Противотуманки и дневные ходовые огни это одно и тоже?
Противотуманные фары – специальные фары, позволяющие автомобилю безопасно двигаться в условиях тумана и сниженной видимости. Отличаются от ближнего и дальнего света специальной конструкцией и местом расположения. Может сложится впечатление, что перепутать противотуманные фары с дневными ходовыми огнями сложно.
Дневные ходовые огни призваны сделать автомобиль более заметным при движении в дневное время суток. Они должны быть направлены по движению автомобиля, но могут иметь любую осветительную способность. Согласно правилам, этими огнями не обязательно должны являться специальные осветительные приборы, возможно использования других достаточно сильных фар. Следовательно, противотуманные фары – это дневные ходовые огни.
Изготовление и установка ДХО в штатные фары своими руками: правила и нюансы
Дневные ходовые огни во многих странах сегодня являются обязательной оптикой, которая должна быть включенной в дневное время суток. Из-за этого многие автовладельцы столкнулись с необходимостью покупки и установки ДХО в свои авто. Но нашлись и те, кто решили сделать ДХО в штатные фары своими руками. Подробнее об изготовлении и подключении этого типа оптики вы сможете узнать из данного материала.
Особенности и регламент использования ПТФ вместо ДХО
За минувшие несколько лет в правилах дорожного движения нашего государства произошёл ряд изменений и дополнений. С целью обозначения и видимости автомобилей и иных транспортных средств в светлое время суток на них должны быть включены так называемые дневные ходовые огни. Тем не менее далеко не все из них оснащаются с завода подобной опцией. Неудивительно, что у многих автолюбителей возникает вполне логичный вопрос: можно ли их заменить габаритами или противотуманными источниками света? Попробуем разобраться в данном вопросе.
Штраф за противотуманки вместо ДХО — законно ли это?
Штрафы за использование противотуманных фар вместо ДХО в наше время совсем не редкость. Останавливая транспортное средство, сотрудники ГИБДД ссылаются на п.19.5 ПДД РФ и выписывают «нарушителям» штраф в размере 500 рублей. Однако, является ли замена фар ближнего света и дневных ходовых огней незаконной? Или это просто лишний повод придраться?
Законно ли использовать “противотуманки” взамен дневных ходовых огней в 2021 году?
С каждой новой моделью автомобилестроительные корпорации стремятся все больше усложнить оптическое оборудование, так что владельцу нового автомобиля подчас непонятно, где в его машине габаритные огни, где фары ближнего света, а где противотуманки. Сложности с использованием светотехники все более увеличиваются в светлую ясную погоду, когда простому автомобилисту и вовсе не ясна логика строгих требований использования каких-либо оптических приборов. А за неправильно включённое световое оборудование полагается штраф. Кроме того, это может отрицательным образом сказаться на безопасности движения. Поэтому сегодня мы детально разберемся, в чем отличие противотуманных фар от фар дневного света, и являются ли эти приборы взаимозаменяемыми.
Сложные современные оптические приборы
ТОП-10 лучших противотуманных фар
Езда в туманную погоду создает большие сложности водителям транспортных средств, начиная с легковых авто и заканчивая грузовиками и мотоциклами. Из-за недостаточной видимости риск сбить человека, угодить в кювет или столкнуться с другим транспортом возрастает в разы. Помогают решить проблему противотуманные фары, которые освещают не только саму дорогу, но и обочины. Изучив обзор-рейтинг, приведенный в статье, вы сможете выбрать лучшие противотуманные фары, которые отвечают современным требованиям.
Можно ли ставить светодиодные LED-лампы в противотуманные фары?
Ранее мы рассмотрели вопрос о законности установки ксенона в ПТФ и светодиодов в головной свет. Настало время выяснить, можно ли и насколько правомерно устанавливать светодиодные лампы LED в “противотуманки”, какое наказание за это последует, рассмотреть судебную практику по таким делам, что об этом говорят ПДД и в каких случаях ставить светодиоды всё же можно.
