Плотность тосола. Как измерить и на что она влияет?
Большинство автолюбителей несерьезно относятся к жидкости, залитой в радиатор автомобиля. А ведь это не просто вода, у нее есть технические характеристики. Например, плотность тосола может рассказать о его качестве и способности выполнять свою задачу.
Для начала, разрешим известный спор: «тосол или антифриз?». На самом деле, это не более, чем игра слов. Понятие «антифриз» — общепринятая транслитерация латинского «antifreeze», (переводится, как незамерзающий).
К этой группе относится любая охлаждающая жидкость, которая способна оставаться в жидком состоянии при минусовой температуре. А «Тосол» — это отечественная разработка с собственным именем. ТОС – это технология органического синтеза, окончание «ол» — говорит о содержании в нем спиртов (эти жидкости также имеют окончание «ол»).
Температура кипения тосола для машинных двигателей
Бывает так, что охлаждающая жидкость в двигателе автомобиля закипает. Среди автолюбителей это весьма распространённая проблема. Чаще всего она возникает из-за поломки в системе охлаждения двигателя. Показатель температуры кипения тосола может рассказать о возможных надвигающихся проблемах. Правильный выбор жидкости поможет предотвратить поломку.
Температура закипания тосола. Сравниваем с антифризом
Тосол входит в группу жидкостей, предотвращающих перегрев двигателя внутреннего сгорания за счёт отвода тепла. Само название «тосол» получилось из присоединения аббревиатуры «ТОС» (от названия лаборатории «Технология органического синтеза» одного из советских НИИ) к окончанию «ол», используемого в названиях некоторых органических соединений (бензол, этанол и т. д.). Как и любая жидкость, тосол при определённых температурах и давлениях может изменить своё агрегатное состояние.
Проверка уровня антифриза на холодную или горячую
Параметры, которые стоит измерить у антифриза — его общее состояние, температуру замерзания, температуру кипения. Это можно сделать в домашних условиях при помощи нагрева, мультиметра и ареометра. Когда проверка производится в самой системе охлаждения, то важно убедиться в отсутствии масла и газов в антифризе, отсутствии утечки, а также его уровня в расширительном бачке. Как все эти проверки сделать правильно и быстро читайте в статье.
Что быстрее нагревается тосол или вода
Часто при монтаже отопления заказчики выражают желание использовать в отопительной системе не обычную воду, а специальный антифриз . Что же такое антифриз и нужно ли его использовать?
Это морозостойкий теплоноситель, предназначенный для отопительных систем, в состав которого входят водные растворы пропилен- и этиленгликоля, с добавлением различных присадок, корректирующих физические характеристики этих растворов. Основное достоинство антифризов — это низкая температура кристаллизации, ниже, чем у воды.
Понедельник | Открыто 24 часа |
Вторник | Открыто 24 часа |
Среда | Открыто 24 часа Сейчас открыто |
Четверг | Открыто 24 часа |
Пятница | Открыто 24 часа |
Суббота | Открыто 24 часа |
Воскресенье | Открыто 24 часа |
Влияние концентрации на температуру кристаллизации и прочие рабочие свойства теплоносителя
Климатические условия нашей страны предъявляют повышенные требования к устройству отопительных систем жилых и подсобных помещений, включая и возможность переносить отрицательные температуры. Если в жилищах с постоянным пребыванием людей в течение всего отопительного сезона поддерживается комфортный для жизни уровень тепла, то во вспомогательных постройках в отсутствие человека обогревательное оборудование отключают в целях экономии, а также чтобы избежать возникновения пожара. Для индивидуального строительства такой отопительный режим возможен в отдельно стоящих банях, мастерских, гаражах. К этой же категории относятся строения, где люди в холодное время года появляются периодически: загородные дома, дачи. Во всех таких случаях жидкостный контур отопления надо заполнять теплоносителем, не подверженным замерзанию при 0 ° С. Чаще всего для этого применяют водно-гликолевые растворы. Их свойства прямо зависят от концентрации действующего вещества.
Характеристики вещества
Пропиленгликоль – это двухатомный спирт, в обычном состоянии представлен бесцветной вязкой жидкостью. Она имеет слабый запах и сладковатый привкус.
Пропиленгликоль, в отличие от ближайшего аналога, этиленгликоля, считается нетоксичным веществом, его широко используют в парфюмерной и даже в пищевой промышленности — в этом случае оно обозначается как Е-1520.
Химическая формула пропиленгликоля — С3Н6(ОН)2. Вещество по своей структуре крайне текучее и способно медленно просачиваться сквозь микроотверстия и трещины. Температура воспламенения — достаточно высокая, она составляет +421°С.
Из чего состоят тосолы и антифризы?
Как и моторные масла, охлаждающая жидкость создается на базе основы. В данном случае – это вода. Только не простая, а дистиллированная и тщательно очищенная. Естественные соли, которые присутствуют в составе воды, вызывают отложения в рубашках охлаждения двигателя, а также способствуют коррозии.
Главная задача этого компонента – опустить планку замерзания тосола. В зависимости от концентрации, смесь может оставаться жидкой в диапазоне от — 5 °C до — 90 °C.
Для чего это нужно? При замерзании, любая жидкость расширяется. Если лед образуется в системе охлаждения двигателя, его просто разорвет изнутри. Как минимум, треснет радиатор охлаждения.
Кроме того, в охлаждающую жидкость добавляется еще целый ряд присадок:
- противопенные не позволяют воздушным пузырькам стабильно удерживаться в жидкости;
- антикоррозийные (антиокислительные) продлевают жизнь металлическим деталям;
- моющие (так называемые поверхностно активные вещества – ПАВ), они не позволяют отложениям фиксироваться на внутренних стенках мотора;
- красители, которые позволяют безошибочно идентифицировать тип «незамерзайки»;
- отдушки – вещества, нейтрализующие неприятный запах.
Соотношение воды, антизамерзающих компонентов, и в меньшей степени присадок, определяют плотность тосола и антифриза.
