Все дороги ведут к проходной: история нижнетагильской Вагонки

ОПГ Фортуна продолжает править Нижним Тагилом

Вор в законе Темури Мирзоев - Тимур Свердловский

Со времен ГУЛАГа Средний Урал буквально усыпан исправительными учреждениями. Бывшие зеки, выходя на свободу, не всегда стремились отправиться назад домой, а частенько оседали по другую сторону колючки. Во время «криминальной революции» 90-х они активно включились в «раскрой» территории Свердловской области. В Екатеринбурге даже действовала отдельная ОПГ, называемая «синей», которой поочередно руководили «воры в законе» Трофа (Трофимов), Тимур Свердловский (Мирзоев), Заур (Аббасов), Каро (Мамедов).

Они принципиально даже в мелочах поддерживали «воровской ход», что на практике означало их неучастие в легальном бизнесе и в любых контактах с представителями местной или федеральной власти. Сферой деятельности «синих» были наркотики, незаконный оборот спирта и подпольный игорный бизнес. В конечном итоге традиционалисты проиграли более молодым, напористым и приспособленным к новым условиям «уралмашевцам».

Все дороги ведут к проходной: история нижнетагильской Вагонки

Дзержинский район, который в Нижнем Тагиле называют Вагонкой, был образован весной 1933 года как район вагоностроителей. Сейчас здесь проживает более 120 тыс. человек, рассказывает наш гид — директор Выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина.

В годы строительства предприятия в этом районе планировали создать "город Солнца", город-коммуну, в котором жили бы люди свободного труда.

— Но из этого проекта возвели только чуть больше 20 зданий. В войну строительство было заморожено. Чтобы расселить десятки тысяч эвакуированных в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод, работников 12 предприятий, стали строить бараки и землянки. На возведение каждого требовалось всего четыре дня, — рассказывает Пислегина.

Население района до войны составляло около 30 тыс. человек, а уже после войны достигло 100 тыс. Многие жили в землянках, требовалось благоустроенное жилье.

«Кормили их пирожками, поили водкой». Как в 2000-х Индия спасла Уралвагонзавод и все российское танкостроение покупкой Т-90С. Уникальные фото

«Кормили их пирожками, поили водкой». Как в 2000-х Индия спасла Уралвагонзавод и все российское танкостроение покупкой Т-90С. Уникальные фото

17 мая для Уралвагонзавода особая дата. В 1999 году в этот день с завода были отправлены три танка Т-90С. Завод впервые показал в Индии доработанные машины, которые обеспечили отечественную оборонку многолетними заказами. Подробнее в материале ТАСС.

Двадцать лет назад в пустыне Тар, где господствуют песчаные бури, а температура воздуха превышает +50°С, впервые взревели двигатели танков Т-90С. Российская боевая машина в экстремальных условиях должна была доказать индийским военным, что равных ей нет. На пути к контракту стоимостью $1 млрд, который был подписан в 2001 году, было немало препятствий: в спину дышали украинские конкуренты, индийцы, желая сбить цену, пытались вывести из строя двигатели танка, а главной потерей стала смерть генерального конструктора Владимира Поткина.


Танк Т-90 ВС Индии

“Отправка первых трех танков Т-90С на испытания в Индию и последующий “индийский контракт” — судьбоносные моменты истории не только для “Уралвагонзавода”, но для и всей танковой отрасли России. Тогда в кратчайшие сроки предстояло адаптировать имеющиеся наработки к требованиям заказчика, организовать производство и вернуть на завод уникальных специалистов, возродить утерянные кооперационные связи и обеспечить конвейер необходимыми комплектующими — это была на тот момент сложнейшая, почти невыполнимая задача. Но коллективы УКБТМ (Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения) и “Уралвагонзавода” с ней справились, проделав гигантскую кропотливую работу”, — сказал в интервью ТАСС генеральный директор научно-производственной корпорации “Уралвагонзавод” (УВЗ) Александр Потапов.

Танки Т-90 перед отправкой в Индию, 1999 год
Танки Т-90 перед отправкой в Индию, 1999 год

Успех испытаний танка в пустыне Тар обеспечил корпорацию “Уралвагонзавод” важным контрактом, спас от банкротства предприятие и всю бронетанковую отрасль российской промышленности. В 2001 году “Уралвагонзавод” поставил в Индию 124 готовые машины, спустя шесть лет последовало новое соглашение на поставку такого же количества танков Т-90С. Индийцы назвали боевую машину “Бхишма” (“Грозный”) — в честь одного из главных героев эпоса “Махабхарата”.

Кроме того, в 2001 году был подписан контракт на лицензионное изготовление 1000 танков, в том числе на поставку 186 машинокомплектов, а в 2007 году подписывается дополнение к контракту на поставку 223 комплектов в рамках лицензии. В апреле этого года стало известно, что правительство Индии приняло решение закупить дополнительную партию танков Т-90 для своих вооруженных сил.

Министр обороны Индии Джордж Фернандес на отправке партии танков Т-90С в Индию, 2001 г.

Министр обороны Индии Джордж Фернандес на отправке партии танков Т-90С в Индию, 2001 г.

ОПГ Фортуна

Во втором по значению городе Свердловской области Нижнем Тагиле поначалу кавказцы и спортсмены объединились в одну группировку, которая затем перешла под флаги бывших уголовников и стала известна, как ОПГ «Фортуна». Им противостояла компания бывших афганцев под названием «Урал-Герат». Именно так назывался клуб участников войны в Афганистане.

Развернувшаяся гангстерская война за пальму первенства запомнилась нижнетагильцам похищением танка с полигона «Уралвагонзавода», с помощью которого ушедшие в криминал интернационалисты пытались добиться перевеса в конфликте. До места «стрелки» доехать танку не позволила переполошенная милиция, а водитель по фамилии Власов в итоге стал единственным в истории России угонщиком тяжелой боевой машины и получил срок за угон транспортного средства на общих основаниях с преступниками, покусившимися на «Жигули» или иномарки.

ОПГ «Фортуна» благополучно перенесла период становления на ноги, развития, и дожила до наших дней. Столь успешное долголетие объясняется тем, что нижнетагильские «синие» извлекли уроки из ошибок своих екатеринбургских коллег. Они излишне не мозолили глаза полиции, все заработанные деньги инвестировали в бизнес и со временем руководители группировки превратились в состоятельных бизнесменов, входящих в местную властную элиту.

О своей преступной сущности «Фортуна» напоминала только в дни похорон своих лидеров, уничтоженных ущемленными в доходах конкурентами. В 2002 году жизненная фортуна отвернулась от главы ОПГ «Фортуна» Сергея Волчкова. Его нашли утопленным в карьере недалеко от города. Сомнений в насильственной причине смерти ни у кого не было. Через 4 года на тот свет отправился приемник утопленника Сергей Топчеев по кличке Топчий.

Он беседовал с оставшимся неизвестным следствию собеседником в салоне своего «Мерседеса». На финальной стадии разговора, инкогнито достал пистолет Макарова и сделал в голове и теле Топчия 6 пулевых отверстий, появление которых последний никак не ожидал и немедленно умер. Оперативники на месте убийства не нашли даже отпечатков пальцев. Явно действовал профессионал. Не помогло и брошенное им в салоне орудие преступления. Как выяснилось, пистолет пару лет тому назад был похищен из сейфа ОВД города Асбеста вместе с с другими 49-ю «огнестрелами» и боекомплектом из 2033 патронов. Из «Мерседеса» он наконец вернулся на старое место. Осталось только обнаружить оставшиеся 48 «макаровых».

Памятник, который на ходу

Проспект Вагоностроителей — одна из главных улиц города. Особенностью дорог в этом районе является то, что они изначально ориентированы на проходные завода. Проспект, который раньше был улицей Сталина, ведет прямо к проходной. Переименовали его в 1961 году. Застраивалась улица в течение многих лет: здесь стоят и хрущевки, и современные дома. Часть домов возводили пленные немцы, их редко привлекали к работе на предприятиях.

Дальше по проспекту — чистейшие образцы сталинского ампира, построенные в 40–50-х годах.

— На Вагонке у нас целый ансамбль зданий, построенных в 30-е годы в стиле конструктивизма. А стиль ампир прослеживается во всех зданиях и во всех проявлениях, — рассказывает Пислегина. Затем идут скромные по архитектуре хрущевки, которые быстро строились и помогли обеспечить людей необходимым жильем.

Храм-памятник Дмитрия Донского Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

Приближаемся к зданию заводоуправления. Слева от него возвышается храм-памятник Дмитрия Донского, который в 2000-е возвели на средства завода. В военное время на деньги Русской православной церкви завод построил танковую колонну, которую назвали в честь великого князя московского Дмитрия Донского — об этом и напоминает памятник.

На площади перед Центральной проходной — танк, установленный на постамент в сентябре 1946 года в день празднования первого Дня танкиста. В 1985 году эту машину решили снять, завести и провести по улицам города. Танк был почти в идеальном состоянии — его помыли, покрасили, в технической части пришлось заменить только резинотехнические изделия — за 40 лет резина рассохлась.

Вели в тот день машину два брата — Михаил и Геннадий Болтиновы. Пришли они на завод в годы Великой Отечественной войны, начинали с учеников и помощников, а после стали испытателями танков. Геннадий, как рассказывает Пислегина, был настоящий ас. Однажды на испытаниях, которые обычно проходят в условиях полного бездорожья, танкисты поздно заметили ров.

— В случае неудачного преодоления препятствия всему экипажу испытателей могло сломать позвоночники. Тогда Геннадий принял решение прибавить газу. Танк перепрыгнул через ров. Испытание прошло успешно, — рассказывает Алла Владимировна.

Современное здание Центральной проходной появилось тут позже — в 1986 году. На территории завода высажены самые разные деревья — много южных, в том числе орешники, груши и яблони, урожай с которых раньше отправляли в подшефные сиротские дома. Прямо перед музеем боевой техники под открытым небом расположена выставка продукции Уралвагонзавода. Среди экспонатов — миллионный вагон, выпущенный к 75-летию завода, вагон из эшелона к 60-летию ВЛКСМ, который был собран на собственные средства молодежи УВЗ, а также образцы продукции конца XIX века других заводов.

“Мы решили рискнуть”

В начале 1990-х годов после распада Советского Союза “Уралвагонзавод”, расположенный в Нижнем Тагиле, оказался в тяжелом финансовом положении, которое лишь усугублялось год от года. В 1992 году на вооружение в РФ был принят основной боевой танк Т-90, разработанный входящим в состав УВЗ Уральским конструкторском бюро транспортного машиностроения, однако Минобороны не заказывало крупных партий этих машин, а во второй половине 90-х российское оборонное ведомство свело почти к нулю число заказов продукции завода.

15 июня 1995 года водитель-испытатель УВЗ Василий Тропин на угнанном танке Т-72С проехал через Дзержинский район Нижнего Тагила, а затем вернул боевую машину на завод со словами, что хотел “хоть как-то выразить свой протест против беспросветной нищеты оборонки”.

Николай Малых

Николай Малых

Обремененное долгами предприятие в 1997 году возглавил Николай Малых, который, заручившись поддержкой российских властей, решил сделать ставку на экспорт отечественных танков ради спасения “Уралвагонзавода”.

“Еще бы два-три месяца — и завод бы обанкротили. Задолженность по зарплате была семь месяцев, долги энергетикам, газовикам, во все уровни бюджета. Всюду была грязь и запустение. Заказов не было ни на вагоны, ни на танки. Но идея экспорта буквально витала в воздухе, заводчане хотели в продолжение военного сотрудничества с Индией поставлять туда танк Т-72”, — вспоминает Малых.

Демонстрация Т-90 в Нижнем Тагиле, 1998 год
Демонстрация Т-90 в Нижнем Тагиле, 1998 год

По его словам, индийские военные во время начавшихся переговоров с российской стороной о поставках боевых машин не проявили никакого интереса к Т-72, и тогда с согласия российских военных и главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина было решено представить в Индии новую и в то время еще “совершенно секретную” разработку — танк Т-90.

