Какой стартер лучше поставить на МТЗ: обзор лучших стартеров для разных тракторов, как выбрать
Надежный трактор, который заводится с пол-оборота в любое время года, − мечта каждого машиниста. На деле же суровые условия эксплуатации (дождь, пыль, грязь) и отрицательные температуры негативно сказываются на надежности спецтехники. Какой лучше поставить стартер на МТЗ 80, 82, 1221 и другие, чтобы не знать проблем с заводом? Какой стартер выбрать – обычный или редукторный? Какой стартер для МТЗ лучший – белорусский, китайский или европейский? Ответы на все вопросы, касающиеся выбора стартера для тракторов МТЗ, разберем далее в статье.
Роторный стартер или редукторный – что лучше выбрать
Помните, когда разбирали устройство стартера , я упоминал о существовании редукторного его собрата. Тогда я вскользь рассказал о его отличиях. Сегодня подробно разберем конструкцию редукторного стартера и чем отличается от классического. Рассмотрим плюсы и минусы, сравним между собой.
Выясним, что лучше купить для своей машины на личном примере. Немного затронем спецтехнику. Поговорим о редукторных стартерах МТЗ. Покажу свой ТОП лучших изделий для тракторов, основанный на отзывах их владельцев.
Что такое стартер с редуктором
Редукторный стартер – это классический роторный стартер с редуктором между якорем и бендиксом. Больше существенных отличий в конструкции нет. В роторном типе бендикс двигается по шлицам на валу электродвигателя.
Чаще всего на гражданских автомобилях встречается планетарный вид редукторного стартера. То есть, в его конструкции используется планетарный механизм, как в автоматических коробках передач.
К главной шестерне присоединен вал якоря электромотора. К корончатой звездочке жестко присоединяется вал бендикса. Передача крутящего момента от электродвигателя осуществляется через сателлиты – промежуточные шестерни.
Таким образом, изменяется передаточное число и стартеру проще крутить маховик мотора. Это одно из главных преимуществ редукторного стартера перед роторным.
Второй по распространенности считается редуктор с внешним зацеплением. В этой конструкции всего две шестерни, которые отличаются по размерам. Одна из них насажена на вал электромотора, вторая – на бендикс. Передача крутящего момента происходит через эти звездочки, изменяя передаточные числа.
Преимущество этого типа редукторного стартера перед планетарным – меньше подвижных деталей в его конструкции. Это снижает цену ремонта и повышает надежность редуктора.
Какой стартер лучше на МТЗ – редукторный или обычный?
Вопрос, какой стартер лучше на МТЗ 80 – редукторный или обычный, всегда открывает жаркие дебаты, поскольку и у конструкции прямого действия, и у редукторной, использующей магниты, есть свои приверженцы и противники.
Классический стартер на тракторах МТЗ (СТ-212А) передает движение на венец маховика через рычаг. Он в свою очередь приводится в движение тяговым реле, которое удерживается в нужном положении двойной обмоткой катушки.
Механизм работы редукторного стартера схожий – он тоже преобразует электрическую энергию, потребляемую от АКБ, в механическую. Но у него только одна обмотка, установлены магниты и имеется редуктор.
Сравним обычный и редукторный стартеры и выясним, какой лучше ставить на МТЗ.
Обычный стартер | Редукторный стартер | |
Размер и масса | больше | меньше |
Ремонтопригодность | высокая, ремонтируется достаточно легко | средняя, ремонтировать сложнее |
Доступность запчастей | купить можно отдельно практически любые запчасти на обычный стартер, стоят недорого | найти подходящие детали для редукторного стартера сложнее, его часто приходится менять целиком |
Срок эксплуатации | небольшой, у деталей высокий механический износ | длительный (служит в 2-3 раза дольше) |
Потребление электроэнергии | высокое | низкое (меньше на 30-40 %) |
Запуск при отрицательных температурах | плохо работает на морозе, зимой или в северных регионах рекомендуют ставить пускач | стабильно заводит двигатель при средних морозах (до -20 градусов), при сильных морозах рекомендуется дополнительно использовать подогрев тосола или разместить паяльную лампу под поддон |
Стоимость | средняя | высокая (в 1,5-2 раза выше классических стартеров) |
Качество и надежность | стартеры выпускает несколько производителей, их качество известно и остается стабильным | рынок заполнен поддельными редукторными стартерами низкого качества, перед покупкой изделие нужно тщательно проверять |
Большинство трактористов, выбирая, какой стартер лучше – редукторный или обычный, выберут редукторную модель. При прочих равных они работают экономнее и эффективнее, лучше защищены от грязи и пыли, реже выходят из строя и способны заводить мотор при низких температурах без каких-либо проблем.
Обычный стартер лучше поставить на МТЗ, если вы используете спецтехнику не каждый день, живете в южных регионах, где не бывает сильных морозов, и спокойно относитесь к переборке и ремонту. В этом случае стандартный заводской стартер СТ-212А или аналогичные модели прямого действия будут более выгодным и доступным вариантом.
Преимущества и недостатки редукторного стартера
Плюсы
- Он меньше потребляет электрического тока при запуске мотора. В сравнение с роторным, то потребление уменьшается почти в два раза. Это бережет заряд аккумулятора.
- Через редуктор стартеру проще крутить маховик коленвала мотора. Поэтому запуститься двигателю легче даже при разряженной АКБ.
- Меньше габариты. Например, в редукторном стартере ВАЗ используются постоянные магниты в статоре электромотора. Поэтому его размер и масса меньше. Для сравнения, в роторном стартере вместо магнитов находиться электрическая обмотка.
Еще забыл добавить к первому пункту достоинств – при меньшем энергопотреблении, больше энергии идет на систему зажигания. Это косвенно влияет на запуск силового агрегата, особенно в мороз.
Минусы
- В сравнение с роторным стартером, здесь используется редуктор, что усложняет конструкцию. В свою очередь лишние элементы – удорожание ремонта и снижение надежности.
- Необходимость периодического обслуживания.
Стартеры с редукторами, особенно с планетарными, требуют обслуживания хотя бы один раз в два года. Кроме этого, после покупки необходимо его разобрать и добавить смазки.
Как практика показывает, в 99 из 100 устройствах «планетарки» не смазаны. А как известно, на сухую ничего долго работать не будет.
Помните, когда мы меняли шаровые опоры , сколько в них после покупки было смазки? То же самое и здесь. Всё делается для того, чтобы вы через год занялись ремонтом редукторного стартера или купили новый.
Немного о сельхозтехнике
Составим небольшой рейтинг редукторных стартеров МТЗ. Вкратце опишу их достоинства и недостатки. В нём не будет четких разделений: «лучший по цене», «по производительности». Из всех выберем самый оптимальный вариант для обычного тракториста.
1 место – Стартер с электродвигателем Д 240 12 Вольт Slovak
Этот девайс обладает оптимальным отношением «цены-качества». У него повышенная мощность 4,2 КВт и есть поворотная маска. Первое достоинство – легче крутит двигатель, второе – проще устанавливать на трактор.
Из аналогов «Магнетон» – это самый лучший редукторный стартер. Из особенностей конструкции можно отметить наличие амортизирующего бендикса. Он «мягче» передает момент от электродвигателя к мотору. Это смягчает удары его шестерни о маховик, что продлевает ему жизнь.
Цена – 6500 — 6900 рублей.
2 место – МТЗ 80 (82) 12 Вольт 4,9 КВт Slovak
В нем установлено дополнительное силовое реле. Оно помогает основному реле корректно работать. Это пригодиться при сильно посаженном аккумуляторе. Кроме этого, оно уберегает агрегат от перегрева, когда долго его крутят.
Единственным минусом редукторного стартера МТЗ 80 – высокая цена. Стоит он порядка 7500-7800 рублей. Но дополнительное реле увеличивает срок эксплуатации устройства. Кроме этого, большая мощность сглаживает большую цену на него.
3 место – Магнетон МТЗ, ЗИЛ (9142780)
Рабочее напряжение 12 В и мощность 2,7 КВт. Это самый именитый производитель на рынке стартеров для спецтехники. Он славится своим качеством товаров и их надежностью. Из-за этого самая высокая цена, в сравнение с аналогами.