Общие характеристики
Тосол или антифриз в охлаждении автомобиля используют для того, чтобы предотвратить пагубное влияние высоких и низких температур на двигатель. Летом уберегает от перегрева, а зимой не даёт переохладиться мотору именно тосол. Температура кипения его, как правило, не превышает характеристик двигателя в рабочем состоянии.
Многие автолюбители не понимают, в чём разница между тосолом и антифризом. Тосол — аббревиатура от «Технология органического синтеза» с добавлением окончания -ол, которое указывает на принадлежность к группе спиртов. Это название известно со времён существования Советского Союза, ведь ещё в 1989 году был внедрён государственный стандарт для охлаждающей жидкости.
Антифриз — слово, пришедшее из англоязычных стран. Переводится как «препятствующий замерзанию». Но по сути, антифриз и тосол — одно и то же.
Основа каждой современной охлаждающей жидкости — этиленгликоль либо пропиленгликоль. В составе дополнительно также присутствуют присадки, влияющие на устойчивость к коррозии и проведению тепла. Благодаря составу, температура кипения тосола выше, чем у воды.
Хранить жидкость можно довольно долго, ведь она не теряет своих свойств. Присадки в составе тосола не дают дистиллированной воде образовать коррозию. Но разбавлять антифриз другой жидкостью, не снижая температуры его кипения, не получится. Подобные действия легко приведут к полной поломке системы охлаждения.
Знания о том, при какой температуре закипает тосол, помогут вовремя предупредить неисправность. Значение может изменяться в зависимости от разных условий. Всегда нужно учитывать этот фактор.
Немного физики
Говорить о температуре закипания антифриза в конкретике тосола некорректно, поскольку, во-первых, тосол имеет определённый химический состав, и его теплофизические характеристики определяются не только температурой, но и давлением. Во-вторых, тосол, создававшийся в своё время исключительно под двигатели отечественного производства, содержит присадки, которые обеспечивают не только эксплуатацию автомобиля при пониженных температурах, но и его защиту от ряда неблагоприятных факторов:
- коррозии,
- износа,
- кавитации.
Смазывающего действия тосол, в отличие от антифризов, не оказывает, а снижение износа достигается вследствие уменьшения температуры подвижных элементов привода, при росте которой выбираются зазоры, и коэффициент трения естественным образом увеличивается.
Если с допустимой температурой всё более-менее ясно (не более 90ºС), то с давлением в двигателе дело обстоит сложнее. Для обеспечения защиты двигателя от перегрева тосол прокачивается при повышенных давлениях, что сказывается и на температуре жидкости. Для большинства марок фактическое давление в блоке цилиндров не менее 1,2…1,3 ат: именно тогда, согласно закону Клаузиуса, температурный максимум, необходимый для кипения жидких сред, возрастает. Таким образом, теоретически допустимая температура кипения охлаждающих жидкостей может составлять 110…112ºС.
Вода и антифриз для системы отопления загородного дома
В качестве носителя тепла для комплекса отопления частных домиков чаще всего используют обычную воду, которая либо уже проведена, либо ее качают при помощи небольших насосных станций. Однако, у такого вещества есть несколько характеристик, которые значительно ограничивают использование воды:
- чтобы вода оставалась жидкой, температура не должна опускаться ниже 0 С⁰;
- объем при переходе в лед увеличивается на 10%, что приводит к порче трубопровода и всего комплекса отопительного оборудования.
Водяной обогрев
Для решения таких проблем применяют другой носитель тепла с другими свойствами. Так, заливают антифриз для системы отопления загородного дома. Причем имеется в виду не приходящие на ум автолюбителям тосол или спиртосодержащие растворы, а именно антифриз.
Обратите внимание! Теплоноситель должен отвечать требованием безопасности и не быть легковоспламеняемым.
Применение «незамерзайки» безопасно и выгодно, он защищает все элементы от механического повреждения во время сильных заморозков.
Антифриз в системе отопления: плюсы и минусы
Сравнивая с водой, антифриз в системах отопления имеет плюсы и минусы. К достоинствам данного носителя тепла можно отнести:
- хорошо переносит морозы, поэтому трубопровод будет в целости;
- является лучшим обогревом, чем вода;
- не требует слива при наступлении теплого времени года;
- не вреден и не вызывает аллергии при правильной эксплуатации;
- уменьшает затраты на утепление труб;
- необходима дозаправка только 1 или 2 раза за сезон, так как испарение происходит медленнее.
Использование «незамерзайки»
Важно! Запрещается нагревать антифриз свыше 170 С⁰, иначе наступит процесс разложения.
К недостаткам можно отнести необходимость установки сильного насоса и монтировать трубы с большим диаметром, ведь такой носитель тепла обладает большей вязкостью. Поэтому для стандартного отопительного оборудования частного дома антифриз не подойдет.
Если провести сравнение «незамерзайки» и воды, то можно определить и ряд минусов такого носителя тепла:
- необходимость специального оборудования;
- теплоемкость ниже на 15%;
- необходимо устанавливать радиаторы с большим объемом на 50%;
- обязательно использование закрытого бака;
- токсичность вещества, поэтому разводить и заливать его следует строго по инструкции.
Но данные недостатки можно убрать, спланировав комплекс отопления еще на этапе ее монтажа.
Статья по теме:
Теплоноситель для системы отопления загородного дома. В отдельной статье мы проведем детальный анализ существующих видов теплоносителей, выявим преимущества и недостатки каждого из них. Читайте!
Что представляет собой современный антифриз для автомобиля?
Антифриз – незамерзающая смесь. Также используется антифриз нередко и в системе отопления.
На рынке можно найти множество типов антифризов, главными компонентами которых являются растворы на смеси на базе химических присадок: в том числе можно приобрести полноценные составы на основе многоатомных спиртов для своей машины.
- Для получения качественного антифриза обязательно (практически всегда) вливают присадки, делающие вышеперечисленную смесь более надежной для самой системы отопления.
- Вторичной полезной характеристикой хладагента можно назвать низкий показатель температуры замерзания и высокий кипения (об этом будет рассказано в статье).
