7 фактов о салонном фильтре, которых вы и не знали
О важности и периодичности замены воздухофильтра для мотора уже существует отдельный обзор. Сейчас подробней остановимся на модификации для салона.
Салонный фильтр. Для чего нужен фильтр салона и как его заменить?
Поскольку салонный фильтр появился значительно позже прочих узлов и агрегатов авто, некоторые пользователи относят его к предметам роскоши. Это не совсем верно, ведь от самочувствия водителя зависит безопасность на дорогах.
Салонный фильтр
В салоне эксплуатируется кондиционер и отопитель, радиаторы которых очень сложно и дорого чистить, тем более менять. Наконец, в пробках мегаполисов без салонного фильтра вероятность отравления выхлопами и соединениями углеводородов увеличивается в 6 – 12 раз.
Замена салонного фильтра в авто: зачем, когда и почему
Любое транспортное средство состоит из множества составляющих, причём одна часть агрегатов готова активно функционировать на протяжении не одного года, в то время как другие элементы устройства приходится регулярно менять, чтобы обеспечить общую работоспособность автомобиля. Например, такое устройство, как фильтр салона, предназначено для очистки воздуха, который попадает в салон авто посредством отопительной системы. Многие автомобилисты не знают о том, как часто менять салонный фильтр в авто, хотя специалисты сервисных центров считают замену этого типа элемента неотъемлемой частью любых технических работ. Оборудованный, например, угольным приспособлением автомобиль «оберегает» водителя и пассажиров от неприятных запахов, попадающих с улицы. Поэтому агрегат, который напитывает в себя пыль и грязь, должен регулярно меняться. Рассмотрим причины и частоту замены салонных фильтров в авто.
Специалисты и опытные автомобилисты рекомендуют производить замену салонного фильтра раз в сезон
Салонные фильтры: необходимость или пустая трата денег?
Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.
В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо
Салонный фильтр автомобиля и его предназначение
Наверняка каждому водителю хоть раз да приходилось находиться в пробке. А кто-то и вовсе простаивает там часами ежедневно, оказываясь в плену гигантского автомобильного трафика. Но редко кто задумывается, что при движении либо при нахождении в пробке в автомобиль попадает воздух из окружающей среды, который зачастую очень загрязнён. Это может быть пыль, неприятный запах выхлопных газов, пыльца и много другой гадости. Именно салонный фильтр препятствует попаданию этого всего в автомобиль и, следовательно, в организм человека. Однако, большинство водителей к этой составляющей автомобиля относятся довольно скептически и не считают нужным производить своевременную замену. Кто-то эксплуатирует авто с грязным фильтром, кто-то изредка моет его под водой, сушит и устанавливает на место, а единицы производят замену.
Салонный фильтр препятствует попаданию пыли и газов в автомобиль
Из каких материалов делают салонные фильтры
Вопреки расхожим стереотипам салонные фильтры делают не из бумаги. Стандартные салонные фильтры для защиты от пыли изготавливают из синтетических нетканых фильтровальных материалов.
Использование целлюлозы запрещается по соображениям лёгкой воспламеняемости и способствования размножению вредных бактерий.
Другим материалом для изготовления салонных фильтров является активированный уголь. Его микропоры эффективно адсорбируют из воздуха пары изопропилового и метилового спирта, а также крупные молекулы диоксида азота, вредных углеводородов и других токсичных газов.
По сравнению со стандартным пыльником угольный салонный фильтр однозначно лучше.
Для реального снижения концентрации вредных веществ в салоне необходимо, чтобы угольный салонный фильтр работал совместно со специальной системой управления заслонкой рециркуляции.
Как только датчик анализа качества воздуха фиксирует его загрязнение, он автоматически переводит забор в режим рециркуляции.
Последствия использования отработанного фильтра или его отсутствие
Салонный фильтр стоит практически на всех марках автомобилей, он задерживает пыль и сажу, не позволяя грязному воздуху проникать в салон. Если водитель аллергик, фильтр в салоне обязателен, чтобы воздух в автомобиле был без вредных примесей.
Во всех автомобилях, а особенно с климат-контролем, фильтр должен всегда быть в исправном состоянии. Если он забился или вовсе отсутствует, то спустя короткий промежуток времени понадобится чистка в автосервисе, а это обойдется намного дороже.