Можно ли ездить днём с противотуманными фарами? Правила использования ПТФ по ПДД
Все водители знают – противотуманные огни предназначены для езды в тумане. Это следует из их, собственно, названия. Но вот то, что пункты ПДД, регулирующие правила их использования, вообще не содержат слова “туман”, знают далеко не все. Речь идёт именно об условиях недостаточной видимости. Все правила пользования ПТФ 2021 года мы и изучим в этой статье. В частности, ответим на вопрос, можно ли ездить днём с противотуманками, при каких условиях, возможно ли их использовать вместо ДХО и когда нужно выключать.
Отличия между противотуманными фарами и дневными ходовыми огнями
Проблема в том, что хоть противотуманки и дневные ходовые огни это одно и тоже, специальные ходовые огни обладают важным свойством: автоматическое включение. При стандартном подключение противотуманных фар не предполагается их включение вместе с зажиганием, это неудобно. Каждый раз водитель должен сам включать противотуманки, которые являются дневными ходовыми огнями в данном случае. При стечении обстоятельств это может привести к штрафам за невключенные дневные огни.
Смотрите в видео ниже, как правильно сделать дневные ходовые огни.
Что может использоваться как дневные ходовые огни?
В качестве дневных ходовых огней могут использоваться:
- Ближний свет. При этом мощные фары ближнего света расходуют аккумулятор. Включение необходимо каждый раз контролировать вручную. Но при этом не требуется каких-либо дополнительных осветительных устройств. Ближний свет всегда готов выполнить функцию дневных ходовых огней;
- Противотуманные фары. Мене мощные чем ближний свет, могут быть настроены на автоматическое включения, но все еще потребляют заметное количество заряда аккумулятора. Правда их специализация подразумевает использование в условиях сниженной видимости;
- Специальные фары. Маломощные диодные фонари, установленные дополнительно на бампер и настроенные на автоматическое включение, решат проблему забывчивости водителя. Их стоимость сравнима со стоимостью штрафа за движение с выключенными дневными ходовыми огнями. Установка не занимает много времени и можно подобрать подходящую модель. К тому же маленькая мощность не сильно скажется на заряде и сроке службы аккумулятора.
Можно сделать вывод, что дневные ходовые огни – это противотуманки, но только в случае отсутствия специализированных дневных ходовых огней. В случае тумана на дороге, противотуманные фары не только подсвечивают дорогу, но и выполняют функцию дневных ходовых огней, так как ближний свет будет мешать движению, а специальные фары недостаточно мощные для комфортного восприятия другими участниками дорожного движения вашего транспортного средства.
Правовые нормы в России и Украине
В принципе, соорудить дневные ходовые огни своими руками не особо сложная задача. Для этого вам потребуются только ровные руки и минимальные знания в области электроники. Однако перед тем, как сделать ходовые огни для своего автомобиля, необходимо точно знать, что гласит буква закона по этому поводу. В противном случае, вы можете столкнуться с проблемой неправильной установки, что приведет к получению штрафов и регулярным остановкам автосотрудниками полиции.
По законам Российской Федерации, ходовые огни на авто должны быть включены в любом случае, независимо от времени года и суток. Это правило было введено еще в 2011 году. Сами ДХО могут использоваться совместно с фарами ближнего света, а также противотуманной оптикой. Но если подключить их к имеющейся оптике не представляется возможным, то их можно установить отдельно от фар головного освещения. Главное, чтобы установка была осуществлена с учетом всех требований и стандартов.
Нормы по установке ходовых огней
Что касается украинского законодательства, то в ПДД указывается, что ДХО в фары это осветительные приборы.
Но в отличие от российского законодательства, в Украине необходимость включения дневных ходовых огней возникает в нескольких случаях:
- в период с 1 октября по 1 мая в любое время суток,
- при движении в условиях пониженной видимости,
- при езде за пределами населенных пунктов.