- В состав последних антифризов входят различного типа добавки для качественной работы охлаждения мотора авто
В целом, данный хладагент делается на основе нескольких типов атомных спиртов, в том числе антифриз делается на основе этиленгликоля либо на основе пропиленгликоля. Чаще на основе этиленгликоля, особенно это касается современных смесей для авто. Одно из основных качеств антифриза — его высокая температурная способность в закипании.
Также важно учитывать, что еще одна, после того как мотор авто будет охлажден до комфортной температуры задача машинного хладагента – это качественный обогрев в салоне.
Ассортимент используемых антифризов
Хотя многие распространенные в промышленности химические вещества проявляют свойство переходить в твердое состояние при гораздо меньших температурах, чем вода, лишь несколько из них нашли применение в качестве теплоносителей для бытовых нужд. Многие из тех, что кажутся перспективными и даже востребованы как теплоагент в промышленных условиях, для использования в быту непригодны из-за серьезных недостатков.
Простые спирты. Имеют летучие пары, что исключает возможность работы в негерметичных системах, а также горючи при концентрации в водном растворе свыше 25 %.
Минеральные и синтетические масла. Они пожароопасны при попадании на открытое пламя. Имеют большую вязкость.
Глицерин. Не рекомендован из-за высокой вязкости, а также из-за способности при контакте с раскаленными металлическими деталями котла разлагаться с выделением акролеина – высокотоксичного вещества 2-го класса опасности. В Первую мировую войну акролеин использовали как отравляющий слезоточивый газ.
Фактическим стандартом на сегодня считаются две разновидности антифризов:
- Солевые растворы неорганических веществ, понижающих температуру замерзания воды.
- Водно-гликолевые смеси по ГОСТ 33341-2015 на основе многоатомных органических спиртов моно-, ди- и три-этиленгликоля, пропиленгликоля.
Этиленгликоль
В некоторых условиях существует необходимость использовать теплоноситель с довольно низким порогом замерзания. Такие вещества называются антифризы. Антифриз на основе этиленгликоля составляет примерно 25% всех теплоносителей.
В состав антифриза на основе этиленгликоля вводят специальные добавки – ингибиторы, замедляющие скорость протекания нежелательных химических процессов под воздействием этиленгликоля.
Для использования этиленгликоля надо принимать в расчёт следующие факторы:
Положительные стороны:
Отрицательные стороны – токсичность! Вот что не даёт этиленгликолю постепенно вытеснить воду с лидирующей позиции. Этиленгликоль – смертельно опасен.
Применение хладагента
Качество охлаждающей жидкости сильно влияет на показатели теплопроводности, рабочей и максимальной температуры использования. Для определения точки кипения антифриза нужно обращать внимание на качество. Например, температура кипения тосола «А 40» составляет 108−110 градусов.
Порой автолюбителям попадается некачественная жидкость, которая закипает даже раньше, чем вода. Снизить вероятность покупки подделки поможет только приобретение марки тосола или антифриза, уже использовавшейся.
У любого тосола температура закипания зависит от давления. Как правило, при повышенном давлении верхняя граница смещается вверх. Застывает охлаждающая жидкость при сорока-шестидесяти градусах ниже нуля. Обычно тосол меняют по прошествии двух-трёх лет либо каждые восемьдесят тысяч километров пробега.
Вода и тосол
В первых моделях автомобилей для охлаждения систем двигателя использовали обычную воду. Но при ста градусах жидкость кипит, поэтому в условиях повышенных нагрузок она весьма неэффективна. Да и к тому же вода замерзает при нулевой отметке термометра. Этот факт не раз становился причиной различных поломок автомобиля в зимнее время.
Химики совместно с инженерами долго думали над проблемой и нашли решение. Новая жидкость — антифриз — обладает температурой кипения в 108—125 градусов Цельсия. Конечно, разброс в значении достаточно велик, но цифра зависит от типа присадок в составе, давления в системе и общего качества жидкости.
Самый дешёвый тосол производят с нарушением традиционной технологии, что влияет на состав и свойства. Иногда водители жалуются на жидкости, которые кипят при отметке в восемьдесят пять градусов. Несомненно, это опасно для автомобиля. Иногда лучше залить в бачок дистиллированную воду, нежели непонятную смесь. Не стоит слишком экономить на антифризе, ведь ремонт автомобиля в итоге может обойтись намного дороже.
Зависимость от давления
При атмосферном давлении качественный тосол кипит, достигая отметки в 180−110 градусов. Но повышенное давление в системе увеличивает и максимально допустимое значение для кипения жидкости.
При исправной работе системы верхняя граница для тосола может быть сдвинута до плюс 130 градусов. Конечно, система при этом должна быть полностью герметичной. Бак с антифризом должен быть плотно закрытым. Это во многом зависит от исправности клапана на крышке расширителя. Негерметичная система охлаждения способствует тому, что тосол быстро перегревается. Под давлением антифриз увеличивает запас устойчивости к перегреву двигателя.
Какая температура кипения тосола?
Перегрев в двигателях таких популярных охлаждающих сред как Felix А40, Мотюль, Аляска и других связан с недостаточным количеством тосола, неисправностью системы вентиляции двигателя, появлением воздушной пробки, неисправностью системы охлаждения или использованием некачественного хладагента (разбавленного, отработанного и т. п.). Говорить о температуре закипания тосола можно лишь тем владельцам автомобилей, которые допускают значительное превышение давления охлаждающей жидкости и её избыточный объём в системе охлаждения. Иное дело – использование вместо тосола тосолоподобных жидкостей (приобретённых на сомнительных авторынках). Те действительно могут кипеть, причём даже при температурах 90ºС.
Температура кипения
- Температура, идеально подходящая для охлаждения мотора, который все время включен, составляет около минус 90 град.
- Поскольку в состав хладагента входит и этиленгликоль — важно учесть и его температуру кипения. Она кстати составляет в районе плюс 199 град., отсюда можно сделать вывод, что температура замерзания данного хладагента составляет около минус 12 град. Также показатель его плотности находится в рамках 1115 кг. на 1 метр куб.