Еще один критический момент при отсутствии или неисправности фильтра, когда обмерзает радиатор испарителя. Замороженная пыль будет со временем оттаивать и создавать идеальную среду обитания для бактерий и вирусов.
А если пыль попала в кондиционер или печку, нужно будет делать полный демонтаж испарителя на СТО, что опять же ударит по карману автовладельца.
Периодичность замены салонного фильтра
Точных критериев не существует, поскольку срок службы фильтрующего элемента зависит от частоты использования систем кондиционирования, вентиляции и отопления, а также от особенностей местности, где эксплуатируется автомобиль.
Например, в условиях городской эксплуатации салонный фильтр рекомендуется менять ежегодно или каждые 20-25 тыс. км пробега.
Салонный фильтр выполняет свою функцию, пока через него проходят воздушные потоки. Если материал забился, фильтр перестаёт работать и его ресурс остаётся визуально неизменным.
Чем тяжелее новый угольный фильтр, тем большего внутри активированного угля, тем дольше он проработает. Одновременно с заменой салонного фильтра рекомендуется пылесосить моторчик отопительного вентилятора – это позволит продлить срок службы фильтрующего элемента.
Другими признаками загрязнения являются частое запотевание стёкол и стойкий неприятный запах внутри автомобиля. Это повод проверить состояние салонного фильтра, оценить степень загрязнённости и заменить при необходимости.
Проверка состояния салонного фильтра
Состояние салонного фильтра можно определить по косвенным признакам:
- Первое – это появление в салоне сторонних запахов. Получается, что забитый фильтр уже не очищает воздух, а наоборот, начинает добавлять в него загрязняющие частицы.
- Вторым методом определения является проверка производительности системы вентиляции салона. Нужно включить электродвигатель вентиляции и проверить рукой поток воздуха, который он создает. Если поток воздуха слабый, фильтр забит и не может в достаточном количестве пропускать через себя воздух.
- Ну и третьим методом определения состояния является визуальный осмотр. Если он имеет большой пылевой налет, а между ребрами находится значительное количество загрязняющих элементов, то фильтр подлежит замене.
Но, чтобы произвести визуальный осмотр, а также произвести его замену в случае обнаружения сильного загрязнения, нужно знать, где он располагается в автомобиле и как его извлечь.
Более подробно о видах и типах салонных фильтров и их необходимости здесь.
Что такое vin-код автомобиля и как его расшифровать можно узнать из этой статьи.
В какие сроки и как нужно обжаловать штрафы ГИБДД.
Есть три места , где может быть установлен салонный фильтр :
- внутри передней панели за перчаточным ящиком (бардачком);
- возле рулевой колонки, рядом с педалью акселератора;
- также он может размещаться в задней стенке моторного отсека.
Рассмотрим, как извлечь фильтр для определения загрязнения и замены во всех трех местах его установки.
Как понять, что пора менять?
Даже если еще не пришло время для плановой замены, водитель может понять, что данный элемент выработал свой ресурс, и его нужно заменить. В первую очередь это зависит от погоды и состояния воздуха в местности, по которой ездит машина. Ниже рассмотрим основные признаки, свидетельствующие о необходимости в преждевременной замене расходника.
Признаки того, что салонный фильтр автомобиля подлежит замене
- Сила потока, выходящего из дефлекторов, заметно снизилась. Печку для обогрева салона нужно включать на более высокие обороты.
- Из воздуховода слышен запах сырости.
- В летний период система кондиционирования стала работать хуже.
- Во время работы печки (или она выключена) запотевание окон только увеличивается. Чаще всего наличие влаги на поверхности гофры детали обусловлено местоположением модуля (во время тумана или дождя капли могут собираться на его поверхности, если деталь стоит в подкапотном пространстве).
Причины замены приспособления
Если автовладелец самостоятельно не может поменять салонный фильтр и, что главное, не видит надобности в замене компонента очистительной системы, он должен узнать о тех преимуществах, которые даёт эта манипуляция.
Во-первых, интересующиеся необходимостью замены этого расходника должны знать, что после проведения работы увеличится воздушный поток, поступающий через печку. Во-вторых, новый компонент очистительной системы позволяет в несколько раз снизить попадание неприятных запахов в салон транспортного средства. В-третьих, сменённый салонный агрегат улучшит работу кондиционера в жаркую погоду и печки в холодное время года.
Кроме всего перечисленного, автомобилист, который не знает зачем менять салонный фильтр в автомобиле и не интересуется состоянием этого элемента очистительного комплекса, подвергает своё авто значительному риску. Например, в машинах с климат-контролем использование морально устаревшего элемента грозит серьёзным ремонтом. Из-за неисправного агрегата ухудшается состояние воздушной системы, зачастую автомобилисты сталкиваются с обмерзанием радиатора-испарителя. Всё это провоцирует благоприятную среду для развития микробов, вместе с тем в салоне появляется отвратительный запах, который не может скрыть даже дорогой освежитель.
Менять очищающее устройство следует в тех случаях, когда внутри машины держится влажность и стёкла часто запотевают.
Месторасположение салонного фильтра
В большинстве моделей современных транспортных средств салонные фильтры размещаются за внутренней стенкой бардачка.
Для замены обычно необходимо снять бардачок и вытащить элемент с фильтрующим материалом. В других автомобилях доступ к фильтру может быть предусмотрен под приборной панелью или под капотом, где бывает не так просто к нему добраться.
Заключение
От чистоты и функционирования элемента очистительной системы зависит множество немаловажных параметров, ввиду чего автомобилист должен следить за состоянием расходника и менять его каждые 10 тыс. км пробега, что позволит заблаговременно обезопасить авто от неприятностей. Процедуру по смене компонента очистительной системы можно провести на любой СТО, хотя, имея некоторые познания, элемент может быть быстро сменён владельцем авто самостоятельно.
Замена фильтра, установленного за перчаточным ящиком
Примером извлечения салонного фильтра, установленного внутрь передней панели, выступит Toyota Corolla, поскольку именно там он у нее установлен.
Так производится замена фильтра в Toyota Corolla
Инструментов никаких не понадобится, все операции производятся руками. Для доступа к коробу, в котором установлен фильтр, потребуется опустить перчаточный ящик вниз. Для этого после его открытия по бокам нужно нажать на специальные защелки, после чего короб ящика припустится внизу.
Фильтр находится в своем коробе и прикрыт крышкой с фиксаторами. Фиксаторы эти нужно отщелкнуть и крышку снять. Затем пальцами нужно нажать по краям фильтра, чтобы его немного сжать для удобства изъятия и потянуть на себя.
В случае обнаружения сильного загрязнения он заменяется. На торце фильтра нанесена отметка, указывающая правильную его установку. Новый фильтр нужно тоже немного сжать и установить на место. После чего следует пальцами понажимать в торец фильтра, чтобы он правильно стал и расправился. Далее ставится на место крышка фильтра, после чего устанавливается на место перчаточный ящик путем обратной установки защелок.
Когда нужно производить замену?
О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:
- появление запаха в поступающем в салон воздухе;
- появление пыли при включении вентилятора;
- недостаточная сила потока воздуха;
- повышенное запотевание стёкол.
Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.
Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.
Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.
Конструктивные особенности
Автомобильный воздушный фильтр салона является стандартным средством очистки воздуха, не отличаясь от аналогичного оборудования, применяемого в других сферах. Фактически это корпус с входным и выходным отверстиями, в который помещено определенное количество пластин, являющихся фильтрующими элементами.
Продувка и чистка фильтра дают лишь иллюзию чистоты, фильтрующий элемент уже все свои функции не выполняет. Хотя для продления строка службы, рекомендуется очищать его от крупных элементов.
Проходя через эти пластины, воздух оставляет на них пыль и прочие примеси, а при наличии угольного слоя, и химические взвеси.
Качественный салонный фильтр способен удерживать совсем небольшие частички, имеющие размер около 0,1 мкм. А это не только дорожная пыль, но даже мельчайшая цветочная пыльца, не говоря уже о промышленных и прочих взвесях.
Подведём итоги
При несвоевременной замене салонного фильтра в салон поступает большое количество грязи, вредных болезнетворных элементов и бактерий. Аллергикам рекомендуется устанавливать более усовершенствованные фильтрующие элементы с большей степенью очистки воздуха. Очень важно следить за состоянием своего фильтра, чтобы ограничить попадание вредных веществ в организм человека.
Место установки
Производители машин обычно устанавливают салонные фильтры в трех возможных местах:
- под капотом – точнее, возле перегородки моторного отсека, доступ средней сложности, обычно корпусные варианты штор;
- возле перчаточного ящика – позади бардачка или под ним, доступ облегченный, используются и корпусные, и картриджные модификации;
- возле рулевой колонки – под панелью торпедо или поверх нее, в первом случае доступ сложный, во втором легкий, применяются обычно картриджные варианты;
Расположение фильтра под капотом
Картридж позади бардачка
Картридж под приборной панелью
К сожалению, выбирая транспортное средство, расположение салонного фильтра владелец не может предсказать заранее. Так как гораздо важнее эксплуатационные характеристики машины, а не обслуживание фильтрационного оборудования.
Например, в Шевролет Ланос и ЗАЗ с аналогичным кузовом салонный фильтр условно находится под капотом. Однако добраться к нему очень сложно:
- придется демонтировать 4 клипсы и снять половинку пластиковой панели воздухозаборника с пассажирской стороны;
- выдвинуть и снять еще одну пластиковую детали с воздухозаборного люка ;
- залезть на двигатель, чтобы дотянуться до крышки фильтра;
- извлечь его и аккуратно поставить новое изделие, засунув в проем практически всю руку по плечо ;
- поставить панель водухозаборника, не повредив левый край, заходящий за крышку капота.
Местоположение фильтра ЗАЗ и Ланос
Однако при расположении под приборной панелью ситуация еще хуже, поэтому периодическая замена и не производится владельцами.
Где стоит фильтр?
Конструкции воздушных каналов, систем забора воздуха, очистительных элементов автомобилей различаются. В последние годы наблюдается тенденция стандартизации форм агрегатов, в том числе и систем вентиляции. Каркас прямоугольной формы из прочного полимерного материала — это универсальный вариант.
Типичное место расположения — за стенкой перчаточного ящика в правой части консоли. На некоторых моделях стоит защитный фильтр в моторном отсеке, под лобовым стеклом, в левой части торпеды, у тыльной части двигателя.
Вот где находится салонный фильтр на популярных моделях:
- Toyota Corolla: правая часть центральной торпеды.
- Chevrolet Cruze: также в правой части, но ближе к центру консоли.
- DAEWOO Lanos: в подкапотном пространстве, под лобовым стеклом с правой стороны.
Бумажный вариант
Сделать его проще простого. Для этого понадобится купить в магазине универсальный фильтр от кухонной вытяжки и вырезать из него кусок по размеру старого. После чего вклеить его в рамку от предыдущего при помощи герметика или термоклея.
Конечно, бумажный фильтр салона далеко не самый лучший и он справляется лишь с пылью, пропуская посторонние запахи в салон.
Бумажный фильтр для салона вашего автомобиля
Оригинальный, альтернативный и контрафактный фильтр
По умолчанию оригинальный картридж стоит на 20 – 50% дороже аналогов сторонних производителей. Его нужно заказывать и ждать, что не всегда удобно автовладельцу. Аналоги отличаются от контрафактных изделий следующими параметрами:
- искажение реальных характеристик либо их отсутствие в описании, на упаковке;
- меньшие размеры, нежели у оригинала, поэтому фильтрации не происходит в полном объеме.
Аналоги имеют стандартные размеры, изготавливаются из более дешевых материалов, но информация об этом всегда указывается производителем. Эти модификации всегда имеются в наличии по бюджетной цене. Умельцы покупают дешевый контрафакт, герметизируют щели прокладками из резины, поролона. Затем дополнительно защищают фильтры металлическими и капроновыми сетками от крупного мусора, попадающего в воздухоприемный отсек.
Защита решетки воздухозаборника сеткой
Как часто менять салонный фильтр?
Когда менять фильтр, определяет изготовитель. По сложившейся практике, фильтр меняется каждые 30 000 км – то есть каждое второе техническое обслуживание. «Неписанного» правила придерживаются на территории стран ЕС и СНГ. Менять часто ни к чему. Если поверхность фильтра чистая, отсутствуют повреждения, не обязательно заменять его — достаточно тщательно продуть потоком сжатого воздуха, поставить обратно. Проделывать это можно не более одного раза.
Покупайте только оригинальные запасные части.
Своевременно поменять фильтр должен быть заинтересован сам владелец, ведь речь идёт о его здоровье и комфорте. Если автомобиль ездит в особых условиях, когда уровень загазованности, запылённости превышает допустимые границы, интервал замены сократите на треть. Изготовитель допускает самостоятельную регулировку сроков замены, но без причинения вреда автомобилю.
ли со статьей или есть что добавить?