“Мы решили рискнуть. Индийцы заинтересовались, но поставили ряд условий, и по сути они своими предложениями подтолкнули российскую сторону к созданию новой машины, — рассказывает Малых. — Я им дал обещание показать машину, которой у нас еще не было, в феврале 1999 года. Мы работали по графику и первый танк собрали буквально “на коленке”, ведь не было ни брони, ни деталей”.

Индийская делегация в Нижнем Тагиле, 1998 год
Индийская делегация в Нижнем Тагиле, 1998 год

Бывший глава “Уралвагонзавода” говорит, что на первые испытания танка Т-90С индийская делегация приехала в Нижний Тагил:

“Стрельбы шли поздней ночью, индийцы на чалму натягивали шапки, мы им выдали валенки, чтобы они не замерзли у нас, кормили их пирожками, водкой русской поили. Пробеги и стрельбы прошли успешно, а на испытания в Индию мы уже отправили три машины”.

Индийская делегация на УВЗ

Индийская делегация на УВЗ

Андрей Шатов

После похорон лидера на вакантную должность сразу заступил Андрей Шатов по кличке Шат. Уроженец Кубани только что освободился после восьмилетнего заключения, назначенного за убийство. Срок он отбывал в одной из 8-ми колоний, расположенных близ Нижнего Тагила. Шат мог получить высокий пост в преступном формировании гораздо раньше. Именно он стоял у истоков создания ОПГ «Фортуна» в нынешнем виде, но заключение спутало ему все виды на будущее.

Теплая Кубань ни сколь не привлекала его. Нижний Тагил выглядел куда более перспективней. Шат перетащил на Урал своего младшего брата, который под его патронажем стал успешным предпринимателем. Шатову суждено было прожить в ранге главаря всего 2 года. За это время он успел стать владельцем нескольких ресторанов и розничных торговых точек, но больше всего он души не чаял от своего детища – детского конно-спортивного клуба. Не отличаясь большой оригинальностью, Шат дал ему привычное имя «Фортуна».

Дом где был убит Андрей Шатов. Поселок Черноисточинск, 2006 год

Дом где был убит Андрей Шатов. Поселок Черноисточинск, 2006 год

Любовь к лошадям, прошедшая через толщу времени с детства до зрелости, облегчила киллерам найти удачный момент для расправы. В пригороде Нижнего Тагила поселке Черноисточнинском Шатов прикупил себе усадьбу с баней и конюшней. Там он любил отдыхать от праведных трудов, развлекаясь верховой ездой и парной. Сентябрьским днем 2008 года снайпер прервал его досуг единственным, но точным выстрелом. Для убийства была использована довольно редкая модель винтовки «Винторез».

Запредельные нагрузки

Когда “Уралвагонзавод” спешно доводил три танка для отправки на испытания в Индию, не выдержало сердце главного конструктора Владимира Поткина. Он умер на своем рабочем месте 13 мая. А уже спустя четыре дня три танка Т-90 отправились к месту назначения.

Владимир Поткин в Индии

Владимир Поткин в Индии

“Поткин знал, что со здоровьем дело у него дрянь. Врачи требовали срочной госпитализации, но не мог он свалить эту гору ответственности на кого-то другого. Не мог. И танки были собраны и отправлены на испытания. Но в тот день, когда самолеты с танками брали курс на Индию, “Вагонка” прощалась со своим главным конструктором. Он, как солдат, не оставил свой рубеж”, — рассказывает Игорь Баранов, который с 1987 по 2008 год работал заместителем главного конструктора УКБТМ.

Испытания Т-90С в пустыне Тар продолжались около двух месяцев в условиях экстремальной жары, но танки продемонстрировали феноменальную выносливость. Каждая машина прошла более двух тысяч километров по бездорожью, преодолевая песчаные барханы высотой 10–15 метров.

Испытания Т-90С в Индии, 1999 год
Испытания Т-90С в Индии, 1999 год

“Самое сложное для нас и для техники было выдержать эти запредельно высокие температуры, за 50 градусов было не один день. Жуткая нескончаемая жара все время, пока шли испытания. Мы очень переживали за Т-90С — наше детище, которое мы приготовили в очень короткие сроки”, — говорит водитель-испытатель военной техники “Уралвагонзавода” Олег Домрачев, которому довелось одному из первых управлять Т-90С.

На испытания новой техники в Индию приехали высокопоставленные российские военные, среди которых был куратор контракта на всех его этапах генерал-полковник Сергей Маев, возглавлявший в то время Главное автобронетанковое управление Министерства обороны РФ. Он вспоминает, что продвижение контракта шло очень тяжело, индийская сторона хотела сбить цену, высказывая сомнения в заявленных технических характеристиках танка.

1999 г., отправка трех машин в Индию

1999 г., отправка трех машин в Индию

“Механики-водители на испытаниях в пустыне Тар были индийцы, один из них всячески старался перегреть двигатель танка, который к тому времени у нас был еще не полностью подготовлен. Его несколько раз предупреждали, но к концу испытаний, когда до завершения пробега оставалось где-то 500 км, он двигатель все-таки перегрел и вывел из строя. Двигатель поначалу хотели заменить, но потом буквально за сутки починили в полевых условиях на виду у индийцев, и их удивление было безграничным”, — рассказал Маев.

Таким образом попытка дискредитировать двигатель Т-90С лишь сыграла на руку российской стороне в сложных переговорах.

“На подписание контракта я не смог полететь, но когда мне позвонили с борта самолета и объявили о том, что контракт подписан, и подняли за меня рюмку, закричав “Ура!”, то я испытал огромную радость”, — вспоминает Маев.

Первый танк Т-90 индийской сборки, 2004 год
Первый танк Т-90 индийской сборки, 2004 год

Олег Ануфриев

Штурвал управления ОПГ «Фортуна» взял в руки псевдо-бизнесмен Олег Ануфриев, находящийся при делах до настоящего времени. В прошлом, ставший одним из богатейших уральских предпринимателей, «мотал» 2 срока и имеет все основания причислять себя к «синим». Традиции должны соблюдаться неукоснительно. В 1983 году он получил полтора года за хулиганство, а в 1985 успешно защитил своеобразный криминальный диплом – грабеж. В 90-е годы Ануфриев был на вторых ролях, но судьба сама привела его на вершину власти в группировке. Безвестный «солдат», катающийся по городу на потрепанной «девятке», через 20 лет пересел за руль «Бентли» и в салоны самолетов бизнес-класса, довольно часто уносящих его заграницу на деловые переговоры с партнерами, фамилии которых значатся в топе списка Форбс.

В свое время ОПГ «Фортуна» удачно определила направления деятельности. Огромный Нижнетагильский металлургический комбинат – монополист по производству ферросплавов принес в казну группировки первые миллионы. В «смутное» время, когда работники промышленного гиганта, включая его охрану, не получали месяцами денег, «синие» нашли лазейку и начали вывозить с комбината грузовиками продукцию Ее прятали на территории воинской части Внутренних войск в поселке Северный, а потом через аффилированные фирмочки реализовывали потребителям. Одновременно, другая часть группировки занималась привычным делом – поставкой и торговлей наркотиками, скупкой похищенного цветного металла, игорным бизнесом и проституцией.

Теперь в активе ОПГ «Фортуна» почти весь автосервис и автозаправки Нижнего Тагила, а также многие торгово-развлекательные центры и Центральный рынок. Легальным экономическим крылом ОПГ «Фортуна» стало ООО «Вираж Плюс-НТ», принадлежащее Олегу Ануфриеву. Кроме того, он числится в учредителях других ООО – «ОСВ», «Трансинвестком» и «Свадебное».

Со времен руководства группировкой Андреем Шатовым у многих ее членов остались деловые интересы на Кубани. Сам убитый главарь имел там в собственности несколько земельных участков. Ануфриев официально по паспорту имеет регистрацию в Краснодарском крае и руководит там ООО «Базис-НТ». Не трудно догадаться, что загадочная аббревиатура «НТ» означает Нижний Тагил.