Нюансы включения ходовых огней
Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.
Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.
Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.
Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…
Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.
Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.
Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.
Назначение ДХО и ПТФ
В начале прошлого столетия с использованием оптического оборудования на автомобилях все было просто и понятно. Машины имели только передние фары, которые включались исключительно в темное время суток и задние фонари. Бесполезность фар в дневное время даже привела к моде так называемых поднимающихся фар, когда днем оптика была скрыта. Все изменилось с увеличением автомобильного трафика, когда частота происшествий вынудила правительства государств, а также руководство автомобильных компаний задуматься об улучшении видимости автомобилей на дорогах в том числе и днем. Сначала водителей обязали включать фары ближнего света в дневное время, а потом автопроизводители начали устанавливать на машинах дневные ходовые огни, которые автоматически включаются при работающем двигателе и горят всегда вне зависимости от условий видимости.
Дневные ходовые огни
Противотуманные фары появились раньше и предназначены для использования в тяжелых метеоуслових. То есть не только во время тумана, но также во время дождя и снегопада. В таких условиях обычные фары дневного света не эффективны, поскольку они отражаются от мельчайших частиц влаги и снега и создают мутную пелену, которая только ухудшает видимость. Противотуманки дают плоский горизонтальный луч, который светит непосредственно над дорожным полотном, не подсвечивая толщу тумана.
Противотуманные фары
Можно ли включать днём ПТФ и ездить с ними?
Да. Во всех случаях и при любых условиях – погодных, световых, дорожных, температурных, влажностных и тому подобных.
Что говорят об этом Правила дорожного движения, актуальные на 2021 год? Нам нужны только 2 пункта из раздела 19:
- в светолое время суток все автомобили должны ездить только с включёнными дневными ходовыми огнями либо фарами ближнего света (казалось бы, причём здесь ПТФ?!) – пункт 19.5 ПДД,
- противотуманки могут использоваться вместо ближнего головного света в соответствии с п. 19.5 Правил – это предписывает уже пункт 19.4.
Как видим, всё достаточно просто – днём вы обязаны включать либо ближний, либо ДХО, либо противотуманные фары вместо 2 предыдущих видов освещения дороги.
Выше мы вели речь о возможности езды с использованием “туманок”. Да, их можно включать днём. Однако, не всегда можно ездить только с ними – есть случаи, когда дополнительно необходимо задействовать и иные огни вместе с ПТФ.
Но есть условия!
ПДД чётко предписывают, в каких случаях какие типы головного и заднего света должны быть включены при определённых ситуациях. И в данном случае, даже если вам и можно ехать днём с противотуманками, но дополнительно к ним должны применяться следующие огни.
В частности, Правила регламентируют такие ситуации в дневное время:
- при недостаточной видимости (туман, дождь, снег и другие условия, при которых видимость дороги менее 300 метров) вы можете ездить с противотуманными фарами, но обязательно должен быть также включен ближний или дальний свет фар,
- в тоннеле действует это же правило,
- если вы остановились на неосвещённом участке дороги в условиях той же недостаточной видимости – к “туманкам” нужно включить габаритные огни (а также можно дополнительно задний противотуманный фонарь, фары ближнего света).
Как работают противотуманные фары на всех машинах
Если быть точнее, то не на всех на дорогах России, а на тех, что соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза О безопасности колёсных ТС.
Этот нормативный акт предписывает, что ПТФ могут работать только в тех случаях когда включены:
- габариты – спереди и сзади автомобили,
- лампа освещения заднего госномера.
То есть на транспортных средствах, которые поставляются в нашу страну законно и имеют российский ПТС, что само по себе означает, что они соответствуют Техрегламенту, не будут работать противотуманки без включенных габаритов и освещения заднего ГРЗ. Это предписывают пункты 1.9 и 1.10 Приложения 3 данного документа:
1.9. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы передний и задний габаритные огни и фонарь освещения заднего регистрационного знака могли включаться и выключаться одновременно.