Из отзывов владельцев известно, что срок его службы превышает продукцию конкурентов. Из-за цены и большой славы, много подделок на рынке. Поэтому, будьте очень внимательными при покупке нового редукторного стартера этой марки.
4 место – ТТБ 12В 2,7 кВт аналог Magneton
Имея самую низкую цену, этот редукторный стартер обладает повышенной стартовой способностью. Имея малую мощность, в сравнение с Магнетоном, у него самая низкая цена. Но это не сглаживает его достоинств.
Повышенный пусковой момент в купе с большим сроком эксплуатации делает его «любимцем» трактористов. Он меньше всех требователен к обслуживанию.
Подведем итог
Если вам придется выбирать между роторным стартером и редукторным, то предпочтение стоит отдать устройству с редуктором. Несмотря на повышенную стоимость в сравнение с его классическим «собратом», он обладает рядом преимуществ. Именно они сглаживают его недостатки.
Давайте их вспомним:
- Требователен к обслуживанию;
- Дорог в ремонте, так как имеет сложную конструкцию благодаря наличию редуктора.
Если сравнивать роторный стартер и редукторный для линейки ВАЗ, то наличие редуктора облегчает пуск двигателя автомобиля. Это полезно при разряженной аккумуляторной батарее и в сильные морозы.
Что касается тракторов МТЗ, у вас уже есть готовый ТОП производителей стартеров. Опирая на него, можно сделать выгодную покупку, экономя деньги и сохраняя надежность агрегата.
Если остались вопросы – задавайте их в комментариях. Жду от вас обратной связи. Спасибо за внимание.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
На что еще обращать внимание при выборе стартера
По каким еще критериям можно судить, какой стартер лучше на МТЗ? Разберем неочевидные, но очень важные детали при выборе электростартера.
- Страна производства.
Безусловно, и среди китайских стартеров можно найти достойные экземпляры, которые будут надежно и стабильно работать на протяжении нескольких лет. Тем не менее статистика показывает, что зависимость качества от страны происхождения бренда все же есть.
Если вы не хотите рисковать, лучше поставить на МТЗ стартер европейской сборки, например, Магнетон, Юбана или Словак. Они стоят на порядок дороже, зато гарантированно прослужат много лет.
Белорусские, российские и украинские стартеры не отличаются в большинстве своем такой надежностью. Они простые (в их конструкции, в отличие от европейских аналогов, редко присутствуют инновационные компоненты) и доступные по цене. Кроме того, меньшую надежность компенсирует возможность быстро заменить, в том числе по гарантии, вышедший из строя электростартер.
Ставить китайский стартер не лучшее решение. Как показывает практика, производители из Китая редко заботятся о том, чтобы реальные технические характеристики соответствовали заявленным. Качество сборки и надежность также хромают.
Многие европейские бренды закупают в Китае комплектующие и частично собирают стартеры там. Тем не менее стандарты и требования к производству абсолютно разные. Продукция европейских брендов соответствует строгим стандартам, проверяется на брак и сертифицируется.
- Масса.
Масса электростартера – косвенный показатель, по которому можно определить, какой стартер лучше выбрать. Связано это с тем, что экономия в весе достигается обычно за счет истончения обмотки возбуждения, зауживании рабочей части статора и якоря. А это негативно сказывается на надежности и сроке эксплуатации оборудования.
Для большинства моделей это правило действительно работает. Но нужно обращать внимание на спецификации конкретного электростартера. Например, некоторые модели Словак изготовлены в пластиковых корпусах для снижения веса. В данном случае меньшая масса не будет свидетельствовать о плохом качестве изделия.
- Ремонтопригодность.
Даже самый лучший стартер нуждается в техническом обслуживании и ремонте. Чаще всего проблема возникает с втягивающим реле, у которого подгорают контактные болты. Лучше выбрать для МТЗ разборной стартер, в котором можно будет быстро и без сложного демонтажа заменить тяговое реле.
ли со статьей или есть что добавить?