Вокруг света под всеми парусами
В ближайшие сутки стартует соревнование, которое для «яхтонутых» является тем же самым, что и Чемпионат мира по футболу для нормальных людей. Гонку Volvo Ocean Race называют «Эверестом парусного спорта». За ней следят миллионы болельщиков по всей планете. И она практически неизвестна в России.
Мы хотим хоть исправить эту ситуацию, ведь последующие 9 месяцев для всех водоплавающих пройдут под эгидой VOR. Более масштабной истории в парусном мире в это время просто не будет.
Прочитай сам. Расскажи другу. Прогрузи подружку. Ниже — главные факты про VOR, которые нужно знать любому человеку с претензией на эрудицию.
Кругосветная регата Вольво оушен рейс
Кругосветная регата Volvo ocean race мировая, самая сложная и захватывающая, за ней с замиранием сердца наблюдает весь мир и каждая страна болеет за свою команду, верит в победу. Грандиозные регаты тщательно подготавливаются, разрабатывается маршрут, который не порадует участников свое простотой, а удивит сложностью и возможностями набраться еще больше опыта, научиться плаванию в самых тяжелых условиях – так и закаливаются чемпионы!
Volvo Ocean Race в одном (большом) предложении
Команды по 11 человек на заряженных по самое «не могу» парусных болидах в течение нескольких месяцев соревнуются, кто быстрее обойдет вокруг света — преодолевая по пути океанские штормы, волны размером с пятиэтажку, перепады температур от -20 до +40, айсберги, «ревущие сороковые» и прочие прелести — и всё это в условиях зверской конкуренции друг с другом на скорости, которую относительно остального парусного спорта можно обозначить как «первая космическая».
Volvo ocean race
Маршрут юбилейного «издания» знаменитой регаты (а прошло 35 лет с момента старта ее предшественницы – первой в истории кругосветной гонки яхт с полными экипажами «Whitbread Round the World Race 1973– 1974») впервые пройдет по серьезно измененному маршруту: в Индийском океане яхты сделают огромный «крюк» и посетят Индию и Китай.
Какие еще сюрпризы может преподнести нам одно из крупнейших мировых (если судить по суммарному бюджету команд, объему рекламной трансляции и количеству зрителей во всем мире – утверждается, что прошлую регату посмотрели в общей сложности 2 млрд. человек) спортивных соревнований современности? рвущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» (экипажи окажутся в этих широтах только вблизи мыса Горн), то в Индийском океане им придется испытать изматывающую жару, когда температура под палубой может заметно превысить 50° С. А ведь на яхтах нет кондиционеров.
И, хоть гонщикам не надо будет кидать уголек в топку, как делали моряки в этих широтах сто лет назад, песня «Товарищ, я вахты не в силах стоять» (кстати, как раз в этих краях и родившаяся) может стать для них актуальной.
Организация
Еще одна сложная задача – преодоление длинного этапа от Циндао до Рио-де-Жанейро. Почти 12 с половиной тысяч миль по генеральному курсу – это ровно половина длины «обычного» кругосветного плавания вообще! По планам организаторов, яхты должны пройти эту дистанцию примерно за шесть недель – и здесь возможны новые проблемы.
Тут и возможная психологическая несовместимость, и усталость от проживания в тесной, сырой и грохочу- щей «консервной банке», стремительно несущейся по волнам, и необходимость точно рассчитать запас продовольствия, газа и воды. Океанские гонщики дальних дистанций – безусловно, профессионалы, им, как пел В.Высоцкий, «платят деньжищи, огромные тыщщи», но даже страшновато представить себя на их месте. Как мы видим, из гонки исключены такие ведущие парусные страны, как Австралия, Великобритания и Новая Зеландия.
Серьезными – с точки зрения материальных затрат титульных спонсоров, а они выделяют порядка 15–18 млн. долл. США на каждую лодку. То есть, к примеру, для двух участников нынешнего соревнования (компаний «Ericsson» и «Telephonica»*) расходы могут превысить 30 млн. долл. Это серьезная сумма даже для крупной фирмы, и, естественно, она заинтересована в том, чтобы вложенные деньги окупились. Конечно, проще всего это сделать на новых, крупных и быстро развивающихся рынках, т. е. в России, Индии и Китае, куда и пришла регата.
История
Замысел гонки получил путевку в жизнь в 1971 году, в одном из английских пабов. Полковник Билл Уитбред, президент британского пивного конгломерата Whitbread, за бокалом пива был «разведен» энтузиастами на спонсирование кругосветной регаты среди яхт с экипажами. На старт гонки, которая получила название Whitbread Round The World Race, в сентябре 1973 года вышло 17 вымпелов.
Естественно, в те времена и в помине не было никаких и спутников прогноза погоды. Для навигации пользовались секстанами, пеленгом и ориентировались по звездам, а прогноз погоды шаманили на барометре. Да что там, из всех участников только у двух на борту были рации.
Впрочем, по сравнению с нынешними временами, гонка проходила в очень расслабленном режиме. Практически все экипажи были любительскими. Люди жили на борту в нормальных комфортных каютах с санузлами и обогревателями, питались свежими продуктами за полноценным столом. На борту выпивалось в среднем 6 бутылок вина в день и без счета спонсорского пива от Whitbread. Не было проблем с икрой и устрицами.
Такая расслабленная атмсосфера не могла не спровоцировать океан показать свой характер. За время первой регаты три человека погибло — их смыло волнами за борта лодок.
Тем не менее, регата была признана успешной. Было решено проводить ее раз в 3–4 года. Отсчет истории пошел.
Интересный факт: в составе экипажей гонки за все время проведения регаты побывало 120 . Первая полностью женская комана «Maiden» приняла участие в гонке 1989–90 г.
Жесть как она есть
Сегодняшняя регата далека от той романтической идиллии . Теперь это профессиональный спорт, жестокий и беспощадный. Команды через одного состоят из олимпийских медалистов, шкиперы — сплошь живые легенды паруса.
Вместо классических деревянных яхт правят бал кевлар и углепластик. Все усилия брошены на борьбу с лишним весом. В результате, комфорта на борту лодки ценой в несколько миллионов — ноль. Никаких кают: вся команда спит на полках, положив под голову свернутый парус или сумку с вещами. Сухпаек из сублимированных продуктов, пресованный комплект одежды, даже зубные щетки — с наполовину обрезанной щетиной. Ради экономии веса внутри – голый неокрашенный карбон и никакого освещения. После захода солнца внутри яхты становится реально “как у негра в заднице”.
В результате лодки достигают скоростей в 30 и более узлов — для парусной лодки весом 14 тонн это немыслимая прыть. Яхтам класса Volvo 70 принадлежит большинство текущих рекордов среди однокорпусников. Например, во время прошлой VOR яхта Ericsson 4 прошла 596,6 морских миль за 24 часа.
Цитата: «Каждые несколько минут по палубе прокатывается волна ледяной воды общим весом 9 тонн. Одежда на вас просто не успевает высохнуть, приходится так и спать в мокром. Находиться внутри гоночной лодки во время плавания — будто сидеть в большом барабане, по которому в произвольном ритме лупят тяжелой палкой» (из рассказа журналиста, побывавшего на борту лодки)
Двигатель прогресса
К началу XXI века компания Whitbread наигралась в спонсирование кругосветных гонок и больше не могла тянуть лямку. Знамя подхватил автомобильный гигант Volvo, и в 2001–02 годах гонка впервые прошла под известным сегодня названием — Volvo Ocean Race.
Автоконцерн привнес в соревнование современные маркетинговые и логистические технологии. Открылся обновленный центр управления гонкой, похожий на космический ЦУП в Хьюстоне или Королеве. Подтянулись другие крупные спонсоры. Начали проводиться масштабные промо-мероприятия в местах остановок гонки, на несколько недель в каждом порту возводились глобальные гоночные деревни. Кучи экспонатов, магазины с сувенирами, сценическое оборудование для трансляции и другие шоубиз-примочки — появился настоящий размах.
Кроме этого, VOR стала пионером в новом формате Интернет- парусных гонок, с блогами, видео, трехмерным симулятором, отслеживающим положение лодок на глобусе в реальном времени и прочими прибамбасами.
Технические детали
Гонка проходит на яхтах класса Volvo Open 70. Действует классический принцип «box rule»: все яхты проектируются и строятся индивидуально, но должны вмещаться в определенные, достаточно жесткие рамки: вес не более 14,5 тонн, общая длина не более 70.5 футов, осадка 4,5 метров и так далее. Правила понемногу меняются перед каждой новой регатой. Самое сильное изменение в текущей, третьй версии правил: раньше разрешалось максимум 24 паруса на борту, теперь — всего 17. Кажется, будто это много. Но на самом деле, учитывая разнообразие погодных и ветровых условий, в котором лодкам предстоит гоняться, над подбором парусов командам придется поломать голову.
Маршрут гонки состоит из 9 общей протяженностью 37 000 морских миль. Каждый этап занимает 2–3 недели, а перерывы между этапами от 10 до 20 дней. В 16–00 по Москве в субботу 29 октября будет старт первой портовой гонки в Аликанте, а еще через неделю, 5 ноября, весь флот отправится отсюда в трип до Кейптауна. Финиш VOR 2011–12 запланирован 7 июля следующего года в ирландском городе Гэлуэй.
В нынешней VOR участвует всего 6 команд, но зато каких!
Подробнее о командах и маршруте гонки мы еще расскажем вам на следующей неделе, перед «большим» стартом 5 ноября.
Интересный факт: в каждой команде обязательно есть один пассажир, которому под страхом дисквалификации запрещено участвовать в управлении лодкой. Это журналист, или «media crew», чья задача — вести хронику происходящего на борту с помощью различных инструментов и спутникового телефона.
Трагедия Фазиси
Историю регаты Whitbread/Volvo невозможно рассказать без этой страшной страницы. В гонке 1989–90 года впервые принимал участие экипаж из СССР. В грузинском городе Поти, на ССЗ по постройке судов на подводных крыльях был собран алюминиевый корпус яхты “Фазиси” (так назывался Поти в древние времена). Никогда раньше в Советском Союзе не строились лодки подобного класса.
На грузовом самолете «Руслан» корпус был перевезен в Англию, где лодку вооружили современным такелажем и подготовили к гонке. За неделю до старта выяснилось, что киль «Фазиси» не соответствует правилам класса. В итоге чудом за этот короткий срок была найдена замена киля и ценой неимоверных усилий его удалось вовремя установить.
Яхта неплохо начала свое выступление, и на финише I этапа в Уругвае была шестой. Это была : советская команда, впервые участвовавшая в соревнования подобного уровня, фактически без подготовки оказалась впереди 2/3 флота. Однако, через несколько дней случилось ужасное. Не выдержав нервного напряжения регаты, безденежья, организационных проблем и интриг в руководстве команды, совершил самоубийство Алексей Грищенко — шкипер команды и человек, руководивший постройкой «Фазиси».
Эту историю можно подробно прочитать в книге «Русские идут» Евгения Платона, который принимал непосредственное участие в строительстве яхты и последующей гонке. Кстати, в следующей регате Whitbread в 1993–94 гг. Платон тоже принимал участие. На этот раз — в качестве шкипера команды «Гетман Сагайдачный» под флагом независимой уже к тому времени Украины.
Цитата: “Фазиси” вызвала повышенный интерес людей во всех уголках планеты. особая магия исходила от этой команды безумцев, которым удалось совершить то, что здравомыслящим людям казалось невозможным” — Евгений Платон
Засада с «Косаткой»
Еще одна российская попытка поучаствовать в этой гонке произошла совсем недавно, во время прошлой VOR в 2008–09 годах. Питерский бизнесмен Олег Жеребцов, создатель сети супермаркетов «Лента», построил яхту «Косатка» в Англии по проекту Роба Хамфриса и собрал внушительную интернациональную команду под руководством австрийского шкипера Андреаса Ханакампа. В ее числе был серебряный призер Олимпиады-2004 Родион Лука. Коммерческих спонсоров найти не удалось, и в проект пришлось вложить $13.5 млн личных средств Жеребцова. Команда серьезно готовилась к гонке, постоянно шли тренировки. Олег Жеребцов смог даже «пробить» финиш регаты в . Сам он примерил на себя роль бакового матроса — одну из самых сложных и физически изматывающих.
Не успела гонка начаться, как на команду посыпались несчастья. Сначала Олегу пришлось отказаться от участия в I этапе в связи со смертью матери. Команда вышла на старт без владельца. Потом, через считаные дни после начала гонки, в системе качающегося киля обнаружилась течь, которая сильно замедлила ход «Косатки». На II этапе яхта во время сильного шторма ночью влетела в большую волну, легла на воду, практически перевернулась. В целом, команда не блистала результатами и плелась в хвосте, постоянные поломки приводили ко множеству незапланированных расходов. В этот момент в «большом мире» уже вовсю бушевал кризис (привет, 2008). В общем, после III этапа российская команда снялась с регаты, и на финиш в «Косатка» пришла уже просто в гости, вне зачета.
Жеребцов не любит вспоминать эту историю и сейчас гоняется на небольших парусных лодках, таких как Laser SB3 (где бюджет ниже буквально в 100 раз). Периодически звучат разговоры о новой российской команде. Недавно Кирилл Подольский сказал, что хотел бы поучаствовать в гонке. Оскар Конюхов тоже в частных беседах периодически поднимает эту тему. Однако, в кампании 2011–12 года, которая вот-вот начнется, российских участников нет.
ли со статьей или есть что добавить?