1.10. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы огни дальнего и ближнего света и передний противотуманный огонь могли включаться только в том случае, если включены также огни, указанные в пункте 1.9.
Светодиодные лампы в ПТФ – это законно?
Ответить на данный вопрос возможно сразу: да, LED-лампы можно устанавливать в противотуманные фары, но при выполнении 2 условий.
- “противотуманка” для возможности использования со светодиодной лампой должна иметь маркировку, согласно Правилам ООН №19,
- сама LED-лампочка должна соответствовать Правилам ООН №128.
Поправки в Правила ООН, позволяющие устанавливать в обычные фары вместо ламп накаливания светодиодные лампы, на 2021 год все еще находятся в стадии разработки.
Что написано в ПДД о световых огнях
Согласно существующему законодательству, которое регламентирует передвижение транспортных средств, предусмотрены повышенные нормы для езды за городом с 1 октября по 1 мая. В эту пора года и в этих условиях на транспорте должны быть зажжены дневные ходовые огни. Их главная задача состоит в том, чтобы суметь обратить внимание других машин, пешеходов и велосипедистов, что движутся во встречном направлении.
Использование ПТФ вместо дневных ходовых огней категорически запрещено, на что следует обратить внимание отечественным автомобилистам. Эти световые конструкции имеют совершенно различное предназначение, а не только конструктивные отличия. Противотуманки дают широкий луч света по горизонтали, но узкий по вертикали. Они располагаются на нижней части бампера и не слепят встречных водителей.
Совсем другая задача ставится перед дневными огнями для передвижения. С их помощью легковое авто или другое транспортное средство должно быть замечено всеми другими участниками движения. Для этой цели световой луч должен светить не вниз, а прямо и вдаль. Пучок света располагается параллельно дорожному полотну.
Более подробно о режимах освещения на транспортных средствах говорит п. 19 ПДД. Он подразумевает обязательное обозначение транспорта в светлое время суток при помощи ДХО или фар с ближним светом. Однако же, п. 19.4 разрешает воспользоваться ПТФ вместо источников ближнего света в ситуациях, не предусматривающих другого выбора.
Простейшая схема
Самая простая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Плюсовой провод подсоединяют на клемму «+» замка зажигания. Минусовой провод крепят на корпус машины в удобном месте. В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные ходовые огни будут излучать свет всё время, пока повёрнут ключ зажигания. К тому же их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, не отвечает требованию ГОСТа.
Маркировка противотуманок для установки светодиодов
Самое интересное в Правилах ООН №19, устанавливающих требования к противотуманным фарам, содержится в п.3.5.2, где говорится о том, как должна быть маркирована фара, чтобы в ней можно было использовать светодиоды:
Конкретный идентификационный код включает начальные буквы “MD”, обозначающие “модуль”, за которыми следует маркировка официального утверждения.
По Техническому регламенту следует проверить необходимость выполнения еще одного условия.
Чтобы не слепить встречных, любые противотуманные фары с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть укомплектованы автокорректором фар.
Лучшие линзованные противотуманные фары
Hella Micro-DE 1NL 008 090-821
Компактный вариант противотуманной фары, оборудованный ксеноновой лампой и магниевым корпусом. Возможен вариант оснащения галогенной лампой. Крепление горизонтальное, на подвесной кронштейн П-образной формы. Изделие универсальное, подходит для различных типов авто. Доступ к лампе для замены осуществляется с тыльной стороны, для чего вначале снимают резиновый колпак. В набор входят 2 фары с крепежными приспособлениями и огнями, а также заглушки, болты крепления и провода. Тип светового пятна — однородный, с захватыванием обочин.
- степень освещенности почти такая же, как и у головных фар. Однако, слепящий эффект полностью отсутствует;
- высокий уровень прочности и герметичности;
- четкое разграничение тени и света;
- продуманная комплектация — есть все необходимое для монтажа;
- компактные размеры.