- Плюс к этому, чистейший этиленгликоль, другими словами без всяких разводов, сам по себе является сильнейшим ядом, который нельзя употреблять в пищу.
- Теперь расскажем о подробной хар-ке пропиленгликоля. Он кроме всего прочего, также как этиленгликоль, являет собой лучшую характеристику для работы мотора, однако он сам не особенно вреден для природы, что можно сказать и о этиленгликоле. Он имеет куда более минимальный процент быстрого испарения.
Данный вид смеси по своей сути имеет в разы более прочное состояние, если сравнивать его с тем же пропиленгликолем. Кроме этого, суть циркуляции в работе системы охлаждения авто практически не различается в первом или во втором варианте.
Преимущества и недостатки пропиленгликоля как теплоносителя
Наглядно выявить преимущества и недостатки пропиленгликоля можно, если сравнить его с водой (которая тоже является жидкостью-теплоносителем в некоторых отопительных системах):
- плотность двухатомного спирта 1037 кг/м³, а это больше чем у воды (1000 кг/м³): разница на 3,7%;
- вещество начинает кипеть при +187 °С, а вода при +100 °С, разница — 87%;
- спирт замерзает при -60 °С, вода уже при 0 °С;
- удельная теплоёмкость равна 2483 Дж/(кг·К), почти в 2 раза ниже, чем у воды (4,187 Дж/(кг·К));
- теплопроводность – 0,218 Вт/(м·К), что в три раза ниже, чем у воды 0,6 Вт/(м·К);
- динамическая вязкость спирта – 56 мПа·с, в восемьсот раз больше, чем у воды (0,894 мПа·с).
Из этого перечня можно сделать несколько выводов.
- Плотность пропиленгликоля выше, чем у воды, поэтому статическая нагрузка и давление в отопительной системе также возрастут.
- Высокий показатель температуры кипения в +187 °C – не такое уж и преимущество. Удельная теплоёмкость пропиленгликоля в два раза ниже, чем у воды. Значит, довести до кипения эти две жидкости можно одинаковым количеством тепла. Их температура достигнет своей крайней точки практически одновременно, только вода будет бурлить при +100 °C, а спирт – при +187 °C.
- Температура замерзания пропиленгликоля заметно ниже. Помимо этого он практически не расширяется при охлаждении, и этим не выводит из строя систему отопления.
- Низкий показатель удельной теплоёмкости — явное преимущество, отсюда быстрый прогрев системы отопления, однако, пропиленгликоль способен накопить мало тепла – а это уже недостаток.
- Высокая динамическая вязкость добавит нагрузку на циркуляционный насос, который перемещает теплоноситель по трубам и радиаторам.
Впрочем, в некоторых ситуациях пропиленгликоль лучше справится со своими задачами, чем вода:
- если не пользоваться водной системой отопления зимой и не сливать воду, система может выйти из строя (при этом даже после полного слива вода все равно останется в трубах, вызывая коррозию) — а пропиленгликоль можно использовать круглый год и не сливать в зимний период;
- антифриз, который изготовлен на основе из пропиленгликоля, не вызывает коррозию и не образует накипь.
Недостатки у таких антифризов тоже есть:
- стоимость выше, чем у воды;
- необходима полная замена жидкости раз в пять лет;
- в системе отопления не должно быть деталей, которые содержат цинк — пропиленгликоль быстро их растворяет;
- пропиленгликоль крайне текучий, он может проникнуть через мелкие соединения в системе отопления.
Как измерить плотность охлаждающей жидкости?
Для начала разберемся, почему меняется плотность.
- Тосол не обязательно продается в виде готовой к употреблению жидкости. Чаще всего, это концентрат, который автолюбители разбавляют дистиллированной водой. Причем процент можно регулировать: для морозных регионов и южной части страны плотность может быть различная.
- В процессе эксплуатации испаряется вода (через клапан крышки расширительного бачка), или частично теряются присадки. Соответственно, идеальные показатели уходят в любую сторону от базовых.
Если не отслеживать этот процесс, можно либо перегреть двигатель слишком густой охлаждающей жидкостью, либо напротив: в мороз произойдет кристаллизация, и радиатор от расширения даст течь. В самых запущенных случаях может треснуть головка блока цилиндров.
Поэтому необходимо как минимум 2 раза в год (при смене сезонов) проверять плотность тосола так же, как плотность электролита в АКБ. Для этого нужен обычный ареометр.
Замер показателей производится при температуре антифриза порядка +20°C. Это никак не связано с региональными условиями эксплуатации, просто производители приняли такой стандарт для единства измерений.
При проверке потребуется слить часть жидкости из бачка расширения (для создания температурных условий можно принести емкость в комнату). Если температура на улице позволяет, замер проводится прямо в бачке.
После измерения, если плотность не соответствует установленным нормам, следует изменить концентрацию. Для этого не обязательно сливать весь тосол и разбавлять его заново.
Зная объем ОЖ в системе, можно просто добавить в бак расширителя концентрат или дистиллированную воду (в зависимости от показаний ареометра). Разумеется, надо предварительно произвести отбор лишней жидкости.
Замеряем плотность тосола непосредственно из бачка автомобиля — видео
Затем следует завести двигатель (для перемешивания) и снова произвести замер плотности.
Теплофизические свойства тосолов отечественного производства
В двигателях российского производства целесообразно использование тосолов торговых марок Феникс, Sintec и им подобных. Их пределы работоспособности таковы:
- Для тосола А40М: -40…+108ºС.
- Для тосола А65М: -65…+108ºС.
- Для тосола А60М: -60…+105ºС.
- Для тосола TL-30 Premium: -30…+108ºС.
При температурах в двигателе, выше, чем указанные, тосол закипает.
Коэффициент объёмного расширения тосола – в пределах 1,09…1,12. Прочие показатели определяются техническими требованиями ГОСТ 28084-89.
Возможную температуру закипания тосола оценивают также и по величине давления:
- При Р = 1 ат Tкип = 105ºС,
- При Р = 1,1 ат Tкип = 109ºС,
- При Р = 1,3 ат Tкип = 112ºС.
Основным производителем тосолов в стране является ПКФ «МИГ и Ко» (г. Дзержинск, Нижегородской обл.).
Выбираем незамерзающую жидкость
Выделяют два варианта антифриза в систему отопления дома, которые производятся на базе:
- этиленгликоля;
- пропиленгликоля.
Первый – значительно дешевле, но и вреднее, второй – безопаснее и дороже. Продавцы в магазинах стараются предложить только второй вариант, делая упор на безопасность и ссылаясь на случайное попадание антифриза в водопровод. При правильно смонтированном отопительном комплексе нет ни одного шанса смешивания носителя тепла и питьевой воды.
С этиленгликолем
Выбирая, учитывайте тот факт, что многие производители на инструкции по применению к котлу указывают невозможность использования этиленгликоля, так как это может привести к поломке. А во втором случае, напротив, есть марки оборудования, где даже указана возможность применения дорогого антифриза.
Таким образом, если вы уверены в своей отопительном оборудовании, то используйте недорогой вариант, но не забывайте, что при поломке котла гарантия распространяться не будет. Для дополнительной страховки и спокойствия лучше использовать вариант дороже, но надежнее.
С пропиленгликолем
В продажу антифриз для систем отопления загородного дома поступает в форме концентрата, его следует разводить перед заливкой. Причем делать это необходимо строго по приложенной инструкции.
Обратите внимание! Не стоит слишком сильно разводить концентрат для перестраховки, это приведет к появлению образований на теплообменнике.
Если вы намерены купить антифриз для системы отопления загородного дома, цена на который сильно различается в зависимости от типа, обращайтесь в специализированные магазины. Например, стоимость элитного носителя тепла фирмы PrimoClima на основе глицерина 30 С различается в зависимости от объема (10 л – 700 руб., 20 л – 1400 руб., 50 л – 3500 руб.).
PrimoClima
Антифриз на основе этиленгликоля от этого же бренда стоить будет столько же. А на основе пропиленгликоля 10 л – 900 руб., 20 л – 1800 руб. и 50 л – 4500 руб.
При какой вязкости кипит антифриз?
График по общей зависимости показателя вязкости от значения температуры
Картинка удивляет, поскольку жидкости, даже в том случае, если они относятся к одному типу и имеют один оттенок, никогда не стоит перемешивать между собой.
В самом же деле, хладагент делается практически всегда в одинаковом оттенке, иными словами, антифриз обычно не имеет какого-либо цвета, но уже на последнем этапе изготовления компании — производители добавляют в него простой краситель определенного оттенка, ради того, чтобы придать смеси какой-то особый либо индивидуальный оттенок.
Можете кстати не думать на эту тему, поскольку никакой краситель практически никогда не снижает рабочих качеств мотора и не влияет на свойства антифриза.
Также нередко ходят такие слухи, что в тосол так же компании вливают определенные смазывающие смесь добавки, это по своей сути тоже всего лишь слухи, которые не имеют с реальностью ничего общего.
Что же по поводу средней температуры замерзания смеси, то температура закипания тосола составляет около – 110 градусов, а температура закипания антифриза около – 120 °С. При этом различия вроде особо не заметны, однако во время уличной жары это играет определенную роль.
Зависимость температуры кристаллизации от концентрации
График зависимости температуры начала замерзания от содержания этиленгликоля в растворе не является прямолинейным, а образует кривую линию с низшей точкой в районе 65 %. Справа и слева от этого значения температура замерзания растет. Так, для этиленгликоля технической чистоты (около 98 %) она составляет всего около -13 °C. Поэтому рабочим интервалом концентраций в промышленности считается диапазон от 25 до 65 % гликоля, дальнейшее повышение концентрации бессмысленно и невыгодно экономически. Таблица значений для этиленгликоля имеет следующий вид:
Концентрация, % | Температура начала кристаллизации, °C | Плотность антифриза, г/см 3 |
65,3 | -65 | 1,086 |
63,1 | -60 | 1,083 |
58,0 | -50 | 1,078 |
52,6 | -40 | 1,071 |
45,6 | -30 | 1,063 |
36,4 | -20 | 1,051 |
26,4 | -10 | 1,034 |
Растворы пропиленгликоля в воде проявляют очень близкие к указанным свойства.
Заключение
Следить за состоянием охлаждающей жидкости не менее важно, чем за уровнем и качеством моторного масла. Иначе срок службы вашего двигателя будет уменьшаться. Лопнувшая ГБЦ, или заклинивание поршневой группы от перегрева обернется дорогостоящим капитальным ремонтом ДВС.
Действия водителя при перегреве двигателя
Для того чтобы проблем с системой охлаждения не возникало, нужно внимательно следить за её состоянием и регулярно проводить технический осмотр. Как только появляется поломка, необходимо производить ремонт и менять вышедшие из строя части. Также важно постоянно следить за уровнем и состоянием антифриза в системе. Если наблюдается осадок либо отложения, то нужно заменить охлаждающую жидкость и промыть все каналы.
Но может случиться так, что система охлаждения дала сбой во время движения. При этом не нужно паниковать. Важно следовать рекомендациям:
- Стоит уменьшить нагрузку на двигатель автомобиля. Переключение рычага передач на «нейтраль» и свободное движение до полной остановки будет лучшим решением. Двигатель глушить не стоит. Необходимо включить печку на максимум. Делается это для того, чтобы помочь остыть мотору.
- После полной остановки автомобиля нужно остановить работу двигателя, но не выключать зажигание. Оно нужно для работы печи.
- Затем стоит выйти из машины и приоткрыть капот автомобиля. Так воздух будет лучше циркулировать и мотор остынет быстрее.
- Теперь необходимо подождать минут двадцать. Не стоит торопиться и откручивать крышку бака с тосолом, ведь горячая жидкость может брызнуть, что опасно для здоровья.
