Кованные диски, благодаря своей технологии изготовления, более надежно защищены от возникновения трещин и сколов. При ударе возникают механические повреждения, которые можно устранить без потери прочности изделия.

Биения дисков бывают радиальные и осевые.

Радиальные (вертикальные) биения возникают, в основном, по причине возникновения эллипсности обода диска и его выступов, загибов, деформации обода и закраин диска. Такого вида деформации устраняются раскаткой дисков.

Осевые (горизонтальные) биения возникают из-за смещения обода диска относительно его оси (центра). Такие деформации можно устранить только правкой дисков.

При серьезных повреждениях колесных дисков приходится применять оба вида ремонта.

В каких случаях не рекомендуется ремонт дисков?

Ремонт дисков нельзя производить при наличии трещин:

  • в местах основания спиц рядом со ступицей ;
  • рядом с посадочными отверстиями .

При таких повреждениях диск абсолютно точно является непригодным. Вам никто не даст гарантию и вряд ли вообще кто-то возьмется за восстановление, поскольку дальнейшее использование является небезопасным.

сварка дисков

Ремонтировать на дисках повреждения, которые появились в центральной части или же на ободе не рекомендуется путем добавления или снятия части металла, а также при помощи сварки или с использованием нагрева. Данные методы приводят к высокой концентрации нагрузки в самых слабых частях диска. Такой ремонт опасен при дальнейшей эксплуатации диска в условиях разбитых дорог, поскольку восстановленный одним из указанных способов автодиск может на ухабах и ямах просто разрушиться. Экономия на ремонте колесного диска, в большей степени вероятности, приведет в дальнейшем к значительным затратам на ремонт авто и к риску для жизни.

Есть некоторые умельцы, соглашающиеся произвести восстановление диска при условии, что его лицевая часть не повреждена. Ремонт такого диска они проводят путем заимствования задней части с диска-донора и ее вваривания к задней части диску-реципиенту. Но, что может произойти с таким диском при дальнейшей эксплуатации – представить сложно. Восстановленный таким образом диск можно использовать разве что для музейных экспонатов и автомобилей, уже не предназначенных для езды.

Ремонт легкосплавных автодисков – явление достаточно частое. Для того, чтобы решить в каких случаях можно говорить о прокатке, а в каких о правке, необходимо договориться о правильной терминологии и разобраться в сути этих процессов.

Итак, главное различие, прокатка – воздействие на исправляемый диск при помощи роликов. Правка – воздействие при помощи гидравлического пресса. То есть в первом случае обод испытывает воздействие в точке контакта с роликом, во втором – воздействие поверхности гидравлического пресса на поверхность ремонтируемого элемента.

Чтобы привести диск в порядок, часто недостаточно только прокатки или правки, необходимы и другие операции: подробнее …

Литые диски изготавливаются, в общем случае, из сплавов алюминия с кремнием, магнием, другими добавками методом литья под давлением. В итоге получается легкое, но сравнительно хрупкое изделие. Так что, в связи с относительно малой пластичностью материала, ролики вообще могут не устранить дефект. И даже в случае успеха в месте точечного контакта возникнет напряжение металла. Хорошо ли это? Вопрос, в достаточной мере, риторический. Понятно, что любое возникшее напряжение может привести к изменению структуры сплава алюминия, что в дальнейшем ведет к появлению скрытых или явных трещин, разрушению автодиска, в конечном итоге, к аварийной ситуации. Поэтому прокатка хороша при ремонте штампованных дисков, изготовленных из пластичной стали, нормально воспринимающей точечное давление роликов прокатного станка.

Какие неисправности устраняет правка литых дисков

В случае с восстановлением геометрии дисков перед проведением правки очень важна консультация грамотного специалиста, так как каждый дефект подобного характера очень индивидуален. На особенности повреждения влияют скорость движения автомобиля, направление ударной силы, состояние дорожного полотна и специфика ударного воздействия. Кроме того, при устранении дефекта с помощью правки мастер в обязательном порядке учитывает общее состояние поверхности диска, марку металла, из которого он изготовлен, длительность эксплуатации, наличие предыдущих ремонтов. После анализа всех этих факторов определяется специфика и особенности ремонта, а также разновидность правки, так как процедура может выполняться как с нагревом диска, так и без него.

Правка литых дисков устраняет следующие разновидности повреждений;

  • осевое биение;
  • радиальное биение;
  • комбинированное биение;
  • вмятины различной глубины;
  • разрывы диска;
  • восстановление утерянных фрагментов;
  • искривления обода;
  • искривления оси.

Нужно помнить о том, что при устранении некоторых дефектов литых дисков в комплексе с правкой применяется ряд других разновидностей ремонтных работ. В их числе аргоновая сварка, шлифовка или покраска литых дисков. Даже если диск не имеет видимых повреждений, специалисты советуют тестировать его на предмет деформаций каждые 10 000 км.

Для чего нужна правка литых дисков

Прокатка литья

Когда повреждение не сильно заметно невооруженному глазу, можно отдать литой диск на прокатку, чтобы ему придали прежнюю точную геометрию. Это делается с применением того же оборудования, что и для обработки стальных дисков. Происходит вытягивание и прокатка посредством специального гидравлического пресса, оснащенного роликового профиля. Геометрия контролируется либо посредством маркировки поверхности, либо с помощью лазерного измерителя.

remont-diskov-4

Если обод погнулся не слишком сильно, а повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке, то поверхность колеса будет восстановлена именно посредством холодной прокатки. Если вмятина достаточно велика, то длительность прокатки составит часа полтора часа либо более. Иногда мастера не хотят возиться длительное время с одним колесом, поэтому применяют нагрев диска сваркой либо паяльной лампой, чтобы ускорить процесс. Этого делать нельзя, так как колесо в таком случае придет в негодность.

Особенность литого легкосплавного диска состоит в том, что он обладает цельной кристаллической структурой металла. Если нагревание до высокой температуры будет производиться в одном месте, то происходит безнадежное разрушение все структуры, что приводит к появлению напряжения в месте нагрева. С учетом того, с какой скоростью тяжелый диск вращается на оси во время движения автомобиля можно говорить о том, что при малейшем ударе точка напряжения может пострадать настолько, что в колесе появится раскол. Это очень опасно, так как в этот момент скорость движения вашего автомобиля может оказаться достаточно велика.

Общие сведения о прокатке дисков

Прокатка литых дисков требует вмешательства только квалифицированного специалиста, который сможет выполнить поставленную задачу без изъянов. От компетентности мастера будет зависеть итоговый результат проделанной работы. На просторах интернета часто можно встретить негативные отзывы о правке литых дисков, но они преимущественно связаны с непотребными действиями специалиста, который не только не смог выполнить обязанности, но и ухудшил положение дел. Правка имеет несколько особенностей:

  1. Первоочередным этапом является диагностика, так как каждая поломка индивидуальна. Работник обязан определить природу неисправности, а для этого он снимает шины с дисков, по-другому причины сбоя выяснить невозможно.
  2. Следующий шаг – это определение характера изъяна, на основании которого будет сделан подробный план исправления ситуации.
  3. Литые диски нередко становятся причиной затруднения ремонтных работ, следовательно, правка – это дорогостоящая процедура. В этом работникам помогает специальное оборудование, которое должно быть соответствующим и качественным. Литые диски требует особого ухода.
  4. Перед тем как начать исправление, ремонтники очищают диски от загрязнения и пыли, далее начинается основной этап.

Прокатка дисков

Правка автодисков

Для подобной процедуры используется специальный гидравлический пресс, который имеется в автосервисах. Если повреждения не сильные, то диск разогревать не понадобится. А если существенные, то тогда понадобится предварительный разогрев деформированного места, а затем уже правка.

Эти рекомендации объясняются тем, что при нагревании до высоких температур происходит нарушение структуры металла. Использовать такой автодиск не рекомендуется, так как при значительном восстановлении он прослужит совсем недолго. Попадание в большую выбоину на скорости может его окончательно сломать. И к тому же такой обод небезопасен для дальнейшей эксплуатации.

Технология правки происходит следующим образом:

  • Мастер визуально оценивает повреждения обода.
  • При небольших вмятинах его правят без помощи нагрева на гидравлическом прессе.
  • При значительных нагревают, затем правят.
  • Автодиск закрепляется на степпеле и к нему подводится гидравлический пресс.
  • Геометрия восстанавливается под необходимым усилием.

Микротрещины могут проявиться не сразу после деформации, это может стать заметным только после правки. Их исправляют тоже сваркой.

Аргонно-дуговая сварка

Показания к ремонту

Степень деформации дисков зависит от скорости движения, направления ударной силы, состояния дорожного полотна и характера ударного воздействия. Кроме того, на характер повреждений существенное влияние оказывают:

  • состояние поверхности дисков, распространенность усталостных деформаций;
  • марка металла, использованная для производства обода;
  • срок эксплуатации и предыдущие ремонтные операции.

Выполненные в прошлом ремонтные операции оставляют неизгладимый след. Из-за этого в некоторых случаях правка дисков становится невозможной – обод может не выдержать нагрузки и лопнуть. Чем больше срок эксплуатации, тем больше усталостных деформаций, которые, в свою очередь, вызывают появление более мелких дефектов.



Основные способы правки диска

  • Правка ручная с предварительным прогревом диска;
  • Правка ручная с прогревом и использованием ударного инструмента (молотки, кувалды); с применением гидравлического оборудования (домкраты);
  • Прокатка дисков на специальных станках с роликовыми механизмами.

Прокатка дисков с правильными роликами

Самым распространенный способ ремонта, причем данный способ является достаточно дешевым и отлично подходит для восстановления геометрии штампованных дисков. Данный способ не применяется для восстановления легкосплавных (литых), тем более кованных дисков, поскольку контроль давления рабочих роликов станка на диск достаточно сложен, поэтому существует вероятность повреждения поверхности литого диска.

Ручная правка диска с предварительным прогревом

Негативно сказывается на его прочности. Данное восстановление может создать лишнее напряжение в структуре сплава, что отразится на безопасности при дальнейшей эксплуатации диска после восстановления.

Правка диска с применением гидравлических домкратов

Идеальный вариант как для литых дисков, так и для кованных. Использование такого оборудования дает возможность эффективно удалять с поверхности диска вмятины, а также точечно воздействовать на поврежденную часть диска, вне зависимости от ее расположения.

Благодаря применению целой системы упоров, которыми оборудован станок, мастер в силах не только удалить имеющиеся на диске вмятины, но также и восстанавливать достаточно сложные деформации диска, например, «восьмерку» диска. При этом станок с гидродомкратами и измерительной иглой постоянно контролирует геометрию диска для достижения идеального результата. Применяя данный метод, на структуру сплава и саму поверхность диска оказывается минимальное влияние, что обеспечивается плавным нарастанием давления, регулировкой которого управляет специалист.

правка литых и кованных дисков

Молоток и кувалда

Последний вариант при ремонте автомобильных дисков. Конечно, можно попытаться придать правильную геометрию диску при помощи молотков, но получить нормальный результат вряд ли получится, а вот испортить диск – запросто.

Возможна ли вообще прокатка легкосплавных дисков?

На некоторых станциях технического обслуживания для повышения пластичности алюминиевого сплава нагревают поверхность автодиска в месте прокатки. Пластичность, естественно, увеличивается, но вместе с тем и увеличивается вероятность нарушения структуры материала при превышении некоего температурного предела, что может привести к потере прочности. Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Наверное, все зависит от мастерства специалиста, умеющего правильно оценить степень повреждения, дозировано применить прокатку с нагреванием или без него. Главное же – это желание автовладельца рискнуть делать ремонт способом, не самым оптимальным для исправления повреждений именно легкосплавных литых дисков.

Сварка литого диска

Эта мера из всех является самой крайней, поэтому идти на нее не стоит. С технической точки зрения можно починить диск, имеющий любые повреждения, даже тот, что развалился на несколько кусков. Нет такой проблемы, которую невозможно решить, это только вопрос времени и денег. Существуют современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов, которые позволяют устранить трещины, имеющиеся в ободе диска, сварить лопнувшие лучи, а также наварить фрагмент обода, который по тем или иным причинам отсутствует.

Поврежденный участок диска или трещина прогревается на всю глубину, проваривается в двух сторон, а потом трещина заполняется металлом полностью. Далее требуется отшлифовать сварочный шов, а потом отполировать его. По завершению этой процедуры производиться балансировка колеса, которое потом вручается владельцу.

remont-diskov-3

Такое восстановление дает определенный эффект, но важно помнить, чем чреват нагрев диска, а сварка в этом случае наносит ему еще больший урон. Процесс сварки, используемая сварочная проволока – это все уже не то. Невозможно восстановить внутреннюю структуру диска. И балансировка даже с самой высокой степенью точности никак не способна исправить положение. После термической обработки металл приобретает определенное внутреннее напряжение. В этом случае никто не способен дать гарантию, что литой диск после сварки окажется способен выдержать 800-1000 оборотов в минуту, и при этом еще справляться с воздействием нагрузки в треть тонны. Тут ситуация такова, что разрушение может случиться через полгода, а может и на следующий день, сложно предсказать исход.

Если по каким-либо причинам легкосплавный диск лопнул или от него откололся кусок, то не стоит рисковать, а следует купить новый.

Можно ли править автомобильные диски

Если речь идет о штампованных моделях, то их правку и восстановление делать можно, но только если обод не поддался сильным повреждениям. А вот литые ремонтировать не рекомендуется, особенно если они сильно деформировались либо треснули. Поэтому в некоторых автомастерских мастера просят клиента подписать согласие на их ремонт.

Это значит, что особа, зная о всех возможных последствиях, все-равно намеренно сдает автодиск на восстановление. Данная процедура стоит недешево, особенно если речь идет о литых моделях. Если все же несмотря на все предостережения обод сдается на правку, то следует выбирать только специализированные мастерские с хорошим оборудованием.

Почему опасно эксплуатировать диск с деформациями

Дефекты, связанные с деформациями литых дисков, считаются наиболее сложными и опасными. Дальнейшая эксплуатация колес с нарушенной геометрией может привести не только к выходу из строя отдельных узлов трансмиссии, но и создает повышенный риск ДТП. А в некоторых случаях использовать деформированный диск и вовсе нельзя.

Различные категории дефектов формируют и разные последствия:

  • При возникновении так называемого радиального смещения происходит деформация диска в вертикальной плоскости, образовываются загибы лицевой или задней части. Такие повреждения формируют биение колеса вверх и вниз, что в свою очередь ведет к повреждению покрышек, отдельных деталей подвески и рулевого механизма.
  • При осевом смещении происходит деформация диска в горизонтальной плоскости. Это приводит к неравномерному износу протектора шин, формирует нагрузку на ступицу и рулевое управление.

Чаще всего нарушение геометрии диска определить несложно. Во время движения деформации создают неуравновешенные центробежные силы с разными векторами, которые, в свою очередь, формируют вибрации колеса. Это можно почувствовать биением «на руле» при дефектах передних колес, а при деформации задних дисков — вибрациями кузова. Кроме того, чувствуется неровная траектория движения автомобиля, когда его «уводит» в сторону. К тому же, вибрирующее колесо имеет плохое сцепление с дорогой и увеличивает тормозной путь.

Для чего нужна правка литых дисков

Достоинства прокатки

Любая манипуляция с личным автомобилем требует разбора плюсов и минусов выбранной процедуры. Некоторые предпочитают приобрести новый диск, чтобы не рисковать сомнительной, по их мнению, операцией. Но другие решаются на правку, оценив все преимущества работы. К позитивным сторонам прокатки можно отнести:

  • Процедура по стоимости дешевле, нежели покупка нового приспособления. Возможность лишний раз сэкономить – это явный плюс процедуры, так как автолюбителям нередко приходится изрядно тратиться на авто.
  • Повреждения дисков носят разный характер. Некоторые невозможно исправить в условиях сервиса. Если диск потерял первоначальный облик, то ситуация исправляется обычной покраской. Сделать это можно самостоятельно. Нет надобности в приобретении дорогостоящего атрибута, если собственноручно проблема решаема.
  • Если поломка серьезнее, то прокатка в салоне может стать оптимальным выходом из ситуации. Прокатка обладает важным достоинством – удаление лишних грузиков, которые впоследствии придают диску округлости. Движение транспорта будет радовать владельца, так как оно станет плавным и четким. Управление автомобилем будет приносить комфорт.
  • Некоторым автолюбителям свойственна беспричинная паника, когда они сталкиваются с минимальными неполадками. Они сиюминутно решают сменить старый диск на новый, но не всегда проблема решается кардинальным образом. В салоне мастер сможет верно определить причину поломки и ее возможные решения. Это делается с помощью диагностики, которая покажет все проблемы с авто и их значимость.
  • Помывка колес также является плюсом процедуры, так как на эту, порой кажущуюся, простую манипуляцию катастрофически не хватает времени.

Профессиональная прокатка

Позитивные стороны прокатки дисков зависят от произошедшей неисправности, своевременной реакции владельца и мастерства специалиста.

Погнулся диск – что предпринять

Если препятствия на дороге не удалось избежать и столкновение колеса с ямой все же произошло, следует незамедлительно остановиться и проверить, не спускают ли колеса. Подобные последствия погнутого диска колеса являются первым признаком значительной деформации.

Если на авто установлены литые колеса, то можно обнаружить повреждения в виде трещин. Однако необходимо учесть, что при их отсутствии деформация может появиться внутри диска, ведь изъяны часто носят скрытый характер.

Если это неприятность произошла в поездке, то следует установить запасное колесо и в ближайшем СТО или на шиномонтаже проверить поврежденное.



Ремонт кованных дисков

Восстановление и ремонт кованных дисков тоже имеет свои особенности. Во время их изготовления заготовка – основа для производства диска – проковывается под высоким давлением – 10 000 тонн/см 2 . После проведения данной процедуры из обработанной заготовки вырезается диск, что позволяет в полной мере сохранить структуру и прочность металла. Все малые вмятины и замины кованных дисков можно без проблем выровнять, но если применить сварку при ремонте кованного диска, то она приведет к безвозвратной и полной утрате свойств структуры сплава.

кованные диски на Mercedes

Такой диск после ремонта может выглядеть как новый, но былая прочность будет потеряна. Примерно такой же эффект будет наблюдаться и с литыми дисками, но с той лишь разницей, что они не так восприимчивы к деформациям. Их тоже не желательно подвергать нагреву, поэтому оптимальный способ – это холодная сварка.

Рихтовка дисков

remont-diskov-2

Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих. Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток. Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.

Какое оборудование применяется для правки литых дисков

Из всех разновидностей ремонта литых дисков правка относится к наиболее сложным процессам, для которого необходимо применение высокотехнологичного дорогостоящего оборудования. Эта процедура производится на специальном станке для правки дисков. На современном рынке представлено несколько разновидностей таких машин.

Наиболее распространены универсальные станки для правки литых дисков, которые позволяют реализовать комбинированный подход к устранению дефектов литых дисков с использованием гидравлических и механических узлов. Такие машины эффективно выравнивают радиальное и осевое биение, эллипсность, деформации в местах посадки резины. Универсальные станки для правки литых дисков позволяют реализовать несколько способов ремонта:

  • двусторонняя правка при помощи стационарных и мобильных роликов;
  • правка с помощью гидроцилиндра.

Кроме универсальных станков для правки литых дисков используются:

  • специализированные станки для правки «восьмерки», которые устраняют радиальную деформацию обода;
  • станки для правки, укомплектованные ножницами для подрезания кромки;
  • станки для правки с электрическим вращением шпинделя;
  • станки для правки с двусторонним гидравлическим цилиндром.

Для чего нужна правка литых дисков

Отрицательные стороны правки литых дисков

Если вы наткнетесь на отзывы автомобилистов, которые уже делали правку литых дисков, то, скорее всего, вы удивитесь, как многие люди высказываются крайне отрицательно по поводу этой процедура. Однако есть объективные минусы, на которые непременно стоит обратить внимание.

Почему нельзя делать правку литых дисков:

  • Это небезопасно. Действительно, никто не может дать вам гарантии, что диск прослужит вам еще долго и работать будет абсолютно, как надо. Также вам никто не гарантирует, что с диском не может возникнуть проблем, которые приведут к аварии, прямо на дороге.
  • Диски все равно принимают свой первоначальный вид. Конечно, вы можете радоваться тому, что ваш литой диск наконец-то «подлатали» и теперь он выглядит прилично (почти совсем как раньше). Однако, что бы ни делали с вашими дисками в салоне, через какое-то время они все равно примут первоначальную форму (ту форму, в который вы привезли ваш диск в ремонтный салон или центр по работе с машинами).
  • В конце концов, вы потратите гораздо больше. Конечно, сама процедура обойдется вам дешевле, чем покупка нового литого диска (а они очень дорогие), однако ремонта, скорее всего, хватит ненадолго, и колесо принесет автовладельцу новые проблемы. Тогда придется либо снова идти в ремонтный салон или сервис, либо покупать новое колесо.
  • После нагрева литой диск будет гораздо больше подвержен разного рода опасностям. Любая кочка или яма, любое столкновение с различного рода препятствиями могут привести к расколу колеса. Кто знает, какими последствиями это чревато?
  • Угроза попасть к плохому мастеру. Если вы попадете к плохому мастеру, который не имеет ни малейшего представления, как правильно обращаться с литыми дисками, то в дальнейшем вы можете попасть в какую-либо беду на дороге.

Это основные минусы правки литых дисков, которые не стоит оставлять без внимания.

Во время правки

Марка металла

Марка используемого для производства стальных дисков металла характеризует их твердость, пластичность и хрупкость. Чем пластичнее материал, тем лучше он поддается ковке, а, следовательно, и правке. Наиболее высокими пластичными свойствами обладают изделия из Италии, Турции и Китая.

правка литых дисков

При высокой твердости правка дисков практически невозможна. В результате сдавливающего воздействия обод не деформируется, не возвращается к прежнему состоянию, а растрескивается и лопается. Труднее всего ремонтировать продукцию из Германии.



Ремонт при незначительных вмятинах

Если Вами обнаружены незначительные вмятины на диске, но при этом явного повреждения спиц не видно, то ремонт такого диска вполне возможен, но только в тех сервисах, у которых в наличии имеется оборудование для холодной вытяжки и выдавливания . Восстановленный при помощи такого оборудования диск будет обладать свойствами и прочностью, максимально приближенными к характеристикам до момента повреждения. При значительных дефектах колесного диска, сопровождающихся наличием трещин или вовсе частичным разрушением, мы рекомендуем его не восстанавливать. Учтите, собственная безопасность на дороге стоит дороже новых дисков.

Цены на ремонт дисков – еще один фактор, который может повлиять на окончательное решение по восстановлению. Если стоимость услуг больше, чем половина стоимости диска, то в проведении таких работ смысла нет. Следует учитывать, что после ремонтных работ необходимо провести их качественную покраску. Если проблема крутится вокруг дешевых дисков китайского производства, то стоимость ремонта может достигать цены на новый диск, поэтому восстанавливать такой диск нецелесообразно. Но если дело касается оригинальных дисков заводского изготовления, стоимость которых может достигать 1000$, то смысл в их восстановлении все же имеется.

Напоследок несколько слов о таких работах, как полировка дисков с последующей покраской. Данные операции практически никакого влияния на прочность диска не оказывают, а значит, стать причиной повреждения диска попросту не могут. Такая реставрация больше относится к декоративному ремонту. Но если Вы любитель «почесать» диски авто бровками колес, то шлифовка и полировка диска рекомендована для Вас.

Выводы

Следует максимально внимательно относиться к приобретению литых дисков, которые уже были в употреблении. Некоторые умельцы ремонтируют сломанные диски, восстанавливают покрытие посредством покраски, а потом реализуют их. Алюминиевый диск покрывается порошковой краской, чтобы скрыть следы сварки, шлифовки и полировки. Все следы нагрева металла скрываются этими средствами, а выявить их можно только при помощи дефектоскопа.

Разновидности поправимых повреждений

Литые диски предназначены не только для придания транспортному средству привлекательного внешнего вида. Повреждение этих деталей может стать причиной ухудшения управляемости автомобиля в процессе движения. При этом езда на поврежденных дисках небезопасна.

Основные типы повреждений дисков колес:

  1. Трещины и сколы – образование на поверхности изделий небольших дефектов, нарушение лакокрасочного слоя. Причины таких повреждений: попадание машины в выбоины и большие ямы на дороге.
  2. Радикальное смещение – вмятины на изделии. Причины: попадание колеса в яму, наезд на бордюр.
  3. Осевое смещение – в результате бокового удара колеса автомобиля о бордюр иди прочее ТС на детали образовалась «восьмерка».

Диски с такими неисправностями можно отремонтировать.



Ремонтное оборудование

В зависимости от типа диска применяют один из двух станков для восстановления геометрии колеса. Устройство для правки штампованных изделий имеет в своем составе шпиндель, на котором закрепляется само колесо, а также прокатные ролики. Они, создавая высокое напряжение на поверхности обода, заставляют его принять свою первоначальную форму.

стенд для правки дисков

Принципиально иное строение имеет стенд для правки дисков цельнолитого типа. Рабочими элементами в таком станке являются гидравлические цилиндры и насадки. Цилиндр, после установки непосредственно на деформированное место, вытягивает материал, возвращая ободу первозданный вид. Очень часто в состав такого оборудования включают элементы токарных станков для восстановления «прикладочных» поверхностей.

Особенности прокатки литых изделий

Литые диски, наряду со всеми своими положительными качествами, обладают существенным минусом – высокой хрупкостью. Под сильным ударным воздействием изделия просто лопаются, после чего восстановлению не подлежат. Из-за зернистой структуры металла правка литых дисков отличается некоторыми особенностями.

правка штампованных дисков

Во-первых, их выправка занимает гораздо больше времени, нежели восстановление штампованной продукции. Это связано с тем, что во время восстановления геометрии нагрузка подается постепенно, дабы не вызвать появление трещин. Во-вторых, литые изделия предварительно нагреваются. Локальный нагрев производят для повышения для повышения пластичности металла, чтобы он не сопротивлялся деформированию.

В-третьих, правка литых дисков осуществляется только локально. Непосредственно на дефект воздействуют специальные насадки, которые вытягивают, выправляют обод. И, наконец, стоимость такого мероприятия способна серьезно ударить по кошельку. Это связано с большой трудоемкостью процесса.

Правка литых дисков

Восстановление стальных дисков

Если ваши диски выглядят не лучшим образом, может быть, лучше провести полную регенерацию с помощью пескоструйной обработки и покраски? Тогда они вернут себе идеальный вид, что пойдет на пользу всей машине.

Пескоструйная обработка стальных дисков осуществляется в автоматическом пескоструйном аппарате. Имеет регулятор скорости, который предотвращает повреждение покрытия. После этой обработки обод также должен быть дополнительно защищен антикоррозийной жидкостью.


Стальные диски можно легко выправить — прокатка диска на станке

Затем пришло время для шлифовки, чтобы удалить любые царапины или вмятины, а затем порошковая покраска. Есть много цветов на выбор, так что вы действительно можете выделиться.

Покраска стальных дисков начинается с порошкового покрытия, а затем электростатически наносится порошковая электростатическая краска. Затем деталь направляется в печь, где краска отверждается при 180 ° С. Если этого требует выбранный цвет, ободок можно также покрыть прозрачным лаком.

Стоит, однако, отметить, что покраска и пескоструйная обработка стального обода стоят от 1700 до 2700 рублей, что в сочетании со стоимостью выпрямления может быть невыгодным.

Специфика прокатки штампованных дисков

Штампованные диски свариваются из листовой стали, отличаются большими показатели пластичности. Благодаря этому возможно устранение не только локальных дефектов, но и больших по площади деформаций. Правка штампованных дисков происходит без предварительного нагрева.

Сам процесс проходит в несколько этапов. Сначала обод помещается в рихтовальный стенд, закрепляется, после чего проводят анализ повреждений. Выправка происходит при помощи специальных роликов, которые раскатывают поверхность до полного устранения дефектов. Опыт показывает, что правка дисков наилучшего качества возможна только в итальянском оборудовании. По возможности выбирайте автосервисы со стендами из Италии.

Правка диска своими руками

Если повреждения на диске незначительные, то автолюбителю вовсе не обязательно обращаться к мастерам в техцентр, так как вся процедура может быть проделана лично владельцем транспортного средства в собственном гараже.

Чтобы это сделать, автолюбителю достаточно иметь под рукой абсолютно жёсткое стальное основание, например, тиски или просто брусок, кувалду и строительный фен или газовую горелку, которую вполне можно заменить паяльной лампой. Далее все шаги делаются в следующем порядке:

  • Аналогично предыдущему способу, необходимо снять колесо, промыть и обследовать на предмет обнаружения прочих дефектов кроме замятого края.
  • Следующая ответственная процедура – это нагрев повреждённого участка, который лучше всего вести при помощи строительного фена, так как пламя от горелки безнадёжно испачкает поверхность изделия. В процессе повышения температуры сталь станет более податливой, но в то же время в бытовых условиях температуры пока ещё недостаточно для того, чтобы материал потерял свою структуру, или в ней произошли какие-либо изменения.
  • Далее нужно аккуратно положить его на металлическое основания прямо деформированной частью, зафиксировать либо надёжно держать рукой. Для этих целей лучше всего воспользоваться помощью ещё одного человека.
  • После того как изделие надёжно закреплено на стальной подкладке, необходимо взять кувалду и нанести несколько точных ударов по погнутому участку для его выпрямления.
  • Процедура правки легкосплавных дисков завершается при помощи 1-килограммового молотка, которым наносятся удары, и остатки деформаций рихтуются до достижения колесом необходимой формы.
  • Конечно, в процессе правки автомобильных дисков может быть повреждено лакокрасочное покрытие, особенно при нагреве изделия на открытом огне горелки. Если это штампованное изделие, то автолюбитель может восстановить его самостоятельно, однако в случае литья всё-таки стоит обратиться в СТО, где есть покрасочная камера, и специалисты выполнят работу с соблюдением необходимой технологии.

Вам это будет интересно О литых колесных дисках R13


Установка диска перед правкой

Несмотря на выпрямление диска, после ручной рихтовки он не приобретёт былую геометрию, и это почти наверняка вызовет биение при езде на автомобиле с большой скоростью. Это означает, что после подобной операции водителю необходимо обратиться на шиномонтаж, где его колесо будет установлено на балансировочный станок, и в случае отсутствия равновесия мастер закрепит дополнительные грузы в соответствующих местах диска.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий