Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

Содержание

Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

К сожалению, стоит отметить, что с увеличением транспортного потока, отмечается неуклонный рост различных происшествий. Разобраться в причинах, сделать правильные выводы относительно истинных причин аварии, призвано специальное исследование. Это тем более важно, если такие происшествия имеют тяжкие последствия.

Трасологическая экспертиза

Если вы попали на эту страничку, значит вы, либо ваша жена, попали в ДТП, где не вполне ясно и не вполне понятно, кто кого «ударил» и кто в итоге виноват в случившемся.

В итоге вы наняли автоюриста, который и порекомендовал вам заказать независимую трасологическую экспертизу, чтобы наконец доказать свою невиновность в случившемся ДТП…

Примерно с таким «диагнозом» в наш адрес поступает 99% пострадавших автовладельцев.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Определение виновника ДТП

Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях, вам поможет экспертиза ДТП разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств ДТП при которых оно произошло.

Независимая ситуационная экспертиза ДТП исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.

Трасологическая экспертиза автомобиля и места аварии после ДТП

Дорожно-транспортные происшествия случаются на территории РФ буквально каждый день, но о таком определении, как трасологическая экспертиза после ДТП знает не каждый автомобилист. Она необходима для того, чтобы определить особо важные детали аварии и, как следствие, выявить причину и виновника. Такая экспертиза имеет строго определенный порядок действий, основания, а также особенности документального оформления, которые необходимо строго соблюдать.

Трасологическая экспертиза

В какой момент следует проводить трасологическую экспертизу?

ГОСТ Р 57428-2017 Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения

Первое, что вам нужно знать — постараться провести экспертизу еще на стадии административного разбирательства (комиссии) в ГИБДД, где принимается решение о наличии в действиях участников ДТП состава того или иного административного правонарушения.

Как известно, выводы административной группы в ГИБДД, как правило, служат основанием для принятия судом решения о взыскании с одного из участников ДТП денежной компенсации за причиненный ущерб.

Именно поэтому в случае, когда выводы о виновности в ДТП не настолько очевидны — мы рекомендуем заявлять ходатайство о проведении трасологической экспертизы ещё на группе «разбора» в ГИБДД.

Кстати, с образцом ходатайства о проведении трасологической экспертизы можно ознакомиться и скачать тут

Определение понятия

Что это такое – трасологическая экспертиза? Она определяет обстоятельства, которые имели место при аварии, причины произошедшего и виновность отдельного лица. Специалисты, которые заняты в проведении трасологической экспертизы, занимаются изучением оставленных на транспортном средстве следов ДТП, повреждений на всех прочих автомобилях, которые выступали в качестве участников аварии. Дополнительно принимаются во внимание другие неподвижные предметы, которые могли быть задеты, а также то, имеются ли отколотые или отдельные части машин и каково место их расположения.

Сохраняйте автомобиль в неизменном состоянии до момента проведения экспертизы

Для того, чтобы эксперт смог провести трасологическую экспертизу обязательно сохраняйте свой автомобиль в неизменном виде:

  • Не мойте его.
  • Не соскабливайте остатки краски и эмали.
  • Требуйте от органов ГИБДД сохранность автомобиля — принадлежащего второму участнику аварии.

При проведении экспертизы ДТП устанавливаются следующие факты

  • Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
  • Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
  • Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;

По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.

Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику

  • Паспорт транспортного средства;
  • Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
  • Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;

По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.

Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Сфера применения

Трасологические исследования успешно применяют в следующих ситуациях:

  • если нужно оспорить отказ страховой компании полностью или частично компенсировать страховые возмещения, когда причиной выступает несоответствие имеющихся повреждений фактическим обстоятельствам аварии;
  • при рассмотрении гражданских дел, согласно иску, направленному на возмещение ущерба, полученному в ДТП;
  • начато уголовное преследование, если есть подозрения совершения преступлений, связанных с использованием ТС и нарушенными правилами дорожного движения;
  • дела административных правонарушений.

Нормативное регулирование и основания для проведения экспертизы

Покрытие ОСАГО при ДТП

Читайте: Что покрывает ОСАГО при ДТП в 2019 году?

Законодательными и нормативными актами, на основании которых проводится такая экспертиза, являются:

  • Закон о судебно-экспертной деятельности в РФ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • Арбитражно-процессуальный кодекс РФ;
  • КоАП РФ.

Основанием для назначения экспертизы могут стать следующие действия:

  • Присутствие споров между страховой компанией и лицом, претендующим на выплату необходимой суммы средств после ДТП. Особенно такая необходимость возникает, когда страховщик намеренно пытается снизить сумму компенсации, когда на это отсутствуют какие-либо основания;
  • Необходимость вычислить виновника аварии. Вполне естественно, что каждый автомобилист может отрицать свою вину в случившемся, но для определения того, чьи действия были неправомерны, следует задействовать именно специалиста трасологической экспертизы;
  • Особо тяжелые случаи, когда по определенным причинам выявить виновного не представляется возможным. Такие ситуации чаще всего бывают при авариях, которые стали последствием неправильного маневрирования, обгона, перестроения;
  • Спор относительно того, какой должна быть сумма компенсации. Нередко происходят ситуации, когда автомобилисты утверждают, что определенные повреждения появились на транспортном средстве именно вследствие ДТП. На самом деле царапины и вмятины могли присутствовать еще перед столкновением транспортных средств. Именно трасологическая экспертиза в состоянии выяснить все основные моменты случившегося и определить, какие повреждения относятся к ДТП, а какие не имеют отношения к аварии;
  • Проведение идентификации. Такое действие необходимо в тех ситуациях, когда транспортное средство, участвовавшее в ДТП, скрылось с места происшествия, и выявить его можно только по следам краски на другом транспортном средстве.

При необходимости обращения за проведением такой экспертизы автомобилист может выбирать между государственным специалистом и сторонним (независимым) экспертом. Ко второму варианту прибегают все чаще, поскольку он хоть и обходится заказчику дороже, но гарантирует достаточно быстрое выполнение задачи.

Что делать, если вам отказали в проведении трасологической экспертизы в ГИБДД?

Бывалым автовладельцам давно известно, что проведение трасологической экспертизы в органах ГИБДД скорее исключение, чем правило.

Связано это с тем, что любой «ГИБДДшник», начиная от постового и заканчивая начальником ГИБДД — считает себя автоэкспертом без диплома.

Так что же прикажете делать, если вам отказали в проведении экспертизы, а начальник ГИБДД вынес постановление по имеющимся материалам дела?

Ответ на данный вопрос очевиден: обращайтесь с иском в суд, где уже на первом заседании у вас будет возможность подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, которое суд, в отличие он ГИБДД, должен рассмотреть и в 90% случаев — удовлетворить.

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!

Перечень решаемых вопросов

При проведении трасологической экспертизы, специалистам предстоит решить достаточное количество вопросов по установлению:

  • родовой принадлежности ТС и его частей;
  • конкретного ТС по обнаруженным на месте следам;
  • принадлежности к целому отдельных частей и фрагментов;
  • отдельных элементов механизмов ДТП.

И тут следует четко понимать – от того, насколько грамотно и правильно будут поставлены вопросы, зависит во многом окончательный результат.

Ход проведения экспертизы

Порядок проведения экспертизы проходит следующим образом:

  • Подготовительный этап. Он включает в себя сбор информации о произошедшей аварии;
  • Проведение требуемых действий. Собираются отдельные частицы, материалы, документы. При необходимости определение некоторых моментов могут осуществлять и по фотографии;
  • Осмотр тех машин, которые стали участниками ДТП;
  • Объединение всех полученных фактов в одну единую картину;
  • Подготовка заключения и составление необходимого отчета.

Оформлять ходатайство о назначении экспертизы могут:

  • Собственник транспортного средства, которое участвовало в дорожно-транспортном происшествии;
  • Судебный орган, куда обратился один из автомобилистов или который рассматривает дело по ДТП;
  • Страховая компания, которая должна погасить причиненный ущерб потерпевшему лицу.

Помимо направляемого ходатайства потребуется также предоставить перечень определенной документации. К ним могут относиться:

  • Составленная схема аварии;
  • Материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, и имеющие отношение к произошедшему ДТП;
  • Фото- и видеосъемка произошедшего;
  • Непосредственно транспортные средства, которые стали участниками аварии;
  • Протоколы технического осмотра транспортных средств;
  • Показания свидетелей произошедшего.

Когда собственники транспортных средств обращаются за проведением экспертизы, их часто волнует вопрос относительно того, какой будет стоимость процедуры.

Проведение трасологической экспертизы во многих случаях помогает собственникам транспортных средств решать проблематичные вопросы относительно обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Необходимо понимать, что сроки ее осуществления могут отличаться в зависимости от цены и обстоятельств, сопутствующих аварии, а также ее последствий.