Минус — значительная глубина изделия, что иногда вызывает сложности с установкой.
Судя по большинству отзывов, покупка оправдала себя полностью, видимость существенно улучшилась.
Sho-me AF-H3-230
Линзованный противотуманный модуль «ангельские глазки». Оптика работает от напряжения в 12 В. Приспособление универсальное, работает с лампами, цветовая температура которых находится в пределах 3,0 — 30,0 тыс. К. Диапазон рабочих температур от -40 до +105 градусов. Модуль приспособлен под лампы с цоколем H3. Внешний диаметр составляет 8 см. Длина и диаметр линзы 13 и 4,5 см соответственно. Срок службы превышает 35 тыс. часов.
- стильный дизайн;
- универсальность, возможность использования в качестве ходовых огней;
- эффективность свечения. Противотуманки хорошо освещают дорогу даже в сильную непогоду и (или) в ночное время;
- возможность использования на различных автомобилях.
R-9167
Универсальная ПТФ R-9167 от ТМ Xenite имеет прочный корпус, выполненный из алюминиевого сплава. В комплект входят 2 фары. Прибор работает от напряжения 12 В, его номинальная мощность составляет 55 Вт. Габаритные размеры составляют 75х133х67 мм. Помимо ПТФ, в набор входят:
- крепление (кронштейн П-образной формы);
- 2 лампы H3 (галогеновые);
- Крепежные аксессуары.
Световой поток создается за счет линзы, которой оборудовано устройство.
AML-001 AUTOKRAFT D55 мм
Линзованный противотуманный модуль, который поставляют на российский рынок китайские производители, отличает красивый уникальный дизайн, хороший уровень светоотдачи и удобство крепления. При этом, цена очень невысокая, поэтому продукция Autokraft успешно конкурирует с дорогостоящими аналогами от маститых брендов. Галогенная фара диаметром в 5,5 см работает от напряжения 12/24 В. Модуль рассчитан на лампочку с цоколем H3. Лампочка входит в набор.
- отличное качество материалов и сборки;
- невысокая стоимость;
- несложное крепление;
- хорошие оптические характеристики.
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.
В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:
- ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
- схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
- схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
- с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.
Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка. Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.
При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.
Какой штраф или лишение прав?
Какое наказание последует, если в противотуманную фару, не имеющую маркировку MD, вставить светодиодную LED-лампу?
Смешивать теплое с зеленым нельзя. Установка в противотуманки ламп, для них не предназначенных, запрещена, так как получить работу фары именно в противотуманном режиме (см. ниже) невозможно.
Наказание за незаконную установку светодиодов в ПТФ предусмотрено частью 3 статьи 12.5 КоАП – лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до года с конфискацией LED-ламп.
Никакого запрета эксплуатации со снятием номеров не предусмотрено. Данная мера обеспечения давно отменена.
Почему столь жесткое наказание?
Наши граждане в подавляющем большинстве своем узнают то, о чем они думают, из телевизора. И существует устоявшееся мнение, что самое тяжкое правонарушение – это управление автомобилем в состоянии опьянения. На самом деле самое тяжкое правонарушение связано как раз с ослеплением.
- Уровень алкоголя в крови водителя до 0,8 г/л фактически никак не сказывается на количестве ДТП.
- При уровне алкоголя свыше 0,8 г/л наблюдается резкий рост ДТП. Связано это с тем, что у пьяного водителя возрастает время реакции.
В итоге имеем: там, где трезвому водителю достаточно одной секунды, чтобы среагировать на опасность, принять решение и меры, чтобы ее избежать, пьяному водителю необходимо 2, 3 и даже больше секунд.