Ануфриев оказался более творческой личность и ушел от штампа в названиях, связанного с «Фортуной». Кроме Черноморского побережья Кавказа главу нижнетагильской ОПГ можно часто увидеть в Италии, где у него прикуплена элитная недвижимость. Второе лицо в ОПГ Олег Сохранов, следуя примеру своего шефа, обзавелся недвижимостью в Арабских Эмиратах. Официально Сохранов является генеральным директором ЗАО «Стройкомплекс».

“Лучшая в мире машина”

Со стороны РФ в процессе переговоров принимал участие генеральный директор созданного в то время Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев.

“Параллельно Украина продала свои танки в Пакистан. В 1999 году индийцы выбирали между украинскими танками и нашими, но с учетом того, что наши военные отработали на испытаниях просто уникально, показали и доказали, сумели убедить, что это лучшая машина в мире, [это] послужило переломным моментом, а весь 2000 год уже согласовывались детали контракта”, — отметил Ноздрачев.

Танки Т-90 ВС Индии во время учений, 2011 год
Танки Т-90 ВС Индии во время учений, 2011 год

По мнению Маева, в конечном итоге индийский контракт не только сыграл решающую роль в спасении “Уралвагонзавода, но и позволил создать “хороший задел для наших танков, для нашей армии”. Его слова подтверждает и Александр Потапов:

“Индийский контракт, без преувеличения, вдохнул новую жизнь в заводы и КБ. Дал отрасли мощный импульс. И УВЗ не упустил эту уникальную возможность, а реализовал ее и продолжил свое развитие. В следующем году исполнится 100 лет отечественному танкостроению, к которому отрасль подходит, загруженная заказами, с большими планами на будущее”.

Испытания Т-90С в Индии

Испытания Т-90С в Индии

Своя власть

Всесилие «Фортуны» позволило в 2008 году на выборах мэра Нижнего Тагила обеспечить победу «своему» кандидату. В избирательный фонд Валентины Исаевой шли щедрые финансовые вливания от бизнес-структур, контролируемых Ануфриевым и Сохрановым. Тогда в Нижнем Тагиле случилось небольшое чудо. Кандидат от непобедимой «Единой России» Алексей Чеканов был повержен. Интерес к кандидатуре Исаевой объяснялся тем, что в последние годы группировка планомерно подминала под себя предприятия ЖКХ.

Валентина Исаева

В распределении муниципального заказа веское слово всегда принадлежит главе городской исполнительной власти. «Подход» к чиновнику начался задолго до начала предвыборной компании. Сын Исаевой Игорь работал некоторое время личным водителем Олега Ануфриева, а после победы мамы на выборах бросил баранку и вплотную занялся проблемами городского коммунального хозяйства под патронажем «Фортуны».

В 2013 году местная прокуратура очнулась от летаргического сна и попыталась вывести авторитетных бизнесменов на чистую воду. Против Ануфриева было возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении полномочиями, рейдерстве и организации криминальных банкротств. Активность следователей совпала с попытками «Фортуны» проникнуть в городскую топливно-энергетическую сферу бизнеса.

У многих бизнесменов, включая Ануфриева и Сохранова, а также у бухгалтеров фирм были проведены обыски на дому и изъятие документов с рабочих мест. Ничего доказать не удалось. «Фортуна» может поспорить своей живучестью с итальянской мафией. Инициаторы неудачного «наезда» поплатились своими высокими должностями в главке МВД по Уральскому федеральному округу. Желающих продолжить охоту на «Фортуну» больше не нашлось.

Последнее городское событие, связанное с ОПГ «Фортуна» произошло летом 2016 года, поразив своей леденящей жутью буквально весь город. В карьере был обнаружен обезглавленный труп Олега Зверева, входившего в группировку. Его похитили прямо от подъезда собственного дома, увезли за город в излюбленное место сведение счетов у местных «крутых» – карьер, убили, отрубили голову, тело безуспешно пытались сжечь, а потом давили трактором. Полиция в этом случае разобралась быстро. Конкуренты оказались не при чем. Зверева порешили его сообщники, но убитый не был информатором, никого не предавал и не «крысятничал». Просто молодые люди не поделили женщину.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий