технические характеристики: Коробка передач трактора Т-150
В 80-х гг. прошлого века в СССР остро встал вопрос комплектации колхозов и совхозов, предприятий лесной промышленности мощной спецтехникой высокой проходимости. На тот момент для выполнения сельскохозяйственных работ использовался трактор Т-150 колесный. Но согласно проведенным исследованиям, он не обладал высокой проходимостью, требуемой для транспортировки бревен, плугов и грузов по неустойчивым, рыхлым и вязким грунтам.
В связи с этим был разработан и выпущен на рынок Т-150 гусеничный, столь же мощный, как и его колесный аналог, но отличающийся способностью передвигаться по труднопроходимым местностям. Эта машина расценивалась как универсальный лесовоз и болотоход. Колесная и гусеничная модели отличаются по нескольким параметрам:
- конструкцией ходовой части;
- устройством механизмов поворота;
- конструкцией рамы;
- КПП;
- системами управления.
На гусеничных машинах мотор установлен спереди, коробка передач расположена под кабиной водителя. Особенность управления этой моделью заключается в применении 4 скоростей движения (на колесном аналоге их 3). Причем переключение коробки передач стало возможным при езде под нагрузкой. Для управления гусеницами можно использовать разные передачи, что обеспечивает высокую маневренность техники. Особенность этой модели — разворот на одном месте.
Трактор Т-150К
Трактор Т-150К – это мощная сельскохозяйственная машина, имеющая четыре ведущих колеса, предназначенная для вспахивания, культивации, посева и сбора урожая. Кроме этого, Т-150К используется в качестве транспорта с прицепом и полуприцепом.
- высокая энергонасыщенность,
- универсальность;
- сочетание качеств современного скоростного трактора общего назначения, и транспортного тягача.
Это позволяет круглый год использовать трактор, в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства в районах с умеренным климатом.
Особое внимание при проектировании специалисты уделили созданию комфортабельных условий для тракториста. В его кабине все приспособлено для высокопроизводительного труда.
Перестали включатся скорости на руле т150. Что может быть?
Всем привет. Перестали включатся скорости на руле т150. Подскажите, что может?
КОММЕНТАРИЕВ (13)
Андрей Котов 29 июня 14:32
Назар Кропивцев 29 июня 14:41
Евгений Черных 29 июня 20:56
Евгений Черных 29 июня 20:59
Евгений Черных Даня Антонов 30 июня 03:01
Данил Башкиров Даня Антонов 30 июня 10:13
Назир Махмутов 30 июня 22:20
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт. Ремонт кпп т 150 к своими руками
Гусеничный трактор Т 150 отличается своей ходовой системой. К имеющемуся силовому агрегату крепится муфта сцепления. Мощность двигателя доходит до 150 лошадиных сил. Его запуск происходит благодаря имеющейся пусковой системе для ДВС. Задержки при смене скоростных режимов не происходит.
Модель Т 150К представляет собой мощный сельскохозяйственный колесный трактор, который выпускался Харьковским тракторным заводом. Данный вариант получил широкое распространение на постсоветском пространстве. Двигатель на данной генерации расположен в передней части. Следует отметить наличие раздаточной коробки. Мощность при этом доходит до 165 лошадиных сил.
Номинальные показатели
Основной моделью считают гусеничную версию Т-150, которая относится к третьему тяговому классу. Выпуск ее начался еще в 1971 году, и с тех пор эта машина прочно завоевала любовь аграриев всего постсоветского пространства. На технику ставился двигатель объемом 9 литров, который в максимуме выдавал 150 л.с. В 1983 году разработчики провели замену коробки, поменяв скоростной ряд и увеличив тяговое усилие с 30 до 40 кН.
У колесной версии трактора Т-150 столько же скоростей, сколько и у гусеничной, при этом диапазон показателей значительно отличается.
Что необходимо знать о работе коробки передач
На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.
Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.
Схема переключения режимов
На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.
Устройство КПП
В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.
Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.
Расход топлива т 150к
Расход топлива трактором т 150к меняется в зависимости от выполняемой задачи. При повышенной нагрузке расход топлива может увеличиваться на 50%. Стоит, отметит, что данный трактор т 150, в отличие от его зарубежных конкурентов , не прихотлив к качеству дизельного топлива. И это является его большим плюсом.
Характеристика т 150к
Масло в ведущих мостах, л | 30 |
Масло в гидросистеме навесного устройства, л | 38 |
Масло в двигателе, л | 25 |
Масло в коробке передач, л | 18 |
Масло в рулевом управлении, л | 40 |
Масло в редукторе ВОМ, л | 6 |
Охлаждающая жидкость, л | 30 |
Тип охлаждающей жидкости | тосол или вода |
Топливо, л | 330 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности двигателя, г/кВт.ч. (г./л.с.ч.) не более | 248 (182) |
Удельный расход топлива при максимальной мощности на ВОМ, г/кВт.ч. (г./л.с.ч.) | 258 (190) |
Типичные проблемы и способы устранения
В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.
Основные неисправности таковы:
- для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
- педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
- при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
- переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
- передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
- пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
- если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.
Модификации
Трактора серии 150 на сегодня имеет четыре модификации, причем все они относятся к модели Т-150К.
На ее базе выпущен армейский вариант Т-154, с помощью которого выполняют инженерно-строительные работы и буксируют несамоходные артиллерийские установки.
Отличия от базовой модели состоят в наличии буксировочного крюка вместо маятниковой навески, возможности предпускового прогрева двигателя, более высокой скорости передвижения. Кроме того, задняя полурама сделана удлиненной и несет на себе грузовой кузов.
Модифицированная машина Т-156 оснащена ковшом и способна выполнять погрузочные работы, а ЛТ-157 является трелевочным трактором и используется на лесозаготовках.
Машины харьковского завода явился базой и для разработки Рыбинским заводом одноосного тягача, работающего в составе самоходных скреперов и асфальтовых катков. У него задняя рама заменена рамой соответствующей машины и модифицирован шарнир между полурамами.
Трансмиссия трактора Т-150
Отличие коробки передач трактора Т-150 от подобных узлов схожих сельхозмашин – наличие двух тормозных валов, которые предназначены для движителей слева и справа. Это способ изменения скорости и тяги машины и средство разворота трактора в любом радиусе. Для колесной и гусеничной модификации модели Т-150 КПП унифицированы и работают с главной передачей в виде планетарных редукторов.
Гусеничные тракторы оборудуют двухпоточной коробкой с распределением передачи на определенную гусеницу. У колесных (Т-150К) тяговое усилие к ведущим мостам передается посредством раздаточной коробки. В КПП также включен ВОМ для управления навесным оборудованием.
При смене скоростей в коробке передач должно поддерживаться давление в рабочих цилиндрах. Для этого при разработке техники были добавлены гидроаккумуляторы, состоящие из корпуса, крышки, поршня и пружины.
Заключение
Коробка передач, которая устанавливается на трактор Т150, разработана и сконструирована именно с учётом особенностей работы на тяжёлой гусеничной технике. Такое устройство коробки передач позволяет обеспечить хорошую ремонтопригодность. Тем более что данный трактор выпускается уже несколько десятков лет (с небольшими изменениями), он хорошо известен как водителям, так и механикам. Запчастей для этого механизма повсюду множество, они стоят адекватных денег.
Учитывая минимум электроники (а точнее – полное её отсутствие), сборка КПП Т 150К не составит труда для опытного мастера.
Поломки трансмиссии и их устранение
Трактор Т-150 отличается надежностью даже на значительном пробеге. Для сохранения работоспособности техники проводится плановая диагностика с заменой отработавших расходников. В зоне внимания должно быть:
- уровень трансмиссионной жидкости;
- состояние фильтров;
- целостность уплотнителей;
- показатели давления масла.
- Переключение передач происходит с усилием. Возможная проблема – загрязнение золотника распределителя.
- Педаль муфты сцепления не возвращается в исходное положение с одновременным затрудненным включением рядов. Мера устранения – регулировка длины тяги блокировки.
- При переключении скоростей снижаются обороты двигателя. Причина – нарушение работы распределителя коробки, в частности разрыв прокладки или износ кольца.
- Рывки при переключении скоростей. Причина – залегание перебросных клапанов. Устранение – снятие и промывка гидроаккумулятора.
- Слабая фиксация положений передач. Причина – слабость пружины распределителя. Устранение – установка фиксатора ролика и натягивание пружины при помощи регулировочного винта.
- Пониженное давление. Причина – залегание перепускного клапана. Устранение – снятие и промывка клапана и фильтра.
- Неправильные показатели манометра. Причина – забитое отверстие дросселя или поломка манометра. Устранение – замена устройства.
Схема и устройство КПП
Устройство коробки передач каждой модели трактора отличается. У гусеничной машины КПП двухпоточного типа, с возможностью передачи усилия каждой гусенице. Конструкция муфты сцепления двухдисковая, замкнутого типа.
Имеются несколько режимов работы трансмиссии:
- рабочий;
- транспортировочный;
- замедленный;
- реверсионный.
Всего 4 скорости: 3 передних и 1 задняя. Выбор передач возможно во время полной остановки, что позволяет трогаться с высоким тяговым усилием. Переключение механизмов трансмиссии во время движения происходит без потери мощности.
У колесной модели иное переключение КПП, схема которой включает 3 позиции: 2 передние и 1 заднюю. Начиная с 1983 г., у колесных тракторов этой серии скоростной ряд был изменен, что позволило увеличить тяговое усилие до 40 кН. В новой модификации КПП был установлен ходоуменьшитель, позволяющий машине передвигаться на пониженных передачах. Управление также осуществляется за счет поворота полурам.
Двигатель СМД-60
Все модификации тракторов оснащаются дизельными шестицилиндровыми четырехтактными наддувными двигателями СМД-60 со 150-сильной номинальной мощностью. Разработаны они специально под эти машины, имеют V-образное размещение цилиндров и жидкостное охлаждение.
Запуск двигателя двойной: с кабины с помощью электростартера запускают пусковой бензиновый мотор, который служит для раскрутки основного агрегата. Трактор Т150 снабжен трехступенчатой системой высокоэффективной очистки воздуха, подаваемого в топливную систему. В ее составе инерционно-масляный (тонкой очистки), двухступенчатый (имеет эжекционное удаление оседающей пыли) и сухой циклонный фильтр.
Для облегчения запуска мотора при температуре меньше -5ºС предусмотрен предпусковой нагреватель ПЖБ-300.
Технические характеристики трактора Т-150К
Ознакомьтесь также с этими статьями
- Мотокультиватор Крот МК-1А
- Сеялка СЗП 3.6
- Трактор ЛТЗ-55
- Трактор МТЗ-2022
Диапазон | Передача | Скорость м/с (км/ч) | Тяговое усилие КН (кгс) |
I | 1 2 3 4 | 0,93 (3,33) 1,06 (3,81) 1,25 (4,50) 1,66 (5,97) | 60,00 (6000) 60,00 (6000) 60,00 (6000) 58,00 (5800) |
II | 1 2 3 4 | 1,95 (7,00) 2,22 (8,00) 2,63 (9,50) 3,48 (12,50) | 50,00 (5000) 43,00 (4300) 36,00 (3600) 25,00 (2500) |
III | 1 2 3 4 | 4,52 (16,27) 5,17 (18,62) 6,11 (22,00) 8,36 (30,07) | 21,90 (2190) 19,05 (1905) 15,80 (1580) 10,25 (1025) |
Задний ход | 1 2 3 4 | 1,40 (5,03) 1,61 (5,80) 1,89 (6,80) 2,54 (9,02) | 60,00 (6000) 59,00 (5900) 49,00 (4900) 35,00 (3500) |
Ходовая часть
Гусеничная машина перемещается за счет двух гусеничных цепей, каждая из которых установлена на две подрессоренные балансирные каретки подвески и два поддерживающих ролика. В движителе предусмотрены цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, призванные уменьшать толчки от наезда на препятствия.
Колесный вариант реализован с четырьмя колесами, по одному на каждой стороне переднего и заднего моста. Резина на трактор устанавливается широкая, что позволяет уменьшить давление от его веса на грунт. Все четыре шины одинаковые, моделей ФД-14А или ФД37 и имеют маркировку соответственно 530R610(21,3R24) и 610R655(23,1R26).
Достоинства и недостатки
Колесная и гусеничная модели Т-150 имеют многочисленные преимущества. У каждого трактора они свои. Достоинства колесного:
- более быстрая скорость на магистральных дорогах с твердым покрытием;
- возможность установки задних и передних колес одинакового диаметра, что увеличивает грузоподъемность машины;
- на задней полураме трактора есть пространство, позволяющее одновременно агрегатировать несколько видов оборудования сельскохозяйственного назначения;
- простота в обслуживании и хранении.
- оказывает в 2 раза меньшее давление на грунт, чем колесный;
- при буксировании меньше повреждает дорожное покрытие;
- тяговое усилие на 30% выше, чем у колесного;
- меньший расход горючего;
- более комфортные условия работы для оператора.
Из недостатков колесной модели отмечают следующие характеристики:
- невысокие показатели безопасности труда, в связи с чем разработчиками было принято решение установить кабину со встроенным защитным каркасом;
- большой расход горючего.
Недостатки гусеничной модели:
- тракторам на гусеничной базе запрещено движение по дорогам общего пользования (с твердым покрытием);
- короткая база, осложняющая агрегатирование тяжелой техники и грузов;
- невысокая скорость;
- необходимость регулярной замены гусеничной цепи в связи с ее быстрой изнашиваемостью.
Цена и отзывы владельцев
Рынок предлагает 3 вида тракторов серии Т-150 Харьковского завода:
- бывшие в употреблении;
- после капитального ремонта;
- только что сошедшие с конвейера.
Цена зависит от состояния машин и их модификации, и колеблется в диапазоне 500-1900 тыс. рублей. Определиться с выбором трактора помогут отзывы тех, кто имеет опыт работы с этой спецтехникой.
Олег 45 лет, Владивосток.
Трактор надежный и выносливый. Пригоден для всех видов работ на полях и может использоваться как бульдозер. Если покупать б/у, нужно смотреть состояние заклепок на подрамниках. Если битые, такую технику лучше не брать, постоянно будет в ремонте.
Николай 51 год, Сургут.
Работал с этим трактором больше 10 лет. Лучше покупать машину с ЯМЗ двигателем, он более мощный и неприхотливый. Гусеничный невыгоден тем, что ходовая быстро стирается песком. А цена у гусениц не маленькая. Все остальные запчасти на трактор стоят копейки.
ли со статьей или есть что добавить?