- Если поблизости есть гараж либо сервис технического обслуживания, необходимо добраться до него. Хорошо, если автомобиль возьмут на буксир. В случае когда до сервиса далеко, стоит посмотреть, сколько антифриза в ёмкости. Если его мало, то нужно добавить охлаждающей жидкости в систему, но делать это очень аккуратно, ведь чересчур резкое охлаждение может навредить системе.
- После того как двигатель остынет, необходимо запустить его и медленно добраться до станции технического обслуживания либо гаража. В процессе движения важно смотреть за датчиком температуры мотора. Если она увеличилась, нужно заглушить двигатель и дождаться остывания. Важно не выключать печку во время движения.
Знать, при какой температуре кипит антифриз, очень полезно. Поняв причины повышения значения на термометре, можно не допустить поломки, избавить себя от затрат на ремонт и снизить риск аварии.
Почему закипает антифриз и как вы можете это заметить?
Если в моторе начал кипеть антифриз, в таком случае последствия могут быть очень плохими и машина потребует ремонта. Также может потребоваться замена мотора и всей внутренней охлаждающей системы с патрубками и прочим оборудованием. Понять, что появилась такая неприятность в моторе, можно достаточно легко по таким признакам: появился дым и в разы снизилась мощность двигателя, также возраста расходуемость топлива в автомобиле.
Еще вы должны быть готовы, что при постоянных закипаниях эксплуатационное время работы мотора понизится на порядок. Происходит это по множеству причин. Довольно часто, это является следствием низкопробной охлаждающей смеси, вот почему не нужно пытаться экономить на ее приобретении. Покупайте смесь лишь в самых надежных магазинах и на проверенных рынках.
Также данному явлению обычно способствует постоянный засор в системе радиатора и низкий уровень жидкости.
Другие характеристики водно-гликолевых растворов
Кроме температурной зависимости начала замерзания, концентрация активного вещества в антифризах влияет еще на ряд важных эксплуатационных показателей.
Теплоемкость раствора. Является важным параметром, от которого зависит количество тепловой энергии, которую теплоагент способен передавать от источника в помещение. Для чистой воды эта величина составляет 4,2 кДж/кг К и практически не меняется при разных температурах. При росте концентрации гликоля в воде теплоемкость раствора снижается. Например, 50%-ный состав обладает меньшей способностью к переносу тепла, чем 20%-ный, однако его рабочий интервал температур шире.
Коэффициент объемного расширения. Вырастает при повышении концентрации гликоля.
Теплопроводность. Так же как и график замерзания, имеет вид кривой с максимумом в районе порядка 40 % гликоля. Такой раствор лучше всего проводит тепловую энергию, а при уменьшении или увеличении концентрации показатель снижается.
Как правильно использовать теплоносители на основе пропиленгликоля
Теплоносители на основе пропиленгликоля имеют схожий химический состав, который различается процентом содержания спирта. Чаще всего такие составы получают название по именованию фирмы-производителя.
Если в антифризе пропиленгликоля содержится около 30%, он замерзает при -13 °С, 35%-й раствор спирта кристаллизуется при -20 °С, 40%-й — при -25 °С, 75%-й раствор при -65°С.
При замене воды на состав на основе пропиленгликоля необходимо учесть некоторые свойства антифриза.
- Меньшая теплоёмкость и теплопроводность. Количество радиаторов стоит увеличить, а также приобрести более мощный котёл. Часто в частных домах устанавливаются отопительные системы, которые работают вполовину своей мощности — в этом случае можно обойтись без замены котла.
- Большая вязкость . Убедитесь, что трубы имеют внутренний диаметр не меньше 25 мм, а также произведите установку более крупного циркуляционного насоса.
- Больший коэффициент расширения. Если расширительный бачок меньше 10 л, то потребуется замена на более крупный.
- Высокая текучесть. Стоит уменьшить количество резьбовых соединений, врезок и сгонов, также обеспечить свободный доступ к имеющимся соединениям на случай протекания.
Если технические параметры имеющегося отопления соответствуют новым требованиям, можно переходить к подготовительным работам:
- уплотнить сгоны, соединения, врезки;
- полностью слить воду из системы отопления и промыть каустической содой, она удалит ржавчину и накипь;
- убрать все детали из цинка;
- к антифризу можно добавить присадки, которые защитят медные детали;
- грязеуловитель проверять вдвое чаще;
- через каждые два года проверять раствор на предмет концентрации спирта;
- полная смена антифриза каждые пять лет.
Всегда стоит тщательно промывать систему, если собираетесь осуществить переход на другой теплоноситель.
Как проверить антифриз на замерзание
Проверка антифриза автомобильным ареометром
Проверить температуру антифриза при которой он замерзнет нельзя в обычной морозилке, ведь в ней охладить жидкость ниже чем -21°С охладить не удастся. Температура замерзания антифриза вычисляется по его плотности. Соответственно, чем плотность антифриза меньше (примерно до 1,086 г/см³) — тем температура замерзания будет ниже. Плотность, и соответственно, температуру замерзания измеряют при помощи ареометра. Они бывают двух типов — бытовые (медицинские) и специальные автомобильные. Бытовые ареометры обычно погружного типа. На их боковой поверхности есть шкала с соответствующими значениями плотности (обычно в г/см³). Какой лучше выбрать ареометр для проверки антифриза, смотрите здесь.
Как проверить антифриз ареометром
Автомобильный ареометр представляет собой пластиковый флакон (или стеклянную трубку) с присоединенным к горлышку резиновым шлангом и грушей. С его помощью можно отбирать пробы антифриза прямо из радиатора. На боку флакона имеется шкала с уже непосредственной информацией о температуре замерзания. Значения плотности в значение температуры можно посмотреть в таблице.
Плотность антифриза, г/см³ | Температура замерзания антифриза, °С |
1,115 | –12 |
1,113 | –15 |
1,112 | –17 |
1,111 | –20 |
1,110 | –22 |
1,109 | –27 |
1,106 | –29 |
1,099 | –48 |
1,093 | –58 |
1,086 | –75 |
1,079 | –55 |
1,073 | –42 |
1,068 | –34 |
1,057 | –24 |
1,043 | –15 |
Практические советы: как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом
Заливать незамерзающий носитель тепла в открытую систему также можно, но это менее эффективно и необходимо использовать только дорогой вариант носителя тепла, так как он будет соприкасаться с атмосферой.
Необходимо заливать разведенный антифриз через расширительный бак или подпиточный вентиль с использованием насоса. Вентили Маевского на батареях следует открыть. Закрывать их необходимо по мере наполнения бака, после достижения уровня в 1/3.
Схема открытой системы
После запуска системы необходимо будет повторно стравить воздух с батарей. Если при этом упадет уровень носителя тепла в накопителе, необходимо его добавить до половины бака.
Намного чаще и целесообразнее применять антифриз для закрытого типа отопительного комплекса.
Схема закрытого типа
Самый удобный способ для заполнения системы – это применить насос, подсоединенный к штуцеру подпитки. Если нет такого приспособления, то используйте самую высокую точку, предварительно открутив астматический отвод воздуха.
Желательно выполнять работу вместе с напарником, который будет параллельно выпускать воздух из радиаторов, пока вы заливаете антифриз. До работы необходимо проверить, чтобы:
- запорная арматура была незакрыта;
- разделительные краны к котлу закрыты;
- антифриз разведен строго по инструкции;
- клапаны Маевского находятся в закрытом состоянии;
- вентиль к мембранному баку незакрыт.
Рассмотрим пошаговую инструкцию, как залить антифриз в систему.
Калькулятор расчёта общего объёма системы отопления
Чтобы было понятнее, предлагаем посмотреть видеоматериал по заливке антифриза в закрытую систему:
Каким образом можно эффективно предупреждать закипание антифриза?
Разобравшись в причинах, почему закипает антифриз в системе охлаждения, также не лишним будет понять, чем заняться, чтобы вы могли с точностью все это предотвратить в своем автомобиле, а также как стоит себя вести, если по какой то причине вы попали в подобную историю.
Если во время движения по трассе ОС вдруг закипела и из под капота начал вырываться характерный пар, в таком случае нужно постараться быстро остановиться и выключить мотор. Далее стоит просто дать ему остудиться.
Самым лучшим для автовладельца решением станет применять в своей машине такой антифриз, который будет на высшем уровне соответствовать эксплуатации в вашей машине.
Расчёт количества теплоносителя
Узнать нужное количество теплоносителя можно 2 способами:
Расчётный
Необходимо суммировать количество теплоносителя в котле радиаторах и трубопроводах. Данные о количестве теплоносителя в котле и батареях можно взять из паспортов.
Объем жидкости внутри трубы можно рассчитать по формуле:
- V = S (площадь сечения трубы) x L (длина трубы).
Для упрощения расчётов существует таблица объёмов.
Объем воды в радиаторе:
- алюминиевый радиатор — 1 секция — 0,450 литра;
- биметаллический радиатор — 1 секция — 0,250 литра;
- старая чугунная батарея – 1 секция — 1,700 литра;
Объем воды в 1 погонном метре трубы:
- ø15 (G ½”) — 0,177 литра;
- ø20 (G ¾”) — 0,310 литра;
- ø25 (G 1,0″) — 0,490 литра;
- ø32 (G 1¼”) — 0,800 литра;
Опытный
Для определения объёма опытным путём, необходимо полностью заполнить контур отопления водой. Затем необходимо аккуратно слить воду, замеряя, при этом объем мерной ёмкостью.
При заполнении водой необходимо приоткрыть кран, установленный на участке системы водоподготовки. При этом, воздушные клапаны должны быть открыты. Так можно избежать завоздушивания системы.
Слив воды из контура отопления производится через дренажный кран в систему канализации или подпиточный бак. Заполнение системы пропиленгликолем необходимо производить с помощью подпиточного насоса.
Как и в случае с водой, заполнение необходимо производить с малой скоростью. Учитывая стоимость пропиленгликоля, дренировать системы нужно только в подпиточный бак.
Заполнять системы этиленгликолем необходимо со всеми мерами предосторожностями. Ни в коем случае не допускать розлива антифриза или попадании его на тело. Технически процедура, как слива, так и залива идентична процедурам с применением пропиленгликоля.
Периодичность замены воды в контуре отопления, как правило, составляет один тепловой сезон. Для антифризов периодичность установленная производителем составляет 5 лет.
Советы и рекомендации
- Выбирая, использовать воду или антифриз в системе отопления, учитывайте все достоинства и недостатки каждого носителя тепла. Не забывайте, что для «незамерзайки» нужен более мощный котел и трубы большего диаметра.
- Используя дешевый антифриз, будьте уверены в своем оборудовании для отопления, так как гарантии при поломке уже не будет.
Вариант отопления с жидкостью
- Покупать жидкость следует только в специализированном магазине.
- Разводить антифриз следует строго по инструкции к товару, не надо делать его слишком разбавленным или, напротив, концентрированным.
- Если самостоятельно не можете залить жидкость в закрытую систему отопления, то обратитесь к специалистам, которые предварительно проведут промывку, а уже потом добавят антифриз.
А также можете посмотреть видео по выбору «незамерзайки» для системы отопления частного дома.
Сравнение теплоносителей: вода, глицерин, этиленгликоль и пропиленгликоль
В США и Европе с 1996 года начался массовый переход на использование только пропиленгликолевых теплоносителей. В России только сейчас становится заметна эта тенденция — скорее всего, это связано с высокими затратами на внедрение таких систем.
- экологичное вещество;
- достаточно высокий показатель теплоемкости;
- свободно циркулирует по системе;
- всегда под рукой;
- крайне низкая стоимость.
- замерзает при температуре ниже 0 °С;
- отсутствие эксплуатации в зимний период требует слива системы, что приводит к коррозии;
- жесткость воды проявляется при температуре свыше 80°С, тогда начинается разложение карбонатных солей и отложение накипи на стенках системы, что снижает теплоотдачу и может сломать систему из-за перегрева.
Когда проводить замену антифриза либо тосола?
Новый антифриз имеет меньшую вероятность закипеть во время работы, поскольку обладает чистым составом.
Проверка утечки антифриза
Проверить где течет антифриз на любом автомобиле можно выполнив один из трех методов:
Крышка для создания избыточного давления в системе
- Визуальный осмотр. Самый простой, но недостаточно эффективный метод, поскольку с его помощью можно найти лишь значительные утечки.
- Проверка жидкостью под давлением. Для его выполнения антифриз полностью сливают с системы охлаждения, и вместо него закачивают воду под давлением. Избыточное давление с большой долей вероятности покажет, где было место утечки.
- Поиск с помощью ультрафиолета. В составе многих современных антифризов есть флуоресцентные добавки (либо можно добавить к жидкости самостоятельно), которые становятся видны если посветить на них ультрафиолетовым фонариком. Следовательно при малейшей течи вы увидите место по светящемуся следу.
В домашних условиях есть один проверенный лайфхак, как проверить где течет антифриз используя автомобильный компрессор. Заключается в том, чтобы взять старую аналогичную пробку от расширительного бачка, просверлить ее и вставить сосок от колеса (закрепив его герметично). Далее одеть крышку на расширительный бачок и с помощью воздушного компрессора создать в системе избыточное давление, но НЕ БОЛЕЕ 2 атмосфер! Очень эффективный метод!
Отличия между тосолом и антифризом по рабочим качествам
Тосол по своим рабочим характеристикам отличается от антифриза: стоит помнить, что советский хладагент сделан по устаревшему рецепту и достаточно быстро утрачивает свои характеристики при достижении высокой температуры. Также советский хладагент не способен служить полноценной заменой антифризу и не в состоянии защитить мотор автомобиля при достижении им значения температуры в 100 градусов.
Важно еще учитывать: если вы планируете делать замену антифриза в своей иномарке, то помните, что цвет поможет в выборе нужной смеси для мотора и в целом может являться лучшим отличительным признаком компании, занимающейся разработкой и изготовлением хладагентов для мотора.
Антифриз по своей общей консистенции слегка жидковат в сравнении с тем же тосолом и поэтому походит на воду.
Как отличить один хладагент от второго? Чтобы можно было более точно узнать, что вы приобрели для машины и обезопасить свой мотор от подделки и возможных поломок в процессе эксплуатации авто — постарайтесь обратить внимание на размер тары, в которой собственно храниться смесь в виде хладагента. Например, многие компании с определенной репутацией стараются ей дорожить и наносят на канистры определенный тип обозначений с вдавленными литерами и многоступенчатой этикеткой.
Теплоноситель на основе глицерина
- экологически безопасен;
- не опасен при вдыхании паров;
- не вызывает отравления при случайном попадании внутрь организма;
- инертен к оцинкованным деталям;
- дешевле теплоносителя на основе пропиленгликоля.
- масса глицеринового теплоносителя дает дополнительную нагрузку на оборудование;
- вязкость выше, чем у гликолевых растворов;
- термически неустойчив;
- сильно пенится, повышается риск завоздушивания системы;
- при использовании усиливаются требования к прокладкам (уплотнениям) и деталям.
этиленгликолевые жидкости антифризы
Всё это вынудило эксплуатационников искать более приемлемые охлаждающие жидкости. Так было положено начало применению в качестве охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания смеси этиленгликоля и воды.
Этиленгликоль С2Н4(ОН)2 – простейший двухатомный алифатический спирт, сиропообразная ( ) бесцветная жидкость сладкого вкуса. Температура замерзания минус 12,3°С, кипения плюс 197,6°С, плотность 1113 кг/м 3 при 20°С. При добавлении воды температура замерзания понижается до минус 75°С при содержании в растворе трети воды, а при дальнейшем увеличении концентрации воды – повышается. Зависимость нелинейная. Температура замерзания может быть определена не только по концентрации воды и этиленгликоля, но и по плотности смеси.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости для заправки систем «тосолы». Эти жидкости имеют ряд преимуществ по сравнению с водой:
– низкая температура замерзания;
– выше температура кипения;
– хорошие смазочные свойства, что обеспечивает больший ресурс
работы водяного насоса;
– при замерзании образуется рыхлая масса, почти не увеличивающаяся в
объёме и не вызывающая разрушения системы охлаждения.
Но тосолам присущи и недостатки:
– коррозионное воздействие на конструкционные материалы;
– высокая просачиваемость по сравнению с водой;
– большой коэффициент теплового расширения.
Основной недостаток этиленгликолевых жидкостей – токсичность, даже при невысоких концентрациях гликолей. При попадании в организм человека наблюдаются тяжёлые отравления. Поэтому при использовании тосолов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Современные тосолы представляют собой смесь этиленгликоля и воды с добавлением присадок:
Характеристика антифризов приведена в табл. 5.4.
Слегка мутная маслянистая жидкость
Температура крис-таллизации, °С
Температура кипения, °С
антивспениваю-щая, композиция анти- коррозионных
Применение тосолов требует выполнения ряда правил, обусловленных свойствами этих жидкостей:
Необходимо периодически проверять концентрацию антифриза в системе охлаждения. Проверка производится с помощью гидрометра – разновидности ареометра, с термометром, но с двойной шкалой, оттарированной на процентное содержание этиленгликоля в смеси и соответствующие температуры замерзания. Шкала рассчитана на определения при температуре антифриза равной 20 °С. При других температурах неизбежны ошибки, поэтому перед измерением необходимо привести температуру антифриза к значению 20 °С. При невозможности корректировки температуры поправки к показанию гидрометра можно определять по таблице 5.5.
Поправки к показанию гидрометра
Содержание этиленгликоля в жидкости, % по объёму
Теплоноситель – основные требования в системе отопления
Какой же должен быть теплоноситель для системы автономного отопления? Попробуем сформулировать необходимые критерии соответствия «идеального» варианта.
ли со статьей или есть что добавить?