У среднестатистического водителя время восстановления зрения после ослепления – не менее 3 секунд. Полная адаптация зрения к темноте занимает не менее 8 секунд. У 10% водителей на полную адаптацию после ослепления требуется от 60 до 120 секунд. Сравните сами время реакции пьяного водителя со временем адаптации. Вывод очевиден. Если в противотуманную фару Вы вставили источник света, для нее не предназначенный, то можете считать, что Вам навстречу едет толпа пьяных водителей.
Если водитель изначально не понимает, какую угрозу несет в себе использование LED ламп в противотуманных фарах под обычные лампы накаливания и почему ставить их в 2021 году нельзя, то пусть походит пешком и подумает с полгодика, возможно, до него дойдет, что закон на эти полгода уберег его от реальных больших неприятностей с его здоровьем и имуществом.
Какой штраф?
За любые нарушения правил пользования световыми приборами, перечисленными в ПДД, предусмотрена ответственность по статье 12.20 КоАП. И она предписывает 2 вида наказания за это:
- штраф 500 рублей,
- письменное предупреждение водителю.
Данное наказание может применяться, к примеру, за невключенный ближний свет фар ночью, за негорящие габариты, но за езду днём с включенными ПТФ штраф не положен, так как это не нарушение, как мы выяснили выше.
Если сотрудник ГИБДД выписал штраф, то его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней после написания постановления. Камеры такие нарушения не фиксируют.
Как подключить самостоятельно ДХО?
Чтобы подключить самодельные ДХО, выполните следующие действия:
- Для обеспечения активации оптики с зажиганием можно использовать тиристоры, при этом сила тока в них должна быть 0.3 ампера. Должны использоваться тиристоры с сопротивлением на 10 кОм, а их мощность будет составлять 0.25 вольт.
- От обмотки реле отключается нулевой контакт. В том случае, если в вашей машине есть электростеклоподъемники, то этот контакт будет отвечать за их функционирование. Демонтированный разъем нужно хорошо заизолировать, чтобы не допустить замыканий в дальнейшем.
- Затем осуществляется подключение контакта включения ПТФ к реле ДХО. Эта схема должна быть вмонтирована в реле, которое находится в блоке.
- Если в процессе подключения не были допущены ошибки, то ходовые огни будут активировать при включении зажигания. Если что-то не работает, то еще раз проверьте схему.
Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла
Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона. Контакты реле ДХО подключают так:
- 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
- 85 – на плюсовой провод к габаритам;
- 86 – на любой вывод геркона;
- 87 и второй вывод геркона – на «+» аккумулятора.
Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.
В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.
В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется. Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.
Что делать, если купили авто со светодиодами в ПТФ?
Бывает так, что водитель покупает с рук автомобиль, где в фары уже вставлены СИД вместо ламп накаливания или галогеновых ламп.
Если подобное произошло с Вами, то советую поменять лампы на “родные” для ваших фар, потому как управление автомобилем с нарушением правил соответствия ламп фаре несёт угрозу вышеуказанного наказания вне зависимости от того, кто производил установку светодиодных ламп в противотуманные фары, даже если вы едете, не зная о таком несоответствии.
Видео «Вариант подключения ходовых огней без использования реле»
На видео ниже представлен вариант схемы подключения ходовых огней без использования реле (автор ролика Артем Квантов).
Как избежать лишения?
Между слоем тумана и поверхностью земли всегда есть прослойка чистого воздуха. Задача противотуманных фар – светить под туман. Вверх должно идти не более 3% света. Если в системе “фара+лампа” имеет место несоответствие, то часть света от противотуманной фары пойдет вверх, в туман, и вернется к Вам в глаза в виде пелены. То есть ПТФ потеряют смысл их установки на машину.
Если Вы поменяли обычные лампы на светодиодные, и Вам кажется, что пучок света от противотуманных фар не изменился, то можно ездить без проблем. Только не забудьте зарегистрировать в ГИБДД внесение изменений в конструкцию автомобиля, объективно подтвердив, что Ваши эксперименты безопасны для окружающих, и от светового потока ПТФ вверх уходит не более 3% света.
Если время упустили и попались на глаза инспектору, то все-таки можно попробовать избежать лишения прав.
- В первую очередь, инспектор ДПС должен увидеть маркировку фары. Но добраться до противотуманных фар с установленными светодиодами или галогенами весьма и весьма непросто, а порой и вовсе нельзя на дороге. Чтобы они светили под туман, их устанавливают по возможности ниже – в бампер.
- Во вторую очередь, лампочку из фары надо вынуть и убедиться, что она не соответствует маркировке. Как правило, для разборки ПТФ как минимум необходима отвертка и знания, какие болтики в какую сторону откручивать.
- И, в-третьих, работы все-таки должен проводить специалист в оборудованном месте, причем, работа должна быть оплачена за счет бюджета.
Другими словами, заводите с инспектором задушевную беседу, где, с одной стороны, можете даже покаяться, а с другой намекнуть на проблемы с установлением события правонарушения. И дать честное слово, что лампочки замените по возможности быстрее, поскольку речь идет о Вашей собственной безопасности. Разговор заканчивайте сравнением ослепления с опьянением, подчеркнув понимание глубины проблемы, и что делать так нельзя.
Блок управления ДХО
Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.
К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.
Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.
Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:
- имеется встроенная стабилизация напряжения;
- полное соответствие ГОСТу;
- максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
- простейшая схема подключения.
Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли. Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.
Судебная практика 2021
Судебная практика по привлечению водителей к ответственности за установку ламп, не соответствующих типу данного светового прибора, идет по пути самого жесткого наказания.
Самый свежий пример по экспериментам с головным светом на автомобиле от Верховного суда касается ксеноновых ламп. Но объективная сторона правонарушения при применении ксенона или LED-ламп в обычных фарах – одинакова. И те, и другие – слепят попутных и встречных, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
На уровне нижестоящих судов вполне можно найти историю дел, касающихся светодиодных ламп в противотуманных фарах.
Например, город Волжский Волгоградской области. Некто Сафонов О.М. был пойман полицейскими с синими светодиодами в противотуманных фарах. Водитель и его адвокат традиционно сделали ставку на неустановленный “режим работы” фар и их неопределенный “цвет огней”. И даже ходатайствовали в проведении экспертизы на предмет определения цвета.
Если прочитать внимательно Технический регламент, то обычные фары работают в режиме “ближний” или “дальний”. Вполне логично, что режим работы ПТФ – “противотуманный”.
Что касается экспертизы и приложенных фотографий, то в экспертизе коряво отказали, а видеозаписи с монтажом ламп и фотографиям не поверили. Водитель стал пешеходом на полгода.
- Решение районного суда по жалобе – ссылка.
- Решение областного суда по жалобе – ссылка.
- Верховный суд свое мнение не публикует – ссылка.
Потому выше и указал, что сравнивать надо маркировку противотуманной фары и лампы, а не исполнять старые песни о режиме и цвете. И экспертизу цвета заказывать за свой счет, не надеясь на доброту судей. Кстати, цвет определяется в соответствии с Правилами ООН №48.
Много ли дел по части 3 статьи 12.5 КоАП, по которой наказывают за ксенон и светодиоды в фарах?
- Зайдем на сайт любого областного суда в зоне sudrf.ru. Например, Свердловский.
- В левой колонке жмем “Судебное делопроизводство” → “Поиск информации по делам”.
- В поиске дел справа указываем “Надзор, дела об административных правонарушениях”, и ниже в “Списке статей кодекса” выбираем ч.3 ст.12.5 КоАП.
- Получаем список из нескольких десятков постановлений. У меня хватило сил отщелкать только первые десять дел за 2018 год. Ни одной отмены постановления!
Вам еще хочется сыграть в азартную игру с государством, установив в противотуманные фары своего автомобиля светодиодные лампы LED?
ли со статьей или есть что добавить?