Можно ли провести трасологическую экспертизу без дозволения ГИБДД?

Да, действительно, в случае, если у вас на руках будут все имеющиеся по делу материалы, а пострадавший в результате ДТП автотранспорт доступен для экспертного осмотра и обследования, то у нас с вами нет ни каких препятствий для проведения так называемой независимой трасологической экспертизы.

К сожалению в 90% случаев, проведение независимой трасологической экспертизы весьма и весьма затруднительно по следующим причинам:

  • нет полного пакета материалов дела (схемы места ДТП, фотографий с места ДТП)
  • отсудствует доступ к одному из автомобилей
  • одна или обе автомашины отремонтарованы

Фактически любой из вышеуказанных пунктов лишает автоэксперта-трасолога выполнить экспертизу и чем-либо вам помочь.

Кто проведет исследования?

Разобраться в конкретных ситуациях, правильно определить все детали происшествия, сделать верные выводы, безусловно, задача для настоящих профессионалов.

Сегодня свои услуги широко предлагают сотрудники государственных и независимых экспертных компаний.

Специалисты АНО «Центр Судебных Экспертиз» располагают всеми условиями, достаточными для качественного и своевременного получения ответов на перечень поставленных перед ними вопросов.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Дело близится к суду…

Формат судебной экспетизы пожалуй самый эффективный и результативный способ доказать свою невиновность в случившемся, и мы постараемся раскрыть и разобрать его по полочкам.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Как выбрать эксперта-трасолога?

Итак, я надеюсь, что перед подачей иска в мировой или районный суд вы уже изучили интернет и нашли несколько автоэкспертных бюро и автоэкспертов, которым стоит доверять.

Давайте проверим, все-ли вы учли при выборе трасолога?

Основные требования к автоэксперту

Обязательное наличие у трасолога высшего автомобильного, либо в худшем случае — инженерного образования.

Ставим под запрет людей, которые не имеют к инженерным наукам ни какого отношения.

Дело в том, что в отдельных автоэкспертных бюро скапливаются люди, не нашедшие себе применения по своему базовому гуманитарному образованию. Именно поэтому мы отсекаем различного рода неудачников: юристов, учителей, филологов, историков, экономистов и прочий гуманитарный люд, который нам с вами совершенно не подходит…

Проверяем факт нахождения эксперта в государственном реестре экспертов-техников

Желательно, чтобы эксперт состоял в государственном реестре экспертов-техников Минюста РФ.

Действительно, если ваш спор находится в рамках ОСАГО, от эксперта, который будет обследовать и исследовать автомашины в обязательном порядке будет требоваться, чтобы он состоял в реестре экспертов-техников при Министерстве Юстиции.

Наличие у экспетра-трасолога положительной судебной практики

Для проверки наличия у вашего эксперта положительной судебной практики мы рекомендуем вам посетить сайт Высшего Арбитражного Суда www.arbitr.ru, где можно через форму поиска найти данные на вашего эксперта-трасолога и список судебных дел, он имел честь поучаствовать.

Если вы не сможете найти нужного вам эксперта, то ваш эксперт, увы, не сильно востребован в данном судебном органе.

Наличие практики проведения трасологической экспертизы в рамках уголовных и гражданских дел можно проверить путем истребования лично у трасолога последних его работ — последних экспертных заключений, которые он выполнял за последний год или два.

Проверка репутации эксперта-трасолога на сайтах-отзовиках

Проверка адекватности эксперта-трасолога, ну и конечно же самой автоэкспертной организации является пожалуй самым последним этапом тестирования.

Даже не смотря на тот факт, что 90% найденных вами позитивных отзывов будут заказными, вы получите массу интересных фактов, которые вам придется учитывать при выборе эксперта-трасолога.

Чего не стоит требовать от трасологов?

Не нужно пытаться искать у экспертной организации какой-либо лицензии на право проведения трасологической экспертизы, ровно также как и требовать некого членства в Саморегулируемой организации экспертов.

Дело в том, что на середину 2018 года все ещё действует федеральный закон о судебно-экспертной деятельности, который не требует от эксперта и судебно-экспертного учреждения каких-либо лицензий и уж тем более не требует членства в разных НП или СРО.

Мы можем только предполагать, что через год, два или три ситуация изменится, однако об этом можно лишь только дискутировать, причем очень долго и без особого